Святые афанасий и. Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет". Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: "назначал" их священниками и диаконами, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312-326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием.

Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал его в 325 году на Никейский Собор, где выступил с опровержением ереси Ария [ 1]. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником — первосвятителем Александрийской Церкви. 8 июля [ 2] 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского.

Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Он продолжал обличать ариан, но приемник императора Константина император Констанций (337-361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий.

Святитель Афанасий Александрийский отправился в Рим к папе Юлию I (337-352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным догматам Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города.

Не смотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.

При императоре Юлиане Отступнике (361-363) святитель Афанасий оказался в изгнании в Фивадийской пустыне. После бесславной смерти императора первосвятитель управлял Александрийской Церковью еще 7 лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года.

Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели "История ариан для монахов", "Четыре слова против ариан", "Книга о Троице и о Духе Святом". Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января).

Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.

1. Арий (256-336) александрийский пресвитер и богослов, считавший, что Сын Божий не равен Богу Отцу и не вечен, так как сотворен Отцом. ^

2. Даты в тексте даны по старому стилю. ^

***

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, величайший богослов, родился в Александрии во второй половине IV века в знатной и благочестивой христианской семье. Он получил хорошее воспитание и блестящее образование, в совершенстве изучил светские греческие науки, в том числе философию, но более всего преуспел в познании истин христианской веры и в разумении Священного Писания. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах. Через 6 лет он был посвящен в сан диакона, а затем возведен в архидиакона. Патриарх Феофил (385-412), видя необычайные способности и зная целомудренный образ жизни молодого клирика, поручил ему произносить проповеди.

В 412 году, после смерти Патриарха Феофила, святой Кирилл был избран первосвятителем Александрийской церкви. Став Патриархом, он возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью новацианов [ 1]. Оберегая свою паству от этого противного духу евангельской любви учения, святитель Кирилл изгнал еретиков из Александрии. Однако еще более опасными для александрийских христиан были в то время иудеи, покровительствуемые правителем Александрии Орестом. После устроенного ими массового избиения христиан, святитель Кирилл с оставшимися в живых сподвижниками изгнал из города врагов веры Христовой. Через некоторое время он добился у императора Феодосия Младшего (408-450) отстранения от власти Ореста и наказания виновных.

Просвещенный и ревностный пастырь Александрийской Церкви неустанно проповедовал Слово Божие, изъяснял своей пастве Священное Писание. Тогда же им были написаны некоторые догматические сочинения, например, толкование на Евангелие от Иоанна, несколько книг о Святой Троице, сочинения о поклонении Богу в духе истины, "Глафира, или сокровенные мысли пятокнижия".

В 429 году в монастырях египетской пустыни распространилась ересь Нестория [ 2], и монахи стали приходить к архиепископу Кириллу, требуя от него защиты Православия. Тогда святитель обнародовал послание "К отшельникам", в котором, не называя имени Нестория, осуждал его мнение. Затем он отправил несколько увещевательных посланий самому Несторию, содержавших обширный трактат о догмате Боговоплощения. В то же время он написал письма к императору Феодосию, поддержавшему ересь, и к его сестрам. Для просвещения народа святитель написал "Пять книг против Нестория". В Александрии был созван Поместный Собор, обличавший несторианство. Однако Несторий не внял вразумлению и в свою очередь написал ряд посланий, защищавших свое учение и обвинявших в ереси самого святителя Кирилла. Споры и раздоры между ними приобрели настолько острый характер, что император Феодосий, по просьбе обеих сторон, объявил о созыве Вселенского Собора.

В 431 году в г. Ефесе собрался III Вселенский Собор, на который приехали около 200 архиереев от всех христианских Церквей. Ефесский Собор, на котором председательствовал первосвятитель Александрийской Церкви, осудил учение Нестория как ересь. Несторий не подчинился Собору и не раскаялся. Антиохский Патриарх Иоанн, сторонник Нестория, открыл самостоятельный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Враги Православия оклеветали святителя Кирилла, и он, по повелению императора, был заключен под стражу вместе с Ефесским епископом Мемноном. Но вскоре козни еретиков были разоблачены, и святитель получил свободу. Несторий же был лишен сана и сослан в ссылку, где и скончался.

32 года управлял святитель Кирилл Александрийской Церковью. В течение этого времени он очистил Церковь от всех бывших тогда ересей, написал много апологетических, догматитческих, изъяснительных и нравоучительных сочинений. Личное благочестие подвижника соединялось в нем с мудростью наставника и ревностного защитника Православия.

Святитель Кирилл скончался мирно в 444 году.

1. Новациане — последователи римского епископа Новациана (†238). Они учили, что падшие во время гонения и вообще подвергшиеся смертным грехам должны быть извергаемы из Церкви и принимаемы обратно в Церковь, не иначе как чрез повторение крещения. Секта новациан существовала в III-IV веках в Карфагене, Александрии, Малой Азии, Испании. ^

2. Несторий — Константинопольский Патриарх с 429 по 431 год. В 431 году на соборе в Ефесе был осужден за учение, по которому он резко разграничивал человеческую и божескую природу в Иисусе Христе. Он утверждал, что от Девы Марии родился человек Иисус, с которым, с момента зачатия Его, соединялся Бог Слово Своею благодатию и обитал в нем, как во храме. Поэтому Пресвятую Деву он называл Христородицею, а не Богородицей. Несторий умер в 440 году. ^

* Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. * Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского. Святителя Максима Нового, деспота Сербского (1516).
Преподобных Маркиана Кирского (ок. 388), Сильвана Палестинского (IV), Илариона, Емилиана, Димитрия. Мучеников Кириака, Ксении, Феодосии. Святителя Ефрема, епископа Миласского (V). Преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII). Священномученика Михаила (Каргополова) пресвитера, Красноярского (1919). Священномучеников Владимира (Зубковича) протоиерея, Белорусского (1938), Николая (Красовского) и Сергия пресвитеров (1938).

День святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312-326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием.
Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал его в 325 году на Никейский Собор, где выступил с опровержением ереси Ария (Арий (256-336) - александрийский пресвитер и богослов, считавший, что Сын Божий не равен Богу Отцу и не вечен, так как сотворен Отцом). После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником - первосвятителем Александрийской Церкви. 8 июля 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского.
Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Он продолжал обличать ариан, но приемник императора Константина император Констанций (337-361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий.
Святитель Афанасий Александрийский отправился в Рим к папе Юлию I (337-352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным догматам Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города.
Несмотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.
При императоре Юлиане Отступнике (361-363) святитель Афанасий оказался в изгнании в Фивадийской пустыне. После бесславной смерти императора первосвятитель управлял Александрийской Церковью еще 7 лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года.
Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели «История ариан для монахов», «Четыре слова против ариан», «Книга о Троице и о Духе Святом». Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января).
Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.
Даты в тексте даны по старому стилю.

День преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. В четырех верстах от Ростова Великого, по преданию, находилось их имение. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, прилежали молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия.
У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им другого сына, Варфоломея, в будущем - преподобного Сергия Радонежского. Еще до рождения Варфоломея Господь явил знамение Своего благоволения будущему подвижнику: однажды во время Божественной литургии ребенок во чреве Матери трижды громко воскликнул. Праведные супруги дали обет: если родится младенец мужского пола, посвятить его на служение Церкви и Богу
После Варфоломея у Кирилла и Марии родился третий сын - Петр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и чистоте. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его. И чудесным образом, через явление таинственного инока, Варфоломею дан был великий дар Божий - познание книжного учения.
Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, в земле Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям.
В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь, находившийся в трех верстах от Радонежа и в то время объединявший две обители: для старцев и для стариц. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу.
Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала о упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к XVI веку. У мощей их в Покровском соборе монастыря непрестанно читалась Псалтирь и служились панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним от их мощей.
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
03.04.2019 -
04.04.2019 -
05.04.2019 -

Афанасию Великому и Кириллу Александрийским


Кондак 1

Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия:

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице:
Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.
Радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающии хранители.
Радуйтеся, Единаго Христа всем сердцем возлюбившии.
Радуйтеся, волю свою воли Божией покорившии.
Радуйтеся, образ истинныя веры в себе показавшии.
Радуйтеся, мужественно иго Христово на себе возложившии.
Радуйтеся, божественныя премудрости исполненнии.
Радуйтеся, Духа Пресвятаго сосуди избраннии.
Радуйтеся, вернии делатели винограда Христова.
Радуйтеся, Церкве Православныя украшение.
Радуйтеся, архипастыри святыя Александрийския Церкве.
Радуйтеся, вечныя радости наследницы.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 2

Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:
Радуйтеся, издетска Богом благословеннии.
Радуйтеся, в истинней простоте и безмолвии пожившии.
Радуйтеся, от юности себе Богу посвятившии.
Радуйтеся, еще во отрочестве любовию к слову Божию напоеннии.
Радуйтеся, житие иноческое возлюбившии.
Радуйтеся, Господеви верно послужившии.
Радуйтеся, благодать священства достойно восприявшии.
Радуйтеся, безкровную жертву о людех приносившии.
Радуйтеся, пастыри и учители Церкве премудрии.
Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.
Радуйтеся, неумолкающии глашатаи истиннаго благочестия.
Радуйтеся, града Александрии щите и ограждение.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 3

Силою разума своего, просвещеннаго благодатию, Троицу Единосущную: Отца Безначальнаго, Сына же воплощеннаго и Духа Всесвятаго проповедал еси, блаженне Кирилле, явив же ся Богородицы поборник и защитник от еретических учений. Мы же тя, яко божественнаго тайнописца Пребожественныя Троицы прославляем и твоим учением осиявшеся, воспеваем прославльшему тя Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще ревность велию по Бозе, оружием Креста Христова вооружившеся и меч слова Божия восприимше, яко добропобеднии воини Отца Небеснаго противустали есте врагу спасения диаволу, отцы всеблаженнии Афанасие и Кирилле, плевелы еретических учений скоро посекающе, душы заблуждших чад Божиих спасающе, верныя же во благочестии и вере православием укрепляюще. Темже и нас предстательством вашим просветите, любовию поющих тако:
Радуйтеся, в постничестве и воздержании великим пустынножителем поревновавшии.
Радуйтеся, примером вашея жизни обратившии многих ко Господу.
Радуйтеся, Евангельския истины благовестители.
Радуйтеся, наставницы наши во исповедании православныя веры.
Радуйтеся, Живоначальныя Троицы почитатели.
Радуйтеся, яко Серафими огнем любве ко Господу горящии.
Радуйтеся, искоренители еретическаго служения.
Радуйтеся, прославившии истиннаго Бога во Святей Троице покланяемаго.
Радуйтеся, безбожных и нечестивых обличители.
Радуйтеся, паствы вашея добрии хранители.
Радуйтеся, яко вами святая вера прославляется.
Радуйтеся, яко и мы грешнии имя ваше с верою призываем.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 4

Бурю злобы и ненависти воздвиже диавол, ища арианским зловерием погубити Церковь Христову чрез соблазненных им. Ты же, отче Афанасие, слово спасения в Никеи на Первем Вселенстем Соборе велегласно возгласил еси, Ариева мнения вся упразднил еси, и Святыя Троицы державу во всем мире проповедал еси. Темже во вся концы земли истинную веру благовествовал еси, верныя же научая Богу, Содетелю всех, с любовию воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, святители Афанасие и Кирилле, глас Христов, к подвигу стояния за веру даже до смерти призывающий, Пастыреначальнику Христу последовасте, покоя не имуще ради неусыпных трудов во спасение паствы от волков, расхищающих ю, и подвиг сей чрез все житие ваше понесше, ныне вечный покой в райских обителех обретосте. Мы же очи сердец наших возводяще ко Господу, по долгу любве прославляем память вашу, со умилением зовуще сице:
Радуйтеся, Троицы Святыя вернии служители.
Радуйтеся, истины Христовы пламеннии ревнители.
Радуйтеся, еретическая учения безумнаго Ария мужественно обличившии.
Радуйтеся, поборницы правыя веры непоколебимии.
Радуйтеся, богомудрыми словесы уста заблуждших заградившии.
Радуйтеся, Церковь Христову от лжеучений сохраняющии.
Радуйтеся, пастыри, волков от стада Христова отгоняющии.
Радуйтеся, душу свою за чад духовных положите готовии.
Радуйтеся, сокровищницы богословия преизобильнии.
Радуйтеся, насадители истиннаго благочестия.
Радуйтеся, богоблаженнии исповедницы православныя веры.
Радуйтеся, ко спасению верным путеводители.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 5

Боготечная звезда, возсиявшая во Александрии, явился еси, святителю Кирилле, просвещаемый от Солнца Правды Христа Бога, своим немерцающим светом озаряющий страны Востока и якоже звезда Вифлеемская, верный путь ко Христу показал еси, да просвещеннии тобою людие воспоют Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще чада Церкве Александрийския евангельское благовестие ваше и стояние до смерти за Церковь Христову и правду Божию, обращахуся от еретических заблуждений к истинней вере. Вы же, яко пастыри добрии, с любовию приимали есте ищущих спасения, Господа всем сердцем благодаряще за милость Его к кающымся. Сего ради радостными песнопеньми восхваляем вас, отцы святии, и глаголем:
Радуйтеся, молитвенницы, Духом Божиим озареннии.
Радуйтеся, светильницы, просвещающии души наша.
Радуйтеся, разум свой в послушание веры предавшии.
Радуйтеся, право славити Бога нам завещавшии.
Радуйтеся, благодатию Христовою еретическая мудрования побеждавшии.
Радуйтеся, верных от ересей оградившии.
Радуйтеся, диавола и слуг его обличившии.
Радуйтеся, преславнии верующих заступницы.
Радуйтеся, ревностию по вере пророку Божию Илии уподобившиися.
Радуйтеся, яко пророк Даниил и трие отроцы мужественно Бога прославившии.
Радуйтеся, чрез все житие на ниве Господней потрудившиися.
Радуйтеся, и по смерти от паствы своея любовию не отлучившиися.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 6

Проповедник истиннаго учения о Христе и Пречистей Его Матере миру явился еси, святителю отче Афанасие, силою благодатнаго слова твоего и богодухновенных писаний лесть богохульную Ария посрамил еси и многия беды от врагов Православия претерпел еси: изгнание неправедное от престола Александрийска, темничное заключение и гонения. Сего ради вси зряще тя, яко пастыря добраго, душу свою за овцы полагающаго, возопиим Богу прославляющему святыя Своя: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияли есте яко светила на небе церковнем, святители Афанасие и Кирилле, подвигом жития вашего показующе всем верным путь к незаходимому Свету Христу. Темже молим вас, помозите тму неверия и развращения в мире Божием разгнати, да вси любящии и чтущии Бога в духе и истине, взывают вам сице:
Радуйтеся, весь мир словесы вашими озарившии.
Радуйтеся, звезды светлыя, освещающия нас в нощи греховней.
Радуйтеся, Церкве Христовы незаходимое сияние.
Радуйтеся, истинныя веры ревнители.
Радуйтеся, яко во всех странах Востока изыде вещание учения вашего.
Радуйтеся, во изгнании и гонении от еретиков Бога благодарившии.
Радуйтеся, поношения многая от них мужественно претерпевшии.
Радуйтеся, поборницы веры во Христа неустрашимии.
Радуйтеся, всех, за истину гонимых, прибежище.
Радуйтеся, всем нам отцы духовнии и наставницы благочестия.
Радуйтеся, путеводители наши во Отечество Небесное.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 7

Хотяще изгнати тя с престола Церкве Александрийския, еретицы оклеветаша тя, святителю отче Кирилле, пред царем Феодосием. Егда же сей добрее твое житие уведе, абие посрами клеветавших и соборище их еретическое разгна, еретика же Нестория с патриаршаго престола Царьграда сверже, тя же постави главою Вселенскаго Собора во Ефесе. Ты же, отче святый, ересь Нестория на Соборе посрамив, Богородицу и Матерь Света возвеличил еси и Бога прославил еси, воспевая Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго винограда Христова вашими труды насажденнаго достойнии делатели и хранители явистеся, отцы святии, и яко вернии раби Христовы, в радость Господа Своего вшедшии, на Небесех ныне ликовствуете и молитвами своими утверждаете веру нашу, ко спасению ходатаиствующе пред Богом за нас грешных, да благодарне воспеваем сице:
Радуйтеся, ересей Ария и Нестория обличители.
Радуйтеся, защитницы наши от зловредных мудрований.
Радуйтеся, наставницы заблуждших от пути праваго.
Радуйтеся, яко светом боговедения просвещаете помраченныя умом.
Радуйтеся, струями благодати сердца многих напоившии.
Радуйтеся, неусыпнии стражи нашего спасения.
Радуйтеся, воини Христовы, еще в жизни от Него славою венчаннии.
Радуйтеся, яко подвиги и труды ваша вернии немолчно воспевают.
Радуйтеся, богатство духовное многим людем принесшии.
Радуйтеся, к пристанищу спасения их направившии.
Радуйтеся, научающии нас радоватися о Господе.
Радуйтеся, скорби наша в радость претворяющии.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 8

Странно и дивно воистинну есть видети, како новая буря прииде на Церковь Божию, егда царь Иулиан вся идольская капища отверзе, жертвы ложным богам творя. И паки на тя, святителю Афанасие, воста, яко врази веры Христовы рекоша царю: «Аще Афанасиа не погубиши, несть мощно христианство извести». Ты же, отче святый, прерочествовал еси, яко сей мятеж скоро разрушится и противоборствовал еси богоотступнику Иулиану, умоляюще Господа и Пречистую Его Матерь разрушити злое его на христиан умышление, да вси вернии благодарно поют Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Вси сынове российстии проповедуют благодатную помощь вашу, святители предивнии Афанасие и Кирилле, от лет бо древних отцы наша уведеша вас, яко заступников от нашествий иноплеменных и избавителей от моровых поветрий. Темже и мы, вернии чада Церкве Христовы в земли Российстей, приносим вам хваление сие наше:
Радуйтеся, в земли Российстей верными возлюбленнии.
Радуйтеся, Православия в стране нашей поборницы.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас предстатели.
Радуйтеся, податели света Христова народом православным.
Радуйтеся, многим двери в Царствие Небесное отверзшии.
Радуйтеся, о спасении рода христианскаго ходатаи.
Радуйтеся, праведным житием вашим вся окрестныя страны удивившии.
Радуйтеся, яко вси благочестивии людие о именах ваших веселятся.
Радуйтеся, любве Христовы истиннии хранители.
Радуйтеся, христианом всех времен в молитвах наставницы.
Радуйтеся, венцем терпения на земли венчаннии.
Радуйтеся, светом вечным на Небеси осияннии.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися славному житию твоему на земли, святителю отче Кирилле, ибо показа тя Господь твердаго заступника Православия. Ты бо повсюду Евангельския истины возвещал еси, верных утешая и тако сохранял еси их от еретических учений. Темже и ныне не оставляй нас, грешных, но всех чад Божиих в православии и единомыслии утверди, да в радости духовней воспоем Троице Святей благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя превзошли есте силою богодухновенных словес и писаний ваших, святители богомудрии Афанасие и Кирилле, вы бо воплощенное Слово богословили есте, просвещающе души многих, верно показующе им путь ко спасению, по немуже сами неуклонно шествовали есте до блаженныя кончины вашея. Мы же радующеся, яко таковы имамы учители жизни духовныя и молитвенники, прославляем вас, отцы святии, глаголюще:
Радуйтеся, пастыри добрии, о славе Господней ревновавшии.
Радуйтеся, дарованный вам талант приумножившии.
Радуйтеся, странницы земнии, во Отечество Небесное вшедшии.
Радуйтеся, с лики небесных сил ныне торжествующии.
Радуйтеся, светила, во тме заблуждения сущих озарившая.
Радуйтеся, сего ради велии во Царствии Божием нареченнии.
Радуйтеся, венцы исповедническими от Бога украшеннии.
Радуйтеся, в лице святителей великих славою многою превознесеннии.
Радуйтеся, богомудрии вселенныя учители.
Радуйтеся, со всеми угодники Божии о нас Господу молящиися.
Радуйтеся, яко вами прославляется вера христианская.
Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на Небесех.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 10

Спасти хотя стадо Христово от погибели, святителю Афанасие, не убоялся еси прещений царских, ни клевет от еретиков, ни заключения темничнаго, но вся сия, яко доблий воин Христов претерпев, не преставал еси просвещати паству твою, моля ученики твоя твердо стояти во истинней вере, ниже козней вражиих устрашатися, но и в скорбех и напастех за вся благодарити Бога, поюще Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есте несокрушимая всем православным людем, двоице всехвальная и досточудная, святители Афанасие и Кирилле, ибо Небесе и земли Творец избра вас быти на земли твердии защитницы и непоколебимии столпи веры истинныя, и к лику великих святителей и учителей Церкве Христовы сопричте. Темже умолите благодати Божия сподобитися и в истине устояти всем нам, любящым вас и вопиющым таковая:
Радуйтеся, истину Христову пред людьми небоязненно вещавшии.
Радуйтеся, догматов церковных хранители.
Радуйтеся, божественная словеса в сердцах своих носившии.
Радуйтеся, богомудрыми писаньми вашими сокровище духовное нам оставившии.
Радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы.
Радуйтеся, яко молитвами вашими побеждаем козни диавольския.
Радуйтеся, душевных и телесных недугов наших целители.
Радуйтеся, напастьми обуреваемых тихое пристанище.
Радуйтеся, всякаго добра временнаго и вечнаго податели.
Радуйтеся, ходатаи наши пред престолом Судии Небеснаго.
Радуйтеся, яко чистым сердцем Бога ныне зрите.
Радуйтеся, яко и по отшествии в Небесныя обители попечения о нас не оставляете.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 11

Пение молебное наше, во храме пред чудотворною иконою вашею приносимое днесь, милостиво услышите, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и требующым вашея благодатныя помощи будите предстатели и молитвенницы, вся благая им дарующе: недужным исцеление, скорбящым утешение, в напастех сущым избавление, да о вас радующеся и Бога славяще, воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарнии светильницы и чудотворцы явистеся, святители Божии Афанасие и Кирилле, от лет древних и до ныне Отечество наше не оставляющии: якоже бо глаголет о том древний летописец, во времена нашествия Батыева Велик Новград заступи Бог и вы, святители Христовы. Темже молим вас, отцы святии, прегрешений оставление даровати всем людем российским чтущым любовию святую память вашу и вопиющым тако:
Радуйтеся, яко во всех странах православных имена ваша прославляются.
Радуйтеся, яко и в земли Российстей церкви во имя ваше созидаются.
Радуйтеся, полчищам агарян путь на Великий Новград преградившии.
Радуйтеся, страны нашея великоименитии покровители.
Радуйтеся, град Москву храмом в вашу честь освятившии.
Радуйтеся, землю нашу и верных чад Церкве Русския возлюбившии.
Радуйтеся, яко сынове Российстии ходатайством вашим спасаются.
Радуйтеся, яко вси вернии молитвами вашими от бед и скорбей свобождаются.
Радуйтеся, в тяжких обстояниих и напастех надеждо наша и заступление.
Радуйтеся, всем нам в годину скорбей дивное утешение.
Радуйтеся, яко молитвами вашими Владыку всех умилостивляете.
Радуйтеся, яко вами красуется и укрепляется Церковь Христова.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 12

Благодать, данную вам от Бога ведуще, память вашу общую празднуем, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и усердно к вашему честному образу притекающе, предстательством вашим, яко необоримою стеною ограждаемся, явистеся бо нам целители недугов, наставницы заблуждших и скории помощницы всем призывающым вас и воспевающым Христу Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивное ваше житие на земли и славу яже на Небеси, смиренно молим вас, святители Афанасие и Кирилле, силу свыше православным христианом на враги видимыя и невидимыя даровати; будите нам, отцы всеблаженнии, во всем благии помощницы, благословите нас миром и любовию, подайте нам твердую веру, чистоту жизни и страх Божий, да вси, душевний покой обретше, в радости воспоем вам тако:
Радуйся, Афанасие, безсмертию тезоименитый.
Радуйся, великий учителю Церкве Христовы.
Радуйся, Кирилле, суемудрия Несториева разорителю.
Радуйся, Александрийскаго престола славо и утверждение.
Радуйся, Афанасие, из Отечества твоего правды ради изгнанный.
Радуйся, в тайне любовию паствы твоея хранимый.
Радуйся, Кирилле, добре и верно за честь Пресвятыя Богородицы потрудивыйся.
Радуйся, яко исходу твоему Сама Пречистая Матерь Господа предстояще.
Радуйся, Афанасие, яко великий Антоний завеща тебе ризу свою.
Радуйся, яко мощи твоя во храме Святыя Софии Цареградския положени быша.
Радуйся, Кирилле, премудрости Божия проповедниче.
Радуйся, архиерею Бога Вышняго.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 13

О пастыри наши всехвальнии, святители Афанасие и Кирилле, приимите малое сие моление наше, от умиленнаго сердца вам приносимое, испросите нам у Христа Бога утверждение в вере истинней, еже ходити нам в заповедех Господних безпорочно, и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, да сподобимся радостно воспевати вкупе с вами победную песнь: Аллилуиа.

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святителю Афанасию Александрийскому

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнанних и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно, сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков-ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовы. Воистину ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкве Христовой. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, идеже ты со всеми святыми пребываеши. Аминь.

Тропарь святителю Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
Тропарь, глас 3:

Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2:

Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому
Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенный светильниче, архиереов богодухновенное удобрение, Кирилле премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6:

Бездну нам учений богословия источил еси яве от источник Спасовых, ереси погружающую, блаженне Кирилле, и стадо невредимо от треволнений спасающую, странам бо всем наставник, преподобне, яко Божественная являя.

Тропарь святителям Афанасию Великому и Кириллу, архиепископам Александрийским
Тропарь, глас 3:

Делы возсияше православия, все погасивше злословие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующаго нам велию милость.

Кондак, глас 4:

Священноначальницы величайшии благочестия и доблии поборницы Церкве Христовы, вся соблюдите, поющия: спаси, Щедре, верою чтущия Тя.

Величание

Величаем вас, святителие велиции Афанасие и Кирилле, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Данная статья содержит: святой афанасий и кирилл молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Не пользующееся популярностью в наши дни христианское имя Кирилл имеет весьма богатую историю и могущественных духовных покровителей. Происхождение его древнегреческое, в буквальном переводе означает «господин», или «владыка». Мужчины, носящие это имя, должны знать о своем покровителе и помнить о необходимости почитать день святого Кирилла.

Праведники с именем Кирилл

Православной Церковью, начиная с IV века, к лику святых причислено три десятка праведников, носивших это имя и живших на территории Византии, Западной Римской империи и России. Одним из первых в этой персоналии значится Кирилл, патриарх египетского города Александрии. Он был прославлен ориентировочно в 451 году. Наиболее известные наши соотечественники – это преподобный Кирилл Радонежский, отец Сергия Радонежского, принявший в конце жизни монашеский постриг, и Кирилл Белозерский. Святой Кирилл является основоположником идеи просвещенного монашества и всеобъемлющего социального служения церкви.

Чаще всего мальчиков при крещении называют древним христианским именем в честь святого Кирилла, просветителя славян. Каждый святой в обязательном порядке имеет свой иконографический образ. День празднования небесного покровителя именуется днем Ангела. Да и самого небесного покровителя иногда именуют ангелом-хранителем. Термин этот условный и не совсем корректный. Это совершенно иная личностная нематериальная сущность. Одним из проявлений почтения к своему небесному покровителю является молитвенное обращение посредством его иконописного образа. Икона – это окно в высший мир. Она должна способствовать внутренней концентрации человека.

Осторожно, фетишизм

На деле получается совсем другая картина. На бесчисленном количестве сайтов предлагается приобрести иконы святых и Богородицы с подробной инструкцией, от чего именно тот или иной образ помогает. Более того, можно встретить якобы компетентных верующих, которые посоветуют, кому и в каком случае следует молиться. Этим принижается возвышенный смысл иконы до обыденного предмета религиозного культа. Причинами являются как невежество духовенства, так и банальное стремление к наживе: клиенты платят за результат. В некоторых храмах можно увидеть ценник, аналогичный предложениям в светской сфере услуг, предлагающий отслужить молебен святому едва ли не с гарантированным результатом: о потерянной вещи, об удачном поиске жениха, чтобы не болели зубы и т. п. Этому способствует и некомпетентность верующих, которые отождествляют святой образ с медикаментозным средством в аптеке. Купил парацетамол, проглотил – и стало легче. Весьма пагубное заблуждение, способное со временем повлечь негативные последствия. Ведь огонь может не только согреть, но и жестоко обжечь. Можно всю жизнь иметь при себе огромные сокровища и не суметь ими правильно воспользоваться. От огромного количества икон не добавится благодати, но, напротив, небрежное и недостойное к ним отношение может быть наказано. Священный образ требует соответствующего почитания. Следует знать, что молитва перед любой иконой может помочь в облегчении всякой неприятности.

К иконе не должно быть отношение подобно книге или фотографии, хранящейся на полке, которой можно время от времени пользоваться. Уж если приобрели святой образ, то даже самая маленькая икона требует соответствующего благоговейного отношения. Почитая иконы святых, прежде всего нужно изучать земную жизнь архетипа. Это сближает внутренний мир молящегося человека с небесным покровителем. А с другой стороны, находящаяся в ином измерении личность расположена несколько особым образом к микрокосмосу земного человека, проявляющему к ней благоговейное внимание.

Икона небесного покровителя

Непременно следует иметь в доме икону своего небесного ходатая, то есть того святого, в честь которого назван человек. Не просто хранить где-нибудь в серванте за стеклом, как некий сувенир. При взгляде на икону ежедневно следует обращаться с молитвой к покровителю, хотя бы краткой. Предпочтительно также проявить внимание к близкому по роду занятий праведнику – покровителю трудовой деятельности. Например, святой Кирилл, просветитель славян, в силу понесенных трудов при земной жизни, традиционно считается покровителем учителей и учащихся. Равно как и апологет древней церкви, патриарх Александрии Кирилл заслужил славу великого проповедника и писателя. Икона святого Кирилла – ангела-хранителя и покровителя православных теологов, пользуется трепетным почитанием у богословов.

Выдающаяся личность Ближнего Востока

Святой Кирилл был неординарным церковным деятелем, а с другой стороны – типичным представителем своей эпохи. Точная дата его рождения неизвестна. Происходил он из знатной греческой семьи. В Александрии существовала своеобразная династическая преемственность в иерархии. Начало традиции было положено патриархом Афанасием, преемником которого стал его племянник Петр. Так и Кирилл занял кафедру после смерти своего дяди Феофила. Как сообщает церковный историк Сократ Схоластик, интронизация Кирилла сопровождалась массовыми беспорядками в городе. За престол боролись многие партии, в том числе и еретики. Утихомирить граждан получилось только благодаря вмешательству войск. Святой Кирилл был весьма деятельной личностью и, обжившись на кафедре, стал претендовать на обладание полномочиями светского властителя. Тогда это было велением времени. Первые христианские общины не только занимались проповедью учения среди иноверных и духовным окормлением паствы, но и несли громадную нагрузку социального служения обществу.

В V веке Церковь боролась с многочисленными еретическими учениями. По повелению Кирилла в Александрии были закрыты все приходы новациан. Современники свидетельствуют, что святой Кирилл не только вел бескомпромиссную борьбу с ересями и остатками языческой идеологии, но и отличался агрессивным антисемитизмом. Преследование иудеев привело к столкновениям с римским наместником Орестом. Авторитет Египетской кафедры позволил патриарху открыто бороться с ересью Нестория, который в 428 году занял Константинопольскую кафедру. Именно по инициативе Кирилла был созван III Вселенский собор, утвердивший почитание Пресвятой Девы Богородицей. Александрийской поместной Церковью он управлял в течение 32 лет и скончался в 444 году. Кириллом было написано немало догматических трактатов. Самыми выдающимися экзегетическими трудами являются толкования книг ветхозаветных пророков, Евангелия от Луки, Иоанна Богослова и послания апостола Павла.

Иконографический образ Кирилла Александрийского

Традиция христианской живописи имеет древнейшие корни сиро-палестинского происхождения. На иконах принято изображать святых в соответствии с образом их земной жизни. Как правило, живописный образ создается к моменту церемонии причисления к лику святых. Иногда между преставлением праведника и его канонизацией проходит не один десяток лет, и образ на иконе не вполне может соответствовать портретному сходству. К сожалению, в связи с бушевавшей в VIII веке на территории Византии иконоборческой ересью, многие древние иконы были безвозвратно утрачены. Не сохранились и древнейшие образы, на которых изображен великий патриарх Александрии, святой Кирилл. Икона в современном исполнении изображает святого в богослужебном облачении, соответствующем его архиерейскому служению. Обязательной деталью композиции является Евангелие в руках. В соответствии с иконографической традицией, подчеркивая благоговейное отношение к Священному Писанию, святой держит книгу не открытой рукой, а через ткань облачения.

Святые Афанасий и Кирилл Александрийские

Память святого Кирилла, патриарха Александрийского, празднуется 22 июня по новому стилю. Однако церковь установила еще одно почитание – 31 января. В этот день празднуется торжество Кирилла совместно с другим выдающимся учителем церкви, его предшественником на кафедре Афанасием Александрийским. Совместное празднование определено в память признания их заслуг и подвигов в защиту догматического учения Церкви. Святые Афанасий и Кирилл – два великих представителя александрийской богословской школы. Их труды имеют важное значение не только для внутрицерковного пользования, но и весьма актуальны для социологов, историков и психологов.

Апостол Восточной Европы

Величайший вклад в культуру нашего отечества внесли два брата, Кирилл и Мефодий. Святой равноапостольный Кирилл до принятия монашеского пострига носил имя Константин. Он и его родной брат Мефодий происходили из благочестивой славянской семьи. Их отец был военачальником в греческом городе Солунь (совр. Салоники). Константин получил блестящее классическое образование при дворе императора, за что получил прозвище философа. Прославились они в связи с беспрецедентными трудами по просвещению восточнославянских племен. Для эффективного воздействия христианской проповеди ими была составлена и введена в обращение новая азбука для славянских племен, говорящих на родственных языках. По имени одного из создателей, этот памятник был назван кириллицей. На славянский язык братьями были переведены многие богослужебные книги и Евангелие. Для возможности совершения богослужения на понятном для славян наречии Константин был посвящен в сан епископа. Незадолго до смерти, последовавшей в 869 году, он принял монашеский чин.

Следует отметить, что духовенство русской, сербской, болгарской и некоторых других восточнославянских церквей вот уже более тысячелетия пользуется оригинальной письменностью. И если современные языки родственных народов уже малопонятны друг для друга, то язык богослужений абсолютно идентичен. Подвиг проповеднической деятельности Константина-Кирилла приравнивается церковным сознанием к подвигу апостолов, поэтому при канонизации святому был присвоен титул «равноапостольный», а дни празднования на установлены 24 мая и 27 февраля. В каждом православном учебном заведении на почетном месте находится икона святого Кирилла, ангела-хранителя и покровителя учащихся и преподавателей.

Изображения просветителя славян

Художественные образы великого учителя имеют широкое распространение. В православных храмах Восточной Европы можно встретить аутентичные фрески, на которых изображен святой Кирилл. Икона имеет несколько канонически утвержденных изводов. Константин-Кирилл чаще всего изображается в облачении монаха-схимника. Монашеский постриг он принял особой строгости – схиму. При совместном написании двух братьев-просветителей Кирилл изображается только в монашеском облачении. Поскольку святой был посвящен в духовный сан, встречаются иконы, где он пишется в богослужебных одеждах епископа. Неизменно в руках святого находятся либо свиток со славянской азбукой, либо открытая книга, чаще всего Евангелие от Иоанна с первыми строками писания. Кирилл преставился, будучи 42 лет от роду. В современной традиции примерно в таком возрасте он и изображается. На немногих сохранившихся древних иконах славянский ангел-хранитель святой Кирилл представляется в виде старца с довольно длинной, раздвоенной на конце бородой.

День тезоименитства

Предстоятель Русской Церкви, Святейший патриарх всея Руси Кирилл принял это имя при монашеском постриге. Новое имя нарекается в знак отречения от прошлой жизни и начала новой, аскетической, подчиненной совершенно другим мировоззренческим принципам. При этом небесным покровителем будущего иерарха в иночестве стал просветитель славян святой Кирилл. Патриарх Московский показывает пример почитания своего небесного покровителя. Согласно христианским канонам, в день своего Ангела непременно следует причаститься святых Христовых Таин. 24 мая православный мир отмечает праздник славянской письменности и культуры. В день своего небесного покровителя святейший патриарх Кирилл в обязательном порядке совершает Литургию, по возможности в храме, посвященном святому. Также и всякий верующий, носящий имя Кирилл, если он действительно желает чтить своего небесного покровителя, должен в этот день принять участие в общественном богослужении или хотя бы зайти в храм, чтобы поставить свечку.

Духовный разговор

Независимо от того, верует человек или нет, законы духовного мира действуют. Аналогию можно провести с законами физики. Даже если человек никогда в жизни не слышал о законе Ньютона и константе ускорения свободного падения, всемирное тяготение действует, и пренебрегающие им могут сильно пострадать. Мир метафизики еще ждет своих исследователей и первооткрывателей, а пока следует прислушаться к тысячелетнему опыту церкви. Обращение к святым принято именовать молитвой. Существуют канонические молитвы для богослужебного употребления, которыми могут пользоваться верующие и в домашнем обиходе. В молитве к св. Кириллу Александрийскому христиане обращаются как к помощнику в защите всякой правды и благочестия. Сохранение и распространение веры невозможно без проповеди. Успех оратора зиждется на таланте, всестороннем образовании и преданности делу. Таковым в церковном сознании и представляется для всех стремящихся к просвещению святой Кирилл – ангел-хранитель. Молитва к равноапостольному праведнику выражает просьбы о даровании помощи в преодолении братских раздоров между народами и сохранении отеческих преданий и традиций.

МирТесен

О чём мы думаем то и свершится,…что в мир пошлём, то к нам и вернётся…

31 января – День святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских.

Еретики все время, пока существует христианство, отравляли благочестивым подвижникам церкви жизнь. Многие святые пострадали от их злых языков и клокочущей в прогнивших душах ненависти, но все равно не отступили от собственных убеждений. Особенно доставалось от несущих ересь представителям духовенства. Подобная участь не обошла и архиепископов Александрийских, Афанасия и Кирилла, день памяти которых церковь отмечает ежегодно 31 января.

Детство Афанасия Александрийского.

Будущий святитель родился около 297 года в Александрии. Его семья строго придерживалась христианских догматов, посему мальчик рос в атмосфере благочестия и добродетели. Неудивительно, что с самого раннего детства он испытывал любовь к богослужениям. Более того, отрок предпочитал обычным детским развлечениям игру в священников, устраивая сие действо вместе со своими сверстниками, также воспитывавшимися в христианских семьях. Зачастую к ним примыкали чада язычников, но никто не гнал детей противников Иисусовой веры. Напротив, Афанасий старался донести до таких ребят слово Божие, рассказывая о жизни и служении людям и Богу Спасителя. Уверовавших отроков он обращал в христианство, совершая над ними обряд Крещения.

Такое ревностное и вместе с тем трепетное отношение к Богу и вообще церковной теме у юного Афанасия сформировалось, в том числе под влиянием поступка его матери. Она привела сына в храм к святителю Александру, патриарху Александрийскому, посвятив, таким образом, Господу.

Духовная деятельность Афанасия.

В возрасте 21 года подвижника его наставник рукоположил в сан диакона. Вот тут-то и началось столкновение будущего архиепископа с ересью. Афанасий не без скорби наблюдал складывающуюся в Церкви ситуацию. Новообращенные в веру Иисусову не обладали желательными качествами, как то благочестие, добродетельность, смирение. Наоборот, все их существование и служение в храме были направлены на достижение корыстных целей – славы, высоких священнических званий. Эти люди продолжали соблюдать языческие обычаи.

Один из таких еретиков – Арий – положил начало новому лжеучению: арианству – последователи которого называли себя арианами. Он учил жить в свое удовольствие, сыпал бранью на Иисуса и Богородицу, ставил Человека выше Бога. Ересь эта приобрела массовый характер, но святитель Афанасий пытался с нею бороться. В 325 г. подвижник публично выступил против Ария на Никейском соборе. Спустя год, став епископом после кончины патриарха Александрийского, он продолжил благое дело, употребив все свои силы, используя новые полномочия.

Такой ревностный отпор новой лже-религии вызвал восстание христиан, неустойчивых в вере. Святитель Афанасий стал объектом клеветы. Еретики подобно змеям оплели императорский двор. Пользуясь мягкотелостью тогдашнего правителя Константина Великого, они то и дело доносили императору на святителя. Афанасию пришлось покинуть город, долго скрываться. Правда, без поддержки его не оставили друзья: святые преподобные Пахомий и Антоний.

Злоба еретиков, увы, не утихала. Много скорбей пережил Афанасий от них, но везде выходил победителем, все обличения в свой адрес опровергал, представляя доказательства собственной невиновности. Однако это не помогало. Дошло до того, что императорский двор принял сторону ариан. Правителем в то время уже являлся сын Константина Великого Констанций. Начались страшные христианские гонения, и святитель Афанасий вынужден был укрыться на 3 года в Риме.

В конце концов, Бог наказал нечестивцев. Святитель вернулся в Александрию уже при императоре Валенте, который и дал добро подвижнику на занятие прежней должности епископа. В целом Афанасий прослужил в указанном сане 46 лет. Он ушел из жизни 2 мая 373 г., в 76 лет.

Детство и юность Кирилла Александрийского.

Второй архиепископ, чей день памяти православная Церковь празднует совместно с таковым святителя Афанасия, 31 января, имел знатное происхождение. Семья, в которой он появился на свет, также придерживалась христианских канонов и отличалась благочестием.

Родители позаботились о том, чтобы сын их рос ребенком умным и образованным. Кирилл изучил многие науки светского характера, включая философию. Особое же прилежание будущий архиепископ проявлял в овладении знаниями на тему веры Иисусовой. Юным отроком подвижник поступил в скит св. Макария, расположенный в Нитрийских горах. В этой обители святитель Кирилл прожил целых 6 лет. Он заслужил своим ревностным отношением к вере сан диакона, который пожаловал подвижнику сам патриарх Александрийский Феофил.

В это время в Александрии противники христианства активно продвигали новое лжеучение – ересь Новациана. Данный «учитель» внушал всем и каждому, будто отпавшие в период гонений на Церковь верующие никогда не смогут быть приняты в ее лоно вновь. Святитель Кирилл, будучи уже патриархом вместо умершего Феофила, вел борьбу с данной ересью и добился-таки положительных результатов: нечестивцев удалось изгнать из Александрии.

Но имелась и другая беда, угрожавшая христианской религии. Опасность представляли иудеи, восстававшие периодически против Церкви, притом расправлявшиеся с праведниками с особой жестокостью. Архиепископу пришлось вести долгую упорную борьбу и с такой проблемой. Он также успешно справился с окончательным искоренением язычества, устроив на месте капища храм.

И тут случилась новая неприятность глобальных масштабов: пресвитер Антиохийской церкви Несторий был избран на Константинопольскую кафедру. Таким образом, у него появилась шикарная возможность для продвижения в массы собственного лжеучения.

Очередная ересь имела основные догматы:

*две сущности Бога – Бог Отец и Бог Сын – не сливаются в одно, и должны рассматриваться отдельно;

*Деву Марию следует называть в связи с этим Христородицей, ведь произвела на свет она человека Иисуса.

Конечно, св. Кирилла до глубины души возмущал подобный абсурд. Он пытался образумить Нестория, но напрасно. И епископ решился на крайние меры: написал обличительные трактаты клирам нескольких крупных Церквей, Патриархам и Папам. Несторий начал открытую войну с христианством, а св. Кирилла возненавидел, постоянно клеветал на него. В итоге был созван Вселенский собор для решения создавшейся проблемы, который назвал впоследствии учение Нестория ересью. Ну, а находившийся на стороне нечестивца епископ Антиохийский Иоанн отреагировал, созвав свой неофициальный Собор, где обвинил в распространении ереси св. Кирилла.

Точку в этом деле поставил император. Он отправил в тюрьму Мемнона Ефесского, св. Кирилла и Нестория. Через некоторое время защитники истинной веры были отпущены на свободу, Нестория же в результате заседаний Собора лишили сана и сослали в Сасим, что в Ливийской пустыне. Там он скончался от страшного недуга.

32 года длилась епископская деятельность св. Кирилла и завершена она была весьма плодотворно: от ересей не осталось и следа. Он умер в 444 г., подарив христианскому миру множество богословских трудов.

Молитва святителю Афанасию Великому.

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков – ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским.

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских

Делы возсиявше православия,/ все погасившие злославие,/ победителие, победоносцы бысте,/ благочестием вся обогативше,/ Церковь вельми украсивше,/ достойно обретосте Христа Бога,/ дарующаго нам велию милость.

Тропарь святителя Афанасия Великого

Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

Тропарь святителя Кирилла Александрийского

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Афанасия Александрийского

Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.

Кондак святителя Афанасия Великого

Православия насадив учения,/ злославия терния изсекл еси,/ умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Кондак святителя Кирилла Александрийского

Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.

Реакции на статью

Во все времена рождались особые праведники, которые посвящали всю свою жизнь служению Богу и прославляли Его вплоть до своего последнего дня. Кирилл Александрийский относится именно к таким святым людям, которые очень много сделали для Церкви и становления христианства в целом. Этот образованный и умнейший человек своего времени прошел довольно сложный путь, на котором его поддерживала только вера в Бога и стремление к праведности.

Начало деятельности Кирилла Александрийского

Святой Кирилл - один из самых ярких церковных деятелей Александрии. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно святой родился в четвертом веке до нашей эры. Родственники Кирилла Александрийского были довольно известными людьми в Египте. Их семья относилась к древнему роду патриархов, где кафедра переходила от дяди к племяннику. Большое влияние на Кирилла оказал его дядя Феофил. Он дал ребенку очень хорошее образование, а в семью были вхожи политическая элита и самые видные церковные деятели Александрии, с которыми мальчик имел удовольствие общаться.

Пять лет святой Кирилл провел в Нитрийской пустыне и изучал Священное Писание. Он с юных лет слыл набожным человеком, ведущим праведный образ жизни. Феофил быстро оценил способности племянника и приблизил его к себе. Юноша помогал патриарху во многих церковных делах, выказывая большую мудрость и духовную проницательность.

Новый патриарх: раскол Александрии

В 412 году святой Кирилл получает духовную власть в Александрии по праву преемственности. Но этот факт не помешал другим претендентам вступить в борьбу за патриаршество. Особенно отличился архидиакон Тимофей, который всячески пытался опорочить Кирилла. В городе начались волнения, участились вооруженные столкновения. Но все же на патриарший престол путем голосования был избран племянник благочестивого Феофила.

Сразу же после обретения духовной власти святой Кирилл стал очень жестко обличать светскую власть, которая допустила проявления многочисленной ереси среди народа и довела его до нищенского состояния. Все чаще в словах патриарха звучал гнев на правителей Александрии, которых абсолютно не интересовала жизнь своего народа. Они вели распутное существование, погрязнув в праздности и лености. Смелые речи, которыми святой Кирилл обличал светскую власть, воспринимались как угроза для знати. Это вызвало новые серьезные волнения в Александрии, целью которых было сместить патриарха и назначить нового преемника. Но Кирилл уже давно заручился поддержкой нитрийских монахов, готовых в любой момент выступить в поход за веру. Постепенно народ успокоился и принял нового патриарха.

Борьба с мракобесием

В житие святого Кирилла особо выделена его борьба с бесовщиной и темными силами. Своей первой задачей патриарх считал ограждение Церкви от всего того, что может поколебать ее. И в первую очередь для этого было необходимо очистить души паствы от заблуждений и темных сил. Нужно сказать, что в эти времена население Александрии довольно четко разделилось на христиан, иудеев и язычников. Последние постоянно вносили смуту в души верующих и соблазняли их колдовством. Популярна стала астрология и поклонение языческим божествам.

Самые древние языческие капища располагались в селении Мануфин, куда и направился патриарх Кирилл. Он за несколько дней разрушил все капища, но сама земля этих мест была пропитана бесовщиной. Как излечить ее, святой не знал. Он принялся молиться Богу и провел в таком состоянии несколько дней. Внезапно к нему явился Ангел и повелел перенести на эту землю мощи святых великомучеников Кира и Иоанна. Именно так Кирилл и сделал, на месте бывшего капища он приказал построить христианский храм. Мощи святых стали исцелять от болезней, что приводило в храм сотни паломников. А многие сомневающиеся благодаря этому чуду укрепились в вере.

Изгнание иудеев

В Александрии иудеи составляли довольно обширную общину. Они постоянно бесчинствовали и создавали беспорядки на улицах города. Префект Орест поддерживал иудеев, которые не гнушались убийствами, а чаще всего загоняли христиан в ростовщическую долговую яму и превращали их в рабов. Святой Кирилл не единожды выступал против данной практики, но всегда натыкался на яростную защиту иудеев Орестом.

Коварное убийство доверенного человека патриарха Александрийского Иеракса, которого подвергли жестоким мучениям, привело к самой кровавой распре в истории Александрии между иудеями и христианами. Задумав полностью истребить христиан, иудеи договорились в одну ночь перебить всех иноверцев, которые им встретятся. Отличительной чертой иудеев было пальмовое кольцо на пальце. В эту ночь погибли несколько тысяч ни в чем не повинных людей, что разгневало Кирилла Александрийского. Он приказал вывести из города всех иудеев без исключения. В древней истории это был самый крупный исход евреев из христианского города.

Несторийская ересь: сражение за умы христиан

В 428 году на Константинопольскую кафедру был избран Несторий. Он начал проповедовать свое толкование Священного Писания и личности Иисуса Христа. Кирилл Александрийский не единожды пытался вразумить его и растолковать ошибки в проповедях. Но Несторий продолжал свою деятельность, и патриарху Александрийскому пришлось обратиться с обличительными письмами в другие церкви и к разным патриархам. Начались гонения на православных христиан, которых святой Кирилл пытался защитить всеми возможными способами.

Собравшийся в 431 году Собор внимательно выслушал обе стороны и признал учение Нестория еретическим, но он не подчинился решению и продолжил свои проповеди. В результате его деятельности возникла смута, которая привела к снятию сана с еретика. Он был выслан из Александрии и скончался в Ливийской пустыне. По некоторым данным, Несторий умер в больших мучениях - в его языке завелись черви. Это должно было послужить назиданием всем еретикам, хулившим православие.

Итоги деятельности Кирилла Александрийского

Патриарх находился во главе христианской Церкви тридцать два года. За это время он многое сделал для того, чтобы укрепить в вере христиан и избавить православие от ошибочных течений и язычества. Святой Кирилл умел очень тактично подойти к людям, которые заблуждались в вере и каких-то трактовках православия. Он умело направлял их и возвращал на путь истинный.

За всю свою жизнь патриарх Александрийский оставил множество различных трудов о православии. Особое место в его деятельности занимало толкование значения Троицы, также несколько томов было посвящено обличению еретического учения Нестория. В 444 году мудрый старец покинул этот мир.

Наследие святого Кирилла

Канонизация Кирилла Александрийского сделала из египетского патриарха святого. Его жизнь и деятельность изучается всеми православными христианами, а труды не единожды перепечатывались и издавались.

Верующие, которые желают укрепиться во Христе и не поддаться искушению, утверждают, что в этом случае хорошо помогает молитва Кириллу Александрийскому. Этот тропарь можно читать каждое утро и вечер, а также в минуты особых душевных волнений и сомнений. Православные утверждают, что в случаях, когда в семью приходит беда и очень сложно увидеть в печальных событиях Божью руку, данная молитва не только успокаивает, но и придает сил, чтобы стойко выдержать все испытания и благодарить за них Бога. Текст:

Православия наставниче,
благочестия учителю и чистоты,
вселенныя светильниче,
архиереев Богодухновенное удобрение,
Кирилле премудре,
ученьми твоими вся просветил еси,
цевнице духовная,
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Дни памяти святого Кирилла

В православной церкви установлены специальные дни, в которые принято упоминать патриарха Александрийского. Память святого Кирилла празднуется дважды. Первая дата отмечается 31 января, а вторая тесно связана с еще одним святым.

Довольно часто святые Афанасий и Кирилл Александрийские упоминаются вместе. Им читают совместный акафист и поминают в один день - 22 июня. Дело в том, что Афанасий был родоначальником патриаршей семьи, и именно с него пошла традиция передавать духовную власть от дяди к племяннику. В свое время он тоже сделал многое для христианской Церкви и православия. Если вы хотите укрепиться в вере и избавиться от сомнений, то вам на помощь придут эти святые. Молиться им можно в любой церкви и даже дома. Как утверждают православные, сила молитвы перед иконой Святого Кирилла возрастает в несколько раз.

Тех, кто родился с 21 января по 20 февраля, ангелы-хранители святые Афанасий и Кирилл Александрийские уберегут от бед и несчастий. Считается, что в этот период времени рождаются особо духовные люди, которые в дальнейшем становятся борцами за справедливость.

Патриарх Кирилл: икона

Икона святого Кирилла писалась за многие столетия несколько раз. Самого патриарха на ней изображали по-разному. Чаще всего - в виде старца с суровыми и аскетичными чертами лицами, глаза которого полны мудрости и печали. Он облачен в парадные одежды, а в левой руке держит Священное Писание. Правая рука святого слегка приподнята.

В более раннем исполнении икона Святого Кирилла выглядит немного иначе. На ней патриарх благословляет свою паству правой рукой, а в левой держит свиток с текстом из Священного Писания.

Церковь Кирилла Александрийского: вехи истории

В Киеве находится одна из самых древних сохранившихся церквей, построенных в честь святых Кирилла и Афанасия. Ее строительство началось в начале двенадцатого века на пересечении нескольких дорог. Инициировал строительство храма князь Чернигова Всеволод Ольгович. Он планировал создать здесь свою семейную усыпальницу, в которой бы находили покой многочисленные потомки Ольговичей.

Изначально церковь святого Кирилла строилась по византийскому подобию. До наших дней в нескольких местах даже сохранился керамический пол. Толщина стен была не менее двух метров. С течением времени церковь несколько раз перестраивалась, а в начале восемнадцатого века после пожара была воссоздана в стиле украинского барокко. Чуть позже около храма появились монастырские сооружения и колокольня. День святого Кирилла всегда особо почитался монахами церкви, это был красивый праздник, во время которого всегда перечислялись все деяния патриарха.

В советские времена церковь была отдана под больницу, часть стен разрушилась, а бесценные фрески просто забелили.

Возрождение Кирилловской церкви

В тридцатые годы прошлого века бывший монастырский комплекс был признан историческим памятником, и его принялись изучать историки и реставраторы. В середине двадцатого столетия археологи сумели проникнуть в подземелье храма, которое до тех времен оставалось закрытым. Эта находка поразила ученых, ведь они смогли получить доступ к захоронениям, которые оставались долгие тысячелетия нетронутыми.

Десять лет археологи проводили работы, но неустойчивость церковных стен заставила их закончить свои изыскания. Все подземелья было приказано законсервировать, фактически их залили бетоном. В настоящее время доступ в эти помещения закрыт не только для ученых, но и для священнослужителей.

В конце прошлого века Кирилловский храм перешел в статус действующего и провел первую службу. Шесть лет назад приход реорганизовался в мужской монастырь, вернув себе прежнее состояние и значимость.

Сокровища Кирилловской церкви

К сожалению, революция и советские времена наложили свой отпечаток на многие древние храмы и церкви. В двенадцатом веке, после своего открытия, церковь была полностью покрыта изнутри фресками лучших киевских мастеров. Со временем роспись стен стала нуждаться в реставрации, и эти работы были проведены уже в семнадцатом веке согласно современным технологиям.

После того как церковь была объявлена историческим памятником, ее принялись активно изучать, и в первую очередь заинтересовались фресками храма. А они могли рассказать много интересного! Реставраторов поразили подлинники двенадцатого века, площадь которых сейчас составляет более восьмисот квадратных метров. В действительности это всего лишь пятая часть былой красоты. Удивительно, но подобным сокровищем не обладает ни одна православная церковь в мире. Это уже ставит данное строение в ряд уникальных памятников славянской культуры.

Еще в девятнадцатом веке в церкви работала группа талантливейших реставраторов, среди которых был еще никому не известный студент Врубель. Он написал для храма несколько икон и фресок.

Загадки церкви святого Кирилла

Ученые уже давно изучают Кирилловскую церковь, но до сих пор она преподносит множество загадок, разгадать которые пока еще не представляется возможным.

К примеру, доступ в замурованные подземелья сейчас не просто закрыт, а утерян. Никто из сегодняшних археологов и реставраторов не может сказать, где именно они находились. По отрывочным сведениям создается представление, что подземелья имели естественный характер образования. Они напоминали пещеры в скале, причем были настолько широки, что гробы в них могли стоять поперек помещения. Сегодня ученые владеют технологиями, которые могли бы сделать изучение данных захоронений безопасным для самого здания, но вот тщательно замаскированного входа они так и не нашли.

Ни в одном из исторических источников не осталось сведений о том, почему церковь была названа в честь святого Кирилла. Эта тайна так и остается нераскрытой, ведь на Руси имя Кирилла Александрийского было далеко не самым распространенным.

Реставраторы отмечают, что именно в данном храме мастера кисти впервые изобразили картину "Страшного Суда". До этого на церковных фресках данный сюжет не встречался. К тому же роспись на стенах храма была посвящена житию Кирилла и Афанасия Александрийских, данные иллюстрации никогда ранее не встречались в православных храмах Киевской Руси.

Еще одна тайна церкви заключается в ее первоначальном предназначении. Дело в том, что она задумывалась князем не только как сакральное строение, но и в качестве оборонительного сооружения. Удивительно, но крайне толстые стены должны были защищать жителей города от набегов соседей и любого иного вторжения. Конечно, на Руси всегда с особым трепетом относились к храмам и монастырям, но кроме Кирилловской церкви ни один из них не претендовал на звание крепости.

Святой Кирилл Александрийский сделал очень многое для православия и его укрепления на территории Египта. Он сумел очистить город от скверны и спасти множество христиан от смуты и сомнений. Именно за это он возведен в лик святых и почитается всеми, кто разделяет веру в единого Бога.