ОКД для собак: описание курса и основных команд

Успех дрессировки зависит от правильной методической организации практических занятий. На этих занятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по общему и специальному курсу.

Дрессировка собак осуществляется двумя способами: путем инструкторско-методических занятий во время групповых упражнений на дрессировочных площадках и индивидуальной работой с каждой собакой.

Инструкторский состав ДОСААФ не может повседневно контролировать дрессировку собак, подготавливаемых индивидуальным путем. Поэтому особенно ответственны занятия, проводимые под руководством инструкторов на дрессировочных площадках. Здесь они не только наглядно разъясняют методику и технику проработки того или иного приема дрессировки, но дают каждому любителю-собаководу посильные задания по дрессировке собаки в домашних условиях.

Организационно-методическая подготовка к занятиям должна начинаться с укомплектования учебных групп. В одну учебную группу рекомендуется брать не больше 10-12 собак примерно одного возраста (пустующих сук допускать к занятиям нельзя). Собак, прошедших дрессировку (например, общий курс), объединяют в отдельную группу.

Занятия этой группы должны строиться на совершенствовании отработанных навыков и дрессировке собак по какой-либо специальной службе.

Прежде чем начинать дрессировку, нужно приучить собак друг к другу, затормозить у них агрессивную реакцию. Для этого необходимо проводить совместное выгуливание собак одной группы, своевременно пресекая агрессивную реакцию собак друг на друга и их попытки к излишней игре.

Такое выгуливание вначале следует проводить на коротких поводках. Занятие каждой учебной группы необходимо проводить отдельно от других групп, не допуская присутствия посторонних людей. Дрессировку нужно начинать в легких условиях, добиваясь четкого и безотказного выполнения команд и жестов дрессировщика. Рекомендуется параллельно отрабатывать несколько приемов.

Инструкторы должны тщательно готовиться к каждому занятию по дрессировке, знакомиться с программой и расписанием занятий, это позволит определить тему, цель, содержание занятия, правильно рассчитать время и удачно выбрать место для занятия. Инструктор проводит занятие, руководствуясь соответствующими разделами учебного пособия. Для наглядности инструктор показывает технику проработки того или иного приема дрессировки на своей собаке. Если у него нет своей собаки, можно выбрать в каждой учебной группе две-три собаки, которые под руководством инструктора будут выполнять те или иные действия.

В плане занятия обязательно должны быть указаны: тема, цель и метод проведения занятия, его материальное обеспечение и необходимые учебные пособия. Здесь же нужно привести перечень учебных вопросов, прорабатываемых на данном занятии. Примерный план одного занятия приведен ниже.

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г.

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.


Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5-10 мин.). После этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.

После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.

В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.

Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.

Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».

Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Лежать» и т. п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно подать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять определенное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.

Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.

Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает выдержку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми командой «Место» - «Сидеть» («Место» - «Лежать» и т. д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.

Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начинается по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).

Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать групповые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30-50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.

При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекомендуется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с собаками расходятся друг от друга на 30-50 м.

В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения собаки перед всей группой.

В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.

Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ранние утренние часы.

Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хорошо знакомой собаке (квартира, двор и т. д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т. д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).

Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не забывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.

Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрессировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).

Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по развитию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).

Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак). Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).

Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходимо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т. д.).

Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специальной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспечению, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г.

1. Тема . Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.

Занятие . Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.

Цель занятия . Дать вожатым знания, необходимые для умелого приучения собак к обыску местности. Выработать у собак условный рефлекс на команду «Ищи» и зигзагообразный обыск местности.

2. Метод проведения и место занятия . Индивидуальные упражнения на опушке Ивановского леса.

3. Материальное обеспечение: Аппортировочные предметы, длинные поводки, лакомство; для показа упражнений - собака Рекс (владелец Дедова).

Обеспечить явку двух помощников.

4. Учебное пособие : «Служебная собака», изд. Сельхозгиз, стр. 347-349.

5. Учебные вопросы и расчет времени :

а) Методические указания и проработка приема «обыск местности», сопровождаемая показом действий собаки - 20 мин

б) Разбивка участков местности для индивидуальных упражнений с собаками - 20 мин.

в) Указания о последовательности работы собак - 10 мин.

г) Подготовительная работа помощников - 20 мин.

д) Индивидуальные упражнения вожатых с собаками под руководством инструктора - 1 час 30 мин.

е) Разбор занятия со всей группой - 10 мин.

ж) Задание - 10 мин.

Примечание. Вожатые, пропустившие собак на обыск местности, проводят тренировку по общим приемам.


Чтобы лучше изучить поведение собак в процессе дрессировки, каждому дрессировщику-вожатому рекомендуется вести дневник. В нем отмечается число, месяц, время, состояние погоды и место занятия, дается перечень отработанных приемов, краткая характеристика метода их проработки (вкусопоощрительный, контрастный и т. д.), особенности поведения собаки и результаты, достигнутые на данном занятии. Такой дневник облегчает анализ проведения дрессировки, делает доступным индивидуальный подход к собаке и помогает дрессировщику вовремя замечать и исправлять допущенные ошибки.

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.


Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5-10 мин.). После этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.

После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.

В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.

Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.

Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».

Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Лежать» и т. п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно подать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять определенное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.

Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.

Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает выдержку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми командой «Место» - «Сидеть» («Место» - «Лежать» и т. д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.

Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начинается по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).

Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать групповые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30-50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.

При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекомендуется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с собаками расходятся друг от друга на 30-50 м.

В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения собаки перед всей группой.

В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.

Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ранние утренние часы.

Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хорошо знакомой собаке (квартира, двор и т. д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т. д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).

Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не забывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.

Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрессировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).

Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по развитию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).

Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак). Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).

Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходимо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т. д.).

Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специальной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспечению, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.

Дрессировка служебных собак Бочаров Владимир Иванович

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г.

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.

Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5-10 мин.). После этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.

После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.

В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.

Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.

Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».

Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Лежать» и т. п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно подать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять определенное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.

Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.

Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает выдержку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми командой «Место» - «Сидеть» («Место» - «Лежать» и т. д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.

Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начинается по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).

Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать групповые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30-50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.

При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекомендуется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с собаками расходятся друг от друга на 30-50 м.

В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения собаки перед всей группой.

В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.

Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ранние утренние часы.

Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хорошо знакомой собаке (квартира, двор и т. д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т. д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).

Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не забывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.

Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрессировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).

Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по развитию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).

Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак). Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).

Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходимо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т. д.).

Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специальной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспечению, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.

Из книги Собака сопровождения автора Высоцкий Валерий Борисович

ГЛАВА 2 Какую собаку можно считать охранной? Определение пригодности собаки к данному курсу (тестирование) Прежде чем приступить к обучению, воспитанию и подготовке собаки по курсу сопровождения, ее необходимо протестировать. Исходя из собственного опыта я могу

Из книги Современная дрессировка. Попытка методологического анализа автора Гриценко Владимир Васильевич

ГЛАВА 9 Экзамен по курсу собаки сопровождения Перечень экзаменационных навыков1) Зона охраны.2) Неожиданное нападение: прямая атака на хозяина на улице.3) Отказ от корма: самостоятельная работа на привязи.4) Атака злоумышленника, угрожающего оружием или производящего

Из книги Агрессивность собак и кошек автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

Глава 17. ЗАНЯТИЯ С КОШКОЙ

Из книги Ваша собака - телохранитель автора Мычко Елена Николаевна

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г. 1. Тема. Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.Занятие. Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.Цель занятия. Дать вожатым знания,

Из книги Мы с Варварой ходим парой… автора Исакова Галина

Заключительные рекомендации для работы по «Общему курсу дрессировки» Обратите внимание на взаимосвязь практически всех команд общего курса. Последовательность отработки команд логически связана. Команды, отработанные в первую очередь, служат вспомогательными

Из книги Шестое чувство. О том, как восприятие и интуиция животных сумели изменить жизнь людей автора Хэчкот-Джеймс Эмма

7 июля ПОЕЗДКА В ЛЕС-2 Лето - тоже человек, и в этом году оно решило отдохнуть где-нибудь в Турции. Однако и мы с Варварой - человеки, поэтому, помахав лету платочком, выехали на близлежащий водоем. Для компании была приглашена еще дюжина моих коллег - старых и новых

Из книги Друзья Карацупы автора Сорокин Василий Николаевич

16 июля Хозяйственная я Решила сесть на диету. Основная мысль: «налегайте на мясцо и уменьшится пузцо».Какие «мясы» есть в природе, кроме колбасы, я не знала. Обратилась к могучему Интернету. Выдает: «мясо (баранина, говядина), птица (гуси, утки, курица), печень говяжья,

Из книги Туман идет по следу автора Сорокин Василий Николаевич

26 июля Сегодня себе нравлюсь. Я же вчера, считай, даже сегодня! До 4 утра! Драила, чистила, полировала, и главное - готовила!Рецепт такой:Берется все, что куплено, и запекается! Вот. Уф.., устала, пока писала такой длинный рецепт. А кроме того, купила какого-то чуда заморского

Из книги Мои друзья автора Рябинин Борис

ЛОНДОН, 7 ИЮЛЯ 2005 ГОДА В 2005 году после прогремевших в Лондоне взрывов спрингер-спаниель по кличке Ричи был послан обследовать взорвавшийся на Тэвисток-сквер автобус (и окружающий район), чтобы проверить, нет ли там второй бомбы. Взорванные поезда тоже проверяли собаки,

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

Из книги автора

ПЛАН ГЕСТАПОВЦА То обстоятельство, что перебежчик притащил на себе офицера, не произвело на гитлеровцев никакого впечатления. Остановивший его дозор крикнул солдат. Пришли двое с носилками, положили раненого и унесли. Повели и Ашпина. Месяц еще не показался, и было темно.

Из книги автора

НЕМНОГО ФИЛОСОФИИ ПО ПОВОДУ ЗАНЯТИЯ СОБАКОВОДСТВОМ Правду сказал Сергей Александрович, заявив, что собаководство - интересное занятие, интересное и полезное, особенно для молодежи. И теперь, вспоминая занятия с Джери, я всегда испытываю радостное волнение.Вероятно, тот,

Из книги автора

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.Цель занятия.1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и

Из книги автора

ГЛАВА VI КУРС ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ (практические занятия) B курс общей дрессировки входит отработка так называемых простых навыков у собак, которые дисциплинируют их и являются основой для специальной дрессировки. В курс общей дрессировки включается отработка следующих

Из книги автора

ГЛАВА VII ТЕХНИКА ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (практические занятия) Отработка навыков вспомогательного характера направлена на развитие у собаки оборонительного инстинкта, который в ходе занятий проявляется по-разному в зависимости от применяемого

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке (посадке, стоять, голос и тд) по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.

Билет № 23

1. Особенности дрессировки собак по защитно-караульной службе.

Особенности подготовки собак для защитно-караульной службы:

Кинологические службы ФСИН, МВД и ФСБ используют в своей работе собак, прошедших подготовку по курсу защитно-караульной службы (ЗКС). Навыки, полученные животными в процессе обучения, применяют при задержании правонарушителей, их конвоировании и охране, при поиске взрывчатых веществ и наркотиков, а также при проведении антитеррористических операций. Для охраны людей и военных объектов также предназначаются собаки, обученные по программе ЗКС.

Задачи ЗКС и подбор собак для нее:

Свое развитие служба получила от бывших военных направлений в дрессировке. В современных условиях силовыми структурами России на базе обучения ЗКС идет подготовка караульных, розыскных, сторожевых и конвойных собак. В зависимости от конкретного вида службы и целей использования собаки, для нее подбирают определенный набор навыков, которым животное предстоит обучить. Кинологи МВД обучают своих питомцев не только курсу ЗКС, но и умению брать след, что является необходимым для собак поисково-спасательных служб (ПСС).

У животных, которые проходят курс, вырабатываются специальные навыки, которые несколько отличаются от умений, предъявляемых к собакам поисково-спасательной службы. Они должны охранять людей и вещи, уметь задерживать и конвоировать, осуществлять выборку вещи по индивидуальному запаху. Учитывая специфику работы, в результате курса дрессировки у собак вырабатывается недоверчивость к посторонним людям, бдительность, злоба, внимательность, решительность. Наиболее подходящими для ЗКС являются немецкие и кавказские овчарки, эрдельтерьеры, доберманы, ротвейлеры, доги и боксеры.

Желательно, чтобы собаки обладали уравновешенным типом темперамента, в меньшей степени подходят для такой работы легковозбудимые собаки. И уж совсем нежелательно, брать на ЗКС флегматичных животных, которые плохо обучаются и поддаются дрессировке, пассивны и ленивы. Собаке с неуравновешенным, возбудимым типом нервной деятельности, у которой преобладает оборонительный инстинкт, нужны дополнительные принудительные меры дрессировки, например: парфорс. За ней нужно особенно тщательно следить при караульной и розыскной работе. Пес не должен перевозбудиться, получив срыв в сторону возбудителя, иначе он потеряет след.

Методика отработки рефлекса преследования:

В процессе воспитания щенков для ЗКС используются такие раздражители, как дразнение и убегание. Тренируя молодую собаку, следует учесть, что всякое особо резкое наступление провоцирует у животного отступление. И, наоборот, видя явное отступление, собака начинает преследование. Этот момент очень важен: неосторожный удар при активном наступлении может вызвать у щенка страх, побороть который будет довольно сложно. Осторожное и вкрадчивое наступление обычно вызывает у собаки первый бросок. Дрессировщик при этом делает «испуганный вид» и начинает отступать, что приводит ко второму, более мощному броску щенка вперед.

Когда рефлекс преследования закрепится несколькими упражнениями, действие усложняют применением тряпки или палки, проявляя крайнюю осторожность. Сторонние предметы используют для формирования у собаки стремления отнять их. Лучшим методом сделать это будет попытка вытянуть из пасти щенка предмет сразу после схватывания. Тренировка должна проходить так, чтобы заинтересовать молодую собаку борьбой в виде игры и развить ее оборонительный инстинкт. Выйдя победителем из противоборства, щенок должен получить от воспитателя поощрение в виде лакомства и одобрительных жестов.

Караульная служба намного проще защитно-караульной. Собака должна облаять незнакомых и задерживать посторонних при попытке проникнуть на охраняемую территорию. Сформировать и развить сторожевой рефлекс у щенка можно гораздо быстрее, если посадить его на цепь недалеко от караульной собаки. Привыкнув к поведению обученной собаки, малыш будет перенимать стереотип и быстро научится сам. Наилучшими породами для несения караульной службы являются кавказские и среднеазиатские овчарки, а также московская сторожевая.

Выборка вещи:

Научить собаку безошибочно выбирать вещи человека по запаху помогут занятия по формированию следующих навыков:

По команде «Нюхай!» животное принюхивается;

Дифференцировка запахов, выделение запаха человека от остальных;

Умение выбирать вещь по запаху образца и приносить ее тренеру.

Основными на таких занятиях являются команды – «Нюхай!» и «Ищи!», вспомогательными – «Дай!», «Апорт!». Целесообразно отработать эти навыки еще до того, как у животного будет развита агрессия, чтобы злоба на постороннего не отвлекала от процесса обучения выборке предмета.

На первых этапах собака должна уметь выбирать вещи по запаху своего тренера. Помощник в перчатках раскладывает на открытом месте несколько предметов, на которых нет запаха дрессировщика, а затем уходит в сторону. На расстоянии трех метров от разложенных вещей дрессировщик дает питомцу обнюхать свой предмет. Для этого он, закрыв рукой пасть животного, подносит к его носу вещь с запахом и, держа на расстоянии 2-5 см, произносит несколько раз команду «Нюхай!». После этого наставник незаметно подкладывает свой предмет к остальной группе, и, вернувшись к собаке, подает ей команду «Нюхай!» с характерным жестом рукой в сторону разложенных предметов. Собака должна выбрать вещь с запахом дрессировщика и поднести ее. За правильное выполнение тренер поощряет своего питомца, при этом лакомства всегда даются левой рукой, а предметы – правой. Усложняя задачу, следует обучить собаку выборке вещей незнакомого человека среди предметов, лишенных запаха. После усвоения этих навыков следует обучение выбирать вещь из нескольких предметов с разными запахами. Для объективной оценки работы собаки, тренер должен как можно чаще менять своих помощников.

Охрана вещи:

Охраняя вещь, животное длительное время находится в состоянии настороженности, выполняя основную команду «Охраняй!». К моменту обучения пес должен быть уже знаком с командами: «Место!» и «Лежать!». В процессе обучения охране вещи, у собаки также формируется недоверчивость и злоба к посторонним.

На первом этапе обучения тренер привязывает собаку, дает ей команду «Лежать!» и кладет знакомую ей вещь перед передними лапами. Затем подается команда «Охраняй!» и дрессировщик становится рядом со своим питомцем. В это время помощник проходит несколько раз мимо собаки, не приближаясь к охраняемой вещи. При проявлении агрессии со стороны собаки, дрессировщик пресекает ее командой «Место!», потому что собака не должна обращать внимания на спокойно проходящего мимо человека.

Когда собака научится не реагировать на посторонних, помощник, проходя мимо, пытается взять охраняемый предмет, подтянув его палкой к себе. Дрессировщик дает команду «Охраняй!», побуждая собаку рычать или бросаться на помощника. Если питомец справляется с задачей, его поощряют. Когда собака успокоится, действие повторяют для закрепления результата. При этом дрессировщик не позволяет собаке преследовать помощника, одергивая поводком и подавая команду «Место!». Для усложнения задачи помощник может использовать лакомство. Собака не должна оставлять охраняемый предмет и брать еду из чужих рук. Правильное поведение животного обязательно поощряется тренером.

Каждый профессиональный кинолог сталкивался с таблицами - планами занятий. В таких таблицах пишут сколько времени нужно заниматься и сколько повторений делать. Планирование времени может вам помочь, а может и помешать. Относитесь к таймингу гибко, понимая, что лежит в его основе.

На занятии по дрессировке собакой владеют разные эмоции. Любопытство, живой интерес усиливают ее внимательность на занятии. Но работа мозга обходится организму «дорого» - думая, собака сжигает непропорционально больше каллорий, чем если бы просто бегала и играла в это время. Усталость, экономия энергии (а вдруг придется сейчас спасаться, защищаться?) «гасят» внимательность собаки.

Любопытство и усталость - две силы, которые постоянно действуют на собаку во время занятия.

Вы, как дрессировщик, видите у собаки волны интереса. Она начинает занятие на «подъеме». Она полна сил и любопытство превосходит усталость. Затем вы ставите перед ней задачу, она изо всех сил старается ее решить, и все больше устает. Она начинает чаще отвлекаться, показывает смещенные реакции (чешется, отворачивается), потом признаки нервозности (прижимает уши, зевает) (часть из них известны как «сигналы примирения») и, наконец, усталость начинает побеждать. Вы видите, что собака все меньше на вас смотрит, все больше стремится отойти. Многие собаки просто ложатся и крепко засыпают.

Немного отдохнув, собака снова ощущает «волну» любопытства. И вы снова можете обучать собаку. Но на второй «волне» она устает быстрее. На третьей - еще быстрее.Дальше все зависит от особенностей характера собаки и вашего искусства дрессировщика.

Если вы хотите, чтобы собака любила заниматься, вы всегда должны заканчивать занятия на «гребне волны», это может быть первая, вторая или пятая волна, но это должен быть момент, когда собака заинтересована, а не отдыхает. Здесь ее нужно очень хорошо похвалить/угостить, и прекратить занятие.

*похвалить/угостить - так как речь идет только об оперантном методе обучения, где собака в реальности «напрягает мозги», а не развивает терпение к скучному хозяину.

Прежде, чем учить вялую собаку чему-то новому, вам стоит «расшевелить» ее: приложить лакомство к ее носу и подержать руку секунд 10-20 (вы увидите, как увеличивается ее аппетит), разыграть игрушкой, а потом предложить поучиться чему-то.

Общее правило: вы всегда начинаете обучать и заканчиваете обучать собаку, которая на вас смотрит. Все остальные слова, которые написаны до и после «общего правило» лишь о том, как этого достичь и как этот момент спрогнозировать.

От собаки зависит вот что:

Внимательность собаки развивается (от месяца к месяцу «верхняя часть волны» становится больше, дольше).

Внимательность собаки - черта индивидуальная.

Некоторые собаки начинают с 3-х минут внимательности и нуждаются в долгих перерывах. Удивительно, но они способны освоить тот же набор навыков в те же сроки, что и собаки, способные концентрировать внимание по 10-20 минут! То есть они вовсе не глупы, они схватывают быстро, но не могут подолгу заниматься чем-то одним. Их не так трудно обучать, но трудно тренировать, добиваться постоянства в послушании. К ним нужен очень тонкий и терпеливый, понимающий подход хозяина и кинолога. Обычно «первая волна» у щенка длится минут 20, после 10-минутного перерыва начинается «вторая волна», которая длится минут 10 и, после еще одного перерыва, «третья волна» - минут 5.Боязливые, тревожные собаки будут уставать, и это проявится в нервных зевках, невнимательности, но они не уснут во время занятия. Вам нужно увидеть или почувствовать, что собака устала и, что разумнее дать ей 10 минут на отдых и дождаться таким образом новой «волны».

Некоторые удивительные собаки, тоже склонные к страху, но в необычных формах, будут буквально «отключаться» - засыпать и храпеть.Некоторые чрезмерно упрямые кобели в случае усталости не уйдут, не заснут, а начнут упорно делать одну и ту же ошибку и настаивать на вознаграждении -

лучшей реакцией кинолога будет также оставить собаку «подумать».

Есть еще много вариантов поведения собаки и способов, которые использует дрессировщик для того, чтобы поддерживать и развивать внимательность собаки. Он постоянно имеет дело с двумя состояниями собаки: любопытством и усталостью, постоянно следит за тем, как нарастает одна и сдается другая. Именно от соотношения любопытства и усталости зависит тайминг - планирование времени на занятии. Оно всегда индивидуально.

Софья Баскина
Зоопсихолог. Исследователь, консультант и преподаватель