Отношение бунина к героям рассказа лапти. Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти"

Анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти»

1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объёму произведение - рассказ «Лапти».

2) Тематика и проблематика рассказа. В своём произве­дении И.А. Бунин поднимает множество тем: человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Цен­тральной проблемой повествования становится тема человеч­ности, гуманного отношения к людям. Рассказ И.А. Бунина «Лапти» располагается на двух страницах хрестоматии, но те­ма бескорыстного служения людям раскрывается максимально широко. Главная тема бунинского рассказа «Лапти» - тема гу­манизма, человеческого отношения к судьбам людей - фор­мирует отношение читателя к жизни, нравственную позицию человека.

3) Особенности сюжета рассказа. Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду в одном из отдалённых хугоров умирает маленький барский мальчик, бредит и просит дать ему крас­ные лапти. Для ребёнка красные лапти - желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, последняя просьба умирающе­го. Никто не может в такую пургу дать мальчик)" то, что он просит, так как за лаптями необходимо идти в другой насе­лённый пункт. Иван Алексеевич Бунин описывает состояние природы следующими синонимами: «непроглядная вьюга»; «такая страсть»; «белое, куда-то бешено несущееся степное мо­ре, бездна снежного урагана и мрака». Финал бунинского рас­сказа открытый: читателю остаётся неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефёд, так как «за пазухой Нефёда лежа­ли новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином». Такая концовка рассказа заставляет читателя ещё раз задуматься о поступке Нефёда. Но смерть героя не напрасна: он уже спас новосельских мужиков. Нефёд умер, но его поступок надолго останется в памяти людей.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Нефёда. Нефёд - главный герой рассказа - отправ­ляется в путь, никого не спрашивая, гак как «душа желает», а противиться желанию души ребёнка персонаж не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. Герой в данный мо­мент не задумывается о себе, его интересует только судьба ре­бёнка. Нефёда мёртвым нашли на следующий день у дороги новосельские мужики, и именно эта находка спасла им жизнь. Гуманистическая направленность бунинского рассказа оче­видна: Нефёд, не думая о себе, решает выполнить последнюю волю умирающего мальчика, и для героя нет ничего важнее человеческой жизни. Бескорыстность поступка Нефёда оче­видна.

“Певец осени, грусти и дворянских гнезд” – так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого пи­сателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог “вы­разить того, что хочется. Какая мука наше писатель­ское ремесло. А какая мука найти звук, мелодию рассказа, – звук, который определяет все последую­щее!” К. Г. Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освеще­ния, и тот, кто может уловить это соединение, – это счастливейший человек.

В небольшом по объему рассказе “Лапти” пред­ставлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромней­шего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связан­ные с повествованием незримой нитью.

Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бу­нин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: “. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”. Автор стремится показать буйство природы: “. в бездне снежного урагана и мрака”, “потонули вместе с лошадью в страшный снег”. Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: “. в такую страсть”, “такой ужас”, “. ужасала одна мысль”. Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: “. плакала горь­кими слезами от страха и от своей беспомощности”.

Речь также является средством раскрытия характе­ров героев: “Господи, помоги! Господи, защити!”, “Бог с тобой. “, “А господь его знает!”. В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде – Господу. А надежда приходит в ином образе. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что все герои безымян­ны, а именем наделен только один персонаж – Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: “Не по­легчало?”, “. не хитрое дело”, “Она мне будет в зад, пыль-то.” Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхожде­нии Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как “душа желает”. А если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: “Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо: “Значит, надо добывать. “.

Буниным в рассказе используется прием предвос­хищения событий. Эпитет “зловещий стук” предска­зывает скорую развязку – Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это озна­чает, что ребенок умрет.

В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало – все рождает ощущение душево­го здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни приро­де. Нефед – “выходец из природы”, уходит он тоже в нее.

“Белый от снега” дом и “красные лапти”, “холод­ный” дом и “в жару. плакал ребенок” – антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной хо­лодности окружающего мира по отношению к больно­му ребенку.

Для Бунина деталь важна сама по себе, без привя­занности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: “Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видения­ми. “.

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональ­ность. Многоточие в конце предложений в финале вы­ражает горькое недоумение и одновременно ра­дость – спасены! жилье рядом! “Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый чело­век.

Тем только и спаслись – поняли, что, значит. в двух шагах жилье. “

Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.

(4 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Пятый день вьюжило. В белом от снега и холодном большом доме стоял сумрак и было горе: тяжело болел ребенок. В...
  2. В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно...
  3. “Макар Чудра” - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было...
  4. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...

Рассказ И.А.Бунина актуален для современных читателей благодаря проблематике, которую рассматривает автор. Бунин на примере простой истории показывает одно из важнейших нравственных качеств человека: умение сострадать.

По первым строкам рассказа читатель уже может понять настроение всего произведения: мрачное, печальное и угнетённое. Автор говорит про продолжительную непроглядную вьюгу, которая не прекращается пять дней. В одиноком доме на окраине хутора лежит в бреду больной барский мальчик, который просит свою маму принести ему некие красные лапти, просьбы его полны мольбы и непонимания: почему ему не приносят лапти? Но, из-за описанной в самом начале рассказа непогоды, предсмертное желание мальчика не может быть исполнено, что вселяет в его мать настоящее чувство безысходности и страха. Единственное, что она может – вопрошать к Господу о помощи её сыну.

Но автор посылает матери Господа в обличии обычного сельского мужика – Нефёда. Также примечательным является и тот факт, что только он из всех героев рассказа наделён именем. Этим Бунин подчёркивает то, что Нефёд является ключевым героем произведения.

Несмотря на то, что на Нефёда возложена особая миссия в этом рассказе, он описан как довольно простой и незамысловатый герой. Одет Нефёд, как описывает Бунин, в старый полушубок и старые валенки, речь его не отличается наличием сложных предложений, а наоборот, содержит много просторечий. Но этот образ не влияет на его самоотверженность и мужество. Ведь только сильный духом человек сможет пойти, утопая в сугробах, в непроглядную вьюгу за мечтой маленького мальчика, который болен.

В конце произведения показан мужественный поступок Нефёда: он пожертвовал собой ради исполнения желания больного маленького мальчика. Но, ценой своей жизни он спас не только мальчика, достав ему лекарство, он помог найти дорогу новосельским мужикам тем, что когда они заблудились, и уже отчаялись найти дорогу домой, из-под снега показались ноги бедного замёрзшего Нефёда. И мужики узнали в нём знакомого человека, и благодаря этому нашли путь домой.

Таким образом, Бунин показал читателю самоотверженный поступок обычного сельского человека. Герой рассказа пошёл не смотря ни на что, сквозь вьюгу и ненастье, за осуществлением мечты другого человека. Желание помочь оказалось больше любого страха.

Анализ произведения Лапти №2

В небольшом произведении Бунина рассказывается о маленьком мальчике, который сильно болел. Мальчик постоянно плакал и просил лапти красного цвета. Действие рассказа происходит зимой, поэтому писатель описывает бурю за окном избы, где живет мальчик. Мать не находит себе места. Врач в непогоду не приедет к ним, муж уехал, а ребенок никак не успокоится.

Несмотря на непогоду Нефед отправляется в Новосельск, чтобы исполнить просьбу больного мальчика, а именно купить фуксин для ребенка и лапти, чтобы покрасить их в красный цвет. Нефед хотел, чтобы его подарок помог мальчику почувствовать себя лучше.

Главный герой этого рассказа – очень добродушный человек. Отличительной чертой его характера является смелость. Кроме того, он наделен взаимопониманием и состраданием. Отважному Нефеде не безразлично, что мальчик тяжело болен.

Кроме ребенка, Нефед помог еще двум людям. Благодаря главному герою рассказа двое мужчин, потерявшихся в поле, нашли дорогу домой. Они сбились с пути и потеряли надежду выйти к жилью. В сугробе они увидели валенки. Расчистив снег, мужики откопали Нефеду и поняли, что находятся недалеко от деревни. Таким образом, Нефед дал им надежду на спасение.

Нефед знал, какую опасность представляет буря, когда отправлялся в непогоду в другой город. Он не побоялся рискнуть жизнью, чтобы купить лапти в лавке. Утром его замерзшего занесли в мужики. За пазухой у самоотверженного Нефеды нашли лапти и пузырек с фуксином, чтобы покрасить их в красный цвет.

Бунин не рассказывает, выздоровел ли ребенок или нет, но красные лапти, по всей видимости, придали ему сил. Но ясно одно, что поступок сельского Нефеды не был напрасным.

Рассказ заставляет задуматься о том, что даже в самых сложных ситуациях следует прислушиваться к своему сердцу. Необходимо всегда стараться помочь близкому, сделать приятное, особенно для больного, поступить так, чтобы принести ему радость.

Сам рассказ описывает тесные взаимоотношения между ребенком и взрослым. Он доносить понятие того, что любовь к детям не имеет границ.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Ивана Яковлевича цирюльника в повести Нос Гоголя

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Иван Яковлевич, представленный писателем в образе неряшливого цирюльника.

«Лапти» — небольшой рассказ, написанный И. Буниным в 1924 году. Сюжет развивается в маленьком населенном пункте. На улице разбушевалась непогода. А в одном из дворянских домов заболел ребенок. В бреду мальчик просит принести ему красные лапти, да так жалобно просит, что в отчаянии взывает к Богу о помощи.

И вот в дом заходит Нефед. Видя мучения мальчика и его матери, он принимает решение отправиться в Новоселки за лаптями. А поскольку красных лаптей не бывает, нужно купить пузырек фуксина, чтобы покрасить обувь, тут же догадывается мужчина. Но женщина отговаривает Нефеда, ведь на улице такая непогода!

Но мужчина непоколебим в своем решении. Главный герой — образ простого русского мужика. К этому образу часто обращаются русские писатели в своих произведениях. Речь Нефеда проста, изъясняется он короткими фразами и просторечиями. А движения мужчины решительные. Это говорит о том, что он человек дела. Нефед — храбрый и самоотверженный человек. Несмотря на всю свою простоту, Нефед силен духом!

И вот он отправляется в путь, «выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Женщина в напряжении ожидает возвращения Нефеды. И ночь казалась зловещей, будто предрекающей беду. А утром к дому женщины привезли замерзшего Нефеду. За пазухой у мужчины нашли лапти и бутылек с фуксином. Нашли Нефеду мужики новосельские, которые возвращались домой и сбились с дороги, провалились в снега. Но тут заметили чьи-то валенки, раскопали , увидели мужчину и узнали в нем Нефеду. Так они поняли, что добрались и до дома рукой подать.

Нефед поступил самоотверженно. В его поступке не было ни капли сомнения хотя погода была настолько суровой, что он понимал насколько этот поход может быть опасным, но это его не остановило. Его желание помочь другим людям было гораздо больше страха. В таком поступке и просматривается настоящая сила духа. Нефед не искал себе славы, не ждал благодарности, он поступил так только потому, что посчитал нужным. Смерть мужчины не была напрасна, память о нем и его самоотверженном поступке навсегда останется в сердцах местных жителей.

Продолжительность урока: 2 часа.

Тип урока: урок-беседа.

Основной вид деятельности: углубленный, основательный анализ текста.

Оборудование:

  • портрет И.А. Бунина, выставка его книг;
  • текст рассказа И.А.Бунина «Лапти», иллюстрации к тексту;
  • словарь литературоведческих терминов И.А. Елисеева, Л.Г. Поляковой;
  • словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Цели урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством И.А.Бунина;
  • Выявить жанровые признаки рассказа «Лапти», существенные черты образа главного героя, идейное содержание произведения и особенности художественного мастерства писателя;
  • Развивать умение выделять идейно значимые подробности текста;
  • Формировать мировоззренческую позицию о ценностях личности.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века. Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.

Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В.А.Жуковский, поэтесса и переводчик А.П.Бунина, путешественник и географ П.П.Семенов-Тяньшанский.

Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина, посвящены чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М.Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию.

Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции. Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.

В произведениях И.А.Бунина о русской жизни, созданных и на родине, и за границей, встречаются самые разнообразные русские характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще.

Мотивация.

Анализируя рассказ «Лапти», мы вглядимся в образ главного героя, выявим сущность его характера и попробуем ответить на вопрос: типичен ли подобный характер для русских людей или он встречается редко.

Особенности жанра.

Какое произведение является рассказом? (Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета. Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).

В случае затруднения учеников, обратиться к словарю литературоведческих терминов. лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу (на доске – аншлаг).

Чтение рассказа (самостоятельное чтение рассказа, либо прочтение во время урока).

Докажите, что произведение И.А. Бунина «Лапти» – рассказ.

1) Прозаическое произведение: написано в свободной речи; 2) малый объем: 2 страницы; 3) динамическое развитие сюжета: несколько событий, быстро сменяющих друг друга; 4) кратковременность изображаемого: менее суток; 5) небольшое количество действующих лиц: барыня, ребенок, Нефед, новосельские мужики, барин.

Обмен первичными впечатлениями. Беседа: 1) Кому понравился рассказ? Чем? Какое ощущение осталось у вас после прочтения рассказа «Лапти»? 2) Что произвело впечатление? 3) Какие размышления вызвали изображенные события? 4) О чем задумался автор? Что вам показалось в этом произведении Бунина странным, непонятным? 5) О чем мы можем подумать? 6) Какие эпизоды значимы? 7) Что вас привлекает в главном герое?

Целеполагание:

Предлагаю сделать вопрос о смысле названия центральным на сегодняшнем уроке: почему рассказ называется «Лапти», какой русский характер изображен И.А.Буниным?

Анализ текста.

Беседа: – Где происходят изображенные события?

(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки, в тридцати верстах – город).

– Когда происходят изображенные события? (До революции: барыня, лапти; зимой, в бурю).

– Какие события изображены в рассказе?

Письменная работа. Набросать план рассказа.

План учителя (на доске, за ширмой):

1) Болезнь ребенка;

2) За лаптями в Новоселки;

3) Ночь ожидания;

4) Зловещий стук в окно.

Проверка письменной работы (плана) учащихся (опросить 2-3 ученика).

– Какое событие самое важное? Почему? (Смерть Нефеда. Предыдущие события подчеркивают опасность решения Нефеда идти в бурю в Новоселки).

– Максимально краткое письменное (или устное) изложение сюжета. (В хуторском доме болен ребенок. В бреду он просит красные лапти. За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. В тревоге и волнении проходит ночь. Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда).

Образ Нефеда.

– Кто же является главным героем этой печальной истории? (Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).

– Кто он такой? (Крепостной в доме мелких помещиков).

Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

  1. Выполняет черную работу: «принес соломы на топку»;
  2. Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;
  3. Одевается зипун с подпояской.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).

– Почему Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка? 1) жалел ребенка и его мать; 2) верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

– Насколько была опасна буря? Предложить учащимся найти ее характеристики в тексте.

(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).

– Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? (Да. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

3) Находит обнадеживающий факт – направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).

4) Берет с собой кнут.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут (на доске – аншлаг).

– Нефед знал, что может погибнуть. Но пошел. Может быть, ему неудобно было перед барыней отступать от своих слов «Надо добывать»? (Нет. Сознавая опасность, он решительно уходит из дома: «А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун… и вышел вон…»).

– Разговор Нефеда с барыней шел лишь о дороге вперед. По возвращении ветер будет дуть в лицо. Неслучайно, ожидая Нефеда, в доме решили, что «значит, ночевать остался… Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда». Он же не стал ждать, поторопился назад.

Докажите, что на обратном пути буря неслась ему навстречу. (Нашли Нефеда «всего забитого снегом»).

– Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего? (Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).

– Когда человек способен рисковать своей жизнью ради других людей? (Когда любит, когда очень хочет помочь – неслучайно в тексте звучит вопрос «Чем помочь?» – когда люди дороги ему больше его жизни).

– Жизнь Нефеда явилась мерой преданности крепостного крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности? (Взаимоотношения в доме – добрые, уважительные, человеческие). Докажите.

1) Барыня называет слугу ласково «Нефедушка»; разговаривает с ним, как с равным, близким человеком; пугается за него; когда он замышляет идти в Новоселки; ждет его возвращения, как ждут безмерно дорогого человека: «…ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным. И он отдал за него свою жизнь.

1) Даже погибнув, Нефед добыл лапти ребенку; 2) смерть Нефеда явилась спасением для заблудившихся новосельских мужиков.

1) Бунин нигде в тексе не называет Нефеда ни слугой, ни крепостным. В конце рассказа он использует слово «человек», и не в том значении, в котором помещики обращались к слугам, а в полном значении этого слова: «…подняли тело – оказалось, знакомый человек».

2) Говоря о месте, где новосельские мужики обнаружили замерзшего Нефеда, автор использует гиперболу «в двух шагах».

Вспоминаем определение гиперболы, в случае затруднения учащихся, обращаемся к словарю литературоведческих терминов. (Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления).

«Тело его нашли в двух шагах от хутора». Эта деталь удваивает трагизм гибели Нефеда.

Позиция автора видна и в именах, которые носят его герои. (Только Нефеду автор дал имя собственное в рассказе. Хозяйка дома названа барыней, матерью, хозяин – мужем, у ребенка даже не указан пол, другие слуги обозначены только глаголом «решили»: «Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес»).

Бунин поставил образ Нефеда над всеми персонажами его рассказа, превознося его человеческую сущность, его чистую, верную душу.

Идейное содержание рассказа.

– Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожертвованию).

– Типичен ли данный характер для русских людей? (Мини-дискуссия).

– В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) Тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Художественное мастерство И.А. Бунина.

В чем, на ваш взгляд выразилось мастерство писателя в данном рассказе?

2) Выразительность языка;

3) Недоговоренность.

Обобщение учителя.

Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом: 1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; 2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

Обобщающие вопросы.

1) Как вы думаете, мы сумели достичь целей урока?

2) Что для вас было сложным в понимании текста?

4) Когда-нибудь захотели бы еще прочесть рассказ «Лапти» И.А.Бунина?

А домашнее задание даст вам возможность еще раз вчитаться и вдуматься в строки рассказа Бунина, который всегда обращается к чувствам и душе человека.

Домашнее задание.

Дать письменные ответы на вопросы (можно по выбору).

1) Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…» Почему?

2) Почему Бунин не говорит, выздоровел ли ребенок, ради которого погиб Нефед?

3) Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам».