Психологические копинг-стратегии: классификация и механизмы действия. Копинг механизмы

от англ. coping - совладание). Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Впервые термин "coping" был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание К.-м. (М. с.) было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус (Lazarus R. S., 1966) определял К.-м. (М. с.) как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.

В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии: "разрешение проблем", "поиск социальной поддержки", "избегание" и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994).

Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события. Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и К.-м. (М. с.). При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

Цели К.-м. (М. с.) могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Основными целями использования психотерапевтом К.-м. (М. с.) пациента является развитие позитивного отношения к мотивации больного к лечению, его активное сотрудничество в терапии, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных К.-м. (М. с.).

Типы (модальности) К.-м. (М. с.) могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного. К когнитивным стратегиям относятся следующие К.-м. (М. с.): отвлечение или переключение мыслей на другие, "более важные" темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере ("со мною Бог"); придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Эмоциональные стратегии К.-м. (М. с.) проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки - отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества - доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля.

Поведенческими стратегиями К.-м. (М. с.) являются следующие: отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание - стремление избегать "погружения" в процесс лечения; компенсация - отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие; уединение - пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество - ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Наряду с Бернским опросником "Способы преодоления критических ситуаций" Хайма (Heim Е.), описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая методика "Индикатор стратегий преодоления стресса", созданная Амирханом (Amirhan J. Н.) в 1990 г. и адаптированная В. М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность - структуру совладеющего со стрессом поведения.

Из описания К.-м. (М. с.) видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются: активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий, разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента К.-м. (М. с.).

См. также Стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перре.

Современный ритм жизни характеризуется высокой скоростью и большим количеством изменений в окружающем мире. Ежедневно на человека воздействует множество событий, большинство из которых вызывают эмоциональное напряжение и дискомфорт. На любые психологические стрессовые факторы человеческая личность реагирует особыми защитными механизмами: психологической защитой или копинг-стратегией. И если психологическая защита - это неосознанный процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний, то копинг-стратегии - это осознанные определенные способы деятельности, позволяющие адаптироваться к сложной жизненной ситуации, восстановить и сохранить эмоциональное равновесие.

Что это такое?

Копинг-стратегии - это поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии, используемые человеческой личностью для преодоления стресса и совладания с ним. Термин был введен Л. Мерфи в 60-х годах XX века при изучении детской психологии и получил свое развитие благодаря вначале психологу Ричарду Лазарусу, а затем и другим ученым, изучающим пути преодоления негативного воздействия стрессов на организм. Русская психологическая школа для определения явления использует сходное понятие: «переживание», «совладающее поведение».

Ситуацию как стрессовую определяет сам для себя каждый индивид. Условия окружающей среды, для одного человека являющиеся нормальной незаметной нагрузкой, для другого могут стать почти непреодолимой преградой для самореализации и жизнедеятельности. Стрессовая для конкретного человека ситуация всегда вызывает у него тревогу, эмоциональную нестабильность, психологический и часто физиологический дискомфорт. В таких условиях психологическая адаптация личности происходит с помощью копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Психологические защиты представляют собой специальную систему стабилизации личности путем ограждения сознания от неприятных, травмирующих факторов. Внутриличностное напряжение снижается за счет искажения существующей действительности или возникновения у человека различных психосоматических дисфункций (невротических расстройств), приводя к дезадаптации. В противоположность психологическим защитам, при работе копинг-стратегий ответные мысли, чувства и действия индивида образуют конструктивные усилия, направленные на нормализацию взаимоотношений «человек - среда».

Вначале копинг-стратегии определялись как реакция человеческой личности на чрезмерные, превышающие ее внутренние ресурсы требования. Затем понятие копинг-стратегий значительно расширилось и теперь включает в себя и реакции на ежедневные стрессовые ситуации.

Классификация стратегий

На данный момент разработано несколько классификаций копинг-стратегий. Самой известной является классификация, разработанная Р. Лазарусом совместно с С. Фолкманом и разделяющая стратегии два основных типа:

  1. 1. Проблемно-ориентированный копинг (преобразование внешней ситуации) - преодоление стрессовой ситуации происходит за счет переосмысления проблемы, поиска информации о ней и путей решения. Позволяет во многих случаях избежать необдуманных действий и импульсивных поступков.
  2. 2. Эмоционально-ориентированный копинг (преобразование внутренней ситуации) - направлен на изменение отношения к проблеме разными способами, снижающими эмоциональное напряжение, но не способствующими прямому ее решению.

Одна из наиболее простых и удачных методик по выявлению базовых копинг-стратегий разработана Дж. Амирханом («Индикатор копинг-стратегий») и включает три основные группы копинг-стратегий:

  1. 1. Разрешение проблемы - стратегия подразумевает максимальное использование человеком своих возможностей для решения проблемы.
  2. 2. Избегание проблемы - стратегия включает в себя различные формы избегания контактов с окружающей средой с целью уйти от проблемы как в пассивной форме (употребление психоактивных веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов), так и в активной (совершение суицида).
  3. 3.

    Поиск социальной поддержки - стратегия предполагает активные действия по получению помощи от социального окружения.

Эффективность и адаптивность копинга

Существует масса копинг-стратегий, из которых каждый индивидуум под воздействием определенного стрессового фактора формирует собственный комплекс. Среди них могут находиться как продуктивные формы (эффективные и адаптивные), помогающие выйти из стрессового состояния, так и относительно продуктивные и непродуктивные.

Р. Лазарус и С. Фолкман в своей тестовой методике опираются на восемь преобладающих копинг-стратегий:

  1. 1. Планирование будущих действий, направленных на решение проблемы, критический анализ ситуации, разнообразные предпринятые усилия.
  2. 2. Конфронтационная стратегия. Попытки разрешить сложную ситуацию через конфликты, упорное отстаивание собственных интересов и враждебность. Используя эту стратегию в конфликтной ситуации, индивидуум испытывает трудности с планированием и часто плохо представляет последствия своих действий.
  3. 3. Принятие ответственности за проблему на себя. За переоценкой собственной роли в возникшей ситуации следуют попытки исправить тяжелую ситуацию.
  4. 4. Самоконтроль. Индивидуум сохраняет хладнокровие, контролируя свои эмоции и действия.
  5. 5. Поиск положительных аспектов в результате возникшей стрессовой ситуации.
  6. 6. Обращение за помощью к окружающим: либо к родным и близким людям, либо к власть имущим и широкой общественности - в зависимости от стрессового фактора.
  7. 7. Дистанцирование от проблемы, то есть отдаление от ситуации, уменьшение ее значимости при помощи разных способов.
  8. 8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.

Диагностика копинг-стратегий, которую создал Э. Хайм, позволяет подробно проанализировать стиль и продуктивность стратегий конкретного человека. Тест исследует 26 ситуационно-специфических типов реагирования с разделением их на три основные сферы психической деятельности личности и четким указанием их продуктивности в решении проблемы:

  1. 1. Когнитивный (переосмысливание, анализ) копинг-механизм:
    1. Продуктивные стратегии: проблемный анализ.
    2. 2. Относительно продуктивные: игнорирование, диссимуляция (сознательное стремление скрыть проблему или ее преуменьшение), сохранение самообладания, относительность (сравнение своей проблемы с проблемами других и вывод о ее незначимости), религиозность, наделение проблемы особым смыслом (проблема как способ самосовершенствования), установка собственной ценности (убеждение личности в способности преодолеть в будущем даже большие трудности).
    3. 3. Непродуктивные: смирение, растерянность.
  2. Эмоциональный копинг-механизм:
    1. 1. Продуктивные стратегии: оптимизм.
    2. 2. Относительно продуктивные: протест, пассивная кооперация (индивидуум доверяет решение своих проблем другим).
    3. 3. Непродуктивные: эмоциональная разрядка (выход эмоций), подавление эмоций, покорность (состояние безнадежности), самообвинение, агрессивность.
  3. Поведенческий копинг-механизм:
    1. 1. Продуктивные: сотрудничество.
    2. 2. Относительно продуктивные: отвлечение (погружение в работу, хобби), альтруизм (решение чужих проблем для отвлечения от собственных), компенсация (отвлечение и успокоение с помощью лекарственных препаратов, еды, алкоголя), конструктивная активность (осуществление давней мечты), обращение (получение советов от других).
    3. 3. Непродуктивные: активное избегание проблемы (сознательное нежелание думать и анализировать), отступление (самоизоляция от других людей).

Исследования показали достаточное влияние определенных копинг-стратегий на повышение и понижение успешности и эффективности отдельной личности. Так, копинговые реакции, сфокусированные на проблеме, связаны с более низким уровнем отрицательных эмоций. У детей, мало применяющих проблемно-ориентированный копинг, больше сложностей в адаптации, а применение эмоционально-ориентированного копинга часто связано с серьезными проблемами в поведении и повышением уровня тревожности и депрессии. Эффективными и положительно влияющими на адаптацию признаны активное решение проблемы и поиск социальной поддержки.

Стоит отметить, что в зависимости от характерных особенностей личности и тяжести стрессового фактора некоторые копинг-механизмы могут существенно улучшить или ухудшить развитие ситуации. Например, в некоторых случаях обычно непродуктивная эмоциональная разрядка необходима, и за ней следует гораздо более спокойный анализ ситуации. И наоборот, относительно продуктивные протест и игнорирование, принимая неадекватные и гипертрофированные формы, могут повлечь за собой расширение и углубление кризиса, а также вовлечение в него новых факторов.

Одним из аспектов общего фонда рассматривается достаточно обширный спектр ресурсов среды, окружающей индивида:

  • доступность для него инструментальной помощи среды;
  • доступность моральной и эмоциональной поддержки социального окружения.

Вторым аспектом являются личностные характеристики индивида:

  • врожденные способности;
  • приобретенные навыки и умения.

Разные исследователи называют ключевыми разные ресурсы. По мнению С. Селигмана, главный ключевой ресурс, помогающий справиться со стрессом, - это оптимизм. А. Бандура полагает важным ключевым ресурсом в работе со стрессом конструкт «самоэффективность». Многие другие ученые считают направляющим в формировании копинг-стилей конструкт «жизнестойкость». При всей разнице мнений копинг-стили формируются постепенно в течение жизни человека под влиянием постоянно изменяющейся действительности и имеющихся в данный момент ресурсов.

С детства обедненная ресурсами среда, как материальными, так и социальными, не позволяет развить способности и приобрести навыки, и с большой долей вероятности сузит спектр предпочитаемых копинг-стратегий. Применяемые личностью копинг-стратегии также влияют на владение и управление ресурсами. Примером может служить сознательное нежелание человека эффективно взаимодействовать с социальным окружением, вследствие чего у него значительно сужается круг общения и, соответственно, обедняются ресурсы среды.

Основная функция копинг-механизмов - компенсаторная, позволяющая совладать со стрессом с минимальными потерями для личности.

Копинг-стратегии, направленные на непосредственное решение проблем, в большинстве своем признаны более эффективными, чем стратегии, предназначенные только для совладания индивидуума с его отношением к проблеме. Кроме того, исследования подтверждают более высокую эффективность комплексного использования нескольких видов продуктивного или относительно продуктивного копинга, в сравнении с выбором только одного из способов совладания.

Стратегии преодоления стресса стали предметом теоретических и практических исследований сравнительно недавно, хотя, по словам Р. Лазаруса, стресс и его преодоление – это «две стороны одной медали», а совладание со стрессом – центральная проблема здоровья.

Понятие «копинг» - преодоление стресса – было относительно четко определено в начале 1980-х годов, когда было установлено, что в промежутке между стрессором и ответом организма и личности лежат определенные процессы, опосредованные опытом реакций на стрессовые ситуации. Один из основоположников теории копинга Р. Лазарус рассматривает копинг-стратегии как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом.

Существуют эмоциональные, физиологические, поведенческие и социальные корреляты, которые информируют о тех или иных копинг-процессах и дают возможность их измерить как в лабораторных условиях, так и в реальной жизни.

По признаку успешности совладания со стрессом принято выделять эффективные (конструктивные) и неэффективные копинг-стратегии.

Целенаправленное поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, названо активным копинг-поведением. Формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, рассматриваются как паллиативное, пассивное копинг-поведение.

Таким образом, преодоление стресса , - это процесс, при котором индивидом совершаются попытки:

Изменить или ликвидировать проблему;

Уменьшить ее интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;

Облегчить воздействие стресса путем отвлечения на что-либо или с помощью других различных способов его преодоления, таких, как употребление транквилизаторов, алкоголя, физические нагрузки и др.

Предполагается, что копинг выполняет две основные функции: регуляцию эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами , вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). В первом случае копинг представляет собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Поведение, направленное на устранение угрозы (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему. Обе функции проявляются в большинстве стрессовых ситуаций, а их соотношение зависит от того, как оценивается обстановка. Если ситуация воспринимается как принципиально изменяемая, то включается проблемно-ориентированный копинг, а если она кажется неуправляемой, то используются эмоционально-ориентированные стратегии.



Типы защитных стратегий могут проявляться в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сфере.

С ними связана смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей или замещающей проблему.

Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, горя, злости или к подчеркнутому оптимизму, уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а в ряде случаев, напротив, наблюдается полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на окружающих.

В интеллектуальной сфере совладание со стрессом базируется на развитом абстрактно-логическом и теоретическом мышлении, умении работать с информацией, нередко без опоры на конкретную жизненную ситуацию.

Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов, понимаемых как относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка. К личностным копинг-ресурсам относят Я- концепцию, локус контроля, низкий нейротизм (психологическая устойчивость), эмпатию, аффилиацию (ориентацию на общение, потребность в коммуникации) и некоторые другие психологические свойства.



Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (по А.Фрейд), их адаптивное и дезадаптивное значение, роль в формировании психической и соматической патологии.

Понятие психологической защиты (ПЗ) обязано своим происхождением психоаналитической теории и ее основателю – З.Фрейду. Впервые оно было сформулировано в 1894 г. Концепция психологической защиты используется практически во всех психотерапевтических школах. Тем не менее, отсутствуют общепринятые определения и классификация психологической защиты и не до конца понятна ее роль в формировании расстройств личности и невротических симптомов.

Согласно Фрейду, защитные механизмы являются врожденными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта». Первоначально механизмы ПЗ рассматривались как средства разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Впоследствии, исходя из разработанной психоаналитической теории личности, они стали пониматься как функции Эго, отвечающие за интеграцию и адаптацию при угрозе целостности личности. Единственный механизм, который З.Фрейд рассматривал как «не невротический», «здоровый» путь трансформации инстинктивных импульсов – сублимация . Он считал, что именно сублимация обеспечивает развитие человеческой культуры, способствуя разрядке энергии инстинктов в социально приемлемых формах поведения и позволяя заменить потребности, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, социально одобряемыми целями, а инстинктивное поведение - способами поведения, принятыми в обществе.

А. Фрейд попыталась обобщить и систематизировать знания о механизмах ПЗ, накопившиеся к середине 40-х годов XX в. В базовую концепцию З.Фрейда были внесены определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних, т.е. социогенных, конфликтов; эти механизмы стали рассматриваться как продукты развития и научения; наконец, было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. А.Фрейд, К. Хорни (1993) и Э. Александер (1950, 1980) реконструировали теорию механизмов ПЗ, видя их источник в борьбе между собой двух стремлений к безопасности и удовлетворению потребностей, которая и вызывает вытеснение.

Механизмы ПЗ развиваются в онтогенезе как средства адаптации и разрешения психологических конфликтов, а наиболее мощным критерием их эффективности является ликвидация тревоги.

Соответственно ПЗ является способом интрапсихической адаптации. Ее цель – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.

Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на протективные (вытеснение, отрицание, регрессия, реактивное образование) и дефензивные (рационализация, интеллектуализация, изоляция, идентификация, сублимация, проекция, смещение). Первые считаются более примитивными, они блокируют поступление конфликтной и травмирующей личность информации в сознание. Вторые допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее наиболее «безболезненным» для психики образом.

Виды психологической защиты:

1. Вытеснение (аналог подавления) в бессознательное нежелательной информации или психотравмирующих обстоятельств, вызывающих тревогу. З.Фрейд считал его главным способом защиты инфантильного Я, не способного противостоять соблазнам. Неприемлемый импульс (мысль, желание) становится в результате действия этого защитного механизма бессознательным. Психовегетативные компоненты эмоциональной реакции сохраняются, несмотря на отсутствие поведенческой реализации.

2. Отрицание фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств, внутреннего импульса или собственного качества. Оно характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности, когда очевидное для окружающих не принимается самой личностью.

3. Проекция – неосознаваемые и неприемлемые для личности собственные свойства, чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Проекция часто связана с агрессией (например, ханжество).

4. Интеллектуализация («рационализация») – устранение неприятных переживаний при помощи псевдологических, псевдоразумных установок, рассуждений, чрезмерно «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации.

5. Замещение – перенесение подавляемых негативных эмоций (гнева) на менее опасные или более доступные объекты, чем тот, который вызвал эти переживания.

6. Регрессия – возврат к примитивным, дезорганизованным формам реагирования; замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые в трудных, фрустрирующих ситуациях. Характеризуется изменением мотивационно-потребностной сферы в сторону большего упрощения и доступности, сочетается с импульсивностью, слабостью самоконтроля.

7. Реактивные образования (гиперкомпенсация) – устранение субъективно неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений (например, чрезмерная опека может быть реактивным образованием по отношению к бессознательному безразличию, черствости, жестокости).

Психологическая защита и механизмы совладания со стрессом различаются по ряду признаков :

Механизмы психологической защиты не адаптированы к требованиям ситуации и являются ригидными, в то время как копинг-механизмы, техники эмоционального самоконтроля обладают пластичностью и приспосабливаются к ситуации;

Механизмы психологической защиты «близоруки», они дают возможность только разового снижения напряжения (принцип «здесь» и «сейчас»), тогда как копинг-стратегии рассчитаны на перспективу;

Для механизмов психологической защиты характерно искажение оценки действительности и самого себя; техники же самоконтроля основываются на реалистическом восприятии окружающего мира, а также объективном отношении к самому себе.

Таким образом, человек реагирует на стрессовое событие либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Основным отличием защитных механизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых. Копинг-стратегии принято считать более высокоорганизованными и сложными защитными нормами поведения. Они могут выступать как осознанные целостные варианты бессознательных защит и/или включать их как составные элементы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е.С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. - М., 1988. - 150 с.

2. Квасенко А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. - Л.: Медицина, 1980. - 184 с.

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 386 с.

4. Менделевич В.Д. Адаптационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологич. журн. – 1996. – Т. 17, № 4. – С. 107-115.

5. Михайлов А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях /А.Н. Михайлов, В.С. Ротенберг // Вопр. психологии. - 1990. - № 5. - С. 106-111.

6. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности: Пособие для врачей и психологов / Ин-т им. В.М. Бехтерева; сост. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. - СПб., 1995. - 16 с.

7. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 125 с.

8. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л.: Медицина, 1984.

9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

10. Lazarus R.S. Psychological stress and coping in adaptation and illness / R.S. Lazarus // Int. J. Psychiat. Med. - 1974. - Vol. 5. - P. 321-333.

Когнитивные, поведенческие, эмоциональные копинг-стратегии. Основные характеристики защитных механизмов. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям совладающего поведения. Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ)

копинг стратегия совладеющий поведение

Данная тема является необычайно актуальной в современном мире. Всем нам приходиться сталкиваться со множеством проблем каждый день. Какие то проблемы мы решаем легко и не задумываясь, но некоторые ставят нас в тупик, или по крайней мере заставляют задуматься. И так бывает у всех. К счастью у нас существуют схемы и методы «как справляться с трудностями». Какие-то из них эффективны, какие-то не совсем. Однако с накоплением жизненного опыта, у нас становиться все больше и способов, с помощью которых мы справляемся с трудностями. Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию. Ученые занялись проблемой совладание личности с трудными жизненными ситуациями с 50-60 гг. XX. Название проблемы совладения произошло от англ. coping - совладание («to cope» - справляться, совладать с чем-либо, прежде всего с трудностями). Основа для исследования данной темы была заложена американцами. Психологическое описание термина «копинг» было дано Сюзанной Фолкман и Ричардом Лазауэрсом.

Впервые же термин «coping» был использован американским психологом Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями .

Как показано Лазарусом , стресс - это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами .

Лазарус (Lazarus R. S., 1966) определял копинг механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию. В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание» и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы.

Когнитивные, поведенческие, эмоциональные копинг-стратегии

Кроме того, некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская [Никольская, Грановская, 2001] выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание.

Есть и классификации, имеющие дело только с одним типом процессов. Так, например, Коплик , рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагает дихотическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Напротив, Виталиано выделяет три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование [цит. по Нартова-Бочавер]. Другая теория также выделяет три вида эмоционального совладания, но в основе этой классификации лежит не тип демонстрируемой реакции, а то, на что направлены действия по совладанию: на регуляцию внутренней (переживаемой) эмоции; регуляцию поведения, связанного с переживанием эмоции; регуляцию контекста, вызывающего эмоцию [цит. по Losoya, 1998].

Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за информационной поддержкой, а женщины - как за информационной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994). Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события.

Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения.

Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений.

Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления. Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и копинг- механизмы.

Защимтный механимзм (психологимческая защимта) - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

Характеристики

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

Отрицание или искажение реальности

Действие на бессознательном уровне

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов». Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты. Цели копинг стратегий могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Основными целями использования психотерапевтом копинг механизмов пациента является развитие позитивного отношения к мотивации больного к лечению, его активное сотрудничество в терапии, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных копинг механизмов.

Типы (модальности) копинг механизмов могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного.

К когнитивным стратегиям относятся следующие копинг мехпнизмы: отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере («со мною Бог»); придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности. Эмоциональные копинг стратегии проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки - отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества - доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля. Поведенческими копинг стратегиями являются следующие: отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание - стремление избегать «погружения» в процесс лечения; компенсация - отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие; уединение - пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество - ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание. Наряду с Бернским опросником «Способы преодоления критических ситуаций» Хайма (Heim Е.), описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая методика «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная Амирханом (Amirhan J.Н.) в 1990 г. и адаптированная В.М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность - структуру совладеющего со стрессом поведения. Из описания копинг стратегий видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются: активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий, разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента копинг механизмов (от англ. coping - совладание). Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию

Можно выделить основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям совладающего (копинг) поведения:

1. Проблема выделения критериев совладающего поведения. В связи с этим важно прояснить соотношение понятий «совладающее поведение» и «психологическая защита» - с одной стороны, и понятий «адаптация», «саморегуляция» и «совладающее поведение», - с другой. Критериями совладающего поведения выступают его осознанность, целенаправленность, конролируемость ситуации, адекватность ситуации и моменту времени, регуляция уровня стресса, значимость выбора стратегии поведения для психологического благополучия субъекта, социально- психологическая обусловленность и возможность обучения этому виду поведения (Т.Л. Крюкова, 2004).

2. Проблема определения понятия «копинг-ресурс», или «ресурс совладающего поведения» личности, а также изучение различных групп этих ресурсов. Копинг-ресурс - это те средства, возможности, осознанное использование которых позволяет получить желаемый результат, т.е. справиться с трудной ситуацией. Обычно выделяют внешние (средовые) и внутренние (индивидуально-психологические) ресурсы совладающего поведения. Одна из задач практической психологии - помощь в осознании и актуализации имеющихся ресурсов совладания данным субъектом, то есть расширение доступного поля ресурсов.

4. Проблема изучения детерминант совладающего поведения, то есть личностного (дичпозиционного), ситуационного (динамического) и социокультурного факторов совладающего поведения.

5. Проблема измерения совладающего поведения, или диагностика совладающего поведения. Наиболее распостраненным является субъективный отчет испытуемого о поведении в той или иной ситуации. Однако перспективным является изучение совладающего поведения комплексно, сочетая количественные и качественные методы анализа, затрагивающие не только когнитивно-поведенческую сферу, но и феноменологию переживаний субъекта (Т.Л. Крюкова, 2007).

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определепроизвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции - это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля .

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными , то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность [Никольская, Грановская, 2001]; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [стр. 71]. иям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины - это копинговые тактики и копинговые ресурсы .

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства .

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс - это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов» .

К ресурсному подходу относят работы некоторых серьёзных исследователей, в которых ранее отсутствовала связь с изучением копингового поведения . В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида) [Муздыбаев, 1998]. Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR - теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) .

Конструкт самоэффективности, разработанный А. Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение . По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды .

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом .

Классификации копинг-стратегий

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.

Проблемно-фокусированные, эмоционально-фокусированные копинг-стратегии

Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий); эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) .

По Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект.

Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии: сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации); сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).

Перлин и Шулер предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональным дистрессом [Муздыбаев, 1998].

Эти две классификации практически повторяют классификацию Лазаруса и Фолкмана. При этом Моос и Шеффер и, соответственно, Перлин и Шулер выделяют в стратегии «фокусировка на проблеме» действия двух типов: когнитивные («фокусировка на оценке» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («фокусировка на проблеме» и «стратегия изменения проблемы», соответственно).

Многие из классификаций копинг-стратегий, возникавшие вслед за классификацией Лазаруса и Фолкмана, составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой», «работа с отношением к проблеме». Таким образом, многие классификации копинг-стратегий, в основном, сводятся к различению между активными, фокусированными на проблеме усилиями справиться с внешними запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучше соответствует внешним требованиям. .

Эффективные, неэффективные копинг-стратегии

В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом». Так, например, Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё), непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). Как видно, копинг-стратегия в категории «Обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности, неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попытка выделить ещё одно измерение - «социальная активность», которое с точки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.

Копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией

В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе . Так, например, в предложенной этими авторами классификации BISC . В своей COR-теории (Conservation of Resources, «Теория сохранения ресурсов») он предлагает рассматривать в копинг-поведении шесть осей: просоциальная, антисоциальная направленность, прямое, непрямое поведение и пассивное, активное поведение.

Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида

На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т.д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности, неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам [Нартова-Бочавер, 1997].

Так, например, получены данные, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, попытка изменить что-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком или между другими людьми в своем социальном окружении) связаны с более низкими уровнями отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые . Кроме того, применение проблемно-фокусированных копинг-стратегий отрицательно связано с проблемами в поведении и социальными проблемами . При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированные копинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации . Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии .

Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная, физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. . В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуют и данные, полученные в других исследованиях . Здесь было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали данную копинг-стратегию. [в Frydenberg, Lewis, 2002].

Положительной оценки также заслуживает такая стратегия, как активное решение проблем. Так, было показано, что подростки, способные к активному решению проблем, демонстрируют большую легкость в адаптации .

Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне). С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии , тревоги , сложностями адаптации в школе . Напротив, другие исследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируют меньше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью . Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации. Кроме того, исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен в ситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовых ситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция .

Неоднозначно оценивается и такая копинг-стратегия, как «позитивная переоценка ситуации» . С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Тем не менее, представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна в ситуации, когда субъект не может контролировать результат.

Что касается академической сферы, то работы по изучению влияния копинг-стратегий на академическую успешность пока представлены в психологической литературе очень слабо. Так, например, нельзя четко и однозначно заявить, что успешные копинг-стратегий ведут к свехдостижениям в учёбе (под сверхдостижениями - overachievment - здесь понимается более высокий уровень достижений, чем в среднем для учащихся данного уровня способностей). . Тем не менее, уже можно ссылаться на данные, свидетельствующие, например, о том, что подростки (мужского пола), которые делают выбор в пользу более продуктивных копинг-стратегий, имеют явное преимущество в учёбе; а именно, они демонстрируют сильную склонность к тому, чтобы успевать лучше, чем мы можем ожидать, исходя из их результатов по тестам IQ [там же].

Стратегии, направленные на решение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых - совладание с отношением индивида к проблеме. Но, как бы то ни было, исследования также свидетельствуют, что применение сразу нескольких способов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию . Как уже было сказано, эффективность копинг-стратегий зависит как от самой реакции, так и от контекста, в котором эта реакция осуществляется. Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование понятия физиологического и психологического стресса. Анализ теории совладающего поведения. Копинг-механизмы и механизмы психологических защит: отличительные особенности. Изучение классификации адаптивности и дезадаптивности копинг-стратегий.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2015

    Психологические защитные механизмы как психологический феномен, развитие подростковой Я-концепции. Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста. Исследования по методике способов совладания.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2011

    Психология девиантного поведения, основные направления его профилактики. Совладающее поведение (копинг-стратегии), механизмы психологической защиты. Классификация копинг-стратегий, их специфика, содержание и структура у подростков с девиантным поведением.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2013

    Исследования копинг-поведения в психологии, их основные разновидности. Активное и пассивное совладающее поведение. Копинг-поведение и психологические защиты. Исследования копинг-поведения студентов. "Гендерные" исследования совладающего поведения.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2013

    Проблема копинг-стратегий в психологии личности. Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями. Характеристика и классификация копинг-стратегий. Исследование особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Рассмотрение особенностей копинг-стратегий у иностранных студентов, прибывших в Москву для получения образования, выявить возможные трудности и проблемы. Раскрытие специфики совладающего поведения при помощи глубинного интервью с иностранными студентами.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2016

    Анализ особенностей эмоционального выгорания и совладающего поведения педагогов дошкольного образовательного учреждения. Использование в профессиональной деятельности различных форм копинг-стратегии. Повышение эффективности трудовой деятельности.

    статья , добавлен 10.08.2017

    Понятие и характерные черты копинг-стратегий, особенности их проявления в обществе на современном этапе, основные функции и назначение. Отличительные признаки и практическое исследование копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2010

    Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации сотрудников организаций в отечественной и зарубежной психологии. Концепция копинг-поведения. Механизмы психологической защиты: психотические, невротические, зрелые и незрелые.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2013

    Исследование проблемы копинга и копинг-стратегий в зарубежной и отечественной литературе. Сущность методики для психологической диагностики механизмов Э. Хейма. Полная характеристика этапов и методов исследования гендерных различий в копинг–стратегиях.

Психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Копинг и психологические защиты

Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг-реакция срабатывает тогда, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может происходить в форме психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-стратегии играют компенсаторную функцию, а психологические защиты занимают последний уровень в системе адаптации - уровень декомпенсации. На схеме 1. отображены два возможных стиля реагирования на негативные события.

Схема 1. Копинг-стратегия и психологическая защита. Стили реагирования в стрессовой ситуации.

Два стиля реагирования в проблемной ситуации

    Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль - это рациональный анализ проблемы, связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

    Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль - следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Психологические защиты

Психологические защиты это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я-концепции человека.

Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям:

  • психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов,
  • изменениям способов поведения.

При длительном неврозе допускается появление так называемых вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем).

Копинг

Копинг (англ. «cope» - справиться, выдержать, совладать) - это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Копинг-стратегии это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации.
это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, повышенной сложностью, стрессогенностью, противоречивостью.

Виды стрессовых ситуации

    Макрострессоры - критические жизненные события, требующие продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями.

    Микрострессоры - повседневные перегрузки и неприятности, локализованные во времени, влекущие за собой ухудшение самочувствия для восстановления адаптации, требующие небольшое количество времени (минуты).

    Психотравмы - травматические события, характеризующиеся запредельным порогом интенсивности, внезапным и непредсказуемым началом.

    Хронические стрессоры – это перегрузки с длительной протяженностью во времени, характеризуются повторяющимися однотипными стрессовыми нагрузками.

Стресс также может выполнять защитную и саногенную функцию.

Когнитивно-феноменологический подход - это теория преодоления стресса по Лазарусу (R. Lazarus, 1966-1998)

Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса, концепция преодоления стресса состоит из двух этапов:

1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему грозит: стрессор - угроза или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе: «что это значит для меня лично?»

При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:

  1. Первый канал - освобождение эмоций.
  2. Второй - выработка стратегии совладения.
  3. Третий - социальный канал, он влияет меньше - не учитывается.

2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса: «Что могу сделать в данной ситуации?» - оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:

  • эмоциональная стабильность;
  • психологическая выносливость - это система убеждений;
  • умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь;
  • используемый тип психологической защиты;
  • состояние в момент стресса;
  • предрасположенность к состояниям страха и гнева;
  • социальная поддержка.

Критерии, по которым узнаем характеристики социальной поддержки:

  • Есть ли те люди, которые являются значимыми.
  • Оценка социального положения этих людей.
  • Насколько они влиятельны в социальной среде.
  • Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор.
  • Частота контактов с этими людьми.

Социальная поддержка осуществляет эффект буфера, она смягчает удар.

Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результат соотношения первичной и вторичной оценки - решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, а также выработка копинг-стратегии.

Классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс, 1992)

Теории о механизмах психологической защиты и копинг-стратегиях используется во время планирования психотерапевтической интервенции.

При этом, диагностируемые механизмы защит свидетельствуют о наличии ригидности «Я-концепции», об огромном пласте психотерапевтической работы.

Диагностируемая копинг-реакция, в свою очередь, говорит о возможных вариантах совладания и тех ресурсах личности, которые эффективно помогают преодолевать проблемную ситуацию.

литература:

  1. Перре М., Бауман У. Клиническая психология - Питер, 2007 - 1312 стр.
  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология - Питер, 2004 - 539 стр.
  3. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом / Учебно-методическое пособие - Казань, 2003 - 98 стр.
  4. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности - Изд-во Алтайского государственного университета, 2000 - 123 стр.
  5. Аннелизе Х., Франц Х., Юрген О., Ульрих Р. Базисное руководство по психотерапии - Изд-во «Речь», 1998 - 784 стр.
  6. Лекции по клинической психологии - ГрГМУ, Беларусь, 2006.