Виды памяти и их особенности. Процессы памяти. Психология памяти

Глава 3. Психология познавательных процессов

2. Закономерности памяти

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения - это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, но эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т.е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение , узнавание и воспроизведение .

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти:

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Могут наблюдаться нарушения динамики мнестической деятельности (Б.В. Зейгарник): человек то хорошо запоминает, но спустя короткое время не может это сделать, например, человек заучивает 10 слов. И после 3-го предъявления - запомнил 6 слов, а после пятого - уже может сказать лишь 3 слова, после шестого - опять 6 слов, т.е. происходят колебания мнестической деятельности. Указанное нарушение памяти часто наблюдается у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, а также после травмы мозга, после интоксикаций как проявление общей умственной истощаемости. Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека.

Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т.е. подсказки не помогают в этом случае, а мешают.

Если при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник », т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т.е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях практически не удается. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом - большая редкость. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Оказалось, что большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области (прежде всего лим-бическая система), которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.

Было установлено, что повреждения затылочных долей мозга вызывает нарушение зрения, лобных долей - эмоций, разрушение левого полушария негативно влияет на речь и т.п. Но, ко всеобщему удивлению, до самого последнего времени приходилось констатировать тот факт, что не только животные, но и люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственно обнаруженная закономерность носила самый общий характер: чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти, ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т.е. человек вдруг вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить «забытое» после операции. Во-вторых, был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков и др.), на создание и формирование энграмм - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы).

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими.

Все это говорит о реальной возможности управления памятью.

Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности , состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим а продуктивность памяти относятся: характер материала, оличество материала, наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и осо-енности обстановки, в которой происходит заучивание.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Возможна ли разумная деятельность без внимания ? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?
  2. Что нужно практически сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Какие факторы влияют на забывание?
  3. Чем отличается оперативная память от кратковременной? Какие виды и процессы памяти у вас наиболее эффективны?
  4. Что такое мнемонические приемы?
  5. Как проявляются расстройства памяти?
  6. Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности?
  7. Какие существуют методы воздействия на память человека?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980
  2. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973
  3. Аткинсон Р. Память и уход за ней. Орел, 1992
  4. Андреев О.А, Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992
  5. Баскакова И.Л. внимание дошкольника, методы развития. М., 1993
  6. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти. М., 1980
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1994
  8. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990
  9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993
  10. Матюгин И.Ю., Чаекаберъя Е. И. Развитие образной памяти. М., 1993
  11. Норманд Д. Память и научение. М., 1985
  12. Постовит В.А. Память. СПб., 1993
  13. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л., 1989
  14. Развитие памяти. Рига, 1991

– форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечат-ление, иди запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти следующие.

Теории памяти.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании представления, в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, можно тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, можно тем самым вызвать в представлении образ карлика.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х г. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием – заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20 % от общего числа первоначально выученных слогов.

немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой известный немецкий ученый – психолог Г. Э. Мюллер – осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальтеория. Исходным понятием в данной теории было не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация – гештальт. По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта.

«Гештальт» в переводе на русский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой трети ХХ в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке стало называться гештальт-психологией.

Основной постулат данного направления гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал, с которым человек имеет дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология. Динамика запоминания и воспроизведения с позиции гештальт-психологии мыслилась следующим образом. Некоторое актуальное в данный момент времени состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Проблемы памяти изучались и в рамках бихевиоризма. Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

В свою очередь заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в памяти человека воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.

Примерно в то же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило– и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память.

Следует отметить, что работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Именно французской психологической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Так, исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. А. А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Физиологические теории памяти . Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены

Память форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания . Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания . Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом.

В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями .

Основные процессы памяти – это запоминание , хранение , воспроизведение , узнавание , вспоминание и забывание .

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей . Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение . Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений) . Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным . При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание .



Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм ее проявления, сконцентрированной в двух видах памяти генетической (наследственной) и прижизненной .

1. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития, врожденные формы видового поведения (инстинкты), а также некоторую предрасположенность к определенным формам социального поведения.

2. Прижизненная память - это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. По содержанию психической активности во взаимодействии человека с окружающей средой в прижизненной памяти различают такие виды: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая.

А) Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение машины, пользование инструментом при ремонте и наладке машин и механизмов и другие практические и трудовые навы­ки и умения). Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в работе с аппаратурой и инструментом и т. д.

Б) Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают формы образной памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов или парфюмеров) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей.

В) Эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Они не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся человеком при определенных условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый страх. Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития личности. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.

Г) Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении, воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в простейших формах свойственны и животным. Существенным моментом в характеристике словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т. е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом оформлении (т. е. воспроизведение своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от выработавшихся у него способов заучивания.

Память – является формой психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. При воздействии на органы чувств предметов и явлений окружающей действительности в коре головного мозга происходит образование временных связей, способных в дальнейшем восстанавливаться (актуализироваться). Этот процесс называется запоминанием (запечатлением) и является физиологической основой воспроизведения (припоминания). В отличие от восприятия, при воспроизведении воспринятые ранее образы, а также связанные с ними чувства, мысли и действия в определенных условиях проявляются вновь, без воздействия на органы чувств вызвавших их предметов и явлений. Прежние связи могут актуализироваться и тогда, когда соответствующие раздражители вновь действуют на человека, – процесс узнавания.

Запоминание, воспроизведение и узнавание представляют собой процессы памяти – отражения того, что раньше воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком.

Предметы и явления окружающей действительности воспринимаются человеком не изолированно друг от друга, соответственно, и запоминаются они в связи друг с другом. Под влиянием этих объективных зависимостей в коре мозга возникают временные связи, которые служат физиологической основой запоминания и воспроизведения (ассоциации). Ассоциации по смежности в пространстве и во времени отражают пространственно-временные отношения предметов и явлений, ассоциации по сходству – их похожесть, ассоциации по контрасту – противоположность. Наряду с этими ассоциациями существуют и другие, обусловленные более сложными связями между объектами (например, причинно-следственные связи).

Отличительной чертой человеческой памяти является то, что в процессах памяти участвует речь, вторая нервная система. Слово превращает их в сложную целенаправленную деятельность, включающую в себя различные мыслительные операции (сравнение, классификацию, обобщение). Как и все психические явления, запоминание, воспроизведение и узнавание неразрывно связаны с особенностями личности человека, в значительной мере зависят от его потребностей и интересов, склонностей и привычек, жизненных ценностей и т. п.

Запоминание происходит в процессе ощущений и восприятий. Его первоначальной формой является непроизвольное (непреднамеренное) запоминание – простое запечатление последствий какого-то воздействия без заранее поставленной цели и без использования специальных приемов, помогающих этому процессу. Человек непроизвольно запоминает многое из окружающей действительности (предметы и явления, действия и поступки людей и т. п.), при этом существует определенная избирательность – то, что имеет жизненно важное значение, запоминается лучше.

Произвольное запоминание – особая сложная умственная деятельность, подчиненная задаче запомнить и состоящая из разнообразных действий, направленных на лучшее достижение этой цели. Одним из таких приемов является заучивание – многократное повторение учебного материала до его полного и безошибочного запоминания. Выполнение задачи запомнить при прочих равных условиях делает произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного. Без такой задачи многое из многократно воспринимаемого в жизни не запоминается. Например, человек чаще всего не может воспроизвести характерные признаки окружающих его и систематически воспринимаемых предметов, если предварительно не поставил перед собой эту цель.

На запоминание и последующее воспроизведение большое влияние оказывает постановка частных, специальных задач (запомнить основные, главные мысли; последовательность фактов; общие признаки и т. п.). Большую роль также играет направленность на прочность запоминания. Опыт показывает, что при наличии соответствующей установки в процессе обучения, в случае неожиданной проверки материал, запоминавшийся «на короткое время» (например, у недобросовестных слушателей перед экзаменом), воспроизводится хуже, чем то, что запоминалось «надолго». Поэтому в процессе обучения желательно правильно ставить задачи запоминания и указывать, с какой полнотой и прочностью необходимо запомнить данный материал.

Таким образом, для лучшего запоминания необходимо не просто поставить задачу – запомнить какой-либо материал, а так организовать деятельность обучаемых, чтобы этот материал был непосредственным объектом активной и самостоятельной деятельности.

Различают осмысленное и механическое запоминание. Первое основывается на понимании, осмыслении изучаемого материала и имеет огромное превосходство перед вторым. При этом человек

Как бы наводит порядок в изучаемом материале, делая его более удобным для запоминания и воспроизведения (рис. 23). Умение пользоваться при обучении такими приемами характеризует степень развития у человека логической памяти, присущей высокоразвитому и организованному уму.

Механическое (неосмысленное) запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений. В отличие от него в основе осмысленного запоминания лежат смысловые связи, которые обобщены и систематизированы при помощи слов и являются ассоциациями. Чем более

Разнообразны и систематизированы образованные прошлым опытом связи, тем более прочно и быстро происходит запоминание. Поэтому в процессе обучения, как правило, не рекомендуется механическое заучивание. Изучаемый материал сначала должен быть понят и лишь после этого можно при необходимости переходить к дословному запоминанию.

Важно учитывать, что кроме прошлого опыта прочной опорой процессов памяти служат ранее приобретенные знания. Материал, предназначенный для запоминания, надо включать в уже имеющуюся систему знаний, отмечая при этом сходство и различие с уже известным (в противном случае, сходный по содержанию материал будет сливаться с ранее усвоенным, и воспроизведение будет не точным). Осмысленному запоминанию также во многих случаях помогают наглядные средства, иллюстрирующие связи и отношения между предметами и явлениями.

Иногда для лучшего запоминания используются искусственные ассоциации различной сложности. Например, при изучении правил рейдовой службы, световые сигналы часто заучиваются как фразы («заходи брат, заходи»), обозначающие комбинацию огней (зеленый, белый, зеленый). Но при этом необходимо помнить, что чрезмерное усложнение приемов ведет к подмене осмысленного запоминания механическим. Опорой быстрого и прочного запоминания служат осмысленные ассоциации, отражающие наиболее существенные связи предметов и явлений.

Само по себе понимание не приводит к точному и прочному запоминанию. Успех чаще всего достигается путем многократно повторяемого в течение определенного времени восприятия материала. Если механическое заучивание является результатом непонимания, то повторение, основанное на понимании, закрепляет запоминание и позволяют лучше разобраться в учебном материале.

При повторении запоминаемый материал сравнивается со сходным и противопоставляется ему, что приводит к большему дифференцированию временных связей. Одновременно может происходить образование новых временных связей, благодаря чему запоминание становится более осмысленным. Но результативность, в конечном счете, определяется методикой подачи учебного материала, тем, как педагог рассчитал периодичность его изучения, ритм изложения, распределяя временные перерывы, определяя использование новых раздражителей и т. п. В противном случае, из-за монотонного повторения подряд одного и того же материала в нервных клетках возникает торможение. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько качеством.

Разнообразие повторений позволяет создавать новые комбинации образованных и образующихся временных связей. Сравнение нового и старого материалов, их классификация и обобщение позволяет выделять черты сходства и различия, что делает запоминание более точным. Варьирование и сочетание способов восприятия (зрительного, слухового, двигательного) делает процессы памяти более гибкими и интересными так же, как и постановка перед обучаемыми специальных задач – не просто повторять материал, а привести новые примеры, составить схемы, таблицы.

Эффективным также является воспроизведение учебного материала еще до того, когда он выучен (поскольку этот процесс более активен, чем чтение, он требует более действенного состояния коры головного мозга, что облегчает образование и дифференцирование временных связей). Очень важна при повторении роль самоконтроля – повторные воспроизведения обладают меньшей устойчивостью, чем первые, поэтому необходимо отслеживать ошибки и исправлять их при последующем воспроизведении.

Не менее важно правильное распределение повторений во времени. Постоянное повторение дает значительно меньший эффект, чем его распределение на несколько дней. Конечно, это достаточно индивидуально, поэтому преподаватель должен правильно подобрать временной интервал между повторениями – слишком большой или слишком маленький не дадут необходимого эффекта. Это объясняется тем, что при высокой концентрации повторений в коре головного мозга возникает защитное торможение, усиливающееся при усилении концентрации. И, наоборот, распределенное заучивание создает благоприятные условия для образования стойкой дифференцированности связей. Это относится не только к первичному заучиванию, но и к последующим повторениям материала (например, при подготовке к экзаменам).

В зависимости от количества и качества запоминаемого материала при одном и том же количестве повторений результат будет различен. Установлено, что по мере увеличения объема учебного материала время, необходимое для его запоминания, увеличивается не прямо пропорционально, а значительно больше. Это объясняется нарастающим торможением нервных клеток в результате продолжительной работы. При этом продуктивность запоминания наглядно-образного и словесного материала различна – зрительные образы предметов запоминаются и сохраняются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов.

Критерием прочности запоминания является воспроизведение при отсутствии объектов. Оно может быть прямым, непосредственным (без ясно осознаваемых промежуточных ассоциаций) и непрямым, опосредствованным (при участии промежуточных ассоциаций). Например, хорошо известная азбука Морзе обычно вспоминается сигнальщиком без промежуточных ассоциаций. А воспроизведение вахтенным офицером правил уклонения от оружия противника (на первых этапах отработки) нередко опирается на промежуточные ассоциации (припоминание иллюстрирующих примеров, способов и т. п.).

Если воспроизведение осуществляется без преднамеренно поставленной цели, оно называется непреднамеренным; если оно вызывается прямо поставленной задачей – преднамеренным. В этом случае воспроизведение является избирательным: в одном случае надо вспомнить определенный алгоритм, в другом – к какому классу кораблей относится цель; в одних случаях необходимо дословное воспроизведение, в других – своими словами и т. д. Причем избирательность в значительной мере зависит от личностных качеств человека – воспроизведение одних и тех же событий разными люди различается в зависимости от их жизненного опыта. Воспроизведение видоизменяется и перестраивается в соответствии с задачами деятельности, интересами человека, его эмоционального состояния, особенностей личности.

Необходимо отметить, что задача должна быть поставлена правильно и корректно – иначе человек может пойти по неправильному пути и не вспомнить нужное. Припоминание также затрудняется при утомлении, страхе, волнении и неуверенности в себе.

Характерной особенностью воспроизведения является перестройка (реконструкция) воспроизводимого материала. Это может заключаться в нарушении последовательности, в которой происходило восприятие; в передаче подлинника в обобщенном или схематизированном виде; в его излишней конкретизации и детализации; в прямом искажении. Основными причинами перестройки воспроизводимого материала являются:

Образование новых временных связей под влиянием опыта, приобретенного после запоминания данного материала;

Доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от особенностей личности или под влиянием различных задач деятельности;

Широкая первичная генерализация раздражителей при первоначальном поверхностном восприятии.

Более простым, чем воспроизведение, является процесс узнавания. Оно может быть разной степени определенности и быстроты в зависимости от сходства новых и старых раздражителей и прочности запоминания. При значительном совпадении и достаточной прочности узнавание происходит практически мгновенно, при недостаточном – превращается в относительно длительный процесс припоминания (вначале возникает только чувство знакомости).

Узнавание не может быть надежным критерием прочности запоминания. Если воспринимаемый впервые предмет имеет схожие черты с чем-то уже знакомым, то может возникнуть чувство знакомости, которое в данном случае является ложным узнаванием. Наряду с этим может произойти и утрата узнавания. При некоторых заболеваниях она может носить длительный характер (например, агнозия при травме головного мозга). Кратковременная потеря узнаваемости вызывается временным торможением необходимых для этого связей.

Результатом воспроизведения являются представления (зрительные, слуховые и др.) – воспроизведенные образы предметов и явлений, полученные в процессе их восприятия. Они возникают ассоциативно под влиянием действующих в данный момент непосредственных (предметных) или словесных раздражителей. Их физиологической основой служит работа обоих сигнальных нервных систем. Поскольку восприятие происходит при взаимодействии различных анализаторов, то и представления различных видов (зрительные, слуховые и т. д.) сочетаются друг с другом. Например, представление о внешнем виде знакомого человека сочетаются с представлением о его голосе, походке и т. п.

Представления могут возникать непреднамеренно (непроизвольно) и преднамеренно (произвольно). В первом случае, например при докладе акустика о шуме надводной цели определенного класса, у вахтенного офицера возникает образ корабля, принадлежащего к этому классу. Второй тип часто используется при решении сложных задач. Так, при первоначальном определении неисправности специалист часто мысленно представляет себе схему данного устройства и алгоритм его работы.

В результате многократного восприятия сходных предметов в возникающем образе индивидуальные особенности сглаживаются, а представление носит обобщенный, схематический характер (пример с образом эсминца).

То, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интерес, не соответствует потребностям и не занимает существенного места в деятельности, не получает достаточного подкрепления. В этом случае быстро развивается угасательное торможение в коре головного мозга, служащее физиологической основой забывания – неполное или ошибочное припоминание и узнавание, либо невозможность припомнить или узнать.

В первую очередь происходит торможение более тонких дифференцировок, поэтому детали забываются быстрее, чем общие представления, а из деталей дольше сохраняются те, которые вызвали наибольший интерес или оказали эмоциональное воздействие. Под влиянием определенных раздражителей связи могут восстанавливаться (растормаживаться). Причем это может происходить даже спустя длительный промежуток времени.

Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызванной сильными посторонними раздражителями. В случаях утомления при длительной работе нервных клеток возникает охранительное торможение, которое приводит к временному забыванию усвоенного материала. После отдыха временно забытое может восстановиться.

В первое время после заучивания забывание происходит быстрее, чем в дальнейшем (рис. 24). Темп забывания зависит от объема и содержания материала. Смысловой материал может сохраняться в памяти длительное время, однако при увеличении его объема темп забывания приближается к скорости забывания бессмысленного материала.

При воспроизведении сложного и обширного материала нередко первоначальное воспроизведение, следующее сразу за восприятием материала, оказывается менее полным, чем через 2–3 дня. Это явление получило название реминисценции. Она возникает в силу охранительного торможения или отрицательной индукции, вызванной действием предыдущей и последующей частей заучиваемого материала. При отсроченном воспроизведении заторможенные связи вновь актуализируются. У детей это явление возникает чаще, чем у взрослых.

Возникновение отрицательной индукции от предыдущего к последующему заучиванию материала приводит к явлениям ретроактивного и проактивного торможения. При ретроактивном торможении (обратного действия) деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает степень воспроизведения запомненного материала. Особенно это заметно тогда, когда необходимо последовательно запомнить два схожих по содержанию материала. Данное торможение также усиливается и при запоминании трудного материала.

Проактивное (действующее вперед) торможение выражается в отрицательном влиянии предыдущей деятельности на последующее запоминание. Разница здесь только в том, что результат сказывается не на предыдущем, а на последующем заучивании. Этими явлениями объясняется тот факт, что при заучивании обширного однородного по содержанию материала лучше запоминается его начало и конец, хуже – середина, поскольку она испытывает тормозящее влияние и предыдущих, и последующих частей заучиваемого материала. Но это не относится к тем частям, которые содержат основное содержание или вызывают особенный интерес.

В зависимости от соотношения двух сигнальных систем различают три типа памяти: наглядно-образный, словесно-отвлеченный и промежуточный. При первом типе лучше запоминаются предметы, картины, лица, цвета, звуки и т. п.; при втором – словесные формулировки, понятия, числа и т. д.; при третьем – то и другое примерно в одинаковой степени. Человек с первым типом памяти при запоминании старается пользоваться конкретными образами, со вторым – словесными обозначениями и словесными логическими схемами.

В зависимости от степени участия различных анализаторов бывают следующие типы памяти: зрительный, слуховой, двигательный и комбинированный (смешанный). Установлено, что наиболее распространенным является комбинированный тип (зрительно-двигательный и несколько меньше слуходвигательный). Чистые типы памяти встречаются редко.

Психика, психические явления, поведение человека

Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности . Психика проявляется в трех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрим некоторые из психических явлений.

Ощущение - психическое отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на сенсорную систему (органы чувств).

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира на основе ощущений. В зависимости от того, какая из форм существования материи отражается, выделяют

восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движений.

Внимание - направленность психической деятельности, сосредоточенность на важных в данный момент предметах и явлениях. Свойства внимания:

    устойчивость (длительное сосредоточение внимания на одном объекте),

    распределение (возможность удержания внимания одновременно на нескольких объектах),

    объем (максимальное количество объектов, одновременно охваченных вниманием),

    концентрация (сосредоточение внимания на существенных объектах и поддержание сосредоточенности),

    переключение (преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой).

Внимание может быть непроизвольным (не требует волевого усилия) и произвольным (требует волевого усилия). Текущим поведением человека руководит преобладающая в данный момент потребность. Это называется принципом доминанты .

Память - психическое отражение прошлого опыта, обеспечивающее его использование или исключения из деятельности и сознания. Память основана на следующих процессах:

    запоминание,

    сохранение,

    узнавание,

    воспроизведение,

    забывание .

При протекании процессов памяти в нервной системе происходят определенные изменения, которые сохраняются в течение некоторого времени и влияют на характер протекания рефлекторных реакций.

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны.

В зависимости от характера психической активности , преобладающей в деятельности, память бывает:

    двигательная или моторная (память движений - бытовые, спортивные, трудовые и другие двигательные навыки),

    образная (память образов окружающих предметов, звуков, запахов и др.),

    эмоциональная (память пережитых чувств и эмоций),

    словесно-логическая (память прочитанных, услышанных, произнесенных слов и мыслей).

Словесно-логическая память разделяется на:

логическую (запоминание причинно-следственных связей словесной информации) и механическую (запоминание текстов, сложных для логической организации).

В зависимости от целей деятельности память делят на

непроизвольную (запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без волевых усилий) и

произвольную (имеется цель запоминания, требуются усилия воли).

В зависимости от времени хранения информации память бывает:

    кратковременная (информация либо будет забыта, либо перейдет в долговременную память),

    долговременная (длительное сохранение опыта; сохранность зависит от частоты использования сохраняемой информации, общего объема информации, получаемого человеком до и после этого материала и др.)

    оперативная (может быть как кратковременная, так и долговременная; постоянно готова к использованию).

По способу запоминание бывает:

механическое (такие знания человек не способен применять в жизни) и осмысленное . Память можно тренировать. Одно из важных условий запоминания - повторение .

Мышление - процесс познания реального мира на основе опосредованного и обобщенного отражения действительности. Мышление позволяет обнаружить скрытые от непосредственного наблюдения сущностные стороны предметов и явлений.

В зависимости от материала, которым оперирует в мыслительной деятельности человек, мышление делят на:

    наглядно-действенное (оперирование конкретными предметами),

    наглядно-образное (оперирование образами предметов) и

    понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями).

Чувства - психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью.

Эмоции - сиюминутное субъективное отношение человека к действительности и к самому себе в конкретной ситуации; внешние проявления чувства.

Потребности, чувства и эмоции играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения.

Чувства выполняют две функции :

    сигнальную (запечатление в памяти конкретной ситуации и связанных с ней эмоциональных переживаний) и

    регуляторную (выражение эмоции в различных изменениях внутренней среды и в различных двигательных проявлениях).

В зависимости от того, удовлетворяются потребности человека или нет, у него возникают положительные чувства (например, радость) или отрицательные (например, горе).

Обычно выделяют пять основных форм переживания чувств:

    чувственный тон,

    эмоции,

    аффекты,

    стресс,

    настроение .

На основе простых чувств формируются, так называемые высшие чувства . К ним относятся моральные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства.

Темперамент - устойчивое сочетание динамических особенностей психики (активности, эмоциональности и др.), определяющихся стойкими врожденными свойствами нервной системы. Основываясь на разном сочетании показателей, характеризующих процессы возбуждения и торможения (силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов), И.П. Павлов выделил 4 типа высшей нервной деятельности. Данное деление совпадает с классификацией темпераментов, предложенной Гиппократом более 2 тысяч лет назад.

1.Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник ) - сильная нервная система (высокая работоспособность нервных клеток), уравновешенность возбуждения и торможения, высокая подвижность нервных процессов (быстрая смена состояний нервной системы).

2.Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик ) - сильная нервная система, уравновешенность возбуждения и торможения, низкая подвижность нервных процессов.

3.Сильный неуравновешенный подвижный тип (холерик ) - сильная нервная система, преобладание процессов возбуждения над торможением, высокая подвижность нервных процессов.

4.Слабый неуравновешенный инертный тип (меланхолик ) - слабая нервная система (низкая работоспособность нервных клеток), преобладание процессов торможения над возбуждением, низкая подвижность нервных процессов.

?Поведение человека. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Нужда в чем-либо необходимом для этого вызывает особое состояние - потребность.

Потребность - источник активности, состояние, выражающее зависимость человека от условий существования.

Различают два уровня потребностей.

Первый уровень включает витальные, социальные и идеальные потребности.

    Витальные потребности связаны с жизнеобеспечением человека как биологического существа (потребности в кислороде, воде, пище, тепле, сне, безопасности, продолжении рода, экономии сил и т.д.).

    Социальные потребности обусловлены жизнью человека в обществе (потребности во внимании, любви, заботе, принадлежности к группе, следования нормам и идеологии, определенного места в группе и обществе, самореализации и др.).

    Идеальные потребности связаны с появлением у человека сознания (потребности в истине, вере, познании: себя, окружающего мира, своего места в мире, смысла жизни, потребности красоты, справедливости и т.д.).

Второй уровень представлен самоценными потребностями.

Самоценные потребности - вторичные потребности, без которых удовлетворение первичных потребностей затруднено или невозможно (потребность в вооруженности - запасе сил и средств, потребность в преодолении - возникает в процессе формирования воли и самости и др.).

Мотив - предмет (материальный или идеальный), служащий удовлетворению потребности. Мотивы бывают

    осознанные (убеждения, стремления, намерения, мечты, идеалы, страсти, интересы)

    неосознанные (влечения, эмоции, установки).

Поведение человека - сложный комплекс двигательных актов, направленных на удовлетворение потребностей организма. Индивидуальное поведение человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта (опыта общения с людьми и окружающим миром) и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности .

Формирование социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.

Сознание

Сознание - это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Для сознания характерно включение себя в совокупность знаний об окружающем мире, то есть осознание своего существования. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, сознание присуще только человеку.

Признаки сознания:

1) внимание и способность сосредоточиться;

2) возможность оценить предстоящий поступок, то есть способность к ожиданию и прогнозированию;

3) способность порождать абстрактные мысли, оперировать ими, выражать их словами или иным способом;

4) осознание своего «я» и признание других индивидуумов;

5) наличие эстетических ценностей.

Выделяют различные состояния сознания.

Бессознательное состояние - экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции; проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют.

Сон - состояние, которое предполагает переживание сновидений, допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений.

Бодрствование - состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в рамках осознания - восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

Чередование сна и бодрствования - необходимое условие жизни человека. Человек проводит во сне примерно треть жизни. Во время бодрствования мозг поддерживается в активном состоянии за счет импульсов, поступающих от рецепторов. При прекращении или резком ограничении поступления импульсов в мозг развивается сон.

Выделяют следующие основные функции сна :

    компенсаторно-восстановительная - во время сна идет ряд метаболических преобразований, направленных на восстановление истраченных ресурсов организма и обеспечивающих трофические процессы в тканях;

    информационная - во время сна, по всей видимости, происходят переработка, анализ и сортировка полученной во время бодрствования информации;

    адаптивная - в эволюционном плане у животных сон обеспечивает безопасность, при сохранении неподвижности в укромных местах.

Во время сна мускулатура расслаблена, дыхание редкое, снижены кожная чувствительность, зрение, слух, обоняние, обмен веществ, величина кровяного давления, частота сердечных сокращений, температура тела.

Во время сна мозг проходит через несколько различных фаз , которые повторяются примерно каждые полтора часа. Сон состоит из двух качественно различных состояний - медленного сна и быстрого сна. Они отличаются по типам электрической активности мозга, сердечным сокращениям, дыханию, тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон подразделяется на несколько стадий:

1.Дремота. На этой стадии в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования - альфа-ритм. Он сменяется низкоамплитудными колебаниями. Это стадия засыпания. На этой стадии у человека могут возникать сноподобные галлюцинации.

2.Поверхностный сон . Характеризуется появлением веретен сна - веретенообразный ритм 14-18 колебаний в секунду. При появлении первых веретен сна сознание человека отключается. В паузах между такими веретенами человека легко разбудить.

3.Дельта-сон . На этой стадии в ЭЭГ появляются высоко амплитудные, медленные колебания - дельта-волны. Это наиболее глубокий период сна. У человека снижен мышечный тонус, отсутствуют движения глаз, ритм дыхания и пульс стабилизируются и становятся реже, понижается температура тела (на 0,5 °С). Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в эту фазу сна, человек не помнит сновидений, он плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (недооценивает время, проведенное во сне). Дельта-сон - период наибольшего отключения от внешнего мира. Он преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сон - это последняя стадия в цикле сна. В этот момент ритмы ЭЭГ похожи на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении, с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности дало другое название этой стадии сна - парадоксальный сон . Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов, чередующиеся паузами), эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. При пробуждении из этой фазы сна люди в 80-90% случаев сообщают о сновидениях. По словам И.М. Сеченова, сновидение - это небывалые комбинации бывалых впечатлений.

Структура и продолжительность сна меняется с возрастом. Новорожденные спят по 17-18 ч в сутки, а парадоксальный сон составляет около половины от общей продолжительности сна. В возрасте 4-6 лет потребность в сне сокращается до 10-12 ч в день, а доля парадоксальной фазы уменьшается до 20% общей его продолжительности. Это соотношение, как правило, сохраняется в зрелом возрасте. Необходимая же общая продолжительность сна у взрослых составляет обычно 7-8 ч. Установлено, что если длительность ночного сна уменьшить на 1,3-1,5 ч, то это скажется на состоянии бодрствования днем. Сон продолжительностью 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье человека. Однако потребность в продолжительности сна очень индивидуальна. Кроме того, структура сна меняется под воздействием внешних факторов, например, при обучении, адаптации к новой обстановке и т.д.