Великая Скифия. Поляне - История России. Всемирная, мировая история. Древнеславянские племена

Поляне - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями pp. Десны и Роси. Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя полян соседним древлянам - обитателям Полесья.

Поляне - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями pp. Десны и Роси.

Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя полян соседним древлянам - обитателям Полесья.

Центром Полянской ("польской") земли был Киев; другие населенные ее пункты - Вышгород, Белгород, Звенигород, Треполь, Василев и пр.

Область полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей, более чем у других славян у них были распространены скотоводство, земледелие, "древоделие" и торговля. Последняя была довольно обширна не только с славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась еще в VIII в. - прекратилась же во время усобиц удельных князей. Сначала, около половины VIII в., платившие дань хазарам, поляне благодаря культурному и экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное. Древляне, дреговичи, северяне и др. к концу IX в. были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство.

Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами-полуземлянками располагались обычно на невысоких речных берегах. С развитием феодальных отношений у полян стали возникать укрепленные городища-займища.

Эволюция полянских древностей

Полянам принадлежат курганы с трупосожжениями. Ювелирные изделия полян, известные по кладам VI -VIII вв., и распространение в IX и. гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремёсел. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. С Полянами связана летописная легенда о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева, передающая историческую обстановку VI-VII вв. В это время земля полян становится ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившей вокруг себя др. восточно-славянские области. В последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 г., после чего их сменил этноним «Русь».

По свидетельству Нестора, поляне пришли с Дуная еще во времена родового быта: они, при первоначальном поселении, сели у Днепра по-дунайски, врассыпную, каждый род отдельно, по горам и по лесам, и занимались звероловством. Об этом прямо сказано у Нестора: «Поляном живущим особе и володеющим роды своими, и живяху каждо с своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим; и бяху ловяще зверь». Но чужая земля скоро принудила Полян отступиться от родового быта. Между ними скоро усилился один род, примыкавший своими поселениями прямо к Днепру. Старейшие представители этого рода, братья: Кий, Щек и Хорив, сделались главными начальниками, князьями всех полянских родов, и выстроили в этом краю первый город Киев. По смерти Кия и его братьев, власть, приобретенная ими, перешла в их род: «почаша род их держати княжение в Полях». Таким образом, еще в первых поколениях Дунайских переселенцев последовало соединение полянских родов в одно целое, a с тем вместе и первоначальное родовое их устройство потерпело сильное изменение. A когда вымерли потомки Кия, управлявшие полянами, то общинные начала в этом племени получили полное развитие - поляне начали уже управляться вечем; так что Нестор уже сравнивает их с новгородцами: «Новгородцы бо и смолняне и кияне, и вся власти, якоже на думу на вече сходятся, на что же старейшии сдумают, на том же пригороды станут».

Таким образом, с пресечением Киева потомства все племя полян составило союз общин и прежнее родовое старейшинство обратилось в новое старейшинство - общинное, основанное сколько на старейшинстве, столько же на могуществе и богатстве; старшим сделался не род и не его представитель - родоначальник, а город, послуживший первою основою общины, младшими же - его выселки, пригороды. Родовой быт здесь решительно потерял свое прежнее значение, общество пошло совсем иным путем, выгоды его совершенно разошлись с выгодами рода. Род требовал разъединения и удаления от других, a общество искало общения и соединения в одно целое и нашло его в подчинении пригородов старшему городу. У полян представителем и руководителем целого племени сделался не родоначальник, a старший в том краю город - Киев; о родах же как представителях родового быта нет сведений во всей последующей истории полян. Первое известие об общинном устройстве у Полян, засвидетельствованное историею, мы встречаем при нападении хазар. Нестор говорит: «Наидоша я козаре, седяща на горах сих, u реша козари: «платите нам дань». Сдумавше пoляне и вдаша от дыма меч». Вот первое известное нам Киевское вече. Второе вече встречаем при нашествии Аскольда и Дира.

При общинном устройстве поляне стали усиливаться, чему способствовали выгоды местности, занимаемой ими при торговом пути от Варяг к Грекам. Поляне стали представителями общинного быта, начала которого стали проникать и в семейную их жизнь. Самое устройство семьи у полян было особенное. Брак определялся по договору, которым определялось количество приданого за невестой, a договор - дитя общины. Семейные отношения у полян отличались особенною строгостью, чинностью: «Поляне бо своих отец обычай имут кроток и тих и стыдение к снохам своим, и сестрам, и к деверем великой стыдение имяху, брачныя обычаи имяху. не хожаше зять по невест, но проводяху вечер, и заутра приношаху ей, что вдадуче». Самая религия полян подверглась влиянию общинного устройства. По свидетельству Прокопия, славяне на Дунае не изменяли древних обычаев и строго соблюдали их, тогда как поляне, переселившись, изменили свою религию. Первоначально религия их состояла в поклонении озерам, рекам, лесам, горам, но впоследствии мы видим у них других богов - Перуна, Стрибога, Волоса и др., которых они заимствовали у Литовцев, и финских племен. Это заимствование чужих богов, немыслимое при родовом быте, служит неопровержимым доказательством, что племя Славян перешло от отчуждения и замкнутости к общине, в самых широких размерах.

Русская Цивилизация

Ответ от Благосостояние [гуру]
такой народ был


Ответ от SD SD [гуру]
в упрощенном варианте поляне -жители полей или возделыватели полей, древляне живущие в лесу. Скорее всего не понятно кем данное название племенам


Ответ от шеврон [гуру]


Ответ от Ник Шевцов [активный]
Поля́не - название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. То же название имело западнославянское племя в районе Гнезно - западные поляне, впоследствии давшие своё имя полякам и Польше.
Расселение
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе - к южным поселениям дреговичей, на юго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.
Письменные источники
Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами) , от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху» . Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… . брачные обычаи имеяху» , тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям» , и браков у них не было. Летописная история застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.
Археология
Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке - прекратилась же во время усобиц удельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века - то есть уже после установления в Киеве варяжской власти - и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина.
Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI-VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра. В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров. По-видимому, это способствовало сближению антов и дулебов, проживавших на правом берегу Днепра, при одновременном обособлении как от древлян и дреговичей, ранее входивших в союз дулебов, так и от уличей и тиверцев, входивших в союз антов. Такой ход событий подтверждается как упоминанием в ПВЛ о притеснении дулебов обрами (аварами) , так и легендой о братьях Кие, Щеке и Хориве, из которых Щек или Чех ассоциируется с легендарным прародителем чехов (на западе владения дулебов простирались до современной Чехии) , а имя Хорива, как и наименование хорватов, указывает на культ Хорса, бога антов.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка) , Звенигород, Треполь (ныне село Триполье) , Василев (ныне Васильков) и прочие.
После захвата власти варягом Олегом земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей с 882. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце X век

ПОЛЯНЕ - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева.
С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в "Повести временных лет". Ученые считают "поляно-русскую" версию более древней, чем "варяжская легенда", и относят ее к кон. X в.
Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем "русь": "Поляне яже ныне зовомая русь ". В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян .
В Среднем Поднепровье близ Киева археологами обнаружена культура 2-й четв. X в. с характерным славянским погребальным обрядом: для курганов была свойственна глиняная подмазка, на которой разжигали костер и сжигали покойников. Границы культуры простирались на западе до р. Тетерев, на севере - до г. Любеч, на юге - до р. Рось. Это и было, очевидно, славянское племя полян.
Во 2-й четв. X в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с рутами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование - поляне-русь.


Для более детального просмотра карты дважды "щелкните" по ней мышкой

ПОЛЯНЕ, восточнославянское племенное объединение 6 9 вв., обитавшее по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Создали раннегосударствен ное объединение в Среднем Подне провье Русскую землю (1 я половина 9 в.), ставшее… … Русская история

Западнославянское племенное объединение (в 8 9 вв. племенное княжество с центром в Гнезно) в бассейне р. Варта. Участвовали в этногенезе польской народности, название которой произошло от названия княжества Поляне …

Современная энциклопедия

Восточнославянское племенное объединение 6 9 вв. по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Полянам принадлежит главная роль в создании раннегосударственного объединения славян Ср. Поднепровья Русской земли (1 я пол. 9… … Большой Энциклопедический словарь

- (Поли) название славянского племени, поселившегося, в эпохурасселения восточных, славян, по среднему течению Днепра, на правомберегу его. Судя по летописным известиям и новейшим археологическимисследованиям, территория земли П. перед христианскою … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сущ., кол во синонимов: 1 племя (116) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Поляне - іменник середнього роду населений пункт в Україні … Орфографічний словник української мови

Поляне - ПОЛЯНЕ, объединение восточно славянских племен главным образом по берегам Днепра и низовьям его притоков, от устья Припяти до Роси. Наряду с ильменскими словенами и другими племенами сыграли значительную роль в образовании Древнерусского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

1 . вост. славянское племенное объединение 6 9 вв. в лесостепной области Приднепровья между устьем Десны и устьем Роси. Этноним П. летопись объясняет: зане в поли седяху, противопоставляя П. соседним древлянам обитателям Полесья. Область П.… … Советская историческая энциклопедия

Мн., название вост. слав. племени в окрестностях Киева, в настоящее время также в качестве обозначения жителей [бывш.] Мосальск. у. Калуж. губ. (Соболевский, ЖСт., 1892, вып. 1, стр. 15), др. русск. полянинъ, мн. поляне (Пов. врем. лет),… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • , Т. А. Кузминская. Вашему вниманию предлагается сборник воспоминаний Т. А. Кузминской "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне"…
  • Моя жизнь дома и в Ясной Поляне , Т. А. Кузминская. Книга Т. А. Кузминской "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне" - одна из лучших в обширной мемуарной литературе о Толстом. Эта книга о молодом Толстом, о тех "наилучших годахего жизни", годах…

Бужане (волыняне) - племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне -восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский . Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.
В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне - одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая.
Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень; в позднейшую пору политический центр перешёл в город Вручий (Овруч).

Дреговичи - восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной. Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».
Подименем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны ужеКонстантину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров . Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) - союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI-начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе князя Олега на Царьград. Племенной союз Дулебов распался на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Древней Руси с центром в Киеве.

Кривичи - многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение), занимавшее в VI-X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.
Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию -«Путь из варяг в греки» — кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре кнызя Олега упоминается город кривичей Полоцк.

В эпоху образования Древнерусского государства у кривичей уже существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.
Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 году, а полоцких князей называли кривичами (русскими) под 1140 г. и 1162 г. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках, вплоть до конца XVII века. В современном латышском языке слово krievs — означает русские, а слово Krievija — Россия.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами . Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей (русские) составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей , расселённая главным образом на территории современных Тверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами. Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане - восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.
Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей. Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Полочане — одни из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) - название восточных славян, поселившихся по среднему течению Днепра, на правом берегу его.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе - к южным поселениям дреговичей, на юго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.

Восточнославянское племя Полян летописец определяет, как «занеже в поле седяху». Поляне резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».
История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного , причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Велась обширная торговля не только со славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке - прекратилась же во время усобиц удельных князей.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне , благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательно е; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам.


Поляне ранее других славянских племён приняли христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
Полянами летописец называет также славянское племя на Висле , упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208 году.

Земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века, именем Русь (Рось) и Кияне. Со всех точек зрения объяснение как производного от древнерусского же личного имени Кый, Кий , известного также у остальных славян, особенно в более ранние времена, и как имя, прозвище человека, и как нарицательное «палка», «дубинка», «то, чем бьют» (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, 2-е изд. М., 1986. Т. II. С. 230; Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 189 – 190;). Прилагательное Кыйив — «принадлежащий Кию». с древних времён воспринималось как лестное сравнение крепкой мужской стати с дубиной, со стволом дуба.

Радимичи - наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII веке они освоили большую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее- Севера) - племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено. Нназвание восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского слова сивер — север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) - восточно-славянское племя , жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения и составлявшее основную массу населения Новгородской земли.

Тиверцы - восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах князя Олега на Царьград в 907 году, и князя Игоря в 944 году . В середине X века земли тиверцев вошли в состав Древней Руси с центром в Киеве. Потомки тиверцев на западных территориях стали частью украинского народа, а юго-западная часть тиверских племён подверглась румынизации.

Уличи - восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты - восточно-славянское плем я, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древне-иранского слова — «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии - скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги ) -полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII-XII вв. - союз вагров, полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии. Глубокие древнейшие различия очевидны на всех уровнях.
По одной из версий, Рюрик - славянин из племени бодричей , внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне -западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В X веке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) — одно из древне-чешских племён. Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия). Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичам.

Лужичане, лужцкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды - коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы - областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.
Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.
Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы - название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.
Лужицкие сербы - одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. - в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) -союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.
Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого Лютичи были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике, Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.
Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны - западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.
В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.
С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

была чужда мрачная идея посмертного возмездия. Термины Дохристианского языческого культа — святой, вера, Бог, рай, дух, душа, грех, закон — были взяты христианством. Например, слово Бог было известно ещё в скифскую эпоху, то есть за тысячу с лишним лет до крещения Руси. Новая христианская вера мудро использовала плоды культуры славянского духа и славянского слова. Отныне то, что веками и даже тысячелетиями служило старой вере, стало служить новой вере во Христа. 2018-01-22