Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху - служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя. Он готов выполнять любую черновую работу во имя счастья людей:
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии -
бабы капризной.
Поэт признается:
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить на вас -
доходней оно
и прелестней.
Ноя
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Маяковский ощущал себя «агитатором», «горланом-главарем» и верил, что его стих
…дойдет
через хребты веков и через головы поэтов и правительств.
Поэт готов был принести свою поэзию в жертву революции:
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше -
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!
Он, в отличие от своих предшественников, начиная с Горация, отказывался от индивидуального поэтического памятника:
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою -
ведь мы свои же люди, -
пускай нам
общим памятником будет
построенный в боях социализм.
Маяковский сравнивал свои стихи с «поверх зубов вооруженными войсками» и отдавал их, «до самого последнего листка», пролетариям всей планеты. Он утверждал:
Рабочего
громады класса враг -
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
и дни недоеданий.
Маяковский убеждал читателей: главное назначение поэта сегодня - служить делу социалистической революции. Но его поэзия должна быть не только революционной по содержанию, но и высоко совершенной по форме, чтобы уцелеть в веках, донести до потомков величие эпохи революции и строительства социализма. Также и в своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, Маяковский сетовал, что «приходится каждую минуту доказывать, что деятельность поэта и работа поэта - необходимая работа в нашем Советском Союзе».
Сам он ни секунды не сомневался, что его стихи для блага революции и социализма не менее важны, чем добыча руды, выплавка стали, вооруженное подавление контрреволюции или работа партии по организации социалистического строительства. Потому что укрепляют в душах людей веру в правоту большевистской революции, в скорой достижимости светлого коммунистического будущего. С этой верой Маяковский и умер.
Первое вступление в поэму
Уважаемые
Товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
Снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
Мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
Из барских садоводств
поэзии -
Бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,
и гладь -
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
Набравши в рот -
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки -
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина -
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н...»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где б... с хулиганом
да сифилис.
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас,-
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
Собственной песне.
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
Горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
С живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
Через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
Но он дойдет не так,-
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
Громаду лет прорвет
и явится
Весомо,
грубо,
Зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
Еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
Но грозное оружие.
Я
ухо
Не привык ласкать;
ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
Не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
По строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
Зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
Пролетали,
до самого
Последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего
Громады класса враг -
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
И дни недоеданий.
Мы открывали
каждый том,
как в доме
Собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения
Мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы
диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
она врывалась в стих,
когда
Под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы
Когда-то
Бегали от них.
Пускай
за гениями
Безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше -
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
На штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
На мраморную слизь.
Сочтемся славою -
Ведь мы свои же люди,-
пускай нам
Общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,
«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов
Я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
быстрей протопаем,
протопаем
По пятилетке
дней остаток.
Мне
Не накопили строчки,
краснодеревщики
Не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
Мне ничего но надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
Поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
партийных книжек.
Владимир Маяковский, 1929-1930
Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.
Задачи:
- художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
- умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
- умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
- овладение историко-литературными знаниями.
Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская».
На доске написаны слова:
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Работа с цитатой.
– Как вы понимаете слова М. Цветаевой,
сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М.
Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается
внутренняя связь Маяковского и Цветаевой.
III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского.
Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.
Разъяснение непонятных выражений
ярый враг воды сырой
– при вспышке холеры
Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал
не пить сырой воды
очки-велосипед
– круглые очки без душек
ассенизатор
– тот, кто удаляет и
обезвреживает нечистоты
водовоз
– в значении, что вода – это то, что
жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило»
– строчка из
популярной в те годы песни «Сама садик я садила,
сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки»
– молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин,
принадлежащие группе литераторов, которых
Маяковский неоднократно критиковал за
эстетство.
«тара-тина, тара-тина»
– строка из
стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп
– отдел массовой агитации,
пропаганды и партпросвещения, существовавший до
1930 года при местных комитетах партии
ЦКК
– центральная контрольная комиссия,
партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь
– неологизм Маяковского,
образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима
–
имеется в виду водопроводная система Рима –
акведуки – является архитектурным памятником
античности из Леты выплывут – Лета – в
древнегреческой мифологии река забвения (утрата
памяти) в подземном царстве
Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос»
(Перед чтением обратить внимание на интонацию)
Беседа с классом:
1. О чем это произведение?
(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания
боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали»,
«года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)
2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)
3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)
4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)
5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.
(К потомкам:
«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с
потомками, а не ожидать, что им будут
рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я
обращаюсь непосредственно к потомкам в своей
поэме, которая называется «Во весь голос».
В.В. Маяковский. Выступление в Доме
комсомола
Красной Пресни. 1930)
6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?
(Автору важно предостеречь потомков от
высокомерно-пренебрежительного подхода к
социальной поэзии, который усвоили его
современники («певец воды кипяченой и ярый враг
воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость
оценок своего творчества, вводя грубые
самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был
певцом воды кипяченой, так как во время голода и
эпидемий это занятие приобретает великий смысл
на пути к счастливому будущему». Вспомните
работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому
социальный заказ, и поэт не чурался никакой
работы, если считал, что она поможет
строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет:
«Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого
ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков,
поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую,
независимую и даже вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь.
Это не стилизация «под простонародность», таким
образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В
борьбе с пороками Маяковский не боялся
прибегнуть к антиэстетическим чувствам.
Неэстетический образ поэта-ассенизатора
укладывается в эстетическую систему
Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и
выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что
поэт революции должен быть «активным борцом», не
гнушаться никакой черной работы, если эта работа
полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский
заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно
для жизни. Мы не признаем бесполезного
искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский
писал: «Наша постоянная и главная ненависть
обрушивается на романсово-критическую
обывательщину».)
7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)
Ученикам предлагается по тексту найти антитезу.
(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает
параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не
«ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в
раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием.
Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо
кастетом кроиться миру в черепе»
Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку
приравняли перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И
песня, и стих – это бомба и знамя»
8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)
9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?
(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:
«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»
Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)
11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:
«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»
Некоторые считали, что Маяковский все годы,
прожитые им при советской власти, фальшивил,
ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я
поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое
перо в услужение, заметьте – в услужение,
сегодняшнему часу, настоящей действительности и
проводнику ее – советскому правительству и
партии»
(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:
«Поймите ж –
Лицо у меня
Одно –
Оно лицо, а флюгер»
Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:
«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –
Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)
IV. Групповая работа
Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?
Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.
Разное:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
«Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». «Цветите,
юные! И здоровейте телом! Есенин не с молодыми, он уступает им дорогу. Сам же пойдет своим путем. |
«Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката» Будущее этих здоровых и ловких зависело от него. Его поэзия для них. «Здоровы и ловки» во многом благодаря ему так, как Маяковский подготовил почву для нового поколения. Маяковский с ними, молодыми. |
Общее:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
«Отдам всю душу Октябрю и маю, но только
лиры милой не отдам» Принимаемая
разумом новая жизнь слабо воспринимается
сердцем. Подлинно драматический разлад.
|
«…наступал на горло собственной песне»
В этих словах горечь, трагедийность. Но
горечь заглушается сознанием победы над самим
собой во имя будущего.
|
V. Беседа с классом
1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?
(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»
«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».
Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив
бескорыстного творческого служения поэта,
рыцарски преданного революции.
«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»
Маяковский уверен, что он придет в будущее не
стихом, а трудом стиха.
Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры
поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях
социализм.)
VI. Групповая работа
Разное:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
Смысл жизни для лирического героя
Есенина в самой жизни; ему дорого все, что
происходит в настоящем.
|
«Пускай нам общим памятником будет,
построенный в боях социализм». Главное для лирического героя Маяковского – устремленность в будущее. Смысл жизни – это построение прекрасного будущего, которое обязательно наступит, когда «проституция», «туберкулез», «чахоткины плевки», «поэтические рвачи и выжиги будут …теплиться «слабым напоминанием прошлого ». |
1.Почему поэма оптимистична?
(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую
интонацию. Это не просто «братание с жизнью».
Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых
десятилетия…
И насколько же больше в этих словах,
одновременно грустных, тяжелых и победных
,
в этом по-маяковски грубоватом и крепком
«протопаем», – насколько больше во всем этом
силы и мужества
, чем в безумно-веселых
выкриках».
З. Паперный)
VII. Заключительное слово учителя
Несмотря на то, что Маяковский (вместе с
футуристами) ратовал за новое искусство, если
рассмотреть его поэзию по существу, то легко
установить ее связь с русской культурой.
Гуманистический пафос поэзии Маяковского
сближает ее с русской классикой – это
гражданственность его поэзии, живой отклик на
современные события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал,
чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали
жить в согласии с ним, и тогда окажется, что
никакого мифа не было, все окажется правдой.
Поразительная поэтическая честность, с которой
он служил идеологии…Он был более предан
идеологии, чем сами творцы ее. Поистине
трагическая преданность…»
Используемая литература
- Л.С.Азерман «Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода» – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1997 год
- «Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений» под ред. Ю.И. Лыссого. – Москва, Мнемозина, 1998 год
Поэма Маяковского «Во весь голос» была написана автором в стихотворной форме. При великом сожалении, поэма не была издана, поэтому читатели не были удостоены возможности ознакомиться с ней. Писалась поэма еще в 30-х годах, которая была выставлена как экспонат на выставке двадцатилетнего творчества Маяковского. По словам Маяковского, первые строки поэмы написаны как отображение сути работы поэта, которые стали стартом в творческой работе автора. Замыслом написания «Во весь голос» был взгляд на самого себя с будущего: «Уважаемые товарищи потомки! Наших дней изучая потемки».
С этих строк сразу понятно, что поэт пишет их для будущего поколения, а так же рассказывает о себе. Но Маяковский так же пишет строки, просто предаваясь поэзии, но немного шутя над бабой, сажавшей сад: «Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь, сама буду поливать».
Своими стихами поэт серьёзно боролся за коммунистическое дело, ни боясь не правительства, ни тайных организаций. Строчками со стихов он просто пронзал душу Советского народа: «Парадом развернув моих страниц войска. Стихи стоят свинцово-тяжело».
Во время революции все очень быстро менялось. Это означало, что Маяковский должен войти в этот темп, присоединиться к народу, и вместе с ним переустроить мир на новое, социалистическое направление. Своей поэзией он двигался вперед, при этот задавал это движение и для остальных. Признать эту поэзию означало сделать свои намеренья реальными, шаг за шагом стремясь к светлому, прекрасному будущему.
Этими строками поэт закончил свой стих «Во весь голос»: «я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек». Его стихи заставляли задуматься о многом. Они пробуждали народ действовать, к чему, по своему замыслу, поэт и стремился.
Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.
Краткий анализ
История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.
Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.
Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.
Жанр – лирическо-публицистическая поэма.
Стихотворный размер – тонический стих.
Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия” .
Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни” .
История создания
Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.
Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.
Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.
Тема
В конце своего жизненного пути (хотя и неизвестно, планировал ли поэт свое самоубийство уже тогда) Маяковский в очередной раз обратился к важной для себя теме творчества – точнее, его назначения и своего места в творческом процессе. Он выбирает непростой путь – рассказать о себе и времени, в котором он живет, только правду. И он говорит – жестко и без излишней вежливости.
Композиция
В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.
Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.
Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.
При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.
Жанр
Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.
Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.
Средства выразительности
Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:
- Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия” .
- Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
- Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни” .
Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.