Немаловажным вопросом при заключении сделок с новыми партнерами в сфере бизнеса является проверка контрагента на добросовестность.
Собранная информация о деятельности пока еще не знакомой организации поможет предупредить предпринимателя, избавив его от необходимости вложения денег в сомнительные проекты.
Вопрос особой важности
На сегодняшний день существует множество неблагонадежных организаций, которые называют однодневками. Именно они и способны нанести ущерб второй стороне договора. При этом государство недополучит налоги, а у добросовестного бизнесмена возникнут проблемы в виде огромного количества вопросов со стороны контролирующих организаций. Впоследствии это выливается в доначисление налогов, отказ от возврата сумм НДС, а также чревато наложением немалых штрафных санкций.
Проверка контрагента на добросовестность не является обязанностью предприятия. Законодательными актами подобная процедура не предусмотрена. Однако для каждого бизнесмена будет все же разумнее и безопаснее уделить некоторое время сбору информации о своих партнерах. Из этого можно сделать вывод о том, что проверку контрагента на добросовестность можно считать делом обязательным. При проведении подобной процедуры всегда появится возможность доказать контролирующим органам, что компания перед оформлением сделки проявила осмотрительность. Ведь, исходя из примеров практики, становится понятно, что одинаковый уровень ответственности возлагается на фирмы, которые намеренно вступили в отношения с организацией-однодневкой, и на те, которые не узнали об ее недобросовестности заранее, и не предприняли необходимые меры предосторожности.
Основные признаки неблагонадежности
Практический опыт работы контролирующих органов позволил выявить некоторые критерии, согласно которым может быть дана оценка недобросовестности контрагента.
Так, основными признаками неблагонадежности нового партнера могут служить:
Юридический адрес компании, находящийся в месте, где располагается большое количество иных субъектов хозяйствования, или в жилых помещениях (например, в квартирах);
- наличие картотеки, указывающей на большую задолженность перед бюджетом;
- дата государственной регистрации, которая проводилась незадолго до предложения о заключении договора.
- наличие у фирмы единственного учредителя, который, к тому же, является ее директором и главным бухгалтером, ведь в таком случае возможно, что этот человек - участник и внушительного количества других организаций, у которых имеется большая задолженность по уплате налогов в бюджет;
- проведение реорганизации в виде слияния фирмы с другим обществом или изменение ее местонахождения;
- возникающие сомнения в подлинности поставленных директором и главным бухгалтером подписей в первичных документах и на договорах.
При обнаружении всех или только нескольких описанных выше признаков представитель налоговых органов особенно внимательно рассматривает законность оформления некоторых документов, в частности, счетов-фактур, данные из которых служат для производства налоговых вычетов по НДС.
Самостоятельное определение рисков
Разумеется, дожидаться проверки контролирующих органов предприятиям не стоит. Каждый из плательщиков имеет право воспользоваться теми критериями, которые позволяют наиболее эффективно провести проверку контрагента на добросовестность.
Существует приказ ФНС № 93-06-333 от 30.05.2007 г., который содержит пояснения о том, при каких условиях можно считать, что налогоплательщик проверил своего потенциального партнера на благонадежность. Обезопасить себя от претензий финансовых органов и гарантировать исключение рисков для своего бизнеса позволит применение достаточно большого количества способов. Рассмотрим их подробнее.
Алгоритм проверки
Система проверки контрагентов на предприятии должна быть упорядочена. Для этого издают локальный акт, назначают ответственных, а также предусматривают все критерии, подлежащие рассмотрению. Например, из этой процедуры можно исключить те организации, которые работают на российском рынке уже давно и заслужили надежную репутацию. Целесообразность проводимых проверок может быть ограничена суммой, а также периодичностью сделок.
Одной из обязательных процедур является запрос таких копий документов для проверки контрагента:
Свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию фирмы;
- устава;
- выписки из ЕГРЮЛ;
- приказа о назначении лиц, ответственных за заключение договоров.
При заключении сделок строительного подряда актуальным документом явится лицензия на осуществление подобной деятельности. Необходимо также убедиться в том, что партнер не принимает участия в судебных разбирательствах. Подобную информацию можно получить, зайдя в картотеку арбитражных дел, которая имеется в свободном доступе и располагается на ресурсе ВАС РФ. Для проведения такой проверки достаточно ввести в поисковую строку наименование потенциального партнера и его ИНН. Если фирма фигурирует в каких-либо делах, то их список будет выведен на экран.
Для уверенности в проведении сделки необходимо убедиться и в том, что в отношении потенциального партнера не ведется исполнительное производство. Такую информацию можно получить на портале ФСПП РФ. Проверить, таким образом, можно не только юридические лица, но и ИП.
Еще одним шагом при определении добросовестности контрагента является получение информации о том, что в отношении потенциального поставщика или покупателя не проводится процедура банкротства. Такие сведения могут быть получены из Единого федерального реестра, содержащего в себе факты деятельности всех субъектов хозяйствования РФ. Здесь же может быть найдена и другая весьма полезная информация, которая позволит создать общую картину о контрагенте, например, стоимость его чистых активов.
Перед заключением договора необходимо убедиться в том, что у партнера по бизнесу имеются все необходимые лицензии. Как получить такую информацию? Для этого необходимо зайти на сайты соответствующих органов, выдающих разрешения на осуществление того или иного вида деятельности.
Перед подписанием договора следует также ознакомиться с данными, содержащимися в годовой отчетности контрагента. Такая информация открыта для любой из заинтересованных сторон. Стоит только иметь в виду, что прохождение такой процедуры потребует возмещения расходов на копирование документов.
Проверка юридического лица по ИНН
Получение сведений с помощью данного способа доступно всем желающим. Проверка контрагента по ИНН осуществляется онлайн. Для этого используются следующие базы данных:
Сайта Министерства доходов;
- реестра плательщиков налога на добавленную стоимость, где можно сверить реквизиты партнера;
- реестра, содержащего аннулированные свидетельства НДС;
- реестра свидетельств единого налога.
Существуют также отдельные специальные сервисы, которые предоставляет налоговая инспекция. Проверка контрагента на них осуществляется при введении ИНН в соответствующую строку. Результат выдается мгновенно.
Кроме того, проверка контрагента по ИНН может проводиться с использованием следующего:
Базы предприятий экспортеров;
- системы комплексного раскрытия имеющейся информации участниками фондовых рынков.
Интернет-источники, на которых можно проверить контрагента на добросовестность бесплатно, существуют не только для России. Имеются они для Украины и для многих других зарубежных стран. Найти такие ресурсы в сети не составит особого труда. Например, в США подобные сайты есть для каждого штата страны. На них и могут быть получены соответствующие сведения о контрагенте.
Кроме проверки партнера в налоговой в Интернете могут быть найдены и частные «черные списки», в которые внесены недобросовестные компании и фирмы-должники.
Для того чтобы окончательно убедиться в благонадежности контрагента, можно также купить его кредитную историю в специальном бюро или заняться поиском информации на сайтах и форумах, где имеются отзывы и обсуждения о работе с данной компанией. Но не стоит забывать о том, что компания-однодневка способна создать фиктивные сайты или оставлять позитивные отзывы о своей работе на других ресурсах. Источник информации при проверке контрагента на добросовестность должен заслуживать доверия.
Проверка ИП по ИНН
Нередко в качестве контрагента при заключении сделки выступает не компания, а частный предприниматель. Проверить его по ИНН еще проще, чем фирму. Необходимо запросить у ИП копию свидетельства, подтверждающую государственную регистрацию, и документы, свидетельствующие о его постановке на учет. Перед подписанием договора необходимо также удостовериться в законности явившегося лица, а также в наличии у него полномочий на подписание документов.
Запрос в ФНС
Для предоставления информации о потенциальном партнере по бизнесу можно обратиться в налоговую. Это также явится проявлением осмотрительности.
Выдача сведений о субъектах предпринимательской деятельности, не входящих в разряд налоговых тайн, является обязанностью контролирующих органов.
Возможности ресурса ФНС
Для проверки потенциального партнера существует специальный сервис. Создала его ФНС России. «Проверь себя и контрагента. Налог. ру» - такое название носит данный ресурс. Он предоставляет для предприятий широкие возможности. Так, контрагента можно проверить по ОГРН, ИНН, месту нахождения, а также наименованию. Для этого необходимо зайти на сайте ФНС России «Проверь себя и контрагента. Налог. ру» в раздел, который носит название «Электронные сервисы». Именно здесь и может быть осуществлена проверка потенциального партнера по разным направлениям. Прежде всего ресурсом предоставляются сведения, которые содержатся в ЕГРЮЛ. Проверка контрагента при этом может быть проведена при вводе его ИНН, юридического адреса, региона нахождения или наименования. При проверке ИП может быть введена только фамилия предпринимателя.
С помощью сайта ФСН осуществляется быстрая проверка контрагентов. Ввод правильных данных позволит увидеть дату регистрации, место нахождения, ОГРН, ИНН, а также выяснить, не внесена ли запись о прекращении деятельности данного субъекта хозяйствования. Ресурс позволяет также проверить юридический адрес контрагента на «массовость».
На основании полученных данных может быть составлено заключение проверки контрагента с проведением анализа сроков ведения им деятельности, ее видов, а также получено общее представление об опыте потенциального партнера и наличии у него необходимых лицензий, о возможной дисквалификации, то есть о лишении права заниматься той или иной деятельностью, и прочая важная информация.
Выписка из ЕГРЮЛ
Каким образом может быть осуществлена проверка контрагента? ЕГРЮЛ предоставляет сведения о регистрации субъектов хозяйствования. Если потенциальный партнер ко всем собранным им документам подложит недавно полученную выписку, подтверждающую, что он состоит на государственном учете, то это также явится основанием для того, чтобы считать его благонадежным. Кроме того, по данному документу могут быть проверены реквизиты контрагента, которые он указывает в договорах.
Подобная выписка может быть как предоставлена самим партнером, так и получена в налоговом органе или на соответствующем ресурсе.
Проверка счетов в банке
Подобная процедура позволит получить дополнительную информацию в тех случаях, когда проводится проверка контрагента. Счета в банке не должны быть:
Заблокированными ФНС;
- не иметь каких-либо ограничений.
Для того чтобы убедиться в том, что счет не является заблокированным, достаточно зайти на специальный сервис ФНС и ввести ИНН контрагента, а также БИК обслуживающего его банка. Выяснить о наличии каких-либо ограничений по счету удается не всегда. Одни банки подобный сервис уже создали. У других он пока отсутствует.
Прочие способы проверки
Помимо получения информации о потенциальном партнере по всем перечисленным выше вопросам, необходимо убедиться в том, что у него:
Не имеется счетов в сомнительных кредитных учреждениях;
- существуют все необходимые условия для выполнения договорных обязательств, такие как торговые точки, склады, транспорт и т.д.;
- есть возможность выполнить заказ на пробную, небольшого объема партию товара.
Кроме всего прочего, понадобится узнать, действителен на момент подписания договора паспорт руководителя. Для этого необходимо посетить сервис Федеральной миграционной службы РФ.
При составлении представления о потенциальном партнере важно понимать, что единственный критерий недобросовестности контрагента обычно не приводит к тому, что компания лишается налоговых льгот. Ну а если такие признаки существуют в совокупности, то даже решение суда будет принято не в пользу организации.
Для назначения выездных проверок налоговики используют критерии оценки налогового риска предприятия , показатели рентабельности налогоплательщика и налоговой нагрузки на его бизнес. Эти сведения являются не просто являются открытыми - налоговики даже рекомендуют налогоплательщикам использовать их для самопроверки. Федеральная налоговая служба обновила значения для оценки налоговой нагрузки и рентабельности за 2017 год. Таблицы с числовыми параметрами налоговых рисков были опубликованы на сайте ФНС.
Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов
Проверь СЕБЯ, Какие финансовые показатели точно привлекут внимание инспекторов
Существует документ, с помощью которого налогоплательщик может проанализировать, насколько подозрительной покажется его отчетность налоговикам. Это своего рода ДСП-методичка, только рассекреченная. Документ называется «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».
Кроме того, существует другой документ – приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@. Ниже рассмотрены критерии более подробно.
Уровень налоговой нагрузки отклоняется от среднего значения
Это значит, что налоговая нагрузка (сумма уплаченных налогов, деленная на выручку) ниже среднего уровня по той отрасли, в которой она работает.
Компания получает убыток несколько лет подряд
Речь идет об убытках на протяжении двух лет и более. Для того чтобы избежать чрезмерного внимания инспекторов, убыточным организациям можно выбрать один из двух путей. Либо переносить часть расходов на будущее и показывать в отчетности пусть небольшую, но прибыль. Либо объяснить инспекторам причины убытка.
Значительные вычеты по НДС
Это означает, что удельный вес вычетов по НДС в сумме начисленного налога за 12 предыдущих месяцев превышает 89 процентов. К этому критерию можно высказать те же претензии, что и к нормативу налоговой нагрузки.
Расходы растут быстрее доходов
Инспекторы сравнивают, как быстро растут расходы компании по отношению к ее доходам. Причем сравниваются отдельно данные бухгалтерского и налогового учета. А потом их сопоставляют. Если темпы роста бухгалтерских и налоговых расходов не совпадают, то компания может оказаться в числе кандидатов на проверку.
Зарплата ниже среднего значения по отрасли
Низкие зарплаты – одна из любимых тем комиссий налоговых органов. Инспекторы берут фонд оплаты труда в организации и делят на количество работников. Полученную величину сравнивают со средней зарплатой по отрасли. В зоне риска – те компании, у которых она ниже.
Налогоплательщик не раз мог потерять право на спецрежим
Чтобы применять упрощенную систему, платить ЕНВД или сельхозналог, организация или предприниматель должны не превышать пределы, определенные в соответствующих главах Налогового кодекса РФ. Скажем, у «упрощенщика» остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов в бухучете не должна превышать 100 000 000 руб.
Так вот, подозрителен налогоплательщик, работающий на спецрежиме, у которого тот или иной показатель приближается к предельному нормативу менее чем на 5 процентов два раза в год или чаще.
Расходы предпринимателя приближаются к его доходам
Этот критерий только для предпринимателей. По замыслу ФНС России подозрительны те из них, у кого доля профессиональных вычетов в общей сумме доходов превышает 83 процента.
Компания работает с перекупщиками и посредниками
Несмотря на то, что в названии восьмого критерия речь идет только о работе с перекупщиками и посредниками, на деле он касается всех подозреваемых в необоснованной налоговой выгоде. Иными словами, данному критерию отвечают все те компании, у которых обнаружится тот или иной признак из перечисленных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Налогоплательщик не дает пояснений инспекторам
Совет Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта. |
9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).
При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).
И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).
Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:
- не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
- не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
- не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).
Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).
Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).
Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).
Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).
Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.
Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).
Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).
Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).
В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.
Каждый бизнес неизбежно сталкивается с необходимостью проверки своих партнеров по бизнесу. Перед тем, как заключить договор, а тем более отправить предоплату, сделаем все возможное, чтобы проверить, что собой представляет наш контрагент (по ИНН, например): действительно ли он существует? кто подписывает договор? как долго компания на рынке? знают ли эту компанию?
В более частном случае бухгалтер сталкивается с необходимостью иметь подтверждение своей осмотрительности в случае налоговых проверок, даже при том, что Налоговый кодекс прямо не диктует такой обязанности.
Самый простой первый шаг - проверить контрагента по ИНН на сайте Налоговой бесплатно. Онлайн проверка так и называется «Проверь себя и контрагента» (nalog.ru). Этот способ дает возможность посмотреть выписку о фирме из ЕГРЮЛ по ИНН. Как показывает практика, это хорошо, но совершенно недостаточно для того, чтобы проверить фирму полноценно и обезопасить свой бизнес как от мошенников, так и от претензий со стороны контролирующих органов.
Мы расскажем вам все тонкости и детали проверки компаний: как и что проверять, достаточно ли проверить компанию по ИНН, с помощью каких платных и бесплатных возможностей это сделать.
Проверка контрагента - инструменты:
Проверка контрагента — подробная справка
Что означает «проверить контрагента»?
На сайте Налоговой службы и в специальных программах можно собрать и проанализировать документальную и иную информацию о партнере по бизнесу. Такие действия позволят определить, насколько добросовестно ведет бизнес ваш партнер.
Кто этим должен заниматься?
В организации налоговая проверка контрагента по ИНН обычно осуществляется сотрудниками юридического отдела или отдела экономической безопасности. Если в организации нет такого отдела, то проверка контрагентов (по ИНН на сайте ИФНС, например) — обязанность лица, заключающего договор.
Зачем нужна проверка контрагента по ИНН на сайте Налоговой службы или в платной программе?
Существуют различные причины, оправдывающие необходимость этой деятельности. Сюда можно отнести риски финансово-хозяйственной жизни: риск непоставки товара, поставки некачественного товара, несвоевременной поставки товара и т.д., вплоть до мошеннических схем.
Мы также обязаны помнить, что любая сделка подлежит налогообложению. В ФНС не раз подчеркивали, что ответственность за выбор компании, с которой сотрудничать, лежит целиком на организации. Возможные в связи с таким выбором последствия — это предпринимательский риск организации. Например, налоговики при проверке могут исключить сомнительную сделку из расходов или не принять к вычету НДС. Чтобы избежать таких неприятностей, проще заранее проверить фирму по ИНН на сайте Налоговой службы, получив выписку из ЕГРЮЛ (налог.ру).
Государством не установлено ни формальной обязанности по проверке компаний при заключении контрактов, ни тем более критериев такой процедуры, списка необходимых действий, минимального пакета документов.
В Налоговом кодексе нет понятий, как «проверка контрагента» или «недобросовестность налогоплательщика». Между тем, существует п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в котором сказано: «Выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности…». После этого государство фактически возложило на бизнес обязанность проверять своих партнеров, и практикующий бухгалтер постоянно сталкивается с необходимостью найти контрагента по ИНН на сайте налоговой, а затем проверить, «чем он дышит».
Обычаи делового оборота
Уже много лет организации должны сначала проверить контрагента по ИНН (Федеральная налоговая служба позволяет это сделать бесплатно), а затем документально подтвердить проведение такой проверки. За это время сформировался самый часто запрашиваемый пакет документов:
- копия Устава;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о регистрации;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговую;
- письмо из статистики с кодами;
- документы, подтверждающие полномочия лица, с которым подписывается договор, например, доверенность и копия паспорта.
Обратите внимание, что проверка факта занесения сведений в ЕГРЮЛ и получение документа, подтверждающего полномочия лица на подписание документов с точки зрения Минфина свидетельствуют о должной осмотрительности (письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177).
Кроме этого, в зависимости от деятельности, могут быть запрошены:
- карточка организации;
- выписка из штатного расписания (если для выполнения работ требует узкий специалист);
- лицензии с приложениями к ним, необходимые разрешения;
- справки из ФНС об отсутствии задолженности;
- копии бухгалтерской и налоговой отчетности за прошедший период с отметкой ФНС;
- копия договора аренды (офиса, склада и т.п.).
Гораздо реже, но уже есть прецеденты, когда запрашиваются:
- аналитические записки (т.е. краткое резюме компании о выполнении похожих проектов);
- рекомендательные письма (обычно, запрашивают банки);
- аудиторское заключение;
- и даже выписка по расчетного счету на последние месяц-квартал-год.
Общедоступные источники информации
Действуя самостоятельно, стоит воспользоваться источниками информации:
- запросите выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно на своего партнера;
- проверьте, если у него сайт;
- отправьте запрос в инспекцию ФНС в свободной форме о добросовестности налогоплательщика;
- проверьте, не зарегистрирован ли он по адресу «массовой регистрации», на сайте ФНС;
- можно проверить себя и контрагента в одноименном сервисе ФНС на сайте «проверь себя и контрагента» nalog.ru (первоначально понадобится проверка ИНН на сайте налоговой);
- проверьте его по «Вестнику государственной регистрации», не начал ли он процедуру ликвидации или реорганизации;
- поищите паспорт единоличного исполняющего органа на сайте МВД, чтобы выяснить, не утерян ли он был какое-то время назад;
- на сайте лицензирующего органа можно проверить данные лицензии;
- на сайте ВАС РФ и других судов, можно узнать участвовала ли компания в судебных разбирательствах;
- забейте название интересующей вас компании и фамилию, имя, отчество директора в любой поисковик и просмотрите все упоминания о них.
Какие организационные меры должны быть приняты в компании, чтобы быть защищенными от недобросовестных контрагентов?
Каждая компания самостоятельно решает степень возможного риска при заключении договоров и принимает соответствующие организационные меры. Обычно назначается ответственный за данную процедуру человек, а сама процедура регламентируется внутренним Положением или Регламентом действий по проверке контрагентов. Как минимум, в каждой организации проводится проверка контрагента на сайте налоговой по ИНН бесплатно.