Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге» (Восприятие, истолкование, оценка). Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Посвящается Марии Павловне Ивановой

В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.


Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Эпилог

В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами. В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.

Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Читать стих «На железной дороге» Блока Александра Александровича и учить его не просто. Это связано с тем, что поэт – символист уводит читателя от основной сюжетной линии, придавая стихотворению особую смысловую нагрузку. Текст стихотворения Блока «На железной дороге» полон драматизма, тоски, особого внутреннего напряжения. Написано произведение было в 1910 году и посвящено гибели молодой женщины под колесами поезда. Оно как бы продолжает «железнодорожно-трамвайную» линию, начатую другими русскими писателями и поэтами: Л. Толстым в «Анне Карениной» и «Воскресенье», А. Ахматовой в стихотворении «Рельсы», Н. Гумилевым в стихотворении «Заблудившийся трамвай».

Блок рисует свою лирическую героиню женщиной «молодой», «красивой», сильной, способной тонко чувствовать и переживать. Её жизнь течет ровно, она незаметна для окружающих, а ей хочется иного, хочется, чтобы заметили, чтобы по ней не «скользили ровными взглядами», не ровняли её со стоящим рядом жандармом или растущими кустами. На уроках литературы в 11 классе учителя объясняют, что железная дорога в этом стихотворении – символ современной поэту жизни, где совершается бессмысленный круговорот событий, где все равнодушны к друг другу, где все обезличены, где нет ничего, кроме «тоски дорожной, железной». Жизнь в таком мире, где целые классы отгораживаются друг от друга железными стенами вагонов, невыносима. В таком мире человек может быть только жертвой, и, если счастье невозможно, если жизнь течет бессмысленно, если никто тебя не замечает, остается только умереть. Прочитав стихотворение полностью, начинаешь понимать, о чем говорит поэт. Он призывает обращать внимание на человека при жизни, а не проявлять праздное любопытство к нему после его кончины. Именно поэтому причины смерти героини поэт не раскрывает и не объясняет, что толкнуло ее на этот шаг, ведь всем все равно, а «ей - довольно».

Стихотворение Блока «На железной дороге» представлено на нашем сайте. С ним можно познакомиться в режиме онлайн, а можно скачать его для урока литературы.

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих –
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул – и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что – давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини - молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом... Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною... Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно. 14 июня 1910

Символично название. Вспомним, что "железнодорожно-трамвайной" смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, женщины, покидающие родину, - в стихотворении М. Цветаевой "Рельсы", не в "своем" трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай". Перечень можно было бы продолжить...

В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: "Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса". Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки "бессознательного подражания".

В первом четверостишии Блок рисует образ "красивой и молодой" женщины, жизнь которой прервалась в самом расцвете. Смерть ее так же нелепа и неожиданна, как нелепо и то, что теперь она, "в цветном платке, на косы брошенном", лежит "под насыпью, во рву...":

Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.

Шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоян- ство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: "Нежней румянец, круче локон..." Приходит задолго до назначенного часа ("всю обойдя платформу длинную...").

А вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и скрипели". В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах ("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира. Ну, а в "зеленых" (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели":

Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом...

Как, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини стихотворения эти "ровные взгляды". Неужели ее не заметят? Неужели она не заслуживает большего?! Но она воспринимается проезжающими в одном ряду с кустами и жандармом. Обычный пейзаж для едущих в поезде. Обычное равнодушие. Только в стихотворении Блока железная дорога становится символом современной поэту жизни с ее бессмысленностью круговорота событий, равнодушием к человеку. Всеобщая обезличенность, глухое безразличие к окружающим и целых классов, и отдельных людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть "тоска дорожная, железная"... В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение - гусар с "улыбкой нежною", но, наверное, только разбередило душу. Коль счастье невозможно, взаимопонимание в условиях "страшного мира" невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь.

Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно.

Автор отказывается объяснять причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, "любовью, грязью иль колесами она раздавлена". Автор предостерегает нас и от излишних вопросов. Коль были к ней при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие.

Сегодня есть практически у каждого: произведения можно приобрести в виде сборников в книжных магазинах или ознакомиться с их электронными вариантами благодаря помощи Интернета. Однако если прочитать творения великих лириков труда не составляет, то понять их оказывается уже сложнее. Сегодня мы обратимся к произведению такого небезызвестного поэта, как Александр Александрович Блок. «На железной дороге» (анализ стихотворения будет представлен далее) - это творение во всех смыслах любопытное, и вот почему.

Из истории создания: влияние на поэта книг Л. Н. Толстого

Стихотворение «На железной дороге» было создано поэтом в июне 1910 года. Оно имело сразу несколько косвенных источников. Именно в это время Александр Александрович перечитывал роман «Воскресение» Л. Н. Толстого, и в результате собственное творение оказалось как бы бессознательным подражанием одному из эпизодов в истории о Катюше Масловой и Нехлюдове. Однажды девушка, находившаяся на маленькой станции, увидела в проезжающем поезде, в дорогом купе первого класса, его, Нехлюдова, сидящего в комфортном кресле из красного бархата.

Общее настроение стихотворения, его тон и сюжетные составляющие отсылают читателя и к другому роману Толстого - «Анне Карениной», главная героиня которого в результате бросилась под поезд. Связаны темой смерти молодой, красивой русской женщины с трагической судьбой все перечисленные произведения, в том числе и то, которое написал Блок, - «На железной дороге». Анализ стихотворения требует и этих биографических сведений.

Размышления поэта и реальные случаи женских смертей

Еще одним импульсом к созданию стихотворения послужили личные мысли поэта, которыми он поделился в письме со своим другом, Евгением Ивановым. Александр Александрович писал о том, как безразлично он наблюдал за людьми, словно проносившимися перед ним в поезде. Он же одиноко стоял на платформе и видел их - веселых, грустных, скучных, пьяных… Позже, в 1910 году, и Евгений поделился с поэтом виденной лично им историей о том, как однажды, проезжая мимо Стрельнинских парков, он увидел рядом с канавой молодую девушку, почти подростка (13-15 лет), которая отравилась. Собравшиеся зеваки-дачники стояли поодаль от нее.

Именно сестре Иванова и близкой подруге матери Блока, Марии Павловне, которую поэт безмерно уважал за ее доброту и отзывчивость, и посвящено данное творение.

Блок, «На железной дороге»: анализ стихотворения с точки зрения сюжета

Это лирическое произведение сразу же вводит читателя в мир безысходной тоски. В первой строфе мы уже видим мертвую молодую женщину, и становится жаль, что ее жизнь оборвалась так скоро. Ничто не указывает на насильственную смерть: очевиднее всего, она сама решила прекратить собственное существование. Далее автор описывает, почему так произошло, раскрывая её прошлое. Дело скрывалось в желании девушки любить и быть любимой, но бедная, необразованная, наивная провинциалка, она не могла рассчитывать на серьезное к себе отношение и, регулярно выходившая на платформу в ожидании счастья, оставалась незамеченной. Лишь однажды богатый щеголь-гусар «скользнул по ней улыбкой нежною» - и поезд с ним унесся вдаль. Девушка не смогла вынести мук терзавшегося сердца и порывов горячей юности, в результате чего наложила на себя руки.

Символизм стихотворения

Какие же скрытые смыслы заложил в свое творение Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения поэта-символиста не может не коснуться и этой категории) являет собой систему самых разнообразных смысловых комбинаций. Образы поезда и железной дороги отсылают читателя к мотиву жизненного пути, причем произведение не случайно относится к циклу «Родина», в котором и множество других стихотворений имеют в основе центрального элемента образ дороги. В этой дороге заключается история развития всей страны.

Женский образ - не только олицетворение всех загубленных русских женщин (что представляет собой качественно новый, отличный от предыдущих, взгляд поэта; это очевидно, например, в сравнении с образом Прекрасной дамы), но и символ самой России.

Не случайно девушка отдавала «так много» поклонов проезжающим поездам (мотив идолопоклонничества), не просто так написана строка «Давно уже сердце вынуто!» (мотив жертвоприношения). Все это отсылает читателя к язычеству, столь характерному для начальных этапов становления Руси. Несмотря на трагичный исход, героиня описывается поэтом как живая, а значит, страшного предзнаменования для будущего всего государства Блок не делал. Наоборот, несмотря на ощущение ключевого преломления эпох, он продолжал верить в красоту «нищей России», уважал ее внутреннюю чистоту и святость точно так же, как уважает это в погибшей девушке.

Таким образом, анализ стихотворения «Железная дорога» (Блок), кратко или полно представленный (в зависимости от необходимости), отражает огромную жизнеутверждающую силу.

Тропы и художественно-выразительные средства

Лингвистический анализ стихотворения Блока «На железной дороге» позволяет понять, как широко автор использовал все, находящиеся в его распоряжении, ресурсы. Здесь мы встречаем сравнения («как живая»), эпитеты («походкой чинною», «три ярких глаза»), противопоставления («Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели»: вагоны первых цветов предназначались для представителей высшего света, равнодушных к судьбе страны и жизням окружающих, в то время как в вагонах зеленых цветов ездили обычные люди).

Автор активно прибегает к звукописи («шум и свист»), позволяющей создать, с одной стороны, постоянную напряженность обстановки, а с другой, её рутинность, неизменность («Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»). Цветопись как бы завершает картину замкнутого, безысходного мира («С кустами блеклыми»). Кого обвинял в создании подобной действительности Александр Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения с точки зрения использования художественных средств позволяет это установить) - это укор всему обществу, стремление приковать внимание всех и каждого к существующим проблемам, особенно же власть имущих. Они называются поэтом «сонными», изображаются как наблюдающие за всем «ровным взглядом».

Размер, ритмика, строфика

Если проводить анализ стихотворения Блока «Железная дорога» по плану, то разбор не может считаться законченным и полным без определения формообразующих составляющих. Так, данное лирическое произведение написано чередующимся пяти- и четырехстопным ямбом, передающим заунывность, размеренность, монотонность неизменной жизни. Общее количество строф - 9, по 4 строки в каждой (всего 36 строк). Кольцевая композиция замыкает историю и возвращает читателя к началу: «Она раздавлена», и её больше не вернуть.

Как же синтаксически выразил главную мысль своего творения А. А. Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения почти подошел к концу) являет читателю множество знаков препинания: через них словно приходится переступать, «спотыкаться», останавливаться. Последняя точка завершающей строфы добавляет резкости заключению стихотворения и является приговором: это финал, ничего уже не вернуть.

Строки произведения «На железной дороге» сжимают сердце, рисуя в воображении читателя жуткие картины. В школе стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем прочитать краткий анализ «На железной дороге» по плану. Он поможет быстро подготовиться к уроку.

Краткий анализ

История создания – написано в июне 1910 под впечатлением от произведений Л. Толстого, вошло в цикл «Родина».

Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой любви.

Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять катренов.

Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Эпитеты «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон» , «кусты блеклые», «рука небрежная» .

История создания

Анализируемое произведение А. Блок создал в середине июня 1910 г. Тогда он был впечатлен романами Л. Н. Толстого «Воскресение» и «Анна Каренина», поэтому основой сюжета анализируемого стихотворения стала смерть женщины, измученной любовью и осуждениями общества. Нельзя считать «На железной дороге» подражанием, ведь А. Блок оригинально интерпретировал образ и судьбу погибшей.

К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая чем-то отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог просто забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в своем блокноте и в литературе.

Тема

В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения - мертвая молодая женщина. О ее смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.

Сначала А. Блок подает портрет женщины, которая лежит «рву некошеной» . Эта художественная деталь показывает, что никто не спешит забрать труп. О причинах можно только догадываться. Героине даже глаза никто не закрыл, поэтому кажется, что она живая. Смерть не смогла стереть с нее молодость и красоту.

Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, пробираясь через лес. Здесь она с волнением ожидала кого-то. Ее глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На нее засматривались гусары, но красавица, погруженная в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних катренах автор приоткрывает тайну страданий героини. Ее юность умчалась, мечты оказались пустыми, а в том месте, где раньше было сердце, теперь отзывалась тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колеса.

В завершении рассказа лирический герой обращается к толпе: «Не подходите к ней с вопросами» . Он понимает, что это дорвет сердце женщины.

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой рассказ лирического героя о судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Особенность смысловой организации - обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мертвой. Текст разделен на девять катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Все стихи пронизаны грустью. Стихотворный размер - пятистопный ямб. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Языковые средства, использованные А. Блоком, позволяют создать выразительный образ погибшей женщины, усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора. В тексте преобладают эпитеты : «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон» , «кусты блеклые», «рука небрежная. Метафор меньше, но они помогают расставить идейные акценты: «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.