Туркестанская автономия. П. Алекеенков - Кокандская автономия

Туркестан (Туркестанское генерал-губернаторство) после завоевания Россией Средней Азии включал в себя Самаркандскую, Сырдарьинскую, Ферганскую, Закаспийскую и Семиреченскую области. Преобладающую часть населения составляли казахи, киргизы, узбеки, туркмены, таджики. В советской историографии нет объективной оценки политической ситуации в Туркестане рассматриваемого периода. Наиболее достоверное описание ситуации в Туркестане после падения царского самодержавия и прихода к власти в России Временного правительства дают секретные донесения французской военной миссии в Персии (Иране), адресованные военному министру Франции. Туркестан в этот период стал ареной противоборства следующих претендентов на господство в бывшей российской колонии:

представителей свергнутого царского режима;

Временного правительства;

большевиков;

Афганистана, который, пользуясь ситуацией смены власти, пытался вернуть себе захваченные царской Россией его территории в этом регионе;

Англии, которая видела в Туркестане заслон от внешних посягательств на её владения в Индии и Месопотамии .

Туркестан представлял немалый интерес также для Германии и Турции, пытавшихся нейтрализовать активность Англии, их главного противника .

Что касается политических сил, сложившихся к этому периоду, то в Туркестане уже существовала определённая политически грамотная прослойка интеллигенции - она появилась, несмотря на ограничения царского правительства в области образования в отношении представителей национальных окраин. Немало молодых людей сумели пройти обучение в ведущих учебных заведениях Петербурга, Москвы, Оренбурга и других городов. Они являли собой довольно влиятельную силу в туркестанском обществе. Ещё до падения царского режима, озабоченные судьбой своего народа, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Халел Мухамеджанов, Мухамеджан Тынышбаев, Мустафа Чокай и многие другие через издаваемые ими газеты активно занимались формированием и распространением политической мысли в Туркестане.

Ко времени прихода к власти Временного правительства в среде туркестанской интеллигенции наметились два подхода в отношении будущего устройства края. Согласно первому, Туркестан должен был стать единым неделимым, самостоятельным государством, в составе которого могли бы быть несколько автономных уаялатов. Правительство будущего Туркестана должно было иметь своей главной задачей сплочение с помощью взвешенной разумной политики тюркских народов региона и создание единого национального государства. Эта идея принадлежала Мустафе Чокаю и его единомышленникам . При этом они исходили из того, что Туркестан сможет восстановить свою утерянную государственность и защитить её от внешней угрозы только при консолидации всех тюркских народов, проживавших в регионе.

Сторонники другого направления развития Туркестана полагали более целесообразным создание отдельных национальных автономий в составе будущей России. Эту идею выдвигали и отстаивали представители партии Алаш во главе с Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым, Мухамеджаном Тынышбаевым. Идеология партии Алаш также исходила из интересов всего народа, не разделяя его на классы. Основной её целью было избавление от русского колониального гнёта. Согласно программе партии Алаш, Россия должна была стать объединением равных государств на принципах федерации. Туркестан в составе России как равноправный член федерации должен был быть иметь право самостоятельно управлять собственным государством при тесном сотрудничестве с другими государствами-членами федерации .

В апреле и июне 1917 года в Оренбурге прошли два всеказахских курултая. В июне два представителя партии Алаш - А.Букейханов и М.Тынышбаев - по поручению Временного правительства возглавили Тургайскую и Семиреченскую области .

Сырдарьинские казахи, находившиеся под сильным влиянием ислама и туркестанского джадидизма, в августе 1917 года созвали в Ташкенте конференцию, на которой представили проект национальной автономии более радикального характера, чем партия Алаш. Определились две группы, соперничавшие за культурное и моральное влияние в южном регионе: джадиды и улемисты. Их соперничество в дальнейшем переросло в политическую борьбу .

Джадиды восприняли Февральскую революцию как начало новой эры. В своих "Воспоминаниях о событиях 1917 года" ("1917 ?ue anoaeieoa?i") Мустафа Чокай объясняет, что эта вера появилась не на пустом месте: Первый всеказахский курултай, состоявшийся в Оренбурге в апреле 1917 года, выдвинул ряд требований, в том числе:

приостановить процесс переселения русских в Туркестан и возвратить коренным жителям их исконные земли, отобранные и переданные русским переселенцам;

передать административные функции в крае в руки самих туркестанцев;

вернуть домой туркестанцев, мобилизованных на тыловые работы в ходе Первой мировой войны.

Все эти требования были признаны и приняты Временным правительством .

Джадиды стремились использовать свободы, предоставленные Февральской революцией, для полного участия Туркестана в политической жизни новой России, считая, что они выражают интересы мусульманского населения. Джадиды были согласны сотрудничать с русскими социалистами, но при условии признания ими традиций коренного населения. Расхождения с улемистами касались главным образом вопроса об основах будущего Туркестанского государства.

Улемисты, представлявшие традиционную местную элиту, выступали за национальную автономию в составе России. Однако эта автономия должна была основываться на принципах шариата .

В ноябре 1917 года улемисты созвали съезд мусульман и предложили Ташкентскому совету большевиков создать новый коалиционный Туркестанский комитет. Со стороны большевиков последовал отказ.

Неоднократные попытки представителей Временного правительства (с ними был и Мустафа Чокай) провести переговоры с большевиками также завершились безуспешно. Члены делегации при посещении большевистской штаб-квартиры в Ташкенте были подвергнуты насилию . Большевики были бескомпромиссны. Они пользовались услугами людей, известных своей жестокостью и преступным прошлым, как в случае с комиссаром Фроловым, который по вечерам развлекался, стреляя в освещённые окна мирных жителей .

После захвата Ташкента, как свидетельствуют донесения французской военной миссии, большевики предались кровавым репрессиям. Представители Временного правительства, среди которых были граф д"Оррер, генерал Киелечко, адвокат Дружкин, полковник Бек и капитан Русанов, были заточены в крепость и "умерщвлены самым жестоким образом: их крики доносились с раннего вечера до двух часов ночи". Руководили пыткой большевики Тоболин, Перфильев, Колосов, Стасиков .

С 5 по 13 декабря 1917 года по инициативе партии Алаш прошёл Третий всекиргизский (казахский) съезд, на котором 10 декабря 1917 года была провозглашена Автономия Казахского Края и был избран Исполнительный Комитет. Было образовано два правительства на территории Степи: западного Казахстана и восточного Казахстана. Задача обоих правительств состояла в том, чтобы воспрепятствовать проникновению большевиков на территорию Степи . Автономия Казахского Края вошла в историю как автономия, управлявшаяся правительством Алаш-Орды. Автономия Алаш-Орды была разгромлена в 1918 году. Лидеры партии Алаш были арестованы большевиками и расстреляны в тридцатые годы.

1.2.Туркестанская (Кокандская) автономия и её разгром большевиками

После отказа большевиков Ташкента пойти на переговоры джадиды созвали в конце ноября - начале декабря 1917 года съезд в городе Коканде. Был образован Совет народов Туркестана: две третьих Совета составляли местные жители, одну треть - русские и евреи. 10 декабря 1917 года своим волеизъявлением Совет провозгласил Туркестанскую автономию, вошедшую в историю как Кокандская автономия по месту её провозглашения. Правительство возглавил Мухамеджан Тынышбаев, которого затем сменил Мустафа Чокай. Мухамеджан Тынышбаев возглавил министерство внутренних дел. В правительство также вошли: Султан Шоахмедов - заместителем премьер-министра, Убайдулла Ходжаев - военным министром, Юрали Агаев - министром земледелия и водных ресурсов, Обиджон Махмудов - министром продовольствия, Соломон Абрамович Гершвельд - министром финансов. Четыре вакантных места предназначались для представителей от европейской части населения .

Мустафа Чокай, понимая всю ответственность, которую возлагает на них провозглашение Кокандской автономии в тогдашних условиях, в своем выступлении на съезде сказал, что для построения полнокровного государства и его сохранения требуются кадры и армия. Он напомнил, что "как бы ни была ослаблена Россия, она сильнее Туркестана" . Позже, в 1932 году, анализируя декабрьские события, Мустафа Чокай в статье "?aeoi?nai anoaeieoa?i" ("Воспоминания о декабрьских событиях")* пишет: "Провозглашение автономии подняло дух туркестанцев. Кокандская автономия явилась определенным этапом в нашей жизни, показавшим, насколько была слепа наша вера в русскую революцию и русскую демократию".

Провозглашая автономию, её сторонники ссылались на ленинский декрет об автономии для всех народов России. "Улуг Туркистан", самая влиятельная газета в Центральной Азии, издаваемая Бюро туркестанских "татар" (в состав её редакции входил и Мустафа Чокай), отмечала, что "исходя из этого, объявление Кокандской автономии не противоречит желанию народа и центрального правительства" . Кокандская автономия была поддержана многотысячными митингами и демонстрациями в городах и аулах края. 13 декабря состоялась одна из таких мирных демонстраций в Ташкенте в поддержку Кокандской автономии. Большевики встретили демонстрантов пулемётными очередями.

Как указывает автор упомянутых донесений французской военной разведки, "большевистское правительство Ташкента, состоявшее исключительно из русских, настроенных враждебно против автономии Туркестана и коренного населения, осталось верным этой линии поведения. В тесном контакте с правительством Советов в Москве оно быстро стало централизующим и антисепаратистским органом. Большевики и не думали считаться с интересами местных жителей, зато они проявили снисходительность к некоторым кругам русских консерваторов, так как им не был чужд принцип единения русских по национальному признаку" .

В статье "?aeoi?nai anoaeieoa?i" Мустафа Чокай называет 13 декабря 1917 года траурным днём, "когда русские большевики злодейским образом убили десятки наших соотечественников, и кровь народа лилась рекой" . Формально продекларировав право наций на самоопределение, большевики загнали в прочные оковы саму идею независимости нерусских народов бывшей царской России. На IV краевом съезде Советов Туркестана (19 - 26 января 1918 года) представитель фракции большевиков И. Тоболин однозначно выразился за создание особых условий для "класса трудящихся, класса пролетариата". Поскольку в Туркестане пролетариат был представлен только русскими переселенцами, эта завуалированная формулировка означала откровенное пренебрежение интересами коренного населения. В связи с этим съезд большевиков принял постановление "объявить вне закона Кокандское автономное правительство и арестовать главарей". Сам факт провозглашения автономии Туркестана был квалифицирован как "попытка контрреволюционных элементов найти опору в среде мусульманской буржуазии и темной массы мусульманства" .

На Коканд были брошены войска, состоявшие из рабочей красной гвардии, вооруженной милиции дашнак-цутунского отряда (дружины одноимённой армянской партии, известные своей особой жестокостью, были в рядах вооруженных сил советского Туркестана) и воинских частей Ташкентского гарнизона. Шестого февраля были начаты боевые действия против небольшого отряда сторонников Кокандской автономии. Три дня длилась резня большевиками мусульманского населения. Как отмечают английские исследователи, точное количество вырезанных жителей неизвестно, но оно, безусловно, огромно. Население Коканда, которое в 1897 году составляло 120.000 человек, в 1926 году сократилось до 69.300. Город был разрушен и сожжён .

Не имея армии, Кокандская автономия не сумела противостоять превосходившим силам большевиков, и после 64-дневного существования 13 февраля 1918 года была разгромлена. Сторонники автономии были вынуждены отойти в Ферганскую долину, где свыше 10 лет вели партизанскую войну.

Несмотря на всю жестокость репрессивных акций большевиков, лишь после 1920 года большевики сумели преодолеть это сопротивление .

1.3.Новый этап в национально-освободительном движении и эмиграция

Советская историография преподносила искажённо историю установления советской власти в Туркестане: автономия, провозглашенная в Коканде, сознательно представлялась как буржуазно-националистическое, пантюркистское государственное образование, имевшее целью восстановление Кокандского ханства . Национально-освободительное движение, оказывавшее сопротивление установлению советской власти в Туркестане и известное как басмаческое, было умышленно приравнено к бандитизму и разбойничеству. Сам термин "басмачество" появился в 1919 году. На деле, в туркестанском обществе "басмачи" - это народные мстители и заступники. Их лозунг гласил: "Туркестан - родина туркестанских народов. Изгоним врага с родины". Движение возглавляли авторитетные люди, среди которых были оставшиеся в живых члены правительства Кокандской автономии. Оно имело всенародный характер, охватив все слои населения: представителей духовенства, интеллигенции (в основном, выходцы из джадидского движения), дехкан, ремесленников, сапожников .

То, что басмачи не были на самом деле ни бандитами, ни разбойниками, признавали и сами большевики. Так, командующий Туркфронтом М.В.Фрунзе в январе 1920 года докладывал обстановку в Туркестане следующим образом. "Два с лишним года житница Туркестанского края Фергана является ареной кровавой борьбы… Местная советская власть в первое время своего существования сделала всё возможное, чтобы оттолкнуть от себя трудовое население вместо привлечения к власти широких кругов рабочего и крестьянского населения… Вместо национализации производства шёл открытый грабёж не только буржуазии, но и средних слоёв населения… Действовавшие здесь части красноармейских войск в руках некоторых руководителей превращались из защитников революции и трудового народа в орудие насилия над ним. На этой почве и создалось то движение, которое известно под именем басмачества. Басмачи не просто разбойники. Если бы было так, то, понятно, с ними давно было бы покончено" .

Представитель французской военной миссии в Персии Жорж Дюкрок в своём донесении назвал репрессивные акции против повстанцев Ферганы "новым проявлением негибкой политики в отношении автономистских тенденций." Далее он обрисовал сложившуюся обстановку: "Когда начались волнения в этой плодородной провинции, по праву называемой Туркестанским раем, Колосов (один из представителей большевиков в Фергане - Б.С.) при поддержке рабочих и железнодорожников подавил бунт с энергичностью, напоминавшей действия русских генералов в Андижане. Заводы были разрушены, всё промышленное богатство Ферганы было уничтожено. Самое деятельное участие в этих акциях принимал комиссар Осипов. Волнения не прекратились. Они продолжаются и сейчас. Это вынуждает большевиков поддерживать в Фергане военные действия" .

Мустафа Чокай в статье "Ea?aineee ??ia O??einoaiaa?u ?eoou? ?ic?aeun" ("Керенский и национальное движение в Туркестане") пишет о бесчинствах, учинённых большевиками в отношении коренного населения, так: "В результате "блокады голодом" погибли 1 миллион 117 тысяч туркестанцев… На ноябрьской конференции 1917 года большевики приняли решение не допускать туркестанцев к управлению Туркестаном… Русские солдаты беспричинно предали огню и мечу мирные селения местных жителей…Русские мужики силой отобрали у туркестанцев их скот и лучшие пастбища... В ответ на обращение жителей с просьбой прекратить грабежи и бесчинства Сталин заявил, что это "вполне оправданные действия русского народа, который впервые в мире совершил пролетарскую революцию"". Всё это, по мнению Мустафы Чокая, способствовало расширению национально-освободительного движения в Туркестане .

Что касается численности участников басмаческого движения, то узбекские историки со ссылкой на советские и зарубежные архивные источники называют цифру от 70 до 100 тысяч человек .

Кокандская автономия явилась одним из первых опытов восстановления Туркестанской государственности демократическим путем через свободное волеизъявление народа. Её разгром дал толчок к возникновению широкого национально-освободительного движения в Туркестане.

Изучив опыт таких движений, французский исследователь Ален Гандольфи в работе "Les mouvements de liberation nationale" ("Национально-освободительные движения") на основании анализа большого фактического материала делает выводы, имеющие универсальный характер.

По своему характеру, целям и задачам национально-освободительные движения могут быть двух типов:

если задачей национально-освободительного движения является избавление своего народа от колониальной или микро-колониальной зависимости, аннексии либо от какой-то другой формы господства, то оно квалифицируется как движение за национальную самостоятельность, за самоопределение (liberation-secession);

2) если же задачей национально-освободительного движения является вооружённая борьба за захват существующей власти с тем, чтобы внедрить свою программу реформ и свою идеологию; если при этом выдвигаются лозунги "освобождения народа от внутреннего гнёта и притеснения", от "тирании одной личности" или режима, от господства какой-либо группы людей или социального класса, то речь идёт о революции или терроризме (liberation-revolution), в зависимости от того, каким оно окажется после достижения своей цели .

А.Гандольфи устанавливает ряд закономерностей структурного и содержательного плана, свойственных национально-освободительному движению .

Национально-освободительное движение за самоопределение имеет целью восстановление либо построение национального государства (Etat-nation) через разрыв с государством-предшественником, которое воспринимается как незаконное. Эта нелигитимность проистекает из колониального характера оккупации .

Средства достижения цели зависят от среды и обстоятельств, в которых живет и действует движение. Оно вынуждено адаптироваться к этим условиям и в любом случае не может обойтись без применения насильственных методов в достижении своей цели.

Структура движения в большинстве случаев напоминает правительство какого-либо государства, даже если это правительство вынуждено временно располагаться за пределами своей страны. Это своего рода политическое руководство в ссылке, которое из-за обстоятельств должно быть вдохновителем борьбы, давать импульс не только движению, но и, по возможности и в идеале, более широким массам, стараясь вовлечь в национально-освободительное движение весь народ, всю нацию, ибо без поддержки народа оно теряет свой главный признак - национально-освободительный характер.

Стратегия и способы действия движения диктуются самим характером противостояния. Поскольку оно противостоит государству-колонизатору, более сильному, располагающему всеми легальными средствами для подавления движения, то задача последнего - избегать прямого столкновения. Национально-освободительное движение старается ослабить, дестабилизировать государство-колонизатор с тем, чтобы для начала достичь преимущества, а затем одержать окончательную победу, прибегнув к классической войне либо народному восстанию .

И, наконец, сказанное о национально-освободительном движении возможно реализовать лишь при наличии достойного лидера, вождя. Личность вождя должна отвечать определенным требованиям, обеспечивающим ему лидерство. Главное его качество - достижение харизматических масштабов, что абсолютно необходимо для придания энергии движению и её поддержания .

С этих позиций национально-освободительное движение в Туркестане, названное басмаческим, может однозначно квалифицироваться как движение за национальное самоопределение (liberation-secession). Оно не ставило задачу свержения власти в России, как это было в случае с октябрьским переворотом, свергнувшим Временное правительство. Кокандская автономия, возглавляемая Мустафой Чокаем, явилась одним из выражений стремления народа Туркестана восстановить свою государственность, утерянную в шестидесятые годы ХIХ века в период российской колонизации. Мустафа Чокай стоял за развитие концепции единого Туркестана (или Туркестанской целостности), заложенной в свое время известными национальными лидерами, такими, как Баласагун, Навои, Жумабай .

Попытку правительства Кокандской автономии восстановить утраченную Туркестанскую государственность, так же как и правительства Алаш-Орды, провозгласившего Автономию Казахского Края, следует расценивать как первые и самые яркие, после падения царизма, проявления национального возрождения тюркских народов российской Центральной Азии.

V краевой съезд Советов, проходивший с 20 апреля по 1 мая 1918 года, принял "Положение о Туркестанской Советской Республике", согласно которому Туркестан был объявлен советской социалистической республикой в составе Российской Советской Федерации. В основу данного государственного образования был положен строго классовый принцип, не допускавший никакой другой интерпретации, касающейся национально-территориальной автономии населяющих народов. Провозглашение Туркестана советской республикой не опиралось на демократическое волеизъявление народа .

Подавление демократических свобод привело к образованию весной 1918 года оппозиции в лице Туркестанской Военной Организации, куда вошли бывшие офицеры царской армии, колониальные чиновники, представители русской и национальной буржуазии .

В июне 1918 года большевики организовались в Коммунистическую партию Туркестана, в которой из 43 членов только 6 были представителями коренных народов. Это укрепило зависимость местной власти от контроля партийных органов и дало возможность интенсивного внедрения идей классовой борьбы в широкие массы .

После объявления "Кокандского автономного правительства вне закона" и принятия решения "арестовать главарей", большевики назначили 1000 рублей за голову Мустафы Чокая. Первого мая 1918 года Мустафа Чокай под чужой фамилией в сопровождении своей супруги Марии Яковлевны покидает Ташкент .

В условиях полного пренебрежения национальными интересами коренного населения и утверждения классового подхода как единственного принципа формирования государственности политические формы борьбы могли привести только к физическому устранению лидеров и сторонников национально-освободительного движения. Охладить большевистский пыл и приостановить большевистские бесчинства в крае, повернуть развитие событий в русло демократии можно было, лишь предав мировой гласности всю правду о "красном терроре" в Туркестане. Это стало основной задачей Мустафы Чокая, которую можно было осуществить только за пределами большевистской России, в эмиграции.

По утверждению российских историков, большевики пытались привлечь Мустафу Чокая на свою сторону уже с первых дней установления советской власти в Туркестане, предлагая ему войти в состав Туркестанского совнаркома в качестве председателя и несколько позже - стать советником советского правительства в кемалистской Турции .

После отъезда из Ташкента Мустафа Чокай вместе с социалистами-революционерами в августе 1918 года участвует в работе 2-го совещания Комитета членов Учредительного собрания, прошедшего в Челябинске, а в сентябре того же года - в работе Государственного совещания в Уфе .

В этот же период Мустафа Чокай сотрудничает с грузинскими автономистами, активно участвует в политической жизни мусульманского сообщества на Кавказе, работает в редакциях газет "Вольные горцы" и "Борьба", при финансовой поддержке грузинского правительства налаживает издание журнала "На рубеже", став его главным редактором .

Мустафа Чокай в Тбилиси издаваёт также две мусульманские газеты - "Ени Дунья" ("Новый мир") и "Шафак" ("Заря") на турецком языке .

До начала 1921 года, то есть до вторжения частей Красной армии под командованием Серго Орджоникидзе в Грузию, Мустафа и Мария Чокай проживают в Тбилиси. Приход большевиков в Грузию вынуждает их переехать в Стамбул, где Мустафа Чокай сотрудничает с газетой "Таймс" .

В марте 1921 года супруги Чокай покидают Турцию и эмигрируют во Францию. Мустафа Чокай продолжит в Европе прерванный октябрьским переворотом процесс борьбы за независимость Туркестана, понимая необходимость привлечения внимания всей мировой общественности к ситуации в Туркестане.

1.4. Советская пропагандистская политика в отношении Кокандской автономии

Свою официальную версию о провозглашении и разгроме Кокандской автономии советское правительство изложило в Большой Советской Энциклопедии. Однако с каждым новым изданием БСЭ объём сведений о Кокандской автономии становился всё меньше.

Наличие в настоящий момент нейтральных архивных источников даёт возможность сопоставить факты, изложенные в них, с тем, что написано, к примеру, в двух изданиях БСЭ: 1938 и 1953 гг.

В издании БСЭ 1938 года Кокандская автономия, взятая в кавычки, названа "контрреволюционным движением в Туркестане, центр которого находился в Коканде. С провозглашением 1 ноября 1917 года в Ташкенте власти Советов как национальная, так и русская буржуазия и царское чиновничество в целях борьбы с Советской властью сгруппировались в Коканде". Затем уже, по версии большевиков, "в Коканд перебирается и краевой совет мусульман "Шура-Исламия", ставший центром, объединяющим все контрреволюционные силы Туркестана…" .

"Кокандская авантюра встретила решительное сопротивление со стороны трудящихся Туркестана. 7 января 1918 года в старом Ташкенте на состоявшемся многолюдном митинге узбеков была принята резолюция, призывавшая не признавать самозванное кокандское правительство; такая резолюция принималась и в других городах" .

В архивных источниках сведения либо упоминания о "судьбоносном" митинге 7 января 1918 года не встречались. Исследованные нами источники дают подробное изложение хода манифестации 13 декабря 1917 года и расстрела большевиками мирных жителей, поддержавших Кокандскую автономию. Но ни в одном издании БСЭ об этом не сказано ни слова. Зато отмечено, что "13 декабря, в день рождения Магомета, русские белогвардейцы под видом "торжественного" объявления "автономии" Туркестана спровоцировали контрреволюционное выступление, закончившееся нападением на тюрьму и освобождением Доррера и других контрреволюционеров" .

Сопоставление написанного в БСЭ с архивными данными позволяет убедиться в том, что исторические факты были советскими авторами извращены.

Имя Мустафы Чокая (Чокаева) упоминается лишь однажды в энциклопедической статье 1938 года, а в издании БСЭ 1953 года оно уже не фигурирует.

В издании 1938 года подчёркивается, что "низложил и арестовал правительство "кокандской автономии" краевой совет мусульманских рабочих и дехканских депутатов 31 января 1918 года" . В 1953 году этот абзац заменён утверждением, что "трудящиеся массы местного коренного населения, особенно бедняцкие слои, относились к "Кокандской автономии" явно враждебно и были всецело на стороне Советской власти" . В отличие от предыдущего издания текст заменён новым, в котором внимание читателя акцентируется главным образом на "басмаческих бандах".

Идеологический заказ редакторами БСЭ выполнен добросовестно: на бумаге был придан классовый характер событиям, связанным с провозглашением Кокандской автономии; со стороны местного населения автономия встретила "решительное сопротивление" и "явную враждебность", и оно же в лице своих представителей (дехканских депутатов) само низвергло и арестовало "контрреволюционное буржуазное правительство Кокандской автономии".

«ТУРКЕСТАНСКАЯ АВТОНОМИЯ»

Установившееся после отстранения от престола российского императора в 1917 году положение в советской историографии и более поздних источниках описывают одинаково.

Об этом периоде советский поэт Сакен Сейфуллин писал так: «После свержения царя и в родном краю, и в городе люди собираются толпами и проводят собрания. Стоит гул. Каждый день собрания и митинги. Каждые два дня выборы в какой-нибудь комитет... На каждом собрании выступают ораторы, появились "вожди"... после свержения царя и после получения народом политической свободы, народные массы не знали, что делать... Опыта нет, дисциплины нет, плана нет. Люди по-своему стали толковать и понимать свободу. Когда одни стали относиться к другим с пренебрежением и совершать неблаговидные поступки, на вопрос: "Как это?" – отвечали: "Е, это слаубода (свобода)"».

Как отмечают историки, такая свобода длилась недолго. Через некоторое время началась борьба между Временным правительством и Советами, часть просвещенных казахов стала работать в интересах Временного правительства, другая поддержала Советы. Просвещенные казахи, стремившиеся воспользоваться свободой, предоставленной Временным правительством, предприняли несколько попыток создать автономии в Центральной Азии и Казахстане. Первой из них стала Туркестанская автономия (по некоторым данным, Кокандская автономия. – Ред .).

28 ноября 1917 года на IV Чрезвычайном съезде мусульман Туркестана в городе Коканде было объявлено о Туркестанской автономии, город Коканд стал административным центром автономии. На этом съезде также было принято постановление, согласно которому до созыва Учредительного собрания вся полнота власти сосредотачивалась в руках Туркестанского Временного совета. В состав Туркестанского Временного правительства вошли 11 представителей Сырдарьинской и Жетысуской областей, где преимущественно проживали казахи.

По словам историка, в Сырдарьинскую и Жетысускую области, образованные при царской России, вошли территории, которые сегодня относятся к областям на юге Казахстана.

Председателем Туркестанского Временного правительства и министром внутренних дел был избран Мухамеджан Тынышбаев. Мустафа Шокай, избранный министром иностранных дел Временного правительства, через некоторое время стал председателем правительства.

Историки пишут, что «Туркестанская автономия получила поддержку местного населения Туркестанского края». Туркестанская автономия прекратила свое существование в 1918 году под напором советского правительства.

АВТОНОМИЯ «АЛАШ»

Спустя почти две недели после провозглашения Туркестанской автономии, 5 декабря, казахские интеллигенты во главе с Алиханом Букейхановым провели в Оренбурге Второй Всеказахский съезд. На съезде, который завершился 13 декабря, пришли к выводу, что «в российском государстве нет надежного и авторитетного правительства... и этот мятеж может прийти к казахам и кыргызам», поэтому съезд объявил, что «берет в свои руки власть над казахами и кыргызами».

На съезде был создан Временный национальный совет, который получил название «Алашорда». Центром утвердили город Семей. После создания правительства «Алашорда» встал вопрос об объявлении автономии, но тут делегаты съезда разделились во мнениях. Алихан Букейханов говорил, что «казахи, у которых нет оружия и других сил, должны считаться с ситуацией, должны учитывать волю русских, живущих на казахской земле». Между тем группа под руководством Халела Досмухамедова предлагала «немедленно объявить автономию».

Издатели газеты "Казах", одни из основных организаторов правительства «Алашорда» (слева направо) Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов.

В итоге обе стороны пришли к соглашению и решили объявить об автономии через месяц после того, как произойдет объединение с казахами Туркестана. Также было решено, что автономию объявят в любом случае, даже если «объединение не удастся». Открытие Сырдарьинского съезда должно было состояться 5 января 1918 года. На съезд были делегированы три представителя, которые должны были выступить с предложением об объединении. Таким образом, вопрос объявления автономии «Алаш» зависел от решения казахов, входивших в Туркестанскую автономию.

Созданная в начале 20-го века представителями казахской интеллигенции партия «Алаш» пропагандировала в казахской среде идеи либерализма. Партия «Алаш» просуществовала недолго: с 1917 по 1918 год.

Историки связывают создание автономии «Алаш» и «Алашорды» с деятельностью этой партии. Руководители партии «Алаш» преследовали цель объединения территорий Российской империи, населенных казахами, в Алашскую автономию. В 1937-1938 годах люди, стоявшие у руля партии «Алаш», подверглись сталинским репрессиям. Историк Оливье Руа называет партию «Алаш» первой профессиональной политической партией в Центральной Азии.

СЪЕЗД КАЗАХОВ СЫРДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Через месяц после создания правительства «Алашорда» в городе Туркестане состоялся съезд, который в истории упоминается как «Съезд казахов Сырдарьинской области». На съезде в течение двух дней обсуждали вопрос, в состав какой автономии должны войти казахи Сырдарьинской области – Туркестанской (Кокандской) или автономии «Алаш».

На съезде приняли следующее решение: ввиду того, что Сырдарьинская область находится в Туркестанском крае, она останется в составе Туркестанской (Кокандской) автономии; если после объявления автономии «Алаш» будет налажен союз с Туркестанской (Кокандской) автономией, то с того момента казахи Сырдарьинской области должны примкнуть к автономии «Алаш»; после того как казахи Сырдарьинской области примкнут к автономии «Алаш», столицей автономии должен стать город Туркестан.

Съезд принял постановление о делегировании представителей в Туркестанскую автономию и о том, что решения Второго Всеказахского съезда, намеревавшегося создать автономию «Алаш», должны служить руководством к действию при создании казахской милиции в областях.

Однако не прошло и месяца, как советское правительство уничтожило Туркестанскую автономию и распустило властные структуры. Правительство «Алашорды» так и не смогло собраться, чтобы объявить автономию «Алаш».

ЗАПАДНАЯ «АЛАШОРДА»

В некоторых исследованиях временное правительство «Уилский велаят» указывается как автономная государственная структура Уральского региона в начале 20-го века.

В исторических исследованиях говорится, что после Второго Всеказахского съезда в Оренбурге Жаханша и Халел Досмухамедовы приступили к созданию правительства для управления казахскими землями в западном регионе. 18 мая 1918 года ими был созван съезд в селе Жымпиты – административном центре Сырымского района современной Западно-Казахстанской области. На съезде было создано временное правительство Уилского велаята. В состав правительства были избраны семь человек.

Временное правительство Уилского велаята, которое сформировало свою армию и наладило связь с различными политическими силами в России, осенью 1918 года при участии Алихана Букейханова стало Западным отделением «Алашорды».

По сведениям, содержащимся в национальной энциклопедии «Казахстан», для управления западной частью автономии «Алаш», в состав которой входят Букеевская Орда, Уилский регион, Мангистауский уезд Закаспийской области, Акюбинский и Иргизский уезды Тургайской области, было создано Западное отделение «Алашорды», которое в случае чрезвычайной ситуации и отсутствия связи с «Алашордой» наделялось всеми полномочиями, которыми обладала «Алашорда».

Председателем Западного отделения «Алашорды» был назначен Жаханша Досмухамедов. В связи с созданием Западного отделения было распущено временное правительство Уилского велаята, и предполагалось, что западные регионы Казахстана перейдут в его подчинение. Позднее «Западная Алашорда» пришла к соглашению с советской властью и была вынуждена сложить оружие.

«ИДЕЯ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

В интервью с репортером Азаттыка историки Бейбит Койшыбаев и Мамбет Койгельды говорят, что именно политическая смута внутри России позволила казахским активистам 100 лет назад в течение короткого периода времени создать несколько правительств и объявить автономию.

Историк Бейбит Койшыбаев говорит, что Туркестанская автономия объединила не только казахов, она была общей автономией для других народов Средней Азии. По словам историка, «Туркестанская автономия, в которую объединились по административным территориальным единицам царского периода, была невыгодна советской политике». Советское правительство, которое распустило Туркестанскую автономию, разделило ее на национальные республики в 1924 году.

По словам историка Мамбета Койгельды, советское правительство не дало возможности созвать повторно съезд казахов Туркестана и объявить автономию, несмотря на то что правительство «Алашорды» к тому времени уже было создано.

Историки пришли к выводу, что в связи со сложившейся политической ситуацией казахская интеллигенция того периода по возможности старалась сформировать казахскую государственность. Со стороны это, возможно, казалось отдельной автономией, между тем ее лидеры и члены были сплоченными деятелями движения «Алашорды». Они хотели объединить казахский народ, сохранить его в смутное время и действовать сообща, говорят историки. Вначале правительство Советов «помиловало» их, затем подвергло массовым политическим репрессиям.

В Казахстане историю движения «Алаш» открыто начали изучать лишь в конце 1980-х годов. В этом году в Казахстане проводят различные мероприятия, приуроченные к 100-летию «Алашорды».



План:

    Введение
  • 1 Общественно-политические организации коренного населения Туркестана, после Февральской революции
  • 2 III конференция мусульман Туркестанского края
  • 3 III Краевой общемусульманский съезд
  • 4 Провозглашение Туркестанской автономии
  • 5 Первый состав Временного правительства
  • 6 Внутренние разногласия и политический кризис
  • 7 Разгром Туркестанской автономии
  • 8 Туркестанская автономия в официальной узбекской историографии
  • Примечания
    Литература

Введение

Среднеазиатский театр военных действий Гражданской войны в России

Вооруженное восстание в Ташкенте (1917)
Басмачество Кокандская автономия Осиповский мятеж

Актюбинский фронт:
Тургайский мятеж (1919) Актюбинская операция (1919)

Ферганский фронт:
Крестьянская армия Ферганы Мадамин-бек

Семиреченский фронт:
Черкасская оборона (1918 – 1919) Беловодский мятеж (1918) Вернинский мятеж (1920)

Закаспийский фронт:
Асхабадское восстание (1918) Оборона Кушки (1918) Английская интервенция в Средней Азии Поход уральцев в Персию

Революция в Бухаре:
Колесовский поход (1918) Бухарская операция (1920) Памирский поход Красной Армии (1920-1921) Мятеж Энвер-паши (1921) Оборона Гыдж-Дувана (1922)

Революция в Хиве:
Переворот в Хиве (1918) Оборона Тарткуля (1918) Хивинская операция (1920) Оборона Нукуса (1920) Оборона Хивы (1924)

Туркестанская автономия , (официальное название: Туркестани мухтариат (Туркестанская автономия), в литературе известна также как Кокандская автономия ) - непризнанное государство, краткое время существовавшее с 27 ноября 1917 года по 18 февраля 1918 года на территории современных Узбекистана, Казахстана и Киргизстана, в пределах Туркестанского генерал-губернаторства. Правительство Туркестанской автономии возглавили Мухамеджан Тынышпаев и Мустафа Шокай (казахи по национальности) а также полковник Чанышев (по национальности татарин).


1. Общественно-политические организации коренного населения Туркестана, после Февральской революции

После Февральской революции, в Туркестане начинают складываться общественно-политические организации представляющие коренное мусульманское население региона Одним из первых в марте 1917 была создана "Шуро-и-Исламия" (Исламский совет) идеологически выросшее из либерального движение джадидов. Позднее от Шуро-и-Исламия откалывается "Шуро-и-Улема" (Совет духовенства), созданное кадимистами (движение исламских традиционалистов). На выборах лета 1917 года кадимисты уверенно обошли джадидов. В марте 1917 года создается "Союз трудящихся мусульман", сыгравший важную роль в борьбе за Советскую власть в Туркестане. Мусульманские группы имелись также в партиях меньшевиков и эсеров, а позднее в партиях большевиков и левых эсеров.


2. III конференция мусульман Туркестанского края

15 ноября 1917 года в Ташкенте открылся III конференция мусульман Туркестанского края под руководством "Шуро-и-Улема". Параллельно в Ташкенте проходил III съезд Советов Туркестанского края. На конференцию мусульман были приглашены представители левых и социалистических мусульманских организаций. В то же время представители "Шуро-и-Исламия" в работе конференции не участвовали, что ознаменовало раскол между традиционалистами и либералами. На конференции было решено обратиться к делегатам III съезда Советов Туркестана с предложением о создании коалиционного правительства. Но это предложение было отвергнуто левыми эсерами и большевиками, в руководстве которых решающее значение имели так называемые "старые коммунисты". Многие из "старых коммунистов" стояли на откровенно шовинистических позициях. Таким образом в первый состав Совета народных комиссаров Туркестана (СНК), не попали представители коренных национальностей. Это решение было осуждено ЦК партии большевиков, требующем включение в состав СНК представителей коренного населения.


3. III Краевой общемусульманский съезд

22 ноября в Ташкенте открылся III Краевой общемусульманский съезд, на котором была сделана попытка формирования правительств национальной автономии. Но это решение вызвало протест со стороны представителей левых мусульманских движений и партий, выступавших за Советы, как единственную легитимную власть.

4. Провозглашение Туркестанской автономии

В ответ на создание в Ташкенте Совнаркома в Коканде под руководством "Шуро-и-Исламия" был созван IV Чрезвычайном краевой общемусулмьанский съезд. На съезде присутствовало около 200 делегатов. 27 ноября на съезде Туркестан был объявлен "территориально автономным в единении с федеративной демократической Российской республикой". Туркестан было решено именовать Туркестон мухториати (Туркестанская автономия). Были избраны органы власти автономии. Представительным и законодательным органом должен был стать Временный Народный совет в количестве 54 человек, исполнительным - Временное правительство, состоящее из 12 человек.

Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть - гарантировалась представителям немусульманского населения. Это было удачным решением - такой парламент, несомненно, сплотил бы всех туркестанцев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Федор Колесов, недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации» .


5. Первый состав Временного правительства

В первый состав Временного правительства Туркестанской автономии вошли:

  • Мухамеджан Тынышпаев - министр-председатель, министр внутренних дел. По национальности казах.
  • Шах-Ислам (Ислам) Шагиахметов (в литературе встречается также Султан Шоахмедов) - заместитель-министра председателя. По национальности татарин.
  • Мустафа Чокаев (Мустафа Шокай) - управляющий отделом внешних сношений (в современной литературе иногда его называют министром иностранных дел). По национальности казах.
  • Магди Чанышев - Председатель Военного Совета правительства (глава вооруженных сил). По национальности татарин.
  • Убайдулла Ходжаев - управляющий отделом народной милиции и общественной безопасности. По национальности узбек.
  • Хидаят-бек Юргули-Агаев - министр землеустройства и водопользования. По национальности узбек.
  • Абиджан Махмудов - министр продовольствия. По национальности узбек.
  • Абдурахман-бек Уразаев - заместитель министра внутренних дел. По национальности казах.
  • Соломон Герцфельд - министр финансов.По национальности еврей.
  • Кичик Эргаш (в литературе часто встречается напсиание Иргаш, он же Ходжи Магомед Ибрагим Ходжиев) - начальник уездной милиции, в дальнейшем заменил Магди Чанышева на посту руководителя вооруженных сил автономистов.

Вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий Мустафа Чокаев становиться председателем правительства. Туркестанская автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации. Во вступительной речи Мустафа Шокай сказал: «Построить с ходу полнокровное государство нелегко. Для этого нет ни кадров, ни опыта. И главное - нет армии, чтобы защитить будущую автономию. Как бы ни была ослаблена Россия, она гораздо сильнее нас. С Россией мы должны жить в мире и дружбе. Это диктует сама география. Я не приемлю политику Советов, но верю в разрушительную силу большевиков» .


6. Внутренние разногласия и политический кризис

Одной из ключевых проблем Туркестанской автономии, с самого начала ее существования, стали непреодолимые разногласия между различными политическими течениями участвующими в ее создании. В первую очередь между джадидами и кадимистами. Последних в правительстве представлял Кичик Эргаш. Возрастающее влияние кадимистов в правительстве вынудила в декабре 1917 уйти в отставку председателя правительства М. Танышпаева, которого сменил на этом посту Мустафа Чокаев. В условиях политического кризиса осени 1917 года у автономистов отсутствовала единая позиция ни в отношении внешнеполитической ориентации, ни в отношении Советов, ни в отношении дальнейших социально-политических преобразований. Попытки правительства привлечь на свою сторону широкие круги коренного населения, путем отправки в города Туркестана ораторов и пропагандистов - не давали желаемых результатов. Обострило ситуацию и тот факт что руководители "Шуро-и-Улема" отказались войти в состав правительства автономии.


7. Разгром Туркестанской автономии

В январе 1918 в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, под командованием Осипова К. П.. В состав карательного отряда входили также красноармейцы ташкентского гарнизона и вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тыс. мирных жителей. Эта операция вместо достаточно лояльного к России Туркестанского правительства, фактически на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. . Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 30-е годы

Таким образом, Туркестанская автономия была ликвидирована большевиками всего через три месяца после создания. Мустафе Шокаю удалось бежать сначала в Ташкент позже через Актюбинск в уральских степях присоединился к членам правительства «Алаш-Орды», и вновь включился в политическую борьбу.


8. Туркестанская автономия в официальной узбекской историографии

В современной официальной узбекской историографии Туркестанская автономия занимает особое место. Создание автономии связывается с появившейся после Февральской революции общественно-политической организации джадидов «Шуро-и-Исламия», выражавшей по мнению узбекских историков желание всего коренного населения Туркестанского края и стремившегося создать первое в Средней Азии демократическое многонациональное государство, известное как «Кокандская автономия». Русские большевики в этой связи объявляются "достойными" наследниками русских колонизаторов .


Примечания

  1. Неизвестная трагедия. Дашнаки сыграли решающую роль в уничтожении Туркестанской автономии - www.centrasia.ru/newsA.php?st=1235549160
  2. Георгий Иванов. Негостеприимный Узбекистан - beta-press.ru/article/12
  3. Туркестанская автономия – трагическая веха независимого Казахстана - tynyshpaev.kz/docs.php?docs_id=26
  4. Туркестанская автономия – трагическая веха независимого Казахстана - tynyshpaev.kz/biography.php?bio_id=17
  5. Борьба с басмачами в Средней Азии. Хронология. - www.hrono.ru/sobyt/1918basm.html
  6. Усманов К., Садиков М. История Узбекистана. (1917-1991 годы). Учебник для учащихся 1 курса академических лицеев и профессиональных колледжей. Ташкент: «Шарк», 2007. С. 20-25.

Литература

  • Сафаров Г. Колониальная революция. (Опыт Туркестана). Москва, Госиздат, 1921.
  • Рыскулов Турар. «Революция и коренное население Туркестана», Ташкент, 1925 (глава «Что делали дашнаки в Фергане»).
  • Park A. Bolshevism in Turkestan, 1917-1927. - New York, 1957.
  • Rakovska-Harmstone Т. Islam and nationalism: Central Asia and Kazakhstan under Soviet Rule // Central Asian Survey. - Oxford. 1983.
  • Mustafa Chokay. «The Basmachi Movement in Turkestan», «The Asiatic Review», vol.XXIV, 1928.
  • Агзамходжаев С. Туркистон Мухторияти. - Ташкент: ФАН, 1996.
  • Чокай М. «Туркестан под властью Советов (к характеристике диктатуры пролетариата)», Алматы, журн. «Простор», 1992, № 9-10.
  • Чокаев М. «Национальное движение в Средней Азии». В кн.: «Гражданская война в России: события, мнения, оценки». М. 2002.

Туркестанская автономия, (официальное название: Туркестани мухтариат, в литературе известна также как Кокандская автономия) - непризнанное государство, краткое время существовавшее с 27 ноября 1917 года по 18 февраля 1918 года на территории современных Узбекистана, Казахстана и Киргизстана, в пределах Туркестанского генерал-губернаторства. Правительство Туркестанской автономии возглавили Мухамеджан Тынышпаев и Мустафа Шокай, а также полковник Чанышев.

    Кокандская автономия 1

    Наши ошибки в национальном вопросе и их значение 1

    Периоды Кокандской автономии 3

    Возникновение Кокандской автономии 4

    Масштаб Кокандской автономии 6

    Участие русской буржуазии в Кокандской автономии 6

    Деятельность правительства Кокандской автономии 8

    Борьба с Кокандской автономией 11

    Начало кокандских событий 12

    Улемистский переворот 13

    Разгром Кокандской автономии 14

    Перечень литературных источников, использованных автором 15

    Хронология Кокандской автономии 15

    Бабушкин Ефим Андрианович 15

    Примечания 15

Истпарт Средазбюро ЦК ВКП(б)
П. Алексеенков
Кокандская автономия

Кокандская автономия

Национально-освободительное движение до февральского периода боролось

1) с засильем российского торгово-промышленного капитала и за создание условий, благоприятствующих развитию национального капитала;

2) за изменение политических взаимоотношений между Туркестаном и Россией;

3) за ново-методную национальную школу и за повышение культурного уровня коренного населения Туркестана.

Рассмотрим значение каждого из этих моментов в отдельности.

1. Русское правительство усиленно внедряло в массы так называемую русско-туземную школу, единственная цель которой заключалась не в повышении культурного уровня населения страны, а в его русификации. Развитие же капиталистических отношений в Туркестане на базе роста хлопководства и фабрично-заводской промышленности настоятельно требовали повышения культурного уровня как сельского, так и городского населения страны, в этих условиях идея насаждения ново-методной школы на родном языке являлась идеей сугубо прогрессивной, так как широкой насаждение ново-методной школы в тех условиях постепенно заставило бы отмереть старо-методную религиозную школу, наиболее резко бросающийся в глаза пережиток эпохи феодализма.

2. Быстрое развитие национально-промышленного капитала, выявившееся еще в последние годы прошлого столетия, царскому правительству уже начало внушать большие опасения. поэтому правительство, защищавшее в туркестане интересы российского капитала, систематически боролось с развитием национального капитала. Это в конечном счете сводилось к борьбе с ростом капиталистических отношений в Туркестане вообще и к задержке роста производительных сил края.

Борьба с этой политикой царского правительства являлась борьбой за создание условий, благоприятствующих росту и развитию национального промышленного капитала, что в конечной счете содействовало развитию производительных сил Туркестана. Это значит, что борьба была безусловно прогрессивной.

3. Борьба за расширение политических прав Туркестана велась очень осторожно и потому резко не бросалась в глаза. Прогрессивность этой борьбы ясна без всяких доказательств.

Это конкретное содержание национально-освободительного движения в Туркестане до февральской революции в основном сводилось к двум моментам.

Первый момент, это содействие происходившему тогда процессу сложения раздробленных туркестанских племен и родов в нации. Рост капиталистических отношений, рост капиталистических связей отдельных племен между собою содействовал слиянию их в нации: узбекскую, киргизскую, туркменскую и таджикскую. Борьба с разлагающим влиянием русского империализма содействовала этому же не в меньшей степени, а повышение культурного уровня населения страны содействовало сознанию себя, как нации.

Второй момент сводился к ослаблению русского империализма. Содействие росту национального промышленного капитала было ничем иным, как ослаблением экономической мощи русского империализма, борьба за расширение политической самостоятельности Туркестана приводила к его (империализма) политическому ослаблению, а рост культурного уровня населения страны, в конечном счете должен был привести к количественному и качественному росту тех сил, которые можно было противопоставить русскому империализму.

Таким образом, мы видим, что национально-освободительное движение с начала нашего столетня вплоть до февральской революции как по своему конкретному содержанию, так и по тем объективным результатам, к которым оно приводило, было движением безусловно прогрессивным.

В период февральской революции национальное движение раскололось на два течения. Из общего русла национально-освободительного движения выделилось движение национальных рабочих, увлекших за собой и часть мелкой буржуазии и интеллигенции. Но даже и правое течение в национально-освободительном движении в этот период все еще оставалось относительно прогрессивным, поскольку ему приходилось вести ту или иную борьбу с русским империализмом.

Содержание борьбы за национальное освобождение Туркестана в это время по существу оставалось прежним, хотя задачи были поставлены значительно более ясно и конкретно. Был, например, решительно поставлен вопрос о прекращения крестьянской колонизации, о возвращении киргизам части земель, ранее у них отнятых царским правительством, ставился вопрос об уравнении в правах всего населения Туркестана, более отчетливо был поставлен лозунг автономии Туркестана и т. д. и т. д. Но поскольку российская буржуазия, ставшая после февральской революции у кормила правления, не имела никакого желания производить какие бы то ни было изменения в Туркестане, постольку национальной туркестанской буржуазии приходилось вести борьбу за каждую из этих задач в отдельности.

Октябрьская революция совершенно изменила сущность буржуазно-национального движения в Туркестане. Из прогрессивного оно превратилось в контр-революционное движение.

Как это произошло?

Октябрьская революция уничтожила власть русского империализма, но вовсе не для того, чтобы дать возможность национальной туркестанской буржуазии эксплуатировать туркестанских рабочих и дехканство, а для того, чтобы уничтожить всякую эксплуатацию и в том числе эксплуатацию национальной буржуазией.

Октябрьская революция действительно создала такую политическую обстановку в Туркестане, что производительные силы страны и в том числе культурный уровень населения Туркестана могли бы расти и развиваться наибыстрейшим образом. Но национальная туркестанская буржуазия при наличии советской власти ни в коей мере не могла использовать этот рост производительных сил страны в своих собственных интересах, ибо Октябрьская революция развязывала рост производительных сил для строительства социализма.

Со своей неизбежней политической смертью национальная туркестанская буржуазия примириться, конечно, не могла. Ей хотелось жить, эксплуатировать туркестанских рабочих и дехкан. Поэтому, она продолжает борьбу, но уже не с русским империализмом, а с властью российских и туркестанских рабочих и дехкан.

Наши ошибки в национальном вопросе и их значение

До сих пор еще очень и очень многие не отказались от той мысли, что, якобы, кокандская автономия является продуктом ошибок нашей партии в национальном вопросе, а по мнению других - результатом всех наших ошибок того времени вообще.

В качестве образца подобной трактовки данного вопроса можно привести отрывок из статьи некоего В. Дориомедова - "Кокандские события", помещенной в одном из мартовских номеров газеты "Знамя Свободы" (1918 год). В этой статье мы можем прочитать следующее:

"Власть Советов народных комиссаров и советов солдатских и рабочих депутатов оказалась совершенно бессильной, как защитить страну от внешних опасностей, так и водворить в ней хотя бы элементарный внутренний порядок, обеспечивающий гражданам возможность спокойной мирной работы.

Добрые намерения советов совершенно разбиваются о полное нежелание подчиняться им со стороны даже тех, кто их избрал.

Второй причиной является демагогическая и двуличная политика петроградского совета народных комиссаров, которые, с одной стороны, предлагают всем народам отделиться от России, говорят о полном самоопределении народов, а потом, когда зерно, посеянное ими же, взойдет, так устраивают кровавые бойни.

Надо только при этом вспомнить воззвание Ленина к мусульманам, распространенное в миллионах экземпляров. В этом воззвании он призывал мусульман к изгнанию европейцев из всех мусульманских стран. Воззвание это не должно быть забыто.

Февральская революция не принесла коренных революционных изменений в жизни России. Временное правительство не смогло решить социально-экономические, аграрные, национальные проблемы и вопрос о войне и мире. В стране назревал кризис. В то же время усиливалось недовольство народа участием России в Первой мировой войне и поражениями русской армии, поскольку все тяготы войны лежали на плечах народа. Угроза экономического краха, социальные проблемы и усиление общего кризиса стали причиной падения авторитета Временного правительства, что в свою очередь, усиливало революционную ситуацию в стране. Этой сложной ситуацией воспользовались большевики во главе с Лениным. Они выдвинули пропагандистские лозунги, чтобы привлечь на свою сторону основную массу населения страны. Чтобы достичь своих целей, большевики выдвигали неосуществимые идеи. Они брались решить все коренные проблемы. 24-25 октября 1917 года большевики осуществили в Петрограде государственный переворот. Свергнув Временное правительство, они захватили власть в стране.

Поскольку Туркестан входил в состав России, события, происходившие в Центре, влияли на политическую ситуацию в крае.

В опубликованной в советский период исторической литературе события, происходившие в данный период, фальсифицировались. Так, утверждалось, что население Туркестана одним из первых признало большевистское правительство России и советскую власть. На самом деле эти утверждения не соответствуют исторической действительности. Даже захват в ночь с 31 октября на 1 ноября 1917 г. крепости Тупраккала, где находился Туркестанский комитет Временного правительства, не свидетельствует о серьезных изменениях в Туркестане.

Большевики, захватившие власть в Центре, приложили все усилия для утверждения советской системы во всех республиках, входящих в состав России, в том числе и в Туркестане. Они начали незамедлительное осуществление программы по установлению своей власти на местах. Для осуществления этих целей большевики не останавливались ни перед чем и готовы были применить силу. Особенно ярко это проявилось на примере Туркестана.

Установление советской власти в Туркестане было сопряжено с большими сложностями, прежде всего потому, что идеи большевиков были непонятны и не соответствовали истинным стремлениям коренного населения республики. Местное население не желало путем социалистических преобразований немедленно перейти к общенациональной форме собственности, изменить сформировавшийся в течение многих веков образ жизни.

Тем не менее, партия большевиков вынудила население края принять чуждые для него идеи. К большинству тех, кто не желал перейти на сторону советской власти, были применены жесткие меры, во многих районах Туркестана были организованы погромы и грабежи.

В то время для советской системы было обычным явлением моральное унижение населения, оскорбление святых мест, уничтожение религиозных книг. По официальным данным, в Ферганской долине в период установления советской власти были истреблены: в Маргилане - 7 тыс., Андижане - 6 тыс., Намангане - 2 тыс., в окрестностях Базаркургана и Коканда (нынешний Пахтаабадский район) — 4,5 тыс. человек. При установлении советской власти тысячи людей были уничтожены и в других городах и кишлаках Туркестана.

Руководители советского правительства во всех своих официальных программных документах и лозунгах провозглашали равноправие, предоставление всем угнетенным народам права на самоопределение и создание национального государства. Но это были лишь пустые обещания. Например, в таких важных документах большевиков, как «Декларация о правах населения России», «Декларация прав угнетенных и эксплуатируемых народов», обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», и в других документах угнетенным народам были обещаны свобода и поддержка в обретении независимости, однако на деле большевики придерживались иной политики.

Одновременно с насильственным установлением советского строя большевистская партия Туркестана вместе с другими подобными партиями старались не допускать к управлению представителей коренного населения. Предвидя это, передовые деятели из числа коренного населения открыто высказали свое мнение о том, что если большевики сформируют правительство с позиции меньшинства, без учета интересов основной массы населения, это вызовет резкое недовольство большинства жителей края.

Прошедший 12-15 ноября 1917 г. в Ташкенте III Краевой мусульманский съезд принял решение, в котором отмечалось: «Правительство, противоречащее интересам коренного населения, которое находится в руках группы случайных людей - военных, рабочих и дехканских организаций, не отвечает требованиям демократии и не сможет дать гарантий самоопределения и самостоятельного решения своей судьбы коренному населению страны».

Однако эти оправданные требования нисколько не повлияли на политику большевиков и руководителей советского правительства Туркестана, которые продолжали путем насилия устанавливать свою власть на местах. Для осуществления своих целей они созвали III съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов Туркестана, который проходил 15-22 ноября 1917 г. в Ташкенте. Однако депутатам от мусульманских рабочих и дехкан Туркестана не была предоставлена возможность принять равноправное участие в работе этого съезда. Совет Народных Комиссаров Туркестана состоял из председателя Ф.И. Колесова (большевик), 7 большевиков и 8 левых эсеров, в его состав не входил ни один представитель коренных народов, которые составляли 95% всего населения края. Это является типичным примером шовинистической политики советского правительства, которое совершенно игнорировало интересы коренного населения.

Представители этого правительства откровенно высказывались в подобном духе. Например, выступивший на IV Краевом съезде Советов народный комиссар Успенский произнес такое напутствие: «Товарищи мусульмане, мы ваши старшие братья, поэтому вы должны нам подчиняться!». Один из высокопоставленных лиц в правительстве А. Казаков высказал свою точку зрения таким образом: «В Республике Туркестан проживает 95% мусульман и только 5% русских, и эти 5% держат все в своих руках и продолжают править. Однако это явление временное. Когда народ края будет готов, мы передадим управление республикой ему».

Это было проявлением беспардонного отношения к народу, имеющему тысячелетний исторический опыт государственности, способному определять свое будущее, перспективы своего развития, имеющему сыновей-патриотов, посвятивших свою жизнь великим целям свободы и независимости своей Родины. Абсолютное большинство коренных жителей Туркестана было против такой шовинистической, противоречащей национальным интересам политики нового советского правительства.

Туркестанская автономия

Осложнившаяся после установления советского строя политическая ситуация в Туркестане привела к объединению и активизации деятельности патриотических и прогрессивных сил. Они взяли инициативу в свои руки, чтобы повести за собой народ в борьбе за демократическую государственность, за настоящую народную власть, справедливость и свободу против несправедливости власти, возглавляемой большевиками.

26 ноября 1917 г. в Коканде был созван IV Чрезвычайный краевой мусульманский съезд. В нем приняли участие более 200 представителей из 5 областей, в том числе от «Шурой Исломия», «Шурой Уламо», Совета военных мусульман, Общества евреев Туркестанского края.

В состав президиума съезда были избраны видные общественные деятели края - Мустафа Чокай, У. Асадуллаходжаев, Юрали Агаев, С. Акаев, Обиджан Махмудов, Абдурахман Уразаев, Ислам Шоахмедов, Камол казы, Каримбаев - всего 13 человек. Итогом трех дней работы съезда стало решение о создании Туркестанской автономии. В частности, в принятом постановлении было сказано:

«Исходя из революционного обращения России, провозгласившего право на самоопределение, представляя проживающее в Туркестане население разных национальностей, выражая волю народа, объявляем о создании автономии в Туркестане в составе и на территории Российской Федеративной Республики. Вместе с этим Учредительному собранию поручается выработать и установить законную форму автономии».

После этого съезд торжественно объявил «о непременной защите прав национальных меньшинств, проживающих в Туркестане».

28 ноября (11 декабря) сформированному государственному образованию было дано название Туркестанская автономия (Туркистон Мухторияти). До созыва Учредительного собрания вся полнота власти передавалась Туркестанскому Временному Совету (в составе 12 человек) и Туркестанскому Народному (Национальному) Собранию (в составе 54 человек).

На съезде было сформировано правительство Туркестанской автономии - Туркестанский Временный Совет. В его состав вошли 12 человек:

1. Мухаммаджан Тынышбаев - премьер-министр, министр внутренних дел.
2. Ислам Шоахмедов - заместитель премьер-министра.
3. Мустафа Чокаев - министр иностранных дел (впоследствии премьер-министр).
4. Убайдулла Ходжаев - военный министр.
5. Юрали Агаев - министр земельных и водных богатств.
6. Обиджан Махмудов - министр продовольствия.
7. Абдурахман Уразаев - заместитель министра внутренних дел.
8. Соломон Герцфельд - министр финансов.
Саиднасир Миржалал-оглы занял в составе сформированного правительства должность казначея.

Значительной заслугой съезда явилось избрание состава Туркестанского Народного Собрания (парламента). В его состав, кроме членов Временного правительства, вошли Т. Норбутабеков, С. Шарифходжаев, Насирхантура Камолхантура оглы, М. Бехбуди, Т. Мусабаев, Сабирджан Юсупов, Одилджан Умаров и другие выдающиеся общественные деятели края.

Таким образом, с созданием национального правительства из числа уважаемых лиц и патриотов страны на их плечи была возложена огромная ответственность. Основной задачей народного правительства явилось возрождение Туркестана, постепенное восстановление его независимости, подъем на должную высоту его статуса. Поэтому миллионы граждан страны с радостью и гордостью приняли провозглашение Туркестанской автономии.

В декабре 1917 года в Ташкенте, Намангане, Джалалабаде, Коканде, Самарканде, а также в других городах тысячи людей вышли на митинги, в которых горячо приветствовали Автономию. 6 декабря в старогородской части Ташкента был проведен многотысячный митинг в поддержку Туркестанской автономии, на котором выступили выдающиеся государственные деятели - Мунаввар Кары, Мулла Одил муфтий, Саид Ганихан, Пирмухаммад Аълам. Участники митинга приняли постановление в поддержку Временного краевого правительства. В те дни на страницах местной периодической печати были опубликованы многочисленные статьи, в которых прозвучали призывы к солидарности в борьбе за светлое будущее.

Так, Фитрат в своей статье «Автономия» в газете «Хуррият» за 5 декабря 1917 года отмечал: «…Съезд выполнил свою работу. Все остальное - задача нации. Для защиты автономии необходима сила, нужны деньги. Пусть нация предоставит их».

Население края единодушно поддерживало правительство автономного Туркестана, но большевики приняли все меры к тому, чтобы развитие событий пошло по иному пути. Насильственное подавление митинга в поддержку автономии в Ташкенте 13 декабря 1917 года было первым покушением на Туркестанскую автономию, в результате которого погибли мирные жители. В эти тяжелые для Туркестанской автономии дни, 25 декабря 1917 года, в Коканде начал работу I Чрезвычайный съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов, в котором приняли участие около 200 человек. Съезд прошел под лозунгом всемерной материальной и моральной поддержки Автономии. В последний день работы съезда, 27 декабря, депутаты отправили в Петроград на имя Председателя Совета Народных Комиссаров телеграмму, в которой просили признать Туркестанскую автономию и дать возможность довести дело до конца. В частности, в телеграмме говорилось:

«Сегодня народ Туркестана единогласно провозгласил Туркестанскую автономию и предлагает Учредительному собранию выработать окончательную форму управления автономией… В составе Народного Совета мы выделили им 33% мест, несмотря на то, что русские и европейцы составляют 2% населения края… Передавая вам сведения о I Чрезвычайном съезде рабочих, солдатских и дехканских депутатов, просим Вас… издать Указ о передаче власти Совета Народных Комиссаров Ташкента в распоряжение Временного правительства Туркестана. Этим Вы спасете Туркестан от двоевластия и анархии, которые могут привести к большой катастрофе».
Журнал «Ишчилар дунеси», 1918, № 2. С. 22-23.

Однако данная просьба народного съезда не была удовлетворена. Напротив, были даны секретные указания о немедленной ликвидации Туркестанской автономии.

Поражение Туркестанской автономии и его исторические уроки

Правительство Центра и его представители в Туркестане объявили правительство Туркестанской автономии и вне закона. Для этого советское правительство использовало все имеющиеся в его распоряжении средства. В ликвидации Автономии были задействованы все размещенные в крае военные силы.

По многим объективным и субъективным причинам Туркестанская автономия не могла подготовиться к обороне и защитить себя, поскольку просуществовала исторически короткое время (всего 72 дня). К тому же среди автономистов существовали серьезные разногласия по многим важным вопросам, не было единства и сплоченности. Свидетельством тому является переворот 18 февраля 1918 года, который был осуществлен организацией «Шурой Уламо». Было свергнуто правительство во главе с Мустафой Чокаем и руководство правительством передано начальнику миршабов Коканда Кичик Эргашу.

Правительство Автономии не успело установить связи с зарубежными странами, которые могли бы оказать финансовую и моральную поддержку, что в конечном итоге обрекало Туркестанскую автономию на неэффективную деятельность.

Большевистское правительство воспользовалось этим положением и приняло решение ликвидировать национальное правительство Автономии. 14 февраля 1918 г. советское правительство Туркестана ввело чрезвычайное положение в Ферганской области. 17 февраля в Коканде от местных органов власти - советов рабочих и солдатских депутатов, правительства Автономии - потребовали сдачи. В это же время из Ташкента прибыли вооруженный красноармейский отряд во главе с военным комиссаром Туркестанского края Е. Перфильевым. К этим противозаконным действиям были привлечены дашнаки - армянские националистические отряды. 19-21 февраля стали самыми трагическими днями в истории Коканда. Столица бывшего ханства была превращена в руины. Советское правительство беспощадно разгромило правительство Туркестанской автономии.

Самым страшным было то, что пострадали тысячи невинных людей, мирные жители Коканда остались без крова, более 100 тыс. человек было убито. О кровавой трагедии в Коканде впоследствии вспоминал один из советских государственных деятелей Д. Манжара: «Кокандская трагедия произошла из-за допущенных нами политических ошибок. Вместо того, чтобы окружить место расположения в старой части города плохо вооруженных автономистов, мы подвергли их массированному артиллерийскому обстрелу, а затем пустили в дело хорошо вооруженные отряды армянских дашнаков. В результате чего начались грабежи, бесчинства и резня. При этом пострадали и мирные жители, которые не имели никакого отношения к автономистам ».

Газета «Знамя свободы» в одном из январских номеров 1918 года сообщала: «Большевики не признали автономии и не предоставили угнетенному народу возможности самостоятельно определить свою судьбу и осуществить свои законные права».

Хотя Туркестанская автономия и потерпела поражение, однако она оставила неизгладимый след в исторической судьбе края. Трагедия Автономии показала всю лживость утверждения советского правительства о предоставлении народам Туркестана свободы, равноправия, права на создание ими своего национального государства. Это явилось историческим уроком в борьбе народа Туркестана за свободу и независимость: нельзя добиться свободы с чужой помощью, нужно полагаться только на свои силы, бороться под руководством только своих представителей.

Поражение Автономии содействовало дальнейшему сплочению народа Туркестана на пути к независимости и свободе.

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

§2. Установление Советского Режима в Туркестане. Борьба за Народную Власть. Туркестанская Автономия Обновлено: Март 1, 2017 Автором: admin