Река сена как символ парижа и всей франции. Река Сена — начало Парижа и всей Франции Река сена на контурной карте

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь - из Парижа - в Париж - в Ла-Манш, в океан…

За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres) находится её крохотная часть - тот самый ельник, колыбель Сены, который в 1864 году указом Наполеона III стал частью Парижа. А могло ли быть иначе? Не будь Парижа - кто бы особенно интересовался за пределами Франции Сеной? Однако парижане считают иначе: не будь Сены, не появился бы и Париж.

Паризане и Сена

Париж начинался на островке Сите Сены. Здесь был кельтский городок Лютеция («болото»), населяли его паризии. Кто-то ведёт названии столицы от названия этого племени, другие - с троянцами, бежавшими из Трои и основавшими в одном из самых благодатных мест Европы город Parisia - «дерзость». Есть и ещё версии, но вывод из них один - местность привлекала людей с древнейших времён плодородными землями, спокойной и полноводной рекой, ставшей торговой артерией Европы с самого её расцвета.

Парижане и сегодня ведут отсчёт пространства из сердца Парижа и Сены - Сите. У каменной громады Нотр-Дам-де-Пари, собора Парижской Богоматери, построенного на острове с 1163 по 1345 годы, в мостовую положена бронзовая плита, изображающая компас. Это «нулевая точка» - point zero, от неё отсчитывают все расстояния от Парижа, здесь для парижан - центр мира, вселенной.

Главная улица Парижа

Так называют её жители, путеводители, такова Сена на самом деле. Улица-Сена начинается на юго-востоке города, торжественно течёт на север, затем плавно изгибается, нарисовав на карте не то кривую средневековую саблю, не то бровь красавицы длиною 14,5 километра - и одно, и другое Парижу к лицу.

Вместо обычных домов на этой улице - баржи и мосты. Не те грузовые баржи, что плывут в 3 часа мимо набережных, когда вода словно чернила, и только буй напротив острова Сите вспыхивает зелёным огнём азбуки Морзе, посылая сигналы кому-то в глухую ночь. По берегам Сены пришвартованы самые настоящие баржи-дома, баржи-рестораны, баржи - психиатрические лечебницы, мастерские, галереи, приюты для бездомных, как баржа «Флерон Сен-Жак», где бесприютных накормят и дадут ночлег на деньги Мальтийского ордена. Да, он ещё существует и имеет более серьёзное влияние, чем полагает обыватель.

Более счастливые идут в плавучий ресторан «Халиф» - восточную сказку Сены. А самые счастливые - в плавучий дом-баржу: относительно недавно такое жильё стоило копейки и не требовало каких-то обязательств. Но мода, мода - она рождается в Париже! Теперь жилые баржи дают настоящую прописку в столице и стоят бешено.

Мосты - вот главные свидетели истории реки и города. Их в Париже 37. Сите и берег соединяет Pont Notre-Dame - мост Нотр-Дам длиною 105 м. По нему начинается самая увлекательная пешая экскурсия по городу, но и сам он достоин особого внимания. На его месте, словно на месте церквей, побывало, разрушено и построено много мостов, сначала паризиями, потом римлянами. В 1413 году указом карла VI был возведён типичный средневековый мост, застроенный по обычаям того времени торговыми лавками и домами. Как нередко случалось, мост в итоге обвалился. Вместо него появились новые в 1660, 1786 и 1853 году. Последний был с пятью арками, с которыми постоянно сталкивались баржи, за что мост прозвали Чёртовым. В 1919 году мост обновляют, центральные 3 арки снесены ещё ранее - с той поры он и сохраняет свой вид. По нему спешат туристы, молодёжь встречается, катается на роликах, художники и шаржисты поджидают вас или славу, которая всегда где-то бродит в Париже.

По иронии судьбы, самый старый мост над Сеной называется Новым - Pont Neuf. Он тоже соединяет двумя своими крылами парижское сердце Сите с берегами. Строительство Нового началось в 1578 году, когда, как торжественно пишут, Генрих III - последний Валуа - заложил первый камень в основание. На самом деле он просто бросил его в воду. Такая небрежность на воде всегда чревата. Потому мост достраивали уже при Генрихе IV - первом Бурбоне. Новый мост был для своего времени невероятен: на нём не было заслоняющих горизонт построек, его ширина - 28 м - превосходила все европейские улицы, потому его сразу «заселили» шуты, жонглёры, певцы, книгоноши, лекари и проститутки. На площади Нового моста вы можете выразить почтение Генриху IV , чьими трудами самый романтичный мост Парижа украшает столицу и сейчас.

А вот водолазы считают Новый мостом печальным. Ежедневно в 9 утра они облачаются в свои костюмы, чтобы осматривать дно. Под Новым, от которого совсем недалеко Дворец правосудия, они находят десятки обручальных колец: по расторжении брака люди часто идут на мост и бросают в воду столь желанное, но обманувшее надежды украшение.

Другая картина под мостом Искусств - Pont des Arts - первым железным мостом французской столицы, соединившим Лувр и Французскую Академию. Pont des Arts увешан медными замками с именами влюблённых, а дно под ним усыпано ключиками от замков.

А самым красивым мостом Парижа имеем право гордиться и мы. Это - мост Александра III между Елисейскими полями и Домом инвалидов . Красоту, изящество постройки, открытой в 1900 году перед Всемирной выставкой, оценили сами парижане и признали выдающимися. Мост украшен нимфами, ангелами, пегасами, аллегорическими фигурами Науки, Искусства, Промышленности и Сражения. Арочный центр конструкции - нимфа Сены и нимфа Невы с гербами двух государств. Побратим Александрийского в Париже - Троицкий мост в Петербурге, строившийся одновременно по проекту французских инженеров.

Берега

Мосты - это берега. Долгое время левый берег Сены (La Rive Gauche), в составе которого 6 округов, был средоточием богемы, дешёвой и свободной жизни, с ним связаны имена Хемингуэя, Матисса, Пикассо.

Здесь, на левом берегу, Сена подплывает к Эйфелевой башне , музею Орсе , хранящему шедевры Гогена, Ван Гога, Дега, Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Мунка. Рядом с Орсе - Сорбонна, Латинский квартал, сад Тюильри , музей Родена. Трудно представить подобное средоточие в любом другом месте планеты, на берегу другой реки.

На левом берегу тянется вдоль Сены квартал Сен-Жармен - самый кичливый, люксовый, брендовый и прочий подобный парижский квартал. На него любопытно посмотреть как на комедию нравов, недаром его так любил один из самых мрачных сынов сияющей Франции - Сартр. Не хотите смотреть на людей - любуйтесь архитектурными шедеврами старых веков, которыми так щедро украшен Сен-Жармен.

Берег правый (La Rive Droite) всегда был богатым, респектабельным, консервативным. Здесь расположены 14 округов столицы. Здесь - Елисейские поля, Лувр, Триумфальная арка, сад Тюильри, музей Пикассо.

Чтобы обойти всё просто названное, нужно жить в Париже долго. Но и пропустить что-то нельзя - подобного в мире нет. Потому лучше сесть у Эйфелевой башни в нечто, подобное водному автобусу, и отправиться по Сене - великая река покажет вам всё, что «вырастила» на берегах. Прогулочный теплоход остановится и у Нотр-Дама , и у Лувра , Елисейских полей и Сада растений (Jardin des Plantes), проследует под Королевским мостом (Pont Royal), на быках-опорах которого отмечены уровни всех наводнений. Последнее страшное наводнение случилось в 1910 году, Сена затопила метрополитен, площади, улицы, 20 тысяч домов, погибли десятки человек.

На катере вы проплывёте под мостом Согласия (Pont de la Concord), в конструкции которого - камень разрушенной Бастилии, увидите на берегу Луксорский обелиск из Египта, Большой дворец (Grand Palais) - великолепный образец модерна в архитектуре, Бурбонский дворец (Palais Bourbon), набережную Voltair, где жил и умер в особняке Отель-де-Вилет Вольтер.

На набережной Берси вы сможете сразиться в туре сальсы или танго - тёплыми вечерами там устраивают настоящие танцевальные марафоны. На Помпиду летом открывают пляж, уставленный настоящими пальмами и усыпанный песком.

Набережные Сены - это и есть Париж. Они неповторимы во всех смыслах - и духовном, и физическом - настолько, что включены ЮНЕСКО во Всемирное наследие, а парижане называют их 21 округом столицы - главным и прекрасным.

Люди здесь восторгаются, сходят с ума, влюбляются, кидаются с мостов, рисуют, что-то продают и покупают, и только Сена, как тысячи лет, течёт спокойно и величественно, как подобает реке, которая, словно рог изобилия, одарила мир.

Многим известно, где находится река Сена, но историю водного потока не опишут. Seine привлекает тем, что на ней находится Париж. Город расстраивался вокруг водного торгового, транспортного маршрута. Ранние племена Парижа атакованы здесь, их прогнали римляне. Завоёванное затем превратилось в особенно желаемое. Ранее Seine называлась Sequana. Она продолжает быть основным торговым маршрутом.

Протяжённость реки Сена - 776 км. Бассейн - 78,65 тыс. км 2 . Русло идёт к северо-западу. Исток берёт старт в Бургундии (исторически известная зона восточной части Франции), высота - 471 м. Величайшая европейская река, сеть которой обслуживает практически полностью внутренний водный транспорт государства. Куда впадает река Сена? В бухту Ла-Манша.

½ используемой парижанами воды - из Сены. Нужно забыть о данном факте, когда видите, где протекает река Сена, либо гарсон подаст воды.

Сегодня на набережных, можно видеть загорающих, туристов, делающих фото реки Сена, велосипедистов, мам, гуляющих с малышами в колясках, спортсменов. Набережные условно разделяют город пополам: на автодорогу и дорожки для пешеходов, велосипедистов. Район получил название «Парижский пляж». Обустраивают место отдыха пальмами, шезлонгами, тоннами песка.

На побережье работают роскошные рестораны, шумные дискотеки, приемлемые по ценовой политике бары. Обычные скамейки обрадуют странников, желающих насытиться куском хлеба с сыром, глядя на Сену. Плавающие домовладения удастся увидеть, находясь на правом берегу.

Стены набережных, сделанные из камня - язык прошлого Сены. При желании возможно рассмотреть разные водные уровни, появившиеся после паводков, огромные кольца из железа, которыми привязывают баржи, решётку из чугуна либо дверь к подземному переходу, давнюю систему канализации, входы в метро. Набережные находятся под охраной ЮНЕСКО, это объекты всемирного наследия.

Речные мосты

Реку Сена во Франции частично накрывают 32 моста. Наистарейший - Pont Neuf, замеченный в творениях мастеров слова и кисти.


Строение можно увидеть в кинофильмах прошлого века. Близ моста проходит привлекательный небольшой островок, к нему пристают прогулочные кораблики. В тёплое время года приятно посидеть на скамеечке, принять солнечную ванну на наклонной набережной. Дорога идёт к конной статуе Анри Пятого, затем нужно спуститься по ступням к докам. Вид понравится тем, кто любит созерцать дрифтующие лодки.


Pont Des Arts - металлический мост, только для пешеходов. Отсюда открывается великолепный вид на французскую столицу. Одни приносят с собой выпивку, пищу, иные - гитары, получается праздник.

Устье пересекает длинный подвесной мост Нормандии длиной 2350 м. Центральный пролёт - 935 м. Ширина - 23 м. Движение четырёх полосное. Начал работать с 1995-го.


Инфо для туристов

Относительно недавно реку считали непригодной для купания, ловли, но благодаря стараниям экологов Сена была очищена от канализационных стоков. Сейчас здесь ловят атлантического лосося, что служит положительной тенденцией, но никто не отменял наличие в воде повышенных концентраций тяжёлых металлов. Речным путешествиям обстоятельство - не помеха, для пляжного времяпрепровождения Франция открывает немало иных привилегий. В парижских окрестностях при летней жаре из привозного песка делают искусственные пляжи, здесь разрешено загорать, веселиться (именно веселиться, не купаться) .

В устье Сены есть ботанический сад Онфлера. Порадуют бабочки, экзотические птички, флора. Зайти можно по билету стоимостью до 9€. Заповедное место Buccle de la Seine Normand расположено около выезда из Гавра, на руанских границах функционируют парки - зоологический, развлечений.


Кроме речных круизов, отдыхающих приглашают пансионаты, кемпинги, расположенные за пределами промзон. Заведения есть на каждом километре (стоит только отыскать реку Сена на карте и убедиться). Недалеко открыты бистро, заправки, есть прокат машин. В приморской части работают яхт-клубы. В столице можно взять во временное пользование (не бесплатно) стоящую у набережной баржу, чтобы отдохнуть, как в гостинице, на мини-террасе. Стоит такое удовольствие приблизительно 200 евро за день (если отдыхает до 5-ти человек).


РЕКА СЕНА (SEINE) - самая известная река Франции

Общая длина - 776,6 км.
Площадь водосборного бассейна - 79 000 км2
Высота над уровнем моря у истока - 446 метров над уровнем моря
Средний уклон - 0,58 м / 1 км
Средний расход воды в устье – 563 м³/с

Река Cена (Seine) - пятая по длине река Франции . Она - крупнейшая река северной Франции, полностью протекает по территории Франции и является ее рекой-символом, благодаря тому, что с ней связано множество исторических событий, особенно из жизни столицы Франции - города Парижа, который располагается на берегах Сены.

Общая длина Сены - 776,6 км. , площадь бассейна реки - 79 тыс. кв.км. Сена берет свое начало в плато Лангр, недалеко от истоков рек Маас и Марна, на высоте 446 метров над уровнем моря, на северо-западе Сен-Сен-л’Аббея. Средний уровень уклона русла Сены составляет всего 0,57м на 1 км. протяженности русла.

Название "Сена" происходит от латинского слова Sequana, которое, по распространенной версии, означает "священная река". Существует версия, что название Sicauna родственная с названием реки Сона (Франция). Некоторые ученые выдвигают гипотезу о том, что Sequana - латинизированная версия от галльского Issicauna Lower-Icauna, галльского названия реки . По их предположению, древние галлы считали Сену притоком Йонна, т.к. при впадении Йонны в Сену, первая является значительно большей.

В нижнем течении, в Нормандии, Сена была известна под названием Rodo, или Roto. Это кельтское название реки, родственное с названием реки Рона. Оба названия связаны с названием Rouen, которым у галлов называлась Rotomagos, что означало равнина Roto.

Сена имеет условное деление на пять частей (от истока вниз по течению):

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с );
- Верхняя Сена
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Спускаясь с плато, Сена несет свои воды по территории Парижского бассейна преимущественно с юго-востока на северо-запад. Верхнее течение реки Сена пересекает плато Шатильон. Здесь спуск реки становится слабым. Затем река пересекает берег Тоннеруа, берег Барруа. Протекая в Шампани за Бар-сюр-Сен, близ Труа, Сена формирует многочисленные рукава.

Учитывая достаточно спокойный характер течения реки Сены (средний уклон составляет всего 0,58 м. на 1 км.) - это одна из наиболее удобных рек Европы для судоходства. Навигация на Сене осуществляется на протяжении последних более чем 500 км.

Сена впадает в воды пролива Ла-Манш , через крик де Руан, недалеко от г. Гавр, где имеет ширину русла около 800 метров, а расход воды Сены здесь составляет около 563 куб.м/с.

Сена является самой знаменитой рекой Франции , во многом благодаря тому, что на ее берегах располагается столица Франции - Париж, в пределах которого расположены 37 мостов через Сену. Большинство из них уходят далеко в историю Средневековой Европы. Наиболее яркими примерами таких мостов являются мост Луи-Филиппа и Пон Неф (построен в 1607 году). Кроме того, в настоящее время на территории водосборного бассейна Сены проживает около 30% населения Франции. Это самый густонаселенный район страны.

Интересные исторические факты о Сене:

Согласно легенде, после сожжения на огне Жанны д"Арк в 1431 году, ее пепел был развеян над Сеной;
- Наполеон I Бонапарт, который умер в 1821 году, желал, чтобы его похоронили на берегу Сены, но его завещание не было исполнено;
- В январе 1910 года уровень воды в Сене поднялся на 6 м выше нормы, затопив почти весь город. Согласно историческим данным, Большое Парижское наводнение 1910 года было наибольшим, которую видел город с 1658 года, когда уровень воды был на несколько сантиметров выше. Кстати до сих пор больше таких грандиозных наводнений в Париже не наблюдалось;
- Река Сена была одной из главных целей, которые ставились при достижении Операции "Оверлорд" в 1944 году;
- В 1991 году берега реки Сены в Париже - Rive Gauche и Rive Droite были добавлены ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия в Европе;
- Сена была популярным местом для самоубийц и преступников, которые сбрасывали сюда тела своих жертв. В 2007 году из вод реки было извлечено 55 трупов; в феврале 2008 года оттуда же выловили тело супермодели Катоуча Ниан.

Подробнее о реках Франции:




Несмотря на то, что в бассейне Сены наблюдается относительно устойчивый уровень выпадения осадков в течение года - паводки здесь тоже случаются. Выход воды из берегов Сены бывает двух типов : скоротечные паводки, которые случаются после сильных ливней в "верхней части" бассейне Сены, и затяжные наводнения в долинах Сены далее вниз по течению, которые случаются после продолжительных периодов дождей.

Период паводков в бассейне Сены случается преимущественно в конце зимы, когда быстрыми темпами начинает таять выпавший снег и идут проливные дожди. В этом случае уровень Сены и ее притоков заметно повышается, а общий объем воды в ее русле увеличивается в несколько раз. Например, средний расход воды в русле Сены в районе Парижа составляет 328 м3/с, однако в период больших паводков этот показатель вырастает в несколько раз - до 1 600м3/с.


Бурные пороги в верховьях Сены

Учитывая относительно небольшой уклон реки - повышение ее уровня на несколько метров сразу же отражается на состоянии уровней воды в притоках Сены. В первую очередь это отображается на крупных притоках Сены , которые впадают в нее в нижнем и среднем течении: Уаза, Эр, Марна. В верхних притоках Сены такой закономерности не случается. Здесь наблюдается обратная зависимость, когда резкое повышение воды в притоках ( , Об и др.) влечет увеличение уровня воды в Сене.

Для регулирования уровня воды в бассейне Сены , а также для минимизации возможных неблагоприятных последствий от паводков, в период времени с 1960 по 1990 года на Сене и ее притоках были сооружены четыре больших водохранилища на Сене (озеро Орьен), на Марне (озеро Дер-Шантекок), на Обе (озеро Amance и резервуар дю Темпль), на Йонне (озеро Панасьер). Эти озера, которые в сумме имеют запасы воды в объеме более 800 миллионов кубических метров позволяют не только предотвратить резкие наводнения и паводки в бассейне Сены, но и обеспечить в этом случае минимальный низкий расход воды, что способствует управлению паводком.

Гидрологические данные расхода воды в Сене (гидрологическая станция H7900010 в Пуасси на высоте 17 м над у.м.) за период 1975-2010 г.г.


Бассейн реки Сена , площадью 79 000 км2, почти полностью находится в пределах Парижского бассейна, который геологически представляет собой накопление осадочных пород древнего моря. Рельеф на территории бассейна Сены обычно не однимается выше 300 метров над уровнем моря, за исключением его юго-восточной окраины, где вырастает массив Морван (до 900 метров). Небольшая средняя высота на всей площади водосбора Сены объясняет небольшой уклон рек (от 0,01 до 0,03 м на 100 м), которые протекают на запад через восточную часть Парижского бассейна.

Гидрографические точки, разеляющие границу водосбора Сены :

Точка на плато Лангр в коммуне Val-de-Meuse (47 ° 56 "29 северной широты, 5 ° 30 "20 восточной долготы, высота над уровнем моря: 453 м) к югу от остатков римской дороги Bourbonne-les-Bains, - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны (река Сона) и Мааса;

Точка в Кот-д"Ор в городе Мейи-сюр-Рувр (водонапорная башня у городской дороги Vachère (47 ° 12 "16 с.ш., 4 ° 33" 07" в.д., высота: 440 м. над уровнем моря) - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны и Луары.

При приближении к территории региона Иль-де-Франс, Сена сливается с притоком Об на севере Ромилли-сюр-Сена. После слияния с Сена становится большой судоходной артерией . Ниже она принимает воды таких крупных притоков как Эна (355,9 км), Марна (514 км), Уаза (341,1 км), а также нескольких десятков более мелких рек и речушек. В Париже Сена сливается с притоками Эссон, Орж, Йеррес, Марна (около Парижа).

ОСНОВНЫЕ ПРИТОКИ СЕНЫ


Верхнее течение Сены представляет собой участок реки от истока до впадения в нее реки в коммуне Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne).

Расположен на территории коммуны Source-Seine, на плато Лангр, на высоте 446 метров над уровнем моря. Ранее, с 1864 года, территория источника Сены была в собственности города Парижа. В 1865 году здесь была построена искусственная пещера, через которую был направлен исток реки, а возле пещеры возведена статуя нимфы, символизирующей реку. Однако, со временем, столица потеряла интерес к данной местности, и участок был возвращен в ведение региона Бургундия.


Уже спустя 2 км от истока, на Сене, которая в этом месте преставляет собой небольшой ручеек, обустроено небольшое водохранилище - пруд Грийанд (Étang de Grillande). Такой же пруд (пруд Шато (Étang du Chateau)) с помощью дамбы оборудован еще через 7,5 км пути Сены. Здесь, в верхнем течении, Сена направляется практически строго в северном направлении. По пути до городка Шатийон-сюр-Сен (Châtillon-sur-Seine) она принимает воды нескольких небольших речушек и ручейков. Наиболее крупные из них - правые притоки Веррери, Ревенсон, Бревон. В Шатийон-сюр-Сен Сена уже приобретает черты реки. Здесь через нее перекинуты полноценные мосты, а русло в некоторых местах усилено бетонными конструкциями.

Ниже Шатийон-сюр-Сен, уклон Сены значительно падает, и река, вступив в пределы равнины Парижского бассейна, начинает периодически разделяться на несколько рукавов. Из-за равнинного рельефа с однородным основанием из осадочных пород, Сена практически не меняет направление, лишь слегка приняв на северо-запад. Возле коммуны Мерре-Сюр-Арс (Merrey-sur-Arce) Сена принимает воды первого достаточно крупного притока - реки Урс, длина которой практически достигает 100 км (99,9).

От коммуны Бургиньон (Bourguignons) Сена окончательно принимает северо-западное направление и на протяжении следующих 100 км., вплоть до города Марсийи-Сюр-Сен (Marcilly-sur-Seine) его не меняет. Здесь Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Об (длина 248 км., площадь бассейна 3 600 км2), который практически вдвое увеличивает размер Сены и ее расход воды.


После Марсийи-Сюр-Сен Сена резко изменяет направление на западное, а потом на юго-западное. Через 70 км. своего пути в этом направлении, у городка Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne), Сена встречает основной левый приток - реку (292,3 км., площадь бассейна - 10 836 км2). Слияние Сены с Йонной удваивает ее размер. иногда даже можно считать основной рекой, а Сену - ее притоком, учитывая сезонные колебания их полноводности.

Согласно общепринятой практике, при слиянии рек, поток, имеющий при слиянии наибольший годовой расход воды - дает свое название второму потоку. Согласно этому определению Сена стала бы притоком , а не наоборот, т.к. при их слиянии в Монтро-Фот-Йон у Йонны расход воды составляет 93 м3 / с с бассейном водосбора свыше 10 800 км2, в то время как Сена имеет расход воды в районе 80 м3 / с и бассейн водосбора, площадью 10 300 км2. Такая же ситуация встречается вверх по течению Сены, в месте ее слияния с рекой Об. Площадь бассейна реки Об при этом составляет 4700 км2, а расход воды в месте его впадения в Сену - 41 м3 / с, в то время как площадь бассейна Сены к этому месту не превышает 4 000 км2, при расходе воды всего в 33 м3 / с. После слияния с Сена принимает черты крупной полноводной реки с шириной русла свыше 100 метров и переходит в "среднее течение".

Еще о Сене:


Среднее течение Сены проходит на участке от города Монтро-Фот-Йон до Парижа. В этом районе Сена является судоходной рекой, способной обеспечивать навигацию небольших пассажирских и грузовых судов.

Практически сразу за городом Монтро-Фот-Йон Сена принимает северо-западное направление и через 35 км. приходит к городу Мелён (Melun). Здесь на Сене сооружены три моста, а на берегу острова оборудована пристань для обслуживания транспортных судов. Для обеспечения навигации на Сене в среднем течении оборудованы несколько шлюзов. Первый из них встречается в коммуне Мэзон Руж (Maison Rouge). Потом, ниже по течению такие же шлюзы оборудованые еще в нескольки местах (Шампань-Сюр-Сен (Champagne-sur-Seine), Ла Каве (La Cavé), Буассиз-ле-Руа (Boissise-le-Roi), Ла Деми-Люн (La Demi-Lune), Эври (Évry) и пр.).


Сена (Seine) в пригороде Парижа

В пригороде Парижа Иври-сюр-Сен (Ivry-sur-Seine) Сена принимает воды крупного правого притока - реки Марны (514 км, площадь бассейна - 12 920 км2). Здесь ширина русла Сены достигает 150-160 метров, а берега усеяны причалами для граждански судов и бетонными укреплениями, с целью предотвращения некотролируемого разлива Сены и выхода из берегов.

В районе Парижа Сена начинает петлять. Имея общий курс на северо-запад - река пробила свое русло по очень замысловатой траектории, описывая окружности диаметром до 5 км.

Участок Сены в пределах Парижа - самый судоходный из расчета количества судов, прошедших по реке за единицу времени. Кроме транспортных судов и барж здесь курсируют регулярные пассажирские суда и прогулочные корабли. Вся набережная Сены здесь - бетонный причал.

Ниже Парижа, спустя несколько километров вниз по течению, Сена принимает воды правого притока - реки Уазы (длина - 341 км., площадь бассейна 16 667 км2). После впадения Уазы в Сену, русло последней достигает ширины около 215 м., а Сена переходит в стадию "нижнего течения".

После впадения в Сену правого притока - реки Уазы, Сена входит в последний суб-водораздел и становится нижней Сеной .

Здесь Сена продолжает свое направление на северо-запад по извилистому руслу с небольшим уклоном. В этом районе Сена выступает крупной транспортной артерией с соответствующей инфраструктурой. Во многих местах на берегах нижней Сены размещаются транспортные и грузовые терминалы для приема достаточно крупных судов. Здесь же русло Сены постоянно контролируется и обеспечивается его надлежащая глубина для прохода судов с повышенным водоизмещением.

На пути к Руану Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Эпт (длина 113 км), в результате чего у города Вернон (Vernon) ширина ее русла достигает 220 метров. Чуть ниже по течению, в Сену впадает левый приток - река Эр (длина - 228,7 км, площадь бассейна - 6 017 км).


В Руане Сена становится доступной для навигации крупных морских судов, поскольку здесь предпринимаются меры по углублению ее русла до 10 метров. Из-за этого, несмотря на постоянное прибытие новых объемов воды с притоками, ширина русла Сены здесь практически не меняется. В Руане на Сене размещается терминалы Большого морского порта, куда заходят морские суда длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн.

Последние 120 км. до устья - Сена проходит с очень малым уклоном. Здесь особенно ощущается влияние морских приливов и отливов. Этот участок Сены еще называется "Морской Сеной" . Морские приливы могут поднимать уровень воды в Сене вплоть до места впадения в нее реки Эр. До 1960-х годов на этом участке Сены можно было наблюдать резкое приливное повышение уровня воды, которое достигало 4 м. Однако, это явление практически исчезло в результате внесенных изменений в реку (дноуглубительные работы, сдерживание и модификация устья).

В устье Сена разливается, превращаясь в подобие узкого залива - Руанский крик (Crique de Rouen). Ширина Сены в районе Нормандского моста составляет около 1,4 км., а на выходе в море, в районе города Гавр - 6,5 км.





В службе речного судоходства Сена разбита на несколько участков :

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с Йонной);
- Верхняя Сена , от Монтеро-Фол-Йонне до Парижа;
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Сена судоходна на значительной части своей протяженности . Ответственность за обеспечение навигации на Сене принадлежит судоходствам Voies de France до моста Boieldieu в Руане, также, навигационной службе на Сене вверх по течению от коммуны d"Amfreville-sous-les-Monts. Деятельность этой навигационной службы Сены также распространяется на основные ее притоки (Уаза, Марна, ), а иногда и на связанные каналы (канал Верхней Сены в Мери-сюр-Сен, например). С другой стороны, сюда не входят парижские каналы (Канал de l"Ourcq, Канал Saint-Denis и Канал Saint-Martin), которыми управляет город Париж.


Участок Сены морской , то есть от устья реки до моста Гийом-ле-Конкентер в Руане, доступен для навигации океанских судов (длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн). На этой части реки, протяженностью около 120 км, расположены только три моста (Нормандский мост, мост Танкарвилл и мост Бротонн), которые обеспечивают высоту пролетов от уровня воды в Сене свыше 50 метров. Русло реки здесь постоянно вычищается, чтобы обеспечить проход судов с осадкой до 10 метров. Портовые сооружения на этом участке Сены находятся в ведении Большого морского порта в г. Руан, который специализируется на транспортировке зерновых культур, удобрений и нефтепродуктов. Объекты инфраструктуры порта расположены вдоль реки по берегам на протяжении 120 км от агломерации Руана до Онфлёра.

Навигационный участок "Нижней Сены" от Руана до Парижа эксплуатировался уже в XIX веке . В этот период он активно обустраивался для обеспечения надлежащего уровня воды и обеспечения возможности широкой торговой навигации вплоть до г. Парижа. Семь шлюзовых дамб, расположенные в Поз-Амфревиль-су-ле-Монтс (Poses-Amfreville-sous-les-Monts), Нотр-Дам-де-ла-Гаренн (Notre-Dame-de-la-Garenne, департамент Эр), Мерикур (Méricourt), Андреси (Andrésy), Бугиваль (Bougival), Шату (департамент Ивелин) и Сюрен (Suresnes, департамент О-де-Сен) позволяют осуществлять навигацию самоходным баржам (грузоподьемностью до 350 т), "самоходным лодкам Freycinet", длиной до 38,5 метров, самоходным речным баржам грузоподьемностью от 800 до 1350 тонн грузов, длиной от 48 до 70 метров, колоннам барж (общей грузоподьемностью от 3 000 до 10 000 тонн грузов) и речных судов (грузоподьемностью до 4 000 тонн). Эти суда и баржи транспортируют, помимо всего прочего, контейнеры, автомобили, нефтепродукты, цемент и т. д.

Портовые сооружения, расположенные на Сене в регионе Иль-де-Франс, принадлежат Парижскому автономному порту , первому французскому речному порту. Основные портовые сооружения для грузовых перевозок находятся в Лимае (Limay, Ивелин) и Женневиль (Gennevilliers, О-де-Сен). В рамках проекта в городе Ашер (Achères, Ивелин) рассматривается возможность возведения мультимодального логистического комплекса с объединением водного пути, шоссе и железной дороги.


"Парижская Сена" также характеризуется широкой речной навигацией . Здесь развиты пассажирские речные перевозки, в основном туристические (лодочные). Предпринимаются попытки организации регулярных ежедневных пассажирских перевозок (Batobus). Речные автобусы курсируют регулярно между Эйфелевой башней и Садом "Jardin des Plantes"; однако эта услуга, похоже, заинтересовала больше туристов, чем парижан, создавая неудобную конкуренцию для лодок. Пассажирское сообщение также организовано между станцией Аустерлиц и коммуной Мэзон-Альфорт (Maisons-Alfort) на Марне.

На участке Верхней Сены реализован крупномасштабный проект организации речных перевозок между бассейнами Сены и Шельды. Путем расширения канала Сен-Квентин (de Saint-Quentin), построенного в 1810 г., а также канала дю Нор (Canal du Nord, 1960г), были соединены речные порты Нормандии и Иль-де-Франс с судоходной речной сетью северной Франции и стран Бенилюкса, обеспечив проход судов грузоподьемностью класса Vb (водоизмещением 3 200 - 6 000 тонн).

"Малая Сена" для навигации не пригодна.

Подробнее:

От Руана до Парижа на извилистой Сене множество островов, приливные явления сохраняются на 35 км от устья. Протяженность реки Сены – 776 км, глубина ее в районе Парижа достигает в среднем 9,5 м. Большая часть бассейна – равнины с пологими песчаными берегами, находящиеся под угрозой затопления в зимние месяцы, только на юго-востоке, ближе к истоку, на плато Лангр в Бургундии, высота над уровнем моря достигает 900 м. Разливы Сены в холодное время года стали настоящим бичом прибрежных районов. Чтобы спасти от наводнений Париж, в XIX веке в городе обустроили высокие каменные набережные и начали тщательно отслеживать уровень воды. Последний экстремальный подъем Сены отмечался в 2016 году, благодаря слаженной работе городских служб особых разрушений не было, хотя пришлось, как обычно, эвакуировать десятки тысяч произведений искусства из подвальных фондов городских музеев. В засушливые годы летом, напротив, Сене угрожает обмеление, ставящее под угрозу навигацию по реке.

История прибрежных городов и деревень

Письменные источники свидетельствуют о том, что берега реки Сены представители кельтских племен, рыбаки и земледельцы, заселили в III веке до н. э. Пришедшие в Галлию римляне также высоко оценили удобный водный путь, в VI веке их вытеснили германское племя франков, давшее название государству. Из-за равнинного характера и медленного течения навигация по Сене проста, чем и воспользовались в IX-X веках викинги, поднявшиеся до Парижа и осаждавшие город. Впоследствии они отступили и некоторое время провели в окрестностях Руана, поближе к морю.

В устье реки лежит Гавр, крупнейший морской порт Франции. Между Сеной и бассейном Гавра стоит бетонная дамба, пропускающая лишь суда. По потокам пассажиров этот порт – лидер во Франции, по грузопотокам он уступает только Марселю. Гаврский порт осуществляет не только морские, но и речные перевозки. Своим расцветом в XVI веке город обязан тому, что более популярные порты на Сене Онфлёр и Арфлёр, расположенные в нескольких километрах от Гавра, оказались в заиленной части русла реки.

Следующий по направлению к востоку крупный город на Сене – Руан, пронизанный притоками реки, значимый французский порт. В 1431 году в Руане произошло трагическое событие для истории Франции – был проведен суд над Жанной д’Арк. Спасительницу страны сожгли на костре, а пепел развеяли над Сеной.

Важнейшие пригороды Парижа формировались по берегам Сены – главной транспортной артерии региона. Эпине-сюр-Сен, вобравший в себя название реки, расположен в 11 км к северу от столицы, Корбей-Эсон лежит в южной части Парижа, в месте впадения Эсона в Сену. Из пригорода на лодках в столицу завозили продовольствие, а обратно во время эпидемии чумы водным путем вывозили трупы – отсюда пошло французское название катафалка. Мант-ла-Жоли в 53 км к западу от Парижа был укрепленным портом, защищавшим столицу от нашествий.

Путешествие по реке

Крупные океанские суда проходят по реке Сене 120 км до Руана, баржи и речные суда – более 500 км до Марриль-сюр-Сен. Прогулка из Парижа в Онфлер и обратно с осмотром Руана обычно длится около 5 дней. Стоимость путешествия составляет 1000 евро за проживание в двухместной каюте с полным пансионом. На арендованных яхтах можно плавать по Сене и, через сеть каналов, по другим рекам Франции.

Прогулки по Сене в Париже

На левом берегу реки Сены сосредоточены музеи и туристические объекты во главе с Эйфелевой башней, на правом – бизнес-центры и государственные структуры. Впрочем, разделение условно – на правом берегу остаются не менее популярные среди гостей города Лувр, Тюильри, Булонский лес и Монмартр. Самый удобный вариант, позволяющий продумать маршрут самостоятельно, это путешествие на речном трамвайчике Bateau Bus, следующем по реке с 8 остановками.

Билеты на Bateau Bus действительны в течение суток или двух с момента первой посадки, так что туристы могут осматривать достопримечательности, а потом продолжать прогулку. Маршрут по реке Сене проходит по туристическому центру города, от ботанического сада до Эйфелевой башни. С марта по сентябрь трамвайчики ходят часто, каждые 20 минут, в низкий сезон ждать придется около 25 минут. Начало работы – 10:00, конец – 19:00 зимой и 21:30 летом. Билет стоит 16-19 евро на день-два для взрослых, 7-10 евро для детей от 3 до 16 лет.

Более комфортабельные, чем речные трамвайчики, экскурсионные кораблики стартуют от третьего причала набережной Bourdonnais. Стоимость часовой экскурсии составляет 6-14 евро. Рестораны на корабликах бронируются заранее, затраты на двухчасовой обед на реке Сене доходят до 100 евро с человека. Ужин в сопровождении живой классической музыки длится дольше и стоит до 215 евро.

Сена в истории живописи

Берега Сены традиционно становились объектом внимания французских пейзажистов, но настоящий бум интереса к реке начался с появлением импрессионизма. В пригороде Парижа Аржантее постоянно проживали Эдуард Мане и Гюстав Кайботт, а остальные участники «Салона отверженных» приезжали к ним в гости и работали на пленэре. Остров на реке Сене к западу от Аржантея, в Шату, так и назвали островом Импрессионистов. Здесь, в ресторане «Мезон-Фурнез» и камерном музее, хранятся работы художников, среди них и «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара.

Рукотворные достопримечательности

Равнинные речные пейзажи не отличаются разнообразием, и монотонность прогулки по Сене разбавляет знакомство с архитектурными достопримечательностями и музеями. Среди обязательных к осмотру культовых зданий – Руанский собор XII века, церковь Святой Екатерины XV века в Онфлере, аббатство Гравиль-Сент-Онорин в Гавре. Менее известный, но интересный объект, готическую церковь в Верноне, строили с XI по XV век и недавно реставрировали.

Мосты

В устье реки Сены лежит мост Нормандии, достигающий в длину 2,35 км. Длина его центрального пролета – 935 м. В Мант-ла-Жоли сохранился старый мост XII века. В Руане 6 мостов, один из них, носящий имя писателя Гюстава Флобера, – самый протяженный подъемный мост в Европе. Его длина достигает 86 метров. Образец современной архитектуры можно увидеть возле музея Сены в Кодбек-ан-Ко. В Париже 37 мостов, старейший из них Пон-Неф, построенный в 1607 году. Самый короткий, всего 32 м, мост Малый, проложенный к острову Сите.

С 1870 года на парижском мосту Аустерлиц выставлена шкала наводнений, предупреждающая горожан об опасности. Если прибывающая вода омывает колени статуи Зуава на мосте Альма, то опасность еще не слишком серьезна, достигает пояса – следует беспокоиться, бороды – близка катастрофа.

Замки

Река Сена не так часто вдохновляла архитекторов на создание шедевров, как Луара, но и здесь есть на что посмотреть. Самый известный замок, владение королевской семьи, – это Консьержери в Париже, строительство сохранившихся частей которого началось в XIII веке. Сейчас это часть Дворца Правосудия. Руины замка Шато-Гайар расположены в 95 км к западу от столицы. Его построили по приказу Ричарда Львиное Сердце в конце XII века и частично снесли в 1599 году по воле Генриха IV. До нашего времени дошли крепостные стены и главная башня, возвышающиеся над рекой Сеной. Попасть внутрь можно в теплое время года, побродить у внешних стен – круглогодично.

Музеи

Самые интересные музеи на берегу реки Сены связаны с реками, морями и водным транспортом. Морской музей Руана с ангарами расположен рядом с мостом Гюстава Флобера. В Руане же воспроизведен Большой Барьерный риф в Панораме XXL, ждущий гостей с 10 до 18-19 часов, стоимость билетов – до 9,5 евро. Музей водных путей открыт на месте встречи Сены и Уазы, здесь экспонируются модели кораблей. В музее Сены в Кодбеке-ан-Ко, открытом с февраля по ноябрь с 13:00 до 18:30, а в июле-августе – с 10:00, рассказывается об истории реки и жителей прибрежных селений с античности до наших дней. Билет стоит 5 евро, с гидом – 6 евро.

Информация для туристов

Еще недавно Сена была непригодна для купания и рыбной ловли, но усилия экологов привели к ее очищению от канализационных стоков. В ее воды вернулся атлантический лосось, это хороший показатель, но все еще часто фиксируется превышение тяжелых металлов. Впрочем, прогулкам по реке Сене это не мешает, а для пляжного отдыха во Франции много других возможностей. В окрестностях Парижа летом, на пике жары, из привозного песка насыпают искусственные пляжи, на которых можно загорать и веселиться. Купаться при этом запрещено. В устье реки Сены разбит ботанический сад Онфлера с бабочками, экзотическими птицами и растениями, стоимость посещения доходит до 9 евро. Заповедник Букль де ла Сена Норманд можно посетить недалеко от выезда из Гавра, на границах Руана открыты зоопарк и парк развлечений.

Отдых на реке

Помимо круизов по реке Сене, туристы могут отдохнуть в многочисленных пансионатах и кемпингах, вне промышленных зон, встречающихся на каждом километре. Рядом с ними обычно обустроены кафе, закусочные, заправки, прокат автомобилей. В приморской части реки Сены – множество яхт-клубов. В Париже можно арендовать стоящую у набережной баржу с мини-террасой в качестве гостиницы. Стоимость проживания в ней – около 200 евро в сутки на группу до 5 человек.

Романтическая и загадочная, стильная и элегантная – именно такой выглядит самая знаменитая европейская столица. Грандиозность сооружений, монументов и памятников, впечатляет даже самого искушённого туриста, а легенды об их красоте известны далеко за пределами Франции. Париж располагает к себе уникальностью старинных улочек, набережных и зданий, из каждого уголка которых, говорит история.

Главная река Сена в Париже дарит городу особую атмосферу, почувствовать которую можно при неторопливой прогулке наедине с рекой и её рассказом, о многовековой истории города.

Река Сена в Париже, ее порты и набережные

Своё имя «Сена» получила от латинского — «Sequana», что в дословном переводе обозначает «священная река или источник» . Река Сена в Париже главная достопримечательность, которую природа подарила французам. Своё начало река берёт на востоке Франции. Её длина составляет 776 км , здесь также расположены города Руан, Гавр, Труа и др. Исток Сены расположился на плато Лангр.

Около Парижа река извивистая и делает большое количество поворотов, создавая неповторимый рельеф местности на своём пути, многочисленные островки и острова, самый известный из которых – Сите. Воды реки пополняются дождевыми и талыми водами, а также притоками.

С древних веков Сена считается сердцем парижан, ещё племена, поселившиеся здесь в III веке до н.э., занимались рыбным промыслом в её водах. От этих племён, именуемых паризеема, и происходит название современной французской столицы.

Почти на всей своей протяжённости Сена является судоходной магистралью, ежедневно огромное количество грузовых и пассажирских кораблей, доставляют по её водам товары и продукцию. По всему периметру реки расположились порты , основные из которых:

  • Париж,
  • и Гавр.

Построенные инженерами дополнительные каналы, решают проблемы транспортировки грузов и соединяют другие реки с главной водной магистралью страны.

На сегодняшний день главная река в Париже - Сена, является ключевым аспектом в развитии города, сами парижане неофициально называют её 21 округом. Условно французская столица делится рекой на две стороны:

  • правый берег , где протекает деловая и торговая жизнь города
  • и левый берег – неторопливая и размеренная жизнь парижской богемы, культурные памятники, архитектура и многое другое находится именно в этой части города.

Река Сена — левый берег

Французы называют левый берег Сены La Rive Gauche . Территориально Левый берег насчитывает шесть округов , а для парижан он ещё является и центром культурной жизни .

Множество великих гениев, художников, писателей и поэтов, проживавших в своё время, в Париже выбирали именно эту часть города, среди них Хемингуэй, Пикассо, Матисс и этот список можно продолжать д

О бесконечности.

Исторические достопримечательности «левобережья»:

  • Сорбонна;
  • Бульвары Сен-Мишель и Сен–Жермен;
  • и мн др.

Интересный факт состоит в том, что левый берег в Париже уже давно перестал быть только географической составляющей, теперь это ещё и стиль жизни, манера одеваться и уникальный неповторимый внешний вид жителей, проживающих в его округах.

Река Сена — правый берег

Именно эта часть города издавна была излюбленным местом жительства парижских толстосумов. На сегодняшний день ситуация значительно изменилась и правый берег занял активную позицию делового и финансового центра города.

Правый берег французы называют La Rive Droite . Территориально Правый берег разбит на 14 округов .

Интересный факт: большинство популярных парижских достопримечательностей расположены на Правом берегу, и туристы, зная это, пытаются найти жильё именно в этой части города, но благодаря метрополитену города, оба берега Сены сообщены между собою, а жильё на Левом берегу порой значительно дешевле. Таким способом можно прилично сэкономить.

Исторические достопримечательности «правобережья»:

  • Триумфальная арка;
  • и пр.

Водные экскурсии и прогулки по Сене в Париже

Нынешняя река ничуть не изменилась, в её русле всё так же течёт быстрая вода, которая помнит множество исторических событий, а вот жизнь вокруг неё стала чуточку другой. Ежегодно на берегах реки проводятся современные музыкальные и художественные фестивали, шоу и представления , рассчитанные как на взрослую аудиторию, так и на малышей. В её водах швартуются более 150 маленьких судов с постоянно проживающими людьми на борту.

Извилистая река, в центре Парижа создала рельефный остров в виде корабля, который называется L’îlede la Cité (остров Сите). Остров Сите в Париже считается сердцем французской столицы.

В Париже прогулка на кораблике по Сене осуществляется речными кораблями и пароходами , на которых помимо традиционной экскурсии, можно заказать обед или ужин. Совершать речное путешествие можно в любое время года — Париж чудесен в любой сезон!

Во время прогулки в Париже по Сене, становится заметным множество мостов разнообразного стиля и дизайна. Осуществляя в Париже круиз по Сене, открытыми для взора становятся все нюансы знаменитого собора Парижской Богоматери, Святой капеллы и других архитектурных сооружений. Экскурсия по Сене в Париже - это уникальное незабываемое приключение.

  • Париж, на волнах Сены . Цена тура от 65 евро .
  • Достопримечательности Парижа, круиз с Эйфелевой башней . Цена прогулки от 14 евро .
  • Круиз «Секреты Сены. Париж» . Цена увлекательного и познавательного круиза с прогулкой по набережной Сены в Париже от 14 евро .
  • Речная экскурсия «Круиз из Нотр-Дама» и «Магия Парижа» . Прогулки для самых маленьких путешественников и туристов поможет узнать детям какая река протекает в Париже и её название. Цена экскурсии от 13 евро

Незабываемые воспоминания дарит река в Париже название, которой Сена. На прогулку в прохладную погоду рекомендуется взять с собою:

  • плед для комфортного и уютного уединения,
  • в жаркие летние дни - головной убор для укрытия от палящего солнца.

Фото Сены

В водах этой реки отражается жизнь Парижа и его обитателей. Убедится в этом, можно пересмотрев следующие фото.