Внешняя политика ссср в послевоенные годы. «холодная война. Мир и ссср в состоянии «холодной войны»: основные направления внешней политики в послевоенные годы

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Результаты Второй мировой войны коренным образом изменили соотношение сил в мире:

1) СССР стал одной из ведущих мировых держав, без которой теперь не решался ни один вопрос международной жизни;

2) одновременно возросло за годы войны господство и могущество США, что позволило американской администрации уже в 40-х гг. начать отход от соглашений военного периода.

Все это привело к тому, что в советско-американских отношениях наступила полоса резкого охлаждения, было положено начало «холодной войне».

Советский Союз был обеспокоен ядерной монополией США, попыткой их диктата в отношениях с другими странами. Одновременно США были встревожены большим ростом авторитета СССР в Европе и во всем мире.

Администрация США в 1947 г. приняла «плана Маршалла», суть которого заключалась в возрождении западно-европейской экономики благодаря предоставлению финансовой помощи и новейших технологий из-за океана. Такая помощь не предоставлялась тем режимам, где имели влияние компартии. Стремление западноевропейских стран и США к обеспечению политической стабильности и военной безопасности вылилось в образование блока НАТО в 1949 г.

Одновременно в странах Восточной Европы проводились следующие мероприятия:

1)в странах, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, подобная сталинской модели государственного социализма;

2) формирование дружественных политических режимов в Восточной Европе являлось главной целью внешней политики советского руководства в первые послевоенные годы;

3) в 1945–1948 гг. СССР заключил двусторонние договоры с Чехословакией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Румынией, Албанией и Югославией;

4) был создан военный блок социалистических государств – организация Варшавского договора (ОВД);

5) создано экономическое объединение – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

После Второй мировой войны начался распад мировой колониальной системы . СССР воспользовался им для установления своего влияния в ряде стран, освободившихся от колониальной зависимости почти на всех континентах – в Азии, Африке, позднее в Латинской Америке. Этому удачно способствовали интернациональный имидж Советского Союза и его противостояние бывшим колониальным державам.

Сложился биполярный мир, в котором находились в состоянии противоборства лагерь капиталистических стран во главе с США и социалистический лагерь под руководством СССР. Соперничество стран, получившее название «холодной войны», проявлялось не только в военно-технической области, но и в сферах экономики, культуры.

Особенно обострились взаимоотношения между США и СССР во время войны в Корее (1950–1953 гг.). В ходе войны СССР и Китай поддержали прокоммунистические силы, а США – их противников. В результате войны страна была разделена на два государства: Северную и Южную Корею.

Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный вес Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход

СССР в 1940 г.

Внешняя политика. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

В борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. С этой целью советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе (где к 1949 г. произошли «социалистические революции»), коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи. В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.



Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи (1949 г.). Спустя несколько лет СССР объединил часть из них в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора (1955

Состав Организации Варшавского договора /1955-1990гг./: Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Состав Совета экономической взаимопомощи /1949­1990гг./: Албания/ до 1962г./, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния.

Активно содействовала наша страна коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

Конфронтационной риторике и соответствующей политике советской стороны США и их западные партнеры противопоста­вили взятую на вооружение с 1947 г. доктрину «сдерживания ком­мунизма», носившую не менее конфронтационный характер и аде­кватную ей политику. США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

Восстановление экономики СССР. Несмотря на одер­жанную победу, возвращение к мирной жизни было трудным. Слишком велики были потери, понесенные Советским Союзом в годы войны. Было разрушено и уничтожено 1710 городов и посел­ков городского типа, более 30 тысяч сел, около 32 тысяч промыш­ленных предприятий, почти 100 тысяч колхозов и совхозов, более половины городского жилого фонда и 30 процентов домов сель­ских жителей. В два раза сократилось производство зерна и мяса. Страна потеряла 30 процентов своего национального богатства. Огромными были людские потери - по меньшей мере, 27 мил­лионов человек.

На выбор путей восстановления экономики СССР непо­средственным образом повлияли оценка и действия советского руководства в международной области. Причем, в развернувшейся напряженной дискуссии при рассмотрении в 1945-1946 гг. проекта четвертого пятилетнего плана победу одержали сторонники воз­врата к довоенной модели экономического развития. Главную роль среди них играли Г. М. Маленков и Л. П. Берия, поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности. Опираясь на исследо­вания экономиста Е. С. Варги, они утверждали, что капитализм справляется со своими внутренними противоречиями. Все это де­лало, по их мнению, международную обстановку очень тревож­ной, тем более что обладание атомной бомбой давало западным государствам явное военное превосходство над СССР. При таком подходе ускоренное развитие военно-промышленной базы нашей страны представлялось абсолютным приоритетом.

Победе консервативной тенденции способствовал неуро­жай 1946 г. Голод свирепствовал в большинстве областей Черно­земной полосы Средней и Нижней Волги, Южного Урала, Запад­ной Сибири, Украины и в соседних с ней областях Белоруссии, Молдавии. В конце 1946 г. не было обеспечено хлебом более 100 млн человек.

До конца 1947 г. в стране сохранялась карточная система на основные виды продовольственных и промышленных товаров. Сами крестьяне, не имея паспортов, не могли покинуть деревню и кормились в основном за счет приусадебных участков, получая за работу в колхозе символические трудодни. Голод, в свою очередь, спровоцировал огромную волну преступлений. Лишь в 1947 г. за уголовные преступления было осуждено более 1,3 млн. человек. Из них большую часть составляли хищения государственного хле­ба.

Неурожай, преступность послужили предлогом для уже­сточения контроля над крестьянством. В 1947-1948 гг. правитель­ство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, которые напомнили о худших временах первой пятилетки. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу закону от 7 ав­густа 1932 г. об охране социалистической собственности, преду­сматривали от 5 до 25 лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность». Под предлогом укрепления дисциплины началось преследование колхозников, рабочих совхозов и единоличников. Жители деревни назвали это «вторым раскулачиванием», которое в основных чертах повторило раскулачивание 30-х годов: насильственное изъятие зерна наращи­вание госзапасов и экспорта хлеба, высылка непокорных в отда­ленные места.

Соответствующие меры стимулировали массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946-1953 гг. По сути, именно в эти годы возникают те безлюдные деревни, которые ныне исчисляются тысячами. В кон­це 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов на­столько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд хозяйственных мер, провести дискуссии о сельскохозяйственной политике. Важное место отводилось укрупнению колхозов. С 1950 по 1952 гг. их количество сократилось с 252 тыс. до 94 тыс.

В промышленности первые послевоенные годы были отме­чены бурным ростом (1946-1948 гг.) основных производств. По официальным данным, уже в 1948 г. объем промышленного про­изводства достиг довоенного уровня, а в 1950 г. превысил его на 73 процента. Только в 1948-1950 гг. было введено в строй свыше 6 тысяч крупных промышленных предприятий. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в два раза. Этим успе­хам способствовал не только самоотверженный труд советских людей, но и максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет «экономии» на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Герма­нии (4,3 млрд. долларов). Они обеспечили обновление значитель­ной части станочного парка промышленности.

Общий уровень жизни населения оставался низким. Силь­ная инфляция резко снизила покупательную способность рубля. В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа,носившая конфискационный характер. Вклады населения в сберкассах 10 тыс. рублей и более уменьшались на 2/3. Лица, хранившие деньги вне сберкасс, получали один новый рубль вместо 10 старых. Одно­временно была отменена карточная система. В результате многие виды товаров, продававшиеся по коммерческим ценам, сделались недоступными для широких слоев населения. Именно поэтому в 1947-1950 гг. цены на товары массового спроса директивно сни­жались 5 раз, хотя и в 1950 г. они более чем в 3 раза превышали средний довоенный уровень, а заработная плата увеличилась за это же время лишь на 50 проц. Впоследствии этот процесс отло­жился в массовом сознании как «сталинские регулярные снижения цен».

Крупным политическим и организационным мероприятием стала массовая демобилизация советских воинов из Вооруженных Сил, которая завершилась к началу 1948 г. Всего было проведено шесть ее очередей. Первая и вторая - в 1945 г., третья - с мая по сентябрь 1946 г. и остальные очереди - в 1947 г. Численность Воо­руженных Сил сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. чел. в 1948 г. При демобилизации из армии ушло значитель­ное количество офицеров. Из числа уволенных 287 тыс. офицеров и генералов более 100 тыс. составляли медицинские работники и 46 тыс. - учителя. Вместе с тем, проводя сокращение Вооружен­ных Сил и демобилизацию офицерского состава, принимались все меры, чтобы в армии были оставлены лучшие военные кадры.

Лучшие умы и огромные ресурсы были брошены на соз­дание новых видов вооружений и, прежде всего, атомной бомбы. В результате усилий советских конструкторов и разведчиков, «поза­имствовавших» у американцев важные атомные секреты, уже в 1949 г. Советский Союз создал свою ядерную бомбу. А в 1953 г. СССР первым в мире испытал водородное оружие.

Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро иссякать. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 году, раскола мира на два социально-политических блока. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 года в присутствии нового американского президента Г.Трумэна. В выступлении У.Черчилля, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы 2 стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная цель: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма» 1946 год - правительство США должно было жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Советского Союза. Политика сдерживания рассматривалась как способ предотвращения новой мировой войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения). Перспективная цель: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. «Победа,- открыто заявлял Трумэн,- поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства мира». Политический смысл этого выступления заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Итоги конфронтации Запада и Востока, приведшей к началу «холодной войны», наметились еще в годы Второй мировой войны, когда реакционные силы США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу - «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда - негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

В 1946 году разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами - бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

Советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации - американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО - военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них - «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

Одновременно Вашингтон предложил проект учреждения наднационального контроля над атомной энергией («план Баруха» летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

  • 11. Внешняя политика Ивана IV и её последствия.
  • 15. Внешняя политика России при первых Романовых.
  • 16. Социально-экономическое и политическое развитие России во второй половине XVII в.
  • 17. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Начало правления Петра I.
  • 18 .Внешняя политика Петра I. Северная война.
  • 19. Реформы Петра Великого и их значение.
  • 22.Внутренняя политика России в 1762-1796 гг. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.
  • 23.Российская империя в эпоху Павла I.
  • 24. Внутренняя политика России в первой четверти XIX в.
  • 25. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война.
  • 26. Движение декабристов: идеология и политическая практика.
  • 27. Российская империя в эпоху Николая I.
  • 28. Общественные движения в России во второй четверти XIX в. Западники и славянофилы, революционные демократы в русской общественной мысли.
  • 29. Внешняя политика России во второй трети XIX в. Крымская война (1853-1856 гг.): причины и итоги.
  • 30. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права.
  • 31.Либеральные реформы 1860-1870-х гг. В России и их значение.
  • 32. Революционные народники 70-х-нач. 80-х годов XIX в: основные течения, теория и практика борьбы.
  • 44. Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 45. Образование ссср.
  • 46. Политика «военного коммунизма», её сущность и значение.
  • 49. Политическая система ссср в 1930-е гг.
  • 52. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и её окончание.
  • 54. Решающая роль ссср в победе над фашистской Германией. Итоги и уроки Второй мировой войны.
  • 56. Внешняя политика ссср в послевоенный период. «Холодная война».
  • 60. Общественно-политическое и экономическое развитие России в 90-е гг.
  • 56. Внешняя политика ссср в послевоенный период. «Холодная война».

    В послевоенный период СССР и западные державы перешли от сотрудничества к конфронтации. Началась эра «холоднойвойны» – идеологического, политического противостояниякапиталистичкскойи социалистической систем. Руководители западных держав старались не допустить расширения сферы влияния СССР в странах центральной и юго-восточной Европы. СССР, в свою очередь, стремились укрепить свои позиции в этих странах, помогая проведению преобразований по советской модели«государственного социализма»Конфронтация систем особенно ярко проявилась в противостоянии между 2-мя сверхдержавами– СССРи США. Она включала в себя такие действия как:военно-политическоедавление, угрозы и шантаж;создание военных баз и блоков; идеологическую пропаганду.

    1946 – речь Черчилля в Фултоне, начало Холодной войны.

    1947 – план Маршалла: оказание срочной финансовой и экономической помощи странам Европы при условии выведения коммунистов из правительств – страны Восточной Европы отказались от этого плана.В 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор, оформивший военный союз США и 11 западных стран (НАТО). 1949– разделение Германии наГДРиФРГ(1961 – Берлинская стена).

    В 1946 – 1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства.В 1949 создан Совет Экономической Взаимопомощи, в его состав вошли: Албания (до 1961), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, ГДР. Одной из причин его создания был бойкот странами запада отношений с государствами Восточной Европы. Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений.

    Перед лицом военной угрозы в 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создали военный союз – Организацию Варшавского Договора. В 1945 США испытали атомное оружиев г.Хиросимаи НагасакиВ 1949СССРиспытал атомную бомбу,в 1955СССРиспыталводородную бомбу Корейская война(1950-1953)– конфликт между частями Кореи, поделённой после 2 МВ на две части, США поддержали Южную Корею, СССРи Китай поддержалиСеверную.Итог: Незначительные территориальные уступки в пользу Республики Корея (Южной).

    Итоги: окрепли позиции СССР на мировой арене, но политика конфронтации Востока и Запада способствовала росту напряжённости в мире.

    57. Советское общество в 1953-1964 гг. Политические и экономические преобразования. После смерти Сталина наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия иХрущёв.Равновесие являлось крайне неустойчивым,каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия– через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков– заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа. Объективно ситуация сложилась благоприятно дляХрущёва.Долгие годыХрущёвотносился к Сталину с неподдельным обожанием, принимая все, что он говорил, за высшую истину. Сталин доверялХрущёву, выдвигая его на ответственные посты в Москве и на Украине. Находясь на высоких постах,Хрущёвбыл причастен к сталинским репрессиям, подписывал приговоры, обличал «изменников». И вот теперь именно Хрущев взял на себя инициативу объединить членов руководства на акцию против Берии. Хитростью, угрозами, что тот не пощадит никого,ондобился своего. В середине июня 1953 г. на одном из заседаний, которое вел Маленков,Хрущёввыступил с обвинениями в адрес Берии в карьеризме, национализме. В сентябре 1953Н. С. Хрущёвбыл избран Первым секретарем ЦК КПСС,Л. П. Берия арестован,

    Создан Комитет государственной безопасности. По инициативе Н. С. Хрущева и под его личным контролем был ликвидирован ГУЛАГ. Началась реабилитация: миллионы безвинно репрессированных людей получили возможность вернуться домой. Это был великий гуманистический акт, важный шаг в процессе десталинизации советского общества. Оттепель. 20 съезд КПСС(1956) – либерализация общественно-политической жизни, было принято постановление ЦК КПСС о преодолении культа личностиСталина и его последствий.В печати началась критика культа личности И. В. Сталина.

    Во второй половине 50-х годов: осуществлена реформа системы правосудия, утверждено новое уголовное законодательство. В 1957 за выступление против Хрущёва Маленков, Молотов и Каганович были исключены из партии, возрастал культ Н. С. Хрущёва. В 1957 восстановлена автономия Карачаевского, Балкарского, Калмыкского, Чеченского народов.На 22 съезде КПССв октябре1961утверждена новая программа КПСС, провозгласившая переход к «развёрнутому коммунистическому строительству», Сталин был убран из мавзолея. После отставки Хрущёва разоблачение культа личности Сталина закончилось.

    Н. С.Хрущёв считал подъем сельского хоз-ва главной задачей:увеличенызакупочные цены наколхозно-сельскуюпродукцию.Увеличилосьфинансированиесельскогохоз-ва.

    В 1956 введена новая система налогообложения (с единицы земельной площади)

    С 1954 началось освоение целинных земель (Южный Урал, Сибирь, Казахстан)

    Вся совокупность экономических мер позволила добиться успехов в развитии аграрного производства. Прирост сельхозпродукции составил 34%. Начался процесс объединения колхозов в совхозов.

    С 1964 года колхозники получили паспорта (полномочия гражданина).

    В 1959 принято решение выращивать кукурузу в СССР, её сажали даже за Полярным кругом. Итог: сократились посевные площади под рожь и пшеницу, урожайность кукурузы низкая, кризис, засуха 1963.Результатом непродуманных действий стала покупка зерна за рубежом.В промышленности построены тысячи крупных промышленных предприятий. Развивались новые отрасли: радиотехника, ракетостроение.

    Социальная политика : Цель: поднять жизненный уровень населения

    1) пенсии повышены в 2 раза 2) повысилась минимальная зарплата, прекращён выпуск облигаций гос.займов, началось жилищное строительство, за 10 лет жилищный фонд вырос на 80%,массовое переселение из бараков, подвалов в квартире.

    С 1960 г сокращена рабочая неделя сокращена на 2 часа в субботние и предпраздничные дни.

    Реформа образования: всеобщая 8-летка, вгородах10-летнееобразование и отменено раздельное обучение в школах. Созданы ПТУ (для тех, кто закончил 8 классов)

    Общественная жизнь изменилась: начало космической эры: 4 октября 1957 первый спутник,1961 полет Гагарина, Терешковой, Леонова; открытие новых театров, журналов,НИИ

    Внешняя политика 1961– возведена Берлинская стена, 1962– Карибский (Кубинский) кризис. Американцы устанавливали ракеты в Турции,нацеленныена СССР.СССР договорился с Кубой о размещении советских ракет на Кубе. США потребовал убрать ракеты из Кубы. В итоге ракеты убрали. Предотвратить международный конфликт (возможную 3 мировую войну) помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущёва

    58. Тенденции социально-экономического и политического развития советского общества в 1965-1985 гг. С отставкой Н. С. Хрущёва завершился процесс либерализации общественно-политической жизн, окончились начатые им преобразования. Застой. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев (1964-1982). Председателем Совета министров назначен А. Н. Косыгин (1964-80), ранее руководивший министерством легкой и текстильной промышленности. В руководстве страны в то время обозначились две тенденции дальнейшего развития. Часть руководителей считали необходимым продолжать реформаторский курс в экономике и либерализацию общественно-политической жизни, но в рамках существующей системы, другие были за консервативный путь. В итоге сложился умеренно-консервативный курс, в котором возобладали тенденции отхода от десталинизации, была разработана концепция «развитого социализма» как длительного этапа по совершенствованию социализма на пути построения коммунизма. Идея коммунистической перспективы становилась более отдаленной во времени. В развитии общественно-политической жизни чётко прослеживались 2 тенденции: демократическая и антидемократическая. Расширились полномочия местных Советов, при них действовали общественные объединения из представителей различных категорий населения, но соотношение социального состава Советов определялось партией.

    В 1964 произошло объединение промышленной и сельской партийных организаций, ужесточилась цензура. 1965 – реформа планирования, управление промышленностью и строительством. Причины: низкие темпы экономического развития, кризис в с/х. Целью реформы являлось усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена предприятий,усовершенствовать централизованное планирование.

    Предлагалось: 1) оценка работы предприятий не по валовой продукции, а по реализованной и по полученной прибыли. 2) сокращение числа плановых показателейс 20 до 53) укреплениехоз.расчётапредприятий, сохранениев их распоряжении большейдолю прибыли, которая должна былаидтина материальное поощрение работников, строительство жилья, техническое обновление производств.К началу 70-х реф-ма дала неплохие результаты: 8 пятилетка 1965-1970 была лучшей за все послевоенные годы, национальный доход вырос на 45%, продукция промышленности на 30%,открылся Волжский автозавод в Тольятти, начался массовый выпуск а/м «Жигули». Построено развитое социал.общество, началось усовершенствование.Постепенно от реформы отказались,причны:противодействие со стороны Брежнева и партийного аппарата, недоверие к реформе со стороны министерств, начало развития нефтяной и газовой промышл.; Восстание против социализма в Чехословакии.

    В 1977 принята новая Конституция.Она содержаластатью, объявлявшей КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром ее политической системы». Еёназывают Конституцией развитого социализма. Отсутствие гласности по важным вопросам гос. и общественной позиции Относительно безбедно жить в 70-80годы СССР позволялинефтедоллары(доллары, получаемые в результаты экспорта нефти)В 1978-1985 темпы экон.развития снижались, в с/х переломить негативную тенденцию не удалось. Повысились цены на колхоз. продукцию. В 1982 принята продовольственная программа, которая провалились, в некоторых регионах введены карточки.

    В экономической области были следующие проблемы: 1) неэффективность централизованного планового управления 2) давлениеВоенно-Промышленного комплексана все народное хозяйство 3) отставание в научно-техническом и технологическом процессе 4) тенденция к замедлению роста основных плановых показателей развития народного хозяйства 5) остаточный принцип выделения средств на социальные нужды6) неспособностьруководства страны оценить назревшие перемены и принять адекватные меры

    В общественной жизни прекращено разоблачение культа личности Сталина. В 1965 на праздновании 20 лет победы в ВОВ впервые назвали Сталина великим политическим деятелем, с этого момента о Сталине говорится только положительно – неосталинизм. Возникло движение диссидентов – людей, открыто выражавших свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей.Ю. В. Андронов генеральный секретарь ЦК КПСС1982 – фев. 1984

    К. У. Черненко генеральный секретарь ЦК КПСС фев. 1984 – фев. 1985

      Перестройка. Общественно-политический кризис и распад СССР (1985-1991 гг.)

    М. С. Горбачёв генеральный секретарь ЦК КПСС (март 1985 – август 1991), приступилк обновлениюсоциализма, хотел соединить социализм и демократию.

    Апрель 1985 – программа реформ, ключевое слово «Ускорение». Ускоритьнужно было все: развитие средств производства, соц. сферу, работу производства, работу партийных органов, а также научно-технический прогресс, человеческий фактор. Задача 1: ускоренное развитие машиностроения, в котором предусматривалась основа перевооружения всего народного хозяйства. Задача 2: программа дать каждой семье квартиру или дом(провалилась).

    1985-1986 – борьба с нарушениями производственной дисциплины, коррупцией1985-1988– антиалкогольнаякомпания,увеличилась смертность из-за отравления подпольным спиртным.

    Апрель 1986 катастрофа на Чернобыльской АЭС. Итоги политики ускорения: потери бюджета, обострения ситуации в соц. сфере. 1987 – концепция ускорения меняется на перестройку (более широкое понятие, включающее перове.) Перестройка не только экономики, но и реформы полит.системы, идеологии. Цель: избавит социализм от отдельным недостатков. Вводятся новое политическое мышление и гласность. НПМ – признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, деидеологиза-ция межгосударственных отношений, разоружение, совместное решение глобальных проблем современности. В 1987 подписан договор с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 1989 – сокращение стратегических наступательных вооружений, вывод советских войск из Афганистана. М. С. Горбачёв получил Нобелевскую премию мира. Гласность – это открытое обсуждение актуальных проблем современности.

    1987 – экономическая реформа, переход от административных к экономическим методам управления производством, права предприятий были расширены, могли выходить на внешний рынок. широкими правами наделялись предприятия. Директивный госплан заменен госзаказом. В 1988 принят закон о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности. Летом 1990 Верховный совет СССР принял постановление о переходе к регулируемой рыночной экономике. Программа предполагала контроль со стороны гос-ва над складывающимся частным сектором. Но всё же большинство проблем было не решено, что вызывало социальные протесты.Июль 1988 – 19 партконференция, реформа полит. системы. Политической целью перестройки была провозглашена передача властиот КПСССоветам. Впервые заговорили о создании правового гос-ва и гражданского общества.В 1989 учрежден Съезд народных депутатов,был сформирован Верховный совет СССР– высший законодательный орган, председатель М. С. Горбачёв.На 1 и 2 съездах нар. Депутатов сформировалась межрегиональная группа во главе с Б. Н. Ельциным и А. Собчаком. Единый лагерь сторонников перестройки раскололся на 2 потока: политический и национальный радикализмы.

    Распад СССР: Неспособность центральной власти справиться с экономическими проблемами вызвала растущее недовольство в республиках: 1986 – демонстрации в Алма-Ате (Казахстан), участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов. Парад суверенитетов: 1988 – Эстония приняла декларацию о суверенитете,1989 – Латвия, Литва, Азербайджан, 1990 – Молдавия. 12.06.90 I Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о суверените России, первым президентом стал Б. Н. Ельцин. Россия решила первой перейти к рынку.

    3 съезд Народных депутатов СССР (март 1990)назвал эти решения односторонними, не имеющими политической силы. На съезде был принят закон о порядке выхода союзных республик из состава СССР,введена форма президентского правления, первым президентом СССРизбранМ.С. Горбачёв.Съезд отменил 6 статью Конституции, которая законодательнозакрепляларуководящую роль КПССв обществе и государстве, Формируется многопартийностьпод лозунгом «никакого коммунизма и социализма», все за либерализм. КПСС признал целесообразность перехода к рыночной экономике с развёрнутой система защищенности населения.

    4 съезд Народных депутатов СССР высказался за сохранение СССР и преобразование его в демократическое федеративное гос-во. Проведён всесоюзный референдум, 76,4% процента населения сказали союзу «да». В мае 1991 состоялись переговоры М. С. Горбачёва с руководителями 9 союзных республик о новом союзном договоре, начались всесторонние перемены, это углубило раскол в обществе: люди опасались, что экономический кризис усилится. 19.08.91 М. С. Горбачёв отстранен от власти, введено чрезвычайное положение, создан ГКЧП (гос. комитет по чрезвычайному положению), их задачей было восстановление СССР. В Москву ввели войска, устанавливался комендантский час. Президент России Б. Н. Ельцин расценил эти действия как антиконституционную попытка гос. переворота, предпринятуюэлитой старого бюрократического аппарата с целью пресечь демократическое обновление общества и вернутьсяктоталитаризму.22.08.91 члены ГКЧП были арестованы, запрещена деятельность КПСС.

    8 декабря 1991. Беловежская пуща: Лидеры РоссииБ. Н. Ельцин, УкраиныЛ. М. Кравчук, БелоруссииС. С. Шушкевич объявили о прекращении действия союзного договора 1922 и подписали соглашение о создании СНГ– союзанезависимых государств. 21 декабря в Алматек СНГ присоединилось ещё 8 государств, в СНГ стали присутствовать все республики СССР, кромеЭстонии, Латвии, Литвы и Грузии.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Признаки «холодной войны»:

     Существование относительно устойчивого биполярного мира – наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

     «Блоковая политика» – создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. – создание НАТО, 1955 г. – ОВД (Организация Варшавского Договора).

     «Гонка вооружений » - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства.

     Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику.

     Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

    В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи . Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора. В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

    Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США – буржуазное правительство Южной Кореи.

    Причины «холодной войны»:

    1. Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

    2. Имперские амбиции Сталина стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

    3. Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

    4. Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

    5. Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.