Презентация на тему художественные средства. Средства художественной выразительности. Средства речевой выразительности

краткое содержание презентаций

Средства языка

Слайдов: 30 Слов: 2122 Звуков: 0 Эффектов: 168

Изобразительно-выразительные средства языка. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины). Тропы. Фигуры речи. Средства художественной выразительности. Цель презентации: Сфера применения материала. В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами). В начало. Средства речи. Олицетворение. Перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. - Средства языка.ppt

Средства выразительности

Слайдов: 10 Слов: 358 Звуков: 0 Эффектов: 8

Лексические средства выразительности речи. Дитмар Эльяшевич Розенталь. Работы учеников. Лексические средства. Широкое звездное небо. А.И.Куинджи « Березовая роща» 1879. Три секрета выразительности русской речи. Был прекрасный июльский день. Учиться хорошей речи надо долго и внимательно. Мудрым познанием жизни отзовётся слово британца. - Средства выразительности.ppt

Средства речевой выразительности

Слайдов: 42 Слов: 2348 Звуков: 0 Эффектов: 0

Речевые средства выразительности. Образность художественной речи. Тропы. Эпитет. Сравнение. Способы выражения сравнения. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Художественные символы. Метонимия. Основные виды метонимии. Синекдоха. Гипербола. Литота. Ирония. Сарказм. Перифраз. Стилистические фигуры. Антитеза. Инверсия. Оксюморон. Градация. Синтаксический параллелизм. Лексический повтор. Анафора. Эпифора. Умолчание. Риторический вопрос. Многосоюзие. Бессоюзие. Парцелляция. Фонетические средства выразительности речи. Средства речевой выразительности. Антонимы. Архаизм. - Средства речевой выразительности.pptx

Средства художественной выразительности

Слайдов: 17 Слов: 785 Звуков: 2 Эффектов: 129

Картинная живопись слова. Художественный образ. Воображение. Вспомните стихотворение. Месяц. Образ зимы. Образы радости и печали. Простор изображенной картины. Эпитеты. Действие. Служебное слово. Орлица. Неодушевленные предметы. Закончить предложения. Изобразительно-выразительные средства языка. Восточная мудрость. Тайны словесного искусства. - Средства художественной выразительности.pptx

Выразительные средства языка

Слайдов: 59 Слов: 3940 Звуков: 0 Эффектов: 0

Выразительные средства языка. Тропы и фигуры. Метафора – перенос имени на основе сходства. Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора. Олицетворение – разновидность метафоры. Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее. Эпитет – яркое определение, признак предмета. Метонимия – перенос наименования по смежности. Синекдоха – особая разновидность метонимии. Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении. Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе. Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения. - Выразительные средства языка.ppt

Изобразительные средства языка

Слайдов: 32 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительность речи. Условия выразительности речи. Изобразительные языковые средства. Тропы. Эпитет. Слово, образно определяющее предмет. Сравнение. Способы сравнения. Метафора. Метонимия. Связь. Синекдоха. Гипербола. Литота. Ирония. Сарказм. Аллегория. Перифраз. Анафора. Повторение слов или оборотов. Эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие. Бессоюзие. - Изобразительные средства языка.ppt

Изобразительно-выразительные средства языка

Слайдов: 61 Слов: 3491 Звуков: 0 Эффектов: 3

Изобразительно-выразительные средства. Изобразительно-выразительные средства языка. Умение оценивать письменные высказывания. Лексические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности. Синонимы. Контекстные (контекстуальные) синонимы. Многозначные слова. Просторечная лексика. Устаревшие слова. Новые слова. Диалектизмы. Заимствованная лексика. Термин. Жаргонизмы. Фразеологизмы. Термины лексических средств. Лексический повтор. Фонетические средства. Звукоподражание. Ассонанс. Аллитерация. Благозвучие. Поэтические тропы и фигуры. Троп. - Изобразительно-выразительные средства языка.ppt

Метафора

Слайдов: 16 Слов: 391 Звуков: 0 Эффектов: 45

Метафора. Созданные одним человеком, обычно писателем или поэтом, и не ставшие общеупотребительными. Общеязыковые. Индивидуальные. Метафоры Сергея Есенина. Костёр рябины красной; Берёзовый весёлый язык рощи; Ситец неба. Метафоры Бориса Пастернака. Очеловечивание мира. Бывает и наоборот – некоторые свойства и явления неживой материи переносят в мир человека. Золотая листва. Зеркальная рябь водоёма. Золотые руки. Горит восток зарёю новой... Горбатая планета. - Метафора.ppt

Метафора в языке

Слайдов: 18 Слов: 1526 Звуков: 0 Эффектов: 0

Метафоры эмоций человека в китайском и русском языке. Теория метафоры. Метафора предполагает перенос признаков одного предмета на другой. Многие слова. Слово ВОЛНОВАТЬСЯ этимологически связано со словом ВОЛНА. Метафоры в китайском языке. Метафорические единицы. Некоторые эмоции ассоциируются с представлениями об огне. «Огненные» метафоры. Метафоры в русском языке. Поклонник славы и свободы, в волненьи бурных дум своих. Придет ли час моей свободы. Метафора – поэтический прием. «Водная» и «огненная» метафоры. Метафорические выражения. Метафорические выражения, обозначающие «радость». - Метафора в языке.ppt

Метонимия

Слайдов: 8 Слов: 210 Звуков: 0 Эффектов: 24

Метонимия. Слова золото, хрусталь, фарфор могут обозначать материал: изделия из золота, хрусталя или фарфора. На полках – сплошной хрусталь. Слова тарелка, стакан обозначают и определённые виды посуды (тарелка супу, стакан воды) и содержимое, влитое в посуду. например: Съел две тарелки. Выпил стакан. Сравните: изделия из фарфора и хрусталя – выставка фарфора и хрусталя. У тебя голова прошла? Сердце шалит. Успехов в определении метонимий! - Метонимия.ppt

Сравнение

Слайдов: 11 Слов: 472 Звуков: 0 Эффектов: 27

Сравнение как средство выразительности речи. Строение сравнений. Сравнения в романе «Герой нашего времени». Сравнение людей. Сравнения людей и животных с явлениями природы. Особенно важны они при описании портрета. Усы и брови были чёрные. Чувство природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Описание природы в романе «Герой нашего времени». «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный». Спасибо всем за внимание. - Сравнение.ppt

Сравнение как средство выразительности

Слайдов: 22 Слов: 595 Звуков: 0 Эффектов: 110

Изобразительно-выразительные средства. Цели урока. Задачи урока. Оглавление. Листопад. Характеристика предмета (физические признаки). Сравнения (визуальные образы). Сравнение. А красных мухоморов ряд, что карлы сказочные спят. Осыпался с берёзы лист и устлал дорогу. Иван Алексеевич Бунин. «Листопад». Объясните значения. Ответьте на вопросы. Сравнения в художественном тексте. Найдите в стихотворении сравнение по картинке. Найдите в тексте сравнение, соответствующее данным картинкам. Найдите в тексте соответствующее сравнение. Найдите и объясните сравнение. Подумайте, какую роль играют сравнения в художественном тексте. -


Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение.

  • Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно;
  • обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны;
  • отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.

синекдоха

олицетворение

метонимия

метафора

сравнение

гипербола

аллегория

перифраза


Сравнение: сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака.

Какие способы для создания сравнений вы находите?

  • Река как зеркало стальное.
  • Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов).
  • Лежал закат костром багровым (А.Ахматова).
  • Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов).
  • Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).

Какова функция сравнения в тексте?

  • Сравнение, сближая разные явления, помогает ощутить их глубинную, иногда совершенно неявную взаимосвязь. Образ становится более точным, рельефным, ёмким, наполняется смысловыми оттенками и полутонами.

Метафора (с греч. - перенос)

Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность:

  • река как зеркало (сравнение);
  • зеркальная река (эпитет);
  • зеркало реки (метафора).
  • Метафора – это скрытое сравнение ; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

О чём говорят поэты?

  • «Медлительнее снежный улей»;
  • «Осколки звёзд на землю падают»;
  • «Морозное дыхание зимы»;
  • «К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт».

  • «А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод».


Метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его

Что вы видите, читая эти строки?

  • В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

(С.Есенин);

  • Пустых небес прозрачное стекло.

(А.Ахматова);


Метафора помогает почувствовать состояние героя, его душевный настрой

В каком душевном состоянии находится лирический герой?

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил,

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

(С.Есенин)


Аллегория: иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ.

  • Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ?

В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.



Проверьте себя:

  • Абстрактное, отвлеченное понятие, получая выражение в конкретной образной форме, становится зримым, понятным, обнаруживается его внутренняя сущность.

символ

  • Многозначный образ, связующий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности.

Символ предполагает множественность толкований, расширяет ассоциативный план высказывания, тем самым обогащая его содержание.

Что может символизировать образ моря, созданный

Иваном Айвазовским?


Метонимия (с греч. - переименование) - перенос значения по смежности явлений

  • выпить бокал вина (с содержимого на содержащее) ;
  • эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду );
  • собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт );
  • прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора ).

Для какой цели используется метонимия?

  • Цель метонимии – выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.

Синекдоха (с греческого «соотнесение»)

Что с чем соотносится и по какому принципу?

  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов).
  • Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное;
  • Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин)
  • страна как целое обозначается через ее государственный флаг;
  • Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет)
  • человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.

Синекдоха – это…

  • Частный случай метонимии: перенос значения с целого на его часть, с множественного числа – на единственное.
  • Так же, как и метонимия, выделяет существенное, значимое для автора, создает яркий образ

Повторим:

  • Как связаны между собой:
  • В чем отличие:

метафора

метонимия

синекдоха

аллегория


олицетворение

  • Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир.

Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы?

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадётся мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.


Олицетворение помогает ощутить одухотворенность окружающего мира, взаимосвязь человека и природы, тонкую грань между живым и неживым, выявляя условность самого понятия «неживое».

Всмотритесь в жизнь природы на этих картинах и сформулируйте одну фразу, которая бы обнаружила функциональность олицетворения:


гипербола

  • Преувеличение:
  • Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия.

Для каких целей используется гипербола в следующих примерах?

  • Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице,

А у милого лицо

Занимает всё крыльцо.

  • в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский ).

  • Сильное преувеличение, выводящее изображаемое в область фантастики, условности.
  • Фантастическое преувеличение значимого для автора признака или явления помогает показать его сущность, иногда скрытую от поверхностного взгляда.

литота

  • Приуменьшение:

талии никак не толще бутылочной шейки (Гоголь).

  • Литота помогает создать зримый, запоминающийся образ, передать авторское отношение или чувство.

Как вы думаете, почему на нашей схеме мы оформили взаимосвязь этих тропов именно так:

гипербола

сравнение


перифраза (перифраз)

  • Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом:
  • Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»;
  • Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

(М.Лермонтов)


Какому образу осени на картинах И.Левитана соответствует перифраза: унылая пора, очей очарованье (А.Пушкин)?


Для чего используется перифраза?

  • Какова функция перифразы в этом тексте?
  • На крыльцо выскочило милейшее создание – маленький щенок болонки с черными глазками и смешным хвостиком, никогда не знавшим покоя. Как тут же выяснилось, это «милейшее создание» сгрызло за неделю любимые туфли хозяина и прихватило гостевые тапки.
  • Перифраза выявляет авторское отношение к изображаемому; создает яркий, неповторимый образ; указывает на существенные в данном случае, важные для автора свойства, качества, признаки.

Ирония (с греческого «притворство»)

Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»?

  • отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова).
  • «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).

Что такое ирония и для чего она служит?

  • Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному.
  • Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая , выявляющая авторское неприятие.

эпитет - художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.

Подберите эпитеты к слову «река», отражающие неповторимость живописного образа на каждой картине:


Эпитет придает выражению образность и эмоциональность

Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор:

Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег.

(И.Бунин)


Повторим: прокомментируйте обобщающую схему тропов, но сначала постарайтесь ее припомнить


Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов

  • Фигуры усиливают воздействие речи на читателя;
  • подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями;
  • придают тексту наглядность, эмоциональность;
  • выделяют наиболее важное в содержании.

Сочетания слов,

основанные на повторе

Сочетания слов,

основанные на соотношении

значений

повтор

антитеза

повышение эмоцио-

нальности, прив-

лечение внимания

оксюморон

эпифора

анафора

риторический

вопрос

градация

параллелизм

умолчание

риторическое

восклицание

ряды однород-

ных членов

инверсия

риторическое

обращение

эллипсис

многосоюзие

бессоюзие

парцелляция



повтор (лексический повтор)

  • Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк:

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней.

(Ф.Тютчев)

  • Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

Одинаковы ли функции повтора в художественном и публицистическом текстах?

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(Б.Пастернак)

Для каждого человека его время есть загадка, туманность, хаотичное сцепление случайных событий, в которых лишь угадывается закономерность, а история дарует нам возможность, открыв что-то в прошлом, выстроив события в логическую цепь, в случайном увидеть закономерное, в частном – проявление общего, в отдельном – его связь с целым.

Исторический процесс предстает именно процессом, имеющим начало в прошлом и продолжение в настоящем.


анафора

  • Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк):

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август.

(М.Цветаева).


Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета?

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих клёнов шатёр.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.


Для чего служит анафора?

  • Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает, вновь и вновь называя в начале предложений, нечто значимое для автора.

эпифора

  • Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк):

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?

(Н.Гоголь)

  • Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.

параллелизм (синтаксический параллелизм)

  • В чем своеобразие построения следующих строк?

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

(А.Ахматова «Родная Земля»)


Параллелизм – это… Продолжите фразу.

  • Одинаковое синтаксическое построение смежных фраз, параллельное расположение в них сходных членов предложения.
  • Параллелизм служит ритмико-интонационной организации строки, выявляет взаимосвязь явлений.

многосоюзие

  • Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А.Пушкин)

  • Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.

бессоюзие

  • Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого.

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

(А.Блок)


ряды однородных членов

  • Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов.
  • Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).

Почему для выражения своей мысли Исааку Левитану оказались необходимы ряды однородных членов?

Посмотрите на лучшие картины Саврасова, например, «Грачи прилетели». Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, – и только! Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.



Антитеза – контраст, противопоставление

Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры?

  • Кто создан из камня, кто создан из глины

А я серебрюсь и сверкаю.

(М.Цветаева)

  • Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

(А.Некрасов)


Сделаем вывод о функциональности антитезы:

  • Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.

Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого

  • Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону?
  • снежный огонь (А.Блок)
  • грустная радость (С.Есенин )
  • Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.

градация

  • Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости:

Не жалею, не зову, не плачу…

(С.Есенин)

  • Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.

умолчание (фигура умолчания) - внезапно оборванное высказывание

  • Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием?

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если по дороге куст

Встает, особенно – рябина…

(М.Цветаева)

На тебя она страшно похожа.

Может, думает обо мне…

(С.Есенин)


Для чего используется фигура умолчания?

  • Умолчание предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.

парцелляция

  • Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция?

Во всём мне хочется дойти

до самой сути.

В работе, в поисках пути,

в сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

до их причины.

До оснований, до корней,

до сердцевины.

(Б.Пастернак)


Проверьте себя:

  • Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение.
  • Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость».

эллипсис

  • Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения:

Загляну я в неба очи – звёзды,

Загляну тебе я в очи – звёзды.

(В.Курдюмов)

Посреди комнаты – огромная изразцовая печка,

На каждом изразце – картинка,

А в единственном окне – снег, снег, снег.

(М.Цветаева)

  • Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.

инверсия

  • Обратный порядок слов:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее);

на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение).

  • Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.


риторический вопрос

  • Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа.
  • Чему служит риторический вопрос в художественном тексте?

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи…

(И.Тургенев)


Для чего используется риторический вопрос в публицистическом тексте?

Понаблюдайте над текстом:






Каковы функции риторического вопроса?

  • Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания,
  • является средством связи разных мыслей,
  • обнаруживает логику авторского размышления,
  • привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.

риторическое восклицание

  • Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи:

Да здравствует солнце,

Да скроется тьма!

(А.Пушкин)

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

(И.Тургенев)

  • Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.

риторическое обращение

  • Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

(А.Фет)

  • Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.

Вспомните систему фигур, объясните их взаимосвязи

Cлайд 1

Cлайд 2

Тропы (лексические средства) ТРОП (от греч. tropos – «поворот») – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении.

Cлайд 3

Виды тропов эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синéкдоха, олицетворение, гипербола, литота, оксю׳морон, каламбу׳р, перифра׳з(а), ирония.

Cлайд 4

Синтаксические средства необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

Cлайд 5

Синтаксические средства Инверсия, параллелизм, антитеза градация, парцелляция, эллипсис, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос (восклицание, обращение), повторы: анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов.

Cлайд 6

Эпитет (от греч. epitheton – «приложение») – образное определение предмета или действия: грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь, таинственный свет. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Cлайд 7

Сравнение Уподобление одного предмета другому: обороты со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский); существительные в творительном падеже: В голове его молнией сверкнула мысль; с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий).

Cлайд 8

Метафора (от греч. metaphora – «перенос») – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства: В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).

Cлайд 9

Метони׳мия (от греч. metonymia – «переименование») перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (какой-либо связи между ними).

Cлайд 10

Разновидности метонимии содержимое → содержащее: Съел две тарелки. Аудитория смеется; жители → населенный пункт: Москва встречает гостей; произведение →

Cлайд 11

Синекдоха (разновидность метонимии) Часть ↔ целое: Шаляпин - лучший бас России; Это подтвердят все лучшие умы; Что волнует зрителя? (= зрителей); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов).

Cлайд 12

Олицетворение наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: За окнами давка, толпится листва (Б. Пастернак); …Не забудем, что насилие не живет одно, оно непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи…(А.Солженицын).

Cлайд 13

Гипербола (от греч. нyperbolē – «преувеличение») – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).

Cлайд 14

Литота (от греч. litotēs – «простота, малость») – образное выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его, как шелковая шёрстка (А. Грибоедов).

Cлайд 15

Оксю´морон (окси морон) (от греч. оxymōron – «остроумно-глупое» – оборот, состоящий в соединении противоречащих друг другу признаков, логически несовместимых понятий: Люблю я пышное природы увяданье (А. Пушкин). Ср. также: живой труп, грустная радость, красноречивое молчанье и т.п.

Cлайд 16

Каламбур (франц. calembour – «игра слов») – шутка, основанная на смысловом объединении в одном контексте либо разных значений одного слова, либо омонимов Испорченный кран считал себя первоклассным оратором. Целыми днями он лил воду (Ф. Кривин).

Cлайд 17

Перифраз (перифраза) (от греч. peri – «вокруг», phrasō – «говорю») – замена названия предмета описательным оборотом: солнце русской поэзии (А.С. Пушкин); автор «Мертвых душ» (Н. В. Гоголь); чёрное золото (нефть).

Cлайд 18

Ирония употребление слова (выражения) в таком контексте, который придает слову противоположное значение: Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков (А.Пушкин).

Cлайд 19

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п. Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов).

Cлайд 20

Синтаксический параллелизм одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь, Ухо пьет – невидимейшую молвь (М. Цветаева).

Cлайд 21

Ана´фора (разновидность повтора) (греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет (Э. Багрицкий).

Cлайд 22

Эпи´фора (разновидность повтора) (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста: Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов).

Cлайд 23

Парцелляция (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные (Д. Гранин).

Cлайд 24

Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).

Cлайд 25

Риторический вопрос вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа): Какой же русский не любит быстрой езды?

Cлайд 26

Риторическое обращение обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу: Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).

Cлайд 27

Риторическое восклицание восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора: Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин).

Cлайд 28

Вопросно-ответная форма изложения автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает: Что плохого в насмешливом взгляде?А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко).

Cлайд 29

Эллипсис (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Татьяна – в лес. Медведь – за ней (А. Пушкин).

Cлайд 30

Умолчание оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном: У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).

Cлайд 31

Антитеза (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин).

Cлайд 32

Бессоюзие Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).

Cлайд 33

Многосоюзие намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин).

Cлайд 34

Назовите выделенное средство выразительности Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании (В. Харченко).

Cлайд 35

Назовите выделенное средство выразительности Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными (Н. Гоголь).

Cлайд 36

Назовите выделенное средство выразительности При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский).

Cлайд 37

Назовите выделенное средство выразительности Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Презентацию на тему "Изобразительно-выразительные средства языка" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 52 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Художественная речь (язык художественной литературы).

I. Художествен-ная лексика (тропы)

II. Стилистиче-ские фигуры

III. Поэтическая фонетика

Слайд 3

ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. Троп представляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определенное художественное «приращение» мысли.

ФИГУРА- форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение - усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.

Слайд 4

Слайд 7

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности, в тестах встречаются и следующие: восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная форма изложения; ряды однородных членов; цитирование; вводные слова и конструкции. Ряды однородных членов предложения конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину. Вводные и вставные конструкции вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.

Слайд 15

Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) - соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я «умываю руки» - аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...» В художественной речи используются афоризмы - краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: «Человек - это звучит гордо» (М. Горький).

Слайд 16

Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) сравнение

Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. (Л. Н. Толстой) эпитет

Обвеян вещею дремотой Полураздетый лес грустит... Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит. (Ф.И.Тютчев)

И упало каменное слово на мою еще живую грудь… (А.Ахматова)

олицетворение метафора

Определите вид тропа.

Слайд 17

Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)

синекдоха.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

метонимия

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

развёрнутая метафора

Туманный Альбион (вместо Англия).

перифраз

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)

сравнение

По дорожке лунной в полосе прибрежной Я плыву куда-то, где меня не ждут, Волны еле слышно, даже еле нежно Песенку прибоя для меня поют.

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. (А. С. Пушкин)

Слайд 18

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н. Гоголь «Ревизор»)

Пришли мне... витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, – т.е. штопор. (А. С. Пушкин)

литота гипербола

Эй ты, неутомимый труженик, иди-ка сюда! (по отношению к лежебоке, отлынивающему от работы)

Слайд 19

Определите вид стилистической фигуры.

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А.С.Пушкин. "Евгений Онегин")

Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)

антитеза анафора

Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок)

Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)

градация

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)

инверсия

Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. (А. Твардовский)

Бесконечный тупик

оксюморон

Слайд 20

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский)

парцелляция

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)

эллипсис

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)

риторическое обращение

Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)

бессоюзие

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)

многосоюзие

И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин)

В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. (А.С. Пушкин)

синтаксический параллелизм

… не правда ль? Ты одна… Но если… (А. С. Пушкин)

умолчание

Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества. (В.Шукшин)

лексический повтор

Слайд 21

Определите приёмы поэтической фонетики.

Петух запевает, светает, пора! В лесу под ногами гора серебра. (Н. Заболоцкий)

ассонанс

Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости. (В. Маяковский)

аллитерация

Крут буржуев озверевший норов. Тьерами растерзанные, воя и стеная, тени прадедов - парижских коммунаров - и сейчас вопят парижскою стеною. (В. Маяковский)

диссонанс

Слайд 22

Самостоятельная работа.

Анализ средств выразительности.

Слайд 23

олицетворения + эпитеты + сравнение

Слайд 24

Слайд 25

Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.)

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей. И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

М. Пришвин «Неведомому другу».

Слайд 26

Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения почек». Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало. Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом. Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в темной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу. Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.

Слайд 27

Слайд 28

Задание В8З Задание В8.

В этом задании, согласно кодификатору, проверяются следующие знания: 1. Выразительные средства русской фонетики. 2. Выразительные средства словообразования. 3. Выразительные средства лексики и фразеологии. 4. Выразительные средства грамматики. 5. Анализ средств выразительности.

Выразительность русской речи.

Слайд 29

Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно это единственное задание среди всех тестов части А и В, оцениваемое 2 баллами. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, вам нужно будет проанализировать средства выразительности. Для этого вам будет предложено прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Для успешного выполнения задания необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что же такое языковые средства художественной выразительности, находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга; во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания. Итак, нашу речь образной и выразительной делают лексические и фразеологические средства выразительности, звукопись, тропы и фигуры речи. Слово ведь не только называет предмет, качество, действие или состояние, но и может передавать отношение говорящего, его эмоции, оценку, может быть экспрессивным, то есть указывать на степень проявления признака: большой - колоссальный. Особую выразительность речи придают авторские неологизмы (новообразования), так как они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске: сквернопение. Более выразительной нашу речь помогают сделать лексические средства языка, звукопись, тропы и фигуры речи. .

Слайд 30

Слайд 31

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению (правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать). ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становиться антонимами только в данном контексте (Так, слова глаза и очи являются в языке синонимами, однако во фразе "У нее были не глаза, а очи" они могут рассматриваться как антонимы. Другой пример: " Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя"). Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию (влюбленность – любовь, приятель – друг). ! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными. (Узкие, мещанские взгляды).

Слайд 32

Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению: (Ключ1 - металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ. Ключ2 - бьющий из земли источник, родник. Вода бьёт ключом (стремительной струёй). Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «Входящие - исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

Слайд 33

Устаревшие и новые слова.

Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. Например, у В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый; у В. Хлебникова: резьмо, лебедиво Такие неологизмы называют окказионализмами.

Слайд 34

Диалектизмы и заимствованная лексика. Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото… Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

Слайд 35

Специальная лексика. Термин - (от лат. Terminus предел, граница пограничный знак). Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. Жаргонизмы. Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

1. В8 Речь. Анализ средств выразительности.

Задание В8 в демоверсии 2009: B8 «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: сравнительный оборот; 2) ряд однородных членов; 3) фразеологизмы; 4) инверсия; 5) олицетворение; 6) парцелляция; 7) эпитеты; 8) литота; 9) вопросительные предложения.

Слайд 39

Текст для анализа: (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)

Слайд 40

Алгоритм рассуждения: 1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности (лексико -фразеологические, синтаксические, общие специальные: тропы и риторические фигуры; звукопись). 2. Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п. 3. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.

Слайд 41

Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому языку.

Образец рассуждения. В задании В8 демоверсии два раза употреблено словосочетание «синтаксическое средство», поэтому, явно, что в ответе не может быть термина, относящегося к лексико-фразеологическим средствам выразительности. Произведя несложный анализ легко определить, что В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове, используя следующие синтаксические средства выразительности: вопросительные предложения (предложения 4, 5), и инверсию - «людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17.

Разбор оставшихся примеров поможет провести следующее рассуждение, если перед нами троп, то слово должно иметь не прямое, а переносное значение. Если значение слов прямое, то это, скорее всего, синтаксическое средство. Поэтому «таланта, гения, пророка в своём окружении» - это ряд однородных членов (в словах этого ряда отсутствует переносное значение), а «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала» - троп, из предлагаемого перечня мы без труда определяем, что это разновидность метафоры – олицетворение.

Слайд 42

2. Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. 1) экспрессивный повтор; 2) ряды однородных членов; 3) развернутые сравнения; 4) газетно-публицистическая фразеология; 5) разговорные синтаксические конструкции. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (В. Непомнящий)

Слайд 43

Перечитав текст и вспомнив, что такое экспрессивный повтор, ряды однородных членов, развернутые сравнения, газетно-публицистическая фразеология, разговорные синтаксические конструкции, видим в 1-м и 2-м предложениях экспрессивный повтор (Что такое культура), ряды однородных членов (в 6–7-м предложениях), газетно-публицистические фразеологизмы (наша система образования лучшая в мире – (4), феномен «русских мозгов» – (5) и, наконец, разговорные синтаксические конструкции (6, 4, 1). Следовательно, ответ: 1, 2, 4, 5.

Слайд 44

3. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 1) риторическое обращение; 2) экспрессивный повтор; 3) сравнительный оборот; 4) синтаксический параллелизм; 5) антитеза. (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству. (По А. Кондратову)

Ответ: 2, 4, 5

Слайд 45

4. (1)3емля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие? (По В. Солоухину)

Слайд 46

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 - А31, В1 - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество - это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет; 2) литота; 3) вводные слова и вставные конструкции; 4) ирония; 5) развёрнутая метафора; 6) парцелляция; 7) вопросно-ответная форма изложения; 8) диалектизм; 9) однородные члены предложения.

Ответ:5,9,3,1

Слайд 47

Текст для анализа. Крик. (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень - ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!.. (7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами. (9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11)Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной... (12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно? (16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего - радости неповторимого своего существования. (По Ю. Бондареву)

Слайд 48

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. «Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой бабьего лета», использует (…) «мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»). В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).» Список терминов: 1) парцелляция; 2) риторическое восклицание; 3) эмоциональный повтор; 4) метафора; 5) многосоюзие; 6) эпитеты; 7) олицетворение; 8) анафора; риторический вопрос.

Ответ: 6,4,7,9,5

Слайд 49

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г.

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны. (2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок. (3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы. – (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы! (7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось. (9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить. (12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.

Слайд 50

(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова. (18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж. (21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком. (23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же… (26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами. (29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги! (33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны. (36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37)Ему было что защищать! (По Е. Воробьёву)

Слайд 51

B8 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует такое лексическое средство, как _____ («камуфляж», «перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и _____ (предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев: _____ («в пепельном небе» в предложении 25) и _____ («в сердце росла гордость» в предложении 35)». Список терминов: 1) эпитет; 2) ряды однородных членов; 3) ирония; 4) метафора; 5) профессиональная лексика; 6) диалектизм; 7) антитеза; 8) сравнительный оборот; 9) риторическое обращение.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.