Швейцарские железные дороги. Железные дороги швейцарии

Швейцарские железные дороги не просто перевозят туристов от одной достопримечательности к другой. Они и сами являются достопримечательностью. Например, большая гордость Швейцарии - Ретийская железная дорога, которая работает с 1888 года. В свое время она была самой высокогорной в Европе. Ее построили через невероятные перевалы и ущелья, поэтому здесь особенно много виадуков, тоннелей и мостов. По ней пролегают самые живописные железнодорожные маршруты - Ледниковый Экспресс и Бернина Экспресс (про Бернину я рассказывал в посте про ). Отрезки путей, по которым они следуют, включены в список наследия ЮНЕСКО.

Сегодня я расскажу о том, чем так хороши швейцарские железные дороги.

Швейцарские железные дороги (SBB) считаются самыми комфортными в мире. Во-первых, сеть дорог в Швейцарии очень плотная, поэтому на поезде можно добраться в любой город и практически в любую деревню. Во-вторых, поезда ходят с большой частотой: между крупными станциями они курсируют с интервалом в полчаса, а пересесть с одного поезда на другой можно за 10-15 минут.

Швейцарские поезда практически беззвучны, они чистые и удобные. На выходах непривычные русскому глазу нормальные ступеньки. По ним спокойно поднимется и ребенок, и пожилой человек, чего не скажешь о ступеньках в российских поездах.

Для инвалидов есть специальные подъемники, никаких проблем с погрузкой маломобильных людей в поезд не возникает.

До середины прошлого века у поездов было 3 класса вагонов, но в 1956 году Швейцарские железные дороги перешли на двухклассовую систему. Посмотрите, как выглядит интерьер.

Во многих поездах есть розетки и вай-фай, кроме того во время поездки можно будет вкусно поесть и отведать швейцарское вино.

У поездов большие и всегда чистые окна. Большинство железнодорожных маршрутов проходит по удивительно живописным местам, поэтому главное в поездах - предоставить пассажирам хороший обзор.

Для туристов здесь действует Система путешествий по Швейцарии (STS) . Она идеально продуманная и экономичная, включает в себя помимо железнодорожных водные и автобусные маршруты. На карте видно, что по этой системе фактически можно попасть в любую точку страны. Железнодорожные маршруты обозначены красным.

Система удобна своими проездными билетами : например, по билету SWISS Travel Pass можно сколько угодно кататься на поездах по всей стране. Его можно приобрести на срок от четырех дней до месяца. Он также действует во всех видах общественного транспорта в 75 швейцарских городах. И вдобавок он является пропуском в 470 музеев Швейцарии. Кстати, такой билет на время своего путешествия получит победитель квеста .

Система путешествий по Швейцарии включает в себя знаменитые панорамные маршруты: Ледниковый Экспресс, Бернина Экспресс, Золотой перевал, Экспресс Вильгельм Телль и разные другие. При наличии проездного по ним тоже можно кататься бесплатно. Но на некоторых из нух нужна будет доплата за бронирование места в вагоне. Для любителей природы и горных пейзажей такие поездки ни с чем не сравнятся.

Например, на маршруте Золотого перевала вы вдоволь насмотритесь на еловые леса и зеленые пастбища с пасущимися коровами. С высоты дороги можно любоваться озерами и далекими заснеженными вершинами Альп. На Предальпийском Экспрессе открываются виды на крутые обрывы и живописные холмы. А Экспресс Вильгельм Телль проходит через знаменитый перевал Сен-Готард (тот самый, по которому Суворов вел русские войска в 1799 году). Поезда преодолевают его через тоннель.

В этом году в этом месте откроют новый тоннель, который станет самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. Его протяженность составит 57 км. Он сэкономит пассажирам около часа. Летом его испытают, потом по нему начнут ходить грузовые поезда, а в полную силу он заработает в декабре.

Ну и конечно же, часть железнодорожных маршрутов включена в Гранд Тур по Швейцарии. :) Можете кликнуть на картинку, чтобы посмотреть красивую интерактивную карту с описанием мест, по которым проезжают поезда Гранд Тура.

В 2013 году Швейцарские федеральные железные дороги - так звучит их официальное наименование - перевезли 366 миллионов пассажиров. Это очень впечатляющая цифра. Ведь население самой Швейцарии по состоянию на 30 сентября 2014 года составило чуть более 8,2 миллиона человек. Железные дороги Швейцарии имеют самую густую сеть в Западное Европе. А швейцарские поезда - одни из самых надежных и комфортабельных в мире. Общая протяжённость железнодорожной сети Швейцарии по состоянию на 2013 год составляет 3 033 километра. Здесь же расположена самая высокая железнодорожная станция Европы: станция «Юнгфрауйох» на высоте 3 454 м на территории Бернского Оберланда.

Как создавались железные дороги Швейцарии

Первый участок железной дороги, который проходил только по швейцарской земле, был построен в 1847 году и соединил города и Баден. Настоящий железнодорожный бум начался после принятия «Закона о железных дорогах» в 1852 году. Данный закон устанавливал, что железные дороги могут строить и эксплуатировать частные лица либо кантоны.

Огромную роль в этом сыграл Альфред Эшер — швейцарский политик, фабрикант и первопроходец в области железнодорожного строительства. «Закон о железных дорогах» он по праву мог назвать своим детищем. Строительство Готардской железной дороги - одно из главных его достижений.

Горная Сен-Готардская железная дорога, протяженность которой составляет 274,2 км, пересекает центральный массив Швейцарских Альп и соединяет итальянские железные дороги со швейцарскими и немецкими. Кроме того, Эшер был одним из основоположником кредитного банка «Schweizerische Kreditanstalt». На сегодняшний день это всемирно известный банк «Credit Suisse».

Не удивительно, что памятник Альфреду Эшеру, открытый 22 июня 1889 года, стоит на почетном месте - на привокзальной площади . При этом пассажиропоток вокзала в Цюрихе составляет приблизительно 400 000 человек за рабочий день.

Создатели «Закона о железных дорогах» явно исходили из благих намерений. Однако в результате началась безжалостная конкурентная борьба. В результате которой, о своем банкротстве в 1861 году объявила сначала Швейцарская восточно-западная. А в 1878 - Швейцарская национальная железная дорога. Данные события повлияли на точку зрения как парламентариев, так и простых граждан.

Требования о национализации железной дороги становились все громче. В результате всенародного голосования 20 февраля 1898 года было объявлено о национализации пяти «выживших» частных железных дорог. 1-е января 1902 года стало днем рождения SBB: так выглядит сокращение от «Schweizerische Bundesbahnen» — Швейцарские федеральные железные дороги - на немецком языке.

Железные дороги Швейцарии сегодня

На швейцарских поездах вместе с логотипом железных дорог на немецком можно увидеть также сокращение CFF-FFS — от французского «Chemins de fer fédéraux suisses» и итальянского «Ferrovie federali svizzere», что лишний раз подчеркивает многоязычность Швейцарии.

С 1 января 1999 года SBB преобразованы в открытое акционерное общество, 99 % акций которого принадлежат государству. Сеть железных дорог Швейцарии полностью электрифицирована, по состоянию на 2013 год количество сотрудников SBB составило свыше 30 000 человек. До 2005 года в швейцарских поездах были вагоны для курящих и некурящих. 11 декабря 2005 года - вместе с изменением расписания движений поездов - курить запретили везде.

Поездка на швейцарском поезде - это, прежде всего, комфорт. Это удобные, мягкие сидения, большие панорамные окна, чистые туалеты, работающие без перебоев кондиционеры, розетки для мобильных устройств. В большинстве скорых поездов есть вагон-ресторан и мобильный мини-бар: сотрудник SBB катит по проходу тележку и предлагает пассажирам напитки - чай, кофе, минеральная вода, кола, пиво, а также сандвичи, сухарики и чипсы.

Между основными городами Швейцарии скорые поезда курсируют в среднем два раза в час. Кроме того, здесь есть также поезда пригородного сообщения «S-Bahn», то есть попросту электрички. При этом цена на все виды поездов стандартна. И цена это достаточно высокая. Так, 11-тиминутная поездка 1-м классом в один конец из на вокзал Цюриха обойдется Вам в 10.80 франков. А за поездку из Цюриха в Берн 1-м классом туда и обратно придется выложить 176 франков, та же поездка 2-м классом стоит ровно 100 франков.

Билет на поезд в Швейцарии надо покупать в билетной кассе или в билетном автомате, кондуктора в поездах билеты сейчас не продают, хотя раньше такое практиковалось - за доплату в 5 франков. Поездка без билета обойдется Вам минимум в 80 франков, а Ваши персональные данные будут храниться в центральном компьютере SBB 2 года. 2-ая безбилетная поездка обойдется уже в 120, а третья - в 150 франков. Так что лучше покупать билеты вовремя и наслаждаться комфортабельной поездкой.

Полезная информация о швейцарских железных дорогах из первых рук: виды билетов, стоимость проезда, расчёты как добраться в Швейцарии,

описание, инструкция по бронированию швейцарских билетов, как покупать билеты в Швейцарии, советы, различие поездов

Швейцария - страна чертовски красивая и при этом чертовски дорогая: если удастся найти в пригороде швейцарского городска гостиницу дешевле 100 евро, то это можно считать большой удачей. Дорого тут жить, дорого тут есть, и, конечно, дорого ездить. Местная транспортная система работает натурально как часы и по часам, вот только её использование разорит любого: часовой вояж примерно на семь десятков километров влетит пассажиру примерно в семьсот рублей!

Подобные цены мигом разорят любого, так что вполне справедливой будет мысль немного сэкономить на проезде. Для этого можно воспользоваться системой так называемых "Supersaver ticket". Эти билеты отличаются сравнительно низкой ценой, но действительны только на конкретные поезда. В то же время, их использование позволяет почти в два раза сократить расходы на поездку. Скажем, если упомянутая выше поездка из Лозанны в Берн обойдётся в обычном случае в 31 швейцарский франк, то аналогичный вояж по спецпредложению встанет всего в 18.60 франков.

“К употреблению в таком виде готовы далеко не все направления, и каждый раз, планируя вояж, неплохо бы справляться, как именно обстоят дела на текущий момент.

Чтобы избежать подобных сложностей, следует использовать многоразовые проездные, которых швейцарцы придумали великое множество. Увы, часть из них для использования мало пригодна, потому как, положим, весьма разумный билетик «9 o"clock travelpass», стоящий лишь 48 франков и позволяющий перемещаться по всей стране с 9 утра до полуночи по будням, доступен лишь счастливым обладателям «Half-Fare travelcard», то есть в большинстве своём местным жителям. Вроде бы, кажется, хорошей идеей будет такую карточку прикупить и себе, однако она стоит 165, 300 и 400 франков на 1, 2 и 3 года соответственно – мало кто ездит в Альпы с такой завидной регулярностью, чтобы окупить подобные приобретения.

Подобным же скверным образом обстоят дела и с «1-day travelpass», действительным без ограничения утреннего времени. Стоимость его 56.70 франков, но, опять-таки, нужна проклятая «Half-Fare travelcard».

Единственное, что доступно в этом плане – проездной «Happy Birthday travelpass» за 33 франка, но его использование возможно только в день рождения пассажира, что сильно ограничивает возможности манёвра.

Таким образом, планирующие мало-мальски активные поездки по Швейцарии оказываются без альтернативы перед набором карточек «Swiss Pass”.

Подобный билет действителен в течение 4, 8, 15 или 22 дней, причём в обычном случае эти дни идут подряд – нельзя разбивать их по отдельности. Для такого рода мероприятий существует «Swiss Flexi Pass», дающий право кататься по всей транспортной системе 3, 4, 5 или 6 дней в течение месяца. Естественно, чем больше дней предполагается ездить, тем выше стоимость проездного, и в то время как покупка на 4 дня обойдётся в 266 франков, 8-дневка влетит в 384 франка. Аналогично, раздельный билет на 3 дня будет стоить 254 франков, его аналог на 4 дня 308 франка и так далее.

Нетрудно заметить, что чем больше дней в билете, тем в среднем дешевле стоит каждый день. И тут надо упомянуть про ещё один способ экономии: путешествующие группой покупают свои билеты с небольшой скидкой, отчего для каждого из них первый указанный вариант обойдётся в 226 и 326 франков соответственно, а второй в 216 и 262 франка – какая-никакая, а выгода…

Есть также такая штука, как «Swiss Transfer Ticket», который нельзя купить в Швейцарии - только онлайн или в других странах. Его суть состоит в безвозмездном проезде от любого погранпункта Конфедерации до любой её точки и обратно. При этом точки въезда и выезда могут не совпадать, главное, чтобы поездка в каждую сторону завершилась в течение дня и шла по кратчайшему маршруту. Стоит подобный проездной 130 франков.

Теперь, когда понимание возможностей швейцарской транспортной системы у нас сложилось, можно перейти непосредственно к процессу покупки билетов.

Процесс этот достаточно несложен, и начинается прямо с оформления заказа.

Переключившись на английский язык кнопкой "en " в самом верху мы должны затем ввести нужные пункты отправления и прибытия, чтобы потому получить расписание примерно вот такой вот формы.

Поскольку в Швейцарии билеты продаются на определённое расстояние, практически всегда имеет смысл выбирать скоростные поезда, чтобы приехать побыстрее. Хотя, положа руку на сердце, обычно разница во времени у них с электричками не слишком велика - маршруты коротковаты...

Теперь, когда поезд выбран, встаёт необходимость занести в память компьютера свои данные, конкретно имя, фамилию и дату рождения.

После того, как этот этап позади, остаётся только вспомнить, нет ли под рукой ваучера на скидку.

Обычно такого ваучера в распоряжении путешественников не имеется, поэтому можно смело переходить к оформлению платежа, для чего сперва внести свои данные по прописке - это нужно для банковской системы.

Ну и, наконец, вот она, страничка с платёжными данными, заполнив поля который мы можем нажать вожделенную кнопочку "Purchase " и купить билет.

Использование билетных автоматов Швейцарии также вполне доступно для любого человека, мало-мальски сносно владеющим хоть каким-нибудь языком.

Вот так выглядят подобные автоматы.

Меню устроено сразу на нескольких языках, мы выберем наиболее популярный - английский.

Немецкий нам совсем не нужен в данном случае, так что нажимаем на "English " в правом нижнем углу экрана.

Благодаря такому нажатию мир становится понятнее, и все возможные опции как на ладони.

Введя станции отправления и назначения, мы зачастую получаем варианты проезда - через какую-то определённую станцию или там кратчайшим маршрутом.

Само собой, требуется выбрать поездку в одну сторону, или туда обратно. В последнем случае предусмотрена определённая скидка.

Выбор между вторым и первым классом очевиден.

Видимая сложность следующего экрана на самом деле не стоит ломаного гроша: эти ухищрения нужны тем, у кого есть упоминавшаяся выше "Half-Fare travelcar", тем, кто везёт животных и так далее. Мы же выбираем 1/ 1 и ту клавишу в правой колонке, которая соответствует количеству пассажиров.

Сделав несложный выбор, мы переходим к поискам нужной даты.

По умолчанию дата всегда сегодняшняя - это надо иметь в виду.

Изменение даты произвести легче, чем два байта переслать - для этого есть специальная кнопка "Later date " вверху справа.

Наконец, перед нами цена и вместе с ней варианты оплаты. Стоит отметить, что на приграничных станциях Швейцарии автоматы также принимают европейские монеты и купюры, выдавая сдачу, однако, швейцарскими франками.

И ещё для пущей важности рассмотрим вариант, когда нам нужен не простой билет, а какой-либо проездной. Для этого нужно выбрать опцию "Other tickets/offers ", и тогда появятся различные предложения.

Здесь как раз отображены те проездные, о которых шла речь выше - как видно, приобрести их не составит труда.

В общем, удачной вам поездки по Швейцарии...

Доброго времени суток! Вопрос для бывавших в Швейцарии и пользовавшихся местными ж/д.
1. Где целесообразнее приобрести Swiss Pass? По прилету в а/п Цюриха или в Москве в агентстве.
2. Можно ли заплатить за билет на поезд в кассе вокзала кредитной картой Visa?
3. Пользовался ли кто-нибудь Swiss Pass для получения 50% скидки на подъемники и высокогорные фуникулеры и ж/д? Насколько пунктуально предоставляют скидки и как они требуют оплачивать проезд ребенка 3,5 года (если он вообще оплачивается).

Спасибо!

Всегда уже более 5 лет покупаю Half Fare Ticket в аэропорту по прилету одновременно с покупкой билетов до места сразу с 50% скидкой. Оплачивали и наличкой и картой - никаких проблем, хоть виза, хоть мастеркард. Билеты именные, но паспорт никогда никто не спрашивал. На подъемниках скидка действует, но не на всех. Например, в Лейкербаде на больших подъемниках действовал, а на учебном - нет. Ребенок до 16 (точно верхнюю планку не помню)вместе с родителями путешествует бесплатно. Скидка действует как на первый, так и на второй класс вагона. Информация этого, ноябрь. На сайте SBB (www.sbb.ch) можно купить электронный билет, но я еще не пробовала это делать.
Скидки если действуют, дают как часы, хоть фуникулер, хоть автобус, летом действует и на кораблики. Да вы сами можете рассчитать свой маршрут на сайте SBB. Если указана цена со скидкой, значит так и будет. Кстати поезда и автобусы также ходят как часы. У нас случилось только 1 опоздание на 5 минут за все наше пребывание.

Спасибо господа и дамы за оперативные ответы!!!
2 Люся: я как раз забронировал себе отель в Лейкербаде. Если Вы там бывали, поделитесь впечатлениями..(гора Gemmi или может еще куда подняться в тех краях) Жаль я на лыжах не катаюсь, я так понимаю, там прекрасные условия для этого вида спорта.
и еще. планирую на денек отъехать в Церматт, забраться на Маттерхорн или Горнеграт.. что посоветуете? На Маттерхорн есть дворец ледяной, как впечатления от посещения?

Спасибо!


Цитата:
А это разве Swiss Pass? Вроде как Swiss Pass (и все другие его разновидности - а их несколько) продается только ВНЕ территории Швейцарии.

Андрею:
Какой вы отель забронировали в Лейкербаде и на какое время? Я буду в Линднер Альпентерм с 30 декабря по 11 января. и летим мы в Цюрих. В Церматт можно съездить из Лейкербада, интересная поездка, единственное тяжело в один день. т.к. дорога в один конец 2,5 часа, поэтому в один день не получится на Маттерхорн и Горнеграт, просто не успеете вернуться. т.к. последняя электиричка Церматта в Лейкербад в 16.30. Есть еще вариант - поехать туда на такси. Одна местная контора предлагает тур за 400 CHF за минивэн (7-10 чел.). если наберется желающих, то неплохо по деньгвм получится. Хорошо съездить в Сьон погулять и по магазинчикам прошвырнуться. если в отеле нет бассейна, то хорошо сходить в Бюргербад в термы. Можно подняться на Гемми, на Торент, прогуляться до ресторанчика в Бодмене, сходить к замершему водопаду. В Лейкербаде много мест для пеших прогулок. Мы с мужем тоже не катаемся, только дети. Но уматываемся за день будь здоров. мы ездили даже в Берн погулять на день.

Разобралась, зайдя на сайты SBB
http://mct.sbb.ch/mct/reiselust/int-gaeste.htm и swisstravelsystem . Скидочные билеты в соответствии с swisstravelsystem бывают 7 видов:
1. Swiss Pass
2. Swiss Flexi Pass
3. Swiss Youth Pass
4. Swiss Transfer Ticket
5. Swiss Card
6. Swiss Half Fare Card
7. Swiss Travel System-Familienkarte
Мы говорим о разных билетах - 1. Swiss pass дает право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд (горные дороги со скидками), а 6. Swiss Half Fare Card - 50% СКИДКУ на проезд. Остальные из этих 7 видов тоже предназначены для разных ситуаций проезда со скидками.
При этом разные виды этих 7 билетов и покупаются в разных местах. Swiss pass можно купить только ВНЕ территории Швейцарии (продают преимущественно турфирмы) и в on-line shop, а Swiss Half Fare Card продает большинство вокзалов, турфирмы и также on-line shop. Так что на вокзале в Цюрихе Swiss pass купить нельзя.
Для интересующихся - где можно купить все эти виды скидочных билетов на территории России:

Мы в Швейцарии использовали Swiss Flexi Pass - выбирали нужные дни из 2 недель нашего путешествия.

Не вынесла душа поэта:)).


Цитата:
Кто Вам это сказал? Сколько не ездил в Швейцарию, СвиссПасс покупал на месте (конкретно, в информационном центре вокзала Корнавэн). Аналогичный видел в аэропорту Женевы и на вокзале Цюриха. Так что, это

Цитата:
мягко говоря, недостоверно.


Цитата:
Полностью согласен. Плюс еще 40 мин. что на Горнеграт, что на Кляйн Маттерхорн. Нужно выбрать что-то одно.

Андрею:
Если вы собираетесь ездить из Лёйкербала каждый день, то тогда имеет смысл брать СвиссПасс, если только несколько раз - то Флекси. Это все просчитывается на сайте, который вам Люся указала (http://www.sbb.ch/).

До Цермата вряд ли будет перекрыта, т.к. сам Церматт находится на высоте 1600 метров. Должно что-то жуткое случиться, чтобы дорогу на Церматт перекрыли.
Что касается билетов: По-моему Swiss Pass достаточно дорогое удовольствие. Халф тикет стоит 99 CHF и отбивается сразу при покупке трансфера ап-отель ап, если конечно вы не останавливаетесь в Женеве. Как вы сказали Андрей. что будете в Лейкербаде, то сразу все и отыграеете и далее будете ездить с 50% скидкой. наездить 300 франков на одного - это вам тяжеловато будет. не отдых, а сплошные хоть и классные но электрички.

и еще 2 Андрей: сейчас в Цермате на Кляйн Маттерхорне - стройка, строят отель и большую панораму (мы были там в ноябре этого года). кататься можно, а если просто посмотреть, то краны слегка портят вид. Но с горнеграта нет такой панорамы, как на Кляйн Маттерхорне. просто завораживает сам вид Маттерхорна снизу из деревни. на высоте 1600 этот 4-х тысячный Зуб смотрится просто фантастически. открыт музей в леднике, и еще они сделали что-то вроде ледяного отеля, где все из льда. Сайт Церметта - www.zermatt.ch. Сайт Лейкебада www.leukerbad.ch. Лойкербад конечно попроще будет. Но если подняться на Gemmi, то в хорошую погоду видна вся панорама Монте Россы. Мы выезжали с горы по погоде, если у нас туман и снег, то с другой стороны Роны как правило все наоборот. Также и в регионе ЮнгФрау.


Цитата:
Прежде чем обвинять меня в недостоверности, уважаемый поэт - зайдите на швейцарский сайт
http://www.swisstravelsystem.ch/Fahrausweise.16.0.html


А покупать Вы могли на вокзале ДРУГОЙ вид скидочного билета (их 7), доступный для покупки на территории Швейцарии.
Кстати, такая система не только там - в Японии тоже нельзя покупать подобные билеты на территории Японии, только ВНЕ. Тоже будете обвинять меня в недостоверности мягко говоря? :)


Цитата:

Прежде чем обвинять меня в недостоверности, уважаемый поэт - зайдите на швейцарский сайт
http://www.swisstravelsystem.ch/Fahrausweise.16.0.html
и переведите с немецкого фразу, относящуюся к Swiss Pass там
In der Schweiz nicht erhältlich. Bezug bei den ausländischen Verkaufsstellen sowie online im Ticket Shop.
Марин, хотя вопрос не ко мне был, с переводом у вас все хорошо, но...)) Процитированная вами фраза со сноской 1)относится к Swiss Transfer Ticket.
Swiss Pass, Swiss Flexi Pass и Swiss Youth Pass можно приобрести на большинстве крупных железнодорожных станций Швейцарии. Билеты Swiss Transfer Ticket продаются только за пределами страны, Swiss Cards на границе и в железнодорожных кассах в аэропортах, Swiss Half Fare Card доступен на большинстве станций в Швейцарии и в турагентствах. Также все эти билеты можно купить on-line Ticket Shop на сайте SBB.


Цитата:


Люся, а что там за стройка? Оттуда и так вид не самый выигрышный, а если еще и краны((. Я тогда народ лучше на Ротхорн повезу (Горнеграт не предлагать). А ледовый дворец можно и на Юнгфрау посмотреть: они все одинаковые.

Большое спасибо всем за столь детальные разъяснения! Технологией сбора и обработки информации я, в общем и целом, владею. Просто не был в Швейцарии ни разу, и еще с немецким беда... вот и решил бывавших в тех краях побеспокоить...
2 Люся: я в Лейкербаде буду с 19 по 26 февраля 2008 года, так что шансов встретиться именно там немного... а отель, разумеется, Линднер..это лучшее соотношение цена/качество (за 221 доллар в сутки ничего подобного я не нашел).
На самом деле, я тоже лечу в Цюрих, по прилету сразу в Люцерн, т.к. там отличные отели предлагаются за крайне разумные деньги (для примера Monopol 4* напротив центральной станции стоит 160 долларов за Dbl). Из Люцерна хочу на панорамном экспрессе прокатиться в Берн, на "простой электричке" сгонять в Цюрих, ну и запланировал я все это (в том числе и Люцерн посмотреть) под 2 ночи проживания там, а вот потом Лейкербад. Ну и напоследок ночьку в Женеве, что бы на самолет рано утром из Лейкербада не нестись "сломя голову", да и осмотреться в Женеве и по набережной пройтись как то тоже хочется...
единственное обстоятельство, которое меня несколькко тревожит - это спиногрыз 3 лет и 8 месяцев отроду, взятый с собой...хотя он весьма самостоятельный юноша, и в свои годы повидал Доминиканскую республику, Болгарию, Турцию(трижды)...думаю освоится..
Опять 2 Люся: Вы как человек, имеющий собственный опыт посещения Лейкербада, просветите по уровню цен в тамошних ресторанах. В каких кормят вкуснее, и вообще по ценам просветите немного. Насколько я со своим немецким разобрался, картина такова: среднее горячее 20-25CHF, салат или суп 5-18CHF, десертик или фрукты 5-15CHF, чай, кофе, сок, вода 2-5CHF
Прав я или несколько заблуждаюсь?

Швейцария - страна железнодорожная. Практически в любой населенный пункт можно добраться на поезде, городской электричке, по зубчатой железной дороге или рельсовыми фуникулерами. Я не буду рассказывать про федеральные железные дороги, так как в поездке пользоваться ими мне не пришлось, а вот самые интересные локальные железнодорожные маршруты мы использовали.

1. Знакомство с железнодорожной инфраструктурой началось с узкоколейной железной дороги Matterhorn Gotthard Bahn, а точнее с ее участком на тоннеле Фурка на высоте 1,564 м над уровнем моря, длинной 15.34 км. Особенность этого участка состоит в том, что специальные платформы перевозят автомобили, причем с пассажирами.

2. Покупаете билет, заезжаете на платформу и через 25 минут вы с другой стороны перевала. Быстро, удобно, безопасно. Выходить из машины во время движения запрещено!

3. А теперь самая крутая железная дорога в мире Pilatusbahn с максимальным градиентом 48% и средним градиентом 35%. Линия проходит от озера Люцерн, до конечной остановки вблизи вершины Pilatus на высоте 2 073 м. Первый паровоз поднял пассажиров 4 июня 1889, а 15 мая 1937 года на маршруте появились поезда на электрической тяге.

4. Подъем и спуск по маршруту Alpnachstad - Pilatus Kulm и обратно стоит 72 швейцарских франка, причем спуститься можно и в город Kriens используя фуникулер. Поездка с собачкой дополнительно обойдется вам в 14 франков.

5. В наших планах ночевка на высоте 2132 метра, поэтому наши "чумоданы" загружают в неиспользуемую заднюю кабину машиниста.

6. Поехали! Виды из окна покажу в другом репортаже, а сейчас только транспортные фото.

7. Дорога одноколейная, посредине маршрута место для разъезда со встречными поездами.

8. Вагон Pilatusbahn на подъезде к вершине.

9. Вокзал, он же Hotel Bellevue, он же ресторан для туристов. Само собой, все эти заведения находятся на разных этажах:).

10. Наш следующий маршрут начинается в коммуне Лаутербруннен, кантоне Берн. Поезд зубчатой железной дороги Wengernalpbahn открытой в 1893 году доставит нас в деревню Венген, чтобы оттуда мы совершим поездку по высочайшей железной дороге в Европе Jungfraubahn.

11. На фотографиях не видно, но уже темно, льет мелкий дождь, из окна поезда вообще ничего не было видно. Поэтому я еще вернусь к этой дороге позже, после поездки по Jungfraubahn.

12. "Ретро-поезда" тоже еще работают, но мы поедем вот на этом, который справа.

13. Чистые и современные поезда Wengernalpbahn.

14. Поезд на промежуточной станции Eismeer железной дороги Jungfraubahn. Стоянка поезда 5 минут, поэтому можно выйти и полюбоваться вечными льдами и величием скал. Интересно, что Гайер получил разрешение на строительство при условии предоставления доказательства, что разрежённый воздух высокогорья не нанесёт вреда здоровью рабочих, а позднее и пассажирам железной дороги. Поэтому 15 сентября 1894 года в три часа утра из Церматта на Брайтхорн в Пеннинских Альпах (кантон Вале) отправилась группа испытуемых. Семь человек в возрасте от 10 до 70 лет отнесли на носилках на высокогорное плато на высоту 3750 м, результат повторного обследования не обнаружил отрицательного воздействия прогулки на их здоровье, после чего разрешение было выдано.

15. Перепад высот 1400 метров, протяженность 9 км. Для любителей поблевать есть пакетики.

16. И снова Wengernalpbahn.

17. Билетик недорой, в пределах 5 франков, поездами пользуются не только туристы, но и местные жители.

18. Виды завораживают.

20. Встречаем ретро-поезд, который ходит 2 раза в день.

21. Красиво?

22. И вот, мы снова на вокзале Lauterbrunnen.

23. Поезд зубчатой железной дороги Berner Oberland Bahn.

24. Ну, и на последок железная дорога Montreux Vevey Riviera (MVR).

25. Особенность дороги в том, что поезд нужно останавливать с помощью кнопки на специальной колонке. Если этого не сделать, то он проходит мимо. Такая же кнопка есть и в вагоне.

26. Не могу сказать стоимость билетика на этот поезд, так как все отели в большинстве городов Швейцарии выдают гостям транспортные карты, в которые входит и проезд на городских электричках и фуникулерах. А в кантоне Женева даже и экспресс в аэропорт.

27. Часть вагона выделена под пассажиров первого класса.

28. Поднявшись на фуникулере Territet - Glion видим поезда железной дороги Montreux-Glion-Rochers de Naye (MGN). Прикольно, сзади поезда еще тележка для грузов.

29. И вот такой необычный девайс.

30. Поезд Швейцарских федеральных железных дорог SBB-CFF-FFS на вокзале в Vevey.

31. Кстати, на участках железных дорог мне попадались ну ооочень старые рельсы. Вот такой железнодорожный репортаж. Будет еще много интересного из Швейцарии, следите!

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в