Приключения желтого чемоданчика жанр тема главная мысль. Приключения желтого чемоданчика смотреть онлайн

Филиппов Арсений

Презентация прочитанных книг под девизом "Прочти, не пожалеешь!" появилась на наших уроках внеклассного чтения благодаря конкурсу "Свет книг не гаснет в нашем доме". Теперь ребята сами выступают с презентациями и предлагают одноклассникам: "Прочти, не пожалеешь!" Очень эффективный прием для привлечения детей к чтению книг. Очень живо захватило ребят желание прочесть и ничуть не меньше - рассказать о прочитанном.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Арсений Филиппов 3 «Б» класс Гимназия №3 Руководитель Шкробор Маргарита Юрьевна

История моего знакомства с этой необыкновенной книгой самая обыкновенная. Однажды я с родителями зашёл в книжный магазин. Среди множества книг, лежащих на полках, больше всего моё внимание привлекла одна из них. У неё не только были красивая обложка и яркое оформление, но и интересное название «Приключения жёлтого чемоданчика». Мне сразу захотелось её прочитать, чтобы узнать об этих приключениях. Когда я начал читать эту книгу, то не мог от неё оторваться, с каждой страницей она всё больше и больше затягивала меня в продолжение своей истории.

Хочу сказать также немного слов об авторе этой книги. Её написала известная писательница Софья Леонидовна Прокофьева, которая родилась в Москве в 1928 году. «Приключения жёлтого чемоданчика» была одной из первых сказок Софьи Леонидовны Прокофьевой. На идею этой книги писательницу натолкнул реальный случай из её жизни. По пути в Прибалтику с ней ехал сосед с таким же жёлтым кожаным чемоданчиком, какой был и у неё. В какой-то момент он открыл чемоданчик, а там оказались её вещи - чемоданчики были перепутаны. Они посмеялись и подумали, что как могло бы быть забавно, если бы он увёз её книги и рукописи, а она увезла бы приборы, которые были в чемоданчике соседа. Так у неё появилась идея написать историю жёлтого чемоданчика.

Один мальчик, которого звали Петя, был таким трусливым, что даже не пил газировку, потому что она шипит. Поэтому его мама решила обратиться к доктору, у которого были конфеты для храбрости.

Однако, по дороге к Петьке он случайно перепутал свой чемоданчик с лекарствами с таким же чемоданчиком верхолаза –электросварщика Валентина Ведёркина. Нужно было отправляться искать свой чемоданчик - если хоть одну конфету съест обычный человек, он станет чересчур храбрым, и тогда он может совершить что-то опасное. И доктор с Петькой отправились на поиски.

К кому же попали эти конфеты настоящей храбрости? Сначала их нашла в «чемоданчике внука» бабушка Ведёркина Анна Петровна. Посмотрите на эту бабушку, лезущую по водосточной трубе – как вы думаете, что же произошло? Правильно, она съела конфеты настоящей храбрости. Но не все, она съела только две или три конфеты, а остальные она отдала своему соседу лётчику. Конфеты «убегали» от своих преследователей.

А тем временем доктор и Петька нашли дом, где жили Ведёркины, но конфет у Анны Петровны уже не было. Петьку отправили во двор искать грустную девочку Тому – дочку лётчика, которому Анна Петровна отдала конфеты.

Когда же Петька нашёл Тому и вернулся с ней в квартиру Анны Петровны, там уже никого не было. Они взяли чемоданчик доктора и решили сами найти Томиного отца, которому Анна Петровна отдала конфеты. И они поехали на аэродром, где он работал.

По дороге на аэродром Петьке пришлось научиться лазить по заборам и давать сдачи хулиганам. Он перестал быть трусливым. Вместе с Томой они отыскали её отца, но конфеты он не ел, а отдал своему приятелю – укротителю зверей, но только и не он съел оставшиеся конфеты. А кому же всё-таки достались эти конфеты и как закончились эти приключения вы узнаете, прочитав эту книгу!

Мне эта книга очень понравилась, потому что она не только очень весёлая и смешная, полна невероятных событий и приключений, но и поучительная, она рассказывает о том, как можно стать храбрым без всяких лекарств. Я рекомендую всем её прочитать.

В этой статье предлагается краткое содержание по главам сказочной повести Софьи Прокофьевой ««.

Глава 1. Детский Доктор

Жид на свете Детский Доктор. Днем он работал в поликлинике и лечил детей, а по вечерам и по выходным дням писал книгу «Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки». Детский Доктор лечил самые разнообразные заболевания у детей, в том числе и грусть, болтливость, страх. В тот солнечный выходной день Детский Доктор хотел закончить 7-ую главу своей книги, но не стал, т.к. к нему в дверь постучала мама с очень грустными глазами. Она пожаловалась на трусость своего сына Пети девяти лет. Мальчик боялся на улице кошек и собак, боялся пить газировку, т.к. она шипит, ему было страшно есть даже суп из глубокой тарелки. Мама сказала доктору, что прийти к нему на прием с Петей невозможно, т.к. Петя боится врачей и таблеток. Тогда Детский Доктор согласился пойти к Пете домой, планируя также зайти к девочке Томе, заболевшей грустью. Он завернул в розовый фантик лекарство от страха. Поэтому оно стало похоже на вкусную конфету. Детский Доктор взял с собой желтый чемоданчик, предварительно положив в него конфеты от трусости, и вместе с Петиной мамой вышел на улицу. На улице стояла огромная вышка. На ней работал молодой человек. Когда он спустился вниз, Детский Доктор похвалил его за отвагу, т.к. по его мнению нужно было обладать очень большой смелостью, чтобы работать на такой высоте. Доктор решил пожать руку смелому молодому человеку и поэтому поставил на землю свой желтый чемоданчик с лекарствами и инструментом. Молодой человек тоже держал в руках желтый чемоданчик и, чтобы протянуть руку Доктору, вынужден был его поставить на землю. Мужчины пожали друг другу руки. В этот момент подъехал нужный Детскому Доктору автобус и Петина мама сообщила ему об этом. Деткий Доктор схватил желтый чемоданчик с земли и направился к остановке.

Глава 2. Трусливый мальчишка.

Когда Детский Доктор вошел вместе с мамой Пети в дом, то Доктор заметил, что в очень хорошо освещенной солнцем комнате горит люстра, настольная лампа, светильник и даже фонарик. При этом сам Петя находился под кроватью. Мама попросила Петю выбраться из под кровати. Детский Доктор осмотрел Петю и выписал 100 гр. конфет «Настоящая храбрость», а маму отпустил на работу, заверив, что как только Петя съесть лекарство, то тут же станет здоров и обретет смелость. Мама обрадовалась и убежала на работу. Детский Доктор открыл желтый чемоданчик и обнаружил, что это не его чемодан. Доктор тут же представил, что будет со смелым молодым человеком, если он съест хотя бы чуть-чуть конфет «Настоящая храбрость». Чтобы не случилось беды, Доктор решил немедленно разыскать этого смелого Валентина Ведеркина. Имя молодого человека Детский Доктор узнал из надписи на книге, что лежала в чемодане электросварщика. Петя очень испугался, что останется один. Поэтому Доктор вынужден был взять Петю с собой.

Глава 3. Валентин Ведёркин и его бабушка.

Валентин Ведёркин не открывал свой чемоданчик. Поэтому он не знал, что это чемоданчик Доктора. Он собирался в кино. Его бабушка, очень добрая и милая старушка по имени Анна Петровна, была сильно озадачена текущей крышей и успела пожаловаться внуку на пятно на потолке. Валентин предложил свои услуги по переговорам с управляющим домом. Но Анна Петровна не любила шума и считала, что ее внук слишком горяч. Она выпроводила внука в кино, заявив, что сама поговорит. Но ей не хватило смелости. Она временно отложила проблему и решила навести порядок в желтом чемоданчике внука. В нем она обнаружила кулек с незнакомыми ей конфетами. Она тут же съела одну, а потом еще одну… Анна Петровна почувствовала прилив смелости. Она тут же пригласила своего соседа летчика выпить чаю и поговорить о его дочке Томе, что заболела грустью в момент заболевания своей мамы. И хотя мама Томы уже выздоровела, девочка по-прежнему грустила. Анна Петровна решила угостить соседа и насыпала летчику целую горсть конфет. Летчик сказал, что сегодня он отправляется в полет и не может более задерживаться за чаем и ушел. Анна Петровна тут же решительно отправилась к управдому с проблемой текущей крыши. Но управляющий домом от старушки отмахнулся и порекомендовал ей самой лезть на крышу. Тогда Анна Петровна влезла на водосточную трубу и по ней добралась до крыши. Уже стоя на крыше, она увидела как побледнел управляющий домом.

Глава 4. На пожарной лестнице.

Детский Доктор вместе с Петей подбежали к дому Валентина Ведёркина. Они сразу заметили большую толпу перед домом. все смотрели на крышу. На самом краю крыши стояла старушка. На пожарной лестнице стоял мужчина с бледным лицом, а чуть ниже его на лестнице стоял дворник. Ниже дворника стоял монтер с большим мотком проволоки. Мужчина с бледным лицом умолял старушку спуститься вниз и обещал сдержать свое слово. Из разговоров в толпе Детский Доктор узнал, что на крыше находится Анна Петровна Ведёркина. Тогда Доктор сразу понял что произошло. Он несколько раз пытался объяснить снизу старушке что к чему. Но она плохо его слышала. Пришлось Доктоу поднять над головой желтый чемоданчик и крикнуть, что это чемоданчик ее внука. Анне Петровне было достаточно этого, чтобы немедленно спуститься. Она по водосточной трубе спустилась с крыши в свою квартиру. Доктор тут же помчался к старушке. Петя едва поспевал за ним. В гостях у Анны Петровны Детскому Доктору стало известно, что она все конфеты отдала соседу, который работает летчиком. Доктор испытал ужас. А Анна Петровна тут же вытворила Петю за дверь, требуя от него немедленно найти во дворе девочку Тому, которая не смеется и не улыбается. Доктор не успел даже возразить, как Петя оказался за дверью.

Глава 5. Грустная девочка.

Петя выбежал в незнакомой двор. Ему было страшно. Возле сарайчика стояли дети: мальчики и девочки. Петя внимательно рассмотрел девочек. Среди них не было грустной девочки. Петя решил убежать за сарай. И тут один из мальчиков поставил Пете подножку. Петя упал, но не стал разбираться. Он ползком свернул за сарай. Там он увидел грустную девочку. Он спросил у Томы где ее папа. Когда Тома поняла, что папе угрожает опасность, она тут же вскочила на ноги. Петя бросился за ней и на ходу предложил прежде отправиться к Детскому Доктору. Дети быстро оказались в квартире Анны Петровны. Но ни ее, ни Доктора в квартире не оказалось. Только на столе стояли два желтых чемоданчика. Тома сказала, что нужно срочно найти папу и поэтому следует бежать на аэродром. А Петя сказал, что в чемоданчике Доктора есть еще какая-то бутылка. Она может быть опасной. Поэтому дети захватили чемоданчик Детского доктора и выбежали из квартиры.

Глава 6. Петька решает больше никогда не реветь.

Петя с трудом поспевал за Томой. С непривычки бывать на многолюдной улице, он то и дело натыкался на людей. Тем временем Тома оказалась возле ревущего малыша. Он кричал, что боится. Петя видел как ужасно выглядел плачущий малыш. В этот момент из булочной вышла мама ребенка, который тут же успокоился и оказался даже красивым. Тут пришел нужный троллейбус и Тома с Петей в него втиснулись. Пете было ужасно страшно. Он никогда еще не ездил в троллейбусе без мамы. Поэтому он задрожал всем телом. Эту дрожь заметила стоящая рядом строгая тетя. Он стала требовать остановки троллейбуса, т.к. по ее мнению Петя болен и ему нужно срочно вызвать скорую помощь. Тогда в разговор вмешалась Тома. Она заявила, что Петя просто очень боится опоздать, поэтому так выглядит. Петя продвинулся к окну подальше от строгой тети. В окно он увидел свой дом и дворик. Он захотел выйти на своей остановке. Тогда Тома удивилась и сказала, что думала, что Петя поедет с ней. Петя чуть не разревелся. Но он вспомнил про малыша возле булочной, стиснул кулаки и решил, что никогда больше не будет плакать.

Глава 7. Очень высокий и очень длинный забор.

Тома и Петя бежали вдоль забора аэродрома. Он был очень длинным. Тогда Петя предложил не бежать до конца забора, а просто перелезть через него. Тома согласилась. Петя с трудом забрался на забор, предложил Томе руку, но не удержался и упал. В этот момент он услышал, что за забором Тома кричит. Петя тут же забрался вновь на забор и увидел, что у Томы какой-то мальчишка пытается отобрать чемоданчик. Петя спрыгнул и попытался защитить Тому. Пете было очень страшно. Но мальчишка с силой толкнул Тому и отобрал чемодан. Тома упала в лопухи и заплакала. Мальчишка обозвал Тому ревой и громко рассмеялся. Тут же его смех поддержали другие мальчики, которых Петя не заметил. Желтый чемоданчик мальчишка отдал ребятам. В этот момент Петя ударил вредного мальчишку. Завязалась драка. Пока дрались Петя и вредный высокий мальчик, другие мальчики открыли желтый чемоданчик. В нем они обнаружили коробочку и бутылку. Из бутылки отпил огромной глоток мальчик с собакой на руках. Этот мальчик до этого момента без умолку что-то говорил. После глотка он резко замолчал. Другие мальчики открыли коробочку. Из нее высыпался порошок и окутал мальчиков. И в тот же момент на них напал приступ смеха. В этот момент вредный мальчишка от Петиного удара упал в лопухи, а его нос смешно распух. Тома с Петей не стали ждать чем закончится хохот мальчишек. Они схватили пустой желтый чемоданчик, перелезли через забор и побежали дальше.

Глава 8. Опять очень высокий и длинный забор.

Вдоль забора бежали Анна Петровна и Детский Доктор. По пути им попались смеющиеся мальчики и когда-то болтливый мальчишка. На вопрос «Где в заборе калитка?» у одних мальчиков была реакция безудержанного смеха, а у когда-то болтливого мальчика реакция стойкого молчания. Детскому Доктору некогда было разбираться с новой проблемой. И они побежали дальше.

Глава 9. На аэродроме.

Дети бежали. Вокруг стояли самолеты. Один маленький самолет поднялся в небо и Тома поняла, что это ее папа. Из ее глаз побежали слезы. Петя тоже смотрел на маленький самолет в небе. И в этот момент на них надвигался огромный грузовой самолет. Дети упали на землю. Им повезло. Самолет успел подняться в небо до того, как раздавить их. К ним тут же подбежал один из летчиков и стал ругаться. Дети смогли уговорить направить их к самому большому начальнику на аэродроме. Большой начальник связался с папой Томы по рации. Он спросил ей ли папа конфеты. Папа ответил, что нет. Начальник сказал, что запрещает ему их есть. Тогда папа Томы ответил, что у него нет этих конфет, т.к. он отдал их своему другу — дрессировщику львов. Тогда Петя и Тома тут же бросились в цирк спасать дядю Федю. Правда на этот раз им выделили автомобиль. Когда машина сворачивала, то можно было бы заметить Детского Доктора и Анну Петровну.

Глава 10. В цирке.

В цирке уже началось второе отделение. Это как раз выступление дяди Феди и львов. Петя и Тома быстро проскочили мимо билетерши. Она погналась за Петей. Она поймала его уже в зале, когда шло представление. Дядя Федя засунул свою голову в пасть к самому большому льву. Но лев не откусил эту смелую голову и номер закончился успешно. Зато следующий номер был на редкость удивительным. Вышла женщина с собачками, а львов дядя Федя стал загонять в клетки. Но большой лев отказался подчиниться ему. Тогда неожиданно собачки набросились на льва. Они его стали кусать и громко грозно лаять. Лев испугался этих маленьких свирепых собачонок. Зрители хохотали. А вместе со зрителями неожиданно засмеялась и Тома.

Глава 11. Всё объяснилось.

Все собрались в комнате дрессировщика: Тома, Петя, Детский Доктор, Анна Петровна, папа Томы, мама Пети и дрессировщица собачек. Она не знала, что конфеты в розовых фантиках являются лекарством и дала их собачкам в качестве награждения. Петя передал Доктору пустой желтый чемоданчик и тогда Анна Петровна с Детским Доктором поняли почему им повстречались излишне веселые мальчики и молчун, который когда-то был ужасным болтуном. Папа Томы похвалил смелость Пети, который по мнению Доктора, вылечился от страха навсегда, а мама Пети похвалила жизнерадостность Томы. Доктор всем немного рассказал о пользе драк среди мальчишек и все закончилось хорошо. Единственное, Анна Петровна предупредила Доктора об опасности от его лекарств. Детский Доктор разумеется с этим согласился и обещал впредь быть намного осторожнее.

Таково краткое содержание сказки-повести Софьи Прокофьевой ««

Правильно понять смысл произведения часто помогает его краткое содержание. «Приключения желтого чемоданчика» - это повесть, которая, на первый взгляд, напоминает сказку, однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что данное произведение сильно отличается от других работ писательницы. Софья Прокофьева прославилась как автор детских волшебных повестей и историй, в то время как рассматриваемое произведение скорее похоже на юмористическую повесть, действие которой развивается в реальном времени с минимальными элементами волшебства и фантазии.

Начало

Главную идею сказки передает краткое содержание. «Приключения желтого чемоданчика» - рассказ, который типичен для сочинений подобного рода. Во вступлении автор знакомит читателя с очень милым и забавным детским доктором, который готовит необычные лекарства - они лечат не физические, а нравственные недуги: трусость, печаль, нерешительность и другие недомогания психологического характера. Все эти удивительные препараты хранятся в его чемодане, который он повсюду носит с собой. Однажды, разговорившись с отважным верхолазом, доктор по ошибке обменялся с ним чемоданами, которые оказались очень похожими. Так началась цепь удивительных происшествий, которая легла в основу сюжета повести.

Завязка

Динамичность сюжета сочинения отражает его краткое содержание. «Приключения желтого чемоданчика» является забавной историей, которая интересна как детям, так и взрослым. Ошибка с чемоданами не была последней: вслед за ней последовала целая серия событий, в ходе которых персонажи были вынуждены совершить необычное путешествие по городу в поисках волшебных лекарств. В произведении можно выделить две сюжетных линии: одна связана с образом детского доктора, а вторая с главными героями произведения - трусливым мальчиком Петей и молчаливой и грустной девочкой Томой. Из-за очередной ошибки конфеты храбрости попали к бабушке Томы, которая, полакомившись ими, вдруг сделалась необыкновенно отважной старушкой, готовой сделать невозможное. Вторая линия посвящена похождениям детей, которые в ходе испытаний преодолевают страх и грусть.

Видео: Два друга (1954) Полная версия

Кульминация

Основную мысль рассказа должно передать его краткое содержание. «Приключения желтого чемоданчика» развивает идею о том, что каждый человек сам способен преодолеть свои психологические комплексы. Тома и Петя самостоятельно, без волшебных конфет подавляют свои недостатки. Ключевыми моментами являются сцены, в которых мальчик, преодолевая свой страх, защищает девочку от хулиганов, а также решается продолжить поиски ради нее, несмотря на то, что сам ужасно боится не только куда-то ехать, но и просто выйти на улицу. Второй важный момент повести – это чрезвычайно забавные моменты, поджидающие доктора и его спутницу, которая вдруг начала проявлять чудеса храбрости, что привело к множеству курьезов.

Характеристика героев

Одной из известных советских писательниц является Софья Прокофьева. «Приключения желтого чемоданчика», краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, пользуется популярностью у читателей, о чем свидетельствует тот факт, что данное произведение было экранизировано в 1970 году. Писательница создала несколько интересных и колоритных персонажей, которые запомнились читающей публике своими выразительными характерами. Доктор, например, забавляет своей неуёмной активностью, оптимизмом, юмором и тем, что никогда не унывает, несмотря на временные неудачи. Краткое содержание рассказа «Приключения желтого чемоданчика» демонстрирует умение автора создавать колоритные образы, знакомые каждому.

Бабушка Томы - пожалуй, один из самых забавных персонажей в повести. Ее смелость и храбрость составляют контраст с ее общественным положением и природным характером. Что касается детей, то за ними интересно наблюдать ввиду того, что именно они эволюционируют по ходу повествования. Если вначале Петя предстает перед читателями трусом, то к концу он становится смелым мальчиком. Тома в конце повести стала веселой и жизнерадостной девочкой.

Повесть и фильм

Произведение пользовалось популярностью у читателей, поэтому оно было экранизировано. Роли главных героев исполнили ведущие советские актеры. В первую очередь следует упомянуть Т. Пельтцер, которая прекрасно воплотила на экране образ бабушки Томы.
Кино следует композиции повести, показывая все основные ее элементы.

Итак, в советской литературе одним из наиболее известных произведений является повесть «Приключения желтого чемоданчика». Краткое содержание книги показывает, что сюжет рассказа может оказаться очень интересным как для взрослых, так и для детей.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Софья Леонидовна Прокофьева

Новые приключения желтого чемоданчика

Глава первая

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ВОВОЙ ИВАНОВЫМ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ

На улице падал снег. Снежинки в воздухе знакомились, прицеплялись друг к другу и хлопьями опускались на землю. Вова Иванов в мрачном настроении шёл в школу.

Уроки у него были, конечно, не выучены, потому что ему было лень учить уроки. А тут ещё мама с утра ушла к своему папе, к Вовиному дедушке, и велела Вове после школы сходить за хлебом.

А Вова был такой ленивый, что ему было не лень только сидеть верхом на заборе, сосать конфеты или просто ничего не делать. А, например, сходить в булочную… Нет, нет, лучше даже не говорите, не напоминайте об этом!

И вот Вова шёл с мрачным видом и глотал снежинки открытым ртом. Это уж всегда так: то тебе на язык падает сразу три снежинки, а то можно пройти десять шагов - ни одной.

Вова широко зевнул и сразу проглотил, по крайней мере, двадцать пять снежинок.

В это время дверь соседнего подъезда приоткрылась и, пугливо озираясь, на улицу вышла Катя.

По правде говоря, Катька была самая славная девчонка в их классе. А может, и во всём городе… Она вся была какая-то необыкновенная, будто из сказки. Хотя на самом деле просто училась в том же классе, что и Вова. Нет, правда, её глаза так светились, словно кто-то насыпал туда драгоценных камешков. А ресницы были даже слишком длинные. Снежинки опускались на них, словно бабочки, и очень долго не таяли.

Но вообще-то Катька была редкостная трусиха и даже в школу боялась ходить одна, без Вовы.

Она увидела Вову, и глаза у неё вспыхнули.

Вместе в школу пойдём? - спросила она.

Ага, - небрежно ответил Вова. - А после школы давай махнём в кино. Хочешь?

Очень хочу, - немного подумав, сказала Катя. - Только если вдвоём. Одна ни за что!

Катя даже зажмурилась - вот трусиха! Вове даже показалось, что она хотела взять его за руку, но не решилась.

А у тебя шапка новая. Хорошая. - Катя посмотрела на Вову своими блестящими глазами.

Подумаешь! Мама вчера купила, - небрежно сказал Вова.

На самом-то деле ему давно хотелось такую шапку. Тёплую, шерстяную. А спереди вышита собачка. Такая славная, а вместо глаз - бусинки. Но если бы Катька захотела, он бы сразу ей её отдал, только бы мама разрешила.

А что Катька трусиха, так это ему даже нравилось. Хуже другое - Катя была отличница, да ещё по всем предметам. А если вдруг получала какую-нибудь тройку, то начиналась целая трагедия, будто на неё по крайней мере наехал поезд. Лично он, Вова, на такие пустяки, на всякие там тройки, даже внимания не обращал. И вообще тройка - не двойка. Это каждый умный человек знает.

Смотри-ка, щенок! - вдруг вскрикнула Катя.

И точно, к ступенькам соседнего магазина робко прижался маленький щенок. Славная псинка! Снизу серенький, а сверху чёрный. Он весь дрожал от холода и страха.

Бездомный, наверное, - прошептала Катя, с жалостью глядя на щенка.

Это овчаркин сын. Точно! - уверенно сказал Вова. - Я в этом разбираюсь.

В это время из-за угла вышел рыжий Гришка. Куртка расстёгнута, возможно, на ней не было ни одной пуговицы. Он шёл и волочил за собой ранец. И вот, проходя мимо щенка, он заехал своим ранцем щенку прямо по спине. Щенок жалобно взвизгнул и ещё теснее прижался к ступенькам.

Ты что, сдурел? - крикнул Вова и бросился на Гришку.

Он попытался схватить его за куртку, но Гришка как никто умел увёртываться, вырываться и удирать. Он прыгнул в сторону и ещё ухитрился сорвать с Вовиной головы новую шапку. Вова со всех ног бросился за ним вдогонку, слыша позади себя жалкий визг щенка и горестный голос Катьки:

Вова, Вовочка, ты куда?

Ха-ха-ха! - с издёвкой захохотал Гришка, скрываясь за снежной метелью.

Снег, как назло, повалил густыми хлопьями, так что перед Вовой вдалеке мелькала только Гришкина спина и прыгающий на ней ранец.

Гришка вбежал в тёмные ворота, потом свернул в какой-то двор. Потом опять какие-то дворы, ворота, незнакомые переулки. Наконец Гришка и вовсе скрылся за сплошной пеленой снега.

Вова стоял посреди чужого двора, кругом высились чужие заснеженные дома.

И вдруг на стене старого дома, с балконов которого свисали длинные сосульки, похожие на девчачьи косички, Вова Иванов увидел блестящую дощечку с надписью.

Снежинки крутились и кувыркались у Вовы перед глазами, как будто они не хотели, чтобы он разобрал, что там написано на дощечке. Но Вова подошёл совсем близко, встал на цыпочки и прочёл:


ДЕТСКИЙ ДОКТОР

кв. 31, 5-й этаж.


А внизу было написано:


ВСЕХ ДЕВЧОНОК И МАЛЬЧИШЕК

БЕЗ СТРАДАНИЙ И МУЧЕНИЙ

ИСЦЕЛЯЮ Я ОТ ШИШЕК,

ОТ ОБИД И ОГОРЧЕНИЙ,

ОТ ПРОСТУД НА СКВОЗНЯКЕ

И ОТ ДВОЕК В ДНЕВНИКЕ.


Ещё ниже выведено:


Нажми звонок столько раз, сколько тебе лет.


А совсем внизу было приписано:


Больным в возрасте до года

звонить в звонок не обязательно.

Достаточно пищать под дверью.


Вове сразу стало жарко, очень интересно и даже немного страшно.

Он распахнул дверь и вошёл в тёмный подъезд. На лестнице пахло мышами, а на нижней ступеньке сидел чёрный кот и смотрел на Вову очень умными глазами.

Лифта в этом доме не было, потому что дом был очень старый. Наверное, когда его строили, люди только ещё собирались изобрести лифт.

Вова вздохнул и поплёлся на пятый этаж. Идти было лень, и всё сразу стало каким-то скучным и обычным.

«Зря я только по лестницам таскаюсь…» - вяло подумал он.

Но в это время высоко наверху хлопнула дверь.

Мимо Вовы пробежали девчонка и мальчишка.

Во дела! - быстро проговорил мальчишка. - Жёлтый чемоданчик видела?

Ещё бы! - подхватила девчонка, как заяц, двигая коротким хорошеньким носиком. - Представляешь, достал Детский Доктор из этого своего жёлтого чемоданчика бутылочку. В ней микстура какая-то. Сладкая, между прочим. Выпила я одну ложку микстуры и чувствую: не боюсь! Вторую ложку выпила - чувствую: чужих собак не боюсь, бабушки своей не боюсь… Представляешь?…

А я… А я… - перебил её мальчишка. - Три дня его капли в нос капал, и смотри-ка, одни пятёрки и четвёрки! Даже по пению…

У него ещё порошок смеха есть! - Девчонка спустилась ниже на этаж, голос её стал затихать. - От грусти лечит. Вот какой этот жёлтый чемоданчик! И каждый раз в нём новое лекарство. Особое. Представляешь?…

Где-то внизу хлопнула дверь.

«Надо торопиться, - подумал Вова. - А то вдруг приём на сегодня закончится. Или все лекарства растащат…»

Вова, пыхтя от усталости и волнения, поднялся на пятый этаж и десять раз старательно ткнул пальцем в кнопку звонка.

Он услышал приближающиеся шаги. Двери распахнулись, и перед Вовой появился сам Детский Доктор, маленький старичок в белом халате. У него была седая борода, седые усы и седые брови. Лицо у него было утомлённое и сердитое.

Но какие глаза были у Детского Доктора! В наши дни такие глаза встречаются только у директоров школ, да и то не во всех школах. Они были нежно-голубого цвета, как незабудки, но ни один хулиган на свете не смог бы смотреть в них без содрогания.

Здравствуй, ученик четвёртого класса Иванов! - сказал Детский Доктор и вздохнул. - Проходи ко мне в кабинет.

Потрясённый Вова пошёл по коридору вслед за спиной Доктора, на которой тремя аккуратными бантиками были завязаны тесёмки халата.

Глава вторая

ДЕТСКИЙ ДОКТОР

Вова вошёл в кабинет Детского Доктора и огляделся.

У окна стоял обычный письменный стол. Рядом с ним обычная кушетка, покрытая, как в поликлинике, белой клеёнкой. Вова заглянул за обычное стекло белого шкафа. На полке с хищным видом лежали шприцы с длинными иголками. Под ними, как матрёшки, стояли клизмы разной величины.

Но самое удивительное, что на стуле возле кушетки сидел Гришка, и уши у него прямо-таки горели от волнения. Из кармана у него торчала Вовина шапка, и видно было даже одно вышитое щенячье ухо и глаз с бусинкой.

«Ишь, ловкач, раньше меня по лестнице пробежал, - с досадой подумал Вова. - Ну ничего, я тебе ещё покажу…»

Ты, Иванов, пока подожди, - повернулся Детский Доктор к Вове. - Мне надо ещё с этим пациентом разобраться. Ну-с, Григорий, на что жалуешься?

Ни на что я не жалуюсь, - мрачно сказал Гришка. - Это моя мамка жалуется. Привязалась: иди да иди к Детскому Доктору.

Ну, а твоя мама на что жалуется? - усмехнулся Детский Доктор.

Да вот… - неохотно пробормотал Гришка. - Если мне что понравится, так руки сами собой к этому тянутся. Цоп! - и схвачу. И ничего с собой поделать не могу.

Глава 11 Всё объяснилось

Через полчаса все собрались в маленькой комнатке укротителя. В полуоткрытую дверь доносилось рычание, хрюканье и ещё какие-то очень приятные звуки. Народу собралось столько, что было просто негде повернуться. В комнате были и Детский Доктор, и Анна Петровна, и молодой лётчик, и Петина мама, и даже лётчик средних лет – Томин папа. Все стояли и гладили по голове сначала Тому, а потом Петьку, а потом опять Тому, а потом опять Петьку.

А на маленьком столике, где лежали запасной хлыст и красивый пистолет, весь в каких-то драгоценных камнях, лежала куча розовых бумажек. Это было всё, что осталось от конфет «Настоящей храбрости».
– Я до сих пор не могу прийти в себя! – сказала блестящая тётя, моргая глазами. – Вы понимаете, я репетировала со своими собачками новый номер. Они работали очень хорошо, и я дала каждой из них по две конфетки. Я же не знала… я же не думала…
Блестящая тётя с некоторым страхом покосилась на розовые бумажки.
– Всё получилось хорошо! Номер имел громадный успех! – сказал дядя Федя, потирая свои большие руки.
Тут все рассмеялись, а громче всех рассмеялась Тома.

– Какая у вас милая, весёлая девочка! – сказала Петина мама Томиному папе.
– А у вас такой чудесный смелый сын! – сказал Томин папа Петиной маме.
И тут глаза у мамы просто засияли, как две звезды, и Петька увидел, что хотя у мамы нет такого замечательного платья, но зато она ещё красивее, чем блестящая тётя.
– Да, знаешь, папа, какой он храбрый! – сказала Тома. – Он знаешь как меня защищал! Он даже дрался с хулиганом Гришкой. А Гришка, знаешь, уже в пятом классе учится.
– Пороть их всех надо! – решительно сказала Анна Петровна и махнула рукой. – Тогда и драться не будут.
– Что вы! Что вы! – разволновался Детский Доктор. – Насчёт порки, Анна Петровна, я совершенно с вами не согласен. Я уже второй год работаю над книгой «Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки»… Я собрал огромный материал… Мальчишки обязательно должны драться. Но если подходить с точки зрения строгой науки, то вы увидите, что драки бывают хорошие и плохие. Вот если большой мальчишка бьёт маленького… Это плохая драка. Такая драка очень вредна для характера и нервной системы ребёнка. Подробно я остановился на этом вопросе в пятой главе. А вот во второй главе описываю пять видов хорошей драки: первый вид – защита малышей, второй – защита девочек, третий – борьба с хулиганами более старшего возраста, четвёртый…
– Да, я тоже в детстве любил драться! – улыбнулся Томин папа. – Тоже не давал в обиду девчонок и малышей!
– Это хорошая драка второго и первого вида, – просиял Детский Доктор. – И ваш смелый сын, Анна Петровна, с которым я обменялся чемоданчиком… Кстати, где мой чемоданчик?
– Вот он. У меня, – сказал Петька.
Детский Доктор открыл жёлтый чемоданчик.
– Но он же пуст! – удивился он. – А где же?..
И тут Тома и Петька, перебивая друг друга, рассказали Детскому Доктору, что случилось с антиболтином и порошком смеха.
– Так вот почему этот болтун нам ничего не ответил! – воскликнула Анна Петровна.
– Да, да! Я сразу заметил, что смех этих мальчиков искусственного происхождения!.. – сказал Детский Доктор.

– А это не опасно? – заволновалась Анна Петровна. – Всё-таки дети… Неужели они навсегда?..
– Нет, нет! – успокоил её Детский Доктор. – Острое состояние скоро пройдёт. Но, вероятно, болтун перестанет быть болтуном, а эти мальчишки ещё месяца два будут смеяться по любому поводу.
– Можно вас на одну минуточку, доктор? – спросила Петина мама.
Прямо перед собой Детский Доктор увидел её большие, немного встревоженные глаза.
– Вы понимаете, Доктор… Всё-таки Петенька не съел ни одной вашей конфеты. А вдруг он опять?..

– Это исключено, – весело сказал Детский Доктор и похлопал Петину маму по руке. – Вы можете совершенно не волноваться. Ваш сын Петя теперь никогда ничего не будет бояться. Когда сама жизнь делает человека смелым… это действует гораздо сильнее, чем любые лекарства. И вообще, если можно обойтись без помощи медицины… Вот и Тома тоже… Она снова научилась смеяться!
Тут все попрощались с укротителем и блестящей тётей и вышли на улицу.
На улице уже стемнело. На высоких столбах зажигались круглые жёлтые фонари. Прохладный ветер приятно гладил разгорячённые лица.
– И всё-таки, голубчик, нечего вам радоваться! – сердито сказала Анна Петровна. – Вот смотрите, какую беду вы чуть не натворили с вашими конфетами… Всё-таки надо поосторожней…
– Да, да! – задумчиво проговорил Детский Доктор. – Теперь я буду осторожнее. Я, знаете ли, даже не думал, что я создал такой опасный препарат. Мне просто не пришло в голову, что… Но теперь я знаю. В нашей стране, где люди такие смелые…
– Вы правы… – сказал Томин папа и замолчал.
Он услышал, как Тома, которая шла впереди рядом с Петькой, чему-то радостно засмеялась.

Страница 11 -

Повесть Прокофьевой С. Иллюстрации.