Правила посещения дацанов. Тибетский календарь стрижки волос

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют правила поведения в дацане. — это буддийский монастырь-университет. Распространены дацаны в основном в Бурятии и Монголии.

На данный момент в России существует около 30 таких храмов. Иволгинский дацан в Бурятии — это центр буддийской общины в России.

Основные правила

Множество людей посещают эти монастыри, поэтому в нашей статье мы расскажем о нормах и предписаниях, свойственных этим местам. Если вы совершите какой-нибудь промах, то, скорее всего, делать вам замечания никто не будет, но все же существует определенный набор правил при посещении, чтобы не выглядеть неуместно или не задеть чьи-либо чувства.

Прийти в дацан может человек любой национальной принадлежности и вероисповедания.

При посещении храма следует:

  • снять шапку, а сумку или рюкзак взять в руки
  • прикрыть ноги и руки
  • стоять к статуям только лицом
  • вести себя тихо и скромно
  • выключить мобильный телефон

На территории самого монастыря запрещается употреблять спиртные напитки, курить, а также нельзя этого делать и до самого посещения.

Как вести себя на территории и внутри здания

Как только вы зашли на территорию храма, нужно совершить обряд гороо, т.е. обойти дацан несколько раз слева направо, в процессе вращая молитвенный барабан. В этом барабане находятся написанные мантры и его прокручивание приравнивается произнесению священных текстов. Количество кругов обхода должно быть нечетным.

На пороге желательно снять обувь или переобуться. В некоторых храмах предлагается надеть бахилы.

Перед тем как вы зайдете в главный зал, сложите руки определенным образом в форме нераскрывшегося лотоса: ладони близко друг другу, большие пальцы загнуты вовнутрь, так, что образуется небольшое отверстие. Поднесите руки сначала к голове, потом ко лбу, горлу и сердцу. Таким образом мы очищаем свои мысли, речь и тело.

Также в сложенные руки нужно произносить прошения. Считается благом, если вы будете просить за своих близких, а также за всех живых существ. В дугане располагается алтарь со статуей Будды. В обычные дни утром и днем здесь совершаются хуралы. В праздничные дни график может меняться.


В самом храме во время молебна следует совершить обряд простирания, т.е. поклон с абсолютным распростертием тела. Смыслом такой процедуры является смирение и укрощение ума, избавление от негативной энергетики и очищение кармы.

Делать это нужно перед алтарем, ступой, изображением божества. Простирания совершаются и в качестве знака вежливости ученика перед учителем.

Если вы приходите ко времени молебна, или хурала, пожалуйста, не опаздывайте. В ином случае, подобные вещи будут восприняты как непочтительность к ламам. Во время действа разрешается сидеть на скамейках, ковриках, но не рекомендуется класть ногу на ногу или протягивать их в сторону статуй или образов божеств.

После этого нужно совершить . В храме есть специальные места, где можно оставить цветы, пищу или другие пожертвования. Обычно они находятся слева от алтаря. Женщинам нельзя прикасаться к ламам или отдавать подношения прямо в руки. В некоторых монастырях служителям запрещается разговаривать с женщинами и другими посетителями.


Если вы хотите, чтобы за кого-то из ваших близких помолились, нужно положить записки с именами в специальные ящики, на которых написаны названия молебнов. Также можно пожертвовать какую-либо сумму денег для храма. Для этого также существуют специально отведенные места.

В процессе хурала нельзя вести беседы с другими посетителями или разговаривать по телефону. Когда все закончится, можно подойти к ламам с просьбой о благословении. Процесс этот выглядит следующим образом: служитель касается вашей головы либо Священной книгой, либо каким-то религиозным символом.

При выходе следует проделать обряд орошения и очищения святой водой из сосуда: набрать немного воды в правую руку, потом перелить в левую, затем отпить три глотка, а оставшуюся часть вылить на голову. Выходить из дугана нужно лицом к алтарю.

Выйдя из храма, можно привязать на дерево магический разноцветный флажок — колыхание этих лоскутков придает энергии человеку и устраняет печаль. Они бывают горизонтальные и вертикальные, и называются лунгта и дарчор.


Чего делать нельзя

На всей территории храма категорически запрещается:

  • проявлять агрессию, использовать нецензурную лексику, грубить людям
  • бесцеремонно разговаривать со священнослужителями
  • трогать деньги, которые были принесены в качестве пожертвования монастырю

Заключение

Наш сегодняшний рассказ подошел к своему завершению. Надеемся, что вам было интересно узнать о правилах посещения буддийских монастырей и о том, какие ритуалы можно совершить в процессе пребывания там.

Подробности

Ближайшие особенные дни - смотри Календарь мероприятий .

Тибетский календарь опирается на точных расчетах, отличающихся от европейской астрологической традиции. Точка отсчета здесь - это фазы луны, а не солнца, как в западной традиции. Длины фаз луны и солнца отличаются, поэтому каждый год необходимо подгонять лунный календарь к солнечным циклам дня и ночи. Иногда случается, что какой-то день должен быть пропущен (например за третьим днем сразу наступает пятый) либо продублирован (например появляются два четвертых дня подряд). Бывает и так, что и весь месяц дублируется.

Одним из последствий этой системы является тот факт, что даты буддийских праздников и годовщин подвижны. Только некоторые годовщины связанные с великими современными ламами, празднуются по западному календарю.

В тибетской астрологии существуют различные системы расчетов. Мы решили использовать общую тибетскую традицию, приняв за образец расчеты из Дхармасалы, т.к. в монастыре Бенчен, филиалом которого мы являемся, все религиозные праздники и годовщины в настоящее время отмечаются согласно именно этой традиции.

Знание тибетской системы астрологии требует многих лет учебы. В Польше у нас нет специалистов в этой отрасли, поэтому в нашей редакции мы опираемся на образцы разработанные образованными тибетскими астрологами.

СПИСОК ОСОБЕННЫХ ДНЕЙ

Четыре главных буддийских праздника связанны с жизнью Будды Шакьямуни. Последствия всех поступков совершенных в эти дни увеличиваются в 10 миллионов раз:

  1. Чётрул Дычен – кульминация, последний из пятнадцати дней нового года, во время которых Будда Шакьямуни показывал различные чудеса, чтобы пробудить преданность в своих будущих учениках.
  2. Сага Дава Дычен – день Пробуждения и Паринирваны Будды Шакьямуни. В возрасте тридцати пяти лет Будда достиг Пробуждения в Бодхгайя.
  3. Чёкхор Дычен – через семь недель после достижения Просветления, Будда Шакьямуни, по просьбе богов Индры и Брахмы, первый раз обернул Колесом Дхармы. Первых своих учеников он учил "Четырем Благородным истинам".
  4. Лха Баб Дычен – Будда Шакьямуни вернулся на землю с неба Индры. Пребывал там три месяца, обучая Дхарме свою мать, которая умерла вскоре после родов. Отблагодарив этим за всю доброту, которую получил от нее.

День Будды Медицины и Зеленой Тары – восьмой день месяца. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Делается упор на практику медитации.

День Гуру Ринпоче – десятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Рекомендуется делать подношения цок, а также особенно поддерживать практику осознанности.

День Дакинь – двадцать пятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Имеет такое же значение как день Гуру Ринпоче. Практикуется цок и совершается множество подношений.

День Защитников – двадцать девятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на очищение негативностей и пост. Признание ошибок и очищение нарушенных обетов. Подношение цок.

Полнолуние

Новолуние - кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на спасение жизни животных.

Также празднуем:

Весак – в традиции тхеравады праздник рождения, Пробуждения, а также ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни. Обычно это полнолуние четвертого месяца лунного календаря, хотя в разных буддийских традициях может выпадать и в другие дни. В течение нескольких лет, различные буддийские группы в Польше совместно празднуют его в ближайшее воскресенье к фактической дате.

Вот уже в третий раз Санкт-Петербургский буддийский храм выпускает календарь с видами дацана.

В календаре на 2013 год вы увидите, как выглядит петербургский дацан в разные времена года, а также найдете фотографии, на которых запечатлены важные события из жизни Санкт-Петербургского дацана, случившиеся в 2011 и 2012 годах. В наступающем году петербургский буддистский храм готовится отметить знаменательную дату — 100 лет назад, в 2013 году, в Санкт-Петербургском дацане XII главой буддистов России Пандито Хамбо Ламой Итигэловым был проведен торжественный молебен, который послужил благословением для развития буддистской общины в столице российской империи. Этой дате будет посвящена Пятая Декада буддийской культуры в Санкт-Петербурге.

Конечно, большим спросом среди прихожан и не только пользуется буддистский календарь. Его составитель - официальный лама-астролог Буддийской традиционной Сангхи России Засаг лама Иволгинского дацана Содбо Айсуев. Благодаря этому календарю вы узнаете о главных буддистских праздниках 2013 года, сможете планировать дела, согласуясь с благоприятными и неблагоприятными днями следующего года, специально высчитанными ламами-астрологами Буддийской традиционной Сангхи России.


Телефон киоска дацана: +7-981-755-9605

В новогоднем обращении шэрээтэ лама Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев говорит:

Уважаемые прихожане!

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с праздником Сагаалган - Новым годом по буддистскому календарю, который наступит 11 февраля под знаком черноватой водяной Змеи.

Я с большой радостью отмечаю тот факт, что буддисты Санкт-Петербурга стали более усердны и прилежны в своей практике.

Ведь именно духовная практика избавления своего сознания от пороков дает возможность нашему уму быть свободным и счастливым. И в дальнейшем мы все вместе, объединившись, должны правильно практиковать Учение и, подавив в себе эгоизм, больше отдаваться помощи другим людям. Похвально, что этим мы вносим свой вклад в то, что в северной столице нет острых конфликтных ситуаций, здесь мирно сосуществуют люди разных вероисповеданий и национальностей, уже много лет в Санкт-Петербурге действует программа «Толерантность». Надеюсь, такой порыв будет оценен всеми: и прихожанами, и жителями Петербурга, и руководителями города и страны.

Сто лет назад в Санкт-Петербургском дацане XII главой буддистов России Пандито Хамбо Ламой Итигэловым был проведен торжественный молебен, который послужил благословением для развития буддистской общины в столице российской империи. Таким образом, Пандито Хамбо Лама Итигэлов вместе с ширээтэ ламами нескольких дацанов Бурятии освятили своим присутствием Санкт-Петербургский дацан и провели молебен за здравие и благоденствие императора и всего царского дома. Этому историческому событиюбудет посвящена Пятая Декада буддийской культуры, которая пройдет в 2013 году в нашем городе. Мы не должны забывать свою историю, поэтому в летописи Петербургского дацана это событие навсегда останется знаменательным фактом. Мы также должны помнить всех лам и учителей прошлого, связанных с нашим дацаном, сейчас ведется работа над раскрытием их имен.

Наступающий год Змеи несет с собой различные перемены во внешнем и внутреннем мире, поэтому нам необходимо больше практиковать Учение, чтобы быть готовыми к этим изменениям. Особое внимание следует обратить в этом году на подавление собственной агрессивности, которая, подобно змее, кусающей свой хвост, будет кармически возвращаться назад к нам. Наша агрессивность, как следствие, порождает раздоры, ненависть и увеличивает наши страдания.

Пусть все живые существа будут счастливы; пусть избавятся от страданий; пусть все будут равны в благости; и пусть все будут соучастны в делах друг друга!

ОМ АРА БАЗАНАДИ!

Ширээтэ лама Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев

Календарь Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» издан при содействии настоятеля дацана Буды Бадмаева. Дизайн - Татьяна Загоскина. Фото - Павел Платонов. Ответственный редактор - Алла Намсараева. Отпечатан в типографии «Анима».

Буддистский календарь на 2013 год можно будет приобрести в киоске Санкт-Петербургского дацана. Цена - 300 рублей.

Буддистский календарь - прекрасный подарок к Новому году. Принимаются коллективные заявки от организаций.


Ацагат – маленькое, но исторически уникальное место. Нарын – Ацагат расположен в центральной части Республики Бурятия в правобережье реки Уда в 50 км от Улан-Удэ.

Ацагат окружен с трех сторон священными горами: с запада заслоняет священная гора Тамхита, расстелившая свой подол навстречу солнцу, своеобразие которой в том, что она высится посреди степи и обрывается крутым склоном у реки Уда.

Рассказывают, что хозяин горы, старик, радуется, когда люди приезжают жить в Ацагат, но не любит, когда они уезжают из Ацагата. По преданию, он всячески помогает приезжим, и приезжие люди богатеют, живя в достатке. Название горы произошло, по одной версии, согласно легенде. В стародавние времена скончался хан у бурят и стал вопрос об избрании нового монарха. Предсказательница предрекла, что ханом будет тот, кто соберет камни с горы. Один молодой человек начал собирать камни и оставил кисет с табаком. Люди не нашли на горе ни одного камешка, а обнаружили лишь кисет. С той поры дали название гора Тамхита (тамхита, значит табак). По другой, версии гора получила название из-за трубки забытой Чингисханом на ней во время своего похода.


С восточной стороны гора Бади Дэлгэр (щедрое богатство). На ее склонах ацагатцы выращивают хлеба, пасут стада, заготавливают лес. На севере высится священная гора Сагаан хада (богатая гора). На склоне этой горы есть удивительные камни с отпечатками ног детей и животных, а это означает, что местность благоприятна для рождения детей и разведения скота.

На северо-западе священная гора – Ундэр Байса, ее называют повелителем ветров. Хозяйкой Ундэр-Байса считается змея, способная разгонять бурю и непогоду. Ламы при молебне обращаются к этой горе с молитвой о хорошей погоде.

На юге протекает многоводная река Уда, берущая начало в Еравне и впадающая в одну из самых крупных рек Бурятии Селенгу.

Древнемонгольское слово Асагад переводится, как «каменистая местность». Об образовании села ходит много легенд. Вот одна из них. Э то было давно, в 1500-х годах. Когда племя Гучид из 11-ти хоринских родов жили на берегах озера Байкал. В одно прекрасное утро верблюдица родила верблюжонка необычной красной масти, и это было очень плохой приметой для племени. Вскоре произошел страшный случай: горный орел унес малыша себе на корм. Эти две серьезные причины заставили народ племени оставить обжитые места и искать другие, более удачливые.

Долго шел караван кочевников в поисках лучшей земли, придирчиво выбирали старейшины место для постоянного проживания. Когда однажды развязалась без причины подпруга седла у главы рода – это было воспринято, как знак свыше и глава племени приказал остановиться именно в данной местности.

Земля оказалась богата обилием разнообразных сочных трав, несмотря на каменистую почву, климат суровый, но сухой, благоприятный для разведения скота, вода в речке чиста и прозрачна, населена множеством рыб, густой лес отличался большим количеством лесных даров и дикими животными.

В глубокой древности наши предки руководствовались благопожеланием: «Чтоб дом твой был поставлен на каменистой местности, чтоб стада твои паслись там, где много волков». Это означало, что именно на каменистой местности растут разнообразные сочные травы, климат сухой и вода прозрачная, что касается второй строки, то известно, что дикие звери вылавливают из стада самых хилых и больных животных, т.е. сама природа делает естественный отбор, и выживают самые здоровые и полноценные особи.


С той поры, следуя древнему благопожеланию, обосновались в этой местности племя Гучит из 11-ти хоринских родов, любовно назвав свое кочевье - Асагад.

Почему село назвали Асагад? Старики предполагают, что от слова «Аса» (как виллы, парный, развилистый, ветвистый) потому что наши предки раньше жили в местностях: Нарын - Ацагат, Хара - Ацагат, Хухата - Ацагат. С приходом Советской власти их объединили в одно село и назвали Ацагат.

И сейчас жители Ацагата известны благополучной и размеренной жизнью, благодарно почитают традиции предков, выбравших эту благодатную и благоприятную землю.

Климат Ацагата резко – континентальный, он полезен для здоровья из-за обилия солнечного света, сухости воздуха и малой облачности. По количеству солнечных дней Ацагат превосходит многие южные районы.

В Забайкалье я находил все,– писал Антон Павлович Чехов, – проезжая эти места. «В Забайкалье великолепно! Это смесь Швейцарии, Дона, Финляндии». Могучие заросли таежных великанов – кедров, трубный рев оленей, маралов и красавцев изюбря, оглушающих тайгу. Шумно рокочут на перекатах студеные горные реки, неся свои хрустально-прозрачные воды к славному морю – священному Байкалу.

Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом.

В Центральной и Восточной Азии с древних времен велись тщательные астрономические наблюдения за движением Солнца, Луны, Юпитера, Сатурна, других планет, звезд и созвездий, которые и легли в основу календарного счисления времени.

Основой для календарных систем буддийских стран стал китайский календарь - самый древний из всех календарей Центральной и Восточной Азии. Значение этого календаря далеко не ограничивается хронологией: он является едва ли не самым наглядным и полным воплощением фундаментальной для китайской цивилизации идеи гармонического единства трех сил мироздания - Неба, Земли и Человека. Он выявлял и вместе с тем обосновывал взаимное соответствие процессов земной, небесной и человеческой деятельности. Этот календарь отличался необычайной жизненностью и убедительностью, поскольку отражал не только закономерности в природе, но и был теснейшим образом связан с хозяйственной деятельностью, со всеми сторонами быта, навыков и знаний китайцев. Достаточно сказать, что китайская медицина различает в теле человека 365 основных чувствительных точек - по числу дней в году.

В понятиях астрономии универсализм китайского календаря проявился искусным сочетанием лунного и солнечного ритмов, причем в качестве основной единицы измерения времени было принято чередование фаз луны. В китайском календаре начало месяца всегда совпадает с новолунием, а середина - с полнолунием. Тридцать лунных дней составляют месяц, а двенадцать лунных месяцев - год.

Влияние лунного календаря проявилось и в тенденции соотносить обряды с тем числом месяца, которое соответствовало его порядковому номеру в годовом цикле. Эта тенденция зародилась в первые века нашей эры и к эпохе позднего средневековья уже определяла даты совершения сезонных обрядов во 2, 3, 5, 6, 7 и 9-м месяцах.

Вместе с тем в Китае, в стране развитого земледелия, не могли не учитывать и годовое движение солнца, определявшее смену сезонов и, следовательно, характер и сроки сельскохозяйственных работ. Подобно многим другим народам, китайцы с древности различали 12 созвездий солнечного Зодиака, которым были присвоены названия животных. Впоследствии в буддийской традиции даже сложилась легенда о том, что Будда перед уходом в Нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний "цикл животных".

Китайские астрономы с глубокой древности умели поддерживать соответствие солнечного и лунного ритмов в календаре. С этой целью семь раз в девятнадцать лет в календарь вставлялся дополнительный месяц, причем делалось это таким образом, чтобы не нарушить соотношение лунного и солнечного календаря в годовом цикле.

Новый год по китайскому лунному календарю наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем. По григорианскому календарю это происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. Тибетский и монгольский календари имеют расхождения с китайским в пределах от двух недель до одного месяца, поскольку протяженность месяцев этих календарей различна, и Новый год в Тибете и в Монголии отмечается в феврале - марте, после его наступления по китайскому календарю. В странах Юго-Восточной Азии (кроме Вьетнама), где используется индийский лунный календарь, Новый год отмечается в середине апреля.

Характерной особенностью этого календаря является система летосчисления по шестидесятилетнему циклу (кит. ганьчжи), принцип составления которого заключается в совмещении "десяти стволов" и "двенадцати ветвей".

"Десятью стволами" (кит. шигань, тиб. джунба, монг. табан махабоди) называются десять особых циклических знаков, которые соотносятся с Небом и пятью формами проявления единой мировой энергии, пятью "элементами" или "стихиями" (кит. усин, санскр. махабхути), имеющими следующие наименования:

Дерево - проявляется как рождение, развитие, созидание, распространение и движение;

Огонь - проявляется как рост, жар, страсть, агрессивность, прояснение, трансформация и уничтожение;

ЗемляМеталл - проявляется как твердость, острота, сухость, холодность, чистота, справедливость и старость;

Вода - проявляется как способность принятия любых форм, проникновение, увлажнение, инерция, покой, скрытая сила, холод и смерть.

Каждая из стихий управляет двумя годами, так как имеет две природы, соответствующие двум началам бытия (кит. ян и инь) - "жесткому" и "мягкому", "мужскому" и "женскому", "явленному" и "сокрытому" и т.д. Таким образом выстраивается ряд из десяти циклических знаков, обозначающих стихии и их природу ("мужскую" - нечетные знаки: 1, 3, 5, 7, 9 и "женскую" - четные знаки: 2, 4, 6, 8, 10). Каждой стихии соответствует свой символический цвет и своя планета.

(В индийской астрологии, которая используется в Тибете наряду с китайской, стихии Дерево соответствует Воздух, а стихия Металл объединена со стихией Земля).

Знаки 12-летнего "цикла животных" получили название шиарчжи (тиб. локхор) - "двенадцать ветвей". Эти знаки соотносятся с Землей и имеют разнообразное применение: они служат для обозначения периодов времени - эпох, лет, месяцев, порядкового числа дней и времени суток. 12 знаков "цикла животных" также олицетворяют 12 видов влияния космической энергии на человека, которые особо проявляются в год его рождения, формируют его характер и во многом определяют его дальнейшую судьбу.

Характеристика каждого года в этом двенадцатилетнем цикле складывается из наименования управляющего им знака "ветвей" и одного из знаков "стволов" и его символического цвета.

Так как знаков "ветвей" на два больше, чем знаков "стволов", то при 11-м знаке "ветвей" повторяется первый знак "стволов", и благодаря этому сдвигу первый знак "стволов" совпадает с первым знаком "ветвей" после шестикратного повторения, тогда как "ветви" за этот срок повторяются только пять раз. Началом очередного цикла считается тот год, в который совпадают 1-й циклический знак и 1-й знак Зодиака.

Согласно буддийскому преданию, эту календарную систему проповедовал сам бодхисаттва мудрости Манджушри.

За начало циклической эры, т.е. за первый год первого цикла, принят год Дерева-Мыши, соответствующий 2637 г. до н. э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного родоначальника китайской цивилизации императора Хуанди.

К настоящему времени прошло 77 полных циклов, и с 1984 г. начался 78-й цикл, а следующий, соответственно, начнется с 2044 года.

Таким образом, различные порядки счисления времени и устанавливаемые ими соответствия между космическими силами и явлениями складываются в единую космологическую систему, объединяющую циклическое и линейное время. Неудивительно, что календарь почитался как одна из священных регалий власти и в самом Китае, и в тех странах, где он впоследствии начал использоваться. Сакрализация календаря как в духовной практике, так и в категориях государственной политики основывалась на понимании календаря как универсального воплощения целостности пространства и времени, хаоса (хуньдунь) - бесконечного богатства разнообразия, которое являлось "отсутствующим" в любой точке пространства и времени, но выступало подлинным условием самодостаточности каждого момента бытия. Отсюда и выдвигавшееся китайской традицией требование неповторяемости, ежедневного обновления (жи синь), распространявшееся на все области человеческой деятельности - от принятия важных государственных решений до занятий гимнастическими упражнениями и стрижки волос.

С другой стороны, буддийская концепция перерождений рассматривает появление человека в мире как практически непредсказуемое проявление закона кармы, а не результат линейного исторического развития. Поэтому в отличие от календарных традиций иудаизма, христианства и ислама, в которых хронология была необходима для отсчета времени от Сотворения мира, Рождества Христова и хиджры (переселения Мухаммеда из Мекки в Медину), буддийская традиция не придавала линейности и хронологии никакого значения. Принцип хронологического летосчисления был введен в буддизме лишь в начале 50-х гг. ХХ в., чтобы отметить в 1956 г. 2500-летие со дня Ухода в Нирвану (Паринирваны) Будды Шакьямуни. При этом за точку отсчета был взят 544 г. до н. э. - год, в котором согласно преданию произошло это событие. Он и считается первым годом эры Нирвана - общебуддийского летосчисления, применяемого в настоящее время. Таким образом, 2000 год по григорианскому календарю считается 2544 годом эры Нирвана. Однако в каждой буддийской стране по-прежнему продолжает использоваться собственная традиционная и исторически сложившаяся система календарных расчетов и хронологии. Например, в тибетском календаре летосчисление ведется от так называемого "царского года" - года восшествия на престол первого царя Тибета Ньятри Ценпо, которое произошло в 127 г. до н. э. (поэтому 2000 год соответствует 2127 году тибетского календаря) и т. д.

В Корее, Японии и в странах Юго-Восточной Азии календарь 60-летнего цикла начинает использоваться с IV-IX веков, т.е. в период распространения и утверждения там буддизма.

В Тибете китайский лунный календарь впервые появляется во время правления царя Сонгцэна Гампо (627-650 гг.), когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты. В Монголии двенадцатилетний цикл Зодиака животных впервые был введен в 1210 г., 60-летний цикл появился в начале XIV в., а календарно-астрологическая система (Зурхай) окончательно сформировалась уже к концу XVI в., когда в стране утвердилось учение школы Гэлугпа.

Бурят-монгольский календарный цикл, как и китайский, начинается с года Дерева-Мыши, тогда как тибетский - с года Огня-Кролика. Это объясняется тем, что в 1027 г. (год Огня-Кролика) кашмирский монах Соманатха ввел в Тибете индийскую астрологическую систему Калачакры (тантрического буддизма), которую по преданию Будда Шакьямуни проповедовал в конце своей жизни. Таким образом, за первый год шестидесятилетнего цикла в тибетском календаре принимается "женский" год Огня-Кролика, а началом года (по Калачакре) считается 1-й день третьего месяца китайского лунного календаря, выпадающий на середину апреля календаря григорианского. По названию первого года и сам цикл получил в Тибете название Рабджун. В результате введения Калачакры в тибетском буддизме были приняты две календарно-астрологические системы - индийская (Карци), называемая "белой" и китайская (Джунци), называемая "черной". (Названия "белая" и "черная" были даны в соответствии с преобладающими цветами одежд, которые носили жители Индии и Китая). "Белая астрономия" нашла большое применение в летосчислении (календарях и хронологических таблицах), тогда как положения "черной астрономии" используются преимущественно в астрологии.