С какого года отмечается день народного единства. День народного единства - история появления праздника. Смутное время начинается

ТАСС-ДОСЬЕ /Светлана Шведова/. День народного единства 4 ноября - государственный праздник, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 г. Отмечается с 2005 г., является нерабочим днем.

Дата 4 ноября (22 октября по ст.ст.) 1612 г. приходится на так называемое Смутное время в России - период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1613 г.(коронация Михаила Федоровича Романова).

После смерти Ивана Грозного и двух его наследников - брата Федора Иоанновича и младшего сына Дмитрия, - трон в 1598 г. занял Борис Годунов. В 1604 г. с территории Польши в Россию вторглись войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. После смерти Годунова, в 1605 г. Лжедмитрий занял царский трон. Спустя год он был убит в ходе заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии был коронован на царство. В 1610 г. власть перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским /"семибоярщина"/, который присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского.

В 1611 г. в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, силами которого 4 ноября (22 октября по ст.ст.) 1612 г. был освобожден Китай-город и затем поляки изгнаны из Москвы.

В 1613 г. избранный Земским собором первый царь из династии Романовых - Михаил Федорович учредил день очищения Москвы от польских интервентов, который стал праздноваться 4 ноября (22 октября по ст.ст.).

В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича эта дата была объявлена православно-государственным праздником (отмечался до 1917 г.). В церковный календарь день вошел как празднование Казанской иконы Божией Матери.

В 1818 г. указом императора Александра I на Красной площади был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы скульптора Ивана Мартоса.

В сентябре 2004 г. Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства.

23 ноября того же года в Госдуму был внесен законопроект (авторы Валерий Богомолов, Олег Еремеев от "Единой России" и Владимир Жириновский от ЛДПР) о поправках в Трудовой кодекс РФ. Документ предусматривал, в частности, отмену праздника 7 ноября (с 1918 г. - День Великой Октябрьской социалистической революции; с 1996 г. - День примирения и согласия; выходной день), а также введения нового праздника 4 ноября.

В российском обществе появление новой даты - Дня народного единства - было воспринято неоднозначно. В частности, против выступили коммунисты: так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал предложение отмечать 4 ноября незнанием истории, так как, по его словам, "Москва была освобождена от поляков 8 ноября".

В некоторых СМИ также высказывались мнения о том, что 4 ноября как день освобождения Москвы не имеет точного исторического подтверждения. В качестве примера приводились слова русских историков. Так, Сергей Соловьев (1820-1879) писал: "22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай- город. В Кремле поляки держались еще месяц". Согласно исследованиям Николая Костомарова (1817-1885), поляки "отворили кремлевские ворота" 24 октября, а об "избавлении Москвы" было объявлено лишь 21 декабря.

Законопроект о внесении изменений в ст. 112 Трудового кодекса РФ был принят Думой 24 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря и подписан президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. В тот же день президент подписал поправки в Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России". Согласно документам, 4 ноября стал государственным праздником - Днем народного единства. 7 ноября получил статус памятной даты - День Октябрьской революции 1917 г. (Федеральный закон от 21 июля 2005 г.).

Традиционно в День народного единства в Кремле президент РФ вручает государственные награды выдающимся деятелям науки и искусства, а также иностранным гражданам за большой вклад в укреплении дружбы и развитии культурных связей с Россией.

В российских городах проходят митинги, организованные политическими партиями и общественными движениями. Представители националистических организаций в этот день ежегодно проводят шествия, известные как "Русский марш". Первые в истории новой России подобные акции прошли в Москве и Санкт-Петербурге 4 ноября 2005 г.

В этом году в России планируется проведение около 500 общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий. -0дп.

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов , входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

4 ноября вся Россия будет отмечать праздник "День народного единства". Несмотря на то, что это относительно молодой праздник, его корни уходят в 17 век. Вместе с разбираемся, что это за день и почему его путают с 7 ноября.

Что произошло в этот день?

Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом отвоевали Китай-город, тем самым освободив Москву от польских интервентов.

Изгнание поляков из Москвы завершило долгий период Смутного времени в России. После изгнания поляков из Москвы в России был избран новый царь - представитель династии Романовых Михаил Федорович.

Смутой принято называть события со смерти царя Ивана Грозного (1584 год) до избрания первого государя из династии Романовых - Михаила Федоровича (1613 год). После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Однако потомков у него не было, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Фёдора. В народе стали поговаривать, что, возможно, он жив. Именно с этого момента в России и началось Смутное время, на престол начали претендовать самозванцы Лжедмитрии.

Когда День народного единства стал праздничным днем?

В 1613 царь Михаил Федорович учредил праздник - день очищения Москвы от польских интервентов. Он праздновался 4 ноября.

В 1649 году этот день был объявлен православно-государственным праздником Казанской иконы Божией Матери. По преданию, икона была прислана из Казани Дмитрию Пожарскому. С ней ополчение вошло в Москву. Многие верят, что изгнать поляков удалось именно благодаря иконе.

После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов прекратилась.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Инициативу поддержали в Госдуме, и этот день стал выходным вместо 7 ноября.

Почему праздник получил название День народного единства?

В пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника говорится следующее:

"4 ноября 1612 года войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарвского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

Как празднуют День народного единства?

В 1584 г. почил правивший страной долгие годы Иван IV Грозный. До начала Смуты тогда оставалось ещё 14 лет, однако её предпосылки уже прослеживались. Фёдор I Иоаннович не мог самостоятельно управлять страной по состоянию здоровья, а царевич Дмитрий не мог занять место на царском престоле из-за малого возраста.

В 1591 г. смерть настигла Дмитрия, а в 1598 г и его брата Фёдора. Правящая династия Рюриковичей пресеклась, и на главные роли уже официально вышли представители боярских родов.

Несмотря на это, новый царь в итоге все же появился, им стал Борис Годунов, однако на долгие годы закрепиться ему и его роду не удалось. Неурожай, голод, тяжёлое экономическое положение государства настраивали народ против нового государя. Бояре, желавшие усилить свою власть, также стремились всячески помешать царю.

В конце концов, появившиеся слухи о "случайно выжившем" царевиче Дмитрии пришлись по душе многим. Лжедмитрий I, поддерживаемый польским королем, во главе иностранного войска отправился на Москву. Но даже после смерти Бориса Годунова и устранения его сына - Фёдора, въехать в Кремль самозванцу всё же удалось.

Однако эпоха Смуты на этом только начинала в полной мере входить в свои права. Череда переворотов привела к власти "семибоярщину", которая присягнула сыну польского короля - Владиславу, восьмитысячное войско которого обосновалось в 1610 г. в Кремле и Китай-городе.

Помимо поляков, засевших в Кремле, стране угрожали также шведы, которые частично обосновались на Новгородской земле.

Страна была в бедственном положении. Русского царя (если не считать самозванцев) не было, элита в лице бояр страну предала, у народа оказать сопротивление полякам не получалось - весной 1611 г. первое ополчение потерпело неудачу. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал формировать второе народное ополчение, которое впоследствии возглавил князь Дмитрий Пожарский.

Весной 1612 г. ополчение отправилось на Москву, однако и поляки не остались без поддержки - к ним на помощь отправился гетман Ходкевич. Лишь 4 ноября (22 октября) удалось взять Китай-город. Князь Пожарский вошёл туда, держа в руках Казанскую икону Божьей Матери. В 1613 г. Земский собор, состоявший из представителей различных земель и сословий Русского царства, избрал царём Михаила Романова. Это событие и стало формальным окончанием Смуты.

В 1649 г. Царь Алексей Михайлович, сын Михаила Федоровича, распоряжается отмечать 22 октября День Казанской иконы Божьей Матери, приуроченный к освобождению Москвы и России от поляков. С широким размахом его не отмечали, однако с тех пор этот праздник постоянно фигурировал в церковном календаре. Отмечался он церковью и в советские годы, остался религиозным праздником и в наши дни.

Красный день календаря

С 1918 г. в начале ноября стал широко отмечаться другой праздник — День Великой Октябрьской социалистической революции. На протяжении более, чем 7 десятилетий этот масштабный всенародный праздник отмечался с размахом. Но с распадом Советского Союза от социалистических идеалов решено было отказаться, и праздник революции стал в современных условиях не совсем уместен. В 1996 г. Борис Ельцин подписал указ о переименовании праздника. С тех времён 7 ноября стали отмечать День согласия и примирения.

Несмотря на отказ от идеалов социалистической революции, многим гражданам по старой памяти в начале ноября было непривычно без парадов, митингов, демонстраций. У многих было желание собраться, почувствовать себя единым народом, ощутить себя причастным к знаменательным историческим датам. Безликий День согласия и примирения слабо справлялся с такой задачей. К тому же день Октябрьской революции, после которого фактически началась Гражданская война, считать днём примирения и согласия как-то не совсем правильно.

Хорошо забытый старый праздник

В 2004 г. Межрелигиозный совет России предложил отмечать День народного единства, памятуя об освобождении страны от иноземных захватчиков во времена Смуты.

Здесь можно найти также другой, скрытый подтекст. В 1990-х гг. у нас тоже было некоторое подобие Смуты. Роль интервентов прекрасно выполняли иностранные консультанты, во многом влиявшие на решение политиков, а вместо «семибоярщины» орудовала «семибанкирщина».

Конечно, в XXI в. недостаточно взять условный Китай-город для полной победы. Некоторые деятели эпохи 1990-х до сих пор возглавляют серьёзные государственные корпорации, однако со "Смутой 1990-х" всё же покончено. Символизм исторических параллелей очень удачно лёг в основу праздника.

Каков же основной смысл празднования? В годы СССР было каждому октябрёнку ясно, что отмечается 7 ноября. С Днём народного единства немного другая ситуация. Более 400 лет нас отделяют от тех событий. Вряд ли многие граждане знают свою родословную до начала XVII в., чтобы наверняка знать о причастности своих предков к той победе. Но суть скорее не в конкретных событиях.

Большинство россиян могут считать себя причастными к истории России, каждый день мы творим её своими руками. В XVII в. наши предки объединились и не позволили превратить Россию в восточную часть Речи Посполитой. В начале XXI в. мы не дали встроить Россию на условиях вассала в глобальный мир Pax Americana.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий, поддержавший идею празднования Дня народного единства, отметил : «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Действительно, этот праздник можно рассматривать как день единения народа. Практически каждый день мы исполняем какие-то роли — мы дети и родители, супруги, чьи-то родственники, начальники и подчинённые, представители всевозможных профессий. 4 ноября мы вспоминаем, что мы все представители русского (или, если кому угодно - российского) народа.

После 1991 г., когда распался СССР, в Конституции появился запрет на государственную (обязательную) идеологию, а мы стали очень нуждаться в точках опоры для сохранения своей национальной идентичности. Эти точки опоры можно найти в исторических событиях, которые когда-то действительно объединяли народ.

Разумеется, суть такого важного для страны праздника некоторые деятели пытаются подменить. Григорий Явлинский поспешил назвать праздник «Днём гражданского общества». Ничего плохого, конечно, в гражданском обществе нет, но, учитывая смысл, который вкладывают в это понятие либералы, особенно на фоне всевозможных майданов, где «гражданское общество» свергало законно избранную власть, употреблять этот термин в отношении Дня народного единства все же не совсем неуместно.

Русские националисты в День народного единства любят проводить «Русские марши». Однако придавать празднику узкоэтническую окраску не совсем правильно. В таком случае тоже подменяется идея народного единства. И когда более, чем 33 млн (сопоставимо с населением Канады) наших граждан остаются не у дел, о каком народном единстве можно говорить?

Традиции и значение

За недолгое время празднования успели сложиться определённые традиции. Глава государства в этот день возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому. Также 4 ноября обычно совершается торжественный приём по случаю Дня народного единства, на котором президент поздравляет всех россиян с праздником и вручает государственные награды за сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом.

Во многих городах страны проходят Крестные ходы и «Русские марши». Марши проводят не только националисты, но и патриотические движения. В последние годы во многих городах стали проходить массовые шествия, митинги, концерты, различные флешмобы. В 2014 г. шествие в Москве собрало . Также ко Дню народного единства приурочены открытия различных памятников , связанных с историей России.

День народного единства - это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом. На митингах и шествиях это ощущается намного лучше, чем дома перед монитором. День народного единства - это очередной повод показать нашим недругам, что мы едины и действительно представляем собой силу.

4 ноября — это день, когда после шествий и концертов можно дома вместо просмотра "развлекательного мусора" в виде заморских сериалов, почитать классику отечественной литературы: Толстого, Достоевского, Лермонтова, начать изучать труды по отечественной истории Карамзина, Татищева, Ломоносова.

День народного единства - хороший повод почувствовать себя причастным к истории, культуре и победам нашей великой Родины.

Многие россияне любят потратить дополнительные нерабочие дни на поездки и иной отдых. В ноябре у жителей нашей страны длинные выходные в три дня получатся благодаря государственному празднику – Дню народного единства. Это удивительно, но 2/3 нашей страны на самом деле не знают, что мы празднуем 4 ноября. Расставим все точки над "i" в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

Россия отмечает 4 ноября государственный праздник День народного единства. Утвержден он был в декабре 2004 года. Это решение принял президент России Владимир Путин. Глава государства внес изменения в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые новый праздник страна отметила 4 ноября 2005 года.

Чему же он посвящен?

Праздник День народного единства уходит корнями в далекий 1612 год. 4 ноября по новому стилю ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России, которое длилось с 1584 года.

Началось оно после смерти царя Ивана IV Грозного. На престол взошел его наследник Федор Иоаннович, который был далек от государственных дел. В 1598 году он умер, а так как наследников не имел, царская династия Рюриковичей оборвалась. После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса.

Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками. Россию лихорадило от повсеместных грабежей, разбоев, воровства, повального пьянства. Единое русское государство распалось. В 1610 году русские бояре во главе с князем Федором Мстиславским пустили в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Первое народное ополчение по освобождению столицы от поляков возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но это антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин призвал народ создать народное ополчение. Начался всенародный сбор денег для осуществления задуманного. На пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. В этом же году на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – Михаил Федорович.

Позже царь Алексей Михайлович в честь этого великого события установил праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Это абсолютно разные праздники. 7 и 8 ноября в СССР были нерабочими днями, люди отмечали День Октябрьской революции.

В ночь с 25 на 26 октября (по старому стилю) 1917 года благодаря вооруженному восстанию большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

Президент России Борис Ельцин в 1996 году подписал указ "О Дне согласия и примирения", при этом день так и остался нерабочим, но суть праздника кардинально изменилась. По задумке главы государства, он должен был стать днем отказа от противостояния, днем примирения и единения различных слоев российского общества.

Как мы рассказывали выше, в 2004 году президент Путин своим указом утвердил новый праздник – День народного единства. Праздник 7 ноября был отменен.