Сирены — губительницы моряков из древнегреческих легенд. Сирены

Сирены - одни из самых известных чудовищ из греческой мифологии. О сиренах в современном мире знают также благодаря многочисленным фильмам, книгам, комиксам, играм, обращающимся к древнегреческой истории в мифологическом ключе. Посмотрим на них через увеличительное стекло.

В статье:

Сирены - происхождение и характерные черты

Эти существа олицетворяют прекрасную, изменчивую и коварную гладь моря - мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным существам - их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают .

В «Одиссее» Гомер писал, что сирен было двое, но по именам он их не называл. Позже их стало трое, как и . Старшую звали Персинойей, среднюю - Аглаофой, а младшую - Телскепией. Первая в совершенстве владела игрой на кифаре, другая обладала красивым голосом, а третья завораживала игрой на флейте. Кроме этого, они обладали завораживающим взглядом. По другим мифам, сирен звали Парфенопой, Лигейей и Левкосией.

Кто породил созданий чарующих пением, доподлинно неизвестно - это мог быть Форкий , или хтоническая богиня Кето , или божество Ахелой . Иногда их матерью легенды называют одну из муз - Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу . Кроме этого, мифы указывают на то, что матерью сирен могла быть Стеропа , а также Гея .

Другой возможный отец, Ахелой, был могущественным божеством рек, потомком Тефии и Океана, или же сыном Океана и Геи, или Геи и Гелиоса. От союза Ахелоя с Мельпоменой или Терпсихорой появились сирены. В своих странствиях Геракл сражался с Ахелоем. Бог принял облик быка, чтобы бороться с героем, но Геракл сломал ему один из рогов и спас царевну Деяниру от нежеланного ухажера.

Кадр из фильма «Пираты карибского моря»

Различные облики принимал и Форкий - таким образом, возможные отцы сладкоголосых созданий были оборотнями, отсюда проистекает двойственность в описании их звериных частей. Послегомеровские сказания о сиренах описывают их как дев с крыльями птиц, или женщин, похожих на русалок, или дев с человеческими головами, но птичьими телами и ногами. От отца они унаследовали яростный, стихийный, необузданный нрав, а мать-муза подарила свой чарующий голос.

В некоторых легендах указано, что сирены обрели полуживотный облик в результате проклятья. Если верить сказаниям, они составляли свиту Персефоны, а после ее похищения Аидом бесцельно слонялись по земле. В конце концов, они присоединились к Аполлону. Разозленная потерей дочери Деметра прокляла сирен, отчего у них выросли птичьи крылья.

Существует иная версия этой легенды - боги превратили сирен в птиц за отчаянные поиски пропавшей богини, поскольку сам Зевс позволил брату похитить её. Или же проклятье наслала Афродита, поскольку они отвергали замужество. По третьей версии, новый облик был желанием самих сирен, которое было исполнено богами.

Сирены в легендах

«Орфей и сирены», Герберт Драпер, 1909

Одна из легенд описывает соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера посоветовала морским девам вызвать муз на поединок - цель ее неизвестна, но, возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.

Послегомеровские легенды описывали их как обладательниц невероятно прекрасных голосов. Пением они завлекали моряков, а когда их корабль разбивало об острые прибрежные скалы, отыскивали выброшенных на берег людей, чтобы разорвать на куски и съесть. Аргонавтам удалось спастись - вместе с ними плыл Орфей, способный своей музыкой заглушить песню сирен. Все время, пока корабль плыл мимо гибельного острова, Орфей играл на форминге (лире) и пел. Одному из членов экипажа, Буту, все же довелось услышать голоса сирен - он бросился с корабля в морские волны, стремясь доплыть до острова, но его спасла Афродита. Остаток своих дней Бут провел в Лилибее.

Самым древним источником с упоминаниями об этих созданиях является гомеровская «Одиссея» . Гомер описывал расположение острова сирен - он находился между владениями Цирцеи и обиталищем Сциллы. Остров усеян иссохшей кожей и побелевшими костями жертв. Команде Одиссея удалось спастись благодаря предупреждению Цирцеи и хитрости - они залепили уши пчелиным воском, потому не услышали песен. Сам же Одиссей, желая понять губительную тайну волшебных песен, велел привязать его к мачте. Как бы он ни буйствовал, желая отправиться к источнику звука, моряки не отвязали его, и корабль благополучно миновал смертельный остров.

Задолго до этих событий сиренам было предсказано, что гибель придет к ним вместе с кораблем, прошедшим мимо их острова без жертв. Когда корабль Одиссея невредимым прошел мимо, они обезумели. Большая часть из них бросилась в море и превратилась в утесы, а оставшиеся вырвали свои перья и утопились. Но зачастую в качестве смертельного корабля называют судно Ясона и Аргонавтов .

Софокл утверждал, что встречал уцелевших сирен, что открыли ему закон Аида. Поклонник классической античности, Софокл представлял их благими умудренными девами, обитающими каждая на своей небесной сфере на мировом веретене богини-всематери Ананке. Своим пением они порождают величественную космическую гармонию. Обиталище классических сирен - Аид. Поздние легенды связывают их с Дельфийским Оракулом и мировой гармонией.

С течением времени эти существа стали близки к и . Изображения сирен можно встретить на надгробиях позднегреческого периода. Никомон и Феопомп создали одноименные комедии об этих существах. Южноиталийский город Сурренте некогда обладал великолепным храмом в честь сирен, а рядом с Неаполем имеется гробница старшей сирены.

Сирены в Средние века

С началом средневековья в античное виденье мироздания и его чудовищ вмешалось христианское видение. Гомеровские мифы стали восприниматься с точки зрения католиков, видевших во всем библейские каноны и трактовки. Изменилось восприятие и каноничного мифа об Одиссее.

В «Физиологе» , самом первом труде, с которого после писались позднейшие бестиарии, из гомеровского текста заимствован эпизод с сиренами. Автор переписал его по-своему:

Нравоописателем сказано, что сирены несут смерть. Обиталище их - море, а песни их завораживают. Услыхавшие сирен моряки лишаются сознания, падают в морские волны и там гибнут. До пупка тела у них женские, а от пупка - птичьи.

Таким образом, автор сделал вывод, что двоедушные люди коварны во всём. И те, что пришли к церкви, но не удалились от своих грехов, подобны сиренам. Ласковыми словами грешники обманывают легковерных и ведут их на гибель.

Одиссея средневековые авторы сравнили с Христом, а мачту, к которой он был привязан, с крестом. Корабль стал аллегорией церкви, сирены - плотских желаний. Их сладкие песни выражали мирские блага, губительные для души. Лишь веревки, символизирующие веру, смогли удержать Одиссея от впадения в грех и вечных мук в посмертии. Три сестры-сирены стали выражением алчности, гордыни и распутства. Игнорируя описания Плиния и Овидия, средневековые монахи лишили сирен крыльев и птичьих лап, наградив рыбьими хвостами. «Небесное» прошлое дев оказалось забыто.

Сирены в современной культуре

В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.

Сирены - мифические существа женского пола, женщины птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их.

Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по латыни). Ясон и аргонавты в «Аргонавтике», написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире.

Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две. Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в «Одиссее». Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.

В «Библиотеке» Аполлодора (I - II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена - Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая - на флейте, третья поет.

Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана («De natura animalium»), Овидия («Метаморфозы»), Хигинуса («Фабулы»), Евстафия («По поводу „Одиссеи“ Гомера») и Павсания («Описание Эллады»).

В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать - Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.

Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в «Описании Эллады» Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, «так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен… и сделали себе короны из них». Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: «девушек колдуний» в наказание за их «высокомерие» в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге «Предание о гомеровской „Одиссее“ высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам.

Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Практически единственным писателем классической античности, который описал сирен с привлекательной стороны, был Платон. В мифе об Эр, которым заканчивается диалог Сократа «О государстве», автор представляет небесную музыку как пение восьми сирен, по одной на орбите каждой из планет и еще одной на орбите неподвижных звезд.

Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом «сирена» и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.

В итальянской легенде «Жена сирены» сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в «Лигее» Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе «Профессор и русалка») имеет классическое имя; у «маленькой сирены» Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа «Каникулы Зефира» также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.

В «Книге воображаемых существ» аргентинские писатели Хорхе Луис Борхес и Маргарита Гуереро в главе о сиренах отмечают, что разница между русалкой и сиреной состоит в наличии или отсутствии хвоста, но это различие на практике не всегда наблюдается. Русалка в одноименной поэме Альфреда Теннисона (XIX век) имеет «серебряные ступни»; сирена, изображенная на титульной иллюстрации к роману Уильяма Теккерея «Пенденнис», которая побуждает Пена уйти от его возлюбленной Лауры, имеет хвост.

Изображаемые с ногами или с хвостом, сирены были не столь популярны в литературе, как русалки. Под влиянием легенд об Одиссее и Ясоне сирены поначалу символизировали страх мужчины перед женской сексуальностью, что не идет ни в какое сравнение с разнообразием сюжетов и ассоциаций, которые мы находим в произведениях о русалках. Тем не менее сирены тоже оставили свой след в литературе и искусстве.

В трех самых знаменитых произведениях литературы сирены являются среди множества других необычных существ. Данте в «Чистилище» видит во сне сирену, уродливую женщину, поющую о своей страсти к Улиссу, и по мере того как льется ее песня, она преображается в красавицу.

Гете один из немногих писателей, изобразивших сирену с туловищем птицы, он поместил ее в толпу монстров и младших божеств из греческой мифологии в классической сцене вальпургиевой ночи во второй части «Фауста». Эта сцена является параллелью «романтической» вальпургиевой ночи фаустовского времени в первой части трагедии. Сирены из вальпургиевой ночи в весьма несвойственной для них манере символизируют здоровую чувственность.

Хотя Сфинкс обвиняет их в том, что они принуждали мужчин к занятию любовью с тем, чтобы потом растерзать их когтями, в конце сцены сирены приводят всех действующих лиц с победной песнью к Эросу, создателю и правителю всего сущего. В «Улиссе» ирландского писателя Джеймса Джойса (1882-1941), одиссее героя романа Леопольда Блума в современном Дублине, сирены - две барменши, подающие золотое пиво, в баре как бы слышится пение сирен.

Сирены также выступают действующими лицами в литературных переложениях легенды о Ясоне, например, в поэме Уильяма Морриса «Жизнь и смерть Ясона» (XIX век) или современном романе Роберта Грейвса «Геркулес. Мой спутник в плаванье». В версии Грейвса сирены - люди, жрицы матери богини. Однако в поэме «Улисс» Грейвс изображает сирен как символ страха Улисса перед женщинами и одновременно страстного желания.

Многие писатели использовали понятие «сирена» не в буквальном смысле, не имея в виду сверхъестественных существ, а метафорически, описывая какую либо соблазнительную особу. Эта метафора очень популярна. Один из самых ярких примеров - Лигея в одноименном рассказе Эдгара По, которая носит имя сирены и красота которой приводит в гибели рассказчика. С сиреной же сравнивается голодный человек, который неумеренно нахваливает обед и отрывает своих коллег от работы в рассказе Чехова «Сирена».

В некоторых произведениях сирены появляются среди множества других фантастических существ. Вот два современных примера. «Источник магии» Пиэрса Энтони и «Колдовская песня» Элизабет Скарборо - это две легкие комедии, где среди других действующих лиц фигурируют сирены.

Сирены редко используются в качестве кинематографических и сценических персонажей. «Справочник фантастических фильмов», составленный Уолтом Ли, насчитывает всего 10 фильмов, в названиях которых упоминаются сирены, причем половина фильмов - на языках, в которых не существует различия между сиренами и русалками. Любопытное метафорическое значение сирен мы встречаем в «Песне сирены» (1911 год) с участием Теды Бара в роли певицы, которую проклял отец и вследствие этого потерявшей голос. Как правило, сирены появляются в большинстве киноверсий легенд о Ясоне и Одиссее.

В музыкальных произведениях сирены фигурируют реже русалок. Наиболее известное из них ноктюрн Дебюсси «Сирены». Укажем и некоторые другие музыкальные сочинения, посвященные сиренам: опера «Сирена» Даниэля Обера, симфония «Сирены» Рейнгольда Глиэра, симфоническая поэма «Песня сирены» Димса Тейлора.

В живописи и графике художники иногда изображают женщин в виде сирен с человеческими ногами. На полотне «Сирены» Джона Уильямса Уотерхауса у женщины чешуйчатые от икр ноги, она смотрит на тонущего мужчину. На его же картине «Русалка» у женщины рыбий хвост и она изображена в одиночестве. Дэ ниэл Маклайз, иллюстрировавший книгу английского поэта романтика Томаса Мура «Происхождение арфы», нарисовал сирену с ногами, она оплакивает потерянную любовь; ту же сирену мы видим на его гравюре, однако у нее уже имеется хвост.

Художники, чей родной язык не знает различия в обозначении русалок и сирен, тех и других чаще изображают с хвостами. Это можно видеть, например, на картине Поля Делво «Сирены при полной луне». Крайне редко в изобразительном искусстве встречаются сирены с классическим птичьим подобием; один из немногих таких примеров - картина Арманда Пойнта «Сирена». Сирены в наше время по прежнему не слишком популярны.

Русалкам приписывается большая часть фантастических функций, а их предшественницам сиренам оставлена роль метафорическая. Вдобавок к символическому значению красоты и прекрасного голоса они иногда дают свое имя гораздо менее музыкальным сиренам, которые предупреждают о нападении, или животным отряда сирен - ламантинам, дюгоням, морским коровам (вымерший вид), которых издалека иногда принимали за русалок.

Римский писатель Светоний в сочинении «О жизни двенадцати Цезарей» считает императора Тиберия глупым из за его страстного интереса к мифологии. Тиберий, например, ставил своих собеседников в тупик вопросами о том, что поют сирены. Хронист Томас Браун в произведении «Гидриотафия, или Похоронная урна» замечает: «Какую песню поют сирены или под каким именем является Ахиллес среди женщин - эти загадки никто не в состоянии разгадать».

СИРЕНЫ (в мифологии) СИРЕНЫ (в мифологии)

СИРЕ́НЫ, в греческой мифологии полуптицы-полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. Считались дочерьми речного бога Ахелоя (см. АХЕЛОЙ) и одной из Муз или Стеропы (см. СТЕРОПА) . Их число колеблется от двух-трех (у Гомера) до огромного множества у позднейших авторов. Сирены жили на острове, усеянном останками жертв. Мимо этого острова проплывал Одиссей (см. ОДИССЕЙ) , который, чтобы слышать их пение, привязал себя к мачте, а своим спутникам залил воском уши. Во время путешествия аргонавтов (см. АРГОНАВТЫ (в мифологии)) пение сирен заглушал Орфей (см. ОРФЕЙ) . В классический период сиренам теряют черты дикости, их наделяют глубокой мудростью, считают, что они сидят на каждой из восьми небесных сфер мирового веретена Ананке (см. АНАНКЕ (в мифологии)) и их пение звучит как музыка сфер, подчеркивая гармонию космоса. В средневековье сирен представляют как ундин или русалок, с рыбьим хвостом.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СИРЕНЫ (в мифологии)" в других словарях:

    - (Sirened, Σειρη̃νες). Морские девы, которых считалось три и которые привлекали мореплавателей своим пением с целью погубить их. По преданию, они жили недалеко от Сциллы. Одиссей спасся от них тем, что приказал привязать себя к мачте корабля, а… … Энциклопедия мифологии

    Сирены … Википедия

    Сирены (миф.) - Сирены. Фрагмент росписи краснофигурного стамноса: корабль Одиссея и сирены. Ок. 475 до н.э. Британский музей. Лондон. СИРЕНЫ, в греческой мифологии полуптицы–полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. В переносном смысле –… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СИРЕНЫ, в греческой мифологии полуптицы полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. В переносном смысле соблазнительные красавицы, чарующие своим голосом … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии полуптицы полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. Переносно соблазнительные красавицы, чарующие своим голосом … Большой Энциклопедический словарь

    Сирены, в древнегреческой мифологии полуптицы полуженщины. Согласно «Одиссее» Гомера, своим волшебным пением С. завлекали мореходов к прибрежным скалам, о которые разбивались корабли. Одиссей, чтобы спасти своих спутников, залепил им уши воском,… … Большая советская энциклопедия

    I в греческой мифологии полуптицы полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их. В переносном смысле соблазнительные красавицы, чарующие своим голосом. II отряд водных млекопитающих. Туловище торпедообразное, передние конечности … … Энциклопедический словарь

    - (лат. siren, от греч. seiren). 1) фантастические существа греческой мифологии, полурыбы, полудевы, пением своим приманивавшие плывших мимо моряков; в переносном значении женщины соблазнительницы. 2) животное из отряда китообразных. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (SeirhneV, Sirenes) в греческой мифологии морские музы,олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность,под которою скрываются острые утесы или мели. Первые упоминания о С.имеются в Одиссее. Они живут на западе, на острове… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Джон В … Википедия

Сирены, по поверьям мифологии Древней Греции, представляются морскими демонических существ.

Они все женского пола. Выделяют женщина-рыба и женщина-птица. Сирены получили в наследство от отца дикий стихийный характер, от матери - красивый Божественный голос.

Происхождение сирен

Отец сирен был морской бог Форкий или Ахелой. А их мать - одна из следующих муз: Мельпомена, Терпсихора, Каллиопа.

Превращения сирен в демонические образы

В основе послегомеровских поверий сирены были представлены в виде крылатой Девы с хвостом рыбы. Другим вариантом можно рассматривать Деву с телом птицы и ногами курицы. Вариантов, почему они имели именно такой облик, было множество.

Также некоторые поверье говорили о том, что сирены не только заманивали всех своим голосом, а также завораживали взглядом и игрой на различных музыкальных инструментах. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. После похищения Персефоны, спутницей которой они являлись, сирены долго кочевали и в результате своих странствий попали на землю Аполлона. Чтобы они не смогли помочь Персефоне, Демера превратила их в крылатых существ.
  2. Птиц из них создалибоги для того, чтобы они смогли искать Персефону.
  3. В птиц их превратила Афродита. Тем самым подвергая их лишить замужества.
  4. После похищения Персефоны, сирены долго ее оплакивали и, придя к скале Аполлона, стали птицами.
  5. Сирены и мореплаватели.

В послегомеровских сказаниях образ сирен представлен в виде красивой Девы с мягким, сладким, очаровательным голосом. В результате своего сладострастного пения они усыпляют путников. После того, как путник окунулся в глубокий сон, сирены его раздирают и пожирают. Таким образом, они губили людей, которые, услышав чарующее пение, забыв обо всем, подплывали к острову, где обитали сирены, и находили там свою смерть. Весь остров сирен был покрыт костями и высохшей кожей их жертв.

Гибель сирен

По повериям было предсказано, что сирены погибнут, если хотя бы один спутник проплывет мимо них и на него не повлияет их сладострастное пение. Когда мимо острова с сиренами плыл корабль Одиссея, он приказал всем своим спутникам залепить уши воском, а себя попросил крепко накрепко привязать к мачте корабля.

Сиренам не удалось заманить Одиссея и его спутников в свое логово. Разгневанные сирены бросились в море и обратились в морские скалы или скинули свои перья и утопились в пучине морских вод. Так же своей гибели смогли избежать аргонавты. Они не услышали пение сирен, благодаря тому, что, плывший с ними Орфей играл на лире и сам распевал песни, тем самым заглушая пение сирен.

Сирен воспринимали как муз из другого мира. Нередко их изображали на надгробиях, могильных памятниках, стеллах.

Культ сирен

В городе Суррент находился храм сирен, а вблизи Неаполя представлена гробница сирены Парфенопы. По поверию данный город был назван в честь ее. На месте нахождения гробницы были совершены жертвоприношения. Место обитания сирен. Владычицы морских вод. Основным местом обитания считался остров Анфемоэсс. По другим повериям сирены нашли свое пристанище в сицилийском мысе Пелор, Капрее, Сиренузских островах, на мысе Пелориады, Сиренуссе.

Сиренами называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: , пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.