Список смертных грехов, борьба с ними в православии. Как замолить грехи перед богом

Догмат об искуплении - это сердце православной веры. Все догматические утверждения в сфере триадалогии, христологии, экклесиологии и сотериологии проверялись отцами Церкви прежде всего по отношению к возможности искупления и спасения человека Христом. Он является не только критерием чистоты веры, но также камнем преткновения для еретиков и лжеучителей от апостольского века до наших дней.

Догмат об искуплении особенно раздражает либеральных теологов, которые, подобно древним иудеям, не хотят допустить, что Христос искупил и освободил их от плена греха и власти диавола. Они считают, что родились свободными и получат рай, как свое родовое наследство, а на Евангелие смотрят как на руководство к самосовершенствованию. Им чужд догмат об искуплении - это непоколебимое основание, на котором зиждется Новозаветная Церковь.

В других религиях и почти во всех конфессиях догмат об искуплении отсутствует или в корне искажен. В иудаизме этого догмата не существует. По учению Талмуда, Адамов грех не распространяется на его потомков. Иудей спасается исполнением предписаний Торы и Талмуда. Ожидаемый мессия избавляет не людей от греха, а Израиль от его врагов. Самые грешные из иудеев временно мучаются в аду, но затем получат прощение по молитвам Авраама и других праведников. Таким образом, в иудаизме содержится своеобразный национальный «апокатастасис».

В магометанстве учение об искуплении отсутствует. Исполнение Корана и сунны (предания) служит гарантией спасения для мусульманина. Магомет не искупитель, а посланник, через которого Аллах открыл людям свою волю. Коран категорически отрицает не только христианское учение о Жертве Христа, но сам факт распятия. По учению Корана, Христос взят на небо подобно пророку Илии, а вместо Него был распят Симон Киринейский (такая мысль встречается уже во втором веке у гностика Василида). Мусульмане верят, что все, исповедующие ислам, какие бы они грехи не совершили, в конце концов будут прощены и спасены по молитвам Магомета и его преемников. Таким образом, в исламе мы видим конфессиональный «апокатастасис».

В буддизме также отсутствует идея какого-либо искупления. Буддизм отвергает существование божества, как абсолютного духа. Мысль о вечной жизни, как продолжения бытия, вызывает у буддиста ужас и отвращение; он ищет спасения в смерти, в погружении себя в некий психический вакуум, где отсутствуют чувства, мысли и желания. Это психическое самоумерщвление воспринимается им как высшее метафизическое состояние. Нирвана - прорыв в воображаемую пустоту и переживание своего бытия как антибытия, где нет страданий - заветная цель буддизма.

Язычество, в самых высоких взлетах античной и индуистской философии и мифологиях, ничего не знало о той всемирной искупительной жертве, которую принесет Бог за человечество. В индуизме спасение - это растворение индивидуального в космическом, космического - в меоническом, меонического - в абсолютном; личность, как таковая, исчезает; спасителем является Шива - индийский сатана, который разрушает миры.

Только христианство принесло миру радостную весть о том, что человечество искуплено Кровью Христа. На эту весть языческий и иудейский мир ответил жестокими гонениями. Крест Христа казался языческим философам безумием, а иудейским учителям - унижением Божества. Однако уже во времена апостолов среди христиан появились еретики-докеты, которые учили, что Христос пришел на землю призрачно, в некоем эфирном теле. Эта ересь отвергала догмат об искуплении. Если Христос не принял человеческую плоть, то Его страдания призрачны, значит, искупление также призрачно и сама Голгофа превращается в сцену, где роль иллюзиониста исполняет Сын Божий. Это еретическое учение о «божественном обмане» было настолько пагубным и кощунственным, что апостол Иоанн запретил христианам пускать проповедников докетизма в свои дома и даже приветствовать их при встрече.

Другие гностики также отрицали искупительную Жертву Христа Спасителя. Гностик первого столетия Симон-волхв возил с собой женщину по имени Елену - блудницу из Тира, и учил, что его сожительница - образ человеческой души, а он - воплощение бога или высшего эона, который взял в свое общение падшую женщину. Это снисхождение божества к блуднице заменяет искупление у Симона-волхва.

Несколько отступая от темы, отметим следующее. Запутанное и темное учение Симона-волхва выглядит примерно так. Божество рождает мысль - эннию; энния творит ангелов; те восстают против своей родоначальницы и заключают ее в узы вещества. Энния переходит в тело Елены Прекрасной, из-за которой пала Троя, и в Елену-блудницу из Тира, которую Симон-волхв делает своей спутницей. Порочная жизнь женщин, в которых воплощается энния, не оскверняют саму эннию, и она в теле блудниц остается чистой искрой божества. В этом заключается тайное учение гностиков о том, что душа не зависит от телесных дел, как царственный узник не теряет своего достоинства от того, что находится не во дворце, а в мрачной темнице. Это значит, что можно отдаваться порокам и при этом оставаться чистым.

Другой гностик Карпократ развил учение Симона-волхва. Он считал тело постоянным врагом души и учил, что надо предаваться распутству для того, чтобы изнеможить и умертвить тело, и дать возможность душе скорее освободиться от его гнета. Унижение тела через пороки и разврат Карпократ считал спасением души и аналогом искупления. Это гнусное учение сирийских гностиков впоследствии преподнес своим читателям писатель-сатанист Анатоль Франс в повести «Таис», где проституцию представил как вид искупления.

Гностик второго столетия Василид создает теогоническую систему из 360-ти эонов по числу дней года. Эон София выпадает из плеромы - полноты бытия и погрязает в болоте вещества. Здесь к ней снисходит один из высших эонов - Христос и блистанием своего света открывает ей ту славу, которую она имела, находясь в плероме. Вслед за Христом София возвращается в свою небесную обитель. Никакого искупления здесь нет. Известный церковный историк Робертсон пишет: «Учение об искуплении было несовместимо с началами Василида. Он не допускал другого оправдания, кроме оправдания через усовершенствование в освящении, и заявлял, что каждый ответит за свои собственные грехи» («История христианской Церкви», Робертсон, 1 том, 45.стр.). Василид отрицал первородный грех и искупительную жертву Христа, а все сводил к научению.

Самым крупным гностиком второго века был Валентин, который описал перипетии и странствования Софии в духе детективно-мистического романа. В противоположность Василиду он допускал искупление, но в таком искаженном и изуродованном виде, что оно не имело ничего общего с апостольским учением о Жертве Христа.

Валентин делил людей на три группы: телесных, душевных и духовных. Для спасения духовных людей (пневматиков) было достаточно знания гностического учения; они спасались независимо от собственных дел и нравственных предписаний. Для душевных, к числу которых Валентин относил церковных христиан, Иисус распялся; перед распятием его покинул божественный эон-Христос и его собственный высший дух. Через распятие на кресте Иисус показал душевным христианам (психикам) как совершенствовать себя посредством страданий. Здесь был пример, а не искупительная жертва, и воздействие, подобное катарсису античных трагедий. Душевные, в отличие от духовных, могли спастись или погибнуть соответственно своим делам.

Всякая ересь связана с отвержением или искажением догмата об искуплении. Если нет искупления, то христологические догматы теряют свое значение; они становятся безразличными для сотериологии. Человечество мог искупить только Богочеловек, имеющий полноту Божественного бытия и совершенство человеческой природы. А дать заповеди и показать нравственный пример мог Христос, в интерпретации гностиков, монофизитов и несториан.

Если Христос не Искупитель, а учитель, то христология перестает быть необходимой для спасения, так как пример и учение - это внешние действия Божества по отношению к человеку, а искупление - замена человека Сыном Божиим на кресте, то есть мистическая онтология.

Почему православные богословы-апологеты так непримиримо боролись с арианством, считая эту ересь потерей вечной жизни? - Потому что Сын Божий, не равный Богу Отцу и иной Ему по природе, не мог принести совершенную, бесконечную, по своему достоинству, жертву искупления за все человечество, и стать Посредником между Святой Троицей и потомками Адама.

Почему Православная Церковь в течение многих столетий боролась и борется с монофизитством? Потому что монофизитство искажает догмат искупления. Если у Христа единая природа, то непонятно, Кто страдал на кресте, Кто умирал и воскрес: ведь Божество бесстрастно и неизменяемо. Если у Христа одна Божественная природа, то как же произошла замена человечества Христом на Голгофе?

Несторианство, с его учением о греховной природе Иисуса и о двух лицах, соединенных в Нем нравственно, извращает догмат об искуплении. Если человеческая природа греховна, то страдания и смерть становятся следствиями греха, а не добровольной жертвой.

Католики и значительная часть протестантов верят в искупление человека Христом, но экклесиологические ошибки их конфессий не дают им возможности воспользоваться плодами искупления.

В настоящее время активно действуют силы, которые хотят реформировать христианство в духе гуманизма и либерализма, осмеять учение о первородном грехе, унаследованного от Адама его потомками, изъять из сотериологии искупительную Жертву Христа и создать иное христианство в гностическом духе, где Христос выступает в роли учителя, и только в этом смысле является спасителем. Но подать пример и проповедовать новое учение может и несовершенное божество, как представляют Христа ариане.

Почему же тогда православные апологеты в течение нескольких столетий боролись с арианством? Почему христиане, не принявшие арианского символа веры и пострадавшие за это, являются мучениками и исповедниками, как те, кто во времена языческих гонений не отрекся от Христа? Христианские апологеты утверждали, что если Христос не равен Отцу, то наше искупление через Голгофскую Жертву не состоялось; оно потеряло свое аксиологическое совершенство, и мир остался неискупленным. Один из видных современных реформаторов заявил: «Христос спас меня тем, что научил, как побеждать грех». Но разве человечество не знало, что такое грех до Христа? Разве в ветхозаветной Церкви не существовало покаяния? В различных философских и религиозных учениях древности можно найти аналоги заповедям Священного Писания, но там не было Христа-Искупителя и Духа Святого - Освятителя, поэтому спастись не было возможно. Почему богоявления в Ветхом Завете не спасли людей, а необходимо было воплощение Сына Божия? Моисею явился Господь на Синае, беседовал с ним как бы «лицом к лицу», дал заповеди и подробные указания о богослужении. Но феофания (богоявление) без воплощения и искупления не могла освободить человечество от рабства сатаны и власти греха.

Голгофская Жертва усвояется человеком в таинстве крещения; оно означает, что человечество искуплено Кровью Христовой. В крещении человек получает не инициацию, как в языческих теургиях, а облачается во Христа. Если человек спасается только примером Христа - как надо жить, то что же он получает в таинствах Церкви? Почему до Голгофской Жертвы Дух Святой не мог сойти к людям и образовать Церковь благодати? Почему Христос не пришел на землю сразу же после грехопадения Адама, а понадобился срок в пять тысяч лет для приготовления человечества? Если дело в примерах, то ими полна вся история Ветхого Завета. Но почему же до пришествия Христа люди блуждали во тьме и праведники после смерти сходили в ад? Если дело только в научении и примере, то для чего нужны все христологические догматы, ведь Христос мог прийти в призрачном или ангельском теле и показать пример, как и что надо делать.

Но только Богочеловек - с совершенной божественной и человеческой природой в одном Лице - мог искупить нас. Если Христос не заменил человека Собой, а только показал ему как на картине, что надо делать, то тогда становятся бессмысленными все споры и догматические прения о Лице Иисуса Христа. Если нет искупления, то тогда открывается широкая дорога для экуменизма и теософии; более того, учение о соединении конфессий и затем религий, представляется как единственный христианский принцип, а догматические различия и Соборные Оросы - несущественными мнениями, которые не меняют сути христианства, а, напротив, являются преградами к единству веры и любви. Если Христос не принес за меня искупительную жертву, не заменил меня Собой, а только научил, как бороться с грехом, то какое мне дело, как в Его лице соединяются две природы, или сколько воль - одна или две - у Христа?

Меня должно только интересовать: как я своими усилиями воспроизведу в своей жизни пример Христа. Все конфессии согласны, что Христос учил добру, что Он страдал (призрачно или реально), а остальное, если нет искупления, не относится к моему спасению. Если жертвы за меня нет, а Евангелие - это педагогическое пособие с наглядными примерами, то какое мне дело, Христос - Богочеловек или простой человек, который нравственно совершенствовал себя всю жизнь и на кресте победил свой грех? Если Христос только учитель, а не Искупитель, то в этом смысле все основатели мировых религий могут называться «спасителями», так как учили, каким должен быть человек. Здесь Христос ставится в один ряд с Буддой, Магометом, Конфуцием, Пифагором и другими. Если нет искупления, то какая разница между феофанией и воплощением?

Ведь Господь говорил через Моисея и пророков. Если дело в научении, то какая принципиальная разница для меня между Нагорной проповедью Христа и голосом, исходящим от Огненной купины? Если нет искупления, а дело в назидании и примере, тогда открывается самая широкая возможность соединения Православия с чем угодно и как угодно, тогда интеркоммунион займет место общей сакральной трапезы, а теософия, как принцип единства во множественности, станет не только оправданной, но даже необходимой.

Скажите, какие грехи являются смертными и как их можно искупить?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи (любые преступления заповедей Божиих). По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица, 15:75). Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в святом Евангелии: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого" (Лк.11:24-26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к подвигу и потому не имеют результата. Надо всегда помнить, что воля человека свободна.

Св. Никита Стифат, говоря о разнице между грехом и страстью, пишет: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается. Так – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие суть пагубные страсти душевные, а блуд, лихоимство и неправда суть греховные деяния» (Добротолюбие, т.5, с. 92).

Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин.5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон - грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном. Какие это грехи? Св. апостол Иоанн Богослов эти грехи конкретно не называет. У св. апостола Павла перечисляются такие грехи: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Список смертных грехов можно расширить, обратившись к другому Посланию первоверхоного апостола: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:29-32). На первый взгляд может удивить, что в этом перечне есть такие пороки, как нелюбовь, непримиримость, немилость. Речь идет о тех людях, в нравственной природе которых эти моральные свойства доминируют.

Путь к освобождению от грехов только один – искреннее покаяние и решимость исправиться. Чем раньше, тем лучше. Чем дольше человек ведет греховную жизнь, тем больше травмируется душа. «Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, - и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, - тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно - составляют основу чувств текущего путем спасения» (Свят. Феофан Затворник. Собрание писем, вып. 3, письмо 499). Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже возвращается. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами (Пс.102:2-4).

24.07.2014

Грех, как многим известно является нарушением Божьих заповедей. Как сказал диакон Андрей Кураев, грех считается раной души, которую нанес себе именно человек. Все люди несут ответственность за свои прегрешения перед богом, кроме детей не достигших, семилетнего возраста, потому что они полностью еще не осознают своих поступков.

Уверовать, это непосредственно надежду возложить на Господа нашего Иисуса Христа. Не нужно забывать, что именно Иисус Христос принес себя в жертву для того, чтобы приобрести для человечества дар спасения души. Как повествует нам Псалом 49:15 «Меня призови в день скорби и Я тебя избавлю»

Таинство Исповеди

Исповедь представляет собой великое таинство христиан, во время которого раскаявшийся в грехах человек очищается от своих грехов непосредственно Господом нашим, Иисусом Христом. Согласно Святому Писанию при исповедовании грехов Господь праведный благодаря вере прощает содеянные прегрешения и очищает душу нашу от всяческой неправды. Также необходимо учитывать, что недостаточно во время домашней молитвы просить у Бога прощения за свои грехи, эту миссию по разрешению греховности он возложил лишь на апостолов и также их приемников, священнослужителей и епископов. А просто помолиться можно в соборе, где есть, например, святой александр свирский . Нужно заранее подготовиться к исповеди, а именно:

  • помириться со своими ближними;
  • попросить прощения у тех, кто может быть вами обижен;
  • причаститься;
  • постараться вспомнить свои все грехи;
  • записать прегрешения на листе бумаги.

Также нелишним будет перед таинством прочесть специальную литературу относительно предстоящего церковного деяния.

Вечером, перед утренней исповедью необходимо будет прочесть дома такие каноны:

  1. Покаянный канон к Богородице.
  2. Покаянный канон ко нашему Господу Иисусу Христу.
  3. Покаянный канон ко Ангелу Хранителю.

Для этого можно использовать молитвослов включающий в себя данные три канона.

Выполнение епитимии


Также понадобится исполнить епитимию, которую назначил священник. В некоторых случаях священнослужитель на кающегося человека накладывает епитимию в помощь борьбы с содеянным грехом. Епитимия в себя может включать усиление молитвы, пост, запрет непосредственно на Причащение в течении некоторого времени, милостыню, паломничество в места святынь и тому подобное. К данному деянию необходимо отнестись именно как к повелению Божьему, которое предназначено для исцеления души. Епитимию нужно обязательно исполнить.






В католической церкви верующие каются, для того чтобы им отпустили грехи и для примирения и воссоединения с церковью. Священнику дана церковью власть, с которой он может отпускать грехи раскаивающимся людям. ...

Как искупить свой грех?

    посвите себя другим этого хватит для искупления грехов)))

    Было бы желание. Если вы человек верующий - церковь. Не важно какой вы веры. Сложнее, если вы атеист. Тогда все, что вы натвороли останется на вашей совести. Если, конечно она у вас есть. Но исправить, попросить прощения НЕОБХОДИМО.

    За нас наши грехи уже искупил Иисус Христос, нам нужно лишь признать наш грех и попросить прощения у того, перед кем виноваты, и у Бога, а затем жить и стараться больше не повторять ошибок, живя верой в Бога.

    покайся,Бог вс прощает, все грехи,грех можно искупить только так, будь верующим приди к Богу,.

    Искупиь грех нельзя. Что сделано, то сделано. Можно просто не повторять этого в будущем. А людям которые пишут про христианские обряды, я задаю вопрос, вы в серьез верите, что совершенное действие может быть отменено, из-за какого-то обряда ритуала совершенного в церкви? А почему данный грех не стирается их памяти, из бытия, из истории?

    Я тут чего-то не пойму, извините,... если Вы покаялись,то Бог простит Вам.... А откуда такая уверенность, что он простит (Вы, что ли прощаете???). Или начитались книжек православных, да ещ на груди золотой крест в 22 карата??? Любой христианен в современном мире-Грешен, так или иначе... и есть 10 заповедей! Эти самые заповеди-это священный грех. ЕСЛИ КТО НАРУШЕТ ЭТИ 10 ЗАПОВЕДЕЙ, ТО ГОРЕТЬ ЕМУ В АДУ!!! Или кто-то позволит себе право оспорить... Да никак не искупишь, молись, молись и...молись.

    Доброго вечера! Вероятно ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какой религии и вероисповедания придерживается тот человек, который непосредственно хочет искупить свой грех. Если этот человек придерживается православной веры и был крещен, то ему необходимо пойти в церковь, исповедоваться, а затем причаститься. Но даже этот человек пошел в церковь, то нужно всегда помнить о том, что все делать необходимо очень искренне. Помнить о том, что исповедуются люди не перед батюшкой, а перед Богом. В противном случае, если делать это не искренне, а ради ритуала, то смысла в этом нет никакого. Ну а если человек не является верующим или придерживается другой религии, то и поступать нужно в соответствии с этим.

    Если вы згришили, то нужно искренне от всего сердца просить прощения у Бога. Будет на то Его воля, простит вас, а нет так нет. Все в Его руках. Мы не всилах и невправе диктовать Ему свои условия.

    Искренне желаю вам, чтобы ваши грехи были прощены.

    о Мудрый! Чтобы искупить любой грех нежно причаститься и покаяться в церкви-лучше-православной)

    Если вы действительно глубоко раскаялись и больше не будете повторять этот грех- бог обязательно простит вам его...кстати мои предки раньше каждое воскресенье ходили в церковь-где причащались и каялись...

    Для начала нужно понимать в какой концепции рассматривать понятие грех и последствия его совершения.

    Если с теологической точки зрения, то необходимо следовать правилам прописанным определенным религиозным мировоззрением. Являясь христианином, буддистом, мусульманином или евреем совершаемые человеком поступки, признанные грехами, имеют свой путь осуждения и прощения. Поэтому любой человек с определенным вероисповеданием придерживается тех видов искупления греха, прописанных в священных книгах и учениях.

    Для агностиков (коим я и являюсь) существует видение греха со стороны объектного изучения. Если вы совершаете какой либо проступок, осуждаемый обществом или вашим внутренним смотрителем - совестью, вы испытываете тягостное ощущение грешности себя в этой ситуации. И что же делать?

    Нужно понимать, что человеческая природа сама по себе включает ВОЗМОЖНОСТЬ совершения ошибок/греха. Просто не которые люди выбирают путь предусмотрения совершения этих ошибок и сожаления о них в дальнейшем. Другие же принимают, как факт уже случившегося и пытаются извлечь из этого полезный опыт. В любом случае прав тот - кто понимает суть своего греха и не смотрит на него сквозь пальцы. А вот само искупление - это лишь метод, позволяющий сделать выбор правильной жизненной философии для себя. В конце концов, природа ВСЕГДА СТРЕМИТСЯ к гармонии. Поэтому если вы хотите искупить свои грехи - приумножайте свои победы, благие поступки и осветлите свои мысли - тогда вы достигните гармонии с собой и миром)

    Я думаю, что не все грехи можно искупить. Разве можно искупить убийство другого человека? Даже если сделать тысячи хороших дел и сотни раз покаяться, разве это вернт его, разве снимет с души тяжкий груз. Вс остальное поправимо: и ложь и возжелание жены ближнего своего, но кровь с рук не смыть уже до смерти.

    Желательно жить с чистым сердцем и стараться сделать мир вокруг лучше, тогда и искупать ничего не придтся. А то обычно люди согрешив и покаявшись в свом грехе в церкви, ощущают себя прощнными и снова идут грешить.

    искренне раскаяться и впредь стараться не совершать подобного...

    Если можете помочь человеку, с которым плохо обошлись - помогите в размере 2 к 1 (помощь / убытки).

    В любой ситуации искупить/забыть/стереть грех нереально, это уже прошлое, вы не можете его изменить, примите его и живите с ним.

    Покаяться,если же вы сделали плохо человеку,извиниться искренне перед ним.

    Слово искупить происходит от более старого выкупить грех.Не берем сейчас конкретно какую либо религию,а то создается впечатление,что искупить грехи могут только христиане.А это не так,к примеру древние приносили в жертву за свои грехи,и это считалось достаточным для получения прощения высших сил.Чужая жизнь -кровь считалась достаточной платой.Чем взрослей становилось общество,тем меньше было заблуждение,что отняв чужую жизнь,мы обретаем искупление грехов.Что сделано уже не изменишь,можно поменять только свое отношение к этому.Вообще,как мне кажется все наши человеческие понятия греха и попытки искупления,от не понимания,что на все воля Божия.Вы же не наказываете своего ребенка все время за один промах,проступок,вы прощаете его,неужели Бог хуже нас.И за совершенный однажды грех будит мстить,карать,преследовать.Ну сделал ошибку,сделал,раскаялся,не делаешь вновь,значит и карать тебя уже не за что.Вспомните разбойника на кресте,покаялся и прощен,никаких обязательств,никаких условий Христос не давал.Лишь сказал -ныне будешь со мной.Или пример с проституткой,когда правоверные иудеи привели и просили забить е камнями.Что сказал Он.-Кто из вас без греха первый кинь,а когда никого не оказалась рядом.Сказал -иди и не греши.Искупление греха -это не правильное толкование религиозного постулата.До словно,исповедуй свой грех(то есть осознай)и не греши.Все остальное демагогия и желание заработать на чувстве вины.

    Начну с плохого, вы никогда не сможете полностью искупить свой грех. а главное не сможете изменить последствия греха. Но есть Бог, который создал всех нас и любит нас, потому что мы Его дети и Он оставил нам в Библии добрую весть. Он говорит нам через Библию, что если мы расскажем Ему о наших грехах и искренне попросим у Него прощения, то Он простит нас и очистит от того, что тянуло нас ко греху.(Библия, Первое послание Иоанна 1:9) Нам надо только поверить в то, что Господь прощает нас с первой молитвы покаяния. В Библии говорится о тех, которые поверили, что Бог может и желает простить их и спасти от дальнейших грехов и Бог изменил их (Библия,Первое послание к Коринфянам 6:11)

    Примите Его прощение и позвольте Ему менять ваше снрдце и вашу жизнь.

В этой статье пойдет речь о том, как искупить грехи и тем самым избавиться от тяжкой ноши душевного холода.

Вот фрагмент письма, которое я получил на свой электронный почтовый ящик от некой Марины, которая не как не может понять почему после неоднократной исповеди не наступает долгожданного облегчения.

Видимо, грехи до сих пор остаются не искупленными? А может для того, чтобы искупить свои грехи, не достаточно низко кланяться Господу Богу? И вообще, что означает само понятие греховного искупления? Вполне возможно, что это не просто покаяние в Храме, а весь путь, который необходимо пройти под названием расплата?

Следуя давней традиции, я пригласил к обсуждению данного вопроса независимого эксперта по социологическим вопросам, историка Артема Сергеевича.
Но перед тем, как мы выслушаем мнение эксперта, хочется сказать, что в моем понимании искупление грехов- это в первую очередь духовное очищение.

Добрый день, уважаемая Марина!

Я внимательно изучил Ваши откровенные строчки и пришел к твердой уверенности в том, что Ваши грехи требуют не простого искупления, а осознания того, что еще есть шанс все исправить. Ваше неоднократное посещение Православного Храма смогло лишь на время уменьшить громкость сердечного стенания. Вы пытаетесь искупить грехи, к которым через некоторое время возвращаетесь вновь. Это как порочный круг. Сегодня грешим, а завтра раскаиваемся.

Если трактовать грехопадение с точки зрения Церковных канонов, то простой исповеди для их искупления будет недостаточно. Грехи- это действия или помыслы, от которых необходимо избавиться, а не откровенно делиться ими со священнослужителем.

Ошибочно полагая, что искупление грехов- это акт их бессмысленного озвучивания, многие прихожане так и не становятся полноценными христианами. После очередного посещения Храма, наступает некоторое облегчение и душа уже не так страдает от греховного содержания. Но если Вы вновь становитесь узником неправедной жизни, то ее тлетворное влияние опять разрушает Ваш разум.

Если говорить про окончательное искупление грехов, то оно, чаще всего, наступает, когда Вы с лихвой выстрадаете то, что явилось причиной душевного недуга. Сделав зло ближнему и раскаиваясь в этом, к Вам приходит осознание того, что Вы согрешили. Но для того, чтобы искупить порочный грех, необходимо некоторое время прожить в состоянии скорби. Это равносильно душевному смятению и страданию. И только после того, как Вы “отмотаете положенный срок” и полностью осознаете свою вину, душевные муки навсегда Вас покинут.

И, наконец, как искупить свои грехи , чтобы душевная боль отступила?

Я полагаю, что в первую очередь необходимо исповедаться перед своей совестью. И только потом можно будет делиться тайным откровением с участливым и сердобольным Батюшкой.

Вопрос задала: Марина из города Кемерово.

На вопрос ответил: Независимый эксперт по социологическим вопросам, историк Артем Сергеевич.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.