Прп феодосий. Значение феодосий печерский в краткой биографической энциклопедии

Киев называют «матерью городов русских». Это ни у кого из нас не вызывает удивления, ведь именно он когда-то являлся столицей великой страны под названием Русь - непобедимой державы, которая распалась впоследствии на Россию, Беларусь и Украину. Жемчужиной Киева по праву считается Киево-Печерская Лавра, славящаяся множеством вырытых в свое время ее монахами подземных пещер и давшая миру имена бессметного числа сильных православных святых. Одним из основателей обители был преподобный Феодосий Печерский. Это выдающийся избранник Господень. День памяти Феодосия Печерского церковь отмечает ежегодно 16 мая.


Житие Феодосия Печерского

В день памяти преподобного давайте остановимся на житие Феодосия Печерского.

Преподобный Феодосий Печерский родился в XI веке недалеко от Киева, в местечке Васильково или иначе - Василеве. Однако ранние годы жизни святого и отрочество прошло в Курске, куда вскоре после появления на свет младенца переехали родители подвижника благочестия. Будучи еще совсем крохой, преподобный Феодосий уже резко отличался от своих сверстников. Мальчик прохладно относился к ребяческим играм и веселью, предпочитая забавам созерцание и размышления. Он с удовольствие ходил в храм и делал это ежедневно. Феодосию нравилось слушать Священное Писание, а, начав обучаться грамоте, ребенок быстро освоил азы чтения и стал уже самостоятельно познавать истину богословских трудов.

Преподобный рано остался без отца: по одним данным в 13, по другим - в 14 лет. С тех пор мать воспитывала сына в одиночку. Надо сказать, она была женщиной достаточно строгой и властной, однако единственного ребенка своего просто обожала. Поэтому, естественно, матери преподобного совершенно не понравилось то, что Феодосий после смерти отца стал вести себя в отчем доме подобно слуге: одевался в простые, грубые одежды, выполнял тяжелую работу. Но поделать она ничего не могла.

Шло время, избранник Божий рос и мужал. Идея же о ведении подвижнического образа жизни не только не засыпала, но еще более укреплялась в голове юноши. Однажды ему остро захотелось посетить как паломнику Святую Землю. Об исполнении своего желания Феодосий дни и ночи стал просить Всевышнего. Господь скоро услышал молитвы отрока: внезапно в Курск нагрянули странники, шедшие как раз-таки в Иерусалим. Будущий святой присоединился к ним и ушел из дома, ничего никому не сказав. Когда мать обнаружила пропажу сына, она все силы бросила на его поиски. В результате Феодосий был возвращен домой и жестоко телесно наказан за свой поступок, а после посажен под замок. Правда, продолжалось сие недолго: женщина простила сына и сняла запрет на свободу.


Феодосий не стал унывать из-за того, что желание его так и не осуществилось. Он начал трудиться на благо церкви: печь просфоры для храма. Причем юноша еще и сам покупал пшеницу и молол зерно в муку. Лишние просфоры молодой человек раздавал нищим. Всем этим он вызывал насмешки ровесников, но не обращал на них внимания. В мать же святого будто бес вселился. Она запретила сыну заниматься богоугодным делом, подвергая то и дело наказаниям за ослушание. Преподобный не выдержал однажды и сбежал в город близ Курска, где жил знакомый пресвитер, но быстро был возвращен властной женщиной домой.

Кротость и стремление к подвижничеству святого Феодосия привлекли внимание к его персоне правителя Курска. Тот стал жаловать избраннику Божию богатые наряды, которые преподобный не носил сам, раздаривая обездоленным. Феодосий предпочитал ходить в простой одежде, а однажды надел на себя железный пояс для борьбы со страстями. Тело святого от этого истекало кровью, но с целью укрепления духа преподобный терпеливо переносил добровольные мучения.

Киев: новая жизнь

До двадцатитрехлетнего возраста прожил преподобный Феодосий Печерский в отчем доме. После юноша вновь, как уже было в прошлом, тайно покинул его, но на этот раз навсегда. Молодой человек отправился в Киев, где хотел принять монашеский постриг. По прибытии на место будущий святой явился к самому преподобному Антонию. Тот с радостью принял юношу, потому как увидел в Феодосие богоизбранность. Желание последнего сбылось в 1032 году. В монахи его постриг ученик преподобного Антония - Никон. С этого момента началась еще более тяжелая жизнь святого. Он усердно исполнял монашеские подвиги, руководимый преподобным Антонием. Ночи юноши проходили в молитвах, днем Феодосий занимался рукоделием. Молодой инок постоянно постился, воспитывая в себе смирение.

А что же мать святого? Неужели она смирилась с побегом сына? Нет, конечно, женщина отправилась сама на поиски юноши. И нашла она своего ребенка в Киеве, в обители, где тот пребывал. Женщина начала увещевать Феодосия, уговаривать вернуться в родительский дом, обещая не чинить ему отныне никаких препятствий. Преподобный же в ответ обратился к матери с просьбой остаться в Киеве и принять монашеский постриг. Ему стоило больших трудов убедить своевольную женщину в разумности такого решения. В итоге же мать преподобного стала монахиней Киевского Никольского монастыря, там же отошла ко Господу в свое время.


Но вернемся к Феодосию. В 1054 году святого посвятили в сан иеромонаха. Теперь он мог совершать Божественную Литургию, что делал с должным усердием, являясь примером для братии. При этом, преподобный Феодосий Печерский продолжал выполнять другие работы, входившие в обязанности иноков, не гнушаясь даже самым тяжелым трудом. Спустя 3 года святой по просьбе монахов был поставлен игуменом обители. Но и этот статус никак не повлиял на кротость и трудолюбие преподобного. Количество братии в обители в момент управления монастырем Феодосием увеличилось значительно. Уже не было места в пещерных келиях для подвижников. Тогда преподобный Антоний благословил иноков соорудить келии в близлежащей горе, которую по его просьбе даровал князь Изяслав. Там же появилась деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Монахи с радостью устроились на новом месте. Как вы уже, наверное, догадались, возникшая обитель являлась знаменитой Киево-Печерской Лаврой. Стараниями преподобного Феодосия здесь впервые за всю историю Руси был введен Устав Студийского монастыря, что располагался в столице Византии - Константинополе.


Управляя Киево-Печерской Лаврой, святой проявил себя в полной мере милосердным и одновременно справедливым, строгим настоятелем. Феодосий построил близ обители дом для нищих и обездоленных. Десятая часть доходов монастыря уходила на обеспечение его населяющих. Заботился преподобный и о заключенных в тюрьмах, посылая каждую неделю, по субботам, в темницы воз хлеба. Братия также никогда ни в чем не нуждалась. И объяснялось это, главным образом, усердными молитвами настоятеля Лавры.

Смерть

Преподобный Феодосий мирно скончался 3 мая 1047 года, ранним утром в субботу, в момент совершения молитвы. На три дня перед этим святой впал в состояние сильнейшего расслабления. За некоторое время подвижник предрек свою смерть, о чем сообщил инокам, собрав их всех вместе и сказав напутственную речь. После кончины тело преподобного погребли в пещере, где, как правило, Феодосий молился. К лику святых его причислили на Церковном Соборе 1108 года.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа. Память преподобного Феодосия совершается также 14 и 28 августа, 2 сентября.

(ум. 1074) – один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, один из крупнейших православных подвижников и церковных идеологов Киевской Руси второй половины ХI века, «отец русского монашества», православный святой.

Свидетельством о жизни Феодосия Печерского является его Житие, написанное в конце XI - начале XII вв. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Кроме того, сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в «Киево-Печерском патерике».

Согласно Житию, Феодосий родился в г. Василеве близ Киева в богатой семье княжеского слуги. Детские годы провел под Курском, куда переехала его семья. После смерти отца, дом вела мать Феодосия, которая хотела видеть его продолжателем отцовских занятий.

Но Феодосий уже в детстве, избегая игр и забав, прославился подвигами во имя Божие – носил железные вериги, постоянно молился, ходил в рубище. Юношей он покинул дом и пришел в Киев в пещеру к монаху Антонию, основателю Киево-Печерского монастыря.

Другой насельник пещеры, Никон, постриг Феодосия в иноческий чин. С самого начала монашеского пути и до конца жизни Феодосий со рвением исполнял все монашеские послушания: много трудился наравне с другими, был очень скромен, питался хлебом с водою, никогда не спал лежа, но лишь сидя.

В 1062 г. братия избрала Феодосия игуменом Киево-Печерского монастыря. В годы его управления монастырь стал едва ли не самым значительным церковным центром Киевской Руси. Число иноков возросло до ста человек, были устроены наземные кельи, началось строительство главного храма монастыря – церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы.

По указанию игумена из Константинополя был привезен т.н. Студийский устав, учреждавший общежительскую форму организации монастыря. Этот устав разошелся по всей Руси по другим монастырям. «Оттого и почитается монастырь Печерский старейшим среди всех монастырей», — написано в «Повести временных лет». Многие насельники Киево-Печерской обители позднее стали епископами в других русских городах.

Феодосий активно участвовал в политических событиях, развернувшихся в 60–70-е гг. XI в. в Киевском государстве — в борьбе сыновей Ярослава Мудрого за великокняжеский престол. В 1073 г. Феодосий Печерский резко осудил изгнание из Киева князя Изяслава Ярославича. Печерский игумен вообще выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью.

Феодосию приписываются более двадцати сочинений, но, по мнению исследователей, с достаточным основанием его можно считать автором двух посланий, восьми поучений и молитвы.

Поучения и послания Феодосия Печерского - это ценные свидетельства о распространение в Киевской Руси христианского вероучения в его византийской трактовке, ибо сам Феодосий и иноки Киево-Печерского монастыря в духовном смысле ориентировались именно на Византию. Лучшие издания сочинений Феодосия Печерского принадлежат И.П. Еремину и Н.В. Понырко.

Феодосий Печерский сыграл значительную роль в развитие отечественной религиозно-философской мысли. Он считается создателем так называемой «печерской идеологии».

В отличие от оптимистического раннего русского христианства, печерские старцы, и, прежде всего, cам Феодосий, внесли в древнерусскую духовную жизнь новую для нее идею аскезы, т.е. отречения от всего земного, мирского и плотского в пользу духовного самосовершенствования.

По мнению печерских иноков, Святое Крещение очищает человека от скверны, но не спасает, ибо в мирской жизни каждого человека поджидает сатана, соблазняет его и искушает. Главный же источник дьявольского искушения - человеческое тело, изначально греховное.

Поэтому путь к спасению лежит, во-первых, через подавление человеком в себе присущего ему плотского начала , а во-вторых, в результате неустанной и искренней молитвы . В одной из своих проповедей Феодосий Печерский говорил: «Подвизайтеся, трудници, да приимете венець тръпения вашего, Христос бо ждеть входа нашего. И въждеземъ светилникы наша любови. И послушаниемъ, кротосьтию и смирениемъ и срящем Христа непостыдномъ лицемъ».

И неслучайно, став игуменом, Феодосий сразу же ввел в практику монастыря воздержание и строгие посты, а затем и новый устав, за основу которого был взят устав византийского Студийского монастыря, отличавшегося крайней строгостью. Причём в Печерской обители этот устав применяли еще жестче.

Даже некоторые иноки не выдерживали всех испытаний, а других, ещё до пострижения сам Феодосий изгонял из монастыря: «Многажды друзии отгоними мною искушениа ради, а не останутся, дондеже получать святый тьй даръ».

Истинных же монахов-подвижников, Феодосий прославлял, ставя их в пример даже самому себе: «И своея бо лености забых въ вашемь тщании, и еже бо велико поспешение имеете о службе церковней, и в длъготръпение стоании въ всехъ бо годинах и службах обретающеся…».

Взгляды печерских старцев, по сути, переворачивали всю систему представлений древнерусского человека - и не только в богословском, но и в морально-этическом плане. Ведь по их глубочайшему убеждению служение Богу заключается в терпении и страдании, в милостыне и любви.

Но, тем не менее, спастись может не каждый христианин, а только аскет, подвижник, отринувший всё мирское и всю жизнь свою посвятивший одному только делу - молитве. В конечном же итоге спасения достоин тот, кто совершенно сознательно подвергает свое тело истязаниям, убивая в себе всё плотское, а значит дьявольское.

Поэтому идея и практика «смирения страстей» («истязания плоти») была очень популярной в Печерской обители, о чем свидетельствует «Киево-Печерский Патерик», памятник, рассказывающий о жизни печерских иноков.

Для Феодосия Печерского вообще была близка идея страха Божиего, в ее византийском толковании, которую он рассматривал как побуждающую и руководящую в земном пути всякого инока. «Имей страхъ Его предъ очима си: потщися порученное тобе дело непорочно свершити, да и венца от Христа достоинъ будеши» — наставляет Феодосий келаря монастыря.

Но и самого себя не щадит печерский игумен, всякий день ожидая страшного наказания и гнева Господнего: «Азъ, грешный и ленивый, погребый талантъ свой в земли, а не приделавъ имъ ничтоже, и чаю по вси дни на себе онех лютых и немилостивыих истязатель, и прещения оного странаго, и гнева лютаго…

Азъ же, унылый, имея в собе корень злаго того проращениа от моея лености, ни самъ входя въ Царство Небесное и вамъ препону творя своею леностию и своими непотребными нравы…». Идея страха Божиего и стала ведущей в Печерской обители. Радостное, светлое восприятие Христовой Благодати, столь характерное, например, для митрополита Илариона, печерскому игумену было явно чуждо.

Будучи сам аскетом-подвижником, Феодосий Печерский стремился к тому, чтобы и в светской жизни идея искреннего служения Господу стала главенствующей. Именно поэтому он выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью.

В своих письмах к князю Изяславу Ярославичу игумен Феодосий постоянно подчеркивает, что является духовным наставником и руководителем светского правителя. Более того, князь, если хочет заслужить спасение, обязан служить, прежде всего, делу христианства. Ведь истинное предназначение светского правителя состоит только в том, чтобы быть защитником Веры Христовой.

Характерна и еще одна важная составляющая мировоззрения Феодосия Печерского - резкое неприятие иных вероисповеданий, особенно римско-католического. В одном из своих посланий к Изяславу Ярославичу он страстно бичует «латинскую ересь», возводя на «латинство» многочисленные богословские и даже бытовые обвинения. А в итоге он заявляет: «А сущему въ иной вере - ли в латиньской, ли въ арменьской, ли въ срачиньской, - несть видети жизни вечьныя, ни части съ святыми».

Учение Феодосия Печерского не сразу было принято и понято в полной мере. Поначалу даже иноки Печерской обители ожидали послабления монастырских строгостей, но игумен Феодосий не отступал ни на шаг.

«Аще бо умолчу вашего ради роптания, - говорил он в одном из поучений, - угождая вамъ вашея ради слабости, то камение возопиеть».
Во многом благодаря несгибаемой позиции Феодосия Печерского и «печерская идеология», и сам Киево-Печерский монастырь приобрели вскоре большое влияние. И недаром многие древнерусские монастыри или приглашали к себе игуменами печерских иноков, или были ими основаны.

Из творческого наследия Феодосия Печерского сохранилось одиннадцать сочинений - два послания к князю Изяславу Ярославичу, восемь поучений монастырской братии и одна молитва. Интересно, что в духовном смысле наиболее близкими к сочинениям Феодосия Печерского в древнерусской литературе оказались произведения митрополитов-греков Георгия (XI в.) и Никифора (XII в.).

Из древнерусских книжников - сочинения Нестора, отдельные места из Повести временных лет, авторство которых современные исследователи приписывают одному из учеников Феодосия, а также сочинения Кирилла Туровского.

В 1091 г. состоялось перезахоронение мощей Феодосия Печерского: из пещеры их перенесли в церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1108 г Феодосий Печерский был канонизирован. Дни памяти: 3 (16) мая и 14 (27) августа.

Преподобный Антоний Печерский

— великие подвижники земли русской с древних времён почитались не только в своём монастыре, но и во всей Руси, куда только доходила слава Печерской обители, и где несли свое настоятельское и архиерейское служение многочисленные постриженики этой колыбели русского монашества.

Однако, если житие преподобного Феодосия сохранилось в составе целого ряда рукописных сборников, древнейший из которых, Успенский, восходит к концу XII в., то житие преподобного Антония по неизвестным на сегодня причинам было утрачено ещё в древнерусский период и сохранилось лишь фрагментарно в составе иных письменных памятников, например: жития преп. Феодосия, Повести Временных лет (далее - ПВЛ), а также ряда позднейших летописей XVII века (напр.: Густынской, Архангелогородской).

Таким образом, главным источником жизнеописания преподобного Антония служит Сказание чесо ради Печерский монастырь назвася , содержащееся в составе ПВЛ и написанное Печерским иноком преподобным Нестором Летописцем.

Так, преподобный Нестор сообщает, что юноша Антипа, родом из города Любеча (ныне: в Черниговской обл.), отправился на Афон (Греция), где принял ангельский образ (великую схиму) с именем Антония в одной из афонских обителей.

Вероятнее всего, этим новым домом русского инока стал монастырь Эсфигмен. Это была так называемая особножительная обитель (по-греч. - идиоритмия ), где иноки, в зависимости от своего духовного опыта, подвизались на значительном расстоянии друг от друга, даже не общаясь между собою, лишь окормляясь у одного старца-игумена.

В воскресные дни и праздники они собирались вместе в монастырской церкви для Божественной Литургии и соборно вкушали праздничную трапезу. Именно такой тип безмолвного монашества, по сути отшельничества, со всем присущим ему молитвенным деланием и принёс на Русь преподобный Антоний с далёкого Афона, получив от игумена благословение вернуться в родную землю. Произошло это около 1028 г. в правление великого князя Ярослава Мудрого (†1054).

На Руси, особенно в Киеве, к тому времени было уже несколько монашеских обителей, но, как пишет преп. Нестор, среди множества монастырей в околицах древнего Киева Антоний не нашел ни одного, с которым бы решился связать свой отшельнический подвиг и благословение афонского игумена. Много монастырей поставлено от князей и бояр, но не таковы они, каковы поставлены слезами, пощением и молитвою .

Первоначально преподобный поселился в пещерке на Берестовой горе. По преданию, в этой пещерке (так наз. Варяжской) ранее подвизался некий священник Илларион, возможно, тот самый, что впоследствии был поставлен митрополитом Киевским и прославился в истории благодаря знаменитому Слову о Законе и Благодати , выдающемуся памятнику древнерусского проповеднического искусства. Но преподобный Антоний не был проповедником, он был просто безмолвником и тихим тружеником молитвы. Это и привлекло к нему таких же как и он искателей безмолвия.

Вскоре вокруг него начала собираться братия, среди которых были великие Никон, Варлаам и Феодосий. Когда братия окрепла и познала тернистый путь монашеского подвига, преподобный Антоний, стремясь к совершенному безмолвию, поставил братии в игумена преподобного Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору (ныне: «Ближние» пещеры), где подвизался по-прежнему в трудах уединения до самой своей смерти.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, особенно в игуменство преподобного Феодосия (†1074), в пещерной церковке стало слишком тесно.

Тогда преподобный Антоний, согласно Печерскому преданию, благословил постройку деревянной церкви на горе. Как сообщает об этом лаврский Патерик: Заложиша церковь велику и монастырь оградиша столпием и келиа поставиши многы, и церковь украсиша иконами; и оттоле нача зватися Печерский монастырь . Так получила свое начало «Небеси подобная» церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, долгие столетия остававшаяся одной из величайших святынь русского Православия.

С 1069 года преподобный Антоний некоторое время (вероятно, несколько лет) пребывал в Чернигове, где также основал пещерный монастырь на Болдиных горах (ныне известный как Троицко-Ильинский).

Утраченное древнейшее житие, по-видимому, унесло с собою в лету и ответ на вопрос: что же заставило затворника оставить свой затвор и вновь отправиться в странствие? Совпадение даты возвращения князя Изяслава в Киев с датой оставления его преподобным Антонием даёт повод предположить некую связь между этими событиями.

Как известно, в результате княжеских междоусобий годом ранее князь Изяслав был изгнан из стольного града, и киевские бояре посадили на престол князя Всеслава Полоцкого. Однако через год Изяславу удалось вновь воцариться в Киеве.

Не исключено, что преподобный Антоний благоволил князю Всеславу и вынужден был удалиться из Киева после переворота, возможно, будучи даже изгнан разгневанным князем (в то же время и Никон вынужден был бежать под угрозой ареста со стороны Изяслава в Тмутаракань (Крым); позднее известен даже случай пыток князем Мстиславом Печерских иноков).

Так или иначе, но в 1073 г. княжеская распря возгорелась с новой силой и Изяслав вновь вынужден был бежать из Киева, а престол занял его брат Святослав. Вполне вероятно, что именно это и дало возможность преподобному Антонию вернуться в Печерскую обитель, чтобы сотворить там последнее свое начинание - благословить закладку Великой Печерской церкви и с миром отойти в вечные обители.

Итак, по истечению почти 40 лет труднического подвига в Печерском монастыре, преподобный преставился в 1073 году (согласно Печерской традиции день преставления празднуется 10/23 июля).

Благочестивая русская традиция сохранила за преподобным Антонием эпитет начальника всех русских иноков. Хотя, как уже упоминалось выше, ко времени прихода преподобного с Афона на Русь в Киеве уже были княжеские патрональные монастыри (летопись упоминает три таких монастыря), но именно с безмолвнических подвигов преподобного Антония берёт своё начало то русское монашество, которому суждено было сыграть особую историческую роль в путях русской святости и всей нашей культуры в целом (и не только древней). Дело в том, что именно Печерская обитель стала образцом и примером для прочих монастырей в Древней Руси (особенного в XI-XIV вв.).

Более всего архиереев в древнейший период истории нашей Церкви были постриженниками именно Киево-Печерского монастыря, неся во все уголки Руси дух обители преподобных Антония и Феодосия. Именно был введён монашеский устав по примеру Студийского общежительного монастыря, но ещё более преподан личный пример общежительного подвига, глубочайшего смирения и неустанного иноческого труда.

И хотя не Антониев, а Феодосиев тип монашеского делания был воспринят и получил распространение в Русской Церкви, но вспомним, что именно к преподобному Антонию пришёл юный Феодосий учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. В конце концов, именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.

Таким образом, преподобного Антония Печерского по праву можно назвать родоначальником русских иноков, отцом русского монашества.

Память преп. Антония совершается 20 мая / 23 июля (день преставления - согласно разным святцам, одинаково принятым сегодня), 15 сентября (преп. Антония и Феодосия) и 11 октября (Собор преподобных Киево-Печерских, в «Ближних» (Антониевых) пещерах почивающих) (даты по нов. стилю), 2-я неделя Великого поста (Собор всех Печерских святых).

На Руси

Родился в Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к году.

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске , куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины , ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги , но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев , где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около - гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря , который и был положен в основание жизни в Печерской обители . Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги .

Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава , который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь ().

3 мая г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере , в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в г. В г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Творения

Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божиих" и "тропарных чашах", два послания к вел. князю Изяславу ["о вере крестьянской и о латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна - "за вся христианы", другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).

Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец , ни печерский Патерик , занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божиих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими прп. Феодосию.

Литература

  • Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перев. на совр. яз. пр. Филаретом в "Зап. Акд. Наук", 2 отд., кн. II, вып. 2, 1856). См. проф. Голубинский, "История русской церкви" (1901);
  • пр. Макарий, "История русской Церкви" (1868);
  • M. Погодин, "Св. Игумен Феодосий" ("Москвитянин", 1850, кн. 23);
  • акад. С. Шевырев, "История русской словесности" (СПб., 1887, изд. II, ч. II);
  • Н. И. Петров, "Источники поучения преп. Ф. Печерского о казнях божиих" (в "Трудах Киев. Дух. Акад." за 1887 г., т. II - "Археологические заметки");
  • Н. К. Н. (Никольский), "Памятники древнерусской учительной литературы" (1894, вып. 1);
  • В. А. Чаговец, "Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения" (1901);
  • еп. выборг. Антоний, "Из истории христианской проповеди" (1892);
  • проф. Максимович, "Лекции по истории древнерусской словесности" (1839, кн. I);
  • Ал. Востоков, "Описание русских и словенских рукописей Румянц. музеума", № CCCCVI;
  • Яковлев, "Памятники древнерусск. письм. ХII-XIII вв.";
  • митр. Евгений, "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российск. церкви" (СПб., 1827, изд. II, т. II);
  • рукописные сборники Киево-Печерской лавры №№ 47 и 48.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.