Постановление правительства рф 597. Меры, обеспечивающие достижение целевых показателей развития сферы культуры

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597
"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений , касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;

включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;

обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети "Интернет" фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер , направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Реальная заработная плата в целом по Российской Федерации в 2016 году составила 100,7% к 2015 году. Рост реальной заработной платы к 2011 году составил: в 2012 году – 1,08 раза, в 2013 году – 1,14 раза, в 2014 году – 1,15 раза, в 2015 году – 1,05 раза, в 2016 году – 1,05 раза.

В 2016 году были приняты решения, позволившие увеличить МРОТ на 25,7%. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» с 1 июля 2016 года МРОТ повышен на 21% и установлен в размере 7500 рублей в месяц. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» предусматривает увеличение МРОТ с 1 июля 2017 года на 4%, до 7800 рублей (около 70% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по Российской Федерации).

В 2016 году, по данным Росстата, среднемесячная номинальная заработная плата по Российской Федерации составила 36 746 рублей и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,8%, в том числе в области образования – на 4,3% (28 094 рубля, или 76,5% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области культуры и искусства – на 5,7% (31 079 рублей, или 84,6% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области здравоохранения – на 6,2% (30 992 рубля, или 84,3% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области предоставления социальных услуг – на 4,3% (23 955 рублей, или 65,2% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области научных исследований и разработок – на 9,6% (64 054 рубля, или 174,3% к средней заработной плате по Российской Федерации).

Повышению номинальной заработной платы способствует осуществление мероприятий по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, от 1 июня 2012 года №761, от 28 декабря 2012 года №1688, реализация (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р), а также отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, предусматривающих увязку оплаты труда и достижение показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

По данным федерального статистического наблюдения, в 2016 году в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 33 338 рублей и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,1%, образовательных учреждений дошкольного образования – 27 476 рублей (+3,5%), учреждений дополнительного образования детей – 27 989 рублей (+4,3%), образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 30 034 рубля (+1%), преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 29 848 рублей (+4,1%), преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования – 55 028 рублей (+8,5%), научных сотрудников – 53 836 рублей (+4%), врачей – 50 667 рублей (+5,8%), среднего медицинского персонала – 28 174 рубля (+4,3%), младшего медицинского персонала – 18 436 рублей (+9,6%), работников учреждений культуры – 27 080 рублей (+6,3%), социальных работников – 21 601 рубль (+9,3%).

В 2016 и 2017 годах Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов, ведущими профессиональными ассоциациями и крупнейшими компаниями продолжена работа по разработке профессиональных стандартов. По состоянию на 19 апреля 2017 года Минтрудом России утверждено 1004 профессиональных стандарта.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования (далее – организации социальной сферы) предусматривает оценку условий оказания услуг этими организациями. Независимость такой оценки обеспечивается участием в ней общественных советов, которые формируются из представителей всероссийских и региональных общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), представляющих интересы граждан и осуществляющих свою деятельность в соответствующих сферах независимо от государственных органов власти, самих граждан – потребителей услуг, а также обеспечением публичности результатов независимой оценки.

Общественные советы, созданные при федеральных органах исполнительной власти в социальной сфере, рассматривают на своих заседаниях вопросы проведения независимой оценки качества с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в полугодие.

Результаты мониторинга, проводимого Минтрудом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, показывают, что в регионах созданы условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования:

  • во всех субъектах Федерации приняты необходимые нормативные акты, созданы в установленном порядке общественные советы для проведения независимой оценки, определены руководители регионов, ответственные за координацию этой работы;
  • организации социальной сферы формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, посредством размещения её в том числе на своём официальном сайте в сети Интернет. К началу 2016 года, по информации субъектов Федерации, 86,3% организаций имели официальные сайты (в 2013 году – 71,6%), в культуре – 46,9% организаций этой сферы, в социальном обслуживании – 87,1%, в здравоохранении – 91,0%, в образовании – 99,3% организаций;
  • на официальных сайтах в сети Интернет органами государственной власти созданы разделы «Независимая оценка качества» (в социальном обслуживании – в 85 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 83, в образовании – в 80 регионах);
  • обеспечивается техническая возможность выражения мнения потребителей услуг о качестве услуг, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Федерации (в социальном обслуживании – в 67 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 67, в образовании – в 45 регионах);
  • в субъектах Федерации устанавливается практика учёта результатов независимой оценки качества при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания.

Информация о результатах независимой оценки качества размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти, а с 2016 года и на едином портале – официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru (далее – сайт bus.gov.ru). С этой целью на указанном сайте создан специальный функционал и обеспечена техническая возможность для зарегистрированных в установленном порядке пользователей размещать такую информацию. Определён состав информации о результатах независимой оценки качества и порядок её размещения на сайте bus.gov.ru (приказ Минфина России от 22 июля 2015 года №116н), разработано руководство для уполномоченных органов исполнительной власти по размещению данной информации.

В настоящее время на сайте bus.gov.ru создана возможность построения по итогам проведения независимой оценки качества интерактивного регионального рейтинга организаций (по сумме баллов, полученных в ходе оценки) по каждому субъекту Федерации в соответствующей сфере, а также отраслевого рейтинга организаций в целом по Российской Федерации (рейтинги формируются по последним данным по организации в автоматическом режиме по мере размещения информации уполномоченным органом): http://bus.gov.ru/pub/top-organizations .

В 2016 году (по состоянию на 1 февраля 2017 года) охвачено независимой оценкой качества 35,5 тыс. организаций, что составляет 26,0% от общего числа организаций, в том числе в сфере социального обслуживания 2,2 тыс. организаций, или 34,6%, в сфере культуры – 6,9 тыс. организаций, или 33,2%, в сфере охраны здоровья – 3,5 тыс. организаций, или 33,8%, в сфере образования – 22,8 тыс. организаций, или 23,1%, учитываемых Росстатом.

По результатам проведённой независимой оценки качества принимаются планы мероприятий по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы и повышению качества оказания услуг.

По информации субъектов Федерации, в ряде регионов реализуются конкретные меры по совершенствованию работы организаций социальной сферы, разработанные по результатам независимой оценки качества оказания услуг населению, которые охватывают такие направления, как оптимизация работы организаций (изменение графика работы учреждений, врачей, регистратур, введение новых услуг), совершенствование материально-технической базы организаций (оснащение оборудованием и техникой, замена или обновление мебели), создание дополнительных условий для обслуживания маломобильных граждан, в первую очередь инвалидов, оборудование специальных зон для инвалидов и посетителей с детьми, включение результатов независимой оценки в критерии эффективности деятельности организаций, в целевые показатели деятельности их руководителей, мероприятия стимулирующего характера, организация обучения сотрудников учреждений по вопросам повышения качества оказания услуг.

В целях реализации сформирована законодательная база, направленная на оптимизацию пенсионной системы.

С 1 января 2015 года введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, предполагающий переход к формированию пенсионных прав в относительных величинах (пенсионные коэффициенты).

Главная цель введения новой пенсионной формулы – выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии позволяет повысить значение страхового стажа и белой заработной платы.

В целях сохранения приемлемого уровня пенсионного обеспечения лиц, не обеспечивших достаточный вклад в пенсионную систему, предусматривается обособление базовой части страховой пенсии, ресурсное обеспечение которой гарантировано (фиксированная выплата).

Введены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, дифференцированные по классам вредности рабочих мест в зависимости от итогов специальной оценки условий труда.

Создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц в накопительной составляющей, включающая резервы по обязательному пенсионному страхованию (внутренние гарантийные фонды).

Предусмотрены меры, направленные на совершенствование регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Трудовые пенсии граждан, которые были назначены до 1 января 2015 года, пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчёте по новым правилам пенсия не достигает размера, получаемого пенсионером до указанной даты, то такому пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

В 2015 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а также социальной пенсии производились с учётом нового пенсионного законодательства.

С 1 февраля 2016 года осуществлена индексация всех видов страховых пенсий неработающим пенсионерам на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 4558,93 рубля в месяц. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учётом фиксированной выплаты составил 13 100 рублей. Эта индексация страховых пенсий распространяется на страховые пенсии только неработающих пенсионеров.

В целях материальной поддержки пенсионеров в соответствии с «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в январе 2017 года произведена единовременная денежная выплата в размере 5 тыс. рублей. Выплата коснулась как неработающих, так и работающих пенсионеров, в том числе военных.

В 2016 году приняты важные решения, касающиеся механизма индексации пенсий. С 2017 года осуществлён возврат к механизму индексации по фактической инфляции предшествующего года. Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 февраля 2017 года проиндексированы исходя из индекса роста потребительских цен за 2016 год на 5,4% в соответствии с «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г.» и «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии».

Указанное повышение размеров страховых пенсий позволило улучшить материальное обеспечение порядка 31,4 млн неработающих пенсионеров.

С 1 апреля 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» дополнительно увеличены страховые пенсии на 0,38%, то есть исходя из прогнозного уровня инфляции, заложенного в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год (5,8%).

С учётом проведённого в феврале увеличения страховых пенсий и фиксированных выплат к ним, а также увеличения страховых пенсий в апреле, среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13 655 рублей (159,8% прожиточного минимума пенсионера).

Передвижной фонд ведущих российских музеев начиная с 1 марта 2013 года обновляется за счёт организации и проведения передвижных тематических выставок, на которых экспонируются предметы, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации из собрания музеев России.

Всего за отчётный период с 2013 по 2016 год проведено 732 выставки, в том числе:

в 2013 году – 58 выставок;

в 2014 году – 128 выставок;

в 2015 году – 180 выставок;

в 2016 году – 366 выставок.

Финансовое обеспечение выставочных проектов в 2016 году осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», а также за счёт субсидий, предусмотренных заинтересованным музеям на выполнение государственных заданий.

В 2016 году выставочные проекты были осуществлены в таких средних и малых городах, как г. Суздаль (Владимирская область), г. Анадырь, г. Певек (Чукотский автономный округ), г. Выкса (Нижегородская область), г. Боровск (Калужская область), г. Вязьма (Смоленская обл.), г. Невельск (Сахалинская область), г. Егорьевск, г. Электросталь, пос. Баковка, г. Голицыно, г. Истра, г. Сергиев Посад (Московская область), г. Прокопьевск (Кемеровская область), г. Горно-Алтайск (Республика Алтай), г. Нижний Тагил (Свердловская область), г. Бахчисарай (Республика Крым), г. Майкоп (Республика Адыгея), г. Данков (Липецкая область), г. Ливны (Орловская область), г. Кимовск (Тульская область).

В настоящее время в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на базе единого портала популяризации культурного наследия России «Культура.рф » представлено 235 виртуальных музеев, 87 из которых созданы с привлечением средств федерального бюджета.

Наряду с созданием новых виртуальных музеев в 2016 году осуществлялась модернизация действующих, например, Виртуальный музей архитектуры обновлён при участии специалистов Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева и получил приз международного конкурса Heritage in Motion в номинации «Приложение для мобильных устройств».

Ежегодно Минкультуры России формирует выставочные планы на основе предложений ведущих музеев и заявок субъектов Российской Федерации. Объём финансирования выставочных проектов за счёт средств федерального бюджета составляет 60–70% от общей сметы расходов на указанные цели, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников – 30–40%.

В музеях Российской Федерации в 2012–2016 годах проведено 314 057 выставок, в том числе:

в 2012 году – 52 840 выставок,

в 2013 году – 57 593 выставки,

в 2014 году – 63 038 выставок,

в 2015 году – 69 628 выставок,

в 2016 году – 70 958 выставок.

В 2016 году в музеях Российской Федерации организовано 70 958 выставок, что на 34% больше, чем в 2012 году. Количество экспонируемых на выставках музейных предметов составило 6 589 403 единицы, что на 41% больше, чем в 2012 году. Из общего количества выставок музеями федерального ведения в субъектах проведено 1298 выставок, на которых было представлено 615 398 музейных предметов.

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

  • увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
  • доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
  • создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

  • подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;
  • создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

  • повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
  • повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

  • подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;
  • разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

  • создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;
  • включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;
  • обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;
  • обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
  • обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;
  • увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;
  • увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;
  • увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПЕРЕЧНЕ
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НА КОТОРЫЕ
РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "УСТАВ
О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ
ОСОБО РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ И ЯДЕРНО ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА
И ОБЪЕКТЫ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ",
ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ
АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень эксплуатирующих организаций, на которые распространяется действие Федерального закона "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии".

2. В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240 "Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст. 1180; 2005, N 7, ст. 560) слова "Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации" заменить словами "Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии".

3. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. N 744 "Об утверждении Устава о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3557).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2011 г. N 597

ПЕРЕЧЕНЬ
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "УСТАВ О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОСОБО РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ
И ЯДЕРНО ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕКТЫ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

1. Открытое акционерное общество "ТВЭЛ", г. Москва

2. Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", г. Краснокаменск, Забайкальский край

3. Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод", г. Электросталь, Московская область

4. Открытое акционерное общество "Новосибирский завод химконцентратов", г. Новосибирск

5. Открытое акционерное общество "Чепецкий механический завод", г. Глазов, Удмуртская Республика

6. Открытое акционерное общество "Хиагда", пос. Багдарин, Баунтовский район, Республика Бурятия

7. Открытое акционерное общество "Уральский электрохимический комбинат", г. Новоуральск, Свердловская область

8. Открытое акционерное общество "Сибирский химический комбинат", г. Северск, Томская область

9. Открытое акционерное общество "Ангарский электролизный химический комбинат", г. Ангарск, Иркутская область

10. Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Электрохимический завод", г. Зеленогорск, Красноярский край

11. Открытое акционерное общество "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов", г. Димитровград-10, Ульяновская область

12. Открытое акционерное общество "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова", г. Нижний Новгород

13. Открытое акционерное общество "Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля", г. Москва

14. Открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", г. Москва, со следующими филиалами:

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Балаковская атомная станция", Натальинское муниципальное образование Балаковского муниципального района, Саратовская область

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция", г. Заречный, Свердловская область

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Билибинская атомная станция", г. Билибино, Чукотский автономный округ

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция", г. Волгодонск-28, Ростовская область

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Калининская атомная станция", г. Удомля, Тверская область

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Кольская атомная станция", г. Полярные Зори, Мурманская область

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция", г. Курчатов, Курская область

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Ленинградская атомная станция", г. Сосновый Бор, Ленинградская область

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Нововоронежская атомная станция", г. Нововоронеж, Воронежская область

филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Смоленская атомная станция", г. Десногорск, Смоленская область

15. Открытое акционерное общество "Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара", г. Москва

16. Открытое акционерное общество "Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии", г. Москва

17. Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации", г. Москва

18. Открытое акционерное общество "Институт физико-технических проблем", г. Дубна, Московская область

19. Открытое акционерное общество "Научно-технический центр "Ядерно-физические исследования", г. Санкт-Петербург

20. Открытое акционерное общество "Санкт-Петербургский "ИЗОТОП", г. Санкт-Петербург

21. Открытое акционерное общество "Изотоп", г. Екатеринбург

22. Открытое акционерное общество "Атомспецтранс", г. Москва

23. Открытое акционерное общество "Всерегиональное объединение "Изотоп", г. Москва

24. Открытое акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени и ордена труда ЧССР опытное конструкторское бюро "ГИДРОПРЕСС", г. Подольск, Московская область

25. Открытое акционерное общество "Гидрометаллургический завод", г. Лермонтов, Ставропольский край

26. Открытое акционерное общество "Балтийский завод", г. Санкт-Петербург

27. Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", г. Северодвинск, Архангельская область

28. Открытое акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка", г. Северодвинск, Архангельская область, с филиалом "Судоремонтный завод "Нерпа", г. Снежногорск, Мурманская область

29. Открытое акционерное общество "Дальневосточный завод "Звезда", г. Большой Камень, Приморский край

30. Общество с ограниченной ответственностью "Новоуральский научно-конструкторский центр", г. Новоуральск, Свердловская область

31. Закрытое акционерное общество "Центротех - СПб", г. Санкт-Петербург

32. Закрытое акционерное общество "ОКБ - Нижний Новгород", г. Нижний Новгород

33. Закрытое акционерное общество "Далур", с. Уксянское, Далматовский район, Курганская область

34. Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк", г. Озерск, Челябинская область

35. Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат", г. Железногорск, Красноярский край

36. Открытое акционерное общество "Институт реакторных материалов", г. Заречный, Свердловская область

37. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики", г. Саров, Нижегородская область

38. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина", г. Снежинск, Челябинская область

39. Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова", г. Москва

40. Акционерное общество "Научно-исследовательский институт приборов", г. Лыткарино, Московская область

41. Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова", г. Сосновый Бор, Ленинградская область

42. Акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко", г. Заречный, Пензенская область

43. Федеральное государственное унитарное предприятие "Приборостроительный завод", г. Трехгорный, Челябинская область

44. Акционерное общество "Государственный научный центр Российской Федерации Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований", г. Москва

45. Акционерное общество "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского", г. Обнинск, Калужская область

46. Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт Научно-производственное объединение "ЛУЧ", г. Подольск, Московская область

47. Открытое акционерное общество "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина", г. Санкт-Петербург

48. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт Теоретической и Экспериментальной Физики", г. Москва

49. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий", г. Протвино, Московская область

50. Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота, г. Мурманск-17

51. Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Москва, со следующими филиалами:

"Северо-западный территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Санкт-Петербург

"Приволжский территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Нижний Новгород

"Южный территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Ростов-на-Дону

"Уральский территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Екатеринбург

"Сибирский территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Иркутск

"Дальневосточный территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Хабаровск

Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО" - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Мурманск

Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Владивосток

52. Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова", г. Санкт-Петербург

53. Федеральное государственное учреждение "Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна", г. Москва

54. Федеральное государственное унитарное предприятие Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства, г. Озерск, Челябинская область

55. Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" Федерального медико-биологического агентства, г. Москва

56. Открытое акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова", г. Москва, с филиалом ОАО "НИФХИ" им. Л.Я. Карпова", г. Обнинск, Калужская область

57. Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей", г. Санкт-Петербург

58. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научный центр "Прикладная химия", г. Санкт-Петербург

59. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", г. Москва

60. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г. Москва

61. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет", г. Томск

62. Федеральное государственное унитарное предприятие "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды", г. Москва

63. Учреждение Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН, г. Гатчина, Ленинградская область

64. Объединенный институт ядерных исследований, г. Дубна, Московская область

65. Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами", г. Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ июля 2013 г. № 597 О совершенствовании условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций в зависимости от результатов финансово- хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

В целях усиления зависимости оплаты труда руководителей коммерческих организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе.

2. Установить, что:

2.1. коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя коммерческой организации независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент) не может превышать 8,0.

Решение об установлении конкретного размера коэффициента принимается органом, заключившим контракт, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. При этом в отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, включая банки, этот коэффициент согласовывается:

До 6,0 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор;

Свыше 6,0 и до 8,0 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром Республики Беларусь.

При невыполнении по итогам полугодия двух и более показателей прогноза социально-экономического развития, доведенных в установленном порядке, коэффициент устанавливается не более 4,0 включительно.

В последующем коэффициент, определенный в контракте с руководителем коммерческой организации в соответствии с частью второй настоящего подпункта, устанавливается при выполнении за квартал всех показателей прогноза социально-экономического развития, доведенных в установленном порядке.

Фактический коэффициент рассчитывается по организации в целом нарастающим итогом с начала отчетного года.

Персональная ответственность за обоснованность установления коэффициента возлагается на руководителей государственных органов и организаций, уполномоченных на заключение контрактов с руководителями государственных организаций, указанных в абзаце первом части второй настоящего подпункта;

2.2. при расчете коэффициента не учитываются:

Государственные премии Республики Беларусь;

Единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение в установленном порядке государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;

Премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях;

Единовременная премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля- ярмарки тружеников села «Дажынкi», независимо от источника их выплаты;

Годовой бонус;

Материальная помощь, выплаченная при предоставлении трудового отпуска и по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством;

Выплаты за преподавательскую, научную или иную творческую деятельность, медицинскую практику, осуществляемую в соответствии с законодательством;

Вознаграждения за содействие созданию и использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;

Заработная плата за руководство производственной практикой учащихся и студентов;

Суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников по оплате жилищно-коммунальных услуг или за пользование жилым помещением (сверх предусмотренных законодательством);

Денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск;

2.3. перечень выплат, не учитываемых при расчете коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя банка и средней заработной платы по банку в целом, определяется Национальным банком;

2.4. руководителям организаций, которым согласно законодательству установлены фиксированные оклады в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, коэффициент не устанавливается;

2.5. руководителям организаций независимо от формы собственности не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждение по итогам работы за год при наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом и (или) задолженности по выплате заработной платы.

3. Рекомендовать собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в том числе организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 процентов, устанавливать условия оплаты труда руководителей в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным настоящим постановлением.

4. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 сентября 2013 г. обеспечить приведение условий оплаты труда руководителей, предусмотренных в контрактах, в соответствие с настоящим постановлением.

5. Министерству труда и социальной защиты давать разъяснения по применению настоящего постановления.

6. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь и их отдельные структурные элементы согласно приложению.

Премьер-министр Республики Беларусь М.Мясникович

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь.07.2013 № 597

ПОЛОЖЕНИЕ об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе

1. Настоящим Положением определяются условия оплаты труда руководителей государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов (далее – руководители), в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими организаций.

2. Заработная плата руководителей, условия оплаты труда которых определяются в соответствии с настоящим Положением, состоит из оклада, надбавки, премии, бонусов, вознаграждений, выплачиваемых по результатам финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов (далее – организации), и иных выплат, предусмотренных законодательством.

Оклад руководителя (далее – оклад) формируется путем суммирования базового оклада, исчисленного в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения (далее – базовый оклад), и суммы его повышения, предусмотренного в пункте 4 настоящего Положения.

3. Базовый оклад по решению органа, уполномоченного заключить контракт (далее – орган, заключивший контракт), может устанавливаться:

В размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности за период с начала года, предшествующий месяцу установления базового оклада;

На основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь согласно приложению и тарифной ставки первого разряда, действующей в организации либо установленной по решению органа, заключившего контракт;

На основе тарифных коэффициентов тарифной сетки, утвержденных соглашениями на отраслевом уровне (тарифным соглашением) либо местном уровне (местным соглашением), и тарифной ставки первого разряда, действующей в организации или установленной по решению органа, заключившего контракт.

Порядок изменения базового оклада определяется органом, заключившим контракт.

4. Базовый оклад по решению органа, заключившего контракт, повышается при заключении, изменении, продлении контракта либо заключении нового контракта по истечении максимального срока действия ранее заключенного контракта не более чем на 50 процентов в соответствии с абзацем третьим подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 58, 1/512).

5. По решению собственника имущества руководителям убыточных организаций, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также руководителям организаций, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств, могут устанавливаться на период не более двух лет фиксированные оклады (без начисления на них надбавок, премий, бонусов и других выплат стимулирующего характера).

Данные фиксированные оклады устанавливаются в кратных размерах среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности нарастающим итогом с начала года, не превышающих ее размер более чем в 4,5 раза.

6. Руководителям могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера:

6.1. надбавка в размере не более 150 процентов оклада с учетом сложности, напряженности, ответственности управленческого труда.

Конкретный размер данной надбавки устанавливается органом, заключившим контракт;

6.2. премии, краткосрочные бонусы за:

Выполнение прогнозных показателей, доведенных в установленном порядке в рамках обеспечения выполнения прогноза социально- экономического развития Республики Беларусь;

Достижение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

Другие показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Конкретные размеры, показатели, условия и периодичность выплаты премий, краткосрочных бонусов устанавливаются органом, заключившим контракт, а их общая сумма не должна превышать трех окладов в расчете за месяц;

6.3. ежемесячное вознаграждение за обеспечение реализации продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижение запасов готовой продукции в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах.

Конкретные размеры, порядок и условия выплаты ежемесячного вознаграждения определяются органом, заключившим контракт;

6.4. вознаграждение за непосредственное участие в заключении внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации в процентном отношении от суммы этой сделки (договора).

Конкретные размеры, порядок, условия и периодичность выплаты вознаграждения определяются органом, заключившим контракт;

6.5. вознаграждение по итогам работы за год.

Выплата руководителю вознаграждения по итогам работы за год производится после подведения итогов работы организации одновременно с выплатой указанного вознаграждения работникам организации по условиям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством;

6.6. годовой бонус – единовременное поощрение в размере до 1 процента от полученной по итогам отчетного года чистой прибыли организации, но не более 12 окладов включительно, выплачиваемое после подведения итогов работы организации при условии выполнения прогнозного показателя чистой прибыли организации за отчетный год и иных доведенных в установленном порядке прогнозных показателей в рамках обеспечения выполнения прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в целом за отчетный год, а также отсутствия задолженности по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов.

Руководителям организаций, которым в течение отчетного года оказывалась государственная поддержка, годовой бонус может выплачиваться по решению органа, заключившего контракт, только при выполнении в полном объеме устанавливаемых в соответствующих решениях условий государственной поддержки.

Конкретные размеры, показатели и порядок выплаты годового бонуса определяются органом, заключившим контракт, и не подлежат изменению в течение отчетного года.

7. Руководителю может быть выплачена материальная помощь:

7.1. при предоставлении трудового отпуска:

В размере не более двух окладов один раз в течение календарного года;

В размере не более 0,5 фиксированного оклада, установленного в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения по решению собственника имущества в организациях, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств;

7.2. по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством.

8. Не устанавливаются одновременно следующие выплаты стимулирующего характера:

Премии, краткосрочные бонусы, предусмотренные в подпункте 6.2 пункта 6 настоящего Положения, вместе с вознаграждениями, предусмотренными в подпунктах 6.3 и (или) 6.4 пункта 6 настоящего Положения;

Вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное в подпункте 6.5 пункта 6 настоящего Положения, вместе с годовым бонусом, предусмотренным в подпункте 6.6 пункта 6 настоящего Положения.

Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные в подпунктах 6.3 и 6.4 пункта 6 настоящего Положения, устанавливаются руководителю только в случае осуществления указанных выплат работникам организации.

Конкретные суммы выплат, предусмотренных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 и пункте 7 настоящего Положения, согласовываются органом, заключившим контракт, в порядке и сроки, установленные им.

9. Основаниями для обязательного снижения (лишения) премий, бонусов и вознаграждений руководителю являются реализация продукции, товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям стандартов, непринятие мер по соблюдению производственной, трудовой и исполнительской дисциплины и обеспечению безопасных условий труда в возглавляемой им организации, а также необеспечение нарастающим итогом с начала отчетного года оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива и другие.

10. Условия оплаты труда руководителей, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными условиями заключаемых с ними контрактов.

11. При заключении контракта с руководителем условия и размеры оплаты его труда определяются с учетом установленного коэффициента соотношения его средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент).

12. При назначении руководителя на должность либо принятии решения об уменьшении руководителю коэффициента в течение отчетного года расчет его фактического значения производится нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен (изменен) контракт.

При принятии решения об увеличении руководителю коэффициента расчет его фактического значения производится нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из нового размера коэффициента.

13. Расчет коэффициента для руководителя организации, к которой в результате реорганизации присоединена иная организация с созданием на базе имущества присоединенной организации филиала либо структурного подразделения, может по решению органа, заключившего контракт, производиться в течение трех лет без учета фонда заработной платы и среднесписочной численности работников данного филиала либо структурного подразделения.

14. Выплата заработной платы руководителям производится не ранее ее выплаты работникам организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной работникам.