Одиссей и сирены. Сирены — губительницы моряков из древнегреческих легенд

Поведала, какие дальнейшие опасности таятся в пути:

Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньем
Всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.
Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,
Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети
Не побегут никогда ему с радостным криком навстречу.
Звонкою песнью своею его очаруют сирены,
Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеют
Груды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей.
Мимо корабль твой гони. Залепи товарищам уши,
Воск размягчив медосладкий, чтоб их ни один не услышал
Спутник. А если ты сам пожелаешь, то можешь послушать.
Пусть лишь товарищи, руки и ноги связав тебе крепко,
Стоя привяжут концами тебя к основанию мачты,
Чтоб наслаждаться ты мог, обеим внимая сиренам.
Если ж ты станешь просить и себя развязать им прикажешь,
Пусть они еще больше ремней на тебя намотают.

(Гомер "Одиссея", песнь 12-я)

В древнегреческой мифологии сирены - демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (от матери сирены унаследовали божественный голос). Сирены были полуптицами-полуженщинами (или же полурыбами-полуженщинами). Первым кораблём, который благополучно проплыл мимо острова сирен, был "Арго" с аргонавтами, среди которых был Лаэрт - отец Одиссея. Аргонавтов спас плывший с ними Орфей, который заглушил пение сирен своим пением и игрой на лире.

Чтобы спастись от гибели, Одиссей сделал так, как советовала Цирцея: залепил воском уши своим спутникам, а сам велел привязать себя к мачте. Одиссей услышал такую песнь сирен:

К нам, Одиссей многославный, великая гордость ахейцев!
Останови свой корабль, чтоб пение наше послушать.
Ибо никто в корабле своем нас без того не минует,
Чтоб не послушать из уст наших льющихся сладостных песен
И не вернуться домой восхищенным и много узнавшим.
Знаем все мы труды, которые в Трое пространной
Волей богов понесли аргивяне, равно как троянцы.
Знаем и то, что на всей происходит земле жизнедарной.

Одиссей приказал развязать себя, однако его спутники лишь сильнее связали его. После этого корабль Одиссея благополучно отплыл от острова сирен.










После острова сирен на пути Одиссея была новая опасность - Сцилла и Харибда, о которых также предупреждала Цирцея:

Два на дороге второй есть утеса. Один достигает
Острой вершиною неба, вокруг нее тучи теснятся
Черные. Прочь никогда не уходят они, у вершины
Воздух ни летом, ни осенью там не бывает прозрачным.
Смертный не мог бы взойти на утес иль спуститься обратно.
Даже когда двадцатью бы руками владел и ногами, -
Так этот гладок утес, как будто отесанный кем-то.
Мрачная есть в середине утеса большая пещера.
Обращена она входом на мрак, на запад, к Эребу.
Мимо нее ты направь свой корабль, Одиссей благородный.
Даже сильнейший стрелок, с корабля нацелясь из лука,
Полой пещеры не смог бы достигнуть своею стрелою.
Страшно рычащая Сцилла в пещере скалы обитает.
Как у щенка молодого, звучит ее голос. Сама же -
Злобное чудище. Нет никого, кто б, ее увидавши,
Радость почувствовал в сердце, - хоть если бы бог с ней столкнулся
Ног двенадцать у Сциллы, и все они тонки и жидки.
Длинных шесть извивается шей на плечах, а на шеях
По голове ужасающей, в пасти у каждой в три ряда
Полные черною смертью обильные, частые зубы.
В логове полом она сидит половиною тела,
Шесть же голов выдаются наружу над страшною бездной,
Шарят по гладкой скале и рыбу под нею хватают.
Тут - дельфины, морские собаки; хватают и больших
Чудищ, каких в изобильи пасет у себя Амфитрита.
Из мореходцев никто похвалиться не мог бы, что мимо
Он с кораблем невредимо проехал: хватает по мужу
Каждой она головой и в пещеру к себе увлекает.
Там и другую скалу, Одиссей, ты увидишь, пониже,
Близко от той. Отстоит от нее лишь на выстрел из лука.
Дико растет на скале той смоковница с пышной листвою.
Прямо под ней от Харибды божественной черные воды
Страшно бушуют. Три раза она их на дню поглощает
И извергает три раза. Смотри же: когда поглощает -
Не приближайся! Тебя тут не спас бы и сам Земледержец!
К Сциллиной ближе держися скале и как можно скорее
Мимо корабль быстроходный гони. Несравненно ведь лучше
Шесть людей с корабля потерять, чем всех их лишиться.

Одиссей спросил Цирцею, возможно ли отразить нападение Сциллы, чтобы не потерять шестерых товарищей, на что получил ответ:

Знай же: не смертное зло, а бессмертное Сцилла. Свирепа,
Страшно сильна и дика. Сражение с ней невозможно.
Силою тут не возьмешь. Одно лишь спасение в бегстве.

Когда корабль Одиссея оказался неподалеку от Сциллы и Харибды, Одиссей сказал кормчему избегать водоворота, порождаемого Харибдой, а гребцам приказал грести изо всех сил, при этом Одиссей скрыл от товарищей существование Сциллы, боясь, что узнав подстерегающую их опасность, они спрячутся внутри корабля и откажутся грести. Когда корабль проплыл мимо пещеры Сциллы, чудовище схватило шестерых моряков, но корабль с остальными спасся.


Перед расставанием с Одиссем Цирцея поведала, какие дальнейшие опасности таятся в пути:

Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньем

Всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.

Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,

Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети

Не побегут никогда ему с радостным криком навстречу.

Звонкою песнью своею его очаруют сирены,

Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеют

Груды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей.

Мимо корабль твой гони. Залепи товарищам уши,

Воск размягчив медосладкий, чтоб их ни один не услышал Спутник.

А если ты сам пожелаешь, то можешь послушать.

Пусть лишь товарищи, руки и ноги связав тебе крепко,

Стоя привяжут концами тебя к основанию мачты,

Чтоб наслаждаться ты мог, обеим внимая сиренам.

Если ж ты станешь просить и себя развязать им прикажешь,

Пусть они еще больше ремней на тебя намотают.

(Гомер "Одиссея", песнь 12-я)

В древнегреческой мифологии сирены - демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (от матери сирены унаследовали божественный голос). Сирены были полуптицами-полуженщинами (или же полурыбами-полуженщинами). Первым кораблём, который благополучно проплыл мимо острова сирен, был "Арго" с аргонавтами, среди которых был Лаэрт - отец Одиссея. Аргонавтов спас плывший с ними Орфей, который заглушил пение сирен своим пением и игрой на лире.

Чтобы спастись от гибели, Одиссей сделал так, как советовала Цирцея: залепил воском уши своим спутникам, а сам велел привязать себя к мачте. Одиссей услышал такую песнь сирен:

К нам, Одиссей многославный, великая гордость ахейцев!

Останови свой корабль, чтоб пение наше послушать.

Ибо никто в корабле своем нас без того не минует,

Чтоб не послушать из уст наших льющихся сладостных песен

И не вернуться домой восхищенным и много узнавшим.

Знаем все мы труды, которые в Трое пространной

Волей богов понесли аргивяне, равно как троянцы.

Знаем и то, что на всей происходит земле жизнедарной.

Одиссей приказал развязать себя, однако его спутники лишь сильнее связали его. После этого корабль Одиссея благополучно отплыл от острова сирен.

После острова сирен на пути Одиссея была новая опасность - Сцилла и Харибда, о которых также предупреждала Цирцея:

Два на дороге второй есть утеса. Один достигает

Острой вершиною неба, вокруг нее тучи теснятся Черные.

Прочь никогда не уходят они, у вершины

Воздух ни летом, ни осенью там не бывает прозрачным.

Смертный не мог бы взойти на утес иль спуститься обратно.

Даже когда двадцатью бы руками владел и ногами,

Так этот гладок утес, как будто отесанный кем-то.

Мрачная есть в середине утеса большая пещера.

Обращена она входом на мрак, на запад, к Эребу.

Мимо нее ты направь свой корабль, Одиссей благородный.

Даже сильнейший стрелок, с корабля нацелясь из лука,

Полой пещеры не смог бы достигнуть своею стрелою.

Страшно рычащая Сцилла в пещере скалы обитает.

Злобное чудище. Нет никого, кто б, ее увидавши,

Радость почувствовал в сердце, - хоть если бы бог с ней столкнулся

Ног двенадцать у Сциллы, и все они тонки и жидки.

Длинных шесть извивается шей на плечах, а на шеях

По голове ужасающей, в пасти у каждой в три ряда

Полные черною смертью обильные, частые зубы.

В логове полом она сидит половиною тела,

Шесть же голов выдаются наружу над страшною бездной,

Шарят по гладкой скале и рыбу под нею хватают.

Тут - дельфины, морские собаки; хватают и больших

Чудищ, каких в изобильи пасет у себя Амфитрита.

Из мореходцев никто похвалиться не мог бы, что мимо

Он с кораблем невредимо проехал: хватает по мужу

Каждой она головой и в пещеру к себе увлекает.

Там и другую скалу, Одиссей, ты увидишь, пониже,

Близко от той. Отстоит от нее лишь на выстрел из лука.

Дико растет на скале той смоковница с пышной листвою.

Прямо под ней от Харибды божественной черные воды

Страшно бушуют. Три раза она их на дню поглощает

И извергает три раза. Смотри же: когда поглощает

Не приближайся! Тебя тут не спас бы и сам Земледержец!

К Сциллиной ближе держися скале и как можно скорее

Мимо корабль быстроходный гони. Несравненно ведь лучше

Шесть людей с корабля потерять, чем всех их лишиться.

Одиссей спросил Цирцею, возможно ли отразить нападение Сциллы, чтобы не потерять шестерых товарищей, на что получил ответ:

Знай же: не смертное зло, а бессмертное Сцилла. Свирепа,

Страшно сильна и дика. Сражение с ней невозможно.

Силою тут не возьмешь. Одно лишь спасение в бегстве.

Когда корабль Одиссея оказался неподалеку от Сциллы и Харибды, Одиссей сказал кормчему избегать водоворота, порождаемого Харибдой, а гребцам приказал грести изо всех сил, при этом Одиссей скрыл от товарищей существование Сциллы, боясь, что узнав подстерегающую их опасность, они спрячутся внутри корабля и откажутся грести. Когда корабль проплыл мимо пещеры Сциллы, чудовище схватило шестерых моряков, но корабль с остальными спасся.

ЧАРЫ СИРЕН

Покинув Цирцею, Одиссей направился по направлению к современному Неаполитанскому заливу. Курс мореходов лежал рядом с островом, где обитали СИРЕНЫ (древние полагали, что этим островом являлся Капри). Коварные островитянки, полуптицы - полуженщины, были дочерьми речного бога АХЕЛОЯ и музы МЕЛЬПОМЕНЫ (по другим мифам: Ахелоя и СТЕРОПЫ , дочери калидонского царя).

"Ахелой"
(деталь римской мозаики "Эрос и Психея")

Волшебное пение сирен завораживало мореплавателей, они причаливали к берегу, где соблазнительницы их убивали и пожирали.

Одиссей был заранее предупрежден Цирцеей о певуньях-людоедках и попросил спутников покрепче привязать его к мачте корабля: так он мог слушать пение сирен, не поддаваясь их чарам.

Своим людям он приказал залить уши воском и не обращать внимания на его просьбы до тех пор, пока они не покинут берега опасного острова.
Едва лишь первые звуки сладострастного пения достигли ушей Одиссея, он обезумел от желания быть вместе с этими созданиями. Однако товарищи кормчего игнорировали все его крики и угрозы.

Эдвард Армитаж
"Сирена"

Джон Уильям Уотерхаус
"Одиссей и сирены"

Изображение на античной вазе

Античная мозаика

Античный краснофигурный рисунок

Виктор Моттес
"Одиссей и сирены"

Джеймс Герберт Дрейперт
"Улисс и сирены"

Леон Огюст Адольф Белли
"Улисс и сирены"

Когда опасность миновала, и корабль Одиссея покинул воды коварного острова, сирены с досады бросились в море и превратились в рифы.

СЦИЛЛА и ХАРИБДА

Продолжая путь на юг, Одиссей и его спутники по встречались с ужасными чудовищами СЦИЛЛОЙ (Скиллой) и ХАРИБДОЙ , обивавшими у пролива между Италией и Сицилией (современный Мессинский пролив).

Эти чудовища первоначально имели обычный женский облик, но опрометчиво вызвали гнев богов.
Сцилла, жившая на материковой стороне пролива, была превращена в монстра Цирцеей, которая приревновала славного беотийского рыбака ГЛАВКА к этой девушке.

Бартоломеус Спрангер
"Главк и Сцилла"

Жак Дюмон
"Сцилла и Главк"

Петер Пауль Рубенс
"Сцилла и Главк"


Колдунья вылила зелье в источник, где Сцилла обычно купалась: ее нижняя часть превратилась в шесть туловищ собак, в то время как верхняя часть осталась прежней. Потрясенная собственным уродством, Сцилла удалилась в пещеру, где жила вдали от людских глаз. Она не могла совладать со своей нижней, собачьей частью, и поэтому нападала на путешественников, проплывавших слишком близко от ее пещеры и пожирала их.
Напртив Сциллы, на островной стороне пролива, жило чудовище Харибда. Она была дочерью хтонической богини ГЕИ и ПОСЕЙДОНА и обладала необыкновенным аппетитом. Когда ГЕРАКЛ вел мимо жилья девушки стада Гериона, она похитила несколько коров и тут же съела их. Возмущенный такой жадностью, Зевс поразил ее молнией. Девушка упала в морские воды и превратилась в чудовище.

Богиня Земли - Гея

Трижды в день Харибда заглатывала огромное количество морских вод вместе со всем, что в них находилось. Затем она извергала воду, питаясь несчастными созданиями, застревавшими у нее в зубах, в том числе и мореплавателями.

Цирцея предупредила Одиссея об опасностях у Мессинского пролива, поведав, что никто, даже боги, не могут противостоять Харибде, и поэтому Одиссею следовало держаться как можно ближе к италийским берегам, где жила менее опасная Сцилла.

И в самом деле, Харибда была способна проглотить целый флот, в то время как собачья половина Сциллы удовлетворилась лишь шестью схваченными ею спутниками Одиссея.

Иоганн Генрих Фюссли
"Одиссей между Сциллой и Харибдой"

Средневековая гравюра

Потеряв товарищей, корабль греков, тем не менее, проплыл с попутным ветром через пролив. С тех пор выражение "быть между Сциллой и Харибдой" означает пребывание в опасности, грозящей с двух разных сторон.

Продолжение следует.

Сергей Воробьев.

«Урок Маленький принц» - Символ фашистской угрозы символ зла. Тщеславие. Выполнили: Коробейникова Виктория Попова Дарья. Какие слова показались и вам самыми важными? Власть. «Зорко одно лишь сердце. «Маленький принц и обитатели астероидов». Актуальны ли в нашем 21 веке заповеди Маленького принца? Сказка “Маленький принц” – детская книга для взрослых.

«Тарас Шевченко» - У селі Мар"їнському на Полтавщині написав поему «Єретик». Зимівля на о. Кос- Арал. 1828 р. – Шевченка забирають у двірню поміщика Енгельгардта.Працює козачком; Працює над гравюрами. Тільки од лукавства нас позбав. Пише вірш «Я не нездужаю, нівроку», виконує ряд портретів. Р абів німих так захищати. Тарас Григорович Шевченко 1814 - 1861.

«Урок Дефо Робинзон Крузо» - Урок по литературе в 5 классе Даниэль Дефо « Робинзон Крузо ». Учитель русского языка и литературы Фамина В.С.

«Оноре де Бальзак» - Детство великого французского писателя нельзя назвать безоблачным. Список наиболее известных произведений. Бальзак был очень любвеобильным мужчиной. Писательское обаяние. Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, а умер 18 августа 1850. Женщины на обед и на ужин. Отец. Писательские будни. Анри. Мать. Может быть, отсюда и произошло выражение "женщина бальзаковского возраста".

«Антуан де Сент-Экзюпери» - «Печальная и насмешливая сказка, над которой и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное задумаешься… Замок Ла Молль, где Антуан провел первые годы жизни. Мать Антуана Мари де Фонсколомб. Отец Антуана Жан де Сент-Экзюпери. Для меня летать и писать – одно и тоже. С.И. Ожегов (Словарь русского языка). Авиатор и писатель сливаются: оба в равной мере познают мир.

«Синяя птица» - Тильтиль - Н.Ю. Пирогова, Свет – Л.Д. Голубина, Митиль – М.М. Янко. И появилась Душа света… Или в Стране Воспоминаний? Хлеб. Я смотрела 2 спектакля по книге Мориса Метерлинка «Синяя птица». Быть может, в волшебном лесу? Тильтиль - Н.Ю. Пирогова, Пес – В.С. Шкуринский. И вдруг… Появилась фея. Свет – Л.Д. Голубина.

Всего в теме 11 презентаций

Odysseus and the Sirens , eponymous vase of the Siren Painter, 480-470 BC

Первое упоминание о Сиренах мы находим в Одиссее Гомера. Цирцея говорит Одиссею:

Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньем
Всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.
Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,
Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети
Не побегут никогда ему с радостным криком навстречу.
Звонкою песнью своею его очаруют сирены (Σειρῆνες),
Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеют
Груды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей.

(XII, 39-46: перевод В.В. Вересаева)

Здесь ничего не говорится о внешнем виде Сирен, а только то, что они сидят на лугу (ἐν λειμῶνι), а вокруг костей груда людей тлеющих (δ᾽ ἀμφ᾽ ὀστεόφιν θὶς ἀνδρῶν πυθομένων). Это сидение Сирен в окружении человеческих трупов заставляет предположить, что они пребывают в неподвижности, как бы приросшие к месту, а люди сами к ним приходят, зачарованные их пением. Изображения Сирен в виде птиц с лицами или полурыб принадлежат более поздней эпохе, не имея абсолютно никакого основания в тексте Гомера.
Отсутствие у Сирен зрительного образа контрастирует с рассказом той же самой Цирцеи о Скилле, которая описывается во всех подробностях:

Страшно рычащая Сцилла (Σκύλλα) в пещере скалы обитает.
Как у щенка молодого, звучит ее голос. Сама же ‒
Злобное чудище. Нет никого, кто б, ее увидавши,
Радость почувствовал в сердце, ‒ хоть если бы бог с ней столкнулся.
Ног двенадцать у Сциллы, и все они тонки и жидки.
Длинных шесть извивается шей на плечах, а на шеях
По голове ужасающей, в пасти у каждой в три ряда
Полные черною смертью обильные, частые зубы.
В логове полом она сидит половиною тела,
Шесть же голов выдаются наружу над страшною бездной,
Шарят по гладкой скале и рыбу под нею хватают.
Тут ‒ дельфины, морские собаки; хватают и больших
Чудищ, каких в изобильи пасет у себя Амфитрита.
Из мореходцев никто похвалиться не мог бы, что мимо
Он с кораблем невредимо проехал: хватает по мужу
Каждой она головой и в пещеру к себе увлекает.

(XII, 85-100: перевод В.В. Вересаева)

В равной мере как к Сиренам, так и к Скилле нельзя приблизиться и остаться в живых, но в одном случае отсутствует зрительный образ чудовища, а в другом он дается во всех видимых деталях. Это тем более удивительно, что для древнего грека важнейшим чувством было зрительное и первостепенную важность имел видимый образ (см.: М. Евзлин , Семиотика восприятий в «Илиаде» и «Одиссее» . Ed. del Hebreo Errante, Madrid 2013). Из всех обитателей островов, которые посещает Одиссей, отсутствует только описание внешнего вида Сирен. Почему? И кто они такие? Они, конечно, не птицы, поскольку не летают, и не рыбы, поскольку сидят на лугу. Ответ сам собою напрашивается: они есть голоса без тела , которые влекут к себе с тем более неодолимой силой, что субъекты этих голосов остаются невидимыми, и даже волшебница Цирцея не знает, как они выглядят и имеют ли вообще телесный образ.
Этот голос без тела и без образа перестает удивлять, если обратиться к индийской мифологии (не говоря о фольклоре, где постоянно слышатся голоса, неизвестно откуда происходящие). Богиня Шачи отправляется на поиски Индры, своего исчезнувшего супруга. Находит она его, пребывающим в «мельчайшей форме» в стебле лотоса (Мхб V, 14), с помощью богини-прорицательницы, персонификации «сверхъестественного голоса», исходяшего из глубины ночи и предсказывающего будущее. Сирены обещают Одиссею рассказать о том, что было и будет (XII, 184-193). Таким образом, не само по себе пение влечет Одиссея, а знание, которое в нем скрывается.
Здесь, впрочем, возможно «естественное» объяснение, если предположить, что корабль Одиссея входит в «силовое поле» острова, который начинает издавать «голоса», т.е. резонировать от движения корабля по совершенно неподвижной водной поверхности, отзываясь в ушах Одиссея «песней», которая в точности соответствуют его мыслям и заботам. Таким образом поют вовсе не Сирены, а возбужденный мозг Одиссея. Сходным образом происходит со всеми проплывающими мимо этого странного острова: их охватывает безумие, и они бросаются в воду, плывут к острову, где погибают от голода и жажды. Разумеется, есть и другие объяснения: ведь Одиссей странствует не по нормативному пространству, а по Стране смерти, т.е. миру иллюзий, не знающих для себя никаких правил и ограничений, исходящих из небытия и в нем исчезающих.


Abraham van Diepenbeeck Sirènes