Самые известные названия пиратских кораблей в истории, литературе и кино. Названия кораблей. Как корабль назовешь… Знаменитые названия пиратских кораблей. Список


Инквизиция – самая могущественная сила внутри Империума, она движется по галактике изкореняя ересь и предательство. Чтобы обеспечивать своё передвижение она командует «Чёрными Кораблями», это мощные суда которых боятся все. Конструируемые исключительно Адептус Механикус на Марсе, «Чёрные Корабли» - самые таинственные боевые суда находящиеся на службе Империума.

В давние времена Великие Магистры Инквизиции сочли, что полагаться на Имперский Флот или силы Космического Десанта неправильно и был затребован новый корабль.
Объединяя в себе многие особенности Ударного Крейсера космодесанта и полноразмерный корпус Боевого Крейсера, «Чёрный Корабль» (названный так изза своей плохой репутации) может развёртывать наземные силы величиной в 1 роту с последующей орбитальной поддержкой.

Обычно работая в одиночку или при поддержке Имперского Флота или эскорта космодесанта этот корабль может служить ядром для сокрушительной боевой группы по расправе с еретиками и восстаниями.

Эти редкие суда обычно действуют исключительно для Инквизиции, но временами, когда интересы Инквизиции и Имперского Флота пересекаются «Чёрный Корабль» может присоединится к боевой группе флота. И хотя редкому адмиралу нравится вмешательство Инквизиции «Чёрный Корабль» всегда достойное дополнение к любым силам.

Изза столь таинственной природы их работы редкие операции с участием «Чёрного Корабля» придаются огласке. Хотя уничтожение «Экклеизарха Невского» при отражении атаки тиранидов на Хоратию III заметно выделяется. «Невский» и его эскорты уничтожили все три Корабля-улья перед тем как их разбили оставшиеся дроны. Уничтожение Кораблей-ульев прекратило поток подкреплений на раздираемую войной планету и Имперская Гвардия вместе с Командами Караула Смерти из «Невского» истребили орды тиранидов.

"Черный Корабль" Инквизиции 270 очков



Специальные правила:

"Черный корабль" автоматически проходит тест на Лидерство при специальном приказе "Полный вперед" из-за дополнительных резервов мощности двигателя.

"Черный корабль" Инквизиции не может находиться в эскадре с любым другим кораблем Империума или Космического десанта. Ни Адмирал, ни Магистр Флота не могут использовать "Черный корабль" в качестве флагманского.

Тесты на лидерство на "Черный корабль" кидаются отдельно и по таблице Лидерства Космических десантников".

Использование "Черного корабля":

Можно использовать только один "Черный корабль" на каждые 2,500 очков любых других имперских судов.

"Черный корабль" может действовать отдельно от остального флота, используя только эскорт из имперских кораблей. Каждый "Черный корабль" может использовать максимум шесть Эскортных кораблей любого типа.

потырено отсюда http://warhammer40k.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=49&Itemid=62

Развернуть

Третья игровая встреча:

Без каких-либо проблем со стороны варп перелетов, партия добирается до мира-улья Сумеречный и высаживаются на его столичный улей Умбра. Их, как и в оперативных предыдущих играх, высадилось четверо, ибо инквизитор не смог лично высадиться на мир из-за ухудшения самочувствия после космического боя с хаоситами на орбите луны с сокровищницей. Однако, миссия довольно таки социальная, подразумевает переговоры с главой культа смерти и потому лидер партии нужен и выбор пал на самого молчаливого игрока и на персонажа с самым большим количеством лулзов - на священника Таурона Мецлера.

Задача проста - садитесь в шатл, пилот приземляется возле базы культа смерти, переговариваете с их главой, договариваетесь чтобы те выполнили старое обещание и перевели книгу, что полутали игроки в прошлой миссии, с переводом возвращаетесь на ковер к инквизитору и улетаете к дальнейшим приключениям. На бумаге все гладко и никаких проблем не предвещает, но еще при спуске в шатле с аколитами связывается генерал арбитров этого мира и требует чтобы партия прибыли к нему на аудиенцию. Опа! Выбирать куда сначала лететь? Да, не, я на таком не настаивал и игроки после бурной дискуссии все же решили разобраться сначала с культом, а уже потом с арбитрами. Ну и правильно.
Партия входит в ничем не примечательные залы базы культа смерти и единственное, что может вызвать подозрение - тени. Тени везде. Тени будто сгущаются и передвигаются. Да, у теней еще и ножи есть и потому игроки обезоружены адептами культа и лишь священник, на правах лидера, был допущен в следующий зал где его ждал глава культа, высокие человек в силовой броне, плаще и маске-черепе, но не смотря на тяжелые доспехи со сложнейшими механизмами, двигающийся абсолютно пластично и бесшумно. Довольно затяжные переговоры главы с лидером, во время которых остальная партия то и дело ломала себе лица фэйспалмами, но вот глава культа согласился предоставить одного из адептов - сгорбленного старца, чье лицо сокрыто в тени капюшона, который проследует на корабль инквизитора и приступит к переводу книги. На вопросы «как долго будет длиться перевод?», тот отвечает что примерно 2 недели.
Ну, что же, первая задача выполнена - можно и к арбитрам сходить. База была прописана ровно на 3 локации - коридор, пыточная и зал для совещаний. Партию встретил лейтенант Твинк, представился, поздоровался, осенил себя аквилой и повел аколитов в зал для совещаний на прием к генералу.
Генерал, зная, что аколиты являются не просто бомжами, но официальными представителями инквизитора на боевом фрегате на орбите мира и имеют право говорить от лица своего лорда, попросил у аколитов помощи. Дело в том что в улье зачастились очень странные пропажи людей. Точнее пропажи людей только начались, а вот пропажи черни, что не живет в шпилях, стартовали уже очень давно… Тут же генерал сообщает о двух последних пропажах с которых и стоит начать расследование, одно из них - пропажа какого-то виконтика в шпиле, второе - пропажа одной из особо активной и агрессивной банды нижних уровней улья. Почему их связали? Потому что на стенах обоих мест преступления, преступник оставил свою подпись…


Рисунок, который был хоть где-нибудь на стене каждого места преступления, он же подпись преступника.

Боевая часть команды высаживается и сразу в путь. Районы подонков представляли из себя три локацию «старт», локацию «финиш» и три линии между ними, которые были поделены на свои локации.
Игроки прошли через локации с кодовыми названиями «старт», «ломбард с охраной», «Баласы с наркотой», «Дживс шестеренка», «наркоман» и наконец «финиш».


Вот так была поделена локация города подонков на нижнем уровне улья.

Ползти они пытались и по локации Баласов, но там они не прокинули кубы и «Эй, снежок! Поди сюда!», лишь социалка Дрейка спасла героев от боя.
Лавка Дживса… Ну, Дживс это мой фетиш… Лавка еретиха, который не считает себя еретихом, но явно идет не по каноничному пути слуги Омниссии. Герои проходят по заброшенной свалке, по горам разного бытового мусора пока не начинают различать сквозь дымку чего-то крайне вредного для организма башню построенную из этого самого мусора. Войдя в нее они оказываются в лавке - прилавки, товар выставленный на полки, диковинные девайсы, подвешенные на цепи и свисающие прямо на уровне лица посетителей, дверь ведущая куда-то в темноту склада. Через короткий промежуток времени из темноты вылетает сначала херувим с безумной улыбкой на лице и крыльями вороны вместо рук, а затем и его хозяин выходит на сцену. Дживс появляется на освещенной части комнаты, шесть окуляров ярко светятся из под грязного красного капюшона его изрядно потрепанной робы механикуса, он передвигается крайне стремительно, а все из-за массивной нижней части тела, которая представляет из себя аугментику в виде тела гигантского механического паука. Он бесцеремонно осматривает редких посетителей головой на сильно удлиняющейся шее и сразу переходит к делу - что им нужно в его лавке. Узнав, что они хотят пройти до места обитания банды, что пропала недавно, а Дрейк желает еще и получить руку, которую свисает с потолка на цепи, дабы вернуть боеспособность своему клирику, Дживс предлагает цену его услуг - они идут севернее лавки (в локацию «наркоман»), находят там одного психа, живущего там, устраняют его и получают все что просят. Наемники соглашаются. Пройдя через еще несколько мусорных барханов, они оказываются в локации где живет тот самый наркоман. Здесь ядовитый туман становится еще более густым, а из-за технического освещения, принимает мистически желтый цвет. Здесь гораздо чище, во всяком случаи, не барханы мусора. Дуэт видит основательное такое бунгало с чучелом огромного ксено-зверя и факелами по периметру. Подкравшись поближе, наемники слышат шаги того кто здесь живет. Дрейк решат подкрасться к окну и посмотреть обстановку, у него получается, внутри он видит обыденно обставленную квартирку, со шкафом у стены, круглым столом по середине комнату, с несколькими стульями у стола и в углу стоящий ламповый телевизор с разбитым стеклом, ну и хозяин этого убранства сидит в своем плаще и противогазе за столом, да смотрит в выключенный телевизор. Наркоман замечает Дрейка в окне и приветливо машет ему рукой, приглашая внутрь. Дрейк и Летос принимают приглашение, открывают дверь, входят внутрь и Дрейк делает ровно один выстрел в лоб хозяину дома. Офигенная сцена окончена. Очень жаль… Я столько надежд возлагал на этого безумного священника, что люто хейтит АдМехов, а он решил отыграть хладнокровного убийцу… Нет, это его право, а может даже долг и зла я не держу, но просто обидно. Единственная отдушина, после выстрела я все же попросил их прокинуть тест на тафность по поводу того что они уже вдоволь надышались сомнительных газов, а газик был только у Дрейка и то дешевый. Дрейк тест прокинул, а Летос словил паранойю на почве того что все кто рядом это скрытые враги и пытаются специально заваливать его миссии, впрочем, это проявлялось лишь в дальнейших диалогов и никак иначе. После убийства священника, наемники возвращаются к Дживсу, тот вручает им награду, говорит как пройти побыстрее к базе банды и на выходе из лавки, они пересекаются с остальной партией, которая решила догнать наемников.


Основой для священника послужил этот чудный золотоискатель из комикса Унесенные Взрывом.

Добравшись до уровня улья где гуляет боевая часть партии, Квалия и Таурон отправляются по уже проторенному наемниками пути, Твинк ставит сигнализацию на глайдер, партия отходит, спрашивая лейтеху о том хватит ли звуковой сигнализации на что тот отвечает, мол «Машину защищает сам Император *раздается звук удара током, крик какого-то угонщика-неудачника и начинает чувствоваться запах гари*, ну и защитные руны тоже помогают в плане сохранности глайдера».

Партия соединяется и направляется на место преступления. там они находят недостроенную высотку с всюду разбросанным мусором, лежанками и прочими следами жизнедеятельности большой и не очень хорошо воспитанной группы лиц. Начав обыск недостройки, один из наемников услышал какой-то шорох за спиной, обернулся, но там никого. Он вгляделся в обстановку чуть основательней и заметил, что одна из стен не каменная, а фанерная, подцепил ее ножиком и увидел там небольшой схрон в котором прятались два подростка азиатской внешности (я не знаю зачем сделал их азиатами, наверно, потому что до этого абсолютно все персонажи в моих играх были европеоидами…), парня зовут Кио, а его сестру Юки. Игроки пытаются заговорить с испуганными детьми, но те лишь молчат, дрожат и недоверчиво зыркают глазками, тогда с помощью крика и мата с ними пытается заговорить Твинк - странно, но тоже не дает результата, после чего уже Квалия берет ситуацию в свои руки и решает их подкормить тем что было из еды у нее с собой. Дети выхватывают паек у псайкера и стартуют как можно быстрее за угол коридора, партия за ними, но дети вскоре возвращаются обратно в коридор аколитов, пятясь спиной, за ними в коридор выходит несколько бандитов держа детей на мушке. Аколиты вступают в перебранку с бандитами - и те и другие жаждут получить детей и считают их своей собственностью, но дети явно не желают идти с «ползунами» из страшных сказок, начинается бой, псайкер кидает клины, Летос и Дрейк стреляют с обеих рук, Таурон старается делать вид что он полезен, Твинк исчезает. Бой был достаточно коротким - тройка бандитов не чета группе аколитов инквизиции, дети присоединяются к игрокам, оказывая сомнительную, но помощь. партия выходит из недостройки и тут Твинк вновь объявляется, «Где ты был?», «Проверял тылы - мне показалось что я слышу еще группу бандитов». партия в полном составе летит в шпили.

В шпилях лишь с помощью Юки партия находит тайный ход за эмблемой «ползунов» и спускается туда. Долгий спуск по туннелям и вот наконец реальная развилка - еще ниже или направо. Игроки решают сначала проверить ответвление направо и через короткое время упираются в массивную холодную металлическую дверь. Попытка псайкера открыть ее своим псайкерством, выпадание перил и вот происходит взрыв эпицентром коего становится псайкер, партия получает легкие садины, а вся одежда и снаряжение Квалии испепеляется в вспышке света. Благо хоть Летос проявил джентльменство и одолжил свой плащ.


Квалия Чемберс, Имперский псайкер. Первую половину своей жизни Квалия росла совершенно непримечательной ничем девушкой на безызвестном мире-храме, где самым большим её достижением была должность товароведа в универмаге, где она заботилась о принятии поставок продуктов, бытовых товаров, религиозных безделушек и тому подобного ассортимента. К 25-ти годам она стала замечать странные вещи, вроде перемещения предметов в моменты проявления эмоций или казалось бы небольшого маловероятного везения. Но самыми заметными для самой Квалии стали ужасные, кошмарные сны, которые посещали её всё чаще и чаще. Молитвы Богу-Императору не помогали, и когда же сны начали проявляться наяву, перерастая в видения, эта простая девушка сама обратилась в ближайшую церковь за помощью, зная (из пропаганды Экклезиархии) о не самой приятной участи людей, которые смели скрывать подобную информацию от властей, и их окружения. Чёрный корабль не заставил себя долго ждать. Следующие без малого 14 лет Квалия провела подле трона Императора на Святой Терре. Представители Схоластики Псайкана заключили, что нечто, вызвавшее у Квалии навязчивые кошмары, могло бы к этому времени завладеть душой и телом любого из большинства обитателей чёрных кораблей. Её признали достаточной сильной, чтобы пройти санкционирование и служить Империуму. Незадолго до завершения обучения Квалии, Ордо Цезарус направили запрос в Адептус Астра Телепатика, согласно которому им требовался псайкер. В качестве пожелания была обозначена устойчивость перед силами варпа (возможно, потому что один из псайкеров этого Святого Ордоса был прежде развращён артефактами). Таким образом, благодаря обстоятельствам прошлого, последовавших после проявления псайкерских способностей, Квалия была передана во служение Инквизитору, получив своё место среди Аколитов. Характер Квалии заметно изменился после санкционирования. Он стал сложным: непредсказуемым и внутренне противоречивым. Ей свойственны частые перемены настроения и несколько заниженная самооценка. Поэтому ей кажется, что ты считаешь её слишком толстой. Также, покинув Терру и почувствовав себя более свободной, она стала подвержена капризам, которые, однако, ограничены сиюминутными потребностями и комфортом. Вопреки этому, наличие психосил обязывает её контролировать свои эмоции и порывы, что, благодаря железной воле, ей удаётся столь просто, что для окружающих желания Квалии могут оставаться тайной до тех пор, пока она действительно не захочет обратного. Искренняя любовь к Императору - единственное, что она не пытается контролировать и руководит ею в приключениях. Квалия немногословна, но благодаря природному шарму способна располагать к себе людей даже без применения психосил. Квалия стала Аколитом Инквизиции лишь потому, что её направил Адептус. Возможно, такова воля Императора, - решила она. Пока шло санкционирование, Квалия часто думала о том, как вернётся на родной мир и получит почитаемую должность в рядах Экклезиархии, которой эта женщина симпатизировала куда больше, чем Инквизиции. В тайне от всех, она полагает, что инквизиторы уделяют куда меньше внимания воле Императора, действуя более в своих интересах, чем в Его или Империума, а полномочий у них больше, чем в действительности необходимо для обеспечения безопасности человечества. Тем не менее, из-за трепета перед могуществом Инквизиции, скорее всего, Квалия унесёт эту тайну с собой в могилу. В гипотетической ситуации конфликта между интересами Инквизиции и Экклезиархии, она бы, вероятно, не смогла бы выступить ни против одной, ни против другой. В душе Квалия убеждена, что предана самому Императору куда больше, чем любым организациям Империума. Ради исполнения Его воли она не пожалеет ни тела, ни тем более рассудка. Она также верит, что после смерти Император защитит её душу. Как правило, получая задание от организации, она может задуматься: действительно ли это соответствует Его воле, и, что важнее, не противоречит ли это ей. Обычно, какое-нибудь событие, возникшее на пути к его выполнению, она может расценить как знак и ответ.

«Я подкрадусь к ним поближе» сказал Дрейк за мгновение до того как провалить все тесты на ловкость, спалиться и вступить в открытый бой. Игроки адекватно оценили силы и потому начали поспешно отступать, но генокрады шли следом, гранаты их задерживали, но погоня продолжалась, сотни пуль летели в след слугам Трона, но лишь некоторые из них догоняли героев, одна из них попала в Твинка, остальные минорно ранили Летоса и Дрейка. Партия выбежала на поверхность и взрывом гранаты засыпала проход для преследователей, срочно рывок до глайдера, ибо нужно спешить доложить о находке генералу арбитров, полет, странная улыбка из под шлема Твинка, который был за рулем глайдера… Твинк оказывается двойным агентом и скрытым генокультистом, получив от патриарха приказ разбить глайдер, дабы умертвить аколитов инквизиции, Твинк ни на секунды не сомневался и сразу направил глайдер прямым путем в стену, но что-то пошло не так и экипаж разбился о крышу здания, разбросав пассажиров по всей ее поверхности. Первыми в себя пришли Твинк и Дрейк между которыми началась короткая рукопашная битва, а Твинк спалил как можно легко определить именно этот культ генокрадов - по огромным мешкам под глазами и анализу крови. Дрейк победил предателя, помог остальной команде прийти в себя и вот они продолжают свой путь. К сожалению, Кио погиб при аварии и Юки теперь полна святой ненависти к мерзким ксеносам, отнявшим у нее брата.

И так, по возвращению к генералу арбитров и быстрой его проверки под дулом пистолетов, был собран военный совет. Главнокомандующий СПО, глава АдМехов с фрегата инквизитора, главнокомандующий ближайшими соединениями Гвардии, генерал арбитров и наша партия аколитов уселись за круглый стол и начали строить планы по освобождению планеты из под нависшей угрозы. Игроки самостоятельно придумали, что отряд аколитов отправится скрытно наносить удар в сердце культа, а все остальные силы будут шуметь и разводить противника на открытую конфронтацию, все остальные детали остались на откуп театра одного актера. Затем каждый из командующих по одному подошел к священнику, который номинально лидер отряда и попросил чтобы именно его силы были в авангарде наступления. Когда это попросил первый командир, игроки ничего не поняли, когда это попросил второй были сильно озадачены, когда их попросил третий они начали смеяться и придумывать хитрые варианты ответов, на просьбу четвертого командира они уже просто ухахатывались - комедийный момент сработал точно как и рассчитывалось.

Кад сценой аколиты добрались до входа в подземелье генокрадов, парочка простеньких боев со стражей и вот они уже на балконе какого-то «театра». Сцена на которой стоит гигантская бомба, примус культа возле нее и огромная толпа зараженных перед сценой. увидев такую толпу врагов игроки были ошарашены… благо, им хватило ума подождать пока примус закончит свою речь и отпустит эту толпу восвояси, но им не хватило ума дождаться пока последний человек из этой толпы уйдет на безопасное расстояние и потому они открыли огонь по примусу слишком рано. Мало того что они промахнулись раз - вернулась малая часть зрителей, так они еще и промахнулись два - примус активировал бомбу и игроки видели как каждый ход на бомбе исчезает один цветовой индикатор, означающий скорый бада-бум. В принципе, на этот бой у игроков случился крайней тяжести рак кубов - из десяти выстрелов они сделали 10 промахов, да, потом они выкинули несколько критов подряд, благодаря забегу до бомбы под перекрестным огнем противника вовремя отключили бомбу (ну, как отключили… перевели таймер с «детонация через 20 секунд» на «детонация через 20 дней») и смогли зачистить локацию даже без ввода мастерского рояля в кустах в виде союзного снайпера эльдар на противоположном балконе и без рака кубов.
Пока примус умирал, он успел проговориться о том что все у них схвачено, о том что планетарный губернатор остался без защиты, ибо вся защита сражается на улицах улья и что вскоре губер будет заражен, игроки осознали степень кошмара, добили ксено-тварь и рванули в сторону шпилей попутно отстреливая генокультистов. Вся их пробежка по коридорам шпиля, в котором явно видны следы боя, до тронного зала губернатора сопровождалась вставками о том какие ужасы войны сейчас происходят на улицах и о том какие героические ластстенды то здесь то там устраивают обреченные силы лоялистов. Ставки были высоки как никогда и аколиты это прекрасно понимали.
Вот они наконец добираются до тронного зала, видят патриарха культа, который облизывается на жирненького коротышку - планетарного губернатора и магуса культа, который зачем-то предлагает губеру принять проклятие ксеносов добровольно, а вокруг этой компашки крутится пяток генычей попроще. Слуги инквизиции героически бросаются в бой, отвлекая тварей от губернатора, который в свою очередь поспешил спрятаться в ближайший шкаф. Псайкер сражался с магусом, Дрейк и Летос стреляли во все что движется, Таурон отвлекал внимание патриарха, враги гибли, но патроны подходили к концу, а через окна в шпиль залезали все новые и новые генокрады, что сразу же мчались разорвать наших героев. Вот Летос кидает последнюю гранату, вот снайпер-Дрейк уже достает нож из-за конца боеприпасов, вот Квалия уже начинает читать отходную молитву, а Таурон еще немного и сляжет мертвым, очередная волна генокрадов залезает в зал, шансов на победу нет и тут РОЯЛЬ В КУСТАХ! из-за спин аколитов на подмогу приходят эльдары, что точными короткими очередями своих сюрикенновых орудий срезают тиранидские отродья и ставят жирную точку сразу после слов «победа Империума». Рояли в кустах это плохо? Ролевки без сцен с неожиданным поворотом и ролевки без сильных эмоций (а отчаяние это довольно сильная эмоция, нам ли это не знать…) вот что плохо.
Эльдар разговаривает с аколитами загадками, о том что их судьбы связаны, о том что все это предначертано и о том что люди помогут остроухим, ну и прочие бла-бла-бла. Обделавшегося губернатора достают из шкафа. После смерти примуса, магуса и патриарха силы генокрадов стали не скоординированы и лоялисты смогли их уничтожить, медицинская проверка всех и вся, парад победы, праздник в шпилях, в ходе коего псайкерша чувствует близкое присутствие того направленного зла, что чувствовала еще на первой планете, но посчитала что в этом чувстве виноваты излишки алкоголя.
Дней через 7, адепта культа смерти, что переводил еретический фолиант на корабле инквизитора, доложил что перевод окончен, что сокровище на планете Талифакс и выдвинул идею, что он должен проследовать вместе с группой, дабы если что, то перевести тексты прямо на месте, группа не нашла что возразить и фрегат тут же вылетел в путь. Аколиты забыли оповестить планетарные власти или кого-либо еще о бомбе генокрадов…

Конец третей части.

______________________________________________________________

Четвертая игровая встреча:

А НЕ БЫЛО НИКАКОЙ ЧЕТВЕРТОЙ ИГРОВОЙ ВСТРЕЧИ!

Один игрок очень сильно подвел, я перегорел и отказался доводить кампанию до конца. Я как считаю - назначается дата игры, которая всех устраивает, если у тебя появляется какая-либо форсмажорная причина (будь там что-то маловажное типа отчисление из ВУЗа или что-то архиважное типа похорон хомячка двоюродного дяди лучшего друга), то ты пишешь «соррян, я не могу» и партия переносится. Все. Пишешь - переносим. Он не написал, мы все собрались, его нет, звоним ему, он не может, «А раньше не мог сообщить?!», «Черт с ним, давайте в следующий раз». И в следующий раз он поступил точно так же, и когда он все это повторил в третий раз, я отказался от этой затеи.

Но если коротко, что их там ожидало:
Если первый модуль был скорее про стелс и исследование мира, второй про боевки и приключение, а третий про социалку и слегка детектив, то четвертый должен был это все объединить, он должен был стать квинтэссенцией кампании.
Выпав из варпа у, по документам, планеты, орбита которой под контролем лоялистов, игроки оказываются сразу же в звездном бою между имперцами и орками, немного механики из Вольного Торговца и вот шатлом с игроками уже стреляют по планете. На подлете к планете их сбивает орочье ПВО и партии пришлось бы самостоятельно добираться до ближайшего аванпоста лоялистов. По пути они бы нашли ту самую огневую точку орков, будто пожованную Химеру (в нее стреляли из Bubblechukka орков), конвой орков, засаду орков из которой бы их спасли странного вида космодесантники, вышедшие из не возьмись откуда взявшемуся туману и уничтоживших ксеносов в полном молчании, что должно было стать мостиком к следующим миссиям, которые были бы связаны с моим авторским чаптером. После чего их бы нашел патруль гвардов, доставил бы в лагерь, там была бы для разрядки сцена с путаницей в званиях гвардейской иерархии, аколиты получили бы Химеру, отряд гвардов у каждого члена которого был отдельно прописан хоть и шаблонный, но характер и отправились бы в путь в город орков. Там по пути они бы получили сигнал о помощи от аванпоста, что несколько в стороне от маршрута, нашли бы еще парочку мини боев и все задуманные ивенты, которые они по тем или иным причинам не активировали до встречи с гвардами. В городе орков они могли бы направиться в подземелье куда им и надо, проникнуть на завод биг-мека, дабы разобраться с Бабблчаккой, или вовсе залезть на личную крузу варбосса, что висит на цепях над этим городом. У мека они бы встретили Дживса, который сейчас ведет обмен знаниями с орочьими меками, а потом бы сразились с биг-меком, который в силовухе и с теллепортом, на корабле они бы взяли его на абордаж, освободили бы тысячи пленных, нашли бы тонны лута, а потом, возможно, сбросили бы корабль на город, но именно в подземельях развивается основной сюжет. В подземельях они бы проникли в личный тронный зал варбосса, в этом зале напротив трона стоял бы портал эльдар - та заветная дверь за которой герои и спустились на эту Императором забытую планету. Бой с варбоссом и вот герои прыгают в портал, там бы Хатеп, а именно так звали того адепта, открыл бы свое истинное лицо главы культа смерти и напал бы на своих бывших союзников, дабы единоправно властвовать над артефактом, что хранится в древнем заброшенном храме эльдар, в который и вели врата. Если бы бой с Хатепом оказался бы слишком простым, то статуи начали бы оживать, дабы задать жару мон-кеям, по итогу игроки бы добрались до артефакта, который был бы как-либо связан со Звездой Тираном, а это был бы еще один мостик на будущие модули, обвал, спешный побег из храма и из катакомб, возвращение на корабль инквизитора, победа, окончание кампании. Приблизительный пример вашего предложения будет в том, как если бы вы взяли годовой отпуск с вашей работы, чтобы поиграть в видеоигры, находясь на самообеспечении.
Вы бы так смогли? Почему бы и нет! Но это может показаться легко только на определённых стадиях жизни.
Большинство известных мне авторов, довольно легко смогли бы так сделать в свои двадцать с чем-то лет (хотя тогда они были менее умелыми авторами), но не в 30+ когда у них уже семьи и счета, которые надо оплачивать.
Это не к тому, что все авторы пишут только ради денег. Если бы это было так, то вы бы вечно читали книги только о Кровавых Ангелах, Темных Ангелах, Ультрамаринах и Космических волках – это то что продается лучше всего по 40к.
Никто бы даже не стал браться за Хаос, ИГ или Ксеносов.
У меня самого кстати уже был набросок истории о старых добрых временах бездушных Некронов, с акцентом на воспоминаниях о временах, когда они были обмануты и шагнули в тела машин, которых прокляли, и мне понятно, почему никто в итоге на некронах так толком и не сфокусировался.

Мне интересно знать, почему вы считаете, что они не будут хорошо продаваться? Может быть я немного не объективен, но я бы с удовольствием почитал что-нибудь от лица некронов

Я так думаю по опыту (и моего, и многочисленных коллег в профессии) и по обсуждениям продаж в Блэк Лайбрэри с редакторами (особенно с учетом сравнения цифр продаж)
Примерная разбивка выглядит как-то так:

1) Книги сами по себе продаются не то чтобы очень хорошо. Во всяком случае не в тех масштабах, в которых люди предполагают. Кроме того, у большинства авторов есть своя постоянная дневная работа. И те авторы у которых это не так, думаю, или самые везучие, или те самые богатые 0.01% от общего числа (Кинг, Роулинг и т.д.) или согласны на заработок даже ниже среднего чем на обычных работах т.е. полностью наслаждаются авторским бытием.

2) Научная фантастика и Фэнтази продаются и ещё хуже, чем книги в целом. Довольно распространенная практика для фантастики - продаваться тиражом в пару тысяч копий, и это с учетом продвижения издательством. Многие авторы даже не покрывают свои авансы за произведения (а это значит никаких роялти (процент с продаж) в будущем).
При этом самый приемлемый вариант зарабатывания денег в качестве автора (хотя и не только) это собирать роялти со своих многочисленных продаваемых книг. Это то как держатся на плаву в профессии.
(И по стечению обстоятельств то, что убивает таких ленивых жоп как я).

3) И так уж получилось, что произведения по 40к продаются очень хорошо (по меркам книг научной фантастики) И многие из них приобретаются людьми, которые не имеют никакого отношения к игре или хобби в целом. Встречаются также и писатели, насмехавшиеся над работой по лицензионным вселенным, до того момента как они узнали о суммах продажах книг по 40к.
И я сам могу быть писателем на полный рабочий день, только благодаря роялти по 40к. Надеюсь, что я так или иначе, всегда буду что-то писать. Просто не обязательно что это будет 40к.

4) С другой стороны, вот есть то, что продается круто – Большие Вещи. Основные истории Ереси Хоруса например. Следующий уровень пожиже – Кровавые Ангелы, Ультрамарины, Дарк Ангелы и – ох божечки – Космические волки.
Классические известные ордена, это именно то что надо новичкам. Именно они делают кассу, особенно Космические волки.
Следующий уровень ниже это книги про Хаоситов и Инквизицию. И так далее всё ниже и ниже – к примеру есть и рассказы по Вархаммер фэнтази, которые по словам авторов даже и близко не окупили аванса за них (а значит и никаких роялти)

И книги про ксеносов определённо продаются. Просто они не очень хорошо продаются, в сравнении с другими работами. Поэтому очень тяжело вкладываться во что-то такое рискованное и с финансовой, и с профессиональной точки зрения.
Я бы тоже с удовольствием почитал о них (некронах)! Но я также понимаю кого-то, кто в свои 30 с чем-то лет не станет брать отпуск на 6-18 месяцев ради написания чего-то, что принесёт им так мало денег.

И опять повторю – не всё только ради денег, иначе бы у нас бы были только книги про большую четвёрку орденов, поэтому мы иногда шатаемся туда-сюда, берёмся за не очень популярные темы. И приличная книга по ксеносам определённо будет иметь успех. Какой-нибудь быстрый автор вполне мог бы пойти на риск и уложиться в 3-4 месяца без проблем. Для меня, например, такое невообразимо, но кто-то вполне мог бы.
А что если бы оно продавалось с таким успехом, чтобы можно было потратить на это много времени, как например для такого медленного автора как я? Нуфигзнает.

Но разве ГВ делает книги не для того чтобы продавать побольше новых минечек?

О, ну определённо, ГВ заинтересованно в этом, но ГВ не выбирает конкретно, что должно быть написано в книге. Они конечно могут дать автору конкретный проект. Некоторые авторы на это соглашаются. Но большинство из нас, всё таки, предлагает свои идеи и мысли.

Кроме того, что касается публикаций – книги несомненно повышают продажи миниатюр. Но когда дело доходит до чистых цифр, то если вы это, например, издательский дом и могли бы выпустить Космических волков, которые будут продаваться просто охренеть как и книгу про Крутов, которая будет неплоха, но продастся в районе 5% от Космических волков, то вы сразу поймёте, почему люди фокусируются на том, что продается.
Это как когда ГВ обвиняют в том, что они навязывают и заставляют людей покупать Космодесантников. Но это не совсем так. Космодесантники продаются просто похудеть как, поэтому они и продолжают делать их больше.
Да, это порочный круг, но он основан не на цинизме или ненависти к чему-то. Он опирается на предложение, которое удовлетворяет спрос, хотя при этом и усугубляя положение в целом. И при этом - делая кассу.

В конечном счёте, всё делается для воплощения всего сеттинга, делая его глубже и более детализированным, а не просто как продвижение моделей/наборов.
Они уже пытались свести все публикации к этому на протяжении 18 месяцев (вы могли это заметить по обилию книг завязанных на релизы минек пару лет назад) и, скажем так – они перестали этим заниматься довольно быстро.

Развернуть

Из Ларца Полководца вы сможете достать Ловчего — инновационный боевой механизм Сарнаута! Кроме этого, в данном ларце содержатся специальные заклинания для вашего транспорта.

Война между Лигой и Империей не утихает. Ученые и маги ломают головы над новыми чертежами и заклинаниями, стараясь обогнать врагов в гонке вооружений.

В этот раз очередной скачок в разработке боевых механизмов произошел в секретной лаборатории НИИ МАНАНАЗЭМ. Восставшим удалось реализовать заказ, который должен был сильно укрепить позиции Империи на военных рубежах. Однако волею судьбы и происками разведчиков и диверсантов Лиги секретные схемы стали не такими уж секретными. Так армии обеих фракций получили в свое распоряжение принципиально новый боевой механизм — Ловчего !

Он не получает повреждения при падении с высоты, не тонет и не снижает скорость в воде , а мощнейшие боевые умения не оставят врагам ни малейшего шанса на выживание!

Купить Ларцы Полководца вы можете в Лавке Редкостей .

Внимание, данное предложение ограничено по времени действия, спешите!


Код доступа Ловчего

Позволяет получить в свое распоряжение Ловчего — уникальное средство передвижения и ведения боевых действий.


Часть шифра Ловчего

Соединив 100 частей шифра, можно получить в свое распоряжение уникальный боевой механизм — Ловчего!


Легендарный свиток полководца

Если принести этот документ Очень Уважаемому Гоблину в Лавку редкостей, можно получить новую способность, применяемую во время езды верхом: сокращает время вызова наземного транспорта на 20%!

1 такой свиток О. У. Гоблин обменяет на 10 частей шифра Ловчего.


Великий свиток полководца

Если принести этот документ Очень Уважаемому Гоблину в Лавку Редкостей, можно получить новую способность, применяемую во время верховой езды: 2% маны и здоровья восстанавливаются каждые две секунды!

Собрав 10 таких свитков, вы можете обменять их на Легендарный свиток полководца, также О. У. Гоблин обменяет 1 такой свиток на 1 часть шифра Ловчего .


Старший свиток полководца

Если принести этот документ Очень Уважаемому Гоблину в Лавку Редкостей, можно получить новую способность, применяемую во время езды верхом: скакун и седок становятся невидимыми на 6 секунд.

Собрав 10 таких свитков, вы можете обменять их на Великий свиток полководца.


Младший свиток полководца

Если принести этот документ Очень Уважаемому Гоблину в Лавку Редкостей, можно получить новую способность, применяемую во время езды верхом: увеличение скорости скакуна до 13 метров в секунду на 12 секунд.

Собрав 10 таких свитков, вы можете обменять их на Старший свиток полководца.

Все это вы можете получить, открыв Ларец Полководца, который продается в Лавке Редкостей .

Другие полезные предметы, которые можно обнаружить, открыв Ларец Полководца:

При открытии каждого Ларца вы получите специальную валюту — коллекционную монету , за которую можно купить товары из ассортимента Очень Уважаемого Гоблина.

Ежедневный розыгрыш Ларцов

Открыв Ларец Полководца, каждый игрок автоматически участвует в уникальном розыгрыше редчайших реликвий Сарнаута. Три персонажа, открывшие наибольшее количество Ларцов в течение дня, становятся победителями и получают уникальный чертеж корабля Инквизиции. Кроме того, участникам розыгрыша, занявшим призовые места, достанутся золотые монеты и кристаллическая крошка.

Призы за розыгрыш

1 - 3 места

Чертеж корабля Инквизиции

" Нет в мире башен выше, чем шпили Марса, нет городов огромнее, чем Ульи Марса, и нет людей более преданных поиску знаний, чем Техножрецы Марса."

Давайте поговорим о Адептус Механикус. Обсудим кто они такие.Во что они верят.Как были найдены Императором.И т.д и т.п...
Лично вот что я нашел про них:
"Когда Техножрецы создали первые храмы и вернули порядок на Марс, они заложили основу армии Культа Механикус, Легионов Титанов. Они создали оружие, способное функционировать во враждебных условиях планеты. Это были гигантские боевые машины, незваные Титанами. С тех пор Легионы Титанов были главной силой армии Культа Механикус. Теперь, когда Марс стал частью Империума, они служат Императору.

Ни одна боевая машина Вселенной не может сравниться по мощи с Титаном. Крупнейшие из Титанов усеяны орудийными башнями и несут разрушительное вооружение, способное уничтожать целые армии противника. Внутри Титана бесчисленные члены его команды находятся на своих постах. Одни из них управляют двигателем, позволяющим гигантской машине шагать по полям сражений. Другие управляют могучими орудиями Титана, нацеливая его турели и смертоносные ракеты. Титан – это наземный боевой корабль. Такой огромной машине требуется поддержка пехоты и танков, чтобы использовать свою невероятную огневую мощь наиболее эффективно. Некоторые Титаны служат и транспортами, их огромные ноги превращаются в могучие крепости, из которых атакует пехота.

Создание Титана занимает многие годы. За каждой машиной стоят века тяжелого труда. Считается, что самые огромные и древние Титаны содержат в себе часть силы самого Бога-Машины. Их возраст и технологическая сложность превращают их в священные реликвии. Техножрецы украшают Титанов знаменами, чтобы подчеркнуть их святость. Перед каждой битвой они окропляют машины священными маслами и служат Мессу Культа Механикус перед всем легионом. Во время нее упоминаются священные имена Титанов, и цитируется Устав Техниканума. Для Техножрецов Титан – не просто боевая машина, это проявление Бога-Машины, святое и почитаемое дитя Технологии. Служить в экипаже Титана – значит лично служить Богу-Машине. Это – самая почетная служба для простого смертного."

Фракции Адептус Механикус

Омниссиады

В среде Механикус существует движение, напоминающее собой Торианское движение в Инквизиции. То есть, идея вызова либо Омниссии (термин, используемый Механикус для обозначения Императора), либо самого Бога-Машины в предварительно построенного или значительно усовершенствованного Аватара, чтобы он мог повести за собой техножрецов вплоть до самого конца их Поиска Знания. Однако подобная философия рассматривается другими собратьями техножрецами как крайне опасная.
Несмотря на то, что большую часть членов этой фракции объединяет единая цель, они чрезвычайно расходятся в способах ее достижения.
Некоторые ищут самых способных из сервиторов, чтобы создать для Бога-Машины носителя из плоти и металла. Генеторы выращивают чудовищных созданий в гигантских инкубаторных био-ваннах, считая их абсолютными органическими совершенствами. Есть и более темные, такие, кто пытается создать полностью механическую конструкцию, затрагивая темные и запрещенные искусства ИИ (Изуверского Интеллекта).
Для Адептус Механикус это все равно, что демонические сущности, так нетерпимые инквизиторами с пуританским (или здравым) складом ума.
Неудивительно, что приверженцы данных принципов приветствуют и поддерживают тесные связи с представителями других сходных философий, а именно: с уже упомянутыми Торианцами, Хоруситами и другими Культами Рессурекционистов, способными оказать помощь в великом стремлении явить Бога-Машину среди его сторонников.
Именно поэтому Инквизиция так много знает об Омниссиадах. И именно поэтому с Механикус было заключено множество тайных соглашений, призванных искоренить еретические порывы вызова богов.
Для Омниссиадов совершенно очевидно, что час Его возвращения близок. Ксеноереси некронтир явили себя, чтобы теперь можно было обрушить на них праведную кару; скептики с мира-фабрики Грифонне IV были признаны недостойными и были зачищены; множество изменников, Темных Механикус, были убиты или захвачены во время недавней осады Кадии.

Империо-Когнистики

Поиск Знания, проводимый Механикус, может рассматриваться как внутреннее, духовное путешествие, а не только как физическое. Эта идея кажется притягательной многим техножрецам, особенно слишком старым или слишком занятым, чтобы самим отправиться к звездам.
Для них смысл Поиска Знания заключается не в самом поиске, а - в более мирских задачах ежедневного ввода данных, починки, инженерных работ, а также миллиона других подобных задач. Для этих членов Адептус Механикус, также называемых Империо-Когнистиками, Империум - не более чем гигантский супер-когитатор, постоянно обрабатывающий огромное количество данных, что в конечном итоге обязательно приведет к сбору всех существующих знаний.
Чаще всего такое представление называют Божественным Порядком Обработки.
Последователи данных верований часто представляются традиционалистами, причем иногда даже слишком консервативными. Для них, все задачи за исключением требующих непосредственного участия, таких например, как отражение вооруженного нападения, вторичны в сравнении с процессом вычисления.
Империо-Когнистики считают себя антивирусами в галактике, полной ксеновирусов и извращенного программирования (Темных Механикус и сил Хаоса), и поэтому рассматривают все, что не является их собственной технологией, как зараженное и крайне опасное для использования.
И единственно возможная для них форма изменения - модернизация. Причем, работая внутри такого огромного "когитатора" как Империум, это может быть как персональным действием, на пример, техножрец может вставить в свой мозг новый чип памяти, так и глобальным, на пример, это может быть завоевание новых миров, увеличивающее "память" Империума, и тем самым, повышающее скорость обрабатывания им данных, что в итоге приближает Поиск Знания к своему логическому завершению.
Но даже самые радикально настроенные из Империо-Когнистиков рассматривают эти изменения Божественного Порядка Обработки как слишком критические и стремятся при любой возможности замедлить их.

Кхамрийцы

Среди Механикус существует определенный страх перед разумными механизмами - ИИ или "Изуверским Интеллектом". Этот страх ИИ берет свое начало в Темной Эре Технологий, когда практиковались неестественные и извращенные науки, а разумные машины сражались со своими человеческими хозяевами за превосходство.
С тех пор, согласно указу Императора, запрещено заниматься созданием или поддержанием машин, способных думать самостоятельно.
Однако в конце 34-го тысячелетия новопосвященный и талантливый магос по имени Дежио Кхамрий тайно распространил результаты проведенных им исследований в области ИИ. Его работы были настолько убедительны, что несколько техножрецов присоединились к нему в его исследованиях запрещенной науки.
К концу своего первого столетия в ранге магоса, Кхамрий был уже полностью уверен, что его теории готовы для представления всем Адептус Механикус.
Как же глубоко он заблуждался. В течение считанных месяцев он превратился в преследуемого всеми беглеца, и в конечном итоге общими усилиями Инквизиции, Механикус и даже Ордена Железных Рук был загнан в угол и схвачен. Он был взят под стражу Адептус Механикус, и дальнейшая его судьба остается неизвестной и по сей день.
Несмотря на это, некоторые неортодоксальные техножрецы все еще горят желанием продолжать исследования в области ИИ, надеясь познать и освоить древние артефакты, попадающиеся им в забытых уголках галактики. Некоторые даже пытаются создавать копии своих находок, чтобы получить для себя разумных слуг-роботов. И если им когда-либо удастся добиться успеха и начать массовое производство своих еретических созданий, то темные дни Железных Людей вполне могут вернуться
Целые Легионы мыслящих механических воинов восстали тогда против человечества - кто может гарантировать, что подобное не повторится?

Органики

На первый взгляд эта философия выглядит совсем неуместной в организации, использующей так много механизмов и металла. Для большинства Адептус Механикус плоть - слаба и является лишь помехой, но только не для данной фракции.
Учение Органиков рассматривает биологическую материю как простейший механизм. Мозг представляется сложным когитатором, а тело - биологическим аппаратом.
Сторонники данной философии, как и можно было ожидать, в основном Генеторы и члены Адептус Биологикус, изучающие и всевозможно улучшающие органическую материю, выращивая в своих инкубаторных биованнах массу причудливых и ужасных созданий.
Там, где обычный техножрец, на определенных стадиях своей карьеры, будет усовершенствовать себя за счет бионических конечностей, модулей памяти и других кибернетических имплантантов, Органик, скорее всего, пересадит себе различные железы, увеличит при помощи стимуляторов мышечную массу и усовершенствует свои чувства за счет новых органов, выращенных в лабораториях.
Большинство Органиков не отказываются от идей своих собратьев только лишь из-за того, что те отдают предпочтение металлу, а не плоти. В некоторых случаях Органики тоже используют бионические имплантанты, просто они априори не отвергают возможность использования и биологических компонентов.
Несмотря на то, что биологические заменители считаются неестественными, Адептус Механикус не преследуют Органиков только благодаря тому, что те принимают идеи Культа Машины, а также искусны в обслуживании оставшихся биологических компонентов старых магосов.

Ксенариты

Мир-фабрика Сигиес VIII - большой спутник, вращающийся вокруг газового гиганта в системе двойной звезды Вулканис. Система Вулканис является важным форпостом Адептус Механикус, расположенным далеко от Терры на галактическом севере и в непосредственной близости от Глаза Ужаса. Во времена Ереси Хоруса Сигиес сопротивлялся силам еретиков и был спасен только благодаря вмешательству таинственных эльдар. С тех пор он является домом для тайной фракции Адептус Механикус, сторонники которой называют себя Ксенаритами.
Ксенариты изучают и даже используют ксенотехнологии, что глубоко осуждается другими техножрецами. Поговорка гласит: "Если бы Омниссия хотел, чтобы мы использовали ксенотех, он бы наделил нас отвратительными ксеномозгами." Ксенариты же указывают на то, что вмешавшиеся эльдар пришли на помощь истинным последователям Бога-Машины, и что это знак того, что даже они подчиняются его воле. Поэтому изучать их, есть священный долг Ксенаритов.
Зная об антипатии, питаемой их коллегами, Ксенариты действуют скрытно и обычно посылают техножрецов с сервиторами работать в места нахождения ксеноартефактов, вместо того, чтобы доставлять их для исследования на свои миры-фабрики, как того требует учение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экспедиции Ксенаритов во время своих исследований часто сталкиваются с сопротивлением чужеродных жизненных форм, местных жителей, а также других техножрецов и инквизиторов. Случаются и открытые столкновения с Имперскими властями, печальные происшествия, заставляющие Ксенаритов лишь глубже уходить в подполье, скрывая свидетельства своей деятельности и устанавливая все более и более сильное охранение вокруг мест, проведения своих исследований.
Иероним Тезла стал руническим жрецом на мире-фабрике Сигиес VIII. Рунические жрецы обучаются тайным областям науки, таким как: интуитивная механика, умозрение и импровизация. И хотя более ортодоксальные техножрецы относятся к руническим жрецам с большим недоверием, их навыки применяются, когда способы, описанные в писании и учении, не помогают. Такой подход устраивает Ксенаритов, поэтому Тезла был завербован еще до того, как его обучение подошло к концу. Обладающий пытливым разумом и врожденным даром обнаружения ксеноартефактов Тезла быстро стал одним из главных членов фракции. Среди Ксенаритов Тезла прославился своим бесстрашием во время исследования потерпевшего аварию в секторе Тамаль корабля Фра"алов, а также своими плазменно-варповыми теориями. Более того, его труды по исследованию древних орочьих генераторов силового поля на Полярисе официально признаны и одобрены к изучению.
Десять лет назад исследования артефактов беженцев-эльдар, обнаруженных на осколке метеорита АБ/90120джк7м, привлекли внимание Тезлы к изначальным мирам Границы Хальрубры. Последний раз его видели, когда он отправлялся во главе тяжело вооруженной экспедиции на спутник Эльдратона IV, где по его убеждению находится еще никем не обнаруженный эльдарский варп-портал.

Культ Микро-Омниссии

В Геликанском подсекторе расположена звезда, вокруг которой вращается планета Главия. Главия - единственный планетоид класса M в своей звездной системе. Она считается второй из восьми планет системы, несмотря на то, что, из-за свой чрезвычайно эллиптической орбиты, ее действительная позиция варьируется между первой и второй. У Главии есть один естественный спутник - небольшая луна, Галат, колонизированный Адептус Механикус, так же на нем находится металлургическая колония.
Аванпост Адептус Механикус, расположенный на Галате, играет важную роль в формировании репутации Главии, являясь центром субкульта Механикус, называемого "Культ Микро-Омниссии".
Несмотря на то, что местные техно-жрецы, так же, как и все свои коллеги - чрезвычайно скрытные, нам все же удалось, после продолжительных переговоров, получить аудиенцию у одного из техно-магосов. Из того, что нам удалось разузнать, стало ясно следующее. Культ учит, что Машинный Бог Омниссия живет в душах всех машин, и, следовательно, чем меньше машина, тем ближе можно подобраться к Омниссии, и тем идеальнее становится сама машина.
Местные техно-жрецы работают с микро-кузнями, создавая одни из самых утонченных и мелких машин во всем Империуме. В частности, венцом их творений являются наногенные машины, настолько мелкие, что их невозможно различить невооруженным глазом. Из-за этой одержимости микро-технологиями Культ постоянно нуждается в кремнии, добываемом на Главии. Кремний широко используется при создании микромашин. Также при помощи наногеных технологий техно-жрецы как раз и вшивают в тело пилота Главианские биосхемы, которыми так славится Главия.
Однако, Культ устанавливает значительно меньше биосхем, чем может показаться на первый взгляд. Техно-жрецы Микро-Омниссии в основном занимаются внутренними системами управления кораблей Имперского Военно-космического флота. Правда, благодаря своим микро-кузням, они также заработали репутацию лучших производителей игольчатого оружия во всем Империуме и, поговаривают, что они имеют контракт на поставку игольчатого оружия для Официо Ассасинорум.

P.S.Это общая информация о фракциях техножрецов, в заключение могу рассказать о чёрных кораблях Адептус Механикус, используемых самой Инквизицией.

Черные Корабли Инквизиции

Инквизиция - самая могущественная сила внутри Империума, она движется по галактике искореняя ересь и предательство. Чтобы обеспечивать свое передвижение она командует Черными Кораблями, это мощные суда, которых боятся все. Конструируемые исключительно Адептус Механикус на Марсе, Черные Корабли - самые таинственные боевые суда, находящиеся на службе Империума. В давние времена Великие Магистры Инквизиции сочли, что полагаться на Имперский флот или силы Космического Десанта неправильно и был затребован новый корабль.

Объединяя в себе многие особенности ударного крейсера Космического Десанта и полноразмерный корпус боевого крейсера, Черный Корабль (называемый так из-за своей дурной славы) способен развернуть наземные силы численностью до роты с последующей орбитальной поддержкой. Обычно работая в одиночку, или при поддержке Имперского флота или эскорта Космического Десанта этот корабль может служить ядром сокрушительной боевой группы в расправе с еретиками и восстаниями.

Эти редкие суда обычно действуют исключительно в интересах Инквизиции, но временами, когда ее интересы пересекаются с интересами Имперского флота, Черный Корабль может присоединиться к боевой группе флота. И хотя редкому адмиралу нравится вмешательство Инквизиции, Черный Корабль - всегда достойное дополнение к любым силам.

Из-за столь таинственной природы их работы редкие операции с участием Черного Корабля придаются огласке. Хотя гибель "Экклезиарха Невского" при отражении атаки тиранидов на Хоратию III заметно выделяется. "Невский" и его эскорт уничтожили все три корабля-улья перед тем как их разбили оставшиеся дроны. Уничтожение кораблей-ульев прекратило поток подкреплений на раздираемую войной планету и Имперская Гвардия вместе с командами Караула Смерти с "Невского" истребили орды тиранидов.

Имеет место предположение, что некоторые Ордены Космического Десанта запрашивали подобные суда на Марсе для себя, но все их запросы были отклонены.

О отписались
На всем протяжении Империума Адептус Механикус имеют дело с технологиями любого уровня, начиная с обычных мусороперерабатывающих заводов на мирах-ульях и заканчивая боевыми танками «Хищник». Конструирование и техническое обслуживание абсолютно любых устройств долг этой могущественной организации. Но главным их вкладом остается формирование и содержание Легионов титанов и Стражей технологий – армий, которые являются наибольшей ценностью в пропитанном кровью 41-м тысячелетии. Но среди всех их творений особенно выделяются могущественные орудия Ординатус.

Центурио Ординатус

Эти невероятные машины разрушения не принадлежат ни к одному из Легионов титанов или полков Скитарий, они находятся под контролем подразделения, известного как Центурио Ординатус. Именно оно решает, какие из этих уникальных узкоспециализированных машин можно направить в сражение, так как многие экземпляры невероятно стары или сохранились только в единственном экземпляре. Для пробуждения духов этого оружия требуется невероятное количество приготовлений и ревностное обслуживание.

Сами по себе орудия Ординатус - самые странные и несуразные боевые машины, разработанные Адептус Механикус. Едва ли не все из них были построены для какой-то определенной битвы или кампании, и многие с тех пор так ни разу и не включались. Одним из самых ярких примеров такого рода служит «Ординатус Приам». Эта огромная машина-тунеллепрокалдчик была создана во время Ереси Гора, когда шла осада Приама, города, захваченного ордами предателей. Пройдя сквозь раскаленную мантию планеты, незаметный ни для каких средств обнаружения, он позволил четырем элитным ударным ротам Имперской Гвардии вырвать из рук опешившего противника городской Генератум Вулканис. С отключением энергии, а значит и с отключением большинства защитных сооружений, еретики были обречены. Сам «Ординатус Приам» получил непоправимые повреждения из-за отказа нескольких теплоотводов.

В хранилищах Ординатус есть орудия и приспособления, на первый взгляд кажущиеся менее экзотическими и более востребованными, но несмотря на это, Ординатус дают разрешение на использование своих сокровищ только в важнейших битвах Империума и исключительно для конкретных операций. Со времен восхождения Императора на Золотой трон имена Ординатус вселяли благоговейный ужас в сердца врагов человечества, видевших ужасающие возможности их детищ.

В кулуарах Культа Механикус Ординатус почитаются, как живые воплощения Бога Машины, а их творения даже в Адептус Механикус считаются верхом совершенства и технической мысли. И по сей день их сокровища ждут своего часа в огромных хранилищах, аккуратно упакованные, испещренные святыми рунами, смазанные лучшим маслом, отполированные до блеска и благословленные Лордом Центурио Ординатус. Их экипажи – лучшие из лучших Стражи Технологий, воины-фанатики, служащие живым богам.
Технологии Ординатус

Боевые машины Ординатус несокрушимы, их мощь ужасающа, они безжалостно прокладывают свой путь сквозь полчища врагов, оставляя за собой горы трупов и покореженного металла.

Все они оснащены плазменными генераторами, которые снабжают энергией их двигатели и орудия, несмотря на то, что у этих генераторов есть один существенный недостаток - они очень нестабильны и в случае уничтожения, орудие Ординатус взрывается, превращаясь в огромный шар перегретой плазмы, сметающий на своем пути и своих и чужих.

Непробиваемой защитой Ординатус служат мощные силовые щиты, называемые также рассеивающими полями. Осколки, энергетические заряды и болты отражаются от поля, не в состоянии причинить вред машине. К несчастью, духи, управляющие этими полями требуют такого невероятного количества энергии, что в конце концов неминуемо перегружают генераторы. Случись такое вовремя боя, одно это может изменить исход сражения.

В погоне за своим смертельным врагом, орочьим военным вождем Гхазкуллом Траккой, пытавшимся скрыться после своего поражения на планете-улье Армагеддон, Комиссар Яррик попал в мир Скватов Голгофа.

Несмотря на помощь Яррика, сопротивление сил планетарной обороны было сломлено ордой орков, возглавляемой Гхазкуллом, а сам Яррик был взят в плен. Пытаясь унизить своего заклятого врага, Гхазкулл он оставил Комиссара в живых в качестве своего узника.

Через некоторое время Яррик, проявив чудеса изобретательности, сбежал из позорного плена и вернулся на Голгофу уже вместе с подмогой - карательной экспедицией Стражей технологий и Титанами. С самого начала кампании армии Империума терпели поражение за поражением из-за ошеломляющего численного превосходства орочьих орд. В попытке сломить орков в захваченных мастерских Скватов они сконструировали "Голгофу", машину, разметавшую проклятые орды орков по всей планете устрашающими залпами своих ракет "Адский огонь" за одну неделю. Так орки были изгнаны из родного мира Скватов, а Ординатус Голгофы и по сей день сражается на передовых рубежах всех битв Империума, где враг пытается одержать победу числом.

Ракеты Адский огонь

Адский огонь - собирательный термин, обозначающий мощное многокомпонентное кислотно - вирусное оружие Адептус Механикус. Его смертоносная начинка с одинаковой легкостью прожигает и броню и плоть. Существует мнение о том, что лучше умереть от взрыва ракеты, чем выжить после удара, настолько разрушителен ее эффект. "Голгофа" может нести всего шесть ракет этого типа и сделать всего один - два пуска в час.

При помощи всего одной ракеты, несущей несколько кассетных боеголовок, можно зачистить огромную площадь. Благодаря отличной системе наведения ракеты могут быть обрушены на любую точку поля боя в радиусе, намного превышающем, зону прямой видимости "Голгофы" с идеальной точностью. Подсветка цели необходима "Голгофе" только при ведении заградительного огня.

Враги, застигнутые врасплох залпом Голгофы даже не успевают понять, что с ними случилось, до того как их плоть полностью сгорает и стекает с костей….

Армагеддон

Ординатус Армагеддона приняли первый удар сил Хаоса во время войны за Армагеддон. Множество городов были стерты с лица планеты машинами разрушения Хаоса - Владыками боли Кхорна, Лордами битв и демоническими орудиями Хаоса до того, как гений Адептус Механикус Геронимус Андерсен нашел способ остановить эти машины разрушения с помощью Ординатус. Андерсен решил установить мощное орудие, снятое с космического корабля, на шасси, и таким образом, имперские силы получили возможность с легкостью уничтожать любого противника, не взирая на размер и толщину брони.

Конечно же, в 41-м тысячелетии уже сложно придумать абсолютно новое техническое решение, и этот проект тоже не стал исключением. Прообразом машины стал знаменитый Циклоп - скватский Убийца Титанов. Достоверно известно, что в битве за улей Тартарус было уничтожено, по меньшей мере, четыре Титана Хаоса и два отделения демонических орудий. Лишившись поддержки этих машин, штурмовые войска хаоситов бессильно разбились о двухкилометровые стены улья.

Ординатус Армагеддона, участвовали в войнах со всеми без исключения врагами человечества и показали, что их боевые машины действительно лучшие из лучших.
Орудие "Нова"

Принцип орудия "Нова" аналогичен, используемом у в Плазменном Аннигиляторе, установленном на Титанах класса "Император". Однако, есть и одно существенное отличие - в момент расширения первичной плазмы при выстреле, "Нова" может четко фокусировать и управлять энергией взрыва, что позволяет расчету вести огонь тремя разными способами:
подавать плазму в расширительную камеру небольшими порциями, и таким образом, вести огонь длинными очередями или закачивать всю плазму в камеру одновременно и произвести один сокрушительный залп. К тому же, с помощью такого невероятного количества энергии можно произвести выстрел плазменным лучом, который одновременно выжигает обширную площадь.

Во время Ереси Хоруса на Марсе, родном мире Адептус Механикус, разразилась гражданская война. Армии предателей под предводительством магоса Соломона Аббадона восстали против власти Императора и предприняли попытку свержения законных властителей планеты. Империум, естественно, принял ответные меры и выслал космическую армаду, чтобы уничтожить нечестивых пособников Абаддона и сравнять с землей его собственную цитадель - Иерихон, служившую базой для сепаратистов во время атак на заводы и базы сил, лояльных Императору.

Эта задача оказалась практически невыполнимой, и все попытки имперцев уничтожить крепость мятежников заканчивались провалом из-за могущественного древнего артефакта, найденного во времена Великого Крестового Похода, защищавшего Иерихон. Генератор вихревого поля, по некотором предположениям созданный таинственными К`тан, делал бесполезными любые атаки с орбиты. Любой корабль, приближавшийся, на расстояние атаки мгновенно разрывался на куски и отправлялся в варп. Но однажды, совершенно случайно, во время боев в горах в нескольких километрах от Иерихона выяснилось, что вихревое поле защищает крепость только от атак из космоса.

Кастеллум Иерихон, как еще называли цитадель, считался неприступной крепостью и был защищен стенами толщиной в полмили, вершина которых утопала в облаках. Центральный бастион был изготовлен из самого высокопрочного металлического сплава, известного человечеству.

Когда все известные методы штурма были испробованы и ни один из них не принес результата, стало ясно, что для взятия крепости необходимо некое нестандартное решение. Решение было найдено Адептус Механикус. С помощью уникальной технологии Ординатус Марса создали акустическое резонирующее оружие. Первым ударом звуковой волны стены цитадели были превращены в пыль, а печально известная башня согнулась и смялась, словно кусок фальги, наполнив окружающее пространство пронзительным воем разрываемого метала. Так мерзкий Иерихон был сметен с лица Марса, а отступник Соломон Абаддон был жестоко наказан за свое предательство.

Акустический разрушитель

Не только здания уязвимы к волнам Акустического разрушителя. Эффект звуковой волны во многом напоминает действие мощных взрывных волн. Постоянно меняя частоту излучения, орудие разрушает здания и уничтожает живую силу врага и технику. Повреждения, наносимые этой машиной поистине жуткие - звуковые волны пронзают барабанные перепонки, срывают кожу с тел жертв, а кости, суставы и внутренние органы просто разрываются, вся электронная техника взрывается или выходит из строя, а силовые и вакуумные поля отключаются, делая технику, укрепления и всех их защитников новыми жертвами акустического удара.
Только тяжелая броня Титанов, укрепленные стены цитаделей, леса или иные укрытия дают некоторую защиту от акустического воздействия этого страшного творения Ординатус.

Происхождение Титанов берет свое начало на Марсе. В древности множество различных кланов вели войны на сухих, выжженных пустошах, раскинувшихся между враждующими Городами-Ульями. Для того чтобы осадить Улей, требовалось что-то, способное преодолеть огромные расстояния необитаемых пыльных пустошей, что-то способное вести за собой армию. Именно тогда были созданы громадные шагающие машины, несущие корабельные орудия, способные сокрушить любой Улей. Когда идея Титанов обрела популярность, было создано множество орудий и стратегий для борьбе с ними.

По своей сути Титаны более всего схожи с кораблями – дредноутами конца 19 – начала 20 века. Дизайн Титана напоминает батарею осадных орудий. Их метод передвижения позволяет передвигаться по любой поверхности, будь то пыльные пустоши Марса, скальные лабиринты, пустыни. Титаны несут то же вооружение, что и Флот Империума, лишь немного уменьшенное в размерах.

Когда Император отправился в свой Великий Крестовый Поход, он взял Марсианские Легионы Титанов с собой. После основания новых Миров-Кузень (или нахождения старых) было основано несколько различных Легионов Адептус Титаникус, производство Титанов началось по всему Империуму. Как и Ордена Космических Десантников, дома и кланы Адептус Титаникус хранят верность своим традициям, тактикам боя и геральдике. К примеру, Легион Боевых Грифонов, основанный на Мире-Кузне Грифон IV, известен своей серо-желтой цветовой схемой.

Как и все войска Империума, Легионы Титанов прошли испытание верности Империуму во время Ереси Хоруса. Множество кланов и домов Адептус Титаникус находились под властью Военачальника Хоруса. Это привело к тому, что практически половина Легионов Титанов перешла под контроль Хаоса. Кстати, интересно то, что на службе Хаоса до сих пор стоят Титаны класса «Грабитель», практически не использующиеся Империумом. Очень часто Титаны Хаоса одержимы демонами, что только повышает разрушительную мощь этих машин.

Орки и Эльдары строят собственных Титанов, хотя их машины очень сильно отличаются от Имперских.

Орки строят «Гаргантов», которым они поклоняются даже больше, чем люди своим Титанам. Столь же неповоротливые и громоздкие, сколь и уродливые, Гарганты Орков удивительно живучи. Орки дублируют все системы, и каждая составляющая Гарганта живет отдельной жизнью. Чтобы обезвредить Гарганта, следует разорвать его на части, разнести на куски. Технология производста Орочьих Гаргантов переусложнена самими же Орками. Десятки надсмотрщиков командуют сотнями Гротов, гоняя их по всей конструкции. В отличие от Имперских Титанов, Гарганты не имеют классов. Орки считают, что «они далжны смертельно палить и визде далжны тарчать пушки». Чаще всего Гарганты защищены ненадежными самодельными силовыми полями Орков и вооружены орудиями, снятыми с разбившихся Космических Громадин, Эскортеров и Крейсеров. Мощь Гаргантов такова, что если в битве столкнется Гаргант и Титан класса «Повелитель», можно с уверенностью сказать, что вскоре рядом с Гаргантом будет возвышаться гора обломков, бывших некогда Титаном. Но Гарганты неповоротливы. Умный Имперский Принцепс будет нарезать на Титане круги вокруг Гарганта, разрывая его на куски огнем своих орудий.

Титаны Эльдаров также сильно отличаются от Имперских. Они больше походят на увеличенных в размерах «Призрачных Лордов», чем на Титанов. Имперские Титаны медлительны и всесокрушающи, тогда как Эльдарские проворны, быстры и смертоносны. Они с легкостью превосходят в маневренности даже Имперских Разведывательных Титанов. Их скорость делает практически невозможным захват цели Имперскими Орудиями, и противник, не знающий слабых сторон этих машин, обречен. Но Титаны Эльдаров хрупки. Призрачная Кость, которую так ненавидит пехота за ее крепость, очень чувствительна к попаданиям танков и Титанов. Пойманный в перекрестье прицела такого орудия, Титан Эльдар беззащитен и будет уничтожен.

Также существуют гигантские Био-Конструкции Тиранидов. Но это не Титаны, скорее это просто очень большие живые существа. Они гораздо меньше Имперских Титанов, и легко могут быть уничтожены в открытом поединке. Но природа этих существ позволяет им развивать огромную скорость и наносить ужасающие повреждения в ближнем бою. А их способность передвигаться по сложной территории даст сто очков вперед даже Эльдарам.

Пираты во все времена ассоциировались с искателями приключений, грабителями, разбойниками и дебоширами, снискавшими славу не только на море, в любовных подвигах, но и даже в политике. Но посмотрим на их деятельность на морских просторах, поскольку именно она приносила те баснословные богатства, которые ищут до сих пор. Даже названия пиратских кораблей призваны были устрашить их противников, а флаг «Веселый Роджер» и вовсе внушал панический страх команде атакованного судна.

Самые знаменитые пираты

Говоря об эпохе пиратства, стоит учитывать, что не все приверженцы этого способа заработка и существования были именно пиратами в прямом понимании этого слова. В те времена существовало разделение на откровенных разбойников, корсаров, каперов, флибустьеров и т. д.

Интересно, что каперство было узаконено в Англии, которая всеми силами старалась не допустить Испанию в Новый Свет. Грубо говоря, английская корона негласно выдавала патенты на грабеж испанских галеонов, которые с золотом и серебром возвращались из обеих Америк.

Но вообще, если составить некий список самых отчаянных и прославившихся на своем поприще личностей той эпохи, он мог бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Капитан Кидд.
  • Эдвард Тич «Черная борода».
  • Генри Морган.
  • Л’Оллонэ.
  • Джетроу Флинт.
  • Оливье Ле Вассер.
  • Уильям Дампир.
  • Арудж Барбаросса.
  • Джен Ши и многие другие.

Знаменитые названия пиратских кораблей. Список

Естественно, каждый из этих головорезов предпочитал иметь собственный корабль, а по возможности, и флотилии из трех и более судов. Однако, если второстепенные корабли имели названия иногда даже сатирические, флагман в обязательном порядке должен был носить такое имя, чтобы оно было у всех на устах. Зачастую использовались аллегории или откровенно вызывающие названия. Вот неполный перечень самых известных кораблей того времени (названия пиратских кораблей на английском или французском приводятся вместе с русским переводом):

  • «Золотая лань» (Golden Hind);
  • Галера «Приключение» (Adventure Galley);
  • «Месть Королевы Анны» (Queen Ann’s Revenge);
  • «Беспечный корсар» (El corsario descuidad);
  • «Перитон» (Le Periton) - летающий олень;
  • «Мститель» (Avenger);
  • «Уида» (Whydah);
  • «Королевская удача» (Royal Fortune);
  • «Фантазия» (Fancy);
  • «Счастливая доставка» (Happy Delivery);
  • «Восходящее солнце» (Rising Sun);
  • «Возмездие» (Revenge) и т. д.

И это далеко не все. Очень часто можно было встретить и названия пиратских кораблей вроде «Вездесущая смерть», «Виктория - кровавая баронесса», «Приз удачи», «Колокол», «Цербер», «Черная вдова», «Левиафан», «Бреющий воду», в общем, фантазии хватало с избытком. Но остановимся на том, что представляли собой знаменитые пиратские корабли. Названия их не всегда отображали истинную сущность угрозы, ведь по большому счету испанские галеоны представляли собой 36-48-пушечные фрегаты, которые взять на абордаж для захвата не представлялось возможным. Пиратское судно было бы расстреляно еще на подходе, как бы хорошо оно ни маневрировало.

Поэтому обычно разбойники довольствовались фрегатами рангом пониже. Иметь на борту 24, 36 или 40 пушек - считалось верхом. А сопровождение несколькими судами с 20 или даже 12 пушками на борту могло сыграть решающую роль в сражении.

Основные характеристики кораблей

Несмотря на громкие и порой запугивающие названия пиратских кораблей, они далеко не всегда могли сравниться с теми же испанскими судами или английским флотом.

Так, например, «Приключение» Уильяма Кидда представляло собой 34-пушечную бригантину-фрегат необычного типа (с прямыми парусами и вёсельной командой).

«Месть Королевы Анны», изначально называвшаяся «Конкорд», была помощнее, имея 40 пушек. «Золотая лань» сначала спускалась со стапелей как под названием «Пеликан», по разным оценкам, с 18-22 пушками.

Самый известный литературный герой и его эскадра

В литературе названия пиратских кораблей пополнились еще одним известным персонажем - капитаном Бладом (Рафаэль Сабатини - «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»), чья неразделенная любовь к дочери губернатора Барбадоса (а затем и Ямайки) заставило назвать захваченный у испанцев 36-пушечный фрегат «Синко Льягос» ее именем. С тех пор «Арабелла» стала грозой морей.

Кстати, в произведении упоминается и но зовут Левасер, а его корабль носит название «Ла Фудр» («Молния»). Тут же присутствует и название «Мститель» (Avenger) одного из постоянных противников главного героя - капитана Истерлинга.

Сам же капитан Блад в свойственной ему юмористической манере давал названия второстепенным судам вроде «Элизабет» (в честь королевы Англии) или в честь трех греческих богинь - «Атропос», «Клото» и «Лахезис».

Только к концу повествования был захвачен 80-пушечный фрегат «Викторьез», которым командовал барон де Ривароль. Но переименовать его, по сюжету, автор не смог, ведь Блад стал губернатором, а его корабли вошли в состав ямайской эскадры.

Кинематограф

И как же обойтись без «Черной жемчужины» из квадрологии «Пираты карибского моря»? Тут тоже есть свои нюансы. Имя капитана Барбосса явно перекликается с Барбароссой.

А о «Летучем голландце» вообще говорить не приходится. В фильме обозначается, что это корабль хотя на самом деле никто не знает, кому принадлежало это судно-призрак, и существует ли оно вообще и только ли в единственном экземпляре.

Вместо послесловия

Ну а если взять в расчет, что детишки любят такого рода приключения, название пиратского корабля для детей придумать несложно, ведь у них зачастую фантазия развита намного больше, нежели у взрослого человека. Даже обычные названия вроде «Гроза» или «Гром» подойдут. Тут дети - мастера использования ассоциаций, которые их сверстников пугают.

Но, если серьезно, названия пиратских кораблей очень часто связываются не с отвлеченными понятиями или мистическими явлениями, а, скорее, - с историей Англии, ведь большинство из этих искателей удачи, так или иначе, были связаны с английской короной, и по большому счету воевали против испанцев. Естественно, были и те, кто грабил без разбора, но каперство в те времена было, так сказать, наиболее джентльменским ремеслом с огромным количеством ограничений. Взять того же Генри Моргана, ставшего впоследствии вице-губернатором Ямайки, или сэра (английского адмирала). История полна неожиданностей…