Содержание повести о петре и февронии. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: анализ. Характеристика Петра и Февронии

В начале XVI века, еще во времена царя Иоанна Грозного, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим монастырским помощникам-книжникам искать по всем русским городам и деревням истории о праведных людях, которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких древних красивых и романтичных рассказов оказалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков главных героев говорит о том, что это были праведники, ставшие духовным символом христианской семьи. И поэтому с согласия Церковного собора в 1547 году они были канонизированы. Священнику Ермолаю было доверено написать подробное сочинение о жизни и любви Петра и Февронии.

Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета

В городе Муроме правил князь Павел. И вдруг к его жене стал прилетать на блуд Змей в облике Павла. Она немедленно рассказала об этом своему мужу. Тот сразу попросил ее, чтобы она при следующей встрече со Змеем льстиво выведала у него, от чего же ждет он смерть свою. Смиренная жена так и сделала. Обольщенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну своей погибели, которая заключалась в том, что убьет его Петр с помощью Агрикова меча. Озабоченный этой новостью, Павел зовет к себе брата Петра и все ему рассказывает. И тот был готов сразиться с врагом, правда, не знал, где ему раздобыть Агриков меч.

Агриков меч

При этом невозможно не упомянуть тот факт, что этот меч выковал Агрик - сын жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч имел сверхъестественные свойства и во тьме испускал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любыми воинскими доспехами. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом - оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания утверждать, что тамплиеры, участвуя в раскопках скорее всего, нашли главные христианские реликвии: чашу Грааля, плащаницу, позже названную Туринской, и Агриков меч. Его-то они и преподнесли бесстрашному полководцу Владимирскому - князю Андрею Боголюбскому - в качестве особого вознаграждения, когда тот решил вернуться на Русь. Но с началом междоусобных войн князь был убит. А меч стал переходить из одних рук в другие. В конце концов его спрятали в стенах монастыря славного города Мурома.

Продолжение сюжета

Так вот, через некоторое время Петру, молящемуся в церкви монастыря, отрок указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и отправился к брату. Князь Петр почти сразу понял, что у жены брата Павла сидит Змей в своем колдовском обличье. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно скончался, обрызгав его своею кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не брался лечить Петра. Но однажды нашлась такая деревенская целительница от природы, мудрая дева с именем Февронья, которая излечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили изгнать простолюдинку, не по душе она была их женам. И Февронья была готова покинуть город, но только со своим мужем, который решил идти с ней. Бояре были сначала очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобных браней и убийств за престол, они решили вернуть супружескую княжескую чету. И после этого все зажили радостно и счастливо.

Главная развязка

А когда пришло время, Петр и Февронья приняли монашеский постриг и получили при этом и Ефросинья. Они даже молились Богу, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось - они почили в один день, но священники побоялись гнева Божьего и не стали хоронить их вместе. Расставив их покойные тела в разных церквях, на утро они обнаружили их вместе в своем специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда решено было похоронить их вдвоем, никогда более не разлучая.

Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этой истории открыло лишь небольшую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь любой верующий имеет возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Мудрая Феврония

Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.

Отважный Петр

Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он - глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ.

По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.

Жанры древнерусской литературы

Кроме этой знаменитой повести, существовали и другие примеры древнерусской литературы. Вообще, древнерусские книжники, осваивая общеславянскую литературу, в основном занимались греческими переводами и затем обратились к созданию своих оригинальных произведений, исполненных в различных жанрах: житие, летопись, поучение, воинская повесть. Точно невозможно указать, когда именно возникли первые записи разных исторических преданий, но яркие примеры древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень на Руси. Особое место занимают повести древнерусской литературы - это что-то промежуточное между романом и новеллой. Но сейчас в основном это рассказы - короткие повествования о каком-либо событии. Таким образом, современниками особенно ценится народный фольклор и древнерусская литература.

Памятники древнерусской литературы

Одним из первых известных древних летописцев стал преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной XI веком. За ним Великий князь Киевский Владимир Мономах написал книгу «Поучение» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о житии Александра Невского», автором которого, вероятнее всего, был книжник Владимирского митрополита Кирилла рубежа конца XII и начала XIII века. Потом был создан еще один памятник древнерусской литературы, датированный началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Непременно хочется отметить и великое произведение о Мамаевском побоище «Задонщина», созданное на рубеже конца XIV и начала XV века, предположительно автором был рязанский священник Софроний.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ

Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он - образец настоящей христианской семьи. и преданность демонстрирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ художественных особенностей произведения говорит о том, что оно объединяет в себе два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-соблазнителе, а в другом - о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, степенная неторопливость развития событий и, главное, спокойствие повествователя в беззлобии описания действующих лиц. Оттого она легко воспринимается и читается, а значит, учит нас любить по-настоящему, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои - Петр и Февронья.

/ «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Дело было в славном русском городе Муроме. В то время правил в нем князь Павел. И вот однажды приключилась с ним беда, Дьявол подослал к жене князя змея, чтобы склонять ее на блуд. Являлся он перед княжной в образе самого князя Павла.

Жена Павла не стала скрывать этого от мужа и все ему рассказали. Стал князь думать, как защитить честь супруги и убить проклятого змея. Долго думал Павел, но не чего в голову ему не приходило. Не знал он, как победить дьявольское создание. Тогда предложил князь своей жене, чтобы та во время их следующей встречи сама узнала у змея от чего он примет смерть. Княжна все поняла и согласилась.

Скоро случилась встреча княжны и змею. Обаяв последнего, княжна спросила змея от кого он примет смерть свою. Змей, ни чего не подозревая, гордо ответил: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Княжна запомнила эти слова и в точности передала их мужу. Сперва Павел был в недоумении от услышанного.

У князя Павла был брат Петр, которому он и рассказал эту историю. Петр тут же вызвался на бой со змеем, но, так же, как и князь, он не знал, что такое Агриков меч.

В один из дней Петр отправился в церковь, которая находилась в женском монастыре за городом, помолиться. В церкви к Петру обратился отрок и показал, где находится Агриков меч. Петр взял его и отправился в город к князю Павлу. Стали братья ждать, когда же появится змей. Змея долго не было.

Через некоторое время Петр пришел навестить Павла и его супругу. В светлице княжны он заметит князя, но спросил у прислуги, где сейчас князь, Павел понял, что это змей принял образ князя. Завязался бой. Павел сумел сокрушить дьявольское создание. Из тела змея брызнули капли крови и попали на князя Петра. В тех местах сразу появились язвы. Тяжело заболел Петр и ни кто не мог его излечить.

Узнал Петр, что в Рязанской земле есть много лекарей и решил ехать туда искать исцеления. Прибыла княжеская свита в деревню под названием Ласково. Один из отроков князя стал ходить по деревне спрашивать за лекаря. Подошел отрок к одному из домов окликнул хозяев, но, ни кто не ответил. Тогда юноша зашел в дом. В горнице сидела девушка и разговаривала с зайцем. Это очень удивило юношу. Между ними завязался разговор, но отрок не понимал, ни слова. После он спросил ее имя. Девушка сказала, что зовут ее Феврония. Тогда юноша рассказал ей историю, которая приключилась с князем Петром.

Феврония ответила, что может излечить князя. Сделать это девушка согласиться, если только князь возьмет ее в жены.

Отрок передал слова девушки князю. Тот разгневался и сказал, что щедро отблагодарит ее. Феврония стояла на своем. Тогда князь решил обмануть девушку, сказав, что согласен на ее условия.

Феврония передала для князя мазь и сказала натопить баню и намазать все язвы, кроме одной, этой мазью. Петр так и сделал.

После принятия бани, Петр сразу почувствовал, что пошел на поправку. Язвы стали пропадать. Князь отправил Февронии щедрые дары, но девушка не приняла их.

Князь уехал назад в Муром, оставив Февронию в деревне. Через некоторое время язвы снова покрыли тело Петра. Он с повинной вновь явился в деревню к Февронии. Условия исцеления были такими же. Петр принял их. И вновь мазь Февронии помогла князю.

После этого взял Петр в жены Февронию и отправились они назад в город Муром.

В скором времени Павел скончался, а князь Петр стал самодержавцем в славном городе Муроме.

Боярские жены были очень не довольно тем, что находятся в подчинении у Февронии. Они начали подговаривать своих мужей, чтобы те избавились от княжны. Бояре начали распускать слухи и сплетни про Февронию, будто она не чтит традиций, не уважает господа. Что, вставая из-за обеденного стола, собирает крошки в рукав. Князь Петр решил проверить, правду ли говорят бояре. Он пригласил Февронию на обед. После трапезы княжна собрала крошки в руку. Петр, подойдя к ней, посмотрел, что у нее в ладони, но увидел лишь ладан и фимиам. После этого случая князь больше ни когда не проверял свою супругу.

Бояре продолжали гневаться. Через время они снова пришли к князю и начали просить его выслать Февронию из города. Петр подумал и сказал, чтобы они шли к княжне и сделали ей такое предложение. Он пообещал сделать так, как она скажет.

Бояре обрадовались, закатили пир. Во время пиршества завели свои пьяные речи. В один голос они обратились к Февронии, пообещав любые богатства за то, что она уедет из города. Княжна сказала, что готова выполнить их просьбу, но при одном условии. Восторженные бояре, не подозревая беды, тут же согласились. Феврония сказала, что покинет город только вместе с князем Петром. Бояре ответили, что если сам князь примет такие условия, то отпустят их.

Петр не мог поступить иначе, ведь жил он по божьим законам. Он принял предложение своей супруги. Бояре были в восторге. Каждый из них в тайне хотел взойти на престол.

Князя Петра и Февронию посадили в два судна и отправили из города. К вечеру судна пристали к берегу. Петр и Феврония начали готовиться на ночлег. Петр думал, что теперь будет с его городом. Феврония ответила, что господь ни кого в беде не оставит.

Утром в лагерь к Петру пришли вельможи и стали просить вернуться князя в Муром. Бояре в борьбе за княжеский престол поубивали друг друга.

Так Петр и Феврония вернулись в город Муром.

На случай своей смерти, Петр и Феврония завещали, чтобы их похоронили в общем гробу, сделанного из цельного камня. Перед смертью князь и княжна приняли монашество. Князю дали церковное имя Давид, а Февронии – Ефросиния. И молили они господа, чтобы принять смерть в один день. Случилось это двадцать пятого июня.

После смерти князя и княжны, люди ослушались из последней воли и решили, что князя Петра нужно похоронить у церкви пречистой Богородицы, а Февронию - у церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Смастерив им отдельные гробы, положили в них тела и оставили на ночь до утра.

Когда солнце взошло, отдельные гробы были пусты, а тела князя и княжны оказались в их общем гробу, сделанным еще при их жизни. Снова разделили их, положив в разные гробы. На следующий день история повторилась. Тогда люди решили больше не разлучать Петра и Февронию и похоронили их в общем гробу у церкви Рождества святой Богородицы.

Проказа поразила князя Петра Муромского, ни один лекарь не мог ему помочь. Тогда явилась к нему целительница Феврония и пообещала помочь, если князь возьмет ее в жены. Князь согласился, но не захотел сдержать слова и возвысить до себя девушку из народа, тогда опять слег он с болезнью.

И вновь пришла к нему Феврония с теми же условиями, на сей раз Петр женился на девушке. Бояре не согласились признать неравный брак, потребовали от Петра, чтобы тот оставил жену. Супруги вместе удалились жить к берегу реки, где провели некоторое время, пока их не стали умолять вернуться в Муром. Там правили они вместе много лет, а на старости ушли в монастырь. Князь в мужской, Феврония - в женский. Видеться они не могли, но умерли в один день, после случилось чудо: останки мужа и жены нашли лежащими в одной могиле.

В древнерусской повести содержится яркий пример, образец добродетельной возвышенной семейной жизни. Любви достойной, возвышающейся над смертью.

Читать краткое содержание Повести о Февронии и Петре Муромских

К жене муромского князя Павла стал являться крылатый змий ночами, под видом супруга склонять ее ко блуду. Женщина во всем призналась мужу, стала просить у него защиты и помощи, но что поделать с напастью никто не знал. Силен и хитер был змей, погубить его было нелегко. Павел пошел на хитрость, надоумил он жену пораспрашивать змея о его погибели. Тот долго запирался, пока наконец не рассказал, что есть пророчество о его смерти от руки человека по имени Петр, который добудет Агриков меч.

Петром звали младшего брата Павла. Он решил попытать силы, извести змея, и стал разыскивать заветный меч повсюду. Наконец маленький мальчик привел его к церкви Воздвиженского монастыря, там, за алтарной плитой, обнаружился меч.

Добыв таким образом оружие, Петр схватил его, тут же кинулся в дом брата, но когда вошел в светлицу увидел, что Павел сидит там со своей женой. Петр не знал, что змий может оборачиваться человеком и обманывать людей. Узнав от Павла про это коварство, он ворвался в комнату и зарубил змия. Брызнула из многих ран кровь на тело Петра, и где она коснулась его, появились струпья проказы.

Ужасную болезнь не могли вылечить местные врачи. Через какое-то время стало Петру хуже, повезли его на Рязанщину, чтобы там советоваться со знахарями-врачевателями. В деревне Ласково слуга Петра нашел в одном из домов молодую девицу, не по летам умудренную. Он спросил ее, не знает ли она, чем пособить напасти, сразившей господина его князя Петра. Девушка, звали ее Феврония, отвечала, что ей известен человек, которому по силам исцелить больного. Она попросила дозволения взглянуть на князя сама.

Попав к Петру, она осмотрел его язвы и сообщила, что вылечит их немедленно, как только князь даст слово жениться на ней. Девица была дочерью бортника, добывавшего мед в лесу, потому Петр решил, что она шутит, ведь ему нельзя было сочетаться браком с такой простой женщиной. Он легко дал свое согласие, не имея в мыслях держать слово. чтобы проверить хитроумие Февронии, о котором сказал ему слуга, Петр дал девушке пучок льна с приказом к завтрашнему утру соткать из него полотно да сшить ему рубаху. В ответ Феврония отправила князь полено, сообщив, что сделать эту работу сможет только на ткацком станке, который за одну ночь изготовит Петр собственными руками. Изумленный такой мудростью в столь молодой женщины, Петр не колеблясь взял от нее кувшин с целебным составом.

Феврония велела ему ступать в баню, там протереть все язвы, кроме одной, сквашенным хлебным мякишем. Петр так и поступил, после чего лег спать. Проснулся он полностью здоровым, но выполнять обещание не спешил. Послав щедрые дары девушке, он отправился обратно в Муром. Однако еще в дороге болезнь его вернулась, и он вынужден был опять просить помощи у Февронии, которая приняла его с тем же условием, что и прежде: он должен сделать ее своей законной супругой. На сей раз, Петр заключил с ней брак.

После смерти Павла, править в Муроме стал Петр. Не давала покоя его боярам низкое происхождение Февронии. Что ни день шли они к Петру с жалобами на княгиню. Говорили, дескать, как нищенка она со стола собирает крохи хлеба. Однажды Петр поймал жену за руку после застолья и глянул на ее ладонь - там лежали кусочки ладана.

Наконец бояре вынудили Февронию покинуть город. Она не стала отказываться, попросила лишь дать ей унести на спине то, что ей всего дороже. Так она посадила себе на закорки мужа и вместе с ним вышла за ворота Мурома. Петр не стал противиться тому, потому что уважал закон божий, сочетавший жену с мужем.

Супруги вместе пустились вплавь по реке Оке. На лодке, перевозившей пассажиров, находился человек, возжелавший Февронию. Тогда мудрая женщина велела ему испить воды из реки, зачерпнув ее с разных бортов, а потом рассказать, откуда она была вкуснее. Странник так и поступил, сообщив, что вода одинакова со всех сторон, на что Феврония добавила: таковы и женщины, потому не заглядывайся на чужую подругу.

Во время стоянки Феврония промолвила слово благословения над подрубленными деревцами, уже через день они пошли в рост, стали крепкими и сильными соснами. Еще много чудес успела бы она сотворить, но муромские бояре, передравшись между собой за право управлять городом, пришли к Петру и стали умолять его снова править ими. Петр и Феврония вместе вернулись в город.

Много лет управляли они своей землей справедливо и достойно. Наконец решил князь, что устал он от дел мирских и подался в монахи. Феврония не оставила мужа, она ушла в женский монастырь, стоявший поблизости. Об одном просили достойные супруги у небесного владыки: права уйти из земного мира вместе. Это было им отпущено. Принявшие новые имена во Христе, Феврония и Петр стали братом Давидом и сестрой Ефросиней. Мирно почили они в день 25 июня, один за другим. По велению Петра, для них поставили пустой общий гроб в церкви Богородицы. Согласно церковным обычаям, тела супругов захоронили раздельно, но на следующую ночь нашли их обнявшимися в гробу во храме.

Картинка или рисунок Повесть о Петре и Февронии Муромских

Каждая газета отражает особенности месяца. Например, в ноябрьском выпуске поясняется, почему люди называют этот месяц «пегим» - то белый снег, то серый дождь. И даже приводится поясняющая сказка

  • Краткое содержание Островский Без вины виноватые

    Начинается пьеса с того, что служанка осуждает дорогое платье Шелавиной. Госпожа Отрадина сердится, говорит, что её подруга унаследовала богатство. К сожалению собеседниц, у Отрадиной нет приданого, свадьба всё откладывается

  • В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет “от Петрова плеча, от Агрикова меча”.

    У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

    Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

    Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

    Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

    Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

    Наутро он проснулся здоровым – на теле была лишь одна язва, – но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

    Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

    Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

    Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

    На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

    Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

    Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

    Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем – что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

    Тела их положили в разных местах: Давида – у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию – в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

    Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились “в едином гробе”. Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

    (Пока оценок нет)


    Другие сочинения:

    1. Характеристика князя Петра. Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею Read More ......
    2. Характеристика Февронии. Героиня повести -1 дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В Read More ......
    3. “Повесть о Петре и Февронии Муромских” написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом. Но этот текст не был включен в свод, потому что по очень многим признакам отличался от классической житийной традиции. Высказанные в Read More ......
    4. 1) Истории создания “Повести о Петре и Февронии Муромских”. Во времена Ивана Г розного Московский митрополит Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение Read More ......
    5. егенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, имеют много общего с западноевропейскими сюжетами. Произведение отличается высокой художественностью и поэтичностью. В повести нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев. Целый ряд моментов “Повести о Петре и Февронии” роднит ее Read More ......
    6. Повесть об убиении Андрея Боголюбского В 1175 г. был убит великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Князь получил некогда во владение от отца Вышгород, резиденцию киевских князей, но он предпочел удалиться на север и основал каменный Read More ......
    7. Повесть о Тверском Отроче монастыре У великого Тверского князя Ярослава Ярославича был верный слуга, отрок именем Григорий. Доверял ему князь во всем, поручая даже ездить по своим селам и собирать дань. Случилось раз тому слуге быть в приволжском селе Едимонове, Read More ......
    8. Повесть о житии Александра Невского Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо – прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым. Знатный человек из Read More ......
    Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии Муромских

    Если учащиеся будут знать о святых людях, то, возможно, удастся остановить развал государства, будет меньше разводов и несчастных семей. Ниже приведен план "Повести о Петре и Февронии Муромских", который сможет помочь легко запомнить, заметить в ней много интересного.

    План повести

    Святые князья из русского града Мурома Петр и Феврония являются прекрасным примером идеального брака, доброты, милосердия. В повести и житие о них пишут как о благочестивых людях, которые угодили Богу и верно служили своему народу. План можно составить примерно такой:

    1. Князь Павел правит Муромом. Змий искушает его жену. Она спрашивает дьявола, как суждено ему умереть.

    2. Князь Петр - брат Павла. Церковь Воздвижения за городом. Агриков меч. Сражение со змием. Яд от ран убитого змия отнял здоровье князя Петра.

    3. Поиск врача, чтобы вылечиться от болезни. Село Ласково. Знакомство с девушкой Февронией слуги князя. Переговоры с Петром через его слугу. Если хочет вылечиться князь, то должен жениться на ней. Обман Петра. Исцеление Петра и один струп. Исцеление князя, и отказ Февронии от даров вместо женитьбы на ней. Болезнь вернулась. Свадьба.

    4. Смерть князя Павла и начало правления Петра. Бояре недолюбливают Февронию. Изгнание Петра и Февронии из Мурома. Смута в Муроме. Просьба вернуться.

    5. Возвращение Петра и Февронии. Монашество. Чудо с общим гробом.

    "Повесть о Петре и Февронии Муромских" написал Ермолай-Еразм, который упростил житие святых. Многие вещи с духовной точки зрения отсутствуют.

    Князь Павел и змий-искуситель

    В десятые века на Руси люди жили по-христиански, верили в Бога, уважали старших. Жены почитали своих мужей, во всем с ними советовались. К жене Павла постоянно являлся змий. Именно он искушал Адама и Еву в райском саду (в план "Повести о Петре и Февронии Муромских" не нужно включать данный эпизод, это всего лишь заметка для интересующихся). Женщина понимала, что это не ее муж, поэтому не поддавалась. Однажды она все рассказала Павлу и попросила мудрого совета. Он велел узнать у змия осторожно, от чего он умрет. Жена Павла выведала у змия. И сказал он, что его убьет Петр Агриковым мечом. Она рассказала всё мужу. Павел сразу понял, что речь о его брате Петре.

    Князь Петр и Агриков меч

    Брат князя Павла Петр был человеком, верующим в Бога. Когда он узнал, что ему нужно сразиться с коварным змием, то не испугался. Для него было трудностью только раздобыть Агриков меч. Он даже не знал, как выглядит, где искать."Повесть о Петре и Февронии Муромских" прекрасно описывает историю обретения меча. Он пошел в Церковь Воздвижения просить у Господа помощи. Его сердце жаждало помочь брату и снохе избавиться от врага. Бог услышал его просьбу. Петр увидел ангела, который дал возможность получить заветный Агриков меч. Когда Петр ударил мечом змия, то ядовитая кровь забрызгала его тело. Появились незаживающие струпья. Петру становилось все хуже. Пришлось ехать искать лекаря.

    На самом деле план "Повести о Петре и Февронии Муромских" можно составить по-разному, важно только, чтобы соблюдалась последовательность. Не нужно делать механический пересказ, так как из-за этого теряется весь смысл. Лучше обратить внимание на жизненно важные примеры, например, уважение и доверие супругов, любовь и смелость близких, вера глубокая. Современнику не хватает той душевной теплоты, какая была у далеких предков.

    Поездка в село Ласково и знакомство с Февронией

    Петр узнал, что в рязанских краях в селе Ласково есть лекари. Он направился туда со своими слугами. В селе им подсказали, где живет знахарка, которая лечит все болезни. Они приехали к дому. Петру было настолько плохо, что не смог сам пойти на прием. Вместо себя отправил слугу. Когда тот зашел в дом, то увидел ее - Февронию. Возле нее прыгал заяц. Начался очень странный диалог между Февронией и слугой. Девушка говорила загадочно, не признавалась, что и есть та самая знахарка, просто велела привести князя Петра к ней. Добавила напоследок, что если князь вылечится, то должен взять ее в жены.

    Любой человек подумает: "Какой смелый шантаж!" Но дело вовсе не в этом. Феврония не простая девушка, а святая. Ей дана от Бога возможность исцелять. Иисус Христос при жизни отвечал людям притчами, так же делали и святые угодники его. Скорее всего так поступали не из-за подражания, а потому что Всевышний наделил таким талантом. Почему Феврония затребовала князя Петра себе в мужья? Сама так решила? Нет. Она видела Божий промысел, но не говорила этого никому напрямую. Нужно разъясняться ненавязчиво, чтобы другие самостоятельно делали свой выбор и думали сами.

    Слуга вернулся к Петру и все рассказал. Князь удивился. Петр и Феврония через слугу заочно испытывали друг друга на мудрость. Молодой князь решил ее обмануть. Сказал, что женится на ней, только пусть вылечит. Феврония передала исцеляющую и мазь и наказала, чтобы один струп князь оставил. Зачем? Чтобы помнил о грехах. Бог хочет к себе привести людей, спасти от душевной смерти, но люди не понимают этого, поэтому приходится Ему насылать болезни для вразумления.

    После исцеления Петр отправил Февронии щедрые дары в знак благодарности. Обещание исполнять он не собирался. Болезнь вернулась снова. Именно тогда Петр понял, что он должен жениться на Февронии. Это ведь промысел Божий, а Господу он повинуется. "Повесть о Петре и Февронии" гласит о том, что свадьба состоялась.

    Правление Петра и Февронии

    После смерти князя Павла правили Петр и Феврония Муромские. Бояре невзлюбили Февронию, поэтому велели ей покинуть город, пообещав ей дать все, что хочет. Она ответила, что ей нужен только князь Петр - ее любимый супруг. В сложный период супруги не оставили друг друга. Находясь в изгнании, они смогли выжить благодаря своей любви к Богу, друг другу и к людям. В план повести о Петре и Февронии Муромских рекомендуется обязательно включить данную тему.

    Злые бояре думали, что будут жить счастливо, если Феврония покинет престол. Но началась смута. Люди убивали друг друга ради власти. Они поняли, что нужно вернуть князей обратно. Искренне просили прощения у княгини. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" на этом не заканчивается.

    Дальнейшая жизнь князя и княгини

    Милосердие к нуждающимся, несчастным людям со стороны правителей, разрешение различных проблем, молитва за весь народ к Богу - это все о святых супругах. Есть чему у них поучиться. Вся жизнь таких людей стремилась исполнять Божии заповеди. "Повесть о Петре и Февронии" рассказывает о доброте душевной, которая должна присутствовать во всех людях.

    В старости супруги приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Святые скончались одновременно. Люди не исполнили их просьбу о том, чтобы положили их в один гроб. Поместили тела святых Петра и Февронию даже в разных монастырях на ночь. Утром увидели чудо: супруги покоятся в одном гробу.

    Святые Петр и Феврония Муромские- это образец счастья, любви. Важно знать о таких людях, брать с них пример. В любой жизненной ситуации могут помочь святые, если к ним обращаться искренне и с верой. К пересказу повести легче готовиться, если по-дружески воспринимать написанное.