Основания и порядок назначения выборов. Сроки назначения выборов различного уровня. Субъекты права назначения выборов

Настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - настоящей статьи.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

6. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

8. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

9. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом , соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных - и настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Назначение выборов - самостоятельная стадия избирательного процесса. Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного (представительного) органа государственной власти. Конституция РФ закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов установлен в конституциях (уставах), законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" особо подчеркнут обязательный характер назначения выборов и усилены гарантии избирательных прав граждан при отсутствии закона субъекта РФ о выборах, закреплен унифицированный подход к регулированию порядка назначения выборов, уточнен перечень субъектов права назначения выборов.

Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов органов и депутатов являются порядок и сроки назначения выборов, закрепленные в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. Выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками, установленными в указанных нормативных правовых актах, и проводятся избирательными комиссиями.

Федеральный закон об основных гарантиях определяет общий и особый порядок назначения выборов, в том числе сроки - продолжительность организации и проведения основных, очередных и досрочных выборов. В нормативных правовых актах о выборах закрепляется перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которые возложена конституционно-правовая обязанность назначения и проведения выборов. При этом данный Федеральный закон обеспечивает обязательность проведения выборов посредством определения расширенного по сравнению с прежней редакцией закона 1994 г. круга органов, уполномоченных принимать решения о назначении выборов и обеспечивать обязательность их проведения. Впервые в механизм назначения выборов включены суды общей юрисдикции.

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов ГД ФС РФ назначает Президент РФ (п. "а" ст. 84 Конституции РФ), выборы Президента РФ - Совет Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 102). В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти, а также высшего должностного лица субъекта РФ (п. 3 ст. 5). Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются органами и должностными лицами, указанными в соответствующих законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. Выборы депутатов представительных органов назначает, как правило, глава муниципального образования, и наоборот.

День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом об основных гарантиях, - второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта РФ, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов ГД ФС РФ очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента РФ.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, в орган государственной власти субъекта РФ - не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, в орган местного самоуправления - не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на 1/3. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией РФ в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта РФ - его избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный законом срок выборы органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию РФ или избирательную комиссию субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 ее членов, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов такой комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований назначаются по истечении сроков их полномочий, установленных конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Исчисление срока, на который были избраны депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов муниципальных образований начинается со дня их избрания. Днем избрания депутатов является день голосования, в результате которого вышеназванные органы были избраны в правомочном составе.

Исчисление срока, на который было избрано выборное должностное лицо местного самоуправления, начинается со дня его вступления в должность.

Назначение любых выборов как стадия избирательного процесса, включает несколько этапов, содержание которых направлено на обеспечение гарантий принятия такого решения в установленные сроки. К числу таких этапов могут быть отнесены:

подготовка проекта решения о назначении выборов, его предварительное обсуждение в соответствующем представительном органе с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления и выборных должностных лиц. В ходе данного этапа определяется возможная дата проведения голосования на тех или иных выборах;

рассмотрение и принятие решения о назначении выборов на заседании соответствующего представительного органа. Принятие указанного решения должно осуществляется в порядке, закрепленном регламентом работы указанного органа;

официальное опубликование решения о назначении выборов в соответствующих периодических печатных изданиях. На практике такие решения публикуются в тех периодических печатных изданиях, которые учреждены для опубликования нормативных правовых актов соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти (Государственная Дума, Президент Российской Федерации) должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Законодательное Собрание Краснодарского края) должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Выборы назначаются следующими органами государственной власти и местного самоуправления:

выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - Президентом России (статья 84 Конституции Российской Федерации);

выборы Президента России - Совет Федерации (статья 102 Конституции Российской Федерации);

выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

выборы депутатов представительного органа и главы муниципального образования - представительным органом муниципального образования.

В некоторых случаях, например, при проведении повторных выборов, законом решение о назначении указанных выборов возлагается на соответствующую избирательную комиссию.

День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом, днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта, а в некоторых случаях - второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов. Исключением из этого правила являются случаи, прямо указанные в законе.

Например, в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления или депутатов представительного органа, в результате чего данный представительный орган становится неправомочным, выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Кроме того, в год проведения выборов Депутатов Государственной Думы очередного созыва, в некоторых случаях выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборы органов местного самоуправления проводятся одновременно с указанными выборами.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. В таких случаях выборы назначаются на первое воскресенье марта. Аналогично решается вопрос при назначении выборов на октябрь.

Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Комментарий к Статье 84 Конституции РФ

А. Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы Государственной Думы. Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает пятилетний конституционный срок (ч. 1 ст. 96 Конституции), на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания Государственной Думы в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Госдумы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов также подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией и федеральным законодательством, является обязательным. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленные сроки, выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (ч. 1 и 3 ст. 6 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ).

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции).

Б. По буквальному смыслу комментируемого пункта, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом устанавливаются самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. В силу Конституции никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П*(972)). Исходя из этого Закон о референдуме запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов депутатов Госдумы либо о перенесении сроков проведения таких выборов (п. 2 ч. 5 ст. 6).

Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Государственной Думой при формировании Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции), а также между Государственной Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии (ч. 3 и 4 ст. 117) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или, соответственно, продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Госдумой.

Федеральное Собрание определяется в ч. 1 ст. 99 Конституции как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции, также одновременно с назначением Председателя Правительства) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума, во всяком случае, собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки.

Право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным. Статья 109 Конституции устанавливает случаи, ограничивающие право Президента по роспуску Думы. В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109). Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена: с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109). Конституция не предусматривает также и права Президента распускать Совет Федерации. Таким образом, Совет Федерации, к ведению которого относится решение таких важнейших вопросов, как введение чрезвычайного положения, использование Вооруженных Сил за пределами территории РФ, назначение выборов Президента, назначение на должность судей высших судов РФ и др. (ст. 102 Конституции), работает непрерывно.

Указанные нормы направлены на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государственной власти.

В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено п. "б" ст. 84, ч. 1 и 2 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом, ни другой палатой Федерального Собрания - Советом Федерации. Превентивное значение конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента и Государственную Думу от конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П).

В. Данный пункт закрепляет право и обязанность Президента назначать референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Принятый во исполнение указанной нормы Конституции Закон о референдуме подчеркивает, что назначение референдума РФ является прерогативой именно Президента. Другие органы государственной власти не вправе назначать референдум РФ.

Закон о референдуме конкретизирует действия Президента, связанные с назначением референдума. Не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, на основании которых согласно законодательству может быть назначен референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

Президент издает указ о назначении референдума. В нем определяется дата проведения референдума. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с проведением референдума проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Руководствуясь ч. 2 ст. 80 Конституции и в соответствии с Законом об основных гарантиях Президент вправе также своим указом назначить референдум субъекта Федерации или местный референдум в случае, если закон субъекта РФ о референдуме субъекта Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение закона субъекта РФ не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, а имеющаяся правовая база является недостаточной (ч. 5 ст. 11). В частности, указанное полномочие было реализовано Президентом в 2002 г. при проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики и проектам законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики" *(973).

Г. Президент обладает правом законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу. Глава государства имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134). Законодательная инициатива Президента не ограничивается вопросами его ведения.

Порядок и процедуры взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе установлены соответствующими актами главы государства*(974), а также Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Д. Конституция возлагает на Президента обязанность завершить законодательный процесс путем подписания и обнародования федеральных законов, придав тем самым закону обязательную силу. Сроки подписания и обнародования законов Президентом также установлены Конституцией: принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту (ч. 1 ст. 107), который в течение 14 дней либо подписывает и обнародует этот акт (ч. 2 ст. 107), либо отклоняет его и направляет на повторное рассмотрение (ч. 3 ст. 107).

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

Право президентского вето позволяет главе государства воспрепятствовать вступлению в силу федеральных законов, которые, по его мнению, содержат неприемлемые положения. Однако это вето носит не абсолютный, а отлагательный характер. Кроме того, в силу Конституции Президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон, принятый с соблюдением процедур, установленных ч. 2 ст. 108 Конституции. Президент также не вправе отказаться подписать и обнародовать закон РФ о поправке к Конституции, вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 31.10.1995 N 2-П*(975)).

Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.1999) федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Зачастую с актом опубликования связан момент вступления закона в силу. Если в самом законе не сказано иного, то он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования одновременно на всей территории РФ.

Е. Конституция предусматривает также обращения Президента к Федеральному Собранию в виде ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Институт посланий распространен во многих государствах с различной формой правления. По своему программному содержанию послания Президента РФ сходны с посланиями президентов в других президентских республиках (например, США). Раздел 3 ст. II Конституции США закрепляет, что "Президент периодически представляет Конгрессу информацию о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными"*(976).

Послания Президента РФ - это акты политического характера, содержащие программные принципы развития страны, основных направлений внутренней и внешней политики государства*(977). Значение посланий главы государства Федеральному Собранию обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Тексты посланий Президента Федеральному Собранию заслушиваются на совместных заседаниях палат Федерального Собрания (ч. 3 ст. 100 Конституции) и официально публикуются. Обращение Президента с посланиями к Федеральному Собранию не означает обязанности Федерального Собрания соглашаться со всеми идеями, высказанными главой государства в этих обращениях.

В соответствии со ст. 170 БК Президент направляет Федеральному Собранию свое Бюджетное послание. В Бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период*(978). Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

акт уполномоченного органа государства, провозглашающий в установленные законом сроки дату проведения выборов. Законом определены органы, правомочные принимать акты о проведении выборов и определять сроки их проведения. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначает своим указом Президент РФ. В свою очередь, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Днем выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который они были избраны. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. При досрочном прекращении полномочий Президента, а равно при роспуске Государственной Думы днем выборов является последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев с момента досрочного прекращения полномочий или роспуска Государственной Думы. Федеральный закон от 19 сентября 1977 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.) закрепляет два правила:

1) в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы при досрочном прекращении органом или депутатом исполнения своих полномочий, выборы проводятся в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, или же не позднее чем через 180 дней до дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов. При этом решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного срока опубликования решения о назначении выборов;

2) если уполномоченный орган, должностное лицо либо избирательная комиссия не назначат выборы в установленный срок, а также если избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений (блоков) органов государственной власти и местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу. Временная комиссия формируется для проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией или избирательной комиссией субъекта РФ в количестве не более 15 человек. Назначение выборов есть государственно-правовой акт, с которым избирательное законодательство связывает начало избирательной кампании и проведение всех избирательных мероприятий. Так, за 60 дней до дня выборов депутатов Государственной Думы должны быть утверждены границы избирательных округов; за 45 дней должны быть образованы избирательные участки; не позднее чем за 30 дней должен быть представлен список избирателей; не менее чем за 45 дней должен составить период выдвижения кандидатов на выборные должности и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Назначение выборов

установление наделенным на то правом органом или должностным лицом даты проведения выборов в соответствии со сроками, определенными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов нижней палаты Парламента России - Государственной Думы Федерального Собрания - назначаются Президентом Российской Федерации; выборы главы государства - Президента России - назначаются Советом Федерации Федерального Собрания.

Конституциями, уставами субъектов Российской Федерации также определяются органы и должностные лица, наделяемые правом назначения выборов. Как правило, выборы членов законодательных органов назначают главы соответствующих субъектов Федерации, а выборы высших должностных лиц субъектов Федерации - соответствующие представительные (законодательные) органы.

Выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Федеральной Конституцией устанавливается обязательность проведения свободных выборов, как основного способа формирования органов власти. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматриваются специальные правовые механизмы, обеспечивающие проведение периодичных выборов. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо по каким-либо причинам не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы проводятся соответствующими избирательными комиссиями: при проведении федеральных выборов - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, выборов субъектов Российской Федерации - избирательной комиссией соответствующего субъекта Федерации, местных (муниципальных) выборов - избирательной комиссией соответствующего муниципального образования. В этом случае днем проведения выборов является первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутата. При досрочном прекращении полномочий выборы должны быть проведены не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутата. Решение избирательной комиссии о проведении выборов должно быть опубликовано не позднее чем через 7 дней со дня установленного законом срока опубликования решения о назначении выборов.

Если же выборы не будут назначены в указанном порядке (выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или должностным лицом, соответствующей избирательной комиссией), то выборы должны назначаться соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

Не является препятствием для проведения выборов и отсутствие правового регулирования субъектов Федерации, предусмотренного федеральным законодательством. В этих случаях выборы субъектов Российской Федерации и муниципальные выборы проводятся на основе федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Отличное определение

Неполное определение ↓