Русское гонзо. Журналистика "гонзо" - что такое, как возникло и почему нравится креативно настроенной молодёжи

Илющенко Г.

Наверняка, многие слышали этот термин, возможно, некоторые даже вспомнят некоего Хантера Томпсона и что он «как-то связан с Джонни Деппом». Но точное определение понятию «гонзо-журналистика» редко кто может дать. В этом вам поможет данная статья.

Кулак Гонзо. Символ гонзо-журналистики и Томпсона в частности

Начать стоит с объяснения значения загадочного слова «гонзо». Споры по этому поводу не утихали с самого момента первого употребления слова редактором Boston Globe Биллом Кардосо в 1970 году. В его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, самого основоположника гонзо-журналистики, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» промелькнула фраза «это чистый Гонзо журнализм». Позже Кардосо объяснил, что это слово из ирландского сленга и обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор заявил, что корни слова гонзо – gonzo – исходят из искаженного французского gonzeaux, обозначающего в дословном переводе «сияющий путь».

Еще одно объяснение можно отыскать в устной биографии Томпсона, где говорится о том, что слово «гонзо» было взято у соответствующего названия песни нью-орлеанского джазового исполнителя Джеймса Букера, которое, в свою очередь, пришло из имени одного из героев фильма «Торговец Наркотиками» (англ. « The Pusher » - сленг.нарк. «толкатель, тот, кто продает наркотики») 1960 года.

Все, кто связывает понятие «гонзо-журналистика» с Хантером Томпсоном, будут правы. Ведь именно американский журналист впервые использовал стиль «гонзо» в написании статьи, а именно – «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона. Особенность ее заключалась в следующем: Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, столкнулся с двумя факторами, предопределившими содержание и стилистику статьи.

Фактор первый: со своих мест Томпсон и Стедман просто не видели саму гонку лошадей, поэтому им пришлось работать с тем, что происходило вокруг скачек – вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.

Второй фактор: дедлайн, к которому Томпсон не успевал, и в итоге ему пришлось отдать редактору на верстку блокнот с отрывочными записями о скачках. Записи эти были наполнены субъективизмом настолько, что сама статья, в конце концов, не была похоже на журналистскую вообще. Кстати, есть теория, что Хантер Томпсон намеренно не писал чистовик статьи, ограничившись набросками в блокноте и сюрреалистическими скетчами Стедмана, чтобы как можно точнее отобразить атмосферу скачек. Как бы то ни было, начало гонзо-журналистике было положено.

Вообще, Хантер Томпсон был интереснейшей личностью. Информационной деятельностью он начал заниматься еще во время службы в армии на авиабазе во Флориде. Далее всего за несколько лет Томпсон сменил множество мест работы, занимаясь в основном независимой журналистикой для американских газет. В 1963 году он женился на Сандре Коллин, с которой его связывали давние романтические отношения. Через год у пары родился сын Хуан.

Одной из главных вех в его карьере стала книга о байкерах мотоклуба Ангелы Ада, с которыми он находился в тесном контакте до тех пор, пока те не избили его без каких-либо явных причин. Расцвет же карьеры Томпсона пришелся на период работы в журнале Rolling Stone . Именно в нем были опубликованы две пожалуй самые главные книги писателя – «Страх и Ненависть в Лас Вегасе», по которой много позже был снят блестящий фильм с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо в главных ролях, а также «Страх и Ненависть на Предвыборной кампании 72»/.

Первая книга посвящена знаменитой гонке на мотоциклах Минт-400 в пустыне Невада, проходившей под Лас Вегасом, а также полицейской наркологической конференции. Отличительная черта произведения – не просто субъективное описание опыта участия в происходящих событиях, а описание действий, совершенных под наркотиками, которые, между прочим, играли большую роль в формировании Томпсона как гонзо-журналиста.

Вторая книга представляет собой сборник статей о предвыборной гонке Никсона и Макговерна. Все статьи были буквально пронизаны критикой Никсона и его методов управления. В то же время, Томпсоном всячески одобрялись демократы и Макговерн конкретно. Однако после его поражения на президентских выборах 1972 года, писатель сказал, что окончательно пресытился политикой.

Из более поздних произведений Томпсона можно отметить «Проклятие Гавайев», в каком-то смысле логическое продолжение «Страха и Ненависти в Лас Вегасе», и «Царство Страха» - прощальное слово к 19-му веку.

Насколько яркой была жизнь Томпсона, настолько же ярким получился его уход: Хантер Стоктон Томпсон покончил жизнь самоубийством в возрасте 67 лет выстрелом в голову. Причин суицида до сих пор никто не знает. Существует мнение, что смерть стала выражением жизни Томпсона, как бы парадоксально это не звучало. Свобода от смерти для писателя заключалась в возможности самому определить время ухода из жизни.

Оглядываясь на прошлое, можно с уверенностью сказать, что Томпсон так и остался ярчайшим представителем гонзо-журналистики.

Безусловно, стоит сказать о представителях течения Новой Журналистики, являвшегося популярным в 60-е годы. Каких-то отличительных черт это течения не имело, скорее это было собирательное название для жанров и стилей публицистики, популярных в то время, среди которых конечно выделялась гонзо-журналистика.

Упомянуть также необходимо Джорджа Плимптона, известного своими спортивными репортажами, Лестера Бэнгса, известного рок критика 70-х, Терри Саутерна, который в своих литературных изысканиях попробовал почти все – от коротких эссе до написания сценариев для знаменитейшего шоу « Saturday Night Live »; и Джона Бирмингема, представитель уже современной публицистики, выросший во времена расцвета гонзо-культуры.

Хантер С. Томпсон

Том Вульф

Джордж Плимптон


Лестер Бэнгс

Терри Саутерн

Джон Бирмингем

С научной точки зрения гонзо-журналистика не может быть полезна. Субъективность описания событий не позволяет трезво взглянуть на объект журналистского исследования. Однако с культурной точки зрения гонзо-журналистика – это бриллиант публицистики. Ведь в данном случае наибольшую ценность представляет возможность самому окунуться в происходящее, вместе с автором прочувствовать окружающую атмосферу, взглянуть на события с неожиданного ракурса.

В целом, гонзо-журналистика, а точнее ее расцвет в 70-х годах 20 века стал одним из проявлений той знаменитой американской свободы. Тот самый дух свободы, возможностей и приключения с легкостью можно прочувствовать в произведениях прежде всего Томпсона и Вульфа. Иными словами, для гонзо-стилистики важно не столько что происходит, а как это чувствуется, какие эмоции провоцирует. Революционность этого подхода для обычно суховатой журналистики, где цель – донести факты до читателя, переоценить невозможно.

Много раз на просторах интернета либо в другом месте нам на глаза попадалось слово "гонзо". Которое, согласитесь, большинству из нас малознакомо. С чем это связано, откуда произошло и что это "гонзо" такое? Оказывается, все не так сложно, а очень даже интересно. И связан термин "гонзо" не с чем иным, как с журналистикой.

Значение термина

Начнем с определения слова "гонзо" - что это? Так называется область в журналистике, которая разительно отличается от всех остальных направлений тем, что автор пишет свой материал чисто с субъективной точки зрения. Он описывает происходящее не как автор, а как участник событий, происходящих вокруг. Чаще всего гонзо-журналистика затрагивает проблемы различных организаций, субкультур, меньшинств, политики и т. д.

Для большей убедительности авторы жили жизнью своих героев, в прямом смысле этого слова. Манера написания в этом стиле довольно резкая, с сарказмом, юмором, с использованием ненормативной лексики. Читать такой материал, безусловно, интересно, это нравится читателю, хотя они и не знали, что это - гонзо, и поэтому этот стиль является довольно-таки востребованным. Само слово позаимствовано с ирландского сленга, оно означает человека, который после пьянки последний стоит на ногах.

Как бы это странно ни звучало, но зачастую гонзо - это репортаж, сделанный там, где нет никаких событий. Журналист сам их выдумывает или додумывает. Именно здесь будет уместной цитата основателя этого стиля - Хантера Стоктона Томпсона.

Не события создают репортера, а репортер - события.

История появления гонзо

Термин "гонзо" впервые появился в 60-х годах XX века. Создателем этого стиля был журналист газеты Rolling Stoun Хантер Стоктон Томпсон. Началось все с того, что редактор издания Билл Кардосо дал ему задание написать статью о скачках. Но Томпсон, в силу каких-то обстоятельств, не изволил посетить это мероприятие. Но решил выкрутиться со статьей, придумав очень интересный способ. Он прислал редактору заметки с выдуманными событиями, которые освещали не сами скачки, а происходящее вокруг. Это касалось зрителей, которых само состязание не очень интересовало. Хантер ярко и в деталях описывал их аферы и употребление алкоголя. Текст был написан дерзко и смело. Он передавал эмоции и ощущения, которые репортер якобы испытывал от происходящего. Именно с тех пор Хантера Томпсона и считают основателем гонзо.

Стиль гонзо на экранах

В 1971 году написал книгу, по которой был снят известный фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". Но сама книга имела несколько другое название - "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". В фильме главных героев, и великолепно исполняют Бенисио дель Торо и Джонни Депп. Сам журналист, Хантер Томпсон, является прототипом героя Джонни Деппа.

Фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" - это наглядный пример гонзо-журналистики, когда главные герои хотят сделать репортаж о гонке, непосредственно принимая участие в самой гонке. Но из-за употребления большого количества наркотиков им это так и не удается, вместо этого они попадают в различные малоприятные, но веселые для зрителя ситуации.

Кроме книги "Страх и отвращение в Лас-Вегасе, Томпсон написал еще две книги в гонзо-стиле - "Ангелы ада" и "Ромовый дневник".

Теперь вы знаете, что это гонзо означает. Но знаете ли вы, что у этого стиля есть даже свой символ, придуманный все тем же Хантером Стоктоном Томпсоном. Как вы помните по фильму "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", главные герои постоянно употребляли алкоголь и наркотические вещества, а именно мескалин, с которым и связан этот знак. Символ гонзо - с шестью пальцами, который зажимает цветок кактуса - пейоту. Именно из кактуса и изготовляют мескалин. Также в эмблеме присутствуют меч, заменяющий руку, и надпись на английском gonzo. Этот знак символизировал свободную и отвязную жизнь 70-х годов.

Любой стиль журналистики имеет свои особенности и характерные приемы, которые автор использует при написании каких-либо журналистских работ. Стиль гонзо-журналистики не исключение.

Разбирая характерные приемы гонзо-журналистики, следует обратиться к ранее упомянутой статье «Дерби в Кентукки упадочно и порочно», которая считается первым журналистским материалом, написанным в стиле гонзо.

После публикации одиозного материала Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» общественность впервые смогла познакомиться с тем, что гонзо-репортаж может вестись там, где даже нет прямых и ключевых событий для репортажа.

Позже Юрий Захаров и Владимир Бабенко в своих научных статьях отметили характерные приемы гонзо стиля. Одним из них стал прием свободного использования лексики. Гонзо-журналистами подобный прием используется для того, чтобы показать аудитории окружающую обстановку без какого-либо искажения Захаров Ю. «Гонзо-журналистика в современном мире» // «Медиаскоп»: электронное научное издание. 2009. 8 февраля. URL: http://www.mediascope.ru/node/737 (дата обращения: 10.12.2014)..

Другой ключевой особенностью гонзо-журналистики является крайняя эмоциональность. Данный прием достигается путем использования эмоционально-окрашенных слов Бабенко В.В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: - СПБ, 2013. С. 37..

«Но какого хрена? Любой, кто болтается по миру, постоянно повторяя "Епты, я из Техаса", заслуживает того, что с ним может случиться Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Использования эффекта присутствия, давая тем самым аудитории возможность прочувствовать событие со всех сторон. «Усиливается данный прием за счет ввода в текст огромного количества деталей»60:

«Старые негры спорят о ставках; «Подожди-ка, я глотну» (покачивая пинтой виски, в руке пригоршня долларовых бумажек); девочка сидит на плечах у парня, на футболке надпись: «Украдено из тюрьмы Форт Ладердэйл». Тысячи тинэйджеров, хором поют «Пусть восходит солнце», десять солдат стоят у американского флага и жирный пьяный мужик в синей футболке (80-й размер) ошивается вокруг с квартой пива в руке»Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Субъективный взгляд на событие: автор репортажа, оформленного в стиле гонзо-журналистики, всегда пропускает происходящее через себя, сопровождая все детали и элементы события своими собственными мнениями и оценкамиСаттаров А. «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» // LiveJournalURL: http://azat-sattarov.livejournal.com/49973.html (дата обращения: 30.05.2015)..

Также немаловажно для определения понятия и становления гонзо-журналистики то, что в дальнейшем журналисты, взявшие на вооружение стиль гонзо, уделяли большее внимание не самому событию, а рефлексии этого события внутри самого себя. Событие для гонзо-журналистики стало лишь фоном и дополнением к происходящему.

[…]для серьезного наблюдения за публикой почти не останется времени. А в отличие от большинства присутствующих журналистов, нам было абсолютно по барабану то, что происходит на трэке. Мы прибыли сюда посмотреть на настоящий бал монстров Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

АзатСаттаров в своей научной статье «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» отмечает, что автор материала в стиле гонзо должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него63.

Владимир Бабенко, в свою очередь добавляет, что журналист стиля гонзо занимает в своем материале центральное положение в структуре материала, выступая главным участником события и единственным обозревателем. Тем самым, взгляд автора преподносится как единственно возможный Бабенко В.В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: - СПБ, 2013. .

Он улыбнулся. «Знаешь, я уже думал об этом», - сказал он. «Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на это ужасное зрелище: люди трогаются умом и блюют на себя и все такое... и знаешь, что? Мы же сами такие...» Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Отметим также то, что единственное полное и структурированное определение гонзо-журналистики в России содержит в себе те особенности стиля гонзо, о которых было сказано ранее: «гонзо-журналистика - это направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий»Мандель Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки. - М., 2014. С. 203..

В результате, можно сказать о том, что характерными приемами гонзо-журналистики являются:

Свободное использование лексики

Крайняя эмоциональность

Создание эффекта присутствия

Субъективный взгляд на событие

Журналист в гонзо-журналистике занимает в своем материале центральное положение

В российской журналистике все больше журналистов-героев. Будьте осторожны - очень опасное и заразное заболевание. Иногда они называют себя «гонзо-репортерами», но, на самом деле, имеют к ним такое же отношение, как дарвинисты к Дарвину.

Настоящее «гонзо» - это когда человек пишет с места события репортаж не о том, что происходит с людьми, а о том, что происходит с ним самим. Ненормативная лексика, нетрезвый субъективизм и рок-н-рольное мироощущение — приветствуются. Основоположником этого стиля принято считать американского журналиста Хантера Томпсона. Его первый гонзо-репортаж вышел в 1970-м году в газете «Бостон Глоб». Назывался - «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». История публикации такова: Томпсона отправили освещать лошадиные скачки в Кентукки, но когда грянул дедлайн у него еще и конь не валялся. Уступая настойчивости редактора, журналист отправил в газету страницы с набросками, вырванные из своей записной книжки. Редактор «Boston Globe» Билл Кардозо оказался продвинутым типом: текст ему понравился и он не только его опубликовал, но и стал всячески популяризировать гонзо-стиль. История той командировки Хантера Томпсона частично легла в основу сюжета художественного фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

По поводу происхождения самого термина есть две версии. Первая — пьяная. В ирландских кругах Южного Бостона так называли человека, который последним держится на ногах, когда все остальные уже обнимают землю. Вторая — приписывает этому слову испанские корни. «Gonzagas» означает в Испании что-то вроде «обманули дурака!».

На мой взгляд, первая версия больше подходит к американскому «гонзо», а вторая - к русскому.
Если все-таки разрешить нашим героическим журналистам называть себя этим красивым словом, то надо признать, что на российской почве «гонзо» трансформировалось до неузнаваемости. Американский гонзо-журналист исполнен не только сарказма, но и самоиронии. Он не навязывает читателю свои глаза, он лишь предлагает надеть очки, которые своеобразно преломляют действительность. Там этот стиль знает свое место, он осознает себя скорее культурным феноменом, нежели инструментом отражения объективной реальности. Русский гонзо-репортер на полном серьезе ощущает себя очень честным, принципиальным и бесстрашным. Свои репортажи он мыслит как истину в последней инстанции. Его мнение - самое правильное на свете, и происходящие вокруг события в очередной раз это подтверждают. А если не подтверждают, то он их просто не заметит. Причем совершенно искренне.

Наши гонзо — это фарисействующие борзописцы. В основном, бабы и, как правило, незамужние, либо пребывающие в состоянии перманентного развода. У них развита редкая разновидность дальтонизма: они видят только красное, черное и белое. Остальные оттенки и полутона их глаз не ловит. Недостаток профессионализма восполняется героической интонацией, нехватка информации - избытком эмоций, отсутствие взвешенности - дурной искренностью. Хуже всего, когда гонзо-журналист еще и талантлив. В этом случае он становится абсолютно неадекватным. Пьяный проспится, поэт - никогда.

Сходить и узнать альтернативное мнение противоположной стороны? Да о чем с ними говорить - они же козлы! Элементарно проверить информацию? Мне ее сообщили порядочные люди, которые не могут врать! Что? Вы не будете это печатать? Ну, да, я понимаю, текст слишком смелый, куда вам…

Пока я был просто репортером, я отвечал только за себя, и на проблемы журналистики мне было плевать. Но с тех пор, как перешел на редакторскую работу, обилие героев и недостаток профессионалов начинает бесить. Гонза лезет отовсюду - правозащитники, блогеры, литераторы - все, у кого есть неуемные амбиции и гражданская позиция устремились насиловать действительность. Им объясняешь, что журналистика - это не война, а хирургия, что главные добродетели - спокойствие и выдержка, что скальпель - не боевой меч, а очень тонкий и опасный инструмент. Они кивают и опять за свое: «Давайте напишем, какая Кадыров сука!» - «А ты думаешь, там все так просто?» - «Мне ребята из «Мемориала» сказали». - «А других ребят ты послушать не хочешь?» - «Они этого не заслуживают».

Случай из практики, после которого я готов идти за альтернативным мнением хоть к Кадырову, хоть к Евсюкову, хоть к черту в ступе. 1999 год, поселок Советский Ленинградской области, бунт на местном ЦБК. Рабочие захватили завод и не пускают туда очередного собственника, потому что — доколе?! В течение дня к проходной съезжаются репортеры всех серьезных СМИ. В эфире и на печатных полосах — горящие глаза, поднятые вверх в знак победы кулаки, речи, крики. Журналисты единогласны: свершилась маленькая пролетарская революция, теперь рабочие будут сами управлять комбинатом и это — новое слово в российском бизнесе. Гонзо-журналистам оказалось просто в лом пойти и поговорить с изгнанными менеджерами, которые сидят по своим квартирам и боятся нос на улицу показать. Зачем? Эмоций через край, картинка сложилась, журналистскую совесть уже торкнуло - пора витийствовать. До «буржуев» добрались считанные единицы. И узнали, что никакой революции нет, а есть лишь рейдерский захват выборгских бандитов — братьев Рубинчиков. Вот документы, вот видеозаписи, вот логика происходящего. Местные журналисты, которые знали, что происходит на самом деле, были в шоке от своих столичных коллег: как так можно работать? А вот так!
По-моему, наш доморощенный гонзо — хуже папарацци. И даже хуже продажного журналиста. Первый - знает, что делает грязное дело и не претендует на роль праведника. Второй — может за деньги написать что угодно, но получится неталантливо, потому что джинса — удел неудачников. Ложь, которую талантливо и искренне напишет гонзо-журналист, прочитают многие, будут ею восхищаться и требовать на основании этой лжи принимать какие-то серьезные решения.

«Я считаю, что правдивая история о чем угодно складывается вовсе не из объективных фактов, - пишет в журнале «Сноб» известный российский гонзо-журналист Валерий Панюшкин. - Правдивая история складывается из веры автора в то, что он говорит».

Детский сад? Да, вот только дети очень опасны. Особенно если они взрослые.

Иногда из уст представителей медийного мира можно услышать словечко «гонзо». Что такое означает данный термин, понятно немногим. И это несмотря на то, что данному явлению в нашей стране уже более сорока лет. К счастью или к сожалению, но сегодня не очень распространено понятие «гонзо». Что такое оно означает, тоже ведомо не всем. И это, несомненно, вызывает интерес.

Немного истории

Зарождение такого явления, как «гонзо-журналистика», относят к шестидесятым годам прошлого столетия. Большинство искусствоведов связывают его появление с некой историей.

Говорят, что в это время в Америке жил и творил писатель и журналист Х. С. Томпсон. Один раз редактор издания отправил его сделать материал со скачек. Но Хантер Томпсон провалил задание, так как не смог уложиться в отведенный срок. Собственно, и саму гонку он не видел. Чтобы как-то выкрутиться из ситуации, корреспондент прислал своему шефу так называемые заметки на полях - сделанные в записной книжке зарисовки не столько скачек, сколько действующих вокруг лиц - зрителей.

Редактор расценил по-своему. Заметки на полях пришлись ему по нраву, ведь они были написаны интересно, по-новому. Журналистское присутствие чувствовалось в каждой строчке, поднимались поведенческие проблемы (писатель отмечал мошенничество и пьянство среди наблюдателей зрелища). Читателям новая подача материала тоже понравилась, хотя они и были несколько шокированы стилистикой.

Журналистский материал «гонзо»

Что такое факты, но «завёрнутые» в оболочку субъективной интерпретации? Как назвать рассказ о событии, произведении искусства или фотовыставке, который ведётся корреспондентом от первого лица и где возможно присутствие ненормативной лексики? Какое определение подходит более всего к репортажу, в котором автор не только освещает происходящее, но прибегает к гиперболе, преувеличению и даже сарказму?

Для несведущих людей станет понятно, если они сумеют собрать все эти определения воедино.

Перевод термина на русский язык

Поможет понять, «gonzo» - что такое, перевод этого слова с английского языка. Словари открывают завесу: данный термин обозначает такие определения, как «рехнувшийся», «чокнутый» или «безумный».

И в самом деле, многие журналисты, особенно, людям старой формации, консерваторам, представляются этакими эпатажными неадекватами, даже отчасти психически нездоровыми.

Действительно, как можно серьёзно воспринимать ведущего канала ютуб «Плюс сто-пятьсот» Макса, который строит рожицы, насмехается, используя ненормативную лексику, и над героями видео, и где-то над самим собой? Это - тоже гонзо-журналистика. Ведь ведущий освещает события, пусть и запечатлённые на видео роликах. И делает это по всем правилам нового течения.

Стоит отметить, что большая часть молодёжи с упоением смотрит все его передачи. И уж если видео попало на глаза Максу, то известность ролику обеспечена.

Тенденции «гонзо»

В традиционной прессе факты часто подаются однотипно и без изюминки. Стиль же «гонзо» противопоставляет этому застою креативную подачу материала с огромной долей экспрессии. Манера журналиста, его личность, его взгляд и оценка происходящего, и погружения вызывают неподдельное любопытство.

События здесь происходят как бы вокруг автора, обволакивают его, делают героем. Рамок практически нет. Задача представителя масс-медиа стиля «гонзо» - удивить или шокировать читателя, произвести своим вступлением эффект. Чем больший - тем лучше.

СМИ, работающие в этом стиле

Необычная подача материала используется во многих СМИ. И если они не полностью являются приверженцами самобытного стиля, то уж некоторые рубрики изданий тяготеют к нему точно. Так происходит и на радио, и на телевидении, и в газетах, и в интернет-пространстве.

Известное издание «Lenta.ru» с разделом «Офтопик», журнал «YE!NOT», ресурс о мире рок-музыки и кино «Rock-Review.Ru», журналы «Афиша», «Русский репортер», интернет-передача «Минаев LIVE».

Современные литературоведы и считают, что гонзо-журналистика появилась лишь во второй половине прошлого столетия. На самом же деле уже и в девятнадцатом веке можно заметить первые шаги корреспондентов по этой дорожке. Например, опыты Марка Твена на журналистском поприще - чем не гонзо? Что такое это направление, тогда никто, конечно, не знал. Но его рассказ «Журналистика в Теннеси» - образец гротеска, сарказма, основанный на реальных событиях, очевидцем которых был сам корреспондент.

Томас Вульф - один из самых ярких представителей направления.

Особенности гонзо-журналистики

У этого направления можно выделитьосновные признаки:

  • Материал предстаёт перед читателем в жанре репортажа.
  • Журналист фокусирует внимание на себе.
  • Автор высказывает субъективный взгляд на событие.
  • В материале изобилует авторская, а иной раз и ненормативная, жаргонная лексика.

Этот самобытный стиль далеко неоднозначен. Он уходит от рамок традиционной журналистики, которая базируется на правдивости, доказательности и беспристрастности. Все это весьма настораживает. И поднимается вопрос: а есть ли у этого направления будущее?

Приверженцы журналистики такого типа утверждают, что гонзо, как образ жизни, сегодня уже не такая и редкость. В реальности данный стиль существования можно охарактеризовать как отсутствие условностей и правил, идеалов и ответственности. И поэтому гонзо будет развиваться, завоёвывая всё больше поклонников.

Действительно, трудно не заметить и не отметить как положительные качества новизну, свежий взгляд на события и предметы, оригинальную и интересную подачу материала. Но вот самолюбование, подменяющее зачастую беспристрастное освещение события, дурной тон, выражающийся в использовании и жаргонизмов, выбор фактов подчас аморальных, шокирующих, подчёркивающих безнравственность современных граждан, или просто чисто физиологических ляпсусов - все эти сопутствующие отличительные черты гонзо претят людям культурным.