«Отцы пустынники и жены непорочны…. «Отцы пустынники и жены непорочны»: текст и анализ стихотворения Пушкина Отцы пустынники и жены непорочны анализ

Анализ стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа. В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии. Ключевая пропагандируемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, - покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста.

Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание».

В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами. Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоезычен, завистлив, спорил с соседями, жестоко поступал с друзьями и так далее. Раскаялся он после особенного вразумления Божия. Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».

Главная мысль, транслируемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…», - христианский стихотворец-пророк не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать. Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. Мотив зрячести для лирики Александра Сергеевича необыкновенно важен, хотя встречается он не так уж часто.

В частности, тема эта использована в знаменитом «Пророке». В нем шестикрылый серафим легкими перстами коснулся глаз лирического героя, после чего произошло следующее:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Скорей всего, символически прозрение означает отказ от грехов молодости, первый шаг на пути к свободе, какой ее понимает православное христианство. «Отцы пустынники и жены непорочны…» - гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.

Метки: Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

А.С. Пушкин

Иеромонах Иов (Гумеров):

Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:

Я возмужал среди печальных бурь,

И дней моих поток, так долго мутный,

Теперь утих дремотою минутной

И отразил небесную лазурь.

Надолго ли?.. а кажется прошли

Дни мрачных бурь, дни горьких искушений.

В стихотворении Отцы пустынники выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина. Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров. Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

А.Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Изумляет точность метафоры. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы. Человек даже не замечает, что вместо мира и любви в отношениях между людьми он вносит болезненную напряженность, которая неизбежно кончается враждой.

Поэтическая молитва А.Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением: Да брат мой от меня не примет осужденья. Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой: все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (Преп.

Макарий Великий. Духовные беседы. Бес.40).

Насколько глубоким и устойчивым было духовное состояние А.Пушкина, запечатленное в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, можно судить по другим его произведениям этого времени. В издаваемом им журнале Современник он опубликовал в 1836 году (кн.3) рецензию на книгу поэта и драматурга Сильвио Пеллико (1789–1854) Об обязанностях человека. Заметка эта свидетельствует о светлой христианской настроенности поэта: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие… Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, – прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства» (ПСС, Л., 1978, т.VII, с. 322-23).

А.С. Пушкин – стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны».

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» было написано А.С. Пушкиным 22 июля 1936 года. Оно вхо­дит в так называемый «каменно островский цикл» и пред­ставляет собой поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина.

Композиционно стихотворение состоит из трех частей. Первые две части – это своеобразное вступление. Здесь поэт идет по пути постепенного сужения темы, предмета раз­говора.

Начинается стихотворение с упоминания поэта об «отцах пустынниках» и «женах непорочных». Здесь Пушкин имеет в виду монахов-отшельников IV-VI веков, современников и последователей Ефрема Сирина. Многие из них являлись ав­торами трудов по богословию. Словосочетание «жены непо­рочны» напоминает нам об обращении к Богоматери: Всенепорочная Дева. Также это выражение отсылает нас к посла­нию Апостола Павла: «как церковь перед Христом, так и жена перед мужем должна быть свята и непорочна» (Еф.5:25).

«Отцы пустынники и жены непорочны» сложили множество прекрасных молитв, но лишь одна из них особенно дорога по­эту, та, которую «священник повторяет Во дни печальные Великого поста». Здесь начинается вторая часть стихотворе­ния. Тема уже конкретизируется, поэт говорит о молитве Еф­рема Сирина. Именно эта молитва рождает в душе его «умиле­ние». В церковной традиции «умиление» – это дар Божий, чувство раскаяния, оно приходит к человеку вместе с Благо­датью. Поэтому в пушкинском тексте это понятие означает: человек испытывает потребность в молитве и покаянии. И молитва эта незримо помогает человеку. Цель же молитвы – «сердцем возлетать во области заочны», укреплять его «средь дольних бурь и битв». Здесь имеются в виду и земные искуше­ния, и жизненные бури, неурядицы, которые так преследуют людей на протяжении их существования. Также поэт говорит об особой роли сердца во всей духовной жизни человека. «Биб­лия приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление со­вести…». Именно чистый сердцем человек способен донести свою молитву «во области заочны».

Третья часть стихотворения представляет собой поэтичес­кое переложение молитвы Ефрема Сирина. Поэт здесь обра­щается к Богу, прося избавить душу от пороков. И первым здесь идет «дух праздности унылой». Здесь речь идет об опус­тошенности души, житейской суете, о лености, застое в ду­ховной и материальной жизни. Следующий губительный по­рок, по мысли поэта, – «любоначалие». Страсть любоначалия – это желание наставлять, властвовать, командовать. Оборотная сторона этого греха – гордыня, высокомерие. За­тем речь идет о «празднословии». Это один из губительных пороков, которым часто страдают окружающие нас люди. В евангельском тексте читаем: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф, 12:36).

Затем поэт просит даровать ему особое духовное зрение – возможность увидеть и осознать собственные грехи. С этим процессом тесно связано восприятие окружающих нас людей, неосуждение ближнего.

Таким образом, в этом стихотворении поэт утверждает огромное значение молитвы в человеческой жизни.

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» - духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку» : «И виждь, и внемли».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Язык, тропы и образы

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй , благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

«Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны » было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» - духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин - реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа - это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы - обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец - просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы - возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения - сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Язык, тропы и образы

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет - значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление - это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая - устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй , благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения - в воссоздании покаянного духа.