Святая вода — целебные и полезные свойства: научное объяснение силы святой воды. Почему святая вода не портится, как пользоваться святой водой в домашних условиях? Как делают святую воду

Святая вода - величайшая православная святыня, она всегда имеется в доме верующего в Господа христианина. Она увенчивает образ Божественной благодати : очищает от скверны, укрепляет в подвиге спасения.

В нее мы трижды окунаемся во время сотворения Таинства Крещения в купели , она же возрождает каждого новокрещенного в новую жизнь в Боге.

Читайте об освященной воде:

Надлежит хранить ее благоговейно как величайшую святыню, принимая с молитвой и просфорой натощак в болезнях, при нашествии темных сил, в покорение страстей и прочей немощи. Самые же смелые в порыве обретения телесного здравия окунаются в морозные иордани, сооруженные на водоемах.

Внимание! Важным и интересным качеством святой воды является то, что даже в мизерном количестве она, добавленная к обычной, сообщает второй свои благодатные свойства, тем самым освящается вся вода.

Из благостного отношения к святыне, хоть и принято ее пить натощак, при недугах или по особой нужде в Божией помощи, можно и нужно ее пить или освящать ею вещи в любое время.

Святая вода обычно хранится долго и не портится. Но она может «пропасть» при неблагоговейном ее хранении и употреблении. К тому же, она может испортится у тех людей, кто постоянно скандалит, живет во грехе, она как-бы «реагирует» на внешний и внутренний негатив.

Запрещено пить воду нескольким людям из одного сосуда, горлышка бутылки, банки.

Важно! Женщинам в нечистоте стоит воздержаться от употребления агиасмы.

Святая вода

Как самостоятельно освятить воду

Воду можно освятить дома самостоятельно, ведь некоторые христиане, которые по каким-либо уважительным обстоятельствам не могут посетить святой храм. Необходимое условие совершения Таинства дома - искренняя и безоговорочная вера!

  1. Наполнить банку холодной водой из-под крана.
  2. Перекреститься, зажечь свечу и прочесть предначинательные молитвы.
  3. Трижды перекрестить воду и прочесть специальную молитву на освящение воды (ее можно найти в любом молитвослове). Влить в емкость немного крещенской воды из храма.

Нужно помнить, что все же желательно брать освященную воду в храме или участвовать в специальных водосвятных молебнах.

Околоцерковные заблуждения

  • Многие считают, что купание в крещенской иордани способно очистить душу от грехов. Это неверно, отпущение прегрешений совершается только через Таинство покаяния (исповеди) в православном храме.
  • Вода, набранная в церкви в день праздника Крещения Господня, является крещенской год, два, три и так далее, пока не иссякнут ее запасы. Люди ошибаются, считая, что ее святость «длится» всего лишь неделю.
  • Нет никакой разницы в том, набрана вода в сочельник или в день Крещения. По своим качествам она абсолютно одинакова. Освящается она одним и тем же чином, но многие люди даже не утруждают себя слушанием молитв. Некоторые околоверующие люди, к примеру, приходят сегодня за водой, а завтра повторяют то же самое, будучи уверенными в том, что «завтрашняя» вода сильнее «сегодняшней».
  • Великую Агиасму могут использовать как православные христиане, так и иноверцы. Важно, чтобы они ее принимали богобоязненно и благоговейно, с искренней молитвой на устах.
  • Считается, что вода, набранная из-под крана или в водоеме в праздник Крещения Господня, является освященной. Но таковой она будет лишь для тех, кто имеет крепкую веру во Христа. Но лучше, конечно же, набрать воду в церкви. Ведь в ее святых стенах, во время праздничного богослужения, происходит единение христианских молитв. Бывает, что человек не имеет возможности прийти в храм - тогда с верой и молением ему позволено налить воды из-под крана и пользоваться ею.
  • Добавляя всего лишь каплю святой воды в емкость с простой водой, освящается абсолютно вся вода. Поэтому неразумно набирать освященную воду после молебнов и в праздник Крещения целыми ведрами, канистрами, ведь «капля море освящает».
  • Считается мифом утверждение о том, что если человек некрещенный придет в праздник Крещения Господня в церковь и отстоит всю службу от начала до конца, то он уже считается крещенным и имеет право носить нательный крест и участвовать в прочих церковных таинствах.
  • Бывает, что святая вода портится, мутнеет, изменяет цвет, от нее появляется тухлый запах. В этом случае необходимо ее вылить в непопираемое ногами место, например, под дерево, в цветочный горшочек или в водоем. Сосуд, в котором она хранилась, не стоит более использовать в бытовых целях.
  • Неверно утверждение о том, что человеку, ежедневно и по всем правилам принимающему святую воду, можно не приступать к Таинству Причастия . Ведь святая вода ни коим образом не может заменить Кровь и Плоть Господню, которую христианин принимает в себя при причащении. Согласно церковным правилам, агиасма употребляется вместо Причастия лишь в том случае, если человек отлучен от Причастия на некоторое время, то есть на него наложена епитимия.

Освящение воды

Народные поверья

  • Ранее деревенские жители имели обычай собирать в день Богоявления снег со стогов с сеном. Собранный снег таял, и в полученную воду погружалась холстина. Люди верили, что только богоявленская вода может отбелить ее. А девушки проводили «косметические» процедуры и умывались этой водой, дабы отбелить кожу.
  • Считалось и считается до сих пор, что если девушка или женщина рано утром умоет лицо снегом, выпавшим на Крещение, то она будет привлекательной для противоположного пола на целый год.
  • Собранный вечером 18 января снег считался целебным, лечебным. Люди придумывали разнообразные способы лечения, которые им помогали избавиться от недугов. Конечно же это миф, но эффект плацебо никто не отменял.
  • Крещенский сочельник считался временем наивысшего разгула нечистой силы. Дабы избежать ее нашествия на жилища, в углах домов люди расставляли церковные свечи и возжигали их, а на дверь в обязательном порядке вешалось деревянное распятие.
  • В серебряную чашу вечером 18 января наливалась вода. Емкость устанавливалась на стол или на подоконник. В полночь люди ожидали, когда вода начнет колыхаться, что означало раскрытие небес и схождение Духа Святаго. В этот момент люди загадывали желания. Считалось, что все задуманное в этот момент, непременно сбудется.
  • Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считались вещими.
  • Люди верили, что совершенное над человеком таинство Крещения в праздничный день, сулит новокрещенному христианину счастье на всю жизнь.
  • Сватовство, совершенное в день Крещения, обещало молодой паре долгое, спокойное, счастливое и благодатное супружеское житие.

Еще о суевериях:

В праздник Крещения не стоит заниматься физической работой, домашними делами. Запрещено ругаться и совершать греховные поступки.

Совет! Благочестивым занятием считается посещение богослужения в храме, исповедание во грехах, причастие Святых Христовых Таин. А после службы желательно набрать святой водицы.

Даже старцы увещевали народ о том, что нет сильнее лекарства для человека, чем святая вода.

Посмотрите видео о святой воде

В христианской культуре очень большое значение имеет святая крещенская вода. Ей приписываются различные свойства. Освящение воды на Крещение давно приобрело сакральный смысл. Многие недоумевают, как возможно придать воде совсем другие свойства, но практически никто не думает о том, что она очень изменчива, вбирает в себя любые вибрации извне (как положительные, так и отрицательные).

Когда освящается вода на Крещение, то случается изменение структуры воды. Она приобретает более высокие вибрации, что приводит к тому, что она может исцелять как духовные, так и физические немощи, а также помочь и в других трудных жизненных ситуациях.

Особенность возникновения этого действия и праздника

Крещение пришло к нам еще со времен Иисуса Христа. Это событие описано в текстах Священного Писания, в четырех Евангелиях. Итак, рассмотрим поподробнее, как это случилось, где произошло вода какой реки омывала тело Спасителя во время ритуала.

Первое водокрещение произошло в когда Иисус Христос попросил пророка Иоанна совершить это действо. Оно было символом очищения от грехов, искреннее покаяние и вера в спасение. Христос прошел крещение ради человечества и грядущего его спасения. Он осознавал важность этого события для людей, о чем и сказал

После того как Христос вышел из воды и помолился, был глас Господень, который говорил о том, что Он является его сыном возлюбленным. Также было сошествие духа святого в виде голубя. После своего крещения Христос провел общественное служение.

Становление праздника Крещения

Неизвестно точно, когда освящение воды на Крещение стало традиционным ритуалом, а также когда произошло утверждение этого праздника. Однако уже в третьем веке в “Строматах” Климента Александрийского встречается первое упоминание о нем. До четвертого века день празднования был шестого января Он строился на воспоминании, как о Рождестве, так и о Крещении Господа Иисуса Христа.

После четвертого века эти два праздника разделили на два разных дня - Крещение осталось шестого января, а Рождество Христово стали праздновать двадцать пятого декабря.

Изначально крещение христиан происходило единожды в год, именно на праздник. Но уже к тому моменту, когда Русь приняла христианство, такого обычая почти не существовало.

Итак, на сегодняшний день, когда освящается вода на Крещение, это дань тому древнему событию, которое произошло во времена Иисуса Христа. В то время, когда он своим заступничеством и жертвою принял на себя грехи человечества и показал путь ко спасению для всех.

Как совершается этот чин

Чин освящение воды на крещение в своем окончательном варианте был установлен на Руси в 1681 году. Для людей это был великий праздник, который все отмечали с большим ликованием и обязательным омовением в проруби.

На сегодняшний день это не менее торжественный праздник, который называют еще и Великим водоосвящением. Теперь рассмотрим поподробнее, как происходит этот чин, и когда освящается вода. В перед самим днем Богоявления, происходит первое освящение этой благословенной жидкости. Это действие посвящено воспоминанию о том, как крестился сам Господь в реке Иордань, а также тому, как происходило крещение оглашенных.

В день самого Богоявления происходит воспоминание о самом событии. Но так как Иисус принял свое крещение вне храма, то и появился обычай в этот день выходить к рекам и озерам и совершать водоосвящение. Это событие еще называют “Хождение на Иордань”.

Сам же чин освящение воды на Крещение имеет следующие действия. В конце литургии совершается заамвонная молитва или просительная ектенья. Затем настоятель в полном облачении должен выйти через к купели или к источнику. Впереди шествия священосцы и несут свечи, а за ними идут люди, которые воспевают тропари “Глас Господень”. Далее следуют диаконы и священники, а замыкает шествие настоятель, который несет впереди себя Крест.

На том месте, где полагается начать водоосвящение, должен стоять стол с чашей воды и тремя свечами. Затем настоятель кадит воду, а если ритуал проходит в храме, то и алтарь, и присутствующих во время обряда.

Когда освящается вода на Крещение, читается множество отрывков из Евангелия, а также отрывки из книги пророка Исаии, из Апостольского чтения. Произносится множество молитв, в которых просится о том, чтобы была ниспослана благодать на воду, чтобы в результате она могла врачевать как духовные, так и телесные немощи. В конце обряда настоятель должен благословить воду перстами и Крестом, а после трижды погрузить последний в жидкость. При этом он поет особы тропарь “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”. Обряд завершается крестообразным окроплением во все стороны, а также пением стихиры.

Когда происходит это действие

В наше время, после длительного упадка православной веры, появилось множество предрассудков по поводу “качества” воды. Та жидкость, которая была освящена в вечернее время, и та, которую освятили в утреннее, одинакова по своим свойствам. Итак, если отвечать на вопрос: “Когда освящается вода на крещение 18 или 19 числа?”, то правильным будет отметить, что нет в этом разницы, ведь чин один и тот же. Благодатная сила, которая нисходит на эту жидкость, одинакова как в Навечерие, так и после утренней Литургии.

Купание в проруби на Крещение

Еще один обряд на Крещение - погружение в воду в проруби. Для его совершения в том месте, где будет купание, заранее вырубают прорубь в виде креста. Над водой священник читает чин (молитвы), а после освящает воду. Традиционно окунаются в прорубь вечером восемнадцатого, однако, вы можете это сделать и девятнадцатого числа. К слову сказать, лишь в той местности, где поблизости есть река или другой водоем, происходит освящение проточной воды в Надвечерие. Чаще всего это происходит утром, в день Богоявления, уже после Литургии.

Хотя вода в день крещения и имеет особые свойства, но все же во время купания следует соблюдать правила безопасности, особенно, если вы впервые окунаетесь в воду. Не следует купаться, если вы имеете какие-либо хронические или острые болезни (особенно, воспалительного характера). Если вы приобщаете к этому ритуалу ребенка, то следует делать это очень осторожно, после того как он вылезет из проруби, его тело следует хорошо растереть полотенцем, одеть в сухую одежду и дать выпить горячего чая.

Также следует заметить, что окунание в прорубь на Крещение хоть и имеет целительную силу, однако только этим нельзя избавиться от всех грехов. Этот ритуал не избавляет от необходимости покаянной молитвы, Святого Причастия, а также Таинства Исповеди.

В чем особенность воды как жидкости?

Теперь поговорим о том, чем же так особенна эта жидкость, которой на земле почти восемьдесят процентов от всей земной поверхности. Как было сказано выше, святая вода в крещение имеет особые свойства. Именно поэтому ей из давних времен отводили особую роль. В кинематографе эта тема была хорошо освещена в видеофильме “Великая тайна воды”. В нем были сняты высказывания различных академиков и профессоров о свойствах этой живительной жидкости, о том, как может меняться ее структура под воздействием различных слов, музыкальных композиций и даже мыслей людей.

В нем рассказывается и о том, как преобразовывается святая вода в крещение. На фоне полученных знаний это не кажется таким уж неправдоподобным, к тому же многие эксперименты можно повторить и в домашних условиях.

Что происходит с водой Крещенский вечер

Итак, рассмотрим, как же изменяется вода после Крещения. Некоторые ученые проводили анализ этой водички и пришли к выводу, что после проведения обряда на выходе получается очищенная вода, как будто от серебра. Причем таковой становится не только та жидкость, над которой провели ритуал в храме (согласитесь, все-таки она получает больше серебра от креста), но и так, которая находится в больших водоемах, где проводят обряд. Священнослужители убеждены, что это воздействие молитвы, а также нисхождение Господней благодати.

Вода на крещение свойства имеет особые. К примеру, из чисто физических - это абсолютная сохранность в течение года (не меняется цвет и запах). Согласитесь, в условиях нынешнего состояния воды - это показатель. Помимо этого водичка обладает и исцеляющими свойствами, что позволяет использовать ее в нестандартных ситуациях.

Как используют свяченую воду. Ее свойства

После того как вы сходили в церковь и принесли домой святую водичку, ее желательно хранить возле икон, как святыню. Считается, что она должна быть в доме каждого христианина. Так как вода на крещение свойства имеет особые, то и используется она в тех случаях, где обычными действиями не поможешь.

К слову сказать, в молитве при освящении даже говорится о некоторых из них. Это и избавление от грехов, и исцеление от недугов, и очищение от различных демонов. Очень многие старцы и святые высказывались по этому поводу, и не было для них большей целительной силы, нежели испитие святой воды.

Ее можно принимать регулярно натощак, малыми порциями. Перед этим следует помолиться. Если есть особая нужда, то водичку можно пить и в другое время (тоже не забывая про молитву). Если у человека есть на теле больные места, то ею можно их помазывать. При необходимости, дозволяется и окроплять жилище. При всех действиях нужно читать специальные молитвы.

Святая вода в крещение, при регулярном ее потреблении с должным почтением и молитвой, способна освятить душу и тело. Человек в этом случае становится более склонным ко всякой добродетели, посту и молитве. К нему не может приблизиться дух нечистый, а также воздействовать на него. Используя ее постоянно утихают бушующие страсти, человек становится спокойны и уравновешенным. Происходит очищение от зла и скверны.

С помощью святой воды можно освятить любую вещь в обиходе, а также непосредственно само жилище. Некоторые старцы советовали окроплять вкушаемую пищу крещенской водичкой.

Особое отношение к ней у наших предков было. Бабушки всегда советовали умывать малых деток водичкой, после посещения нехороших или чужих людей. Также она помогала при сглазе или если грудничок часто заходится в плаче без причины (следует умыть водой и прочесть На всяко дело она была полезна.

К слову сказать, святая вода может (иногда, но бывает) прийти в негодность. Следует заметить, что это показатель неблагочестивой жизни живущих в доме или какой другой напасти. Если все же такое случилось, то вылейте эту воду в такое место, где никто не ходит (например, под дерево, а еще лучше - в проточную воду, реку). Емкость, в котором она содержалась, использовать больше нельзя.

Правила, которые следует соблюдать во время освящения воды и купания прихожанам

В этот день для прихожан существую также и правила. В Крещенский сочельник следует воздержаться от пищи до того момента, пока не вынесут свечи после Литургии, а также пока не будет употреблена святая вода. В Крещение (да равно, как и в другой подобный праздник) следует быть доброжелательным по отношению к другим прихожанам, не толпиться и не создавать давку, ведь очень много людей приходит в храм.

Порой бывает грустно смотреть на то, как мчатся некоторые прихожане, чтобы попасть первыми под окропление святой водой, расталкивая всех на своем пути и ругаясь при этом. Будьте внимательны друг к другу.

Перед тем, как священник выйдет на освящение воды, вы должны открыть все емкости, которые принесли с собой (они должны быть с широким горлышком).

Во время купания в проруби, особенно если это место с большим скоплением народа, также следует быть вежливыми и доброжелательными. Не стоит приносить и распивать спиртные напитки, так как это может плохо закончится. Соблюдайте осторожность во время окунания, не толкайте других людей, не торопитесь. Не забывайте о произнесении молитвы, перед тем как зайти в воду.

Заключение

Таким образом, мы видим, когда освящается вода на Крещение, происходит великое действие. Мы получаем чудесную жидкость с особыми свойствами, которая может использоваться в различных ситуациях. К слову сказать, эту водичку еще так и называют “агиасма”, что значит “святыня”. Некоторые сравнивают это чудо с тем, которое произошло по воле Господа в Кане Галилейской, когда он превратил воду в вино.

Помните, когда освящается вода в сочельник крещенский, а также на следующий день Богоявления, она имеет одни и те же свойства. В эти два дня над ней совершается один и тот же чин и снисходит одинаковая благодать. Используйте эту водичку с молитвой, храните с ее с благоговением, как святыню, и тогда во всем вам будет от нее помощь. Не забывайте про обязательно посещение храма во время праздника Крещения, а также пребывание на службе.

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).

В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (См.: Определение Московского Собора 1667г.).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.

Впереди идут священосцы со свечами, за ними следуют певцы с пением тропарей, диаконы с кадилами, священники и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе).

На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: Премудрость , и читаются (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.

Затем поется прокимен, читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): .

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на Слава, и ныне : .

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой - великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов..., и на всяку пользу изрядну (сильную)...».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е "зри". Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне).

Вода святая – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески «агиасма» – «святыня»). Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) при освящении воды совершается один и тот же чин.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.

Нет необходимости запасать большие ёмкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно добавить в неё обычной чистой воды, которая освятится имеющейся богоявленской.

Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».

Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.

Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.

Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Азбука Веры

Возьмите и освятите свою соль. Необходимо освятить соль, прежде чем приступать к освящению воды. Следует заметить, что соль используется в основном в качестве консерванта. То, что она святая не означает, что ее можно будет хранить вечно! Вот речь для благословения соли:

  • «Прошу Благословения Отца Всемогущего для этой соли, и пусть все злобы и преграды уйдут, и пусть все хорошее останется здесь, ибо без Тебя человек не может жить, и потому я прошу благословления и взываю к Тебе, чтобы Ты помог мне». – Ключ от книги царя Соломона, книга II, Глава 5.

Прочтите вслух псалом 103. Если у вас нет под рукой Библии, вам поможет wikiHow!!

Используйте природную воду. Если можете, наберите воду из близлежащего озера, ручья или реки. Старайтесь держаться подальше от водопроводной воды так как она может содержать хлор и фтор. Однако если ваша вода натуральная, предварительно ее профильтруйте, вы ведь не хотите чтобы святая вода была грязной!

  • Возьмите священную соль и насыпьте в воду. При этом повторяйте следующие слова из ключа к книге царя Соломона, книга II, Глава 5:

    • «Я благословляю тебя, О Существо Воды, Ним Кто, кто сотворил тебя и собрал тебя вместе в одном месте, так что суша появилась, что ты раскрыла все обманы Врага, и что ты изгнала из себя все нечистоты и скверные Духи Мира Фантазм, так что они могут повредить мне не через силу Всемогущего Бога, Который живет и царствует во Веки Веков. Аминь».
  • Повторяйте молитвы, используемые католическими священниками. У вас есть два варианта на выбор:

    • Молитва #1: Наше спасение - имя Господа. Который сотворил небо и землю. Божье творение, соль, я изгоняю демонов из тебя Богом сущим, Богом истинным святым Богом, Богом, кто приказал тебе быть брошенной в воду – как делал Елисей, чтобы исцелить его от бесплодия. Позволяю быть тебе, очищенной соли, средством для здоровья тех, кто верит, лекарством для души и тела для всех, кто использует тебя. Пусть все злые грезы уйдут, злоба и хитрость будут изгнаны далеко от места, где тебя посыпают. И пусть всякий нечистый дух, отпрянет от Его, Кто придет, чтобы судить живых и мертвых и мир огнем. Аминь.
    • Молитва #2: Всемогущий вечный Боже, мы смиренно просим, чтобы твоя милость и благость милостиво благословила это существо, соль, что ты дал человечеству для пользования. Пусть все, кто использует ее, найдут в ней средство для тела и ума. И пусть все, к чему она прикасается или брызгает, будет освобождено от нечистоты и любого влияния злого духа; через Христа, Господа нашего. Аминь.
  • Благословение воды. Говорите больше слов! Теперь, для того чтобы очистить воду от демонов и примесей (да, это форма заклинания):

    • Божье творение, вода, я изгнал беса из тебя во имя всемогущего Бога Отца, во имя Иисуса Христа, сына его, Господа нашего, и во имя Святого Духа. Можешь быть ты очищенной водой, устраняющей издалека все силы врага, в том, чтобы искоренять и изгонять врага самого, вместе со своими падшими ангелами. Мы просим об этом через силу Господа нашего Иисуса Христа, который придет судить живых и мертвых и мир огнем.