Новосибирский митрополит тихон рассказал о положительных сторонах сталина. Митрополит новосибирский и бердский тихон

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон уверен: поиски врагов в Церкви, деление христиан на группы и партии происходит оттого, что люди не ищут в жизни главного, единого на потребу. Об этом главном, его поисках и о том, как рассказывать о нем людям - в интервью с владыкой Тихоном.

20 лет в Новосибирске

Когда я приехал в Новосибирск, в 1990 году, в епархии было два храма - кафедральный собор в центре города и сельский храм в пригороде. На три миллиона человек было четыре священника, с ними боролись атеисты на госбюджете. В советские времена в Новосибирской области было 200 тысяч идеологических работников.

Советская власть старалась держать народ в невежестве, невозможно было изучать богословие, выпускать церковную литературу. Не было и воскресных школ. Люди просто не знали ничего о Боге, боялись крестить детей, венчаться, потому что об этом сразу сообщали по месту работы.

Мой предшественник, владыка Гедеон, 18 лет был на одном месте, что в те времена было большой редкостью. Тогда на одном месте было сложно задержаться где-то, мотали по всему Советскому Союзу, как только светские власти чувствовали, что человек обжился, завел знакомства, начал какую-то работу, его сразу переводили. Епископы, которые служили на Новосибирской кафедре в 60-е годы, оставались здесь полгода, год, от силы - два. Среди моих предшественников были люди выдающиеся. Митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев), митрополит Никифор (Асташевский), митрополит Варфоломей (Городцов). В тех условиях они делали главное - сохраняли веру.

В советские годы вся церковная жизнь епархии фактически проходила в одном Вознесенском кафедральном соборе. Маленькое деревянное здание вмещало все - и школу регентов, и школу для священнослужителей, и монашескую общину. Вот из этого зародыша духовная жизнь и начала восстанавливаться.

Сейчас в нашей митрополии 164 прихода. А до революции на этой территории было около 300 приходов. Новосибирская епархия - молодая, она была образована в 1924 году, часть приходов тогда взяли от Томской, от Омской, часть - из Барнаульской епархии. Новосибирск вырос во время войны за счет военных заводов, сюда привозили в эвакуацию предприятия и людей. С течением времени город разросся, а в области население уменьшилось.

В Новосибирской епархии сейчас - около 60 приходов, но не все они имеют храмы, люди молятся во временных помещениях, молитвенных домах. Церковная жизнь - не только в храмах. Ежегодно из Новосибирска отправляется поезд «За духовное возрождение России». В 20 вагонах едут около 200 человек - священнослужители, врачи, соцработники, артисты. В составе поезда - вагон-храм и 9 вагонов медицинского центра «Здоровье», есть диагностическое оборудование. «Поезд здоровье» принадлежит железной дороге, целый год вместе с нашим вагоном-храмом он курсирует по многим епархиям на Алтай и в Кузбасс, и в Омск. Многим людям оказывает помощь. Участие врачей-специалистов в проекте очень ценно, ведь в глуши нет хороших больниц.

Каждая поездка является еще и миссионерской: в этом году 2 тысячи человек , в основном, младенцы. В нашей митрополии сейчас высокая рождаемость. Священники оказывают местным жителям не только духовную помощь, на дальних станциях живут люди бедные, им нужна и одежда, и обувь, книги и лекарства, да и просто очки, наконец. Все это собирают по храмам, а в поездке - раздают. Акция «За духовное возрождение России» очень масштабная, ее готовят несколько организаций, среди них - Администрация нашей области, Западно-Сибирская железная дороги и Новосибирская митрополия. Туда, где нет железной дороги, ежегодно по Оби ходит корабль-церковь. По трассам курсируют два автопоезда, один из них - по колониям, работает с осужденными.

В приходе Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Академгородке готовят сестер милосердия при гимназии Преподобного Сергия Радонежского, там организованы курсы. Эта инициатива распространилась по школам. Старшеклассники с удовольствием на этих курсах учатся, до 200 человек каждый год, многие потом идут в медицину.

- Красноярский владыка рассказывал, что у них бездомные не замерзают. А у вас?

В этом году не было ни одного случая. В Новосибирске работают пункты обогрева, есть епархиальный комплексный центр на 200 человек. Принимаем бездомных, меняем одежду, проводим санобработку. Договорились с больницей, туда их берут на обследование. Пока бездомные в стационаре, наши соцработники восстанавливают им документы, пенсии, пристраивают их в государственные заведения, в которые их без документов не брали, и бездомные становятся полноправными гражданами.

Мы стараемся, чтобы те из них, кто может работать, работали. Трудятся они дворниками. Утром автобус их развозит, вечером забирает. Они зарабатывают деньги, правда, небольшие. Часть оставляют себе, часть идет на питание. Многие организации нам помогают - продуктами, одеждой, обувью, постельным бельем. Государство бесплатно предоставило помещения, а еще у нас на зиму есть палатки, живут те бездомные, которые не прошли медосмотр. Они же свободные люди, мы не можем насильно им помогать, только кормим. Правда, чтобы было больше места, там стоят только койки, и этой зимой бездомные пока получали «завтрак в постель».

Церковь и дефекты воспитания

Работаем мы в особых условиях. - это свобода не только для Церкви. Мы видим и пропаганду потребительского образа жизни. Человек стал объектом коммерции, а бизнес имеет к людям свой интерес, нам ведь не только хлеб и молоко предлагают купить.

Я всегда удивляюсь, когда у нас говорят о дефектах воспитания, адресуют эти претензии Церкви, которая ни средств массовой информации не имеет, ни финансовых возможностей для борьбы с пороком. Официальные организации почему-то всегда молчат в таких случаях. Если молодежь умирает от , полиция за помощью обращается к Церкви. А Министерство культуры, Министерство образования и Минздрав - ни при чем.

Сейчас любят говорить о духовности и нравственности. Я спрашиваю у чиновников - где у нас в регионе можно купить книгу по духовно-нравственному воспитанию? Только в храмах. В Новосибирске на центральной улице вообще нет ни одного книжного магазина! Представьте, 1 сентября. Первый урок, в школах, задает тон на весь год. В этом году тема была - «Сколько дней до Олимпиады в Сочи». А ведь можно было провести урок Российской истории! Когда спрашивают с Церкви, это, по меньшей мере, смешно. Да, мы стараемся делать что-то, но таких возможностей, как у государства, у Церкви нет. Если мы с государством будем действовать врозь, то духовных инвалидов будет больше, чем нормальных людей.

- А «Основы православной культуры» в школах Новосибирска и области?

Да, конечно, но проблемы тут есть. Позиция местного министерства образования нам непонятна, кажется, что оно ведет какую-то двойную игру. Они говорят: «Предмет „Основы православной культуры“ выбрали 20% учащихся». Мы интересуемся: «В каких школах? Кто ведет?» Для нас это важно. Не отвечают! И на родительские собрания не зовут нас. А ведь согласно письму министерства образования мы должны присутствовать на родительских собраниях при выборе модуля: «Условия свободного выбора модуля - присутствие священников на родительских собраниях».

Если родители спросят, что из себя представляет модуль , должен быть священнослужитель, чтобы всё им объяснить. Но в школах даже не пытаются узнать о предмете, заочно отвергают: «У нас светская школа, и у нас будет „Светская этика“». Я сам видел протоколы родительских собраний: «Наш район выбрал „Светскую этику“. Наша школа выбрала „Светскую этику“». То есть, никакого свободного, сознательного выбора модуля родителями (законными представителями) и школьниками - нет.

Мы поставили эти вопросы в городе перед управлением образования и мэрией. Из 200 школ нас, в 2012 году, пригласили на родительские собрания только в 46. А когда начинали вводить этот курс, не приглашали вообще! Ввели «Светскую этику», почти в 100% школ. А когда мы начали участвовать в процессе выбора, ОПК выбрали 20% школ.

- Почему?

Идеологические работники советских времен, никуда не делись, и в системе образования они есть. У них была установка, что религия - идеологический враг, она и осталась. Слово «светская» они понимают как «советская». Слышать не хотят о духовной культуре. Даже в элитных школах в кабинетах директоров до сих пор висит портрет Ленина. Новосибирск - это «красный пояс», у нас и на последних выборах в городе Новосибирске победили коммунисты.

Дела церковные

Сейчас духовная литература доступна, но уровень людей, которые называют себя православными, все так же далек от идеала, в церковной среде встречаются какие-то совершенно дремучие предрассудки.

Естественно, перегибы бывают. Люди, которые ходили в храм в советские времена, были воспитаны своими бабушками, и были более церковными людьми. Когда массово открылись храмы, потребовалось много священников, а времени на их подготовку не было. Брали тех, кто был, они проходили краткие курсы, и их рукополагали. Как на войне - сразу в бой. Разве можно за полгода подготовить батюшку? Да и жизненный опыт должен быть, и пастырский, и возраст. Пришел большой процент малоподготовленных людей, которые совершают требы, но как духовные руководители не имеют опыта.

Не у каждого молодого священника был духовный руководитель, а пример тут необходим. Даже я застал еще старцев, прошедших через тюрьмы, лагеря , которые прошли подвиг мученичества, исповедничества. Сейчас очень не хватает таких духовных руководителей.

- Сбылись ли ожидания, которые были у Вас 20 лет назад?

Делателей сейчас мало. Открывается новый храм, и народ туда идет во множестве, а ведь каждому нужно объяснить, для чего нужна Церковь. Для этого не хватает времени и возможностей. У священников большие семьи. Да и призвание есть не у каждого.

Священнику служение, пастырское дело надо любить, это же не просто профессия, этим надо жить. Служение не должно надоедать, должно только вдохновлять. Смотрите, Патриарх Алексий, Пимен, Патриарх Кирилл - все они подвижники, они всегда в пути. Служение для них - это жизнь. Когда у человека работа и жизнь - это одно и то же, тогда ему хорошо на свете. Это не всем понятно. А у нас не всегда хватает сил на работу с молодыми пастырями, а у них - на воспитание прихожан. Мне как-то один грек высказывал: «Приезжают ваши паломники, они себя ведут нехорошо, неблагоговейно». Я говорю: «Представьте, батюшка, мне на дальний приход 16 часов поездом ехать, не везде успеваю. А среди паломников много просто туристов».

Сейчас учредил новые епархии - это очень правильно. Теперь епископы близко к селам. Конечно, и с этими молодыми епископами тоже надо работать. Но Церковь - это школа.

- Какие проблемы возникают в работе со священниками и как Вы их решаете?

Необходимо рассматривать конкретный случай. Иметь милость и снисхождение. Но бывает, что и строгость надо проявить. Но нужно, чтобы строгость не перешла в суровость, не оттолкнуть человека. А снисхождение чтобы не переросло во всепрощение. Для того и нужен пастырский опыт, чтобы понимать, кто перед тобой и какого духовного возраста этот человек. И тогда уже решать, как с ним правильно поступить. Может быть, не наказать его надо, а утешить. Ведь многие люди живут в скорбях и трудностях. Кому-то нужно материально помочь, кого-то - словом поддержать. Люди приходят с самыми тяжелыми проблемами, жизненно важными. Жениться или не жениться? Уходить с этой работы или нет?

- Вы считаете, что полномочны решать такие проблемы?

Мы даем совет. Тот, кто пришел - верующий человек. Конечно, можно отмахнуться и сказать: «Идите, с опытным старцем поговорите». Мне кажется, что священник в таких случаях, в первую очередь, должен напомнить о вечности. О том, что по сравнению с вечностью, с Царствием Небесным жизнь скоротечна, а многие проблемы, которые кажутся нам очень важными, на самом деле преходящие. И наша задача - не столько пытаться решить проблемы мирской жизни, сколько молиться о их разрешении.

Отцы-молитвенники достигали величайшего состояния духа, могли даже вызвать дождь, как , или, наоборот, засуху установить. У них спрашивали: «Почему вы не управляете природой?». Они отвечали: «Господь лучше нас это делает». Если сам пастырь не является молитвенником, если он этого не понял, то, конечно, и его пастве будет плохо. Он не сможет сказать слово утешения. Мы приходим в храм, исповедуемся, и грех прощается, но навык греха остается, а искореняется он только подвигом.

Владыка приехал незамедлительно

- К Вам легко попасть на прием?

Когда я только приехал в 90-е годы, приходило много мирян. Человек по 30 ждали приема. Тогда началось массовое открытие приходов и приезжали бабушки, чтобы узнать, как оформить приход. И я старался всех принимать. Заранее даже не записывались. Были очень трогательные, я бы сказал, братские отношения с прихожанами. Помню, бабушка одна пришла: «Картошка не нужна? Есть картошка? Не принести ли?». А еще раньше, когда машин почти ни у кого не было, и по епархии ездили только поездом, была традиция встречать и провожать архиерея на вокзале.

Сейчас, в основном, приходят священники. Но, конечно, заранее должны позвонить и записаться, чтобы я себе в календаре пометил, в какое время приму. Но священник из провинции может в любое время прийти, приму, может быть, ему придется подождать в приемной, но приму его обязательно.

- А если мирянин придет?

Мы стараемся, чтобы с мирянами работали священники. Мой учитель, владыка Питирим, митрополит Волоколамский, говорил: «Каждый должен заниматься своим делом. Патриарх работает с епископами, епископы работают со священниками, священники - с народом».

Я считаю, что моя задача - научить священников работать с паствой. Сейчас в епархии тысячи людей, принимать всех и со всеми работать, лично у меня не получится. Но если мне приходит письмо о какой-то серьезной конфликтной ситуации на приходе, я вызываю всех участников или еду сам на этот приход. Стараюсь, если не в этот же день, то на следующий. Всегда. Однажды я встретил в нашей прессе фразу: «Владыка приехал незамедлительно». Надо стараться остановить конфликт вовремя. Правильное решение принять бывает непросто, но духовный опыт и опыт управления епархией подсказывают, как поступить. Конечно, всего не успеешь, ведь кроме приема посетителей нужно еще и совершать богослужения, и письма разобрать, и другие документы.

Работа - отдых - работа

- А отдыхаете как?

Беру домой документы, сижу с ними по вечерам. Принимаю участие в мероприятиях. Даже не столько потому, что я хочу отдохнуть, но на Рождественский фестиваль, Пасхальный - нужно пойти. Приезжают к нам какие-то коллективы, вот хор Сретенского монастыря, например, приезжал. По возможности все мероприятия епархиальные посещаю.

Стараюсь сделать так, чтобы жизнь и работа были одним целым. Если это как-то делить, суета получится. Святые отцы священническую деятельность называли не работой, а послушанием.

Когда хочется что-то посмотреть и почитать, выбираю серьезную классику, особенно если что-то историческое. Как-то смотрел постановку «Александр Невский» кантата-оратория по старому фильму на музыку Прокофьева. Просто замечательно! Зал был полон, артистам аплодировали стоя.

Сибиряки - народ патриотичный. Когда в 90-е появилось множество сект, во всех вузах висели приглашения на сектантские лекции. И вы знаете, не стали ходить студенты на лекции к сектантам - чужое!

С вузами мы сотрудничаем. На день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия всегда проводим мероприятия Дня славянской письменности и культуры. Во многих вузах есть богословские кружки, есть и в Новосибирском университете. Самый большой епархиальный отдел - отдел образования и просвещения. 12 человек, они и со школами работают и другими светскими образовательными учреждениями.

Машины и роскошь

- На какой машине Вы ездите?

Машина у меня хорошая, но она не личный транспорт, а - церковный. Народ нам доверяет, мы - не бюджетная организация, у государства ничего не берем. Люди нам приносят эти деньги, чтобы поддержать церковную жизнь. Когда я приехал в Новосибирск, Епархиальное управление находилось в частном домике без фундамента, на окраине города.

А если о роскоши говорить… Помню, один из наших диаконов сказал: «Архиереям дарят очень дорогие букеты цветов». Да, у архиереев много, чего есть, а в храме - иконостас золоченый. Конечно, можно и из фанеры сделать иконостас и служить. Но люди хотят, чтобы это было на соответствующем уровне. Почему мы должны только рестораны красивые делать? На украшение церкви люди дают деньги. Если бы нам давало государство те деньги, если бы деньги которые должны пойти на учителей, на украшение храма ушли, тогда понятны были бы эти вопросы. Если есть возможность, то мы украшаем храмы, поскольку это символ Небесного Царства.

Поэтому, я думаю, что завидовать нечему. Есть возможность - епархия покупает автомобиль. А когда возможности не было, жили просто. Почитайте, как жил в Ленинграде во время Великой Отечественной войны - ездил на трамвае по храмам, ночевал на хорах в кафедральном соборе, питался, как и все, 100 граммов хлеба по карточке.

Мы опекаем , помогаем больным и ветеранам. У нас есть подсобное хозяйство в Шилово. Стали возрождать это село. С чего начинать? Конечно, с храма, раз пришла Церковь. Построили храм. Есть у них в селе памятник погибшим селянам, там много имен. Штукатурка отлетела, краска поблекла. Отремонтировали памятник, дорожку к нему заасфальтировали. Люди приносят деньги, а мы их перераспределяем! У наших сотрудников зарплаты копеечные, основные средства направляем на социальную работу и строительство храмов.

Некоторые думают, если все священники будут ходить в рубище, Новосибирск начнет процветать. В нашем регионе очень много бизнесменов, которые имеют миллионы и миллиарды, но никого это не интересует. Если священник стремится к личному богатству и роскоши, то он мыслит как светский человек и желтые СМИ должны не критиковать, а приветствовать его и одобрять как своего человека.

Многие жили бы лучше, если бы не пили, не курили и на пороки деньги не тратили. Ведь многие из-за этого бедствуют. В деревнях даже лук не сажают под окнами, идут за ним в магазин. Три коровы на тысячу дворов. Перестройка началась, они все развалили, растащили - свои же фермы, технику, и сидят теперь - бедные. И завидуют. А мы, «богатые», пришли, что-то ремонтируем, строим. Открыли в селе школу детского творчества, для молодежи - досуговый центр. А местные говорят: «Вот видите, сколько у церкви денег!» Собрание в школе было, я спрашиваю у тех кто не посещает храм: «Бабушки, а вы сколько денег принесли в церковь?» Все молчат. Если ничего не приносите, зачем считать?

Семейная история: жизнь под вишней

Я вырос верующей семье. Дедушка, Тимофей Николаевич, был расстрелян 1931 году в Липецкой области.

Тогда многих верующих уничтожали под маркой коллективизации, в том числе сельское духовенство и крестьян, бабушка рассказывала, что расстреливали именно тех, кто ходил в церковь. Мой дед пел на клиросе. Он всегда первый приходил в воскресенье в храм. Весь пост обязательно читал Библию. В воскресенье вечером в их селе единомышленники собирались на общую молитву. У них в деревне был богословский кружок. В храме нет службы - а они собираются на молитву. Вот именно этих людей и убивали - носителей православной культуры.

Дедушку расстреляли, а бабушка Екатерина Степановна осталась с четырьмя дочерьми - две девочки по 15 лет, 12-летняя мама моя и полуторагодовалый младенец. Жили они под вишней. Дом у них был кирпичный - развалили, вещи увезли, скот забрали, землю отобрали. К соседям бабушка не просилась, знала, что тот, кто пустит их к себе, будет расстрелян как подкулачник или сочувствующий. Жили так: бабушка натянула нижнюю рубашку на 4 вишни. Прямо на земле они и сидели, и спали, а уже снег выпал. Пришел сосед, Матвей Егорович, бабушка его всю жизнь потом поминала. Подошел к ним и говорит: «Степановна, замерзать будешь?» Она: «А что делать?» Сосед говорит: «Иди ко мне, в баню. У меня уже пять семей живут». Стали жить у соседа в бане, а чтобы с голоду не умереть, ходили колоски собирать.
Как-то хозяин приходит и говорит: «Меня вызывают. Наверное, расстреляют», - и точно, расстреляли.

А по селам тогда ходили продотряды, искали кулаков. А у них уже ничего не было, у кулаков этих. Уполномоченные отбирали последние крохи - узелки с чечевицей, с пшеницей. Даже детские куклы подлежали конфискации, кукол у девчонок забирали, самодельных, соломенных. Бабушка рассказывала: «Я дала кусок хлеба полуторагодовалой дочке, думала, у ребенка забрать не посмеют. А начальник продотряда подошел и отнял хлеб. С винтовками пришли в баню, дверь сняли. Мы, вышли вслед им смотрим. А они сели на сани и чувствуют, что мы на них смотрим. Начальник, видно, почувствовал этот взгляд. Повернулся, поглядел на нас и тот кусок хлеба бросил на сани, со словами: «Подыхайте!»

Жестокость была - неимоверная. Сейчас об этом не говорят. Представьте, рыли ямы посреди села, и сбрасывали туда целыми семьями тех, кто от голода умер. 450 семей в селе Мосоловка Липецкой области, там жили и наши родственники. Те, которые не пошли в колхоз. Никто не расстреливал, сами умирали. Те, кто выжил, просто сходили с ума.

Жалко, что исторического осмысления того времени у нас нет. Почему не хотят изучать историю? Если люди будут знать историю Церкви, по-другому будут относиться к ней. Видно, не хотят этого. В том же селе у сельского храма купола срубили и сделали сельсовет. Над входом на арке было написано «Нам не нужен Христос, а нужен колхоз». Вот такая была идеологическая работа.

Батюшка, к доске!

- Вы с детства решили стать священником?

Я ничего не решал, жизнь так складывалась. Бабушка нас воспитывала. Она окончила 4 класса церковно-приходской школы. Хорошо знала все, что можно было за 4 года изучить: и катехизис, и немножко Священное Писание, читала правила и акафисты. Очень любила, паломничество. В 1964 году бабушка меня впервые взяла в , к святыням, мне тогда 16 лет было.

Мы с детства причащались и исповедовались. Лет с 9-10 меня мама уже одного посылала в храм на исповедь и Причастие. У бабушки было житие Алексия, человека Божия, мы вечерами читали, больше духовных книг не было, только акафисты, от руки переписанные. Каждый воскресный вечер бабушка приходила к нам, и мы обязательно читали акафист нараспев. Она много знала монашеских кантов: о Святой Земле, об Иоанне Предтече, о самарянке.

- Как это уживалось с советской действительностью, со школой? Вы скрывали веру?

Конечно, было сложно. В школе знали, что мы верующие, и относились строго. Я помню, в первом классе, учительница говорит: «Дети, будем проверять вас на педикулез». Мы головы нагнули, если цепочка или ниточка на шее - видно. Учительница записывает: «Верующая семья». Потом учителя приходили на дом, смотрели, есть ли иконы. Если есть, значит, с этой семьей серьезную идеологическую работу проводили. И уже через несколько лет все ученики крестики сняли.

Я помню, одна учительница меня все время «батюшкой» звала. «Батюшка, к доске!» Специально натравливали неверующих учеников на верующих, осмеивали. Храмов тогда было мало, и учителя из разных школ дежурили в храмах по очереди. Увидят ребенка, спрашивают: «Из какой ты школы?» Сообщают в школу, чтобы приняли меры.

Бабушка моя знала многих духовных людей, они приходили к ней. Тогда верующие собирались, в основном, на поминках, чтобы помолиться вместе. Сестра моя с детства была активной верующей, ездила в паломничества, и к пустынникам кавказским ездила в Сухуми. А ей было только 12 лет. Когда в школе узнали, что сестра ходит по покойникам Псалтирь читать, вызвали ее на педсовет, говорят: «Почему ты читаешь по покойникам?» Она отвечает: «У нас религия разрешена. Верить не запрещается».

Они говорят: «Нам гороно (городской отдел народного образования) запрещает. Сестра говорит: «Давайте поедем в гороно, я поговорю с ними». В 12 лет к ней прикрепили одну учительницу, чтобы она ее от церкви отучала. Учительница эта приняла крещение под ее влиянием, она крестной матерью стала у нее. Сейчас сестра в Москве живет, за священником замужем. Три сестры у меня - Вера, Надежда, Любовь. Вторая сестра монахиня, иконописец. А третья - учительница истории, сейчас уже на пенсии.

В советское время, конечно, сложно было. Но вот что интересно - в школе из одноклассников никто никогда не посмеялся, с уважением к верующим относились. Народ-то православный! Боролись с Церковью, но о нашей семье, например, сказать ничего плохого не могли. Отец мой был беспартийным, но в советские времена он на нас немного роптал, что мы ходим в церковь, надо инженерами быть, а мы - молимся. Но мама и бабушка не обращали на это внимания. Отец с матерью на фронте, познакомились, а на войне атеистов нет. Мама говорила: «Я на фронте всегда носила крестик, никогда не снимала». И когда я уходил в армию, мама меня благословила и крест дала. Я его до сих пор храню и ношу.

- Вы были пионером, комсомольцем?

Пионером был, мы не понимали, что это за организация. Все, вроде, пионеры. В комсомол, мы никто не вступали, ни я, ни сестры мои. Отца за это вызывали в райком партии, но он не был коммунистом, что с него взять?

Когда я на заводе работал, меня все в комсомол приглашали: «Тебя заставим вступить. В армии все равно вступишь». Но я не стал вступать, и все. Это же политическая организация. Говорю: «А вдруг - что-то в стране изменится?» - «Да ты что? Как это - изменится? Да тебя надо проверить!»

В армии на соседней койке комсорг спал, говорил: «Надо вступать. Я тебя выдвину». В воскресный день пришел замполит, он ему говорит: «Есть у нас кандидаты в комсомол». А тот отвечает: «Пока я замполит, ни одного человека в комсомол не приму». Прошла для меня служба в армии безболезненно. Служил я во внутренних войсках, в Москве.

- С призванием священника вы определились уже после армии?

Это интересная история. Моя сестра в 69-м году дружила со студентом Московской Духовной Академии, он приезжал к нам, в Воронеж. Сказала: «Готовьте вопросы о духовной жизни». Я думаю, какие вопросы? Нам бабушка все рассказала, я все знаю.

А поговорил с этим студентом и почувствовал, какая глубина! И мне в душу запали особенно его слова: «В Церкви нет кадров, молодежь не хочет сан принимать». Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я - верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил - после армии пойду трудиться в храм.

Если Церковь - хранительница истины, кто-то же должен ей служить?

По выходным в увольнение я приходил к сестре с мужем. У них была большая библиотека духовной литературы, и я начал читать. Почти каждое воскресенье читал с утра до вечера. И для меня духовная жизнь по-новому открылось. После армии я поехал к отцу Кириллу Павлову в Троице-Сергиеву Лавру, он был духовник всей нашей семьи. Приехал, говорю: «Отец Кирилл, я хотел бы в Церковь. Не хочу на светскую работу».

Он отвечает: «У меня знакомый, отец Иоанн Беляков в Переславле-Залесском, у него пономаря нет». И написал мне рекомендательное письмо в храм Покрова, что на родине святого Александра Невского, которого я с детства очень почитал.

Первый раз на церковную службу я вышел в день памяти святителя Митрофана Воронежского и Александра Невского.В храме со многими церковными людьми познакомился. И город мне понравился. А летом настоятель благословил поступать в семинарию, в 1974 году. Семинарию окончил, зачислили в Академию. Академию окончил, ректор вызывает: «Вы зачислены в аспирантуру». А с 1976 митрополит Питирим взял меня к себе в центральное издательство. Прошел я путь от референта до первого зама. В 1986 году перевели в , и до 90-го года в монастыре трудился.

Ничего не придумывайте

В Данилове монастыре, где я был одним наместником с 1987 по1990 год, было много проблем, шла стройка. Я поехал за советом к отцу Кириллу (Павлову). В монастыре были службы длинные, знаменный распев. Я говорю: «Как быть с этим?» А он отвечает: «Ничего не придумывайте. В Троице-Сергиевой Лавре устав ввели отцы-исповедники, которые прошли лагеря и тюрьмы. Сделайте, как в Троице-Сергиевой Лавре». И мы сделали. Это был очень хороший духовный настрой. Хоровую традицию, мы взяли у . Сейчас наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Он - монах из Троице-Сергиевой Лавры и старается поддерживать эту традицию.

Слова духовные

- Расскажите о людях, с которыми вам довелось общаться. Кого вы могли бы назвать своими учителями?

Даже на заводе, где я в молодости работал, многие попадались люди очень интересные, порядочные, мастера хорошие. Работал со мной иностранец, Рамон, из детей-испанцев, которых в 36-м году сюда привезли, когда республика пала. Он был мастер-краснодеревщик, и слесарь хороший, и станочник. Первую декаду месяца на заводе работы не было. Детали появлялись только в середине месяца, и тогда до конца месяца - штурмовщина. А в начале месяца - шашки, шахматы, домино. И только Рамон, выкладывает весь свой инструмент, все протирает, прочищает и на белой бумаге по порядку раскладывает.

Я в 16 лет казался себе профессионалом. Подхожу и говорю Рамону: «Что ты возишься со своим инструментом?». Ему тогда лет 40 было. Он очень серьезно на меня посмотрел и отвечает: «Молодой человек, я люблю красоту. Если вы любите уродство, я не запрещаю». Эти слова сильно врезались в мою память. Сейчас, когда вижу защитников уродства в литературе, в культуре, воспитании, я сразу вспоминаю его слова. Мне кажется, это - слова духовные.

Бог дал мне возможность со многими духовными людьми общаться - в издательстве с митрополитом Питиримом, с , в Тбилиси, когда шло строительство Даниловского монастыря, с митрополитом Зиновием, со старыми монахами Троице-Сергиевой Лавры. Многие монахи были духовно опытными, очень интересными людьми. Даже многие молодые иноки. В советское время в Церковь приходили люди особые. Общение с ними возвышало, наполняло светлыми мыслями, укрепляло в духовном мужестве. Вера ведь не просто так дается, это подвиг. Конечно, отрицательные примеры всегда были, но ведь можно на отрицательных примерах делать положительные выводы, правда?

Монашество

Мама моя родилась в 15 км от Задонска. Святителя Тихона Задонского в нашей семье очень почитали, всегда на день памяти ездили в Задонск. А имя Тихон мне дали, можно сказать, случайно.

Конечно, мне было очень непросто принять решение стать монахом. В то время, когда я уже заканчивал Академию, надо было определяться. Я у мамы спросил: «С кем бы посоветоваться?» Отец Кирилл ничего не говорит. Мама сказала, что есть в Липецкой области один духовный батюшка, он на память святителя Тихона бывает в Задонске. И тот батюшка мне сказал: «Твой путь - монашеский». И я сразу ему поверил. Он говорит: «Приезжай ко мне, когда будет время». Позже в разговорах с ним я понял, что все, что у меня до этого было - это начальная школа духовной жизни. Хотя я всю жизнь в храм ходил, исповедовался, причащался. С лаврским духовником отцом Кириллом у меня не было бесед о духовной жизни. А здесь я встретил старца.

О старчестве, об этом явлении в Церкви очень хорошо пишет И. М. Концевич в книге «Оптина пустынь и ее время». Мне кажется, он лучше всех рассказал о старчестве, разъяснил этот феномен.

- Что Вы почувствовали в тот день, когда стали епископом?

Старец-духовник говорил мне: «Будут предлагать тебе епископство, ты обязательно соглашайся. Если откажешься, еще хуже будет. Конечно, когда давал присягу, воспринял это, как послушание Церкви. Кто-то должен быть епископом. Но я бы наверное себе не простил, если бы сам напросился. Священноначалие посчитало, нужно, значит нужно. Стараюсь в меру сил. После хиротонии почувствовал, что сан архиерея - это большая ответственность.

Свобода - в смирении

Почему мы православные, не можем найти общего языка? Каждый за свое стоит, и все спорят, вешают ярлыки - модернисты, традиционалисты… Почему так происходит?

Вместо того, чтобы себя познавать, начинаем искать врагов. Мир духовный и материальный - антиподы. И, если в материальной жизни в этом обществе потребления принято собирать, в духовной жизни, чтобы приобрести дух, надо раздавать. «Даждь кровь, прими дух» - говорили святые отцы. Богатый юноша к Спасителю пришел, говорит: «Я все заповеди соблюдаю», а Он отвечает: «Раздай имение!» - и юноша отошел от Господа со скорбью. Мы зависимы от мира, привязаны к материальному. И церковные люди тоже. Не может мертвец мертвеца спасти, или слепой слепого вести не может. Поэтому у нас и раздор, потому что мы ищем не то.

Мы ищем Бога через гордый разум, а Бог приходит через смирение. Что такое смирение? Один батюшка шутил: «Я смиренный, когда меня никто не трогает». Но смирение - не умение себя сдержать, а воздействие благодати Святого Духа. Человек должен переродиться под действием Святого Духа. Помните, с Никодимом Господь говорит о новом рождении? А мы хотим на старом построить новое. Я сам должен измениться. Себя держать в руках и над собой работать, свои недостатки все искоренять через покаяние. И, конечно же, молиться - в первую очередь, без этого ничего не получится.

Почему? Об этом мы читаем у святых отцов. Например книга-сборник «Восторгнутые класы в пищу души» отца Паисия Величковского. Самая замечательная аскетическая книга, как издатель я могу сказать.

А взаимные упреки наши - от низкого уровня духовной жизни.

Общество единодушных

Полюбить Христа может только молитвенник. Прийти Христос может только к молитвеннику. Очистить душу и полюбить других людей может только молитвенник. А без дел вера - мертва. Да, я верю, что Христос есть, что Он пришел, что Он спас мир. Но Он не просто Учитель, Он - аскет, молитвенник, труженик. Он показал, как жить. А если мы не таковы, винить кого? Про алкоголиков и наркоманов говорят - они зависимые. Мы тоже все в зависимости, только от других вещей - один машины любит, другой пищу, одежду, еще что-то.

Чадо Божие - это свободный человек. А мы разумом привязаны к миру, физиологией в него вросли, вот, в чем сложность. Святые отцы пишут: «Молитва - это начало и конец духовного пути, начало и конец духовной культуры». Поэтому мы и собираемся в храме. Это - наше. Помолившись вместе, мы многого можем достигнуть. Когда храм освящаем, читаем молитву, что храм созидается по образу тела человека. Каждый из нас должен быть храмом Божиим, в котором совершается богослужение.

Господь создал Церковь. Он пришел и собрал единодушных людей. Даже небольшая группа людей, если они единодушны, многое могут сделать, потому, что с ними - Бог, а одному человеку достигнуть спасения невозможно.

Мы развиваем молодежное движение. Не только летние лагеря создаем, но и реабилитационные центры для наркоманов - это тоже молодежная деятельность. Бывшие наркоманы - во многом наши помощники. Общество православных спортсменов у нас есть, проводим соревнования по разным видам спорта. Работаем и в тюрьмах, и в армии, и в больницах - везде нас ждут люди.

Но в светском обществе, хотя многие приняли Крещение, все нуждаются в воцерковлении. Не хватает всем церковности. В храм они ходят, а духовного перерождения не происходит, нет духовной культуры. Нужна не только богослужебная деятельность Церкви, но и внебогослужебная. Ни батюшки, ни архиереи не должны здесь себя жалеть. Надо с народом встречаться, надо в народ идти. Господь не ходил по дворцам, Он все время был с народом.

Когда в 90-е годы открывали первые воскресные школы, я сам этим занимался. В нижнем храме Вознесенского собора проводил беседы. Сначала собирались одни пожилые прихожане, сидели они прямо на полу, чтобы быть поближе, и я с ними говорил. Самая лучшая беседа - это ответы на вопросы, потому что свой вопрос есть у каждого, а потом можно о Священном Писании что-то рассказать, о жизни Спасителя, о церковной истории. Я думаю, что начинать мероприятия в Епархии должен, конечно, сам архиерей, а священники - подхватывать. Так мы и стараемся делать.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Родился 2 июня 1948 года в Воронеже в семье фронтовиков, в Святом Крещении был наречен Леонидом (в миру Леонид Григорьевич Емельянов). После окончания восьмого класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил в техникум, который успешно закончил. После службы в армии алтарничал в Покровском храме г. Переславля-Залесского.

В 1977 году окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1981 году - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 4 декабря 1978 года рукоположен в диакона. 10 октября 1976 года зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии, а в 1978 году назначен заведующим отделом «Церковной жизни» редакции журнала Московской Патриархии.

19 марта 1981 года принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского и поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукоположен в иеромонаха. В 1983 году окончил аспирантуру при Московской Духовной академии. В 1983 году возведен в сан игумена, а в 1984 - архимандрита. До 1986 года архимандрит Тихон трудился в Издательском отделе Московской Патриархии.

С 1987 по 1990 год архимандрит Тихон был наместником Московского Свято-Данилова монастыря. 19 августа 1990 года хиротонисан в епископа Новосибирского и Барнаульского.

Святительство Владыки Тихона в Сибири проходило уже в новых условиях. Перед Церковью встали сложнейшие задачи восстановления и строительства храмов, налаживания жизни монастырей епархии, возрождения традиций образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского и церковно-общественного служения.

С первых дней своего служения на Новосибирской кафедре Владыка Тихон заботился о пополнении числа священнослужителей, миссионеров, преподавателей приходских школ. Активное храмостроительство, массовое открытие новых приходов, Духовной семинарии в Томске и Богословского института в Новосибирске, православных гимназий - вот далеко не полный перечень того, что делалось по благословению и при непосредственном участии Владыки в эти годы.

Владыка Тихон управлял Новосибирской епархией до июля 1995 года, когда был назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, председателем Издательского совета и главным редактором Издательства Московской Патриархии.


Митрополит Тихон на встрече со студентами НСМПБИ

С 28 августа 1995 года - настоятель храма во имя Всех Святых на Соколе в г. Москве. В сан архиепископа возведен 25 февраля 2000 года.

Награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира I степени, преподобного Сергия Радонежского II степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, Патриаршим крестом. Также Владыка награжден правительственной наградой - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Литература:

75 лет Новосибирской епархии. Издано Вознесенским кафедральным собором г. Новосибирска

Новосибирская епархия: история и современность. Издательский дом "Новинвест плюс", Новосибирский филиал Российского фонда культуры, Новосибирск, 2006.

ЯНВ

Рождественское послание Митрополита Новосибирского и Бердского ТИХОНА

  • Новости Епархии

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской Митрополии

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит», — возвещает нам Церковь Христова. Ангелы с пастырями славословят Богомладенца Христа, восточные мудрецы за звездою путешествуют. И мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, последуя призыву Церкви, ныне приходим во святой храм, как в Вифлеем, чтобы здесь прославить Богомладенца Христа — «нас бо ради родися Отроча Младо Превечный Бог».

Нас ради Единородный Сын Божий вочеловечился, как исповедуем мы в Символе нашей спасительной Веры Православной. Нашего ради спасения Господь наш Иисус Христос пострадал на Кресте и «приобрел Себе Кровию Своею» Церковь (Деян. 20, 28). Воскреснув боголепно из мертвых, Спаситель мира через Святое Крещение призвал нас в Церковь Свою, чтобы в Церкви, как в спасительном ковчеге, мы достигли спасения вечного в Его Небесном Царствии.

Каким же является исторический путь Церкви на земле и каков путь христианина в Царство Небесное? Этот путь является крестным, как крестным являлся весь путь земной жизни Господа нашего Иисуса Христа от Вифлеема до Голгофы. Сначала богоборец Ирод послал своих воинов убить Христа. Затем языческие императоры несколько веков гнали Церковь Христову. Страшные гонения за Христа испытали и наши соотечественники — Новомученики и Исповедники Церкви Русской двадцатого столетия. А в целом ряде стран и в настоящее время людей преследуют и убивают за веру во Христа. Так исполняются пророческие слова Христа Спасителя: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Блаженство же изгнанных за правду Божию вознаградится обетованием нескончаемой радости: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).

Совсем недавно, 4 декабря минувшего года, исполнилось 100 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Тихона. Интронизация эта произошла в самый разгар революционных событий, когда Московский Кремль расстреливали большевики и когда уже начинались лютые гонения на Русскую Православную Церковь. И Промыслу Божию было угодно, чтобы именно в это время было восстановлено каноническое управление Русской Православной Церкви. А Святейший Патриарх Тихон стал символом православного единства для миллионов верующих России.

Принятое Поместным Собором 1917-1918 годов решение о возрождении Патриаршества явилось поистине историческим событием в жизни Русской Православной Церкви, в годы начинавшейся эпохи гонений обретшей своего Предстоятеля и Заступника пред Богом — Святейшего Патриарха Тихона.

Деяния Поместного Собора Русской Церкви, проходившего 100 лет назад в Москве, во многом определили исповедническую миссию Русской Церкви в годы гонений XX века. Несмотря на тяжелейшие испытания, Церковь всегда оставалась со своим народом, искренне радела о сохранении в нашей стране нравственных и патриотических ценностей, ежедневно вознося молитвы о Богохранимой стране нашей, о мире во всем мире, о спасении и Божией помощи всему народу нашему.

Благодаря жертвенному свидетельству о Христе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской «в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала Христианская Церковь» (документ «О мерах по сохранению памяти Новомучеников, Исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонения пострадавших»).

В Послании Архиерейского Собора, проходившего в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, приведены следующие очень важные слова: «Памятуя о трагических событиях ХХ века и размышляя об их причинах, мы должны с глубоким смирением и искренним убеждением свидетельствовать пред ближними и дальними о главном уроке минувшего столетия: без Бога никакое государственное или общественное строительство не приведет к благополучию. История показала, что пагубными для государств и гибельными для людей являются революционные настроения, порожденные политическими провокациями, в том числе использующими запрос на социальную справедливость. Представители всех слоев общества должны приложить усилия, чтобы избежать повторения ошибок, приведших в прошлом веке к страданиям и смерти множества людей, к разрушению государственности».

Дорогие братья и сестры!

В 2018 году мы отмечаем 100-летие начала гонений на веру в нашей стране. Сегодня, прославляя Рождество Христово, мы благодарим Господа Бога за то, что в настоящее время Русская Православная Церковь вновь имеет возможность свободно совершать свое служение Богу и народу нашему. Церковь уделяет неустанное внимание проблемам просвещения и благотворительности, воспитанию подрастающего поколения, защите семьи, материнства и детства. Церковь вносит свой вклад и в консолидацию общества, помогает сбережению межнационального мира и согласия, имеет возможность возвышать свой голос в защиту традиционных духовно-нравственных ценностей.

Воссылая за всё это благодарение Подателю всех благ Богу, нам надлежит свято помнить о стоянии за Православную Веру и за Христову Церковь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Следует также никогда не забывать и о великом жертвенном подвиге всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской XX века.

Почему так важно помнить и понимать подвиг христианского мученичества? Подвиг мученичества во Имя Христа — это подвиг, который открывает двери в Царство Небесное. Господь наш Иисус Христос сказал: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33).

Святитель Игнатий Брянчанинов учит нас: «Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его, — должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и слов Его пред человеками. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно в большинстве своем уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, противны, враждебны жительству богоугодному» («Аскетическая проповедь». Глава 29. «Поучение в Неделю Всех Святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих»).

Казалось бы, ничего сложного не составляет сказать, что я — христианин. Уже более четверти века нет советской, официально антирелигиозной власти, но многие до сих пор опасаются признаться в своем православном вероисповедании. Некоторые люди до сих пор боятся повторения репрессий и гонений, которые в течение семидесяти лет велись на Святую Церковь Христову. Они не знают или забыли, что Церковь устояла, ибо верен Сказавший: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Мы же сами должны иметь глубокую веру и помнить, что самое главное в жизни христианина — это верность Христу, Спасителю нашему.

В эти святые дни мы часто слышим рождественское славословие Ангелов и сами возносим Богу это славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

Если среди людей будет царствовать благая воля, а не злая, если сердца людей будут устремляться к делам любви и заботам не столько о себе, сколько о ближних, если люди станут понимать, что дела любви — это то драгоценное богатство, которое с нами уйдет в вечную жизнь, тогда они будут счастливы, и счастье из земной жизни перейдет в вечное счастье.

Святитель Феофан Затворник учит, что наша радость или ее отсутствие в праздник Рождества Христова — это пробный камень нашего отношения к Богу. Христианину радоваться о Рождении Иисуса Христа надлежит так, как погибающие радуются о своем нечаянном, то есть неожиданном спасении. Если радость о Боге, Спасителе нашем, не наполняет наши сердца, значит, мы еще не восприняли Христа в наши сердца и не поняли, что значит для нас Христос и от чего Он нас пришел спасти. А кто воспринял верою в свое сердце Христа, тот готов жить по Его святым заповедям и последовать Его призыву в Небесное Царство.

Будем усердно молиться о том, чтобы Господь укрепил в нас веру и молитвенным предстательством Новомучеников и Исповедников Церкви Русской наставил нас на путь святой добродетельной жизни.

«Утверди, Боже, святую православную веру — веру православных христиан — во век века!» Аминь.

С праздником Рождества Христова!

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон

Выступив против "Тангейзера", он заработал окрик из Министерства культуры.
Теперь ему посвящен целый сюжет "Вестей".

Но за "эпатажные высказывания" можно наказывать только диакона, правда, Ваше Святейшество? Назвать Чайковского оккультистом это ведь совсем не то же, что митрополита Никодима - эээ,.. чайковским.

В Новосибирске, похоже, намечается "Тангейзер"-2. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, с подачи которого спектакль сняли с репертуара, а директора уволили, нашел новую цель. Несколько, прямо скажем, неожиданную: "Щелкунчик" - классический балет Чайковского, без которого многие не представляют Новый год. Написан, как известно, по мотивам сказки Гофмана и с успехом на сценах - уже десятилетия. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И вот вердикт Митрополита Тихона: "Постановка оккультная, потому что принц-оборотень". И если какая-никакая логика в определении принца прослеживается, то Гофмана-оккультиста категорически не приняли. Вот реакция кандидата филологических наук Елены Масоловой в интервью "Комсомольской правде" (это она - о сказке "Курочка Ряба". "Вы только подумайте - курочка там разговаривает! Еще и утешает бабу и деда беспомощных. Тоже ведь - оккультизм". Чувствуется, конечно, ирония. Но опыт "Тангейзера" настораживает. Тем более что замена "Щелкунчику" уже готова - опера "Рождество" по заказу Новосибирской епархии Русской православной церкви. Премьера состоялась. Композитор - жена Тихона Ираида Сальникова.

Посмотреть классику, в любом случае, хорошо. Балет "Щелкунчик" в афише всех федеральных оперных театров страны. А вот новых постановок той самой оперы "Рождество" пока не запланировано – ни вместо, ни вместе со "Щелкунчиком".

Двести артистов, балет, два хора, богатые декорации и костюмы – в Новосибирске по заказу местной епархии поставили оперу о Рождестве Христовом. Премьера прошла с аншлагом. Но эта новость так и осталась бы только в рубриках культуры, если бы не интервью, которое перед спектаклем дал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. "Решили сделать постановку, которую можно каждый день показывать в Святки или в день Рождества Христова на Новый год, потому что обычно показывают "Щелкунчик", но там все-таки считается, что принц-оборотень, и такая оккультная постановка", - заявил он.

На это директор Большого театра Владимир Урин ответил, что митрополит Тихон не имеет права навязывать и диктовать свое мнение. Поддержали его и театроведы. "То волнение, которое чувствуется в театральной среде, продиктовано тем, что высказывается властный человек, который сможет навязать обществу свою личную точку зрения и сделать ее автоматически общественной, как это было с оперой "Тангейзер", - считает театральный критик Павел Руднев.

Слова владыки оказалось достаточно, чтобы два года назад возбудить дело об осквернении религиозных символов в "Тангейзере" режиссера Тимофея Кулябина. Там сюжет оперы Вагнера – как богохульник пришел к вере и был прощен – иллюстрировали плакатом с изображением распятия на фоне женских ног. В итоге уволили директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича. С тех пор в регионах к чувствам верующих относятся более чем трепетно. До такой степени, что осенью в Омске и Тюмени отменили знаменитый спектакль "Иисус Христос – суперзвезда". На всякий случай – после того, как местные религиозные активисты назвали его богохульством и обратились в прокуратуру.

Одновременно в Перми патриотически настроенные блогеры усмотрели в спектакле "Голубая комната" развратное поведение на фоне иконы – на деле это оказалась светская картина. И вот теперь "демонический "Щелкунчик". "На русской сцене "Щелкунчика" ставили не со сказки Гофмана, а с французского пересказа, это доказано, то есть сказка уже к нам пришла в более мягком, обработанном виде, без гофмановского мистицизма", - отмечает балетный критик Лейла Гучмазова.

"Оккультная постановка" - знал ли владыка Тихон, как сам Чайковский боялся подобной рецензии? "А вдруг окажется, что… "Щелкунчик" - гадость…", - писал композитор брату в 1891 году. Музыка сочинялась тяжело - в это время он переживал смерть сестры. А вышла, как считают музыковеда, самая глубокая и добрая сказка о Рождественском чуде.

Новосибирский "Щелкунчик" - реконструкция классической версии Василия Вайнонена 1954 года. В репертуаре - с 2013-го. Он настолько популярен, что идет в январе даже дважды в день. Смотрела его и композитор оперы "Рождество" Ираида Сальникова, жена священника той же епархии. "Мы ходим с детьми, я ходила, я - композитор, я люблю музыку Чайковского, прекрасный балет!" – считает она.

Спектакль "Рождество", которым митрополит предложил заменить "Щелкунчика", кстати, его немного напоминает по сценографии. На сцене – елка, традиционный символ праздника, а ведь в России она в XIX веке появилась именно благодаря сказке Гофмана и вообще увлечению немецким романтизмом, как считает, например, филолог Светлана Адоньева в работе "Советская елка: генезис современного ритуала". На это исследование ссылаются на сайте Новосибирской митрополии.

Литературовед Игорь Волгин вообще видит в сказке христианский подтекст. "Дети ждут чуда – это же перекликается с библейским ожиданием чуда, это христианское чудо, - говорит он. - Кстати, там есть орех, который должен разгрызть герой, а орех в средневековье это символ христианства в какой-то степени".

В любом случае, история безобидная, чего не сказать о попытках влиять на репертуарную политику театров. По закону не то, что духовные лица - государство - не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, за исключением случаев пропаганды насилия и религиозной нетерпимости

16.02.2015

Митрополит обвинил новосибирские ночные клубы в подготовке Майдана, заявил в прокуратуру на оперный театр и отказался признавать кагор алкоголем

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон провел ежегодную пресс-конференцию, на которой перечислил основные беды современного общества: подростки-безбожники, развратные рок-группы с Запада и богохульные спектакли. Он объявил войну ночным клубам и светским праздникам, а также вступился за православных активистов, которых, по его словам, не поддерживают правоохранительные органы. Пресс-конференция длилась 1,5 часа - вопросы задавали журналисты из разных изданий. Самые интересные моменты разговора - в материале НГС.НОВОСТИ.

Справка: Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (в миру Емельянов Леонид Григорьевич) родился 2 июня 1948 года в Воронеже. После окончания 8-го класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил на заочное отделение Московского техникума торговли. Отслужил в армии, а после поступил в Московскую духовную академию. Принял монашеский постриг в 1981 году в Троице-Сергиевой лавре. В 1990 году избран епископом Новосибирским и Барнаульским. 28 декабря 2011-го решением Священного Синода назначен главой Новосибирской митрополии.

Как вы относитесь к постановке «Тангейзер» и спектаклю «Глобуса», в котором фигурирует православный ежик?

Когда спрашивают - как церковь относится к [таким] явлениям, я говорю: никак не относится. Культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции.

По поводу этих новых постановок я написал письма губернатору и в Законодательное собрание. Но ответов не получил, хотя прошло уже около месяца. Я там говорю только о соблюдении закона. По поводу «Тангейзера» я написал в прокуратуру, что там нарушаются права верующих людей - символика церковная используется не по назначению. Верующие возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут мне письма, звонят по телефону и просят посодействовать.

Патриарх Кирилл на архиерейском соборе в Москве заявил, что церкви необходимо обратить внимание на молодежные субкультуры, которые культивируют порок. В Новосибирске есть такие субкультуры?

Недавно в Искитиме девушка вошла в секту готов и покончила [жизнь] самоубийством - вонзила нож в сердце.

У нас работают мотоклубы, которые связаны с иностранцами. Я с ними тоже встречался. Спрашиваю: какие у вас идеи? Они говорят: распространение оружия, наркотиков и ненависти к России.

Спрашиваю молодых людей: кем вы хотите стать? Они говорят: Терминатором. Подростки замыкаются, работают больше с компьютером. Субкультуры имеют свою привлекательность, там есть элементы творчества. Но есть и опасность. И мы должны оградить детей от ошибок.

Какова ситуация с неоязычниками в Новосибирске и есть ли опасность от этого движения?

Знаю, что были секты, которые говорили о язычестве. Их последователи воюют сейчас в батальонах на Украине. Это подготовка была боевиков, а не языческая секта. Сейчас еще неоязыческие секты появились, нам [предстоит] изучить это явление.

Как вы относитесь к участию сибиряков в военном конфликте на Украине?

На Украине происходит трагедия с действительно близким нам народом. Помощь мы должны оказывать гуманитарную. То, что касается поездок добровольцев, в нашу компетенцию не входит. Не наша задача выявить правых и виноватых. Страдают люди, и многое делают политики, чтобы остановить этот конфликт. В первую очередь общество должно сказать свое слово, а не церковь.

Наш город терроризируют православные активисты. Началось с отмененного по их инициативе концерта Мэрилина Мэнсона, потом была драка у «Рок Сити». Каково ваше отношение к их агрессивной позиции?

Думаю, у вас просто тенденциозный подход к православным активистам. У нас много негатива происходит в области и городе, а вы зациклились на них.

У нас демократическое общество, к вашему сведению, и любой человек может высказать свое мнение. То, что там произошла потасовка, - у нас каждый день на улице они происходят. И потасовка произошла по вине охраны - это она применила силу. Все.

Чем православных задевают выставки, концерты, которые проходят за закрытыми дверями, не публично?

К православным людям себя относит 71 % населения России, в значительной степени они посещают храмы. Это большинство. Через термин «светскость» их пытаются загнать в гетто, где они прав никаких не имеют. И вопросы, [подобные вашему,] пытаются настроить общество, что верующие - это хулиганы и драчуны. Мы там разлагаемся потихоньку в клубах, но это якобы никого не должно касаться. Нет. Вами, сторонниками клубов, приносится дисгармония в общество. Готовятся последователи Майдана украинского. В 90-х годах по телевидению шли передачи сектантов, и там все эти проповедники адрес один давали - Киев, Украина. Были центры там созданы, которые влияли на Россию.

Я даже вам приведу слова Гитлера: «Когда украинцы забудут, что они русские, тогда мы покорим Россию». И вот для чего это привозится сюда 5 рок-групп сатанинских из Польши и США? Ведь это же не просто так, кто-то заинтересован.

Или наши клубы приглашают первокурсников на всю ночь праздновать День студента. Зачем это мы нашу молодежь будем отдавать этим акулам разложенным? Зачем нам эти заезжие развратники, которые глумятся над нашей культурой и литературой? Я призываю и журналистов вносить посильную лепту. А не смотреть и подсчитывать, сколько сделала церковь. Вот московские журналисты ездили тюленей спасать, какие-то акции проводили.

Как вы относитесь к тому, что новосибирцы празднуют День святого Валентина?

Этот праздник искусственно придуманный, он не входит и в список праздников католической церкви. Кому нравится, те празднуют. Мы же не полиция нравов, мы говорим только о православном вероучении.

Сохранилась ли идея построить православный храм возле здания Заксобрания, какова будет его высота?

Оформляются документы, дело продвигается. Будет обычная, средняя высота, 25–30 м.

Вы не могли бы рассказать о волонтерстве в Новосибирской епархии?

У нас 19 [волонтерских] лагерей, молодежь работает в больницах, реабилитационных центрах. Работают и с бомжами. В области есть приют на 25 человек. Через него 3 тыс. бомжей проходят. Мы много средств затрачиваем - за свой счет кормим, делаем ремонт, стараемся трудоустроить. Вы можете заметить, что исчезли бомжи из города.

До сих пор ли в церковных лавках продается кагор в нарушение закона об обороте спиртосодержащих напитков?

То, что в церковных лавках имеется кагор, это еще не значит, что это спиртное. В аптеках вы тоже можете купить настойки на спирте.

[Кагор] распространяется среди верующих людей, которые приходят в храм. Не для того, чтобы они пили, - это входит в атрибутику церковной жизни. Мы совершаем богослужение ежедневно, в котором используется кагор. Вы что - предлагаете запретить нам богослужения?

Я предлагаю вам получить лицензию на эти продажи и платить государству налоги.

Церковь освобождена от многих налогов, мы живем на пожертвования.

Есть список товаров, которые освобождены от налогов, алкоголь в него не входит. Кагор не перестал быть алкогольным напитком.

А вы помногу не пейте, и все будет нормально.

Какую вы музыку слушали и какие книги читали, когда были моложе?

Я не меломан, не увлекаюсь чем-то конкретным. Люблю военные песни, которые мама мне в детстве пела - «Катюшу», например.

Дарья Староверова
Фото Анны Золотовой