Отрицательное влияние нтр на человека. Влияние нтр на изменение структуры промышленности в мировом хозяйстве


Настроение сейчас - Отличное

В своем докладе я хотел бы рассказать о влиянии научно-технической революции на жизнь на нашей планете. Ведь все, что мы имеем и чем пользуемся, люди достигли благодаря новым идеям. Новшества нашего столетия - от небоскребов до искусственных спутников - свидетельствуют о неиссякаемой изобретательности человека.

В древнем мире было семь чудес света. В современном мире их неизмеримо больше. В отличие от дивных творений древности, которые - кроме египетских пирамид - в значительной степени превратились в прах, чудеса нашего столетия, возможно, будут существовать, пока живо человечество.

Строители классической античности располагали только природными материалами, такими, как камень и дерево, и своими искусными руками. Современные чудеса, например мост «Золотые ворота» и Эмпайр стейт билдинг, было бы не возможно создать без высокопрочной стали. Римляне получили цемент, но они не могли произвести его столько, сколько понадобилось бы для строительства плотины Гранд-Кули.

Промышленная революция свершилась с помощью силы пара, многократно умножившего силу человеческих мускулов. Электроника породила вторую революцию, последствия которой будут, по всей видимости, столь же глобальными. Новости, передаваемые через спутники, распространяются со скоростью света, что делает мир единым. Компьютеры позволяют обрабатывать информацию с невообразимой 50 лет назад скоростью.

Чудеса нынешнего времени порождают и глубокие проблемы. Прогресс учит необходимой осторожности: любое изобретение можно использовать как и во благо, так и во зло. И все же достижения современного мира внушают благоговение. Они превзошли поэтов и драматургов, преобразили мир.

Материал из книги «Россия и мир» я взял за основу моего реферата, но поскольку в этой книге тема не раскрыта полностью, более конкретную информацию я взял из других книг.Информацию о конкретных достижениях НТР я почерпнул из энциклопедии «Когда, где, как и почему это произошло». Также эта книга пригодилась мне для составления плана реферата, подзаголовки разделов которого я взял из этой книги. Материалом книги «Лес за деревьями» я пользовался для раскрытия раздела реферата «Медицина».

НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Понятие научно-технической революции

Понятие «прогресс» в сочетании с эпитетами «научный», «социальный» и т.д. не случайно стало одним из наиболее употребляемых, если речь идет об истории XXвека. Наряду с поворотными политическими событиями минувший век ознаменовался огромным продвижением в сферах человеческого знания, материального производства и культуры, переменами в повседневной жизни людей. Во второй половине века этот процесс значительно ускорился. В 50-е гг. произошла научно-техническая, научно-технологическая революция, для которой характерны тесное взаимодействие науки и техники, быстрое внедрение научных достижений в разных отраслях деятельности, использование новых материалов и технологий, автоматизация производства. В 70-е гг. развернулась информационная революция, способствовавшая трансформации индустриального общества в постиндустриальное или информационное общество.

2. Достижения НТР

В области атомной физики

Назовем важнейшие достижения научного и технического прогресса XXвека. В области атомной физики актуальной научной и практической задачей еще в 40-е гг. стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в США группа ученых под руководством Э.Ферми создала первый урановый реактор. Полученное в нем атомное горючее было использовано для создания атомного оружия (две из трех созданных тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный реактор был создан в СССР (руководил работой И.В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире электростанция, в 1957 г. спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин». 1

В области медицины

Большое влияние оказала научно техническая революция на медицину. Когда южно-африканский хирург Кристиан Барнард впервые в 1967 году произвел пересадку человеческого сердца, многих волновал моральный аспект операции.

Сегодня уже сотни людей нормально живут с чужим сердцем.

1 Россия и мир в XXвеке стр. 214

Совершаются успешные пересадки не только сердца, но и почек, печени, легких. Созданы искусственные «запасные части» для людей, а искусственные суставы стали обычным делом. Хирурги используют лазер в качестве скальпеля и миниатюрные телекамеры во время операций. 1

Благодаря открытию структуры ДНК стало понятно, каким образом возникло множество жизненных форм. Главными строительными блоками живого организма являются белки, образуемые внутри клеток путем соединения 20 разных аминокислот в разной последовательности. Существуют тысячи возможных

вариантов их соединений, дающих тысячи разных белков. Но, как и что определяет ту или иную последовательность аминокислот и состав белка?

К 1950 г. уже было установлено, что молекула ДНК (впервые открытая Фридрихом Мишером в 1969 г. как часть ядра клетки) - тот материал, который контролирует производство белков и наследственные черты всего живого. Открытая Уотсоном и Криком структура ДНК подсказала, каким образом при делении клетки происходит передача наследственной информации и как ДНК определяет структуру белков организма.

Разгадка генетического кода объяснила истоки наследственных болезней. Единственной ошибки в порядке построения оснований в ДНК может быть достаточно, чтобы прервать процесс образования нормального белка. Современный уровень генетики дает шанс исправлять ошибки, вызывающие генетические болезни. Генная терапия выявляет дефектный ген и предлагает целый арсенал средств, позволяющих его исправить. 2

2 Сборник «Лес за деревьями» стр. 15

Включившись в научно-техническую революцию, японские ученые занялись биотехнологией, микроэлектроникой с робототехникой, информатикой, созданием новых материалов, атомной энергетикой. Фирмы по созданию программ для ЭВМ, производству часов, фотопленки, промышленной электроники и кальцинированной соды объединились, чтобы сконцентрировать устройство, способное расшифровать ДНК, генетический материал, который определяет развитие всех живых организмов. От знания генетической информации зависит развитие биотехнологической промышленности, а постижение тайн человеческой ДНК открывает путь к успешному лечению всех болезней, включая и те, что сейчас считаются смертельными.

Исследования ДНК требуют многочисленных и однообразных лабораторных экспериментов. Фирма «Сэйко», известная своими часами, предложила применять для перемещения частиц генетического материала роботы, обычно используемые ею при высокоточной сборке часовых механизмов. Фотопленочная фирма «Фудзи» предоставила особую желеобразную эмульсию. Она помогает разделять гены на различные элементы. Электронная и электротехническая фирма «Хитати» снабдила лаборатории компьютерами, которые переводят «рисуночный код» элементов ДНК в данные, пригодные для считывания электронно-вычислительными машинами.

В области автомобилестроения и самолетостроения

Особенно ярко научно-техническая мысль проявляется в автомобилестроении и самолетостроении. «Конкорд», первый сверхзвуковой авиалайнер в мире, - результат четырнадцатилетних творческих поисков и испытаний английских и французских конструкторов. Он летает со скоростью более чем в два раз превышающей скорость звука. Регулярные рейсы начались в 1976 году. Самолет преодолевает путь от Лондона до Нью- Йорка за 3 часа 20 минут.

При конструировании этой машины пришлось решать множество проблем. Например, сложный изгиб треугольного крыла

был разработан так, чтобы создавать подъемную силу при малой скорости, а при большой скорости иметь низкое лобовое сопротивление. К концу 60-х годов, когда опытные машины уже поднимались в воздух, начались ссоры о стоимости «Конкорда», его

жизнеспособности и воздействии на окружающую среду. Шумовой эффект при переходе звукового барьера не позволял летать с максимальной скоростью. На малой же скорости самолеты были экономически не выгодны: при скорости 800 км в час самолет расходовал в 8 раз больше горючего, чем обычные авиалайнеры. Всего было построено лишь 14 самолетов «Конкорд». 1

Керамический мотор и кузов из пластмассы - далеко не единственные новые приметы автомобиля недалекого будущего. Можно ли представить окружающий мир без металла и пластмасс? До научно-технической революции представить себе такой мир было невозможно. Теперь же на заводе фирмы «Кете серамик» в городе Кагосима - на острове Кюсю - создается будущее, в котором, как заявляют инженеры фирмы, нет нужды ни в металле, ни в пластмассах. Мотор автомобиля завтрашнего дня сделан из керамики. Ныне существуют моторы, которые выдерживают температуру до 700-800 градусов, и им надобно водяное и воздушное охлаждение, а керамическому мотору не опасен жар и в 1200 градусов. 2

1 Энциклопедия «Когда, где, как и почему это произошло» стр. 369

2 Сборник «Лес за деревьями» стр. 18

В области химии

Нет области, где не использовались бы достижения научно-технической революции. В 20-е и 30-е годы из пластмассы стали делать множество предметов, например аппарат для просмотра слайдов, коробочки для пудры, заколок и шпилек. Полиэтиленовая

пленка используется в строительстве.

Пластмасса - пример использования синтетики вместо природного сырья. Легкая, поддающаяся литью, прочная, устойчивая

к воздействию химикатов и высокой температуры, хороший изоляционный материал, она используется для производства разных

продуктов: от красок и клеев до пластиковых упаковочных материалов. В 1907 году первая пластмасса - бакелит - была создана в Америке Лео Бакеландом. Сначала она производилась на основе натурального сырья: целлулоид изготовлялся из целлюлозы. Бакелит был получен в лаборатории в результате синтеза фенолформальдегидной смолы, которая при нагревании под давлением образовывала твердую массу. Затем последовали полимеры, которые получали из более крупных молекул. В 1935 году был создан нейлон, неподверженный ни гниению, ни воздействию бактерий. 1

Компьютерная революция

Важной составной частью развития науки и техники в рассматриваемый период стала «компьютерная революция». Первые электронно-вычислительные машины (компьютеры) были созданы в начале 40-х гг. Работу над ними вели параллельно немецкие, американские, английские специалисты, наибольшие успехи были

1 Энциклопедия «Когда, где, как и почему это произошло» стр. 368

достигнуты в США. Первые ЭВМ занимали целую комнату, для их настройки требовалось значительное время. В первых компьютерах использовались электронные лампы. Машины осуществляли вычисления и производили логические операции. Британский компьютер «Колосс», сделанный в 40-х годах в Англии и США, помог дешифровать код немецкой шифровальной машины «Энигма» во

время Второй мировой войны.

В начале 70-х гг. появились микропроцессоры, а вслед за

ними - персональные компьютеры. Это была уже настоящая революция. Расширились и функции компьютеров, которые

используются уже не только для обработки и хранения информации, но и для обмена ею, проектирования, обучения и т.д. В настоящее время для хранения и обработки информации европейской организацией ядерных исследований используется суперкомпьютер - гигантская ЭВМ, обладающая памятью в 8 млн. бит и 128 млн. слов. В 90-е гг. стали создаваться глобальные компьютерные сети, получившие необычайно быстрое распространение. Так, к сети Интернет в 1993 г. было подключено свыше 2 млн компьютеров в 60 странах. а через год число пользователей этой сети достигло 25 млн человек.

Эра телевидения

Вторую половину ХХ в. часто называют «эрой телевидения». Оно было изобретено еще до Второй мировой войны. В 1897 г. немецкий физик Карл Браун изобрел катодно-лучевые трубки. Это стало толчком к появлению средства передачи видимых образов с помощью радиоволн. Однако русский ученый Борис Розинг в 1907 г. открыл, что свет, переданный через трубку на экран, может быть использован для получения картинки. В 1908 г. шотландский электроинженер Кэмбелл Свинтон предложил использовать катодно-лучевую трубку и для получения, и для передачи изображения.

Честь же первой публичной демонстрации возможностей

телевидения принадлежит другому шотландцу - Джону Лоджии Бэйрду. Он работал над системой механического сканирования и в 1927 г. с успехом продемонстрировал ее членам Королевского

института. Бэйрд передал первые телеизображения с помощью передатчиков Би-Би-Си в 1929 г., а год спустя на рынке появились его телеприемники. 1

Франция, Россия и Нидерланды начали телевизионное вещание в 30-е годы, но оно было скорее экспериментальным, чем регулярным. Америка отставала, что объяснялось двумя причинами: во-первых, были споры по поводу патента, а во-вторых, ждали подходящего момента для начала передач. Война приостановила развитие нового вида техники. Но уже с 50-х гг. телевидение стало входить в повседневный быт людей. В настоящее время в развитых странах телеприемники имеются в 98% домов.

Освоение космоса

Во второй половине XX века началось освоение человеком космоса. Первенство в этой отрасли принадлежало советским учёным и конструкторам во главе с С. П. Королёвым. В 1961 году состоялся полёт первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1969 году американские космонавты Н. Армстронг и Э. Олдрин высадились на луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2000 искусственных спутников, собственные спутники вывели на орбиту

1 Энциклопедия «Когда, где, как и почему это произошло» стр.388

также Индия, Китай, Япония. 1

Покорение космоса произвело революцию в мировых

системах связи. Эти устройства используются для передачи радио- и

телесигналов, наблюдения за земной поверхностью, погодой,

шпионят, обнаруживают области загрязнения окружающей среды и минеральные ресурсы. Для того чтобы оценить значение названных

событий, необходимо представить, что за ними стоят достижения

многих других наук - аэронавтики, астрофизики, атомной физики, квантовой электроники, биологии, медицины и т. д.

Раньше спутники использовались только для научных исследований, но вскоре были найдены другие сферы их применения. Первый коммерческий спутник связи «Телстар» передал телевизионную картинку из Америки в Европу в июле 1962 года. Сегодня спутники находятся на орбите в 36000 км над поверхностью Земли. 2

3. Проблемы НТР

Технический прогресс во второй по-ловине XX в. имел не только положи-тельные стороны, онпородилизначи-тельноечислопроблем. Одна из них заключалась в том. что«машина заме-няет человека» (уже в начале внедрения компьютеров было подсчитано, что один компьютер заменяет труд 35 человек). Но что делать тем, кто лишился работы, поскольку их заменила машина? Как отнестись к мнению, что машина может научить всему лучше учителя, что о нас успехомвосполняетчеловеческоеобще-ние? Зачем иметь друзей, если можно играть с компьютером? Это вопросы, о которых по сей день спорят люди раз-ных возрастов и рода занятий. За ними стоят реальные противоречия в сферах социальных отношений,

культуры, ду-ховнойжизни, возникающиевинфор-мационном обществе.

Рядсерьезныхглобальныхпроблем связанспоследствияминаучно-техни-ческогопрогрессадляэкологии, среды обитаниячеловека. Уже и 60-70-е гг. стало ясно, что природа, ресурсы

нашей планетынеявляютсянеисчерпаемой кладовой, абезоглядныйтехнократизм приводиткнеобратимымэкологическим потерямикатастрофам. Однимизтра-гическихсобытий, показавшихопаснос-титехнологических сбоев современной техники, стала авария на

Чернобыльской АЭС(апрель1986 г.), врезультате которойвзонерадиоактивногозараже-нияоказалисьмиллионылюдей. Пробле-мысохранениялесовиплодородныхзе-мель, чистотыводыивоздухаявляются сегодняактуальныминавсехконтинен-тахЗемли.

III Заключительная часть

В своем докладе я коснулся лишь некоторых достижений научно-технической революции. Среди них: в области атомной физики - использование атомной энергии, в медицине - открытие структуры ДНК, в автомобилестроении - использование новых материалов, в области химии - создание и применение пластмасс, кроме того, создание телевидения, компьютеров и достижения в космической индустрии. Рассказать обо всех - просто невозможно.

Для нас НТР - это привычная часть повседневной жизни. Мы не представляем свою жизнь без машин, различной бытовой техники. В современном мире люди привыкли к тому, что чуть ли не ежедневно появляются усовершенствованные виды техники, новые материалы, новые методы исследований. Население планеты на себе ощущают и все отрицательные моменты НТР. Но научно-техническая революция- это, прежде всего высокая производительность, рентабельность, конкурентоспособность, именно эти факторы являются главной движущей силой прогресса, который в конечном итоге ведет наше общество к более высокому уровню жизни.

Научно-технический перевод

В настоящее время теория технического перевода как самостоятельная научная дисциплина, а вместе с ней и переводческая практика во многом трансформируются в более широкую, глобальную дисциплину - теорию межкультурной коммуникации. как особый вид речевой деятельности является одним из основных и общепринятых средств межкультурной коммуникации, так как очень часто именно переводчик становится посредником в обмене научной информацией. Одной из важнейших реальностей перевода является ситуация относительности результата процесса перевода, решение проблемы эквивалентности применительно к каждому конкретному тексту. Существует несколько взглядов на эту проблему. Так, концепция формального соответствия [Л.К.Латышев:11.] формулируется следующим образом: передается все, что поддается вербальному выражению. Непереводимые и трудно переводимые элементы трансформируются, опускаются только те элементы текста-источника, которые вообще невозможно передать. Авторы концепции нормативно-содержательного соответствия утверждают, что переводчик должен следовать двум требованиям: передавать все существенные элементы содержания исходного текста и соблюдать нормы переводящего языка. В этом случае эквивалентность трактуется как равновесное отношение полноты передачи информации и норм языка перевода. Авторы концепции адекватного (полноценного) перевода считают перевод и точный пересказ текста совершенно разными видами деятельности. Они полагают, что при переводе следует стремиться к исчерпывающей передаче смыслового содержания текста, причем добиваться того, чтобы процесс трансляции информации происходил теми же (равноценными) средствами, что и в тексте оригинала. Применительно к практике перевода научных текстов понятие эквивалентности является актуальным и вполне понятным и опирается, скорее всего, на концепцию Л.К.Латышева, который рассматривает в своей работе специфику перевода текстов различных стилей. Сложнейшей проблемой, связанной с переводом научных текстов, является проблема передачи исходного содержания с помощью иной терминосистемы. Мы полагаем, что терминосистема языка перевода является принципиально неповторимой, как и лексическая система в целом. Это связано со следующими причинами: терминосистема является частью лексической системы национального языка, следовательно, она в той или иной мере отражает его национально-культурную специфику. терминосистема отражает предметно-понятийную область знаний в конкретной дисциплинарной области, которая также может отличаться в различных культурах; терминосистема всегда динамична, она постоянно изменяется как в системных отношениях между единицами, так и в отношении плана содержания отдельной терминологической единицы. Указанные факторы часто приводят к тому, что термины рассматриваются как безэквивалентные или частично эквивалентные единицы. Понятие безэквивалентности на лексическом уровне рассмотрено и описано, ее причинами являются: 1) отсутствие предмета или явления в жизни народа; 2) отсутствие тождественного понятия; 3) различие лексико- стилистических характеристик. Применительно к терминологии наиболее частыми являются первые две причины, в особенности отсутствие тождественного понятия. В качестве примера можно привести попытки сопоставления русской и английской юридической терминологии, которые выявили принципиальное несовпадение лексических значений функционально-тождественных и нередко сходных по звуковой оболочке терминов, что объясняется принципиально различным устройством самой системы права в России, Великобритании и США. Такие же принципиальные различия мы можем выявить практически в любой гуманитарной науке, занимающейся исследованием и описанием общества, реалий его жизни и вследствие этого неразрывно связанной с национально-культурной спецификой этих реалий. А между тем большинство терминологических единиц создано на базе интернациональной лексики и интернациональных морфем, и в силу этого очень часто может возникать иллюзия терминологического тождества, которой на самом деле нет, или попытка воссоздать семантическую структура термина на основе значения составляющих его морфем. Подобные ситуации часто приводят к неточностям или даже серьезным ошибкам при переводе. Из сказанного вытекает насущная необходимость сопоставительных исследований терминосистем как в плане семантического описания их значений, так и в плане изучения способов номинации, продуктивных в той или иной системах знаний, а также необходимость разработки приемов перевода безэквивалентных терминов. В переводческой практике часто используется транслитерация и транскрипция для перевода множества терминологических единиц. Этот прием перевода можно рассматривать как приемлемый при условии следования далее разъяснительного перевода, т.е. дефинирования данного понятия. При этом следует упомянуть о том, что данный способ, с одной стороны, приводит к интернационализации терминологических систем, с другой стороны, следствием этого приема может явиться необоснованное заимствование, которое приводит к сдвигам в терминосистеме в целом. Следовательно, необходима разработка конкретных переводческих процедур в передаче терминологических единиц другого языка. Выводы: Коммуникация в сфере науки- одно из важнейших направлений обмена информацией вмировом сообществе в связи с научно- техничесаким прогрессом. В отличие от других сфер коммуникации письменная коммуникация играет важнейшее значение. При осуществлении письменной коммуникации грамматические и стилистические особенности научно- технических текстов определяются целями коммуникации, на основе которых вырабатываются стратегии, используемые авторами при написании научно- технических текстов: стратегия полноты,стратегия обобщенности, стратегия абстрактизации, стратегия объективности стратегия вежливости,стратегия иронии, стратегия социальной престижности. Важнейшими причинами, затрудняющими коммуникативные процессы в научной сфере, являются проблемы лингвистические - языковые и речевые, Таким образом, проблема перевода научно- технической литературы как инструмента межкультурной коммуникации приобретает важнейшее значение Важнейшей проблемой достижения эквивалентности перевода научно- технических текстов является передача исходного содержания текста с помощью треминосистемы переводного языка. Различие терминосистем ИЯ и ПЯ- является причиной наибольших трудностей . Отсюда вытекает необходимость исследования треминосистем и разработки приёмов перевода частично эквивалентной и безэквивалентной лексики.

Большое значение для правильного понимания процессов, наблюдающихся в общественной жизни, имеет анализ современной научно-технической революции.

— это качественное преобразование , превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера , .

оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека . Основные черты научно-технической революции:
  • универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
  • бурное развитие науки и техники;
  • изменение роли человека в процессе производства — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации , увеличивается доля умственного труда.

Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:

Во-первых , изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых , начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих , происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых , изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.

Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.

Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых , изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых , изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых , изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых , совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

Развитие техники и технологии в условиях НТР

В условиях научно-технической революции развитие техники и технологии происходит двумя путями:

  • эволюционным;
  • революционным.

Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е годы стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Революционный путь является основным путем развития техники и технологии в эпоху научно-технической революции и заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Процесс автоматизации производства

Техника в период научно-технической революции вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации .

Превращение науки в непосредственную производительную силу и автоматизация производства — это важнейшие характеристики научно-технической революции . Они изменяют связь человека и техники. Наука играет роль генератора новых идей, а техника выступает их материальным воплощением.

Процесс автоматизации производства ученые делят на ряд ступеней:
  • Первая характеризуется распространением полуавтоматической механики. Рабочий дополняет технологический процесс интеллектуальной и физической силой (загрузка, разгрузка автоматов).
  • Вторая ступень характеризуется появлением станков с программным управлением на основе компьютерной оснащенности процесса производства.
  • Третья ступень связана с комплексной автоматизацией производства. Для этой ступени характерны автоматизированные цехи и заводы-автоматы.
  • Четвертая ступень является периодом завершенной автоматизации хозяйственного комплекса, становящегося саморегулирующейся системой.

Изложенное свидетельствует о том, что научно-техническая революция выражается в качественном преобразовании системы жизнеобеспечения людей .

Научно-техническая революция преобразует не только сферу производства, но и изменяет среду , быта, расселения и другие сферы общественной жизни.

Характерными особенностями хода научно-технической революции:
  • Во-первых, научно-техническая революция сопровождается концентрацией капитала. Объясняется это тем, что техническое перевооружение предприятий требует концентрации финансовых средств и значительных их затрат.
  • Во-вторых, процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда. В-третьих, рост экономического могущества фирм приводит к усилению влияния с их стороны на политическую власть.

Осуществление научно-технической революции имеет и некоторые негативные последствия в виде увеличения социального неравенства, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, снижения социального здоровья и т.д.

Одной из важнейших общественных задач выступает реализация необходимости максимального использования положительных последствий научно-технической революции и снижение объема ее негативных последствий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №20»

Глобальные последствия НТР

Выполнила ученица 10б класса

Кралько Вероника Анатольевна

Учитель: Тиханкина Светлана Анатольевна

Вологда, 2008 год.

Введение

Глава I. Характеристика научно-технической революции

1.1 Понятие о научно-технической революции

1.2 НТР - единая сложная система

Глава II. Последствия научно-технической революции

1.1 Негативные последствия НТР для общества и окружающей среды

2.2 Позитивные процессы НТР

Заключение

Библиография

Введение

Со времён английского материалиста Френсиса Бэкона человечество сделало огромный скачок в социальном и техническом развитии. И чем больше развивался прогресс, тем больше росла его связь с наукой. В современных условиях экономический и технический потенциал любой страны, ее мощь и обороноспособность, как никогда раньше, связаны с уровнем развития науки и степенью ее применения в производстве. Наивысшим проявлением интеграции науки, техники и научно-технического прогресса является научно-техническая революция, благодаря которой цивилизация достигла современного уровня развития.

Но проявление НТР в жизни общества противоречиво. С одной стороны - это путь к благу и прогрессу, с другой стороны - загрязнение окружающей среды, расход природных ресурсов, появление и накопление разрушительных средств вооружения. Я же, попытаюсь раскрыть все плюсы и минусы научно-технической революции.

Вся история развития человечества, особенно история XIX-XX веков, свидетельствует, что кардинальные перемены в экономической, социальной и общественно-политической сферах жизни людей, стран и мирового сообщества в целом, происходили тогда, когда совершались научно-технические революции (НТР), которые приводили к появлению новых технологий, не имевших аналогов в системе предшествовавшего производства. Новые экономические, социальные, да и этические отношения в системе сообщества людей в развитии цивилизации наблюдались и с появлением технологий, базирующихся на паровых машинах, и с появлением технологий на основе электричества и, наконец, с появлением электронных, информационных и атомных технологий.

Любое изменение материального производства вызванного научно-экспериментальной и практически технической деятельностью ведет за собой изменение социально-политической жизни людей. Не всегда эти изменения сразу видны, а оценить их последствия как положительные, так и отрицательные можно только после тщательного анализа. Данная работа и посвящена оценке воздействия научно-технической революции на людей и окружающий мир.

Цель моего реферата заключается в рассмотрении последствий научно-технической революции. На протяжении всей проделанной работы я раскрою все вопросы, касающиеся моей темы.

В первой главе я расскажу о том, что из себя представляет научно-техническая революция и о том, как она коснулась всех сфер человеческой деятельности.

Во второй главе я раскрою вопрос о глобальных последствиях НТР. В первом параграфе будут рассматриваться негативные последствия НТР для общества и окружающей среды, а во втором позитивные процессы.

Глава I

1.1 Понятие о научно-технической революции

Всё развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Таким был период промышленных переворотов в ряде стран с XVII-XIX вв., который ознаменовал переход от ручного к крупному машинному производству. И, тем более, таким стал период современной научно-технической революции, начавшейся в середине XX века.

НТР представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу производства. Возревала она исподволь, чтобы затем дать начало гигантскому превращению материальных и духовных возможностей человека. Теперь мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР. Научно-техническая революция есть процесс протяженный во времени, поэтому говорить, что научно-техническая революция завершилась, нельзя. Есть несколько различных научно-технических революций (в разных областях науки, в разных последствиях, социальных, психологических, экологических и др.) некоторые последствия научно-технической революции видны уже сейчас, некоторые проявятся лишь в ближайшем будущем, некоторые мы вообще не можем себе представить.

Современная научно-техническая революция характеризуется четырьмя главными чертами.

НТР преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР такими символами могут служить и космический корабль, и атомная электростанция, и реактивный самолет, и телевизор, и Интернет.

Всеохватность современной НТР можно трактовать и географически, поскольку в той или иной степени она затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а также космическое пространство.

Ускоряются научно-технические преобразования. Это выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в более быстром, как говорят, моральном износе и, следовательно, в постоянном обновлении продукции.

НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, что непосредственно касается каждого из нас. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

Важная особенность научно-технической революции заключается в том, что она зародилась еще в годы Второй мировой войны как военно-техническая революция: громче всего о ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории, и ускоряют научно-технический прогресс.

Под научно-техническим прогрессом понимают единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Революции наблюдаются во всех областях жизни: в промышленности, в культуре, в искусстве, в общественном развитии (социальные революции). Происходят они также в науке и технике.

Вся история техники свидетельствует о непрерывно совершающихся переворотах в отдельных технических средствах. Вместе с тем, в своем развитии человечество пережило несколько технических революций, которые каждый раз приводили к образованию нового, более высокого уровня производительных сил. Наиболее значимой была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в конце XVIII начале XIX вв. т. е. переход от ремесла и мануфактуры к машинному промышленному производству.

Революции в отдельных науках перерастали иногда в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. Человечество пережило несколько глубоких научных революций. Первая такая революция, охватившая период с XVI до XVIII веков, началась с создания гелиоцентрической картины мира. В середине XIX века произошла новая научная революция, охватившая на этот раз всю область научного познания от естественных наук (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание эволюционной теории Дарвина) до общественных наук (диалектический материалистический взгляд на окружающий мир). На рубеже XIX и XX веков в результате великих открытий в физике сложилась новая картина мира, и этот прорыв науки в область микромира стал очередной научной революцией.

Революциипроисходят и в отдельных областяхсовременной техники. В процессе общего развития люди постепенно совершенствуют имеющиеся в их распоряжении технические средства для решения возникающих перед ними задач. Но на известном уровне развития того или иного технического средства наступает такое положение, когда дальнейшее уравновешивание уже не дает необходимого эффекта. Только создание нового технического средства, действие которого основано на ином принципе, позволяет решать возникшую задачу. Замена старых технических средств новыми, работающими на совершенно иных принципах, и означает революцию в развитии технических средств. Революциипроисходят не только в отдельных технических средствах, но также во всей совокупнойтехнике, используемой в производстве. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства, в предметах труда и общих материальных условий производственного процесса.

В прошлом перевороты в естествознании и технике лишь иногда совпадали между собой по времени, стимулируя один другой, но никогда не сливались в единый процесс. Своеобразие развития естествознания и техники наших дней, его особенности состоят в том, что революционные перевороты в науке и технике представляют собой теперь лишь различные стороны одного и того же единичного процесса - НТР. Научно-техническая революция есть явление современной исторической эпохи, не встречавшееся ранее.

В условиях НТР возникает новое соотношение между наукой и техникой. В прошлом уже вполне определившиеся потребности техники влекли за собой выдвижение теоретических задач, решение которых было связано с открытием новых законов природы. В настоящее время открытие новых законов природы или создание теорий становится необходимой предпосылкой самой возможности появления новых отраслей техники. Складывается и новый тип науки, отличающийся своим теоретическим и методологическим фундаментом и своей общественной миссией от классической науки прошлого. Этот прогресс науки сопровождается переворотом в средствах научного труда, в технике и организации исследований, в системе информации. Все это превращает современную науку в один из самых сложных и непрерывно растущих социальных организмов, в наиболее динамическую, подвижную производительную силу общества.

Итак, научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу производства. Она преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Ускоряются научно-технические преобразования. Революции в отдельных науках иногда перерастали в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. Человечество пережило несколько глубоких научных революций. Некоторые последствия научно-технической революции видны уже сейчас, некоторые проявятся лишь в ближайшем будущем, некоторые мы вообще не можем себе представить. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда.

1 . 2 НТР - единая сложная система

Экономисты, философы и социологи считают, что современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют наука, техника и технология, производство.

Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим, она образует обширную сферу человеческой деятельности, в которую ныне вовлечено более 8 млн. человек, т.е. 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле - наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоёмким. Однако, различия между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики.

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии - повышение эффективности производства, производительности труда. В последнее время наряду с главной - трудосберегающей - функцией техники и технологии все большую роль начинают приобретать её ресурсосберегающая, природоохранительная и информационные функции. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Эволюционный путь заключается в дальнейшем совершенствовании уже известной техники и технологии - в увеличении производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств. Однако подобная гигантомания, давая определенные экономические выгоды, далеко не всегда себя оправдывает. Очевидно, что будущее экономики нужно видеть в тесном сотрудничестве крупных, средних и малых предприятий.

Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Пожалуй, наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Действительно, раньше говорили о «веке текстиля», «веке стали», «веке автомобиля», а теперь - о «веке микроэлектроники». Не случайно ту «вторую волну» НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют микроэлектронной революцией. Ее также называют микропроцессорной революцией, так как изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить разве что с изобретением колеса, печатного станка, паровой машины или электричества. Жизнь современного общества уже невозможно представить без производственной, военной, бытовой электроники, а достижения ее просто поражают воображение. Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим - электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуумным и др. В металлургии это применение самых прогрессивных способов получения чугуна, стали и проката, в сельском хозяйстве - бесплужное земледелие, в сфере коммуникаций - радиорелейная, стекловолоконная связь, телефаксы, электронная почта, сотовая связь и другие. Революционный путь - главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. Первое направление - электронизация. Благодаря электронизации совершенно изменяется технология многих производительных процессов. Она все глубже проникает в образование, здравоохранение и быт людей, охватывает не только стационарные, но и движущиеся средства. Электронная промышленность во многом определяет весь ход НТР. Наибольшее развитие эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, некоторых новых индустриальных странах. Второе направление - комплексная автоматизация. Она началась в 50-х гг. в связи с появлением ЭВМ. Качественно новый этап комплексной автоматизации связан с появлением в 70-х гг. микроЭВМ и микропроцессоров, которые уже «получили прописку» во многих отраслях производственной и непроизводственной сфер. Третье направление - перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергоснабжении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии. Особенно много проблем вызывает развитие атомной энергетики. Наибольшее развитие эта отрасль получила в США, Франции, Японии, ФРГ, России, на Украине. Однако в последнее время, опасаясь возможных экологических последствий, многие страны сокращают свои программы сооружения АЭС. Четвертое направление - производство новых материалов. Пятое направление - ускоренное развитие биотехнологии. Это направление возникло в 70-х гг., но уже стало одним из самых перспективных. Главные сферы применения биотехнологии: повышении продуктивности сельскохозяйственного производства, расширения ассортимента продуктов питания, защита окружающей среды биотехническими методами. Шестое направление - космизация. Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли - аэрокосмической промышленности. С ней связано появление многих новых машин, приборов, сплавов. Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.

Делая вывод, нужно отметить, что современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху «информационного взрыва», когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. Современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют наука, техника и технология, производство. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Глава II

2.1 Негативные последствия НТР для общества и окружающей среды

Последствия НТРимеют ряд негативных и даже губительных для человека проявлений.

Глобальный экологический кризис, который может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. К сожалению, Россия в этом плане "в числе лидеров". Недавно ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: "Выживаемость русских достигла критической отметки". Полученный коэффициент - 1,4 балл, по существу рассматривается как смертный приговор нации. Согласно тем же исследованиям, 5 баллов не имеет ни одна страна в мире. 4 балла получили: Швеция, Голландия, Бельгия, Дания, Исландия; 3 балла - США, Япония, Германия, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия. Ниже России - Республика Буркина-Фасо, до 80% населения которой является носителем СПИДа. Эта страна, а также Чад, Эфиопия, Южный Судан имеют балл 1,1. В этих условиях ученые предсказывают гибель человечества в скором будущем. Это произойдет, если мы не сумеем в ближайшее время сменить доминирующие тенденции мирового развития и наше отношение к природе.

Только разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, могут спасти человечество от гибели.

Демографический врыв ещё одна проблема НТР. Пределы роста на нашей планете будут достигнуты в течение ближайших 100 лет. Наиболее вероятным результатом этого станет внезапное неконтролируемое снижение численности населения и объема производства. Эти тенденции можно заменить и создать условия экологической и экономической стабильности, которая сохранится и в далеком будущем. В результате НТР расходуется большое количество ресурсов. Без существенного уменьшения потоков минеральных и энергетических ресурсов в ближайшие десятилетия произойдет неконтролируемое сокращение следующих душевых показателей: производства продуктов питания, потребления энергии и промышленного производства.

Научно-технический прогресс наибольшее востребование имеет именно в сфере самоуничтожения человечества. Качество и запасы вооружения на Земле дошли до того предела, который уже невозможно оправдать никакими потребностями обороны.

Третий этап научно-технического прогресса связан с современной научно-технической революцией, которая началась в середине нашего века. Этот этап характеризуется превращением науки в непосредственную производительную силу. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике.

Вместе с тем, в последнее время, все громче звучат высказывания о надвигающемся кризисе научно-технического прогресса. Накапливающиеся отрицательные последствия технической и технологической экспансии человека (угроза ядерной и экологической катастрофы, деградация человеческой психики, культуры и т.д.) с очевидностью требуют немедленной коррекции научно-технической политики, как в отдельных странах, так и на мировом уровне. Важное место в этом вопросе отводится естествознанию, которое сейчас многие склонны "винить" во всех грехах современной техногенной цивилизации. Действительно, еще находясь в своей классической стадии развития (XVII - XIX в.в.) естественные науки не только открывали перед техникой все новые и новые возможности по овладению внутренними силами природы, но и в определенном смысле "поощряли" и даже "провоцировали" человека на безудержное "преобразование" природы. И только неклассическое естествознание, сформировавшееся в начале XX века, позволило по-новому взглянуть на сущность и роль техники в человеческой культуре. В соответствии с этим новым подходом особенности взаимоотношений человека и природы определяются, в первую очередь, интенсивностью их энергообмена. В обычных для представителей животного мира условиях эта интенсивность настолько мала, что отдельный организм и природа могут считаться слабо взаимодействующими подсистемами.

Человеческий фактор современных технологий перестает быть внешним и включается в технологическую систему. Более того, поскольку процессы взаимодействия между такими сложными комплексами являются весьма интенсивными и часто нелинейными, то поведение таких комплексов должно подчиняться специфическим закономерностям, находящихся вдали от состояния равновесия. Таким образом, естествознание начинает играть роль не только стимула, но и ограничителя технического прогресса, указывая на опасные тенденции и помогая своевременно и адекватно на них реагировать.

Исходя из выше сказанного, можно сказать что, последствия НТР

2. 2 Позитивные процессы НТР

Несмотря на все отрицательные стороны, НТР совершается для улучшения жизни людей, и главная цель любой НТР это благо людей, назовем некоторые из них.

1)Расширение горизонтов познания.

Человечество во все времена старалось понять, как устроен мир. Оно придумывало богов, создавало различные теории мироустройства, и шаг за шагом приближалось к истинному пониманию мира.

2)Глобальные сети и инфраструктура.

Одним из важнейших факторов для полноценного развития личности, является полный доступ к любой информации и свобода передвижения. Современные системы телекоммуникаций, такие как спутниковые системы телевидения и связи, Интернет и другие, которые в некоторой мере являются независимыми от правительства, позволяют человеку получать объективную информацию и оценивать ее не со слов диктора «Центрального телевидения». Это еще один шаг к свободе человека и раскрепощению человечества.

3)Возможности духовного роста.

Изначально человек претендовал на божественное происхождение. Труды Дарвина поставили этот бесспорный до того постулат под сомнение. Труды Фрейда поставили под вопрос разумность человека. В то же время, познавая окружающее и через окружающее познавая себя, человек имеет возможность возвыситься над миром, сам по себе осознавая, что он Человек с большой буквы, он сам может творить и создавать, не нуждаясь в теории «бога», как его трактует христианская и другие религии.

4)Гуманизация познания.

Узкая специализация приведет, к непониманию друг друга различных групп людей, в тоже время увеличение материального обеспечения и создания свободных экономических резервов позволит выделить больше ресурсов на культуру и гуманитарные науки. Которые и будут играть важную роль для нахождения общего языка между различными группами людей вне работы. Как следствие этого станет более фундаментальным базовое образование, особенно его гуманитарная часть, в частности философия с ее понятиями базовых закономерностей и логика. В результате этого общее направление познания станет более гуманитарным.

5)Независимость от внешних факторов.

Гомеостаз - стремление к равновесию, то есть к существованию вопреки изменениям. Гомеостатическая деятельность человека, в которой он пользуется технологиями как своеобразными органами, сделала его хозяином Земли. Перед лицом климатических катаклизмов, землетрясений и редкой, но реальной угрозы падения гигантских метеоритов человек беспомощен.

Но уже сейчас человечество создает технику оказания помощи жертвам тех или иных стихийных бедствий. Некоторые из бедствий он умеет, хотя и неточно, предвидеть и тем самым частично нейтрализовать их последствия. Одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба, когда ни землетрясение, ни вспышки на солнце не смогут причинить вред всему человечеству в целом и отдельному индивидууму в частности.

НТР совершается для улучшения жизни людей, и главная цель любой НТР это благо людей, назовем некоторые из них. Расширяются горизонты познания человечества, есть возможность получить любую информацию и доступ к свободе слова и передвижения, появляется возможность духовного роста, базовое образование становится более фундаментальным, общее направление познания станет более гуманитарным, одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу производства. НТР охватила все стороны нашей жизни от космоса до косметики, проникла в строение атома и глубины вселенной. Она ранее невиданными темпами пополняет наши знания и преобразует мир. Ускоряются научно-технические преобразования. Революции в отдельных науках иногда перерастали в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. Человечество пережило несколько глубоких научных революций. Некоторые последствия научно-технической революции видны уже сейчас, некоторые проявятся лишь в ближайшем будущем, некоторые мы вообще не можем себе представить. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда. Научно-техническая революция открывает новые возможности качественных изменений в содержании человеческой жизни и отношениях между людьми. Она позволяет постепенно достигнуть всеобщего развития человеческих сил, способностей и таланта.

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху «информационного взрыва», когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. Современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют наука, техника и технология, производство. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

В последствиях научно-технической революции есть плюсы и минусы. Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на развитии самого общества. Подчинение общественного производства целям обеспечения максимальной прибыли любой ценой делает природу объектом самой алчной эксплуатации. Последствия НТРимеют ряд негативных и даже губительных для человека проявлений. Это глобальный экологический кризис, который может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой; демографический взрыв; расход ресурсов; а также войны и военные конфликты.

Но ведь, НТР совершается для улучшения жизни людей, и главная цель любой НТР это благо людей, назовем некоторые из них. Расширяются горизонты познания человечества, есть возможность получить любую информацию и доступ к свободе слова и передвижения, появляется возможность духовного роста, базовое образование становится более фундаментальным, общее направление познания станет гуманитарным, одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба.

Библиография

1. Беседы о научно-технической революции/ Под научной редакцией Гусарова А., Радаева В. - Москва: Издательство «Политическая литература», 1977. - 234с.

2. Выбор научно-технологических приоритетов / Под научной редакцией А. Соколова. - М.: «Человек и труд», 1989. - 349 с.

3. Научно-технический прогресс и границы предвидения / Под научной редакцией Т.И. Ойзермана. - М.: «Наука», 1999. - 563 с.

4. Научно-техническая революция и общество / Под научной редакцией Дряхлова Н. И. - М.: «Мысль», 1973. - 97с.

5. Научно-техническая революция и особенности социального развития в современную эпоху / Под научной редакцией С.И. Никишова. - М.: «МГУ», 1974. - 283 с.

6. Научно-техническая революция и человек / Под научной редакцией В.Г. Афанасьева. - М.: «Наука», 1977. - 387с.

7. Обществознание: Учебное пособие для вузов / Под научной редакцией Машкина Н.А., Рассолова И.М. - М.: «Норма», 2001. - 496с.

8. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению / Под научной редакцией Горшкова В.Г., Кондратьева К.Л., Данилова-Данильяна В.И. - СПб.: Издательство «Зелёный мир», 1994. -121с.

9. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Под научной редакцией В. П. Максаковского. - М.: «Просвещение», 2004. - 400с.

Подобные документы

    Предпосылки 17-века. История и понятие техники. Некоторые открытия, свидетельствующие о научно-технической революции (НТР). Новые явления в культуре 19-20 вв. Глобальные проблемы 20-21 века. Характеристика научно-технической революции, значение и понятие.

    реферат , добавлен 22.06.2009

    Принцип научно-технической революции как социокультурной характеристики Запада в новое время. Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии и науки. Гипотеза происхождения опытной науки. Проблемы приложения опытного знания.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2011

    Высокие темпы экономического роста на основе использования достижений научно-технической революции как причина глобальных изменений. Потребность в интеграции социологических и технико-экономических знаний для решения глобальных проблем человечества.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Основные элементы социальной структуры общества. Классификация социальных групп по различным признакам. Человеческая деятельность и ее многообразие. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Направления и последствия научно-технической революции.

    презентация , добавлен 24.09.2013

    Исследование проблем современного российского общества. Определение причин и последствий того неблагоприятного состояния, которое характерно для социальной мобильности в России. Виды, типы и формы социальной мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.

    реферат , добавлен 16.02.2013

    Понятие "социальных обручей". Исследование содержания процессов дезинтеграции - маргинализации, социальной аномии, социальной мобильности, их роль, взаимосвязь и последствия в диалектике социальной структуры общества. Международная и внутренняя миграции.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2014

    Курение в среде молодежи - медицинская и социальная проблема. Формирование вопросов анкеты, проведение социологического исследования этой проблемы в университете, анализ результатов. Последствия курения для здоровья, социально-экономические последствия.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2012

    Взаимозависимость между научно-техническим развитием и развитием общества. Средний класс и его роль в социальной структуре постиндустриального общества. Перманентная перестройка всего общественного организма. Разрыв между богатыми и бедными странами.

    доклад , добавлен 23.04.2016

    Социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма, особенности его социологизма. Исследование функций разделения труда и выявление его позитивных последствий. Трактовка нормального и патологического в развитии общества. Теория социальной аномии.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2009

    Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.

научный революция социальный последствие

Преобразование индивидуальной и совместной деятельности людей в сторону интенсификации и унификации ее характера, высвобождение значительного количества свободного времени и человеческих ресурсов привели к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека. Именно развитие НТР в первую очередь связывается с переходом от индустриального к так называемому «постиндустриальному обществу», для которого характерны: приоритет не производственной, а информационной и обслуживающей сфер, распространение профессионализма во всех сферах деятельности и переход от классового к профессионально стратифицированному обществу, ведущая роль научных элит в определении общественной политики и управлении, высокая степень глобальной интеграции как в области экономики, так и в культуре.

Современной философии и социологии свойственна неоднозначная оценка феномена НТР. Традиционно сложились два основных подхода к оценке научного прогресса - оптимистический, рассматривающий НТР как закономерный этап социального и научного развития в общем контексте модернизации человеческого сообщества, который обеспечит дальнейшее развитие человеческой цивилизации и пессимистический концентрирующий внимание на негативных последствиях технического развития (экологические бедствия, угроза ядерного апокалипсиса, возможность манипулировать сознанием, стандартизация человеческой деятельности и отчуждение личности, отрицательное влияние техники на организм и психику человека и т.д.) .

Сегодня достижения науки так или иначе воздействуют на жизнь каждого человека, где бы он ни жил и чем бы ни занимался. Например, неграмотный житель какой-нибудь афро-азиатской страны - с транзистором, обучение грамоте в Индии - через спутниковое телевидение. Современный менеджер - в автомобиле, с компьютером, сотовой связью - способен выполнять свои функциональные обязанности, оказавшись в автомобильной пробке.



От темпов и глубины развертывания НТР зависят объем знаний, способы его освоения, продолжительность обучения и многое другое. Меняется основная парадигма обучения. Главное - не усвоение определенного объема информации, а умение находить ее, работать с этой информацией. Образно говоря, ценится не тот специалист, который много знает, а тот, который знает, где можно оперативно найти нужную информацию. Одна из основных целей образования - формирование у человека потребности в самообразовании, в постоянном пополнении своих знаний.

Для людей преимущественно физического труда возникают свои проблемы. Под воздействием современных технологических и информационных переворотов время обновления технологий в ведущих отраслях промышленности сокращается в среднем до 5 лет. Следовательно, работник, оставаясь в рамках прежней профессии, вынужден менять ее, постоянно переучиваться. Все это потребует от человека профессиональной гибкости, подвижности, высокой адаптивности и, конечно, постоянного повышения своих профессиональных знаний.

Так же новые технические средства создают условия для распространения научных, технических и культурно-художественных знаний, обогащения людей информационными и культурными ценностями.

Но приспособление человека к той среде, которую он приспособил к своей жизнедеятельности - весьма непростой процесс. Стремительное развитие техносферы опережает эволюционно сложившиеся адаптивные возможности человека. Затруднения в состыковании психофизиологических потенций человека с требованиями современной техники и технологии зафиксированы повсеместно и теоретически и практически. Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми всё больше сталкивается человек в современном мире, вызывают накопление отрицательных эмоций и часто стимулируют применение искусственных средств снятия напряжения. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляет человека жить в разных культурах, приспосабливаться к постоянно обновляющимся обстоятельствам.

К негативным последствия НТР так же можно отнести возрастающий разрыв в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; экологический кризис, порождаемый катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности.

Так же одним из негативных факторов современной НТР является расслоение человечества. Человек существо социальное, он никогда ни оценивает абсолютных показателей, а все оценивает в сравнение. Расслоение происходит по нескольким признакам. Расслоение по имущественному признаку. НТР усилит его за счет, того, что все имеют разные стартовые возможности, а результатом НТР будем умножение начального капитала. Расслоение по возрастному признаку. Ускорение темпов научно-технического развития стало очевидным. Быстрое изменение жизненных условий, вызванное этим ускорением, служит одним из факторов, отрицательно влияющих на формирование гомеостатической системы обычаев и норм в современном мире. Расслоение по интеллектуальному признаку.

Принципиальное значение, впрочем, имеет не составление сколько-нибудь исчерпывающего списка проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное - поиски научно обоснованных и реалистичных в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связан целый ряд общетеоретических, социально-философских и методологических вопросов в их изучении, которые к настоящему времени сложились в последовательную концепцию проблем современности, опирающуюся на достижения современной науки и философии.

Из всего выше сказанного ясно, что НТР, какой бы эффективной она ни была, дает только базу для развития человека, а вот как он использует эту базу предсказать трудно или даже практически невозможно.

Заключение

Всестороннее развитие человека начинается, несомненно, с главной стороны человеческой деятельности - с трудовой, созидательно-творческой. Именно в ней наиболее полно проявляется его внутренняя сущность. В этой связи весьма сомнительна изображаемая некоторыми футурологами перспектива такого «облегчения» труда человека в результате достижений научно-технической революции, когда человек будет только наблюдать за машинами. Труд приносит человеку радость и даже своей определенной напряженностью, так как он ставит перед человеком довольно сложные умственно-физические задачи, которые он с удовольствием решает и тем самым утверждает себя.

Большинство людей уже рефлекторно реагирует на типовые ситуации, это вполне понятна, жизнь все более и более ускоряется, одновременно усложняясь, нет времени думать долго решения надо принимать здесь и сейчас, а то можно и не успеть. Наука движется вперед семимильными шагами, основной признак современной науки это формализация задачи, с ее последующей декомпозицией и сведения к типовым, разрешаемым по известным алгоритмам, а так как жизнь сейчас совершенно не мыслим без достижений науки, то все действия происходящие в обществе, сводятся к типовым с заранее известным результатам. Да и само общество за годы своего существования, выработало стойкие стереотипы поведения. Несомненно, все это правильно, но жизнь не всегда удается втиснуть в жесткие рамки наших представлений о ней.

В условиях ослабления конфронтации в мире есть возможность исключить разработку новых видов оружия, решить глобальные проблемы - мировой экологический кризис, голод, эпидемии, неграмотность и др. НТР позволяет ликвидировать угрозу экологической катастрофы, использовать энергию солнца, воды, ветра, глубин Земли.

Прогресс даёт человечеству возможности, которые открывают перед нами новые аспекты мира. Наука и технология стали движущими силами цивилизации. Без них невозможно представить дальнейшее развитие человечества. Ожидается поворот к новой форме прогресса. Без всего достигнутого нами мы не сможем стать лучше. Я думаю, что эта форма прогресса будет стремится к безотходности, минимуму потребления ресурсов, проблемы человека и машин, напряжённый ритм жизни и самоистребление в среде технологий исчезнут.

Социальные последствия НТР
Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т. д) .
К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.
В 70 е гг. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды. Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения.
Минусы
Глобальный экологический кризис
Демографический врыв
Научно-технический прогресс
Звучат высказывания о надвигающемся кризисе научно-технического прогресса.
Позитивные процессы НТР

1)Расширение горизонтов познания.
2)Глобальные сети и инфраструктура.
3)Возможности духовного роста.
4)Гуманизация познания.
5)Независимость от внешних факторов.

3. Влияние научно-технической революции на мировую экономику

К рубежу XIX-XX вв. кардинально изменились основы научного мышления; переживает расцвет естествознание, идет создание единой системы наук. Этому способствовало открытие электрона и радиоактивности

Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки. Ее представляют М. Планк, создавший квантовую теорию, и А. Эйнштейн, создавший теорию относительности, ознаменовавшие прорыв в область микромира.

В конце ХIХ-начале XX вв. связь науки с производством приобрела более прочный и систематический характер; устанавливается тесная взаимосвязь науки с техникой, обусловливающая постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Если до конца ХIХ в. наука оставалась «малой» (в этой сфере было занято небольшое число людей то на рубеже XX в. способ организации науки изменился - возникли крупные научные институты, лаборатории, оснащенные мощной технической базой. «Малая» наука превращается в «большую» - численность занятых в этой сфере увеличилась, возникли специальные звенья научно-исследовательской деятельности, задачей которых стало скорейшее доведение теоретических решений до технического воплощения, в их числе - опытно-конструкторские разработки, производственные исследования, технологические, опытно-экспериментальные и др.

Процесс революционных преобразований в области науки охватил затем технику и технологию.

Первая мировая война вызвала огромное развитие военной техники. Таким образом вторая научно-техническая революция охватила различные сферы промышленного производства. Превзошла она предыдущую эпоху по темпам технического прогресса. В начале XIX в. порядок изобретений исчислялся двузначным числом, В эпоху второй НТР - четырехзначным, т. е. тысячами. Наибольшее число изобретений запатентовано американцем Т. Эдисоном (более 1000).

По своему характеру вторая НТР отличалась от промышленного переворота XVIII-XIX вв. Если промышленный перс-ворот привел к становлению машинной индустрии и изменению социальной структуры общества (формированию двух новых классов - буржуазии и рабочего класса) и утверждению господства буржуазии, то вторая НТР не затронула тип производства и общественную структуру и характер социально-экономических отношений. Ее результаты - изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки из малой в большую. Поэтому ее называют не промышленной революцией, а научно-технической.

Происходила не только диверсификация отраслей, но и подотраслей. Это можно видеть на структуре, например, машиностроения. В полную силу заявило о себе транспортное машиностроение (производство локомотивов, автомобилей, самолетов, речных и морских судов, трамваев и др.). В эти годы наиболее динамично развивалась такая отрасль машиностроения, как автомобильная. Первые автомобили с бензиновым двигателем начали создавать в Германии К. Бенц и Г. Даймлер (ноябрь 1886 г.). но вскоре у них уже появились зарубежные конкуренты. Если первый автомобиль на заводе Г. Форда в США был выпущен в 1892 г., то уже к началу XX столетия это предприятие производило в год 4 тыс. автомобилей.

Бурное развитие новых отраслей машиностроения вызвало изменение структуры черной металлургии - повысился спрос на сталь и темпы ее выплавки значительно превзошли прирост производства чугуна.

Технические сдвиги конца XIX-начала XX вв. и опережающее развитие новых отраслей предопределили изменение структуры мирового промышленного производства. Если ДО начала второй НТР в общем объеме выпускаемой продукт-преобладала доля отраслей группы «Б» (производство предметов потребления), то в результате второй НТР повысился удельный вес отраслей группы «А» (производство средств производства, отраслей тяжелой промышленности). Это привело тому, что усилилась концентрация производства, стали преобладать крупные предприятия. В свою очередь крупное производство нуждалось в крупных капитальных вложениях и вызывало необходимость объединения частных капиталов, которое осуществлялось образованием акционерных обществ. Завершением этой цепочки изменений стало создание, образование монополистических союзов, т.е. монополий как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).

Таким образом, в результате произошедших изменений в технике и технологии производства и развитии производительных сил, вызванных второй НТР, были созданы материальные предпосылки для образования монополий и перехода капитализма от промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Способствовали процессу монополизации и экономические кризисы, регулярно происходившие в конце XIX в., а также начале XX в. (1873,1883,1893, 1901- 1902 и др.). Поскольку в ходе кризисов гибли прежде всего мелкие и средние предприятия, то это способствовало концентрации и централизации производства и капитала.

Монополия как форма организации производства и капитала в конце XIX-начале XX вв. заняла господствующие позиции в социально-экономической жизни ведущих стран мира, хотя степень концентрации и монополизации по странам была неодинаковой; были различными преобладающие формы монополий. В результате второй НТР вместо индивидуальной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве - фермерская; развивается кооперативная, а также муниципальная.

На этом историческом этапе ведущее место в мире по промышленному развитию занимают молодые капиталистические страны - США и Германия, значительно продвигается Япония, тогда как бывшие лидеры - Англия и Франция отстают. Центр мирового экономического развития при переходе к монополистической стадии капитализма перемещается из Европы в Северную Америку. Первой державой мира по экономическому развитию стали Соединенные Штаты Америки.


Бурное развитие науки, начиная с конца XIX века, привело к значительному числу открытий принципиального характера, положивших начало новым направлениям научно-технического прогресса.

В 1867 г. в Германии В. Сименс изобрел электромагнитный генератор с самовозбуждением, которым при помощи вращения проводника в магнитном поле можно получать и вырабатывать электрический ток. В 70-е гг. была изобретена динамо-машина, которую можно было использовать не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель, превращающий электрическую энергию в механическую. В 1883 г. Т. Эдисон (США) создал первый современный генератор. В 1891 г. Эдисоном создан трансформатор. Самым удачным изобретением стала многоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса (1884)

Особенное значение получили двигатели внутреннего сгорания. Модели таких двигателей, работавших на жидком горючем (бензине), создали в середине 80-х годов немецкие инженеры Даймлер и К. Бенц. Эти двигатели использовались моторным безрельсовым транспортом. В 1896-1987 гг. немецкий инженер Р. Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия.

Изобретение лампы накаливания принадлежит русским ученым: А.Н. Лодыгину (лампа накаливания с угольным стерженьком в стеклянной колбе.

Изобретатель телефона - американец А. Г. Белл, получивший первый патент в 1876 г Одно из важнейших достижений второй НТР - изобретение радио

В начале XX в. родилась еще одна отрасль электротехники -электроника. В металлургии вводились технические новшества, техника металлургии достигла огромных успехов.

Характерно проникновение и организация химических методов обработки сырья практически во все отрасли производства.

Перед Первой мировой войной был получен синтетический бензин

Среди важнейших изобретений этого времени – швейная машина Зингера, ротационная типографская машина, телеграф Морзе, револьверный, шлифовальный, фрезерный станок, косилка Маккормика, комбинированная молотилка-веялка Хейрема.

В конце XIX-начале XX вв. произошли структурные изменения в промышленности:

Структурными изменениями в хозяйствах отдельных стран: создании большого машинного производства, преимущественно тяжелой промышленности над легкой, предоставление преимущества промышленности над сельским хозяйством;

Возникают новые отрасли промышленности, модернизируются старые;

Увеличивается часть предприятий в производстве валового национального продукта (ВНП) и национального дохода;

Происходит концентрация производства - возникают монополистические объединения;

Завершается формирование мирового рынка в конце ХІХ - в начале ХХ ст.;

Углубляется неравномерность в развитии отдельных стран;

Заостряются межгосударственные противоречия.

НТР привела к появлению многих новых отраслей промышленного производства, которых история не знала. Это электротехническая, химическая, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, автомобильная промышленность самолетостроение, производство портландцемента и железобетона и др.


Список литературы

1. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга: – М.: ИНФРА – М., 2001. – 716 с.

2. Курс экономической теории: Учебн. пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - М.: Изд. “АСА”, 1996. - 624 с.

3. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.:ЮНИТИ, 1999. –727с

4. Основи економічної теорії: політекономічний аспект. Підручник. /Г.Н.Климко, В.П.Нестеренко. – К., Вища школа, 1997.

5. Мамедов О.Ю. Современная економика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-267с.

6. Экономическая история: Учебное пособие/ В.Г. Сарычев, А.А. Успенский, В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г.-237 –239с.


... – в постиндустриальном. В современной общественно-экономической литературе история рассматривается на этапах первобытной эпохи, рабовладельческого общества, средневековья, индустриального и постиндустриального общества. Экономической истории зарубежных стран посвящены многочисленные работы, среди которых одни носят обобщающий характер и рассматривают развитие какой-либо отрасли хозяйства в...

...) - процесс сосредоточе­ния населения, промышленности и культуры в крупных городах; присущий круп­ному городу. Сопровождается появлением урбанистической массовой культуры.2. Своеобразие русской живописи конца XIX- начала XX века С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналити­ческий метод реализма XIX в.», как его называют в отечественной науке, себя изживает. Многие из художников- ...

Общество - это общество постэкономическое, поскольку в перспективе в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей. Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной...

Его сторонников. Без их поддержки эта игра, безусловно, развивалась бы менее эффективно. 3. Дореволюционный этап становления футбола на Ставрополье, при всех проблемах его развития, достиг определенных успехов. В целом же деятельность футбольных клубов и кружков в начале XX веков явилась фундаментом для современного ставропольского футбола. Научное осмысление итогов данного этапа способствует...