Подобрать монитор для обработки фотографий. Оптимальный монитор для фотографии

С приходом цифровой эпохи мир фотографии кардинально изменился. Еще каких-то несколько лет назад мы все активно фотографировали и бежали в фотолаборатории печатать свои фотографии. Чуть позже мы начали печатать снимки у себя дома при помощи струйных или сублимационных принтеров. А сейчас? Можете ли вспомнить, когда вы последний раз печатали фотографии? Я поймал себя на мысли, что уже лет пять ничего не печатал. Необходимость отпала. Наши фотографии теперь окончательно стали исключительно цифровыми. Мы смотрим их на мониторах наших компьютеров, выкладываем в сеть и таким образом делимся ими со своими друзьями.

Именно поэтому вторым самым главным инструментом для современного фотографа, неважно профессионал он или простой любитель, после цифрового фотоаппарата является монитор. Но не все мониторы одинаковы. И дело тут вовсе не в размерах, хотя и они, конечно, имеют значение. Обращали ли вы внимание на тот факт, но одни и те же изображения на разных мониторах выглядят совершено по-разному? Где-то картинка смотрится сочной, где-то блеклой, где-то более теплой, а где-то в холодных тонах. В такой ситуации сделать вывод о том, как выглядит изображение на самом деле практически не возможно. Более того, если обрабатывать фотографии на не подходящем мониторе, то велик шанс, что ваши работы будут красивыми только на вашем мониторе. Остальные же увидят перенасыщенные или наоборот изображения со смещенным в ту или иную сторону цветовым балансом. Выход из данной ситуации только один - использование правильного монитора. На сегодняшний день самыми лучшими мониторами для работы с цветом были и есть мониторы с электронно-лучевыми трубками. Но эра их прошла. Время лазерных мониторов еще не настала, поэтому нам приходится выбирать мониторы с ЖК матрицей.

Итак, какими же характеристиками должен обладать такой монитор?

1. Тип матрицы. Существует несколько типов ЖК-матриц, различающихся по технологии изготовления и как результат по качеству воспроизведения изображения. Сегодня на рынке представлены матрицы четырех видов: TN, PVA, MVA и IPS. Для работы с цветом лучше всего подходят IPS матрицы. Данный тип ЖК-матрицы имеет наиболее правильную цветопередачу, но и наиболее высокую стоимость. Менее пригодны для обработки изображений мониторы с матрицами PVA и MVA. Совершенно не подходят наиболее распространенные дешевые матрицы TN.

2. Угол обзора. Он должен быть максимально широким. У дешевых матриц угол обзора очень узкий и при даже небольшом изменении угла просмотра изображение начинает темнеть, а цвета искажаются. Наилучшими параметрами угла обзора обладает ЖК-матрица ISP.

3. Поверхность матрицы. Не смотря на модную современную тенденцию изготовления глянцевых экранов, такой вариант покрытия не подходит для монитора, предназначенного для работы с изображениями. Поверхность должна быть матовая.

4. Подсветка. Для корректной обработки изображений важным фактором является однородность подсветки. Она должна быть идеально ровной по всей поверхности, без засветов по краям. Светодиодная LED-подсветка будет предпочтительней. При этом монитор должен воспроизводить глубокий черный цвет, через который просвечивается подсветка матрицы.

5. Размер. Несмотря на то, что размер имеет второстепенное значение, его роль при обработке изображений, а особенно ретуши, нельзя недооценивать. Наиболее удобный для работы диапазон 22-26 дюймов по диагонали. Самой популярной является диагональ в 24 дюйма.

6. Цветовой охват. Способность монитора отображать расширенный диапазон цветов. Изображения на таких мониторах выглядят насыщеннее, чем на обычных моделях. Но в этой функции кроется потенциальная проблема. Если основная цель фотографа обработка фотографий с последующим выкладыванием их, например, в сеть или передача их кому-либо на цифровом носителе, то полученная красивая сочная картинка при просмотре на другом мониторе будет смотреться вялой и безжизненной. Поэтому калибровка мониторов с расширенным цветовым охватом обязательна.

Теперь, когда мы разобрали требования к монитору для фотографа, перейдем к обзору представленных на рынке современных моделей. Сознательно опустим модели дорогого профессионального сегмента, цены на которые находятся за пределами 1000 евро. Остановимся на бюджетных моделях мониторов, обладающих, тем не менее, очень хорошими характеристиками и пользующихся популярностью у продвинутых фотографов.

1. ASUS PA248q
2. Dell U2412m
3. Nec MultiSync PA241w
4. HP ZR2440w

ASUS PA248q
Добротный функциональный монитор для профессиональной работы с цветом. Имеет строгий минималистичный дизайн. В сравнении с предыдущей ламповой моделью стал немного тоньше и элегантнее. Имеет привлекательную цену. Но качество продуктов ASUS последнее время стало спорным вопросом.


Технические характеристики:
Диагональ: 24”
Тип ЖК-матрицы: IPS
Разрешение: 1920х1200
Время отклика: 6 ms
Яркость: 300 cd/m2
Контрастность: 1000:1/80000000:1
Углы обзора: 178°/178°

Стоимость: 16 000 - 18 000 рублей

Достоинства:
Качественные материалы и точная сборка
Удобное управление
Быстрая матрица
Цветовой охват по стандарту sRGB на 94,9%
USB-хаб на 4 выхода с поддержкой стандарта USB 3.0

Недостатки:
Высокая яркость даже на минимальных значениях
Матовая матрица с сильным кристаллическим эффектом
Проблемы с неравномерной подсветкой на темном фоне

DELL U2412m
Новинка от компании DELL, стабильно выпускающей неизменно качественные продукты. Представленная модель характеризуется, прежде всего, недорогой стоимостью, которая стала возможной благодаря использованию экономичной e-ISP матрицы от компании LG.Display.

Технические характеристики:
Диагональ: 24”
Тип ЖК-матрицы: e- IPS
Разрешение: 1920х1200
Время отклика: 8 ms
Яркость: 300 cd/m2

Углы обзора: 178°/178°

Стоимость: 13 000 - 15 000 рублей

Достоинства:
Стильный современный дизайн
Очень удобная эргономичная подставка
Цветовой охват по стандарту sRGB на 96,4%
Хорошая цветопередача при заводских настройках
Низкая цена
Быстрая матрица
Широкий диапазон изменения яркости

Недостатки:
Плохая равномерность подсветки
Мерцание подсветки
Ощутимый кристаллический эффект

Nec MultiSync PA241w
Самая дорогая модель из представленных в этом обзоре. Профессиональные серии мониторов NEC, к которой также относится и эта модель, практически не уступают продуктами таких именитых компаний Eizo и LaCie. В основе этого монитора лежит матрица P-ISP от все той же компании LG.Display. Такая же матрица, например, применяется в мониторах DELL U2410.


Технические характеристики:
Диагональ: 24”
Тип ЖК-матрицы: P- IPS
Разрешение: 1920х1200
Время отклика: 8 ms
Яркость: 360 cd/m2
Контрастность: 1000:1
Углы обзора: 178°/178°

Стоимость: 34 000 - 36 000 рублей

Достоинства:
Качественные материалы
Датчик освещенности
Большие возможности тонкой настройки монитора
Эргономичная подставка
Слабовыраженный кристаллический эффект
Быстрая матрица
Функциональное ПО в комплекте
Отлично настроенный режим sRGB
Возможность регулировки уровня черного
Широкий диапазон регулировки яркости

Недостатки:
Очень высокая цена на фоне конкурентов
Высокочастотный гул при работе
Высветленные углы на черном фоне
Плохая эмуляция цветовых стандартов
Высокое энергопотребление
Отсутствие HDMI

HP ZR2440w
Эта модель монитора является прямым конкурентом DELL U2412m, поскольку построена на точно такой же e-IPS матрице. Различие заключается лишь в более высоком пределе яркости и внешнем виде. Немаловажен и тот момент, что продукция HP в России традиционно представлена хорошим сервисом и хорошим программным обеспечением.

Технические характеристики:
Диагональ: 24”
Тип ЖК-матрицы: e- IPS
Разрешение: 1920х1200
Время отклика: 6 ms
Яркость: 350 cd/m2
Контрастность: 1000:1/2000000:1
Углы обзора: 178°/178°

Стоимость: 18 000 - 21 000 рублей

Достоинства:
Стильный корпус из качественных материалов
Высокое качество цветопередачи без дополнительной настройки
Высокая скорость матрицы
Широкий диапазон регулировки матрицы без потери контрастности
Эргономичная подставка
Удобное меню
Низкий кристаллический эффект
Отсутствие посторонних шумов во время работы

Недостатки:
Относительно высокая цена
Псевдовосьмибитная матрица
Соответствие стандарту sRGB на 93,6%

Выводы:
Представленные модели имеют крайне схожие технические характеристики, обусловленные использованием производителями фактически идентичной ЖК-матрицы производства LG.Display. Исключение составляет лишь монитор компании NEC с немного иной матрицей, но все той же LG. Выбор моделей мониторов размеров в 24 дюйма крайне мал и выбирать приходится, исходя из брендовых предпочтений, размера кошелька и вкусовых предпочтений. Надеюсь, эта статья хотя бы отчасти поможет в этом выборе.

Оставайтесь на связи!

Как выбрать монитор для работы с цветом и фотографией. Модели мониторов.

Монитор для фотографа, ЖК или ЭЛТ, тип матрицы, поверхность матрицы, аппаратная калибровка,

Выбор монитора для фотографа.

Итак, вы купили фотоаппарат, необходимые принадлежности к нему, сделали много фотографий,слили, все в компьютер и теперь настало время для творчества, а именно, выбросить большую часть как брак, отсортировать, провести корекцию, поработать в графических редакторах. Для правильной цветопередачи и коректного отображения ваших шедевров Вам необходим монитор, который сумеет правильно, без искажений отображать цвета, на котором Вам будет удобно работать и у которого не будут, плавать, цвета.

Обзоров и советов в нете много, но на мой взгляд эта статья и сайт ответит беспристрастно на этот очень важный вопрос и на многие другие вопросы касающиеся монитора для фотографа.

Ну а затем нужно напечать (что теперь в эпоху цифры встречается все реже) фотографии именно в таком цвете как Вы задумали. С той тональностью и отенком серого, какой вы видели на своем мониторе, вот здесь еще одина проблема Вас ожидает. Но это уже другая тема. Итак:

При выборе любого сложного устройства очень полезным источником сведений является Интернет - особенно форумы. Чем популярней выбираемое устройство, тем больше информации можно получить от его нынешних и прошлых владельцев. А вот при выборе профессиональной (редкой/дорогой) техники отзывов очень немного. Приходится полагаться на мнение продавцов, а какой из продавца советчик? Один из примеров - мониторы для фотографов и полиграфистов, основное требование к которым - качественное воспроизведение цвета. Я постараюсь рассказать об основных критериях, которые будут полезны при выборе такого монитора.

Критерий № 0 (бесполезный): ЖК или ЭЛТ?

Этот раздел можно было бы опустить, но мне до сих пор (2009 г.) задают вопрос: "Можно ли для работы с цветом использовать ЖК мониторы?"

Самая существенная часть ответа очевидна. Независимо от возможностей ЖК-мониторов их придётся использовать. Ибо выпуск ЭЛТ-мониторов прекращён несколько лет назад, складские запасы распроданы, а покупка подержаного ЭЛТ монитора больше похожа на лоторею (если вообще возможна). Впрочем, не стоит расстраиваться. Среди современных ЖК-мониторов есть немало моделей, неплохо воспроизводящих цвет. А если к этому добавить всем известные преимущества ЖК-мониторов над своими ЭЛТ-предшественниками, то картина становится довольно оптимистичной.

Критерий № 1 (очевидный): размеры и разрешение

Выбор размера монитора - дело вкуса и бюджета. Наиболее распространённое мнение: чем больше, тем лучше. Но дороже. Мнение автора: максимально-удобная диагональ - 26". Тридцатидюймовые модели, на мой взгляд, великоваты - при обычном расстоянии до экрана приходится слишком часто поворачивать голову. Ещё одно замечание для тех, кто выбирает в "небольших" диагоналях: 22-дюймовый широкоэкранный монитор имеет практически такую же высоту, как обычный 19-дюймовый. Всё увеличение диагонали у него ушло в ширину.

Критерий № 2 (обязательный): тип матрицы

Основа современного монитора - ЖК-матрица. Современные матрицы бывают четырех видов: TN, PVA, MVA и IPS. Лучше всего для работы с цветом подходят матрицы IPS (они же являются самыми дорогими). Совершенно неподходят самые дешёвые (и потому самые популярные) TN-матрицы. Промежуточное положение (по цене и качеству) занимают матрицы PVA и MVA. Среди мониторов на таких матрицах встречаются вполне приличные, особенно если приходится экономить.

Критерий № 3 (важный): поверхность матрицы

В последнее время становятся всё большее распространение получают ЖК-мониторы с глянцевой поверхностью. Понять причины этого трудно. Возможно, производители рассчитывают на более эффектный внешний вид монитора на полке магазина. Но для настоящей работы с изображениями мониторы с глянцевой поверхностью противопоказаны: вы будете видеть своё отражение, а не обрабатываемую фотографию. Единственное, что хорошо делают такие мониторы - показывают кино в полумраке.

Критерий № 4 (всего лишь полезный): аппаратная калибровка

В некоторых, наиболее дорогих, мониторах (напр. NEC, Lacie, Eizo) встречается т.н. "аппаратная" или "внутренняя" калибровка. Опыт показывает, что эта возможность действительно улучшает качество изображения и повышает точность калибровки. Но это улучшение не является принципиальным, и без него вполне можно обойтись - если бюджет не позволяет приобрести монитор с внутренней калибровкой.

Критерий № 5 (неожиданный): увеличенный цветовой охват.

Одно из направлений развития современных профессиональных мониторов - расширение диапазона цветов, которые способен воспроизвести монитор (т.е увеличение цветового охвата). Мониторы с увеличенным цветовым охватом способны отображать более насыщенные цвета, чем обычные модели.

Эта безусловно (на первый взгляд) полезная возможность кроет в себе потенциальную проблему. Практически все изображения, предназначенные для распространения (в т.ч. через Интернет) подготовлены на среднем мониторе и в расчёте на характеристики среднего монитора. Такие изображения (если мы работаем в программе без встроенной системы управления цветом) на мониторе с увеличенным цветовым охватом будут выглядеть более насыщенным, что особенно критично для портретов. Возможна и обратная ситуация - фотография, хорошо выглядящая в веб-браузере на мониторе с большим цветовым охватом, станет бледной и вялой на обычном мониторе.

В целом увеличенный цветовой охват безусловно полезен, пока мы работаем внутри программ, имеющих встроенную систему управления цветом (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и т.д.). Если мы обмениваемся изображениями с окружающим миром, эта "фишка" может доставить небольшие неприятности. В любом случае калибровка такого монитора аппаратная с помощью измерительного прибора обязательна.

Модели

В заключение - перечень производителей, мониторы которых больше или меньше подходят для работы с цветом. Единственный критерий при отборе мониторов в этом обзоре - тип матрицы. Поэтому присутсвие какой либо модели здесь не означает, что я однозначно рекомендую её для работы с цветом. Выбор нужно делать исходя из множества параметров.

Acer

Среди множества недорогих мониторов компании Acer когда то можно было найти несколько моделей, используюших MVA-матрицы и способных стать приемлимым выбором в условиях ограниченного бюджета. Сейчас все мониторы Acer используют TN матрицы и не подходят для работы с изображениями.

AL1952 19" PVA
AL2616Wsd 26" PVA
AL2623W 26" PVA
AL2623Wtd 26" PVA
FP241W 24" MVA
2408WFP 24" S-PVA
2709W 27" S-PVA
UltraSharp U2410 24" IPS
3008WFP
FlexScan S1961H 19" S-PVA
FlexScan S2232WSE 22" S-PVA
FlexScan SX2461WK 24" S-PVA
FlexScan SX2761WK 27" S-PVA
FlexScan SX3031WK 30" S-PVA
ColorEdge CG211 21" S-IPS
FlexScan L761T 19" S-IPS
FlexScan MX190K 19" S-PVA
FlexScan MX210K 21" S-PVA
Eizo FORIS FS2331 19 PVA
Eizo ColorEdge CG211
Eizo ColorEdge CG223W
Eizo ColorEdge CG232W Reference
Eizo ColorEdge CG243W
Eizo ColorEdge CG245W
ColorEdge CG303W
Eizo FlexScan SX2462WH
Eizo FlexScan SX2761WK
Eizo FlexScan SX2762W
Eizo FlexScan SX3031WK
Eizo FORIS FX2431W

Fujitsu-Siemens

P20-2S 20" S-IPS
P26W-5 26" S-IPS
Fujitsu P22W-5 ECO IPS
Fujitsu P23T-6 IPS
Fujitsu P24W-5 ECO IPS
Fujitsu P24W-6 IPS
Fujitsu P27T-6 IPS

HP

LP2480zx 24" H-IPS
LP2275w 22" PVA
LP2475w 24" S-IPS
HP LP2475w
19" S-IPS
20" S-IPS
24" S-PVA
26" H-IPS
24" S-PVA
30" S-PVA

LG

Flatron L2000C 20" S-IPS
MultiSync LCD2490WUXi 24" S-IPS
MultiSync 1990SX 19" PVA
MultiSync EA191M 19" PVA
MultiSync LCD1990FX 19" S-IPS
MultiSync LCD1990FXp 19" PVA
MultiSync LCD2090UXi 20" S-IPS
MultiSync LCD2170NX 21" PVA
MultiSync LCD2190UXp 21" S-PVA
MultiSync LCD2470WNX 24" S-PVA
MultiSync LCD24WMGX3 24" MVA
MultiSync LCD2690WUXi 26" H-IPS
MultiSync LCD3090WQXi 30" H-IPS
MultiSync P221W 22" S-PVA
SpectraView 1990 19" S-IPS
SpectraView 2090 20" S-IPS
SpectraView 2190 21" S-IPS
SpectraView 3090 30" H-IPS
MultiSync LCD2190UXi 21" S-IPS
NEC MultiSync EA231WMi
NEC MultiSync EA232WMi
NEC MultiSync LCD1990SXi
NEC MultiSync LCD2180UX
NEC MultiSync LCD2190UXp
NEC MultiSync LCD2490WUXi2
NEC MultiSync LCD2690WUXi2
NEC MultiSync PA231W
NEC MultiSync PA241W
NEC MultiSync PA271W
NEC MultiSync PA301W
NEC SpectraView 231
NEC SpectraView 3090
NEC SpectraView Reference 241

Калибровка монитора.

Зачем нужна калибровка монитора?
Калибровать монитор нужно, что бы добиться естественной передачи цветов.

………………………………………………………………………………………………………………….

Абсолютного соответствия картинки на мониторе и на отпечатке вы НИКОГДА не добьётесь по двум причинам:

Первая причина: бумага не светится как монитор, она отражает свет (а он бывает разный). В зависимости от света, при котором вы рассматриваете отпечатки, оттенок на них будет меняться. Попробуйте посмотреть фотографию при свете ламп, а потом подойдя к окну. Обратите внимание, как изменились оттенки.

Вторая причина: в пролабе зарядили новый рулон бумаги, и цвет чуть ушёл. И если вы верите, что в пролабе каждый день калибруют печатную машину, то вы святой человек!

Если вы понятия не имеете, на какой матрице сделан ваш монитор, но покупали его исходя из требований «что бы был не дорогой» то, скорее всего у вас монитор на TN матрице. Калибровать монитор на TN матрице бессмысленно, но владельцы дешевых мониторов тоже верят в чудо, и не будем разрушать их иллюзии. Правильный монитор - дорогой монитор с IPS или чуть более дешевый с PVA(MVA) матрицей.

Термины необходимые для понимания процесса калибровки монитора.

Цветовая температура.
Если говорить простым языком, то цветовая температура это «цвет света». Физики придумали «абсолютно черное тело» и стали нагревать его, измеряя температуру в «кельвинах».
Нас же интересует вопрос, какую цветовую температуру монитора ставить. Основных стандартов всего два: 5000к (кельвинов) и 6500к.

5000к обозначается в программах калибровки еще как D50. Дает тепловатый оттенок изображению на мониторе.
6500к обозначается часто, как D65 даёт холодный оттенок изображению на мониторе.

Какой стандарт выбирать решайте сами. Если вы рассматриваете отпечатанные фото при свете ламп, то лучше D50 — будет более точная цветопередача на отпечатке.Если вы смотрите на фото исключительно в дневном свете, то ставьте D65. Наш глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплый или холодный оттенки не будут заметны, до тех пор, пока вы не начнёте сравнивать изображения.

Гамма.
Бывает 1.8 или 2.2 последнее считается стандартом, но по секрету, гамма влияет на элементы интерфейса программ и операционной системы. Изображения будут выглядеть одинаково при разной гамме.

Яркость и контрастность.
Существует два способа настройки яркости и контрастности. На глазок и с помощью калибратора.

Оnline тесты для мониторов:

и другие.

С помощью замеров калибратором яркости белой точки.
Процедура довольно простая, цепляете на присоску калибратор, крутите, яркость и следите за показаниями калибратора. Он будет показывать яркость в канделах на метр квадратный — cd/m2 Я рекомендую ставить яркость не менее 80 cd/m2, но не более чем 120cd/m2 . Чем меньше яркость, тем меньше устают ваши глаза и тем дольше проработает ваш монитор. Если сделать изображение слишком ярким на мониторе, то при печати оно будет тёмным.

Упаси боже вас настраивать яркость контраст с помощью утилиты Adobe Gamma, она безнадёжно устарела, предназначалась для CRT мониторов и 5 лет назад её убрали из программы Adobe Photoshop.
О калибраторах.

Перекалибровка (повторная калибровка).

Настройки откалиброванного монитора не должны изменяться! Если вы изменили яркость, контрастность, температуру, необходимо установить прежнее значение либо заново перекалибровать монитор. У мониторов Apple есть одна неприятная особенность, в настройках яркости нет цифровых значений, и изменение яркости автоматически приводит к необходимости повторной калибровки. Перекалибровать монитор следует при замене видеокарты. Также рекомендуется перекалибровывать монитор с периодичностью раз в две недели или реже. В этом есть уловка производителей калибраторов, характеристики ЖК монитора могут поменяться со временем (за счёт изменения цветовой температуры ламп подсветки), сколько пройдет времени, месяц, полгода или год неизвестно. И напоследок. Отключайте на мониторе любые режимы авто яркости! Они придуманы для тех, кто сидит в офисе играет в Lines и экономит электричество.

Рабочее место фотографа.

К световым условиям рабочего места предъявляются очень жесткие требования, но ими можно до какой-то степени пренебречь, если вы не занимаетесь критичными к цвету работами. Просто старайтесь избегать прямого света, смешанного света (окно-лампа) и уберите с десктопа изображения красоток в ярких купальниках или экзотические виды.

Если серьезно подходить к освещению рабочего места, то цветовая температура на рабочем месте должна быть постоянна, иначе цветовые ощущения будут меняться. Естественный свет из окна меняет свою цветовую температуру в течение дня, также происходит непредсказуемое смешение света ламп и света из окна, поэтому в идеале комната должна быть свето-изолированной.
Применение козырька-бленды на монитор спасает от яркой засветки и не делает цветовую температуру более стабильной. Любителям перфекционизма посоветую выкрасить стены в нейтрально серый цвет, убрать все цветные объекты из помещения и использовать верхнее рассеянное освещение с лампами с постоянной цветовой температурой.

Большое количество фотографов на протяжении длительного времени делают огромное количество фотографий местности, природы. Но кроме этого, как правило, фотографы производят обработку снятых кадров на компьютере. Но стоит обратить внимание на то, что компьютер фотографа должен иметь определённые технические параметры. Фотографы очень многое делают для того, чтоб получить качественную картинку того или иного объекта, местности и так далее. Но несмотря ни на что конечная работа с фото должна закончиться достаточно успешно. На это может повлиять ряд аспектов.

Аспекты, влияющие на качество созданного фото при обработке

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что ткачество фотографии после обработки будет напрямую зависеть от работы процессора в компьютере, который фотограф использует. Стоит обратить внимание на то, что для фотографа подходят процессоры, которые могут справляться с 3D. Вторым аспектом, который может иметь влияние это непосредственно оперативная память компьютера. Она должна иметь достаточно большой объём. Но самым важным в компьютере, который производит обработку фотографий, является непосредственно монитор. Рекомендуется приобретать монитор, который имеет размер по диагонали 26 дюймов. На таком большом мониторе фотограф сможет рассмотреть любые мелкие детали. А вот цвета, которые воспроизводит монитор, должны быть максимально насыщенными, яркими и в тоже время натуральными. Стоит обратить внимание и на разрешение самого экрана. Как правило, оно должно быть не ниже чем 1920×1080.

Мониторы для фотографа

Как правило, монитор для фотографа имеет большое значение. Ведь именно с его помощью пользователь производит обработку фотографий. В данное время самым крупным производителем мониторов является компания NEC. Мониторы этого производителя имеют большую стоимость. Но они имеют прекрасную цветопередачу и стабильную работу. Стоимость таких мониторов в настоящее время может колебаться от 700 до 1500 долларов. Всё зависит от того какую диагональ имеет монитор. В данное время самой доступной моделью монитора от этого производителя является NEC MultiSync EA231WMi. Монитор имеет диагональ 23 дюйма. А вот разрешение экрана составляет 1920х1080 пикселей. Этот монитор сможет стать незаменим при работе фотографа. Также пользователь сможет использовать его и для других потребностей.

Не так давно компания Эппл смогла сделать большой шаг в использовании определённых матриц IPS. Среди всех мониторов, которые предлагает эта компания, выделяется такая модель, как Apple Thunderbolt Display A1407. Диагональ этого экрана составляет 27 дюймов. Такой размер сможет прекрасно подойти для работы с фотографиями. Сам экран имеет достаточно высокое разрешение. Обратите внимание на то, что именно эта модель экрана может производить отображение 16 миллионов цветов. Стоит также отметить, что горизонтальный и вертикальный угол обзора в этом мониторе составляет 178 градусов. В последнее время экраны от компании Эппл пользуются большой популярностью среди огромного количества пользователей.

В том случае если вы имеете значительно ограниченный бюджет, тогда потребуется остановить свой выбор на бюджетной модели экрана. К таким имеет непосредственное отношение экран Dell U2212HM. Этот дисплей прекрасно сочетает в себе невысокую стоимость и приличное качество. При создании монитора производитель использовал матрицу E-IPS. В данное время такой монитор пользователь имеет возможность приобрести за 400 долларов. Его экран имеет размер 21.5 дюйма. Стоит отметить, что цветопередача в этом экране немного хуже, чем в ранее описанных мониторах. Также в настоящее время большое количество фотографов для обработки фотографий используют такую модель экрана, как LG Flatron IPS234T. Купить этот монитор пользователь сможет всего лишь за 300 долларов. Но имеется один незначительный минус у этого экрана. Он заключается в том, что монитор имеет низкое качество отображения тёмных оттенков.

Подведение итогов

Как правило, для обработки фотографий пользователю необходим достаточно большой экран. На мониторе, который будет достаточно большой, пользователь сможет рассмотреть любые мелочи, которые засняты на фотографии. В этой статье мы смогли произвести описание экранов, которые максимально подходят для обработки фотографий. При выборе монитора, который будет использовать фотограф, стоит учитывать некоторые факторы. Рекомендуется приобретать монитор только тот, который имеет достаточно высокое разрешение и большой размер. Обратите внимание, что чем больше будет диагональ выбранного экрана, тем комфортнее на нём будет производить работы с графикой.

— очень важная задача.
В этой статье мы будем рассматривать мониторы для работы с цветом , а значит условимся, что рассматривать будем модели только на IPS-матрицах (разновидности: e-IPS, H-IPS, S-IPS, p-IPS).

Хотя ниже коротко рассмотрим и другие типы матриц.

Априори они признаны в среде фотографов, т.к. наиболее подходят для этого.
Для начала нужно определиться, какие параметры монитора являются первостепенными?

Фирма-производитель. Основными игроками являются компании LG, NEC, DELL, Samsung, HP. У каждой из этих фирм есть мониторы различных ценовых диапазонов. Основными производителями матриц для мониторов являются LG и NEC,в последнее время подключился Samsung(PLS- технология).

Здесь, как говорится, нужно включить холодный расчет, а не «приверженность к шильдику».

Цена. Очень существенный для многих фактор! В категорию бюджетных мониторов (до $250) попадают модели:

  • LG IPS234T
  • Dell S2340L
  • Dell U2311H
  • Dell U2312HM
  • Iiyama X2377HDS-B1
  • LG IPS234T
  • LG IPS235T
  • LG IPS235V
  • ViewSonic VX2336s-LED

Все модели 23-дюймовые, соотношение сторон 16:9, разрешение 1920х1080 точек, время отклика 5-8мс, покрытие дисплея у всех моделей матовое и WLED-подсветка.
Из перечисленных моделей хочется выделить Dell U2312HM — сбалансированная модель с более современной e-IPS матрицей (хотя и бюджетной) и функциональной ножкой монитора.
Средний ценовой диапазон (до $500):

  • ASUS PA238Q
  • ASUS VG23AH
  • Dell U2412M — e-IPS, 1920х1200, 16:10, 24”
  • HP ZR2440w — e-IPS, 1920х1200, 16:10, 24”
  • HP ZR24w – s-IPS, 1920х1200, 16:10, 24”, CCFL вместо WLED-подсветки
  • LG IPS231P
  • LG IPS237L
  • NEC EA224WMi — диагональ 21.5”
  • NEC EA232WMi

Все мониторы имеют диагональ 23 дюйма, 1920х1080, соотношение 16:9, IPS-матрицу, матовое покрытие дисплея и WLED-подсветку. Модели с отличиями по характеристикам указаны выше в списке.
Из средних моделей наибольший интерес представляют HP ZR24w. Лучшая модель по характеристикам.
Большой популярностью заслуженно пользуется Dell U2412M. Хоть модель не нова, обладает хорошим разрешением и функциональной подставкой.

Для большинства эти мониторы будут универсальным инструментом, поэтому их можно рекомендовать к покупке.

Самые дорогие модели (от $500 до $1500)мы рассматривать не будем.
Очевидно, что начинающие фотографы в большинстве своем такие модели не могут себе позволить и не рассматривают к покупке.
Поэтому ограничимся перечислением общих характеристик и моделей мониторов.
Apple LED Cinema Display 27”($1500), Dell U2410($550), Dell U2711($750), Dell U3011($1400), HP ZR30w($1100), LaCie 526($1400), NEC MultiSync LCD2090UXi($800), NEC PA241W-BK-SV($1000), NEC PA271W-BK($1600).

Практически все модели профессиональных мониторов имеют диагональ 27-30”, разрешение 2560×1440(1600), соотношение сторон 16:10, практически все возможные встроенные порты, функциональные подставки (ножки монитора), CCFL т.е. ламповую подсветку дисплея, лучшие в своем классе S(P)-IPS и H-IPS матрицы. А также проходят тщательную калибровку на заводе изготовителе и показывают хороший цвет, что называется «из коробки».

Теперь давайте поговорим о каждом параметре отдельно, выделим преимущества и недостатки.
Это поможет лучше ориентироваться в выборе той или иной модели.

Типы мониторов:
Профессиональные. Наилучшие мониторы для редактирования фото, работы с графикой и подготовки фотографий к печати.
В подавляющем большинстве имеют IPS(In-Plane-Switching) матрицу. Преимущества этой технологии в широком цветовом охвате, отличных углах обзора, глубоком черном цвете и т.д.
Матрицы H-IPS, делятся на P-IPS и E-IPS. Эти матрицы являются закономерным продолжением S-IPS.
P-IPS-матрицы, отображая до 1млрд. оттенков(10бит на канал), они улучшенные наследники технологии S-IPS.
Бюджетные матрицы E-IPS немного урезаны по функционалу. Уменьшен цветовой охват, увеличено время отклика. Но цветопередача такая же точная, как у более дорогих собратьев.
Мониторы на этой технологии являются прямой альтернативой TN-матрицам, т.к. по цене сопоставимы. А во всем остальном выигрывают.
Недостаток IPS-матриц — это Глоу эффект и Тинт эффект.
Глоу эффект — при взгляде на дисплей под углом начинает проявляться искажение черного цвета, может появиться фиолетовый оттенок и т.д.
Тинт эффект – неравномерная цветопередача в разных областях монитора.
Однако не стоит пугаться, во многих случаях эффекты не сильно выражены или исправляются калибровкой.
Средние. VA (Vertical-Alignment) — были разработаны, как нечто среднее между IPS и TN технологиями. В данный момент мониторы с такой технологией практически не выпускаются.
Мультимедийные. TN (Twisted-Nematic + film) — выпускаются в бюджетных мультимедийных мониторах. Основное предназначение — игры и фильмы.
Обладают быстрым откликом матрицы, что исключает размытие при динамичных сценах. Углы обзора не впечатляют, как и цветопередача.

Подсветка монитора . Бывает CCFL и LED. Преимущества LED- подсветки:

  • более контрастная
  • меньше энергопотребление
  • устойчивы к перепаду температуры
  • не содержат ртути

Недостатки:
-заметное моргание светодиодов при малой яркости
-холодность оттенков
-равномерность подсветки (хуже, чем у CCFL)
-отображает меньше цветов
-усталость глаз больше, чем при CCFL-подсветке
Так или иначе, в профессиональных мониторах используют CCFL-подсветку. Она выигрывает у LED-подсветки по контрасту, яркости и равномерности.

Подставка монитора. Очень важный показатель. Чем тяжелее ножка монитора, тем устойчивее монитор.
Стоит обратить внимание на ее функциональность: поворот вокруг своей оси и вращение во всех плоскостях. Лучше выбирать подставку с функцией поворота на 90 градусов — это очень актуально для фотографов.

Поверхность дисплея. Матовое покрытие предпочтительно, т.к. у него меньше недостатков, чем глянцевого.
Глянец не подходит для работы с цветом, вы будете видеть свое отражение, отсвечивание различных предметов, но только не картинку.

Размеры монитора. Здесь работает принцип: чем больше, тем лучше. Но при увеличении, пропорционально растет и цена. Фотографы рекомендуют, как наиболее удобное, 26 -27дюймов. При этом оптимальным разрешением будет 2560х1440 точек.
Если ваш выбор пал на 23-24-дюймовые модели, то выбирайте разрешение 1920х1080 точек. Тогда пиксель будет среднего размера, и глаза не будут сильно уставать (при работе на расстоянии до 1метра).

Калибровка. В профессиональных мониторах она аппаратная, т.е. встроена в функционал. Иногда она эффективна и необходима. Зачастую можно обойтись без нее. Есть много онлайн-тестов для мониторов. Из отдельно приобретаемых калибраторов рекомендуют:

  • X-Rite Eye-One
  • SPYDER 3

Время отклика. Не играет особой роли для работы с графикой и редактированием фотографий. Малое время отклика актуально для быстроменяющихся динамичных сцен.
Впрочем, большинство современных мониторов, в том числе профессиональных, имеют хорошие показатели в этом плане.

Мы разобрали основные характеристики мониторов, сравнили модели различных ценовых диапазонов. Время подвести итог.