Спиритическая доска уиджа. Доска Уиджи для спиритических сеансов: правда или ложь? Как сделать спиритическую доску Уиджи своими руками или купить на Алиэкспресс

Использование доски Уиджа, или спиритической доски, – волнующий и веселый способ поговорить с духами. Но будьте осторожны: если использовать такую доску неправильно, можно призвать в свой дом очень злобных и нежелательных духов! Из этой статьи вы узнаете, как пользоваться спиритической доской безопасно.

Шаги

Часть 1

Как создать нужную обстановку

    Найдите тихое место, где вас ничто не будет отвлекать. Вам нужно будет сосредоточиться, чтобы достучаться до мира духов. Намного проще будет этого достичь в уединенном месте. Вот несколько идей:

    • Укромное место на природе, например, возле пруда, реки или озера. Также можно провести спиритический сеанс в пещере.
    • Места, с которыми связаны хорошие воспоминания, особенно для вас: сад, беседка или место, где вы вступили в брак.
    • Места, в которых вы чувствуете себя комфортно и в безопасности: гостиная, рабочий кабинет или кухня.
  1. Не проводите спиритический сеанс в своей спальне. Если вы вдруг свяжетесь со злым духом, в вашей комнате останется негативная энергия. Это повлияет на ваши сны и повседневную жизнь.

    Не используйте спиритическую доску на кладбище. Места, в которых есть неупокоенные духи или где кто-то умер, тоже лучше обходить стороной. Возможно, вы считаете, что это довольно “круто” или “зловеще”, но разве умно намеренно нарываться на неприятности? В таких местах вы, вероятнее всего, свяжетесь со злым духом, а этого (уж поверьте!) стоит избегать.

    Стоит очистить место, где вы будете проводить сеанс. Это поможет избавиться от негативной энергии, которая привлекает злых духов. Вот с чего можно начать:

    • Разместите кристаллы кварца вокруг спиритической доски. Эти кристаллы помогают очистить и сохранить положительную энергию. Также подойдут гематит, обсидиан и кианит, которые обладают защитными свойствами.
    • Зажгите черные свечи, которые поглощают темную энергию. Можно также зажечь белые свечи, чтобы привлечь светлую энергию.
    • Зажгите палочку лавандовых благовоний . Это поможет привлечь хороших духов. От “плохишей” вас защитят благовония с ладаном, миррой или драконником (красная смола драконова дерева). Еще для защиты в магических ритуалах часто используются пучки шалфея.
    • Очертите вокруг себя и доски круг из морской соли.
  2. Можно также очистить доску, особенно если вы не пользовались ей какое-то время. Есть несколько вариантов, как это сделать. Большинство людей очищают свои спиритические доски до и после использования, особенно если к ним приходил злой дух. Вот что можно сделать:

    • Зажгите благовония или пучок шалфея. Окурите дымом доску и указатель. Начертите круг вокруг доски пальцем или палочкой, затем зажгите черную свечу. Свеча поглотит негативную энергию. Затем закройте глаза и представьте яркий свет. Несколько мгновений спустя откройте глаза и задуйте свечу. Выкиньте или закопайте эту свечу. Снова нарисуйте пальцем или палочкой круг вокруг доски.
    • Обрызгайте доску небольшим количеством розовой воды, проговаривая простую защитную формулу. Можно даже придумать свою собственную. Вот пример защитной формулы: “Я очищаю это место от всякого негатива. Я очищаю это место от энергии людей или созданий, которым нет места в этом доме. Я прошу, чтобы очищение было мирным, а вся эта энергия вернулась к своему источнику”.

    Часть 2

    Как создать нужное настроение
    1. Пользуйтесь доской, когда вы в хорошем настроении. Не используйте спиритическую доску, когда злитесь, раздражены или подавлены. Духи могут питаться энергией. Если вы начнете сеанс в плохом настроении, то, вполне вероятно, привлечете злого духа.

      • Также не следует пользоваться доской, если вы испуганы или испытываете тревогу. Злой дух может попытаться обернуть ваши страхи против вас.
    2. Не пользуйтесь доской Уиджа, если вы устали или плохо себя чувствуете. В этом случае вам будет труднее сосредоточиться. Это также сделает вас легкой мишенью для злых духов, которые захотят воспользоваться ситуацией и вселиться в вас.

      Следует проводить сеанс с хорошими намерениями. Не используйте доску, чтобы проследить за кем-то или найти чью-то слабость. Также не просите духов вселиться в кого-то или сделать их жизнь несчастной. Возможно, сейчас вам очень хочется отомстить, но это причинит действительно серьезный вред и вашей жертве, и вам.

      Не употребляйте алкоголь и наркотики перед и после сеанса. Так вы станете менее восприимчивы к происходящему вокруг. Это может быть очень опасно! Имея дело с духами и миром духов, нужно постоянно оставаться бдительным и сосредоточенным.

      Подумайте о том, чтобы духовно очиститься перед сеансом. Это поможет рассеять любую негативную энергию, которая досаждает вам. Также вы сможете почувствовать себя расслабленно. Вот несколько идей, с которых можно начать:

    Часть 3

    Что нужно и чего не нужно делать

      Всегда используйте доску в компании, никогда не делайте этого в одиночку. Это такая мера предосторожности на случай, если с вами что-то случится, и вы не сможете завершить сеанс. Также это будет разумно с практической точки зрения: вам понадобятся другие люди, чтобы направить и собрать энергию. Договоритесь, чтобы в вашей группе было от трех до пяти человек. Вот как в идеале распределяются роли в группе:

      • Один человек управляет указателем и задает духам вопросы.
      • Еще один или три человека также прикасаются к указателю. Они направляют потоки энергии, но не задают никаких вопросов.
      • Один человек делает записи или регистрирует сеанс. Позже это позволит группе проанализировать ответы духа.
    1. Следите за указателем. Указатель очень важен, поскольку помогает духам общаться с вами. Обычно он движется между букв и цифр, но иногда он может действовать как-то иначе. Вот на что следует обращать особое внимание:

      • Если указатель начинает двигаться по буквам и цифрам в определенной последовательности, это значит, что дух ведет обратный отсчет. Как только он закончит, он сможет прорваться сквозь доску в наш мир. Вам следует завершить сеанс до того, как это произойдет.
      • Если указатель блуждает по углам доски, вы связались со злым духом. Немедленно прервите спиритический сеанс!
      • Если указатель начинает выписывать восьмерки, то злой дух контролирует доску. Переверните указатель и завершите сеанс.
      • Не допускайте, чтобы указатель падал на пол (землю). Это высвободит духа, который в данный момент им управляет.
      • Никогда не оставляйте указатель на доске, когда сеанс завершен. Всегда убирайте его в чехол и храните в другом конце комнаты. Если вы заметили, что указатель лежит на доске и никто не использует его, переверните его и прервите сеанс. Затем уберите указатель в противоположный конец комнаты.
    2. Узнайте, чего спрашивать не стоит и каких тем лучше избегать. Есть вещи, о которых не следует говорить с духами, когда вы используете доску Уиджа. Также внимательно читайте ответы духа. Если кажется, что вопрос раздражает духа, смените тему разговора. Как правило, не следует говорить о:

10 ноября на российские экраны выходит «Уиджи: Проклятие доски дьявола» — приквел фильма ужасов про демоническую игру.

Фильм «Уиджи: Доска дьявола» вышел в 2014 году, был разгромлен критиками, собрал в прокате какие-то невсебешные деньги (в двадцать раз больше своего небольшого бюджета), и, конечно, заслужил продолжение.

То есть не совсем продолжение — приквел. Та же доска, тот же дом — только на 50 лет раньше…

Вдова Элис (Элизабет Ризер) зарабатывает как может: с помощью дочек она устраивает спиритические сеансы. Конечно, все «спецэффекты» вроде хлопанья дверьми и подпрыгивающего стола обеспечивают дочки: милашка Дорис (Лулу Уилсон) и рыжая девица Лина (Анналиса Бассо). Но однажды Элис в магазине покупает обычную салонную игру — спиритическую доску Уиджи. Она-то думает, что просто приспособит её для своих жульнических сеансов — но духи, с которыми начинает общаться Дорис, решили иначе…

Синемафия нашла 11 забавных, ужасных и интересных фактов о фильме — и делится ими с вами.

1.

Доску Уиджи впервые запатентовали в 1892 году, и сделал это американец Элайджа Бонд; несколько лет спустя патент, как и большинство патентов на «говорящие доски», оказался в руках Уильяма Фулда. Реклама «великолепной говорящей доски» появилась годом ранее, и игра стала популярным салонным развлечением; настолько популярным, что потребовался патент и торговая марка.

Название доски — Уиджи (Ouija) появилось вполне подходящим образом: cноха одного из инвесторов просто спросила доску, как её следует назвать. Легенда о том, что название состоит из слов «да» на французском (oui) и немецком (ja) — просто легенда.

Дьявольским ореолом доска обязана фильму «Изгоняющий дьявола», в котором во время игры с доской в 12-летнюю Реган вселяется демон. Из простого салонного развлечения (скажем, героини семейного сериала «Я люблю Люси» в 50-х играли в Уиджи как в милую игру) доска превращается в инструмент злых потусторонних сил; религиозные группы называют её «игрушкой Сатаны»; в добром десятке фильмов именно благодаря доске в мир приходят демоны.

2.

Почему вместо продолжения фильма сняли приквел? Рассказывает Брэдли Форм, один из продюсеров фильма: «Мы долго спорили, имеет ли смысл делать непосредственный сиквел первого фильма или же рассказывать совершенно новую историю на заданную тему, хотя ответ лежал на поверхности. Тщательно проанализировав первый фильм, мы не без удивления отметили, что сюжет был прямо у нас под носом. Кто был тем призраком, который портил жизнь персонажам первого фильма? Что произошло? Что вынудило беспокойную душу требовать возмездия у всех, кто заселялся в этот дом?»

Майк Флэнаган, режиссёр фильма, добавляет: «Мне очень хотелось поиграть с эпохой, сделать фильм похожий на те, что я смотрел в детстве. Современные фильмы для подростков делаются будто по одной инструкции — а у старых фильмов была своя эстетика».

3.

Выбор Майка Флэнагана в режиссёры фильмf был обусловлен следующими вещами: во-первых, он отнюдь не новичок в жанре (чему доказательством его фильмы «Окулус» и «Тишина»), во-вторых, нужен был режиссёр с уникальным, инновационнм подходом — ведь снимать пришлось бы историю, конец которой уже известен всем тем, кто посмотрел первый фильм!


Майк Флэнаган на съемках фильма «Окулус»

Джейсон Блум, один из продюсеров фильма, комментирует: «В Майке я нашел уникальное сочетание качеств, очень ценных для режиссера. С одной стороны, он очень четко представляет, что хочет увидеть в кадре, и обладает нетривиальным мировидением. При этом он очень умел и хитер, что позволяет ему обходить различные подводные камни и мели во время съемок. Когда работаешь над фильмом с необычным сюжетом и запоминающимися персонажами, необходимо доверять человеку, которого ты оставил у руля. Ведь ни для кого не секрет, что грань между страшным и смешным практически иллюзорна и может быть в любой момент нарушена. Когда за проект берется Майк, продюсеры могут быть уверены в том, что страшное кино будет по-настоящему страшным, и по мере раскрытия сюжета атмосфера будет накаляться по экспоненте ».

Майк Флэнаган принял предложение о работе над фильмом как раз вопреки тому, что первый фильм был успешен. В интервью журналу Esquire он рассказал: «У меня аллергия на все эти сиквелы и ремейки. А здесь, когда мы впервые говорили с продюсером Джесоном Блумом, он сказал, что они были довольны сборами первого фильма, а от критиков они с самого начала ничего хорошего не ждали. И добавил, что если уж они и готовы второй раз кусать то же яблоко, принесшее им столько денег, то они хотят получить что-то новое. Им было важно не столько увидеть связи с первым фильмом — сколько получить хороший фильм. Если бы не эти его слова — я бы никогда не взялся за работу».

4.

Когда Флэнаган писал сценарий вместе с Джеффом Ховардом, он уже знал, кого хочет видеть в роли старшей дочери, Лины — Анналису Бассо, с которой работал на съемках фильма «Окулус». «Я впервые встретился с Анналисой на съемочной площадке, когда ей было всего 13 лет, и уже тогда понял, что она — самая одаренная из всех юных актрис, которых я когда бы то ни было видел. Для этой роли она подошла идеальн о».

18-летняя Анналиса, можно сказать, выросла на наших глазах: мы помним её по ролям в фильмах «Сказки на ночь»,

«Окулус»,

«Капитан Фантастик».

5.

Сыгравший священника отца Тома Генри Томас знаком зрителям давно: он играл Эллиота в «Инопланетянине»

и младшего брата в «Легендах осени».

Майк Флэнаган сразу понял, что хотел бы видеть в роли священника именно Генри Томаса. «Я не пропускал ни одного фильма с Генри с тех самых пор, как сам увлекся кинематографом . Увидев его имя в списке претендентов на роль, я не мог представить себе в образе отца Тома никого другого ».

6.

Когда Флэнаган и Ховард писали сценарий, они не ставили перед собой задачу сходу напугать публику; наоборот, сначала они хотели рассказать историю семьи — чтобы зритель успел узнать и полюбить персонажей, а уже потом начал бояться за них.

Авторы отталкивались от лучших образцов жанра, чтобы произвести наибольший эффект. «Первые 45 минут тот же „Изгоняющий дъявола“ — драма, в которой не происходит ничего сверхъестественного. Картина знакомит зрителя с героями, помогает прочувствовать их радости и трудности. Когда же начинаются страшные события, зрителю кажется, что напасти происходят с их хорошими знакомыми », — поясняет Майк Флэнаган.

7.

Постановка трюков была сопряжена с определенными трудностями. «Наши персонажи летали через всю комнату, взмывали к потолку, падали с лестниц, болтались в петлях в прихожей дома, и все эти трюки приходилось ставить в настоящем доме, а не в павильоне , — рассказывает Флэнеган. — Нам пришлось придумывать хитроумные приспособления и различные страховочные крепления, несмотря на это сохранить динамику трюков было очень и очень непросто. Если актер или дублер заступали за маркер всего на какой-то сантиметр, вся сцена разваливалась, словно карточный домик ».

8.

Линн Фалконер работает художником по костюмам на не первом уже фильме Майка Флэнагана; и они с режиссёром отлично нашли общий язык. Для цветовой гаммы костюмов Фалконер вдохновлялась тем же «Изгоняющим дьявола» и «Сиянием» Стивена Кубрика. Для отдельных персонажей она искала актрис, чей стиль в шестидесятые мог бы послужить точкой отсчета.


Скетч костюма Лины

Так, для создания гардероба Элис музами стали Шэрон Тейт и Анита Палленберг; а для Дины — француженки Катрин Денёв и Франсуаза Арди.

9.

Для того, чтобы создать ощущение фильма о шестидесятых, создатели прибегли к некоторым ухищрениям. Майк Флэнаган вспоминает: «Я с самого начала предложил — а давайте притворимся, будто мы в 1971 году снимает фильм, чье действия происходит в 1967. Будем использовать старые объективы; не стедикам, а эффект наезда; вещи, которые уже не модны. А уже в пост-продакшене я придумал — а давайте сделаем так, будто при смене бобин зритель бы видел прожженую сигаретой пленку? Мы добавили этот эффект, немного запылили его, и слегка изменили саундтрек на смене бобин. Для меня это было настоящим развлечением, пусть самым юным зрителям и не будет понятно, что это такое вообще ».


Майк Флэнаган на съемках

10.

У доски Уиджи не самая лучшая репутация, и не было ли случайно на съемочной площадке людей, которые бы её опасались? Майк Флэнаган вспоминает, что и без этого не обошлось. «Я недооценил, насколько серьёзно люди воспринимают подобные вещи. Сам-то я — отчаянный скептик, меня куда больше интересуют психологические аспекты того, как люди себя ведут на спиритическом сеансе; насколько сильно наше подсознание. Но я-то сам атеист, а в съемочной группе многие были верующими, и они рассказывали истории, что испытывали, играя в доску Уиджи.

Сама доска тперь у меня дома, как и зеркало из фильма «Окулус», и маска из «Тишины». Если в доске правда есть злые духи — они теперь в хорошей компании".

11.

Еще в 1853 году физик Майкл Фарадей, заинтересовавшись столоверчением, провел серию экспериментов и убедился, что доску двигают не демоны — а участники развлечения, при помощи идеомоторных актов (а уж всегда неосознаваемых или нет — другой вопрос). С тех пор взгляды науки на доску не изменились.

Источники:

Smithsonian.com , WilliamFuld.com , MIT Libraries Special Collections , Esquire , ScreenRant , DailyDead , DreadCentral , пресс-релиз фильма

В феврале 1891 года в американских газетах появилась реклама «Чудесной говорящей доски» под названием «Уиджа» (Ouija).

Питсбургским детям и взрослым обещали, что волшебное устройство удивительно точно ответит на вопросы о прошлом, настоящем и будущем, связав «знаемое и незнаемое, материальное и нематериальное». В общем, «постоянное развлечение и отдых для всех классов». Жителей Нью-Йорка уверяли, что все притязания заверены Патентным бюро. Цена - $1,50.


Таинственная «говорящая доска» мало чем отличалась от той, которую сегодня можно купить в отделе настольных игр: плоская доска с алфавитом, выстроенным двумя полукругами над рядом цифр от нуля до девяти, слова «да» и «нет» в верхних углах, «прощай» - внизу. В комплекте идёт каплевидная дощечка - обычно с небольшим отверстием. Участники сеанса прикасаются кончиками пальцев к этой планшетке, задают вопрос и в изумлении видят, как она движется от буквы к букве, выдавая ответ. Разница только в том, что современные доски, как правило, картонные, а планшетка - пластмассовая.

Реклама никогда не говорит правду, и для XIX века это было особенно справедливо. Тем не менее «Уиджа» действительно была «интересной и загадочной» и действительно была одобрена Патентным бюро. Даже сегодня психологи признают, что она способна связывать знаемое и незнаемое.

История этой игры не менее загадочна. Историк Роберт Мёрч, заинтересовавшись этим предметом в 1992 году, обнаружил, к своему удивлению, что о его прошлом почти ничего не известно, несмотря на его знаковый статус для американской массовой культуры.

Корни «Уиджи» следует искать в увлечении спиритизмом, которое охватило США в XIX веке. Вера в то, что мёртвые общаются с живыми, пришла из Европы. За океаном ажиотаж начался в 1848 году, когда совершенно внезапно пошла слава о сёстрах Фокс из штата Нью-Йорк. Женщины утверждали, что получают сообщения от духов в виде стука в стену. Во второй половине века спиритические сеансы проводили уже миллионы американцев, пресса молодой страны взахлёб писала о самых знаменитых медиумах.

Европейцев и американцев того времени легко понять: средняя продолжительность жизни не достигала и пятидесяти лет, детская смертность была высокой, женщины умирали во время родов, мужчины - на войне. В 1862 году скончался 11-летний сын президента США, и Мэри Тодд Линкольн проводила сеансы прямо в Белом доме. Во время Гражданской войны число адептов спиритизма росло не по дням, а по часам: сотни тысяч родных и близких ушли из дома, чтобы никогда не вернуться.

При этом новое увлечение не противоречило христианской религии: можно было заниматься столоверчением шесть дней в неделю, а в воскресенье преспокойно отправиться в церковь. «Общение с мёртвыми было обычным делом, в нём не видели ничего странного, - поясняет г-н Мёрч. - Это сейчас мы ассоциируем подобное с попыткой открыть врата ада».

Разумеется, никто не собирался открывать врата ада, создавая фирму Kennard Novelty Company и приступая к выпуску «Уиджи». Открыть хотелось только лишь кошельки доверчивых потребителей.
Чарльз Кеннард.

Историк Брэндон Ходж поясняет: популярность спиритизма росла вместе с усталостью от него. Обычно сеанс проходил таким образом: называли буквы алфавита одну за другой, пока не раздастся таинственный стук, после чего начинали сызнова. Составить таким образом предложение - задача более чем утомительная. Между тем средства связи с живыми людьми ушли далеко вперёд: телеграф существовал уже несколько десятилетий. Почему же духи отставали? И учредители Kennard Novelty Company придумали, как заработать на этой ситуации.

В 1886 году только что оперившееся информагентство Ассошиэйтед Пресс сообщало о новинке, которая произвела сенсацию среди спиритуалистов Огайо, - говорящей доске. Это и была, в сущности, «Уиджа», то есть доска с буквами, цифрами и планшеткой для указания на них. Ту заметку прочитали многие, но только Чарльз Кеннард из Балтимора (штат Мэриленд) увидел в ней руководство к действию. В 1890 году он привлёк ещё четырёх инвесторов, в том числе местного поверенного Элайджу Бонда и полковника Вашингтона Боуи, землемера, и была создана Kennard Novelty Company, обладавшая эксклюзивными правами на производство и сбыт говорящих досок. Никто из них не был спиритуалистом, зато все обладали прекрасным деловым чутьём и не могли упустить шанс занять новую рыночную нишу.

«Уиджи» тогда ещё не было: говорящая доска Кеннарда пока не обладала названием. Вопреки распространённому мнению, Ouija не есть сочетание французского и немецкого слов, означающих «да». Если верить изысканиям г-на Мёрча, своим названием изделие обязано Хелен Питерс - невестке Бонда, которая, по словам того же Бонда, была «сильным медиумом». Она просто взяла и «спросила» саму доску, как её называть. Когда было получено непонятное слово «уиджа», доску попросили пояснить её значение, и та ответствовала: «Желаю удачи!» Вот такая сверхъестественная картина вырисовывается из писем самих основателей компании. Правда, Бонд признавался, что у Питерс был медальон с портретом женщины, над головой которой красовалось именно это слово. Скорее всего, то была популярная английская романистка и борец за права женщин Уида (Ouida), а j вместо d взялась по ошибке.

Поговорив с потомками основателей компании и разыскав тот самый патент, г-н Мёрч подтвердил, что история с одобрением доски - чистая правда. Бизнесмены понимали: если они не смогут доказать, что доска действительно пригодна для спиритических сеансов, они не получат патент. Поэтому Бонд поехал в вашингтонский офис Патентного бюро подавать документы вместе с незаменимой Питерс. Начальник бюро предложил следующее испытание: если доска назовёт его имя (которое, как он думал, было неизвестно Бонду и Питерс), то он разрешит оформить патент.



Они сели за стол, пообщались с духами, и планшетка указала на правильные буквы. То ли Питерс действительно была отличным медиумом, то ли сыграл свою роль тот факт, что Бонд работал патентным поверенным и своевременно навёл справки, - доподлинно неизвестно. Но так или иначе 10 февраля 1891 года бледный чиновник протянул Бонду заметно дрожавшей рукой патент на «игрушку или игру».
Элайджа Бонд.

В первом патенте вы не найдёте описания того, как работает устройство, - только утверждения насчёт того, что оно делает. «На редкость ушлые бизнесмены», - говорит г-н Мёрч. Всё это было неспроста: чем меньше компания Кеннарда рассказывала о доске, тем более загадочной она казалась, что лишь увеличивало желание её приобрести. Им было всё равно, что покупатель при этом думает о продукте.

И они оказались правы: «Уиджу» отрывали с руками. Kennard Novelty Company начинала с одной фабрики в Балтиморе, но уже в 1892 году их было две плюс столько же в Нью-Йорке и Чикаго, а также одна в Лондоне. В 1893 году Кеннард и Бонд вышли из дела в связи с внутренними трениями, которые ещё раз подтвердили старую поговорку о том, что деньги меняют всё.

К тому времени компанией руководил Уильям Фалд, который пришёл туда простым рабочим и акционером. (В 1927 году он погиб, спрыгнув с крыши фабрики, которую, по его словам, построил по требованию самой «Уиджи». В некрологе «Нью-Йорк таймс» назвала его изобретателем доски, что было, конечно, неправдой.) В 1898 году с благословения полковника Боуи, большинства акционеров и одного из двух оставшихся первоначальных инвесторов Флад овладел единоличным правом на производство доски. В 1919 году Боуи продал остаток своей доли Фладу, своему протеже, за один доллар.

Доска посейчас, 120 лет спустя, пользуется популярностью, завоевав несколько странное место в американской культуре. Её рекламировали одновременно как мистический оракул и семейную забаву - развлечение со щемящим привкусом того света. Поэтому «Уиджу» покупали далеко не одни только спиритуалисты. Напротив, именно медиумы невзлюбили доску больше всего, ибо они оказались больше не нужны: любой желающий мог отныне общаться с миром духов. По словам г-н Мёрча, в эпоху крепнувшего рационализма вера в потустороннее себя изживала, но прикоснуться к чему-то этакому всё равно хотелось, и весёлые, но в то же время чуточку жутковатые игры с «Уиджей» оказались прекрасным компромиссом.

Немудрено, что лучше всего доска продавалась в трудные времена, когда человек готов был прислушиваться к советам кого и чего угодно. «Уиджа» была особенно популярна в 1910–20-е годы - время Первой мировой войны, маниакальной любви к «горячему» джазу и сухого закона. В мае 1920 года замечательный иллюстратор Норман Роквелл, которого можно назвать летописцем эпохи, запечатлел на обложке Saturday Evening Post мужчину и женщину, которые посредством «Уиджи» общаются то ли с духами, то ли друг с другом.
Илл. Нормана Роквелла.

В годы Великой депрессии Fuld Company пришлось открывать новые фабрики, чтобы справиться с возросшим спросом. За пять месяцев 1944 года один-единственный магазин в Нью-Йорке продал 50 тыс. досок (открытие Второго фронта в Европе). В 1967-м (год спустя после того, как «Уиджу» выкупила компания Parker Brothers) было реализовано 2 млн экземпляров - больше, чем «Монополии»! То был год усиления американского контингента во Вьетнаме, «Лета любви» в Сан-Франциско и протестов против расовой сегрегации, охвативших всю страну.

О популярности «Уиджи» можно судить не только по рыночным отчётам, но и по тому, что писала об игре американская пресса. В 1920 году национальные телеграфные агентства сообщали, что, к неудовольствию полиции, любители «Уиджи» пообещали с её помощью раскрыть убийство нью-йоркского завсегдатая казино Джозефа Бёртона Элвелла. В 1921-м «Нью-Йорк таймс» рассказывала о жительнице Чикаго, которая пыталась объяснить докторам, отправившим её в психиатрическую лечебницу, что она не сошла с ума, просто духи «Уиджи» велели ей на протяжении 15 дней хранить тело умершей матери в гостиной, после чего закопать его на заднем дворе.

В 1930 году американцы зачитывались репортажами о двух женщинах из Баффало (штат Нью-Йорк), которые убили третью женщину на основании того, что им якобы поведала «Уиджа». В 1941-м 23-летний оператор бензоколонки рассказал «Нью-Йорк таймс», что пошёл в армию по совету «Уиджи». В 1958 году суд штата Коннектикут разрешил не выполнять завещание Хелен Доу Пек, оставившей всего тысячу долларов своим бывшим слугам и $152 тыс. Джону Гейлу Форбсу - бесплотному духу, вышедшему с ней на контакт через говорящую доску.

Что и говорить, литераторы не могли оставить «Уиджу» без внимания. В 1916 году Пёрл Каррэн привлекла к себе всеобщее внимание, заявив, что стихи и рассказы ей через доску диктует англичанка Пейшенс Уорт, жившая в XVII веке. В следующем году подруга Каррэн по имени Эмили Грант Хатчингс уверяла, будто книга «Джеп Херрон» на самом деле не её, а покойного Марка Твена. Каррэн сопутствовал определённый литературный успех, Хатчингс повезло меньше, но их обеих превзошёл пулитцеровский лауреат Джеймс Меррилл: в 1982 году его цикл стихотворений «Переменчивый свет над Сандовером» завоевал премию Национального кружка литературных критиков. Правда, Меррилл утверждал, что «Уиджа» не столько служила каналом связи с духами, сколько усиливала его собственный талант.
Уильям Фалд.

В 1973 году отношение к «Уидже» поменялось кардинальным образом: на экраны вышел фильм «Изгоняющий дьявола». В главную героиню этой безумно популярной ленты - 12-летнюю девочку - вселяется демон после того, как она поиграла со старой доской для спиритических сеансов. По словам г-на Мёрча, картина произвела на публику эффект, схожий с хичкоковским «Психом», до появления которого никто не боялся принимать душ в мотеле. До «Изгоняющего дьявола» доску обсуждали в кино и на телевидении в лёгкой, шутливой манере - как глупенькое, но невинное занятие. Она могла профигурировать, например, в семейном комедийном сериале «Я люблю Люси» без каких бы то ни было ужасных последствий для героев.

Но «Изгоняющий дьявола» сильно повлиял на массовую культуру, а вместе с этим и на восприятие «Уиджи». Она превратилась в орудие сил зла и стала завсегдатаем фильмов и литературы ужасов. Широкую популярность обрели «порталы» в иные миры, откуда в нашу реальность обычно врываются кошмарные монстры, и «Уиджа» отлично вписалась в эту тенденцию.



Религиозные организации, дотоле не обращавшие на эту забаву никакого внимания, тоже поспешили оседлать волну и стали по очереди объявлять её любимым способом связи сатаны. В 2001 году в Аламогордо (штат Нью-Мексико) адепты одного из многочисленных ответвлений так называемого евангельского христианства сожгли «Уиджу» вместе с книгами о Гарри Поттере и копией диснеевской «Белоснежки». В Писании немедленно нашлись упоминания о греховности общения с духами. Сайт Catholic.com считает «Уиджу» «далеко не безопасной», а в 2011 году популярный телепроповедник Пэт Робертсон подтвердил: демоны действительно могут дотянуться до нас через эту игрушку.

Даже в среде любителей «парнормальных» явлений «Уиджа» пользуется сомнительной репутацией: г-н Мёрч рассказывает, что, когда он стал выступать со своими историческими лекциями в этой среде, его попросили оставлять антикварные доски дома, ибо они чертовски пугали присутствующих. Parker Brothers, а затем и Hasbro, которая приобрела Parker Brothers в 1991 году, продолжали продавать сотни тысяч экземпляров, но причины, по которым доска пользовалась спросом, сильно изменились. Раньше она служила напоминанием о связи с миром духов, который не столько пугал, сколько завораживал своей таинственностью, и вызывал не столько страх, сколько благоговейный трепет. Теперь «Уиджа» пугает, в ней кроется опасность, и щекочет нервы она совсем по-другому.

Сейчас говорящая доска переживает новый всплеск популярности, вызванный отчасти очередным экономическим кризисом, а также тем, что она по привычке используется как удобный сюжетный ход в бесчисленной медиапродукции. «Уиджа» фигурировала в двух первых частях фильма «Паранормальное явление», ею пользовались герои сериалов «Во все тяжкие», «Касл», «Риццоли и Айлс», она завсегдатай телепередач о «паранормальном».

Бренд Hot Topic, который специализируется на одежде для «готов», выпускает нижнее бельё с её изображением. Есть соответствующие приложения для смартфонов. В этом году Hasbro выпустила «более мистическую» версию игры, заменив старую, которая светилась в темноте. Для «пуристов» продолжает выпускаться классический вариант. В 2012 году появились слухи, что продюсеры корпорации Universal задумали фильм, где «Уиджа» окажется в центре повествования, однако Hasbro отказывается от комментариев.

Но вы, наверное, хотите узнать, как же всё-таки работает эта доска?

У учёных, которые не верят ни в духов, ни в демонов, есть простое объяснение всей этой чертовщине. Вы можете быть сколько угодно уверены в том, что планшеткой двигают духи, но в действительности это делаете вы сами. Называется данное явление идеомоторным актом, и оно известно более полутора веков. В 1852 году физиолог и психолог Уильям Бенджамин Карпентер в докладе Королевскому институту Великобритании описал автоматические сокращения мышц, в порождении которых не замешаны ни сознание, ни воля индивида (вспомните, например, как вас заставляет плакать грустный фильм, хотя вы можете сердиться на самих себя за подобную слабость).

Практически сразу другие исследователи увидели в этом объяснение тому, что происходит во время спиритических сеансов. В 1853 году химик и физик Майкл Фарадей, заинтригованный столоверчением, провёл серию экспериментов, которые доказали ему (но не большинству спиритуалистов), что стол движется благодаря идеомоторным актам присутствующих.

«Действительно, подобное зрелище может произвести очень сильное впечатление, и может показаться, что в дело вступила потусторонняя сила, но это не так», - поясняет Крис Френч из Лондонского университета, специалист по аномальной психологии. «Волшебная лоза», детектор взрывных устройств на расстоянии, маятник, маленький столик - всё это, по его словам, примеры вещей, которые отзываются на малейшее движение. Планшетки для игры в «Уиджу» не исключение: они изготавливаются из лёгких материалов и ставятся на колёсики. Тем более во время группового сеанса никто из участников не берёт на себя ответственность за движение указателя, и кажется, будто им управляет иная сила. К тому же люди садятся за стол с ожиданием чего-то мистического. А раз очень хочется волшебства, то, что бы ни произошло, оно будет интерпретировано в сверхъестественном ключе.

Поэтому, хотя «Уиджа» не способна приоткрыть завесу, за которой скрывается загробный мир, она может рассказать много интересного о том, как мы обрабатываем информацию, считают сотрудники лаборатории визуального познания Университета Британской Колумбии (Канада). Мысль о том, что разум обрабатывает информацию на разных уровнях, не нова. Эти уровни называют сознанием, бессознательным, подсознанием, предсознанием и даже уровнем зомби. У каждого из этих уровней есть свои защитники и критики. В дальнейшем для простоты изложения мы будем пользоваться только двумя терминами для обозначения психических явлений: «сознательное» (когда вы в курсе своих собственных действий и переживаний) и «бессознательное» (когда вы летите на автопилоте).

Два года назад специалисты в области психологии и компьютерных наук Рон Ренсинк, Элен Гошу и Сидни Фелс приступили к пристальному наблюдению за тем, что происходит, когда люди сидят за доской. Автор идеи - г-н Фелс, который устроил тематическую вечеринку на Хеллоуин и обнаружил, что иностранные студенты, никогда не видевшие «Уиджу», поражены её «магией». «Они всё гадали, куда вставлены батарейки», - смеётся учёный. Он решил ничего не говорить об идеомоторном эффекте (атмосфера располагала, знаете ли), ограничившись околомистическими шутками, и оставил студентов развлекаться с доской. Несколько часов спустя г-н Фелс увидел, что они не расстаются с ней, сбитые с толку пуще прежнего.

Да, мы все знаем об идеомоторных актах, сказал потом г-н Фелс коллегам, но всё-таки что же в действительности происходит во время игры в «Уиджу»? Никто ведь не занимался этим вопросом! Между тем перед нами уникальная возможность заглянуть в бессознательное. Может быть, идеомоторные акты рассказывают о том, что хранится в потайных уголках разума? Специалисты сошлись на том, что эта идея - полная ерунда, но решили попробовать.

Главным действующим лицом первых экспериментов стал робот. Участникам говорили, что они играют с человеком, находящимся в другой комнате, по конференц-связи. В действительности то был автомат, действия которого попросту усиливали движения участников, а человек, которого участники видели на экране, был только способом заставить людей думать, будто они не управляют ситуацией. Участникам задавали вопросы на эрудицию, которые предполагали ответ «да» или «нет»: «Является ли Буэнос-Айрес столицей Бразилии? Проходили ли Олимпийские игры 2000 года в Сиднее?»

Результаты поразили исследователей. Когда участники должны были отвечать вербально, правильность ответов составляла 50 на 50, что естественно, когда человеку приходится угадывать. Но когда они полагались на доску, веруя, что она им поможет, частота правильных ответов повышалась до 65%. Ну и как это интерпретировать? Бессознательное эрудированнее сознательной части рассудка?



Робот, к сожалению, оказался чересчур нежным, и в дальнейших экспериментах принимал участие человек. В определённый момент ему завязывали глаза, и второй игрок (подсадной) тихонько убирал свои руки с планшетки. В итоге этот человек был единственным, кто управлял движениями указателя, не подозревая об этом. Следовательно, любой результат мог быть подсказан только его собственным бессознательным. Некоторые участники принимались жаловаться на то, что второй игрок слишком уж явно двигает планшетку, хотя в действительности они находились в полном одиночестве: верный знак, что хитрость сработала.

Результаты оказались теми же, что и в предыдущей серии экспериментов, о чём несколько озадаченные учёные отчитались в журнале Consciousness and Cognition в феврале 2012 года. По всему выходило, что, когда человек уверен в помощи извне, ему в голову чаще приходят правильные ответы.

Главное - удалось доказать, что «Уиджа» и впрямь может оказаться хорошим помощником в изучении бессознательных процессов. Пора переходить к вопросам посложнее: много ли знает бессознательное, что именно, насколько быстро учится, как запоминает, как развлекается само с собой? И далее - если две системы действительно в нас сосуществуют, то в какой степени каждая из них оказывается поражённой нейродегенеративными заболеваниями? Если, например, бессознательное страдает раньше, то игра с «Уиджей» поможет выявить признаки поражения до того, как недуг скажется на сознательных процессах.

Сейчас исследователи работают над регламентом второго исследования и сражаются с отсутствием финансирования: подобные штудии слишком сильно выбиваются из программ грантодателей. Приходится полагаться на сбережения г-на Ренсинка и краудфандинг.

Но они уже и так выполнили неплохую работу, доказав в каком-то смысле правоту первых продавцов «Уиджи»: она и впрямь соединяет знаемое и незнаемое, только незнаемое, как это всегда бывает, - мы сами.


Возникла спиритическая доска давно. Она появилась раньше шахмат и карт, которые, как известно, сопровождают нас уже многие века. Что же это такое? Как она работает, спросите Вы? И если правила безопасности?

Да, дорогие мои, есть правила безопасности работы со спиритической доской!

Согласно легенде, впервые доску Уиджа было якобы внушено изобретателю духами; как он утверждал, на древнеегипетском языке это слово означает "удача". По другой версии, Ouija — это комбинация двух слов, означающих "да": французского "oui" и немецкого "ja"-использовали в храмах Сета — злобного древнеегипетского божества (прообраза сатаны или дьявола). Её устройство немного отличалось от нынешнего. Вместо указателя применялось золотое кольцо, подвешенное на длинной нити над огромным круглым столом. Сейчас кольцо на ниточке мы используем, как маятник для диагностики ауры, а так же на вопросы "Да" и "Нет". В те древние века на поверхности стола были вырезаны иероглифы и магические символы, кстати, и сейчас, есть любители работать по доске не с указателем-бегунком, а с проверенным в работе маятником. Приблизительно с 60-х годов прошлого века, "спирит-доски" переживают новое возрождение интереса к ним. Для некоторых колдунов и ведьм становится делом чести сделать свою собственную доску с неповторимым дизайном и магическими заклинаниями. Далее спирит доски вошли в моду, и каждый простолюдин мог задать вопросы, обращаясь к душам умерших родственников или к какой-то мистической силе, и доска передавала им ответы. Она попусту служит информационным каналом, да, именно каналом — между нашей реальностью и потусторонним миром. Уиджа-доска, как не странно Вам это читать, помогает научиться чувствовать момент установления контакта с духами и тем, что мы не можем объяснить.

Много было написано об "опасности" данных досок, в то время как это не опаснее, чем использование электричества в обычной жизни. Но по незнанию как пользоваться много человек погибло, когда только появилось электричество, так и тут нужно просто быть внимательным.

Пользуясь говорящей доской не нужно быть очень серьёзным, надо расслабиться, но и не забывать об уважении к потустороннему пространству. Также надо помнить, что не стоит настойчиво подталкивать указатель, стараясь "расшевелить его", позвольте всему происходить естественно. Перед началом сеанса не стоит ни с кем ругаться, быть в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. Да, чуть не забыла, на всех присутствующих не должно быть никаких драгоценностей (колец, браслетов, цепочек), волосы надо распустить (ни заколок, резинок не должно быть), ремни, пояса и галстуки — следует ослабить. Вы должны быть лёгким и свободным. Можно включить негромкую, медиативную музыку. С обеих сторон доски зажигаются свечи, их следует тоже тщательно подготовить. 4 января я проводила мастер-классы по очищению и зарядки свечей, а так же их программирование. Теперь приступим к правилам, которые нужно неукоснительно следовать, ваши руки очень легко, только кончиками пальцев кладутся на указатель, и тихо вслух вызываем дух на доску. Первый вопрос, это: "Дух ты здесь?" и ждём ответ, столько сколько надо, так как духи тоже, чувствуют, Вас и если вы боитесь, то он не появиться, дабы вас не напугать! Когда "Дух" явиться, указатель должен показать "Да". Теперь, когда вы получили положительный вопрос, задаём следующий. Если же вдруг вам написали "нет", то в этом случае нам нужно больше времени для концентрации и изгнать свой страх. И вот бегунок под пальцами начинает нехотя ползти — это активность вашего "Духа". Оказавшись на середине доски, бегунок, может либо замереть, либо выписывать знак бесконечности. Всё зависит опять-таки от того, кто пришёл и его желании отвечать, тут то и надо правильно и мудро задавать вопросы. (В древние времена считалось, что указатель, рисующий в ожидании вопроса знак бесконечности на доске, или перемещающийся по всем четырём углам доски — недобрый знак. Если такое у Вас происходит, или он как будто играет, не отвечая на ваши вопросы, то я рекомендую немедленно и очень вежливо распрощаться с таким "Духом", обязательно перевернуть указатель на значке "До свидания" надписью вниз и прекратить сеанс связи с откликнувшейся злобной сущностью! Прощу Вас, вызывайте тех "Духов", с которыми вы знакомы, а так же можно вызвать и ангелов. Ну а если вы убедились, что пообщаться с вами пришёл тот, кого вы рады видеть, то что теперь делать? Конечно, с начала надо поздороваться и спросить, желает ли пришедший "Дух" пообщаться и ответить на вопросы. Теперь вы можете задавать вопросы, которые лучше заранее приготовить. Кстати когда начинается диалог, многие могут увидеть в стиле речи умершего родственника, а так же грамматические ошибки, которые он делал при жизни, или ещё что-то похожее. Вы узнали ответы на поставленные вопросы. Обязательно поблагодарите "Духа" и попрощаетесь. Сеанс окончен тогда, когда бегунок пересечёт линию полукруга и остановится на надписи "До свидания". Внимание! Дождитесь, пока он перестанет вообще двигаться, снимите пальцы с указателя, и снимите бегунок с доски. Между сеансами бегунок не следует оставлять на планшетке.

Правила безопасности работы со спиритической доской:

  1. Ни при каких обстоятельствах нельзя проводит сеанс в одиночку.
  2. Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь, никотин, наркотические средства до сеанса, и тем более во время — это опасно для жизни, минимум одержание, либо шизофрения.
  3. Нельзя прерывать сеанс во время действия доски, даже если вы чувствуете угрозу, как я писала выше, дайте "Духу" ответить и осторожно и вежливо попрощаться и бегунок перевести на "До свидания".
  4. Будьте вежливыми. Когда доска начинает работать, поблагодарите духа, который откликнулся на ваш призыв, это великая честь говорить с потусторонним миром, так с честью и благородством встречайте и общайтесь с "Духами", которые готовы Вам помочь.
  5. Не стоит задавать глупых вопросов. Особенно не стоит спрашивать "Когда я умру", или что-то в этом роде — они это не любят! Потому, как знают, что все от Вас самих зависит, но если дух ответит, к примеру, "через 9 месяцев", вполне возможно, что это просто заставит вас поволноваться ближайшие месяцы, так как это будет "чёрной" шуткой "Духа".
  6. Критически относитесь к получаемой с помощью доски информации, не верьте всему, что отвечают, включайте сердце, разум и тело. Информация может оказаться неточной, или будет просто зашифрованной. Не считайте ответ доски истиной последней инстанции.
  7. Не стоит просить духа дать физическое подтверждение своего присутствия, мало ли, как он отреагирует, если он злобен, то просто вы ему разрешаете тем самым к вам поселиться. Большинство медиумов-профессионалов предостерегают от любопытства такого рода. Если вы не доверяете реальности происходящего, то чем вы, собственно, занимаетесь? Вам это тогда и не надо вовсе, просто поблагодарите "Дух" и попрощайтесь с ним, как ранее писала, строго следуя правилам!

Узнайте, что такое доска Уиджи, работает ли она, как с ее помощью можно общаться с духами.

Мистика. Как же она привлекательна! Кто же, будучи детьми, в лагере или с друзьями не пытался вызвать Пиковую Даму или дух Наполеона?

У некоторых взрослых также есть непреодолимое желание постичь непостижимое, пообщаться с тем, с кем, увы, в реальной жизни уже не пообщаешься, узнать свое будущее. Чтобы заглянуть в мир потусторонний или пригласить его обитателей к себе, люди используют различные атрибуты – хрустальные сферы, маятники, заряженные кристаллы, амулеты, прочее. Один из таких атрибутов – Уиджа. Эта гадальная доска окутана таким количеством историй, что уже не понять, где правда, а где вымысел.

Существует ли доска Уиджи?

Конечно же, существует. Только трудно понять, что она собой представляет, игрушку или связующее звено между миром людей и миром духов.

Доска Уиджа.

ВАЖНО: Уиджа называют по-разному: египетская доска, ведьмина доска, гадальная доска, «да-нетка». Первое название самое загадочное, но и самое обманчивое.

В XIX веке Восточная Европа и Америка были охвачены модой на спиритические сеансы. Содержательные дамы и господа занимались поисками медиумов, людей, способных наладить связь с духами, а после собирались вечерами друг у друга в гостях и устраивали сеансы «столоверчения».
Чтобы дать возможность живым пообщаться с мертвыми, медиум входил в подобное трансу состояние. Есть сведения, что у него в этот момент закатывались глаза, менялся голос. Общаться с тем, кто его вызвал, дух мог непосредственно через медиума, говоря за него, диктуя ему ответы (это называлось бессознательным письмом), посылая импульсы его телу.



Уловив моду на спиритизм, находчивый житель США Элайджа Бонд предложил публике «Египетскую доску» с манящим, таинственным, экзотичным названием Уиджи. Он позиционировал ее как древнеегипетский артефакт, которым тысячи лет назад пользовались жрецы. Очень умный был шаг, ведь одновременно со спиритизмом люди в XIX веке интересовались археологией, началось исследование древнеегипетских пирамид и гробниц.



На самом же деле доска для гаданий, в том виде, в котором преподнес ее Э. Бонд – исключительно его изобретение. Да и название у нее с подвохом: Бонд «рекламировал» доску, рассказывая, что «уиджа» с древнеегипетского переводится как «удача», а на деле же «Ouija» являлось синтезом французского и немецкого вариантов слова «да» — «oui» и « ja».

ВАЖНО: Но нечто похожее на Уиджа действительно существовало. Те же древние египтяне для связи с духами использовали поле с иероглифами и подвешенную на нитке иглу – маятник. А славяне гадали, используя рюмку или блюдце.

Как же выглядит Уиджа?

Она состоит из двух обязательных элементов: доски и указателя.

  1. Доска, как правило, выполняется из дерева любой породы. На нее наносят буквы алфавита, цифры от 1 до 9 и 0, слова «Да», «Нет», «Возможно», «Прощай» и любые другие по желанию. Поверхность доски лакируют, чтобы по ней лучше двигался указатель. В домашних условиях возможно изготовление доски — поля из фанеры или картона.
  2. Указатель. Эта планшетка на трех колесиках (как вариант, с двумя колесиками и карандашом). Форма планшетки может быть разной, главное, чтобы было понятно, на какую букву, цифру или слово он указывает. Чаще всего планшетки делают заостренными (треугольными, в форме сердца), тогда острый конец и будет указателем, или круглыми, с отверстием в середине.
  3. Декор доски бывает самый разный. На нее наносят египетские рисунки и иероглифы, абстрактные узору или оккультные символы.


Доска Уиджа с русским алфавитом.

Указатель для доски Уиджа с отверстием внутри.

Доска Уиджи для связи с духами: правда или ложь?

А как же работает гадальная доска? Указатель приходит в движение и начинает перемещаться по доске.

ВАЖНО: Планшетка действительно движется как будто сама по себе. В этом убедились даже скептики.

Явлению есть два объяснения:

  1. Если человек верит в потустороннее, для него Уиджа – связующее звено между мирами живых и мертвых. Касаясь планшетки-указателя, медиум или все участники спиритического сеанса, выходят на контакт с духом. Он, передвигая планшетку от буквы к букве, отвечает на их вопросы.
  2. Существует так называемый идеомоторный эффект. Человеку кажется, что он едва касается планшетки кончиком пальца, и уж тем более, не двигает ее. А планшетка начинает плясать под его рукой. Это происходят бессознательные сокращения мышц, навеянных ожиданием самопроизвольных перемещений указателя.


Ученые считают, что движение указателя по гадальной доске обеспечивается идеомоторным эффектом.

Работает ли гадальная доска? Действительно ли с ее помощью можно связаться с духами?

Ученые предоставляют множество доказательств тому, что даже пускай мир духов существует, связаться с ним у человека не получится. Также у скептиков, словно козыри в рукаве, есть факты, подтверждающие шарлатанство медиумов или самообман участников спиритического сеанса.



Считается, что с помощью ведьминой доски можно выйти на связь с духами.

С другой стороны, мистики наперебой рассказывают невероятные, порой до ужаса страшные истории, в которых с помощью Уиджа они связывались с духами, что именно происходило в момент сеанса вокруг них и как подобное общение отразилось на будущем.

Верить или нет — личное дело каждого. Но лучше не использовать ведьмину доску ради развлечения или «чтобы проверить». Неизвестно, чем это развлечение обернется, если не принять меры безопасности.

ВИДЕО: Спиритизм, «спиритическая доска»

Можно ли и как играть с доской Уиджи: правила

Если человек – скептик, Уиджи он просто играется, то правил пользования ею для него не существует как таковых. Если же относиться к ней как к атрибуту мистическому, нужно соблюдать большую осторожность.

Хранение доски Уиджа

Приобретенная или изготовленная самостоятельно доска Уиджа может не работать. Дело в том, что связываться с духами может маг или медиум. Для этого он заряжает доску свой энергией.

  1. Хранить доску следует в непрозрачной коробке или полотняной сумочке, закрытой в полке или ящике.
  2. Во время хранения планшетку кладут в отдельную коробочку или сумочку. Можно даже в другом шкафу. Если держат ее вместе с доской, то переворачивают колесиками вверх.


Доску Уиджа хранят в непрозрачном чехле.

Участники сеанса с доской Уиджи

«Играть» с доской однозначно нельзя детям.

  1. Во-первых, им очень легко вызвать потустороннее, а загнать его обратно сил может не хватить.
  2. Во-вторых, неупокоенные по тем или иным причинам духи могут встречаться в энергетическое поле ребенка, что чревато болезнями и даже смертью.
  3. В-третьих, дети часто нарушают правила спиритического сеанса, как то заигрывают с духами или просят дать физическое подтверждение их присутствию.

В конце концов, спиритический сеанс, особенно удачный, может напугать ребенка и необратимо нарушить его психику.

Также нельзя пользоваться доской в одиночку. Конечно же, если человек не является сильным медиумом или магом, не имеет большого опыта общения с духами.

Одновременно с Уиджа могут манипулировать от 2 до 10 человек, все они должны знать правила работы с ней.



Сеанс с доской Уиджа лучше проводить группой участников.

ВАЖНО: Считается, что спиритический сеанс с ведьминой доской не состоится, если среди его участников нет мага или медиума. Но для связи с духом бывает достаточно и коллективной энергии.

Участники сеанса должны быть трезвы и здоровы. Им следует настроиться на позитивный лад, избавиться от отягощающих мыслей, не желать никому зла. Нужно помнить, что вредить врагам «руками» духов запрещено. Подобные способы отомстить чреваты большими проблемами для обеих сторон.

Место проведения сеанса связи с духами

  1. Место взаимодействия с потусторонним посредством доски Уиджа должно быть укромным и уединенным.
  2. Сеанс можно проводить как в помещении, так и на открытом воздухе.
  3. В доме вызывать духов лучше в гостиной или на кухне. В спальню их звать не рекомендуется.
  4. На кладбище, в местах с плохой энергетикой пользоваться Уиджи нельзя. Неизвестно, кто придет на зов и как он будет настроен.

ВАЖНО: Если нет четкого намерения связаться с чем-то темным или пощекотать себе нервы, лучше провести обряд очищения помещения, прежде чем пользоваться в нем спиритической доской.

Начало сеанса с доской Уиджа

В помещении или на улице Уиджа кладут на ровную поверхность – пол или стол. Класть ее на колени неблагоразумно.

  1. Чтобы не выпускать духов за определенные приделы, можно очертить круг мелом вокруг доски и участников сеанса.
  2. Задавать вопросы духу, общаться с ним должен лишь один из участников. Остальные просто касаются пальцем планшетки и следят за тем, чтобы сеанс был под контролем.
  3. Участники касаются планшетки кончиками указательных пальцев или мизинцев.
  4. Они громко приветствуют духа. Если медиум сильный, он может связаться с кем-то конкретными. Но чаще всего на контакт идут безымянные существа или лярвы, обитающие в энергетическом поле мысле-формы.
  5. Медиум задает духу вопрос, тот отвечает на него, направляя посыл указателю. Указатель движется по доске. Участники сеанса следят за тем, к каким буквам или цифрам перемещается планшетка. Один из участников может записывать за планшеткой.
  6. Иногда случается, что указатель выдает бессмысленный набор знаков. Мистики объясняют это тем, что дух пришедший на зов, владеет другим языком, нежели язык доски Уиджа, либо участники сеанса «нарвались» на лярву. У скептиков мнение одно – так действует неосознанное сокращение мышц.
  7. Когда нужная информация от духа получена, либо же во время сеанса что-то пошло не так, его нужно завершить. Теперь уже осознанно участники перемещают указатель на слово «Прощай», медиум в голос прощается с духом. После этого указатель переворачивают колесиками вверх.
  8. После сеанса доску очищают. Особенно важно это сделать, если на контакт вышел плохой дух. Настоящий маг или медиум знают, как это сделать.
  9. Доску оправляют на место хранения.


Во время сеанса с Уиджи указатель двигается по доске к буквам и цифрам: так дух общается с людьми.

ВИДЕО: Как правильно пользоваться доской Уиджа?

Ведьмина доска для спиритизма – гадания

Прежде чем начать сеанс с ведьминой доской, нужно четко знать, что нельзя делать во время него, и что может насторожить.
Ни в коем случае нельзя:

  • просить духа проявить себя физически или доказать свое присутствие
  • произносить свое имя или имена других участников сеанса
  • просить доказательства существования Бога и Дьявола
  • шутить с духом или издеваться над ним
  • неуважительно разговаривать с духом
  • узнавать, когда кто-то должен умереть
  • просить духа навредить кому-то


Сеанс сразу же нужно завершать, если:

  • кому-то из участников резко стало плохо
  • окружающая обстановка изменилась, например, резко похолодало
  • указатель начал бесконтрольно «носиться» по доске
  • указатель как будто хочет сорваться с доски
  • дух назвал имя кого-то из участников

ВАЖНО: Если медиум потерял контроль над сеансом, он не может его завершить. Один из участников или все они вместе должны прийти на помощь. Действия должны быть согласованными.

Как сделать спиритическую доску Уиджи самому?

Изготовить доску Уиджа легко самому. Для этого понадобятся:

  • деревянная доска прямоугольной формы размерами 50 см на 30 см или больше
  • деревянная доска меньшего размера для указателя
  • колесики
  • карандаш
  • выжигатель по дереву
  • маркер
  • акриловые краски
  • лак для дерева
  • отвертка и болтики


Доска Уиджа, изготовленная своими руками.

Простая самодельная Уиджа.
  1. Сперва на доску наносят эскиз: алфавит, цифры от 1 до 9 и 0, слова «Да», «Нет», «Прощай и другие, декор по желанию. Располагают буквы и цифры на расстоянии друг от друга, чтобы потом указатель их четко показывал.
  2. Выжигают буквы, цифры, слова и украшения. Можно нарисовать их красками.
  3. Раскрашивают доску.
  4. Покрывают доску лаком.
  5. Выпиливают или вырезают указатель. Он и доска должны быть из одной породы дерева. Сначала наносят на него декор в виде эскиза, а потом выжигают или прорисовывают его.
  6. Прикрепляют три колесика от мебели или детской машинки.
  7. Если указатель будет с отверстием, его диаметр должен быть чуть больше размера букв и цифр на доске.


Уиджа из дерева с металлическим декором.

Уиджа с символом Бафомета. Красивый указатель для доски Уиджа.

Сколько стоит доска Уиджи?

Доску Уиджи можно купить в Интернете или магазине оккультных товаров. Цена зависит от:

  • породы дерева
  • размера
  • дизайна

В набор могут входить сама доска, указатель и инструкция по использованию.



Доска Уиджа за 500 рублей.

Цены колеблются от 500 до 5000 рублей. За эксклюзивные дизайнерские варианты можно выложить и намного больше.

Доска Уиджи: как заказать на Алиэкспресс?

Кажется, доска Уиджа не имеет ничего общего с Китаем. Но где спрос, там и предложение. Саму ведьмину доску на Алиэкспресс не купишь. Зато в магазинах торговой площадки огромное количество тематических аксессуаров, от подвесок на шею до ковриков для компьютерной мышки.

ВАЖНО: В статье «Первый заказ на Алиэкспресс ВИДЕО: Доска для спиритических сеансов