В помощь школьнику

Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинь аллегория невежества; осел глупости; кот; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописц не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинь аллегория невежества; осел глупости; кот; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹...› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописц не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

    И. А. Крылов - известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Мне кажется, именно этого добивался...

    Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной...

  1. Новое!

    1. Начало творческого пути И. А. Крылова. 2. Издательская деятельность писателя. 3. Значение журнальной сатиры для развития литературы и общества. Иван Андреевич Крылов всю жизнь был верен девизу Кантемира: «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных...

  2. Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера - басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях...

Сейчас наша страна переживает страшный кризис. В стране наблюдается падение нравственности. Порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги; все еще встречаются люди- «звери». Страдают от этого, прежде всего, дети.

Мир материальных предметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т. е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.

Проблема нравственности в трудах известных педагогов прошлого

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество» (Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании).

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В. Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Непримиримость Крылова к недостаткам человеческой жизни

Своими баснями и Крылов, и якутские поэты предостерегают нас от всего недоброго, нездорового.

Крылов сумел дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, актуальность и многозначность. Он умел создать целую картину или охарактеризовать своего героя всего несколькими словами.

Басни Крылова- основа морали, тот нравственный кодекс, на котором выросли поколения российских людей. Тот камертон добра и зла, который носит с собой каждый русский.

Незатейливые крыловские басни во многом заменили в России нравственные установления и институты.

Цель исследования:

– сопоставление и характеристика аллегорических персонажей- животных басен Крылова и якутских поэтов Р. Багатайского и Кун Дьирибинэ;

– составление картотеки персонажей;

– выявление положительных и отрицательных персонажей басен

Гипотеза: раскрытие индивидуальности каждого персонажа басен.

Задачи исследования:

– Раскрытие сущности аллегорических персонажей басен;

– Составление сопоставительной классификационной таблицы персонажей басен;

– Раскрытие морально-этических тем басен;

– Сравнительный анализ басен Крылова и якутских писателей.

Предмет исследования: аллегорические персонажи басен.

Объект исследования: басни И. А. Крылова, Рафаэля Багатайского, Кун Дьирибинэ.

Новизна работы заключается в сравнительном анализе аллегорических персонажей басен русского и якутских писателей XIX и ХХ веков.

Практическая значимость: можно использовать на уроках русской и якутской литератур как дополнительный материал.

Актуальность темы диктуется реалиями нашей жизни, ибо XXI век- век интенсивного развития науки и техники, выдвигает на первый план проблему развития нравственности у молодого поколения, когда молодежь оказалась в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но ещё не найдены новые ориентиры для предстоящего развития. И именно в это время я рекомендую вновь и вновь зачитываться басен русских и якутских писателей, где в иносказательной форме писатели предостерегают людей от падения нравственности.

Народность басен Крылова

В своей работе в основном буду опираться на басни И. А. Крылова, потому что в наших библиотеках не нашлось полных сборников басен Р. Багатайского и Кун Дьирибинэ, хотя, по моим сведениям, у них создано более 20 басен.

Неслыханный успех басен Крылова объясняется тем, что он вдохнул в этот жанр философско-историческое, социальное и нравственное содержание. В баснях поэт представил всю русскую жизнь в ее самых существенных противоречиях и оценил ее с точки зрения народной нравственности. Он прояснил национальные моральные нормы, выкованные в опыте трудовой истории народа, и тем способствовал самосознанию нации.

Крылова интересовал человек не в его индивидуальной психологии, а в его общественно-социальных связях и отношениях.

Крылов заимствует свои образы из фольклора. Благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев- стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Обобщив народные моральные нормы и нравственные представления, Крылов возвращал их в народную среду, принявшую их как свои собственные. Благодаря этому в басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру.

Прошло более 230 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

Басне достаточно того, что она по сути своей- и так аллегория. Первая метафора в человеческом сознании. Когда человек задумался, как ему вести себя в окружающем мире, он проиллюстрировал свое мнение примером. А обобщенный пример- и есть басня. Только на помощь пришла младенческая идея антропоморфизма: так появились говорящие лисы, львы, орлы. Зоологические герои басен не только олицетворяют пороки и добродетели. «Зоопарк» Крылова, все эти волки, львы, зайцы, ведут и свою нормальную, не условную жизнь. Так, хищники у него индивидуальны, штучны. А жертвы- все на одно лицо.

В терминологическом словаре говорится, что басня - это «краткий рассказ, более всего в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Цель басни- осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери». В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

Первые басни

Впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.

На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” - первая нецерковная печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни продолжили А. Кантемир, А. Сумароков, М. Ломоносов, В. Тредиаковский и многие другие. Она сделалась в это время самой распространенной, не уступая даже оде. Но наибольшим мастерством отличаются басни Ивана Крылова. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.

В ХХ веке заслужили известность басни Д. Бедного, С. В. Михалкова.

Оценка творчества Крылова В. Г. Белинским и А. С. Пушкиным

Примечательно, что и сам Крылов, и его современники полагали, что он растет как раз как раз от моралистики к высокой поэзии, и не ценили утилитарную пользу басен. «Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца, мы видим в нем нечто большее»,- писал В. Г. Белинский. Высоко оценил и А. С. Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”. Заслуга Крылова в достижении прописных истин.

Сопоставление персонажей басен

Я прочитала все девять томов книги Крылова, куда вошли почти все 200 его басен; прочитала басни Р. Багатайского и Кґн Дьирибинэ, составила картотеку и таблицу басен.

На основании сопоставления басен рейтинг персонажей выглядит следующим образом: в 24 баснях Крылова встречается Лиса, в 22-ти- Волк. В 19- Лев, в 18 - Собака, в 9 - Змея, в 4 - Кот, Мышь- в 9 баснях, а Осел- в 13. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. И обозначают эти звери: департаменты законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономики.

В баснях якутских поэтов встречаются почти те же животные: вороны, куры, лягушки, мыши, кукушка, рысь, заяц, крысы, медведь и многие другие. В 3 баснях встречаются ворона и заяц, в 2-х - мышь и медведь. Где Ворона олицетворяет хвастовство («Сарып-ирип кіппґт, сахсайбыт тґґлээх, Хаа±ыр±аан саІарбыт хара Турах»; «ДьиІ кыа±а кыракый да буоллар Тураах улуутук сананар»); Заяц- трусость («Култугур кутурук Кутта±ас куобах»; «Быµый атахтаах Быыра куобах»); Медведь- власть («Сґґрэр атахтаах Сґдґ баµылыгынан Тыытылба тыІырах Тыатаа±ы обургу»)

И у Крылова, и у якутских писателей персонажи басен олицетворяют те пороки, которые присущи их современникам. Жестокость, лицемерие, невежество- вот те пороки, которым повержены наши современники и в XXI веке. И которые нам следует искоренить насовсем.

Т. о. можно сделать вывод, что в баснях и Крылова, и якутских поэтов высмеивается нравственное падение человека, которое нам нужно избежать.

Мораль басен Крылова

Например, в басне Крылова «Мартышка и очки» бичуется невежество. Пословица вторит: «Умный смиряется, дурак надувается».

Хвастаться и врать нехорошо- поучает Крылов в басне про синицу, которая грозила поджечь море.

В басне “Кукушка и Петух” разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество. Кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей. Однообразное “ку-ку” сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет “мой милый петушок”, “мой куманек”. Она утверждает, что он поет “лучше райской птички”, хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем.

В нашей жизни все еще встречаются такие «петухи» и «кукушки». Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают. Своей басней Крылов предостерегает нас от таких людей.

“Волк и Ягненок”. Волк - злой, грубый, наглый, лицемерный. Он ведет себя так потому, что чувствует силу перед беззащитным Ягненком. Он заранее знает, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок возражает Волку, а он все больше злится, старается найти причину, чтобы съесть его. Ягненок - испуганный, робкий. Но к концу басни он пытается доказать Волку свою правоту. Вначале он наивно верит, что Волку можно что-то доказать. Потом он понял, что напрасно тратил слова. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен. У Волка нет правды, но он силен. “Волк и Ягненок” - это горькая правда о несправедливых порядках царской России, где богатые люди безнаказанно расправлялись с беззащитными, бесправными людьми.

Эта басня созвучна нашему времени. Сейчас наша страна переживает страшный кризис. И порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги.

Басня «Волк на псарне» написана на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле.

Перспективы дальнейшей работы

В перспективе думаю работать более углубленно над текстом басен, потому что в процессе изучения данной работы возник ряд других тем: в 2007 году исполняется 195 лет Отечественной войне 1812 года, и у И. А. Крылова много басен посвящено именно этой исторической теме; затем в языке басен встречается много фразеологических оборотов, которые интересуют меня, ряд выражений из басен стали крылатыми, и это тоже представляет огромный интерес. Можно проследить связь некоторых басен с народными пословицами Как видно, тем много для дальнейшей исследовательской работы.

Заключение

В заключение еще раз скажу, что прошло более 200 лет, как басни И. А. Крылова полюбились русскому сердцу. В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке, но и почти на всех языках мира. У Крылова были великие последователи в мировой басенной литературе. Это Л. Н. Толстой, А. Толстой, Д. Бедный, С. Михалков.

Крылов был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство. Басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

Детское сознание охотно усваивало и несло по жизни нравственные нормы, гладко изложенные в рифму при помощи интересных лисичек и петушков. На это накладывались обстоятельства российской истории. А главное, усвоенные нравственные нормы в детстве, усваиваются надежнее и долговечнее, играют важную роль в формировании ценностных ориентаций молодого поколения.

Шляпникова Эльвира 6 класс

Исследовательская работа по творчеству И.А.Крылова. Почему одни образы животных встречаются часто, а другие - нет? Какие качества человека отражаются в них? Почему И.А.Крылов использует их в своих Баснях?

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с.Преображенка

Пугачевского района

Саратовской области»

Исследовательский проект

Частотность образов животных

В баснях И.А.Крылова.

Выполнила учащаяся 6 класса

Шляпникова Эльвира.

Руководитель

учитель русского языка и литературы

Куркутова Е.А.

2012 – 2013 уч.г.

  1. Введение. Стр. 3
  2. Основная часть. Стр.3 – 8
  3. Заключение. Стр.9
  4. Список литературы. Стр.10

Введение.

Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не.забудут этой были.
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский

На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории. Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовалась таким вопросом: какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типическими? Целью моего исследовательского проекта был анализ известных басен И.А.Крылова с данной позиции. Основополагающий вопрос звучал так: какова частотность образов животных в баснях И.А.Крылова? После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришла к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл". В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. И.А. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, - такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца - это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья - аллегория невежества; Осел - глупости; Кот - хитрости; Петух, Кукушка - бездарности и т. д. В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов - последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова - это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитала 118 басен и посчитала, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овца – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.

Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

«Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

«Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –

Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.

И серый рыцарь мой,

Обласкан по уши кумой,

Пошел без ужина домой.

В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

… на мысли Волку вспало,

Что Лев, конечно не силен,

Коль так смирен:

И лапу протянул к ягненку также он.

Ан вышло с Волком худо:

Он сам ко Льву попал на блюдо.

Лев растерзал его…

На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

Вторым по частотности образом является Лисица. Ее характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? – Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд – то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

Но иногда, как в басне «Лиса» – промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.

Щепотки волосков Лиса не пожалей –

Остался б хвост у ней.

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика: «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть и подобострастие.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Мор зверей», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица». В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, лягнуть, как в басне «Лисица и Осел»:

«Пропал к нему весь прежний страх,

И поплатился он старинными долгами!

Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

По – своему:

Кто зубом, кто рогами…»

Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

Где делся и совет и лад?

С Пиладом мой Орест грызутся, –

Лишь только клочья вверх летят.

В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…»

В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

«Чем служишь? Вот прекрасно! –

С насмешкой отвечал Жужу, –

На задних лапках я хожу».

В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

«И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

Днем стадо под моим надзором на лугу,

А ночью дом я стерегу», –

«Конечно, – Лошадь отвечала, –

Твоя правдива речь:

Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, безаппеляционность суждений, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Парнас», «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице(исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?»). Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

Среди тех, кто встречается в пяти баснях(Обезьяна, Кот, Медведь, Змея), наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга(услуг , повлёкшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана). В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:

«Что изо всех зверей мне только одному

Никто не сделает упрека,

Чтоб мертвого я тронул человека».

На что получает ответ:

«Так лучше бы ты мертвых ел

И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела(в четырех баснях), Щука, Кукушка(в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь(в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

Заключение.

Итак, я пришла к выводу, что образы зверей у Крылова - не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев - это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь - придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы - «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Частотность образов животных в баснях И.А.Крылова выполнила ученица 6 класса МОУ «СОШ с.Преображенка» шляпникова Эльвира руководитель куркутова Е.а. Исследовательский проект

Основополагающий вопрос: какова частотность образов животных в баснях И.А.Крылова?

Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера эзоп лафонтен лессинг

Какие же животные встречаются чаще всего? Волк – 14 басен Лиса – 12 басен Лев – 10 басен Осел, Собака, Овца – 7 басен Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 басен

волк тиранство, беззаконие озлобление, бессилие, лукавство. неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности. глупость, невезение жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда

Лисица хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно умение скрыть свое бессилие за оскорблением других умение иронизировать промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры

лев властитель тиран судья

собака пустобрехи приспособление к ситуации желание быть значительнее

осел глупость безаппеляционность суждений хвастовство высокое самомнение

медведь простодушие, доходящее до глупости дружелюбие желание помочь

ВЫВОД: баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют образы животных передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип

В баснях обычно высмеиваются наши действия, которым мы не придаем значения. И выходит это не оскорбительно, а как-то по-доброму, со зверями и растениями. Так как при прочтении басни - сперва лицезришь животных, а затем воображаешь людей, и лишь после сопоставляешь с собой. Она возникла четыре тысячи лет назад, является наследием поэзии, существует и по сей день.

История

Басня — это краткое повествование, изображающее, обнаруживающее определенный человеческий недостаток, например, малодушие, алчность, злобу, лицемерие. Если в заключение произведения порок написан открыто, то в таком случае это зовется моралью басни, наставлением.

Разница между сказкой, которая также учит нас благодеянию, и басней максимально коротка и ясна. Нередко в ней действует не человек, а животные, мыслящие и поступающие словно люди. Басня - это недлинный поучительный рассказ, который написан в стихах или прозе. Она имеет иносказательную форму и разоблачает людские пороки.

Биография

Иван Андреевич появился на свет в Москве в капитанской семье. В 1774 году они перебрались в Тверь, поскольку папа юного писателя вышел в отставку. После кончины отца матушка, которая впала в нищенствование и подрабатывала обслугой у состоятельных людей, умолила местное начальство взять сына, которому было всего 9 лет, и который получил домашнее образование, на службу - заниматься переписыванием важных бумаг. Он немало читал, в результате самообразования Крылов стал считаться крайне просвещенным представителем того периода.

Жанр басни в творчестве Крылова

Первое произведение он сочинил, когда ему было 11. Книжки разлетались гигантскими по тем временам изданиями, перепечатывались стабильно раз в 4 года. В первом собрании было 20 басен, в заключительном - около 200.

Оригинальность басен Крылова состоит в том, что он обнаруживал не просто людские недостатки, а непосредственно те, какие имеются у русского человека. Его персонажи характерны для своего периода.

Большинство басен рассказывают о конкретном настоящем событии из истории, в частности, есть произведения о войне 1812 года.

Характерная черта стиля басен поэта - употребление разговорного лексикона. Предложения разнообразной протяженности, что помогает показать разговорную речь.

Герои басни Крылова

Еще в детскую пору мы познакомились с недалекой вороной и лукавой плутовкой из басни поэта под названием «Ворона и Лисица». Заискивающие словечки рыжей лисы на долгое время сохраняются в памяти. Отчего же такие фигуры, западающие в душу чуть ли не с младенчества, шагают с нами рядом по жизненной стезе?

Еще при жизни Ивана Андреевича его произведения нарекали сказочками. А поведать новую упрашивали не только маленькие, но и большие. Всякий видел личный смысл в басне: ребенок — нравоучительную повесть, взрослые — скрытую иронию. Этому помогало и предпочтение писателя использовать на роль героев животных, прибывших в произведение из сказок. Что же волшебного в подобных образах?

Характеристика

Еще в детское время из сказок мы в курсе, что лиса — хитроумная, ослик — упорный, волк — алчный и прожорливый, мишка — неповоротливый. Такие образы формировались народом в течение многих веков, оттачивались время от времени, и в итоге превратились в конкретные характеры-прототипы.

Применение в будущем данных типов для изображения не только конкретной обстановки, но и людей мгновенно передавало ясную оценку ситуации. Выходит, что такие образы делались красочными и наглядными деталями для всякой басни. И как раз подобные типы взяты Крыловым из народных сказок, оберегавших драгоценный опыт предков.

Фигуры из сказок примечаются юными читателями. Животные и объекты являются призмой для понимания текста басен поэта. В произведениях присутствуют образы, придуманные самим Крыловым. Подобно непоседливой («Зеркало и Обезьяна») и любознательной («Мартышка и Очки») мартышке, ехидной змее («Клеветник и Змея»). Они формировались писателем по типу волшебных героев, для чего отводились наиболее типичные черточки, и в действиях, и в образной оценке.

Такие новоиспеченные животные-прототипы, сотворенные аналогично фантастическим персонажам, и обрели в будущем распространение в народе.

И типы, которые создал автор, и герои из сказок обладают еще одним они наставляют, но не в тягость. Курьезные случаи, в которых оказываются животные, неназойливо представляют читателю определенный выход. Но и он порой имеет противоречивую трактовку, обуславливается это тем, кто читает басню. К примеру, в произведении «Стрекоза и Муравей» ребенок сочувствует непоседе-стрекозе и осуждает безжалостного муравья, а взрослый человек ругает несерьезность стрекозы и понимает реакцию работящего муравья.

Взять также басню "Лягушка и вол". Ее мораль заключается в том, что зависть - негативное чувство. Необходимо трезво оценивать собственный потенциал. Человек обязан иметь оправданные амбиции, устанавливать себе возможные цели и добиваться их. Герои басни Крылова не являются отрицательными.

Такая противоречивость, сделанная намеренно или случайно, помогает затем воспринимать двойственно каждое жизненное обстоятельство. Это обучает человека постоянно и во всем отыскивать оборотную сторону объекта.

Да и герои басен Крылова нечасто бывают плохими. Просто существует два антагонистичных нрава, а правда так и остается спорной.

Популярные произведения

Практически любая басня поэта элементарна и ясна человеку какого угодно возраста. Она выступает в роли истинного нравоучительного урока. К числу самых именитых работ рассматриваемого автора относятся:

  • "Ворона и лисица".
  • "Лягушка и вол".
  • "Лебедь, рак и щука".
  • Басня "Синица".
  • "Стрекоза и Муравей".

Крылов вложил в свои произведения индивидуальный тайный смысл, выявляя значимые для человека вопросы о лжи и лицемерии, глупости и строптивости. Воодушевляли поэта на творчество самые различные происшествия в обществе: акт царского господства и факты отечественной войны, давление на крепостных крестьян и нововведения политики.