Развитие пилотного проекта "Живые уроки" по изобразительному искусству и технлологии в начальной школе. Музейно-образовательные программы в рамках проекта «Живые уроки Образовательная экскурсия «Старая Вятка»

Межрегиональный координационный и экспертный совет проекта «Живые уроки» состоялся 18 апреля 2017 года во Дворце Государственного музея-усадьбы «Архангельское». В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму представлял заместитель руководителя Алексей Конюшков.

Совет по развитию экскурсионно-образовательного проекта в сфере туризма «Живые уроки» собрал на одной площадке более 50 руководителей региональных органов власти в сфере культуры и туризма из 23 субъектов Российской Федерации, а также представителей туроператорского сообщества и системы образования. Участники мероприятия обсудили стратегические задачи по развитию внутреннего и въездного детского туризма на основе реализации проекта «Живые уроки» и его влияния на экономическое развитие регионов.


В рамках мероприятий 18 апреля также прошел Экологический форум «Живые уроки», приуроченный к году Экологии в России. Участие в форуме приняли более 300 школьников из Москвы и российских регионов, студенты Российского государственного университета туризма и сервиса.


Экскурсионно-образовательный проект «Живые уроки» уже стал эффективной площадкой взаимодействия туроператоров, образовательных организаций и музеев страны. Одна из главных его идей – внедрение экскурсионно-туристских мероприятий в общеобразовательный процесс. Реализация проекта осуществляется чуть больше года, в настоящее время к нему подключилось 25 субъектов Российской Федерации.


«Россия располагает огромными ресурсами для развития образовательного туризма – это природные заповедники, музейные объекты, учреждения культуры, промышленные предприятия и научные институты. Проект «Живые уроки» призван стать основной для создания системы детского экскурсионно-образовательного туризма на основе взаимодействия заинтересованных ведомств, региональных органов власти, участников туристского рынка. Проект позволит повышать качество обслуживания в сфере детского туризма и при этом расширять возможности для духовного, творческого развития детей, патриотического воспитания подрастающего поколения», - отмечает Руководитель Ростуризма Олег Сафонов.


«Современным школьникам нужны новые формы подачи учебного материала и новые формы воспитательной работы. Визуализация образовательных программ будет способствовать расширению и закреплению знаний, а путешествия по родной стране обеспечат всем детям равный доступ к природным и культурным ценностям государства», - говорит руководитель проекта «Живые уроки» Татьяна Козловская.

Экскурсионно-образовательный проект «Живые уроки» был создан по задумке генерального директора туристической компании «Интерс-Рус» и члена Координационного совета по развитию детского туризма Татьяны Козловской. Первые «Живые уроки» прошли в Москве несколько лет назад. Одна из главных его идей - внедрение экскурсионно-туристских мероприятий в общеобразовательный процесс. Проект оказался настолько интересным, что инициативу почти сразу подхватили Республика Бурятия и Ярославская область. Сейчас к нему подключилось уже восемь регионов, среди которых Пермский край, Астраханская область и Республика Марий Эл.

Первая межрегиональная конференция по развитию экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки» собрала более 400 представителей туроператорского сообщества, музеев, системы образования и региональных администраций из 18 субъектов Российской Федерации в Чувашии в апреле 2016 г. В ходе общения лидеры проекта «Живые уроки» в Республике Хакасия и Свердловской области поделились своим опытом в области образовательного туризма поделились. Было подписано соглашение о реализации проекта «Живые уроки» между Российским союзом туриндустрии и Республиками Бурятия и Марий Эл, Пермским краем, Астраханской и Кировской областями.

На конференции впервые собрались вместе за круглым столом туроператоры, педагоги, директора школ, представители Министерства образования, сотрудники музеев, руководители муниципальных образований республики. Они обсудили проблемы взаимодействия туроператоров и образовательных организаций, и попытались найти пути их преодоления. В ходе разговора выяснилось, что обе стороны заинтересованы друг в друге.

Школы ищут социальных партнеров и ресурсы для развития эмоционально-личностного интеллекта детей. В школьной программе даже предусмотрено на эти цели до 40% внеурочного времени в младших классах, так как это период наиболее активной социализации личности, и до 20% - в средних и старших классах. Большое влияние на становление социального интеллекта у школьников оказывают экскурсии и путешествия. Проект «Живые уроки» как раз и способствует созданию условий для взаимодействия туроператоров и образовательных организаций. Уже восемь субъектов Российской Федерации готовы к реализации проекта на своих территориях.

26.05.2016 г. в Екатеринбурге на площадке форума «Большой Урал» состоялась II Межрегиональная конференция по развитию экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки». Взаимодействие региональных и муниципальных администраций и туроператоров».
Проект поддержало Министерство культуры Российской Федерации, которое выступило организатором конференции.

В рамках конференции было проведено Пленарное заседание и 2 круглых стола:
. Проект «Живые уроки» и его влияние на экономическое развитие регионов;
. Роль региональных и муниципальных администраций в создании условий для взаимодействия образовательных учреждений и туроператоров.

Благодаря поддержки федерального органа власти и участия регионов он стал федеральным проектом школьного обмена «Живые уроки»

Полную информацию можно посмотреть на сайте; http://zhivye-uroki.ru/

Фото с официального сайта проекта "Живые уроки"

В настоящее время детский туризм стремительно набирает обороты. Этому способствовало, прежде всего, создание Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации, создание Координационных советов по детскому туризму в субъектах РФ, процесса «импортозамещения», деятельность туроператоров по детскому туризму.

Стратегической задачей детского туризма является изучение родной страны и приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям государства, что должно обеспечить интеллектуальное, духовное и творческое развитие, а также патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня практически каждый субъект РФ задумался над вопросами детского туризма и стал предпринимать реальные шаги в строну его развития.

Так в Москве с 2012 года осуществляется реализация культурно-познавательных туров «Московские уроки» и «Московские каникулы». В чем их различие? Туры «Московские уроки» рассчитаны на учащихся определенных классов с учетом изучаемых в школе предметов и имеют четко выраженную образовательную направленность. «Московские каникулы» носят больше развлекательный характер.

После проведенных в Москве 2-х межрегиональных конференций по школьно-образовательному туризму, на которых были презентованы экскурсионно-образовательные туры «Московские уроки», инициативу Москвы подхватили туроператоры других регионов, и следом появились «Байкальские уроки» в Бурятии, «Классные путешествия» в Ярославле, «Урал детям» в Свердловской области, «Саянские каникулы» в Хакасии и т.д.

Появление подобных маршрутов в регионах России говорит, прежде всего, о том, что наша страна располагает огромными ресурсами для развития образовательного туризма – это природные заповедники и заповедные зоны, музеи и мемориальные комплексы, учреждение культуры и промышленные предприятия. А туризм, как явление многогранное, можно и нужно направлять на образование, воспитание и творческое развитие личности ребенка. Что же такое проект по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки»?

«Живая» визуализация учебных программ – один из главных мировых трендов в подростковом туризме. Анализируя учебные программы по школьным предметам, невольно приходишь к выводу, что практически в каждом регионе России можно проводить образовательные экскурсии по истории, географии, биологии, литературе, физике, химии, математике и др.

Так, например, темы связанные с творчеством А.С. Пушкина можно изучать в Москве – это музей Пушкина на Пречистенке, в Санкт-Петербурге «Музей Пушкина», в Московской области – «Музей-заповедник «Захарово – Большие Вяземы», в Тверской области – «Государственный музей-заповедник Михайловское» и так далее.

Историю разных периодов можно изучать на основе артефактов в исторических и краеведческих музеях, находящихся почти в каждом регионе, а также в местах археологических раскопок, например в Хакасии история захоронений насчитывает несколько веков еще до нашей эры, история революции 1917 года и царской семьи тесно связана с Екатеринбургом, история гражданской войны представлена в музее Чапаева в Чебоксарах. Физику также можно изучать «живым», тему космоса например в Планетариях, находящихся в разных регионах, в музее Космонавтики в Циолковского в Калуге, в мемориальном музее летчика-космонавта Николаева в Чувашии.

Тема физики и химии связана не только с музеями, но и с промышленными предприятиями, на которых в настоящее время тоже проводятся экскурсии для школьников и студентов профильных ВУЗов. Например, Саяно-Шушенская ГЭС в Хакасии открыт специальный центр, рядом располагается завод РУСАЛ, его могут посещать старшеклассники и видеть воочию, как льется алюминий.

Такие предметы, как окружающий мир, география, биология можно изучать не только в музеях, но и «Живым» в зоопарках, океанариумах, заповедниках и просто на природе. Данные экскурсии расширяют знания не только по физике или литературе, но и по истории, географии и другим предметам, то есть имеют ярковыраженный метапредметный характер и является мощным инструментам патриотического воспитания молодого поколения.

Недаром образовательный туризм является перспективным видом детского и молодежного туризма во многих странах мира. В России есть все предпосылки для развития экскурсионно-образовательного туризма и создания системы образовательных экскурсий и межрегиональных образовательных маршрутов в рамках проекта «Живые уроки».

Участие в проекте «Живые уроки» предполагает единые требования к разработке и описанию туристско-экскурсионных мероприятий, формированию межрегиональных маршрутов, высокий профессиональный уровень туроператоров, их взаимодействие с образовательными учреждениями, готовность всех Министерств и ведомств на уровне территории к созданию системы для внедрения туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

Для развития массового образовательного туризма необходимо проведение мероприятий, направленных на популяризацию образовательного туризма, развитие материальной базы объектов показа, подготовка кадров и разработка соответствующих экскурсий и экскурсионно-образовательных туров, создание экспериментальных площадок для интеграции образовательного туризма в процесс образования и воспитания школьников, а главное, государственная поддержка и поддержка администраций регионов.

В 2016 году в рамках I Межрегиональной конференции по развитию экскурсионно-образовательного туризма "Живые уроки" в г. Чебоксары, Чувашской Республики состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между Российским Союзом Туриндустрии (РСТ) и Республикой Марий Эл. Предметом Соглашения является развитие детского туризма на основе реализации проекта по образовательному туризму «Живые уроки», направленного на «внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования» в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации.

В рамках проекта «Живые уроки» Козьмодемьянский музейный комплекс активно реализует образовательные программы, которые имеют многоуровневый характер и делятся на несколько разделов, обращенных к разным возрастным группам. Музейные программы тесно связаны с конкретными темами образовательной системы, а также подразумевают исследовательские и творческие задания. Образовательное предложение музейного комплекса достаточно широкое: тематические экскурсии, лекции, интерактивные программы, различные мастер-классы и т.д. Все эти мероприятия повышают культурный и интеллектуальный уровень учащихся, развивают их творческие способности. А также помогают хорошо знать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Музей и школа представители двух разных систем – образования и культуры, но обе они выполняют общие задачи – воспитательные и образовательные. Поэтому совершенно естественно их стремление к сотрудничеству и взаимодействию для выполнения этих задач. Более подробно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами можно, перейдя ниже.