Руаль амундсен интересные факты. Капитан Руаль Амундсен — Покоритель полюсов земли


Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен жил на закате эпохи Великих Географических открытий. Фактически он стал последним из когорты великих путешественников, пытавшихся покорить все еще неизведанные пространства.

Вся биография Руаля Амундсена насыщена яркими событиями, в которых он играл «главную скрипку».

Биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежской провинции Эстфолл в городке Борге. С раннего возраста мальчика приучали к спорту, а на лыжи его поставили, едва он начал самостоятельно ходить. Не блистая знаниями в школе, он отличался упорством и настойчивостью в достижении своих целей.

Именно характер и упорство вкупе с предусмотрительностью и осторожностью позволили ему совершить вещи, которые до него не удалось сделать никому: полностью замкнуть кольцо вокруг земного шара, используя Северо-Западный и Северо-Восточный проходы, покорить первым Южный географический полюс.

Заключительные годы жизни Руаля Амундсена пришлись на бурное появление новых видов транспортных средств, которые вывели исследования «белых пятен» на карте на совершенно новый уровень, сведя подобные свершения до уровня хобби.

Первый шаг в становлении Амундсена как исследователя произошел после смерти его матери в 1893 году, когда он бросил университет, где учился на медицинском факультете. Молодой человеек устроился матросом на промысловое судно, где усердно изучал морское дело и навигацию. В 1896 году, после сдачи экзаменов, он стал штурманом дальнего плавания, что весьма пригодилось ему в дальнейшем.

Первая экспедиция Амундсена

Первая экспедиция Руаля Амундсена началась в 1897 году на корабле «Бельжика», куда его приняли штурманом по просьбе Фритьофа Нансена. Бельгийский полярный исследователь Адриен де Жерлаш тогда отправлялся в антарктическую экспедицию. Предприятие для исследователей не было удачным. Мало того, на затертом паковыми льдами судне среди экипажа вспыхнула эпидемия цинги, а недоедание и депрессия истощили моральный дух участников до крайности.

Не потерял присутствия духа только молодой штурман Амундсен, который взял командование на себя и вывел простоявшее 13 месяцев во льдах судно на открытую воду. Некоторые медицинские знания, полученные в университете, помогли ему выходить и большую часть команды. В 1899 году «Бельжика», наконец-то вернулась в Европу.

Путешествия и открытия Руаля Амундсена

Но главные открытия Руаля Амундсена были впереди. Благодаря полученному опыту, он успешно сдал экзамены и стал капитаном корабля. Сразу же после этого Амундсен начинает подготовку к новой экспедиции. В 1903 году на судне «Йова» он отправляется открывать Северо-Западный проход вокруг Северной Канады.

То, что сделал Руаль Амундсен в этой экспедиции, не удавалось еще никому. За два года плавания он сумел-таки пройти от востока американского материка до его западной части. 34-летний путешественник мгновенно становится мировой знаменитостью, хотя богатства эта известность ему не принесла.

Самым же громким делом в жизни Амундсена стал его поход к Южному полюсу Земли. В сложнейших условиях Антарктики, совершив двухмесячный переход, он с товарищами достиг географического Южного полюса, после чего вернулся на базу экспедиции.

К сожалению, это была «лебединая песня» из всего того, что открыл Руаль Амундсен. И хотя после этого эпохального похода он еще продолжал свои экспедиции, они не стали столь громкими из-за сменившейся обстановки. Первая Мировая война и иной подход к исследованиям, где личные качества человека уже не играли главенствующей роли, повергли знаменитого полярника в депрессию. Он рассорился со всеми друзьями и стал жить отшельником.

Последним ярким событием, заставившем вновь весь мир заговорить о нем, стала попытка Амундсена помочь попавшей в бедствие экспедиции Нобиле. Наняв летающую лодку, 18 июня 1928 он года вылетел на поиски, из которых он уже не вернулся. Так драматически закончилась жизнь великого полярного исследователя, хотя, возможно, для людей его уровня, это есть лучший уход в мир иной.

А́мундсен Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг (норв. Amundsen Roald Engelbregt Gravning; 16 июля 1872, Борге, Норвегия - 17 июня 1928, Арктика) - норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый в мире человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года).

Первый в мире человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший и на Южном и на Севреном полюсах планеты.

Родился в семье капитана, владельца судоверфи. В 1890 году поступил на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но спустя 2 года оставил учебу.

С 1894 года плавал в качестве матроса и штурмана на различных судах, в 1897-1999 годах был первым помощником капитана на корабле «Бельжика» во время экспедиции в Антарктику.

Географические исследования

17 июня 1903 года на промысловом судне «Йоа» Амундсен в сопровождении шести человек отправился в Арктику, где в течение трех последующих лет первым прошел Северо-Западным проходом с тремя зимовками от Гренландии к Аляске.

Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о. Виктория. Экспедиция закончилась в 1906 году в Сан-Франциско.

В 1909 году Амундсен готовился к достижению и исследованию Северного полюса, но его опередил американец Р.

Пири, после чего исследователь решил достичь Южного полюса.

9 августа 1910 года на судне «Фрам» он отправился в Антарктику с четырьмя спутниками и достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, на месяц опередив соперничавшую с ним английскую экспедицию Р.

В 1918-1920 годах прошел на судне «Мод» с двумя зимовками от Норвегии вдоль северных берегов Евразии до Берингова пролива. В мае 1926 года Амундсен руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия», в котором его сопровождал американский исследователь Линкольн Элсуорт.

В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У.

Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь Амундсен, вылетевший 17 июня на гидросамолете «Латам», погиб вместе с экипажем в Баренцевом море.

В честь исследователя названы море в Тихом океане у берегов Антарктиды, гора в Восточной Антарктиде, залив и котловина в Северном Ледовитом океане, а также американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде.

  • Амундсен Р.

    Моя жизнь; Южный полюс. М., 2012.

  • Амундсен Р. Плавание Северо-Западным проходом на судне «Йоа». М., 2004.
  • Буманн-Ларсен Т. Амундсен. М., 2005.
  • Яковлев А. Руал Амундсен. 1872-1928. М., 1957.

Амундсен Руал (1872-1928 гг.) - норвежский полярный путешественник. Он родился в семье капитана и пошел по стопам отца, плавая сначала матросом, а потом штурманом. Первая самостоятельная экспедиция его была в 1903-1906 гг., когда он с зимовками морским путем прошел от Гренландии до Аляски. В 1910 году Амундсен отправляется в Арктику, чтобы повторить дрейф Ф.Нансена, но с намерением пройти поблизости от Северного полюса.

Получив в пути известие об открытии полюса, Амундсен неожиданно для всех взял курс на Антарктиду, поставив своей задачей открытие Южного полюса. Высадившись в Китовой бухте, Амундсен в составе экспедиции предпринял тяжелый поход к полюсу и дошел до него в декабре 1911 года.

С такой же целью и в это же время к полюсу отправилась английская экспедиция Р.Скотта, которая достигла Южного полюса вслед за экспедицией Р.Амундсена, но месяцем позже.

Р.Амундсен не оставил своей давней мечты и в 1918 году предпринял плавание через Северный Ледовитый океан с запада на восток.

В 1926 году он совместно с американцем Л.Элсуортом и итальянцем У.Нобиле на дирижабле «Норвегия» совершили перелет по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

Позднее в 1928 году У.Нобиле организует новую экспедицию в Арктику на дирижабле, которая закончилась трагически. Р.Амундсен принял участие в спасении этой экспедиции и погиб со всем экипажем самолета где-то в Баренцевом море.

Несколько месяцев спустя волны прибили к северному побережью Норвегии один из поплавков самолета «Латама», на котором Амундсен вылетел на спасение экспедиции У.Нобиле.

Экспедиция Р.Скотта, достигшая полюса месяцем позже, чем экспедиция Амундсена, погибла во льдах на обратном пути.

Многие не только в Великобритании, но и в Норвегии, на родине Р.Амундсена, считали, что внезапное появление его экспедиции в Антарктиде явилось для Р.Скотта и его друзей страшным ударом: ведь желание достигнуть полюса было для них многолетней мечтой. Р.Скотт и его друзья много месяцев подряд страдали от недоедания, холода, полярной тьмы, проваливались в ледяные пещеры, не жалели себя, готовясь к так и не состоявшемуся успеху.

На обратный путь уже не хватило сил…

Простил ли себя Амундсен за то, что случилось в декабре 1911 года в Антарктиде? Наверное, нет, иначе он не написал бы, узнав о гибели экспедиции Скотта: «…Я пожертвовал бы многим, даже славой, чтобы вернуть их к жизни… Мой триумф в Антарктиде омрачен мыслью о трагедии… Она преследует меня».

Амундсен Руал википедия
Поиск по сайту:

Исследователи Арктики

Руаль Амундсен (1872-1928)

Норвежский полярный исследователь.

Первый человек, достигший Южного полюса, один из пионеров применения авиации в арктических путешествиях. Первый путешественник, который совершил морской переход по проливам Канадского архипелага и вдоль берегов Сибири, впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Обучался на медицинском факультете Университета Осло, но через два года оставил учебу.

Интерес Амундсена к полярным исследованиям появился после его знакомства с известным норвежским полярным путешественником Эйвином Аструпом. В 1895 году Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана и прянял участие в промысловом плавании. В 1897–1899 был матросом и первым помощником капитана на корабле «Бельжика» во время бельгийской экспедиции в Антарктику под руководством морского офицера лейтенанта Адриена де Жерлаша.

В 1901 году на купленной яхте «Йоа» Амундсен отправился в полугодовое плавание в Баренцево море для проведения океанографических работ.

В следующей экспедиции в 1903 году исследователь с экипажем из семи человек впервые в истории мореплавания прошел от Гренландии до Аляски по морям и проливам Канадского Арктического архипелага, открыв проход через Северо-Западный морской путь.

Во время экспедиции мореплаватель провел ценные геомагнитные наблюдения в области Канадского Арктического архипелага, нанес на карту более 100 островов.

В 1910-1912 годах возглавил экспедицию в Антарктику с целью открытия Южного полюса на корабле «Фрам». Амундсен со спутниками высадился в Китовой бухте на ледник Росса, основал базу и стал готовиться к походу на Южный полюс.

Команда из пяти человек стартовала на собачьих упряжках и 17 декабря 1911 года достигла своей цели, на месяц опередив экспедицию англичанина Р. Скотта.

В 1918-1921 годах на судне "Мод" Амундсен проплыл с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на "Фраме".

С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива, в который вошел в 1920 году.

В 1923-1925 годах несколько раз пытался достичь Северного полюса и решил исследовать Арктику с воздуха.

В мае 1926 года возглавил первый трансатлантический перелет через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". 17 июня 1926 году Амундсен на французском двухмоторном гидроплане "Латам-47" вылетел из Тромсё на поиски экспедиции генерала У. Нобиле. Во время перелета из Норвегии на Шпицберген Руаль Амундсен потерпел аварию и погиб в Баренцевом море.

Именем Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт.

На русский язык переведены его работы "Перелет через Ледовитый океан", "На корабле "Мод", "Экспедиция вдоль северного побережья Азии", "Южный полюс" и пятитомное собрание сочинений.

  1. Краткая хронология
  2. Жизнь

2.3 Покорение Южного полюса

2.4 Северо-восточный морской путь

2.5 Трансарктические полёты

2.6 Последние годы и гибель

  1. Объекты, названные в честь путешественника.
  2. Список использованной литературы.

Норвежский полярный путешественник и исследователь.

Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса.

    Краткая хронология

В 1890-1892 учился на медицинском факультете в университете г.

Христиания.

С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

Впервые прошёл (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р.

Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

    Жизнь

2.1 Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей.

Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни »

В 1897-1899 гг.

в роли штурмана принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгика» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.

2.2 Северо-западный морской путь

Рисунок 1. Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию.

Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с.

Личный состав экспедиции включал:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  • Годфрид Хансен, датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции.

    Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.

  • Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  • Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  • Хельмер Хансен - второй штурман.
  • Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма.

Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске.

Позднее он вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

2.3 Покорение Южного полюса

Рисунок 2.

Карта антарктической экспедиции Амундсена

2.4 Покорение Южного полюса

На 1910 год Амундсен планировал трансполярный дрейф через Арктику, который должен был начаться у берегов Чукотки. Амундсен рассчитывал первым достигнуть Северного полюса, для чего ещё в 1907 году добился поддержки у Фритьофа Нансена.

Парламентским актом судно «Фрам» (норв. Fram, «Вперёд») было предоставлено для экспедиции. Бюджет был весьма скромен, составляя около 250 тыс. крон (для сравнения: у Нансена в 1893 г. было 450 тыс. крон). Планы Амундсена были неожиданно разрушены заявлением Кука о покорении Северного полюса в апреле 1908 года.

Вскоре о покорении полюса заявил и Роберт Пири. На спонсорскую поддержку больше не приходилось рассчитывать, и тогда Руаль решается покорить Южный полюс, за достижение которого тоже начинала разворачиваться гонка.

К 1909 году «Фрам»(рисунок 3) был капитально перестроен, но уже предназначался для новой экспедиции.

Все приготовления держались в тайне: о планах Амундсена, кроме него самого, знали его брат-адвокат Леон Амундсен и командир «Фрама» - лейтенант Торвальд Нильсен. Приходилось идти на нестандартные решения: значительная часть провианта для экспедиции была поставлена норвежской армией (предстояло испытать новый арктический рацион), лыжные костюмы для членов экспедиции были сшиты из списанных армейских одеял, армия предоставила палатки и проч.

Единственный спонсор нашёлся в Аргентине: за счёт средств магната норвежского происхождения - дона Педро Кристоферсена, был закуплен керосин и множество припасов. Его щедрость позволила сделать Буэнос-Айрес главной базой «Фрама».

Позднее в его честь была названа гора в составе Трансантарктического хребта.

Перед отплытием, Амундсен отправил письма Нансену и королю Норвегии, где объяснял свои мотивы. По легенде, Нансен, получив письмо, вскричал: «Глупец! Я предоставил бы ему все мои расчёты» (Нансен в 1905 году собирался совершить экспедицию в Антарктиду, но болезнь жены вынудила его отказаться от планов).

Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой.

Список приводится по состоянию на январь 1912 год.

Рисунок 3. «Фрам» под парусами

Береговой отряд:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу.
  • Олаф Бьоланд - участник похода к Полюсу.
  • Оскар Вистинг - участник похода к Полюсу.
  • Йорген Стубберуд - участник похода к Земле короля Эдуарда VII.
  • Кристиан Преструд - начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII.
  • Фредерик Яльмар Йохансен - участник экспедиции Нансена в 1893-1896 гг., из-за конфликта с Амундсеном не вошёл в полюсный отряд.
  • Хельмер Хансен - участник похода к Полюсу.
  • Сверре Хассель - участник похода к Полюсу.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер.

Команда «Фрама» (судовой отряд):

  • Торвальд Нильсен - командир «Фрама»
  • Стеллер - матрос, немец по национальности.
  • Людвиг Хансен - матрос.
  • Адольф Ульсен - матрос.
  • Карениус Ульсен - кок, юнга (самый молодой участник экспедиции, в 1910 г.

    ему было 18 лет).

  • Мартин Рихард Рённе - парусный мастер.
  • Кристенсен - штурман.
  • Хальворсен.
  • Кнут Сундбек - швед по национальности, судовой механик (инженер, создавший дизельный двигатель для «Фрама»), сотрудник фирмы Рудольфа Дизеля.
  • Фредерик Яльмар Ертсен - первый помощник командира, лейтенант ВМФ Норвегии. Исполнял также обязанности судового врача.

Двадцатым членом экспедиции был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.

Некоторое время мотористом «Фрама» был Якоб Нёдтведт, но его заменили на Сюндбека.

Летом 1910 года «Фрам» производил океанографические изыскания в Северной Атлантике, при этом выяснилось, что судовой механик Якоб Нёдтведт не справляется со своими обязанностями.

Он был списан на берег, а взамен его взяли конструктора судового дизеля Кнута Сюндбека. Амундсен писал, что этот швед обладал большим мужеством, если решился идти в такой дальний путь с норвежцами.

13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады.

Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 32 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 года, но крайне низкие температуры препятствовали этому (при −56 Ц.

лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).

План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого.

19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках.

14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьоланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен.

Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40° и сильных ветрах) занял 99 дней.

Капитан Руаль Амундсен (1872-1928). Фото 1920 г.

Прежде чем приступить к осуществлению мечты детства - исследовать Северный полюс, Руаль Амундсен несколько лет был простым матросом, ходил на парусно-моторных судах в Мексику, Британию, Испанию, Африку, два года потратил на экспедицию к Южному полюсу.

Но его мечтой оставался другой край Земли - Арктика, куда не ступала еще нога человека. В историю северных научных экспедиций он вошел как человек, который первым побывал на обоих полюсах Земли.

В столицу Норвегии Христианию (так называлось Осло в XIX веке) Руаль прибыл 14-летним юношей.

После смерти отца он хотел учиться на морехода, но мать настояла, чтобы сын избрал медицину. Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но через 2 года, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море.

Амундсен и его команда на борту «Йоа»

Руаль был героической личностью, искал приключений, и приключения нашли его.

С самых ранних лет он приучал себя к мысли, что станет путешественником, закалял себя физически, ходил на лыжах, обливался ледяной водой. Между прочим автоцистерны для нефтепродуктов выполняют из прочной стали.

И вырос крепким, волевым, не боявшимся трудностей.

Пять лет он плавал матросом на разных судах, сдал экзамены и получил диплом штурмана. И в таком качестве в 1897 году отправился наконец в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика», которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции. Это было тяжелейшее испытание.

Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Фритьоф Нансен (1861-1930)

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа», построенную как раз в год его рождения.

У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил. Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход. Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая, пришлось пережить зимовку во льдах, океанские штормы, встречи с опасными айсбергами.

Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли. На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски.

Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника. В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу.

Капитан Руаль Амундсен

Ему предложили знаменитый корабль «Фрам» (что значит «Вперед»), специально сооруженный для северных экспедиций и для дрейфа во льдах.

На нем плавал и дрейфовал другой знаменитый норвежский полярный исследователь, Фритьоф Нансен, и судно показало свою надежность. Амундсен хотел повторить путь Нансена.

Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири.

Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу. 16 тысяч миль преодолели за несколько недель и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили. Но несмотря на все трудности, Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Судно «Фрам»

Но от покорения Арктики он не мог отказаться и в 1918 году на специально построенном судне «Мод» отправился в плавание по Северному Морскому пути.

Он был готов к дрейфу, к суровой полярной непогоде. Но все оказалось гораздо тяжелее. У мыса Челюскин им пришлось перезимовать. Некоторые члены экспедиции заболели, некоторые сошли с ума. Амундсен сам почувствовал боли в сердце. После нападения белого медведя у него было сломано предплечье.

Двухцилиндровый дизельный двигатель 180 л. с. Запас керосина в 90 т обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя.

Помещения вмещали 20 человек, запасы продовольствия на 2 года, 100 ездовых собак. Водоизмещение -1100 т.

Амундсен во льдах

Летом 1920 года едва живой Амундсен прибыл в поселок Ном на Аляске и остался там. Однако выздоровев, он снова был готов штурмовать Северный полюс. В дальнейшем он летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах.

Судьба благоволила к нему, и он со славой возвращался в Осло.

Дирижабль «Норвегия»стартует со Шпицбергена

В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Лннкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту: пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия», такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским… Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление.

Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине. Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Тогда вспомнили об Амундсене, который к тому времени уже отошел от активных исследований и жил в своем доме под Осло. Военный министр Норвегии лично попросил его присоединиться к экспедиции, отправлявшейся на поиски Нобиле.

Умберто Нобиле (1885-1978)

Амундсен согласился, ведь речь шла о жизни людей.

18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген. Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

Дирижабль «Италия» 1928 г.

Генералу Нобиле удалось спастись. Оставшиеся в живых на льдине поставили палатку и покрасили ее в красный цвет.

Так их нашел летчик шведской военной авиации, но он забрал только Нобиле: такой у него был приказ. Остальных членов экипажа, дрейфовавших на льдине, спас советский ледокол I «Красин».

Судьба членов экипажа, унесенных ветром вместе с дирижаблем «Италия», осталась неизвестной.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Каждый путешественник-исследователь глубоко верит, что на свете нет ничего непреодолимого и невозможного. Он отказывается принять поражение, даже если оно уже становится очевидным, и неотступно продолжает идти к своей цели. Антарктика не раз демонстрировала человеку «его место», пока перед ней не появился бесстрашный норвежец - Руаль Амундсен. Он открыл, что истинное мужество и героизм могут покорять льды и суровые морозы.

Неукротимое влечение

Годы жизни Руаля Амундсена были насыщенными. Он родился в 1872 году в семье потомственного мореплавателя и торговца. В пятнадцать лет ему в руки попадает книга Д. Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, которая определяет всю его последующую жизнь. Его родители имели свои планы на младшего ребенка, решив не приобщать его к семейному ремеслу. Мать старательно прочила ему место в интеллектуальной элите общества, отдав после гимназии на медицинский факультет. Но будущий полярник готовился к иному: он усердно занимался спортом, всячески закаливал свой организм, приучая себя к холодным температурам. Он знал, что медицина - не дело его жизни. Поэтому спустя два года Руаль с облегчением оставляет учебу, вернувшись к своей мечте о приключениях.

В 1893 году будущий путешественник Руаль Амундсен знакомится с норвежским исследователем Аструпом, и уже иной судьбы, чем быть полярным исследователем, даже не рассматривает. Он буквально стал одержим идеей покорения полюсов. Молодой человек поставил цель быть первым, кто ступит на Южный полюс.

Становление лидера

В 1894-1896 годах жизнь Руаля Амундсена круто меняется. После окончания курсов штурмана он попадает на корабль «Бельжик», став членом команды антарктической экспедиции. Это тяжелое путешествие обделено вниманием историков, но именно тогда люди впервые перезимовали у ледяного континента.

Огромные льдины Антарктиды зажали корабль путешественников. Не имея другого выбора, они были обречены на долгие месяцы темноты и одиночества. Испытания, выпавшие на долю команды смогли перенести не все, многие сошли с ума от трудностей и постоянного страха. Сдавались самые стойкие. Капитан корабля, не справляясь с ситуацией, сложил с себя полномочия и отстранился от дел. Именно в эти дни происходило становление Амундсена как лидера.

Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?

На пути к мечте

Интересный факт есть в биографии Руаля Амундсена. Оказывается, поначалу он намеревался покорить Северный полюс, но в процессе подготовки к экспедиции пришла новость, что Фредерик Кук его уже опередил. Через неделю аналогичная новость пришла и от экспедиции Роберта Пири. Амундсен понимает, что создается конкуренция между желающими покорять неведомое. Он быстро меняет свои планы, останавливая выбор на Южном полюсе, и идет на опережение соперников, никому ничего не говоря.

Шхуна достигла берегов Антарктиды в январе 1911 года. В Китовой бухте из привезенных материалов норвежцы возвели дом. Они стали тщательно готовиться к будущему походу на полюс: постоянные тренировки людей и собак, перепроверка снаряжения, а базы с провизией были подготовлены до 82° южной широты.

Первая попытка покорения Южного полюса потерпела поражение. Команда из восьми человек вышла в начале сентября, но вынуждена была вернуться из-за быстро понизившейся температуры. Стояли такие ужасные морозы, что остывала даже водка, а лыжи не шли по снегу. Но Амундсена неудача не остановила.

Южный полюс

20 октября 1911 года была предпринята новая попытка добраться до полюса. Норвежцы группой в составе пяти человек подобрались к границе шельфового ледника 17 ноября и начали восхождение на Полярное плато. Впереди были самые тяжелые три недели. Оставалось 550 километров.

Надо отметить, что в жестких условиях холода и опасности люди постоянно находились в стрессовом состоянии, и это не могло не повлиять на отношения в группе. Конфликты происходили по любому поводу.

Экспедиция смогла преодолеть обрывистый ледник на высоте 3030 метров над уровнем моря. Этот отрезок пути отличался глубокими трещинами. И собаки, и люди были вымотаны, страдая горной болезнью. А 6 декабря они покорили высоту 3260 метров. Южного полюса экспедиция достигла 14 декабря в 15 часов дня. Полярники сделали несколько повторных вычислений, чтобы развеять малейшие сомнения. Расчетное место пометили флагами, а затем была установлена палатка.

Полюс был покорен несгибаемыми людьми, их упорством и стремлением на грани безумия. И надо отдать должное лидерским качествам самого Руаля Амундсена. Он открыл, что победа на полюсе, помимо человеческой целеустремленности и отваги, - это еще и результат четкого планирования и расчетов.

Достижения путешественника

Руаль Амундсен - величайший норвежский полярник, который навсегда оставил свое имя в истории. Он совершил множество открытий, в его честь были названы географические объекты. Люди прозвали его Последним викингом, и он вполне оправдал это прозвище.

Не все знают, но Южный полюс - не единственное, что открыл Руаль Амундсен. Он первым совершил проход в 1903-1906 годах от Гренландии к Аляске Северо-Западным проходом на небольшом корабле «Йоа». Это было во многом рискованное предприятие, но Амундсен немало готовился, чем и объясняется его последующий успех. А в 1918-1920 годах на судне «Мод» он проходит вдоль северных берегов Евразии.

Ко всему прочему, Руаль Амундсен является признанным пионером полярной авиации. В 1926 году он совершает первый перелет на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс. Впоследствии увлечение авиацией стоило ему жизни.

Последний поход

Жизнь легендарного полярника оборвалась трагично. Неуемная натура не могла не отреагировать, когда 25 мая 1928 года поступил сигнал бедствия от экспедиции итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.

Вылететь на помощь получилось не сразу. Несмотря на все достижения, Руаль Амундсен (что он открыл, мы рассмотрели выше) по-прежнему нуждался в деньгах. Поэтому только 18 июня из Тромсе на гидросамолете «Латам-47», благодаря общим усилиям, бесстрашный норвежец вместе с командой вылетел на помощь.

В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий. После связь была потеряна. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. А несколько месяцев спустя были обнаружены поплавок и вмятый бензобак гидросамолета. Комиссией было установлено, что самолет потерпел крушение, повлекшее за собой трагическую смерть команды.

Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.

Первую попытку пройти к Южному полюсу сделал англичанин Роберт Скотт в 1902 году. Но о дошел только до 82°17" южной широты. Вернувшись в Англию, Скотт начал готовиться к следующей более серьезной экспедиции к Южному полюсу. Но один из участников его первой экспедиции, Эрнест Шеклтон, прибывший на родину раньше, решил опередить его. Так возникло соперничество за покорение Южного полюса. Шеклтон прибыл к берегам Антарктики в начале 1908 года. 9 января 1909 года он со спутниками достиг 88° 23" южной широты. До полюса оставалось всего 180 километров, но продовольствия было ничтожно мало. Пришлось повернуть обратно. После этого экспедиции к Южному полюсу начали готовить Япония и Германия. А затем неожиданно в состязание вступил норвежец Руаль Амундсен, который готовил экспедицию в Арктику на судне «Фрам». Но он, узнав, что Северный полюс достигнут, втайне изменил цель экспедиции и решил идти в Антарктику покорять Южный полюс. О своем решении он поначалу никому не сказал, даже членам экспедиции.

1 мая 1910 года «Фрам» был пришвартован в Акерсхусе для загрузки снаряжения. 2 июня на борту побывала королевская чета, которую принимали Амундсен и Нансен. 3 июня «Фрам» был перебазирован в Буннефьорд, где на борт погрузили разобранный дом для зимовки в Антарктике. 7 июня отплыли в короткий поход по Северному морю и вокруг Британских островов — это было предварительное испытание судового дизеля, во время которого проводились океанографические исследования. Сильные штормы сократили плавание. 11 июля «Фрам» вернулся в Берген, а 23 июля — в Кристианию (принимать сушеную рыбу, собак и т. д.). Здесь в истинные цели экспедиции были посвящены помощник командира Ертсен и лейтенант Преструд.

2 Мадейра, Фуншал

Ведение всех своих дел Руаль Амундсен передал брату Леону. Еще до выхода «Фрама» из Кристиании Леон Амундсен совершил поездку на Мадейру, где проверил количество и качество запасов для перехода команды его брата в Антарктиду, последующей зимовки и штурма полюса.

«Фрам» пришел в Фуншал 6 сентября 1910 года. На несколько дней команда была отпущена в увольнение. Стоянка длилась до 9 сентября: были отремонтированы подшипники гребного винта и запасено 35 т пресной воды (ее заливали даже в большие шлюпки и топливные баки).

9 сентября произошел инцидент: местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. Амундсен собрал команду и разъяснил свои истинные намерения, предложив несогласным вернуться на родину за его счет. Хельмер Хансен описывал это так: «Каждый из нас, один за другим, был спрошен, согласен ли он с этим новым для нас планом и желает ли он одолеть вместо Северного полюса Южный. Результатом было то, что все мы, как один, ответили — да. На этом представление закончилось».

Леон Амундсен сошел на берег, увезя три письма брата, адресованных королю, Нансену и норвежскому народу. Королю и Нансену послания были доставлены 1 октября.

Письмо Руаля Амундсена норвежскому народу (с поправками Леона Амундсена) было перепечатано многими газетами Норвегии 2 октября. В тот же день Леон Амундсен отправил в Крайстчерч телеграмму на английском языке за подписью брата, адресованную Роберту Скотту: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Адресата она достигла 12 октября.

В 21:00 9 сентября «Фрам» покинул Мадейру. Следующую остановку предполагалось сделать на Кергелене, но непогода не позволила к нему приблизиться. Экватор пересекли 4 октября.

1 января 1911 года был замечен первый айсберг, 2 января экспедиция пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четверо суток. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту.

3 Зимовка во «Фрамхейме»

Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15−16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведен уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя «Фрамхейм». В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — судно снабжения Роберта Скотта, некоторые участники экспедиции которого посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена.

Список участников похода к Южному полюсу Амундсен огласил 1 декабря 1910 года, когда «Фрам» еще находился в море. В состав зимовочного отряда вошли следующие лица: Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу, Олаф Бьоланд — опытный лыжник и плотник, Оскар Вистинг — лыжник и каюр, Йорген Стубберуд — плотник, участник похода к Земле короля Эдуарда VII, Кристиан Преструд — лейтенант ВМФ Норвегии, непосредственный начальник Вистинга на Хортенской верфи, начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII, в экспедиции проводил метеорологические и прочие измерения, Фредерик Ялмар Йохансен — капитан запаса норвежской армии, участник Норвежской полярной экспедиции в 1893—1896 годах, Хельмер Хансен — лыжник, Сверре Хассель — лыжник, Адольф Хенрик Линдстрем — кок и провиантмейстер, участник экспедиций Свердрупа и Амундсена.

10 февраля 1911 года Амундсен, Йохансен, Хансен и Преструд отправились на 80° ю. ш. на трех санях, достигнув места назначения 14-го числа. Они должны были заложить базовый склад для похода на Юг. Вернулись они 16 февраля, днем ранее «Фрам» покинул Китовую бухту. Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с черными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушеная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трех походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего. В последнем (апрельском) походе начальник не участвовал: он страдал кровотечениями из прямой кишки и оправился только к июню. Это были последствия травмы, полученной еще на «Йоа». Командовал последним походом Йохансен как самый опытный полярник в команде.

Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотечка включала 80 книг).

Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Бьоланд, убедившись, что поверхность ледника ровна, уменьшил вес саней с 80 до 30 кг, — изначально их предназначали для тяжелого рельефа. Йохансен всю зиму занимался укладкой провианта, чтобы не тратить время на его распаковку и взвешивание в пути.

4 Неудачный выход к полюсу

К наступлению полярного дня Начальником руководило нетерпение — его команда находилась в 650 км от группы Скотта и на 96 км ближе к полюсу, поэтому нельзя было судить о погодных условиях у конкурентов (тогда еще не было известно, что во «Фрамхейме» было холоднее, чем на базе Скотта. Средняя зимняя температура достигала у Амундсена −38 °С, у Скотта −27 °С, но основной тягловой силой у Скотта были лошади, что определяло более поздние сроки выхода). Амундсена особенно беспокоили известия о моторных санях Скотта, поэтому он решил выступать 1 сентября 1911 года. Однако даже за 4 дня до отправления температура не поднималась выше −57 °С. Только 31 августа потеплело до −26 °С, но дальше погода опять испортилась.

В команду вошли 8 человек (кроме Линдстрема — бессменного хранителя базы) со всеми пережившими зиму собаками, которых осталось 86. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года при −37 °С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Взятая в поход водка замерзла.

Полярники решили добраться до склада на 80° ю. ш., разгрузить там нарты и возвращаться во «Фрамхейм». 16 сентября Амундсен устремился обратно на базу. Возвращение превратилось в неорганизованное бегство, в котором каждый полярник оказался предоставлен сам себе. Интервал времени между возвращением членов экспедиции во «Фрамхейм» составил 6 часов, на базе даже не был зажжен фонарь, чтобы облегчить отставшим ориентацию в пространстве. На этом пути Йохансен спас менее опытного Преструда от верной смерти в снежной метели и на экстремальном холоде −60 °C: у того пала вся собачья упряжка.

Наутро по возвращению во «Фрамхейм» Йохансен подверг резкой критике руководство Амундсена. Раздраженный оппозицией, Амундсен исключил Йохансена из полярной партии, несмотря на то, что он был самым опытным каюром экспедиции. Йохансен вместе с поддержавшими его Преструдом и Стубберудом вместо престижного похода к географическому полюсу были направлены Амундсеном во второстепенную экспедицию к Земле короля Эдуарда VII. Кроме того, капитан Йохансен отныне был подчинен заведомо менее подготовленному тридцатилетнему лейтенанту Преструду.

5 Выход из «Фрамхейма»

Только в октябре 1911 года появились признаки антарктической весны. Тем не менее погода в сезон 1911/1912 годов была аномально холодной: температуры держались между −30 °C и −20 °C, при норме −15 °C — −10 °C.

20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада на 80° ю. ш. достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве (частая пасмурная погода на леднике Антарктиды вообще приводит к дезориентации), их воздвигали через каждые 3 мили. Начальные 180 миль пути были размечены шестами с флагами и прочими вехами. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.

6 Подъем на Полярное плато

11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Здесь были собраны и оставлены на промежуточном складе геологические образцы. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъем на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.

В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить еще шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.

Подъем на плато начался 18 ноября под сенью горы Бетти, названной так в честь старой няньки Амундсена — шведки Элизабет Густавсон. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Вистинг и Хансен разведали подъем по леднику высотой около 1300 м, протяженности которого определить не удалось (он получил имя Акселя Хейберга). Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м. 21 ноября был пройден 31 км с подъемом на высоту 1800 м.

7 Лагерь «Бойня»

Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36" ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема.

Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы.

6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.

8 Южный полюс

Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00 по времени «Фрамхейма». Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал ее в честь Эдуарда VII). Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасенных Бьоландом. Поскольку сигар было восемь — по числу первоначальных участников команды, три из них достались Амундсену.

Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчетов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошел к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчетной точки.

Поскольку теодолит был поврежден, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах.

17 декабря Амундсен решил, что находится в истинной точке Южного полюса и предпринял новый 24-часовой цикл измерений, причем каждую обсервацию выполняли два человека с тщательной фиксацией в навигационном журнале. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора (кроме Олафа Бьоланда).

На этот раз из вычислений Амундсена следовало, что группа находится в 1,5 милях (около 2,4 километров) от полюса, и двое экспедиционеров пометили флагами и «окружили» расчетное место. Таким образом, ради достоверности покорения Южный полюс был «окружен» экспедицией трижды. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Амундсен оставил на Южном полюсе письмо следующего содержания: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

9 Возвращение в «Фрамхейм»

Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен.

7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо.

Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.

10 Хобарт

Нервное напряжение Амундсена только возросло после возвращения с полюса, тем более, что он не знал, что уже одержал победу над Скоттом: предстояло как можно быстрее вернуться к цивилизации и сообщить о результатах. Внешне это выразилось в том, что в дневнике и письмах Амундсен вообще перестал придерживаться общепринятой норвежской орфографии. Вечером 30 января «Фрам» в густом тумане покинул Китовую бухту и около 5 недель пересекал поля паковых льдов, направляясь в Хобарт, хотя Литтелтон в Новой Зеландии был ближе, но это была главная база Скотта.

В Хобарт «Фрам» прибыл 7 марта 1912 года. На берег сошел один только Амундсен с папкой, содержащей тексты телеграмм, составленных заблаговременно. О Скотте не было никаких известий. Амундсен инкогнито снял номер в портовой гостинице, после чего немедленно связался с Норвегией, отправив три телеграммы — брату Леону, Нансену и королю, даже спонсорам известия были отправлены позже. В утренней телеграмме от брата сообщалось, что Леон Амундсен к тому времени продал эксклюзивные права на публикацию материалов о Норвежской полярной экспедиции лондонской газете Daily Chronicle. Гонорар Руаля Амундсена составил 2000 фунтов — по наивысшей ставке. Неоценимую помощь в заключении договора оказал Эрнест Шеклтон. По условиям контракта, Амундсену принадлежало исключительное право публикации отчетов и дневников всех участников экспедиции. Они не могли публиковать что-либо без согласия Амундсена на протяжении трех лет после возвращения. Телеграмма Нансену была весьма лаконична: «Спасибо за все. Задача выполнена. Все в порядке». С королем Норвегии Леону Амундсену встретиться не удалось — он заседал в штабе военных учений, но содержание телеграммы передал ему адъютант.

Только 11 марта 1912 года команде «Фрама» разрешили сойти на берег в Хобарте, выдав 10 шиллингов на карманные расходы.

11 Буэнос-Айрес

20 марта 1912 года Амундсен отбыл в лекционное турне по Австралии и Новой Зеландии, в тот же день получив известия, что издательство Якоба Дюбвада заключило с ним договор о книге о путешествии на сумму 111 тыс. крон — рекордную для того времени. 21 мая он прибыл в Буэнос-Айрес, выдавая себя за коммерсанта Энгельбрегта Гравнинга, торжественное чествование состоялось 30 мая в Норвежском обществе Ла-Платы. Команду отправили в Норвегию, «Фрам» оставался в Аргентине под присмотром лейтенанта Т. Нильсена.

12 Возвращение

1 июля 1912 года в Берген прибыли почти все участники экспедиции к Южному полюсу. 31 июля из Буэнос-Айреса через Копенгаген прибыл и Амундсен.

Открытие Южного полюса - многовековая мечта полярных исследователей - на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств - Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других - трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента - Америки, - носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное - право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций - британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что уже покорился американцам - Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами. Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции. Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен - Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет - моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками - приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна. Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути. Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее. Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть - умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс - драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны - отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 о С, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей - Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей. В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные. Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой - смерть, имело весьма неожиданные последствия. Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего. Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя. Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги - вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен - Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые - «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

Амундсен (Amundsen), Руаль – норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в Борге 16 июля 1872 г., с июня 1928 г. пропал без вести. Был величайшим открывателем новейшего времени. В течение почти 30 лет Амундсен достиг всех целей, к которым стремились полярные исследователи на протяжении более 300 лет.

В 1897-99 гг. Амундсен участвовал в качестве штурмана в антарктической экспедиции А. Жерлаша на судне «Бельжика». Экспедиция исследовала Землю Грейама.

Чтобы подготовить собственную экспедицию для определения точного местоположения Северного магнитного полюса, он совершенствовал свои знания в немецкой обсерватории.

После пробного плавания в Северном Ледовитом океане Амундсен в середине июня 1903 г. отправился в путь на судне «Йоа» водоизмещением 47 т с шестью спутниками-норвежцами и прошел в направлении канадско-арктических островов через проливы Ланкастер и Пил к юго-восточному побережью острова Кинг-Вильям. Там он провел две полярные зимовки и сделал ценные геомагнитные наблюдения. В 1904 г. он обследовал Северный магнитный полюс на западном побережье полуострова Бутия-Феликс и предпринял смелые поездки на лодках и санях через покрытые льдом морские проливы между Землями Кинг-Вильям и Виктории. При этом им и его спутниками были положены на карту свыше 100 островов. 13 августа 1905 г. «Йоа» наконец продолжила свое путешествие и через проливы между островами Кинг-Вильям, Виктории и канадской материковой сушей достигла моря Бофорта, а затем после вторичной зимовки во льдах вблизи устья Макензи 31 августа 1906 г. – Берингова пролива. Таким образом, впервые удалось пройти Северо-Западным проходом на одном корабле, но не теми проливами, которые исследовали экспедиции, искавшие Франклина.

Другим великим достижением Амундсена было открытие Южного полюса, которое ему удалось совершить с первой же попытки. В 1909 г. Амундсен готовился к длительному дрейфу во льдах Полярного бассейна и исследованию района Северного полюса на судне «Фрам», принадлежащем ранее Нансену, но, узнав об открытии Северного полюса американцем Робертом Пири, изменил свой план и поставил целью достижение Южного полюса. 13 января 1911 г. он высадился с «Фрама» в Китовой бухте в восточной части Ледяного барьера Росса, откуда следующим летом 20 октября выступил в сопровождении четырех человек на санях, запряженных собаками. После успешной поездки по ледяному плато, утомительного подъема через горные ледники на высоте около 3 тыс. м (Чертов Глетчер, ледник Аксель-Хейберг) и дальнейшего успешного продвижения по льду внутреннего плато Антарктиды Амундсен 15 декабря 1911 г. первым достиг Южного полюса, на четыре недели раньше менее удачной экспедиции Р. Ф. Скотта, пробивавшуюся к полюсу западнее пути Амундсена. На обратном пути, который начался 17 декабря, Амундсен открыл горы Королевы Мод высотой до 4500 м и 25 января 1912 г. после 99-дневного отсутствия снова вернулся к месту высадки.

По возвращении из Антарктики Амундсен пытался повторить дрейф Ф. Нансена через Северный Ледовитый океан, но гораздо севернее, возможно через Северный полюс, предварительно пройдя по северо-восточному проходу – вдоль северных берегов Евразии (но следующие его северные экспедиции были задержаны первой мировой войной). Для этой экспедиции было построено новое судно «Мод». Летом 1918 г. экспедиция вышла из Норвегии, но не смогла пройти вокруг Таймырского п-ова и зазимовала у мыса Челюскин. В навигацию 1919 г. Амундсену удалось пройти на восток до о. Айон, где судно «Мод» встало на вторую зимовку. В 1920 г. экспедиция вышла в Берингов пролив. В дальнейшем экспедиция производила работы в Северном Ледовитом океане, сам же Амундсен в течение ряда лет занимался сбором средств и подготовкой полетов к Северному полюсу.

Вторая попытка была предпринята на «Мод» в 1922 г. от мыса Хоп (Аляска), однако сам Амундсен не принимал участия в плавании своего корабля. После двухлетнего ледового дрейфа «Мод» дошла только до Новосибирских островов, исходного пункта «Фрама» в 1893 г. Так как дальнейшее направление дрейфа благодаря «Фраму» уже было известно, «Мод» освободилась от льдов и возвратилась на Аляску.

Между тем Амундсен пытался проложить путь к Северному полюсу на самолете, но при первом же испытательном полете в мае 1923 г. из Уэнрайта (Аляска) его машина испортилась. 21 мая 1925 г. он вместе с пятью спутниками, в т.ч. Элсуэртом стартовал на двух самолетах от Шпицбергена. И опять он не достиг цели. На 870 43/ с. ш. и 10020/ з. д., в 250 км от полюса, ему пришлось сделать вынужденную посадку. Здесь участники экспедиции провели свыше 3 недель, готовя аэродром для взлета; в июне им удалось на одном самолете вернуться на Шпицберген.