Невозможное человеку возможно богу. Толкования на Мф Все что невозможно человеку возможно богу

И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Мы слышим историю о богатом юноше, о печали человека, который побоялся полагаться только на Бога. Все есть у этого богатого человека, одного ему недостает – благодати. Не напоминает ли он многих из нас, все соблюдающих, хранящих уставы Церкви, честно проходящих свой жизненный путь со строгостью, иногда, может быть, даже чрезмерной по отношению к себе?

Богатый человек в Евангелии, во всяком случае, вызывает сочувствие. Когда Христос перечисляет заповеди: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не обижай», «чти отца твоего и мать», он отвечает: «Все это я сохранил от юности моей». Христос, как сказано в Евангелии от Марка, взглянув на него, полюбил его. Но Он сделал ему неслыханное предложение. Он предложил ему совершенный разрыв с его богатством – не только материальным, но и духовным. Не то что Господь отменил для него заповеди, в которых заключена жизнь. Наоборот, Он указал на них как на единственный путь к совершенству, то есть к любви. Но сам человек никакими усилиями совершенства достигнуть не может. Этому человеку, который привык рассчитывать только на собственные усилия и на собственное богатство, Христос предлагает внезапно даром все – всю Свою любовь, все Свое совершенство: «Оставь все и следуй за Мною».

Мы-то с вами знаем, что нельзя заработать вечную жизнь никаким трудом, никакими подвигами, никто не может победить смерть и грех, стать «причастником Божественного естества» и храмом Духа Святого. И, тем не менее, как часто мы уподобляемся одной корреспондентке святителя Игнатия Брянчанинова, которая недоумевает, почему она, столь тщательно готовясь к исповеди, стараясь жить строго и внимательно, назвала все свои грехи, в том числе самые мелкие, а вышла из храма пустой, без радости. «Это потому произошло, – ответил ей Святитель, – что ты думала рассчитаться с Богом сразу со всеми долгами, в то время как твои долги неоплатные».

Вечная жизнь – это пребывание с Богом, и все заключается в том, чтобы узнать, что Христос – это Бог, и следовать за Ним путем Его заповедей. Все заповеди существуют для того, чтобы мы научились личным отношениям с Богом и с людьми, то есть любви. Чтобы Бог и люди стали для нас живыми. «Все соблюл», – говорит молодой человек, но его отношения с Богом и с людьми совершенно эгоистичны. Он в плену своих имений, материальных и духовных. Он в цепях, которые надо разбить.

Вечная жизнь – жизнь, которой живет Христос Бог. Она – любовь и самоотдача, и жертвенная щедрость. Если мы узнаем, что такое вечная жизнь здесь, на земле, что от Христа исходит этот мир и эта радость, мы с радостью пойдем за Христом. И для нас будет понятно, что следовать за Христом – это служить людям, за которых Христос умер.

Каждый из нас пусть испытает себя сегодня, какая в нем печаль и какая радость, и в чем причина их. Богатый человек не мог решиться продать свои богатства, отделить себя от них. Этим объясняется печаль, с которой он, опустив голову, отошел от Христа. Печаль того, кто был не в силах принять предложенную ему радость. Радость дается только нищим духом. Только тем, кто смиренно молит о благодати, следуя за Христом. Юноша опечалился, потому что не мог приобрести совершенства по своей собственной тяжелой цене, и отказался принять его по легкой Христовой.

Но если такой человек погибает – не можем мы не воскликнуть со всеми учениками Христовыми – то кто же может спастись? »Человекам это невозможно, – отвечает Христос, – но не Богу. Ибо все возможно Богу». Никогда не должно отчаиваться. В этих словах Спасителя сокрыта милость по отношению к богатому юноше, который отходит от Него. Не невозможно для Бога возвратить и его. Но закон один – рано или поздно все вольно оставить и принять даруемую благодать.

Путь на небо – для всех узкий путь, и врата, ведущие в жизнь, тесны. Легче верблюду – говорит Христос – пройти сквозь игольное ушко – чем богатому войти в Царство Небесное. Некоторые полагают, что речь здесь идет о воротах в Иерусалиме, которые называются «игольные ушки» за их тесноту. Верблюд не может пройти через них, пока не будет разгружен. Так богатый человек не может взойти на небо, пока не пожелает рассчитаться с грузом земных богатств и склониться перед предписаниями смиренной веры.

Другие считают, что неслучайно слово «верблюд» на греческом языке совпадает со словом «канат». Богатый человек по сравнению с бедным – толстый канат по сравнению с тонкой ниткой. И он не пройдет сквозь игольное ушко, пока его не расщепить на отдельные нити. Так богатый человек должен освобождаться от своих богатств, чтобы нить за нитью проходить сквозь игольное ушко.

Где взять нам мужество и самоотверженность тех, кто, все оставив, уходили в пустыню или принимали мученическую кончину? Давно ли Церковь наша была на кресте, когда все верные Господу уповали только на благодать и, лишенные всего, ничего не имели, кроме сокровища на небесах? Но каждому без исключения дается смерть как потеря всего или как Пасха Господня.

"И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно." (Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 16-26)

Пылкий юноша падает на колени перед Иисусом, когда Тот уже собирается уходить (см.: Мк. 10: 17). Юноша знает, что сейчас услышит самое главное в своей жизни и что второго шанса не будет. Годами смутный, но мучительный вопрос бродил в его душе, а теперь, при виде Учителя, он вдруг вспыхивает с невероятной остротой и силой. И юноша понимает: он всю жизнь сам себя обманывал. Это неправда, что он не знает, чего ему недостает (ср.: 10: 20). Но он боится услышать это от Другого. Пока Его голос звучал лишь в глубоком сердце, в совести - можно было спрятаться, как некогда Адам в раю (см.: Быт. 3: 10). Но теперь… Услышать - нестерпимо, а промолчать, чтобы не слышать, - более невозможно…

И юноша выпаливает: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?!

Это обращение - «Учитель благий!» - взывает о милости. «Смилуйся надо мной, Господи, не давай ответа, который я уже знаю; или Сам сделай что-то с моим страхом, с моей нерешительностью; помоги моему недоверию (ведь страх - это недоверие)».

Но Учителя не обманешь, вернее - Он Сам не станет обманывать.

Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Моя благость не сможет избавить тебя от необходимости сделать выбор: это то, что Богу невозможно, - ибо Он этого и не хочет, - а возможно только человеку (ср.: Мк. 10: 27).

Но помоги мне хоть чем-то! Дай рецепт! Скажи Сам мое «да» вместо меня! Дай мне заповеди, правила, за которые я смогу уцепиться!..

Хорошо, раз ты хочешь рецептов, Я скажу то, что ты и так знаешь наизусть. Ты ведь сам знаешь заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Так делай - и будешь вполне приличным, хорошим, уважаемым всеми человеком.

Но Учитель! Все это я и так сохранил от юности моей.

Юноша не хочет быть приличным, он не хочет быть респектабельным, хотя, вероятно, именно таким его учили быть благопочтенные родители. (Для чего же еще они вкалывали целыми сутками, собирая сыну наследство?) В молодости хочется предельной правды, истины без компромиссов - «жить не по лжи».

А любовь к истине - то, что не может не привлечь Иисуса. Его взгляд ищет в толпе - человека. Который готов отправиться на поиск и пойти в нем до конца, который готов жить, а не «хоронить своих мертвецов» (Мф. 8: 22).

Иисус взглянул на юношу. Встретился с ним взглядом. Проник в его сердечную глубину. И полюбил (Мк. 10: 21).

Иисус любит всегда, но когда Его Любовь встречается с чьим-то ответным взглядом, жаждущим любви, то Любовь эта вспыхивает в сердце самого человека. И начинает жечь его (ср.: Иер. 20: 9) до тех пор, пока человек не даст простор ей, пока не перестанет «удерживать».

Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

«Одного тебе недостает для того, чтобы Жизнь воссияла в тебе и чтобы заповеди, о которых ты думаешь, что исчерпал их, ты исполнил действительно: всё, что ты считал своим, - отдай другим. Деньги, интересы, таланты, мысли и заботы».

Иисус не говорит: отдай - и останешься ни с чем. Он говорит: отдай - и перестанешь за это цепляться. А сокровище не уйдет от тебя.

Оно будет ждать тебя на небесах, если здесь, на земле, ты выберешь крест. Если полюбишь Меня настолько, чтобы идти, «куда бы Я ни пошел» (ср.: Мф. 8: 19; Откр. 14: 4), то увидишь, что небеса с их сокровищами находятся в твоем сердце. Ведь небесные сокровища - это Моя любовь, и она наполняет сердце каждого, кто пошел за Мной. Кто согласился быть со Мной на Моей Голгофе - тот увидит Воскресение своей души.

Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел, а он; слава Тебе, Господи, что я не такой, как этот юноша, ведь я хожу в храм, причащаюсь, молюсь Тебе, а может, даже пророчествую, изгоняю бесов и многие чудеса творю именем Твоим (ср.: Мф. 7: 22).

Нет. Посмотрев вокруг, Иисус не увидел ни одного человека, готового сделать то, о чем Он просил богатого юношу, и говорит ученикам своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»

Это контрольный выстрел. И ученики сражены. Они ужаснулись от слов Его, потому что вдруг осознали, что зов Христа обращен к каждому из них с такой же радикальностью, как и к юноше. Как тяжела любовь Твоя, Господи. «Спаси меня, но только не сейчас!» (блаженный Августин). Дай мне еще пожить с моим богатством.

Но - «до ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4: 5), «не отступит от тебя, пока не сокрушит или кости твои, или сердце твое» (Ерм, святой. Пастырь). Иисус снова и снова обращает к тем, кто согласились быть Его учениками, свой зов:

Дети, поймите, что только узким путем можно войти в Царство. Посмотрите на змей: они сбрасывают кожи, когда те становятся слишком заскорузлыми, а «мы меняем души, не тела» (Н. Гумилев), - душа должна «обновиться, яко орля», стать юной, сильной и прекрасной, как юноша, но для этого надо сбросить приросшую к ней кожаную ризу греха, малодушия, привязанности к своему «я» - главному сокровищу. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

До этого момента сами апостолы не осознавали, чего потребует от них ученичество в школе Христа. И теперь чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Иисус, опять воззрев на них, - словно желая сказать взглядом больше, чем словами, - говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

Вот самое радикальное из когда-либо сказанного Христом. Попробуйте исполнить заповеди - и вы увидите, что это вам невозможно. Когда дошел до этой точки, крепись: избавление близко, но придет, когда не ожидаешь. А каким оно будет - увидишь сам, когда поймешь, что стоит за словами: всё возможно Богу.

Сейчас ты только читаешь о том, как это произошло с кем-то другим. С апостолами, со святыми. Потому что ты еще не раздал, что имеешь, и не пошел «в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12: 1), без всяких карт, планов и гарантий.

Ты сошел с дистанции там же, где богатый юноша.

Но Бог поистине может «сдвинуть тот камень», каким является твое сердце, камень с двери гроба, и вывести оттуда твою душу от смерти в жизнь (Ин. 5: 24).

Павел Смирнов (в сокращении)

В вашем браузере отключен JavaScript

От Луки, 18 глава

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
"Бедный я человек!"
Начавши в Духе
Cоблюдаемые силою Божиею
Вы - ветви

Невозможное человекам возможно Богу

"Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу"
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ 18:27

Христос сказал богатому правителю: "Все, что имеешь, продай… и приходи, следуй за Мной". Молодой человек ушел, опечалившись. Тогда Христос повернулся к Своим ученикам и сказал: "Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!". Мы читаем, что ученики были очень удивлены и ответили: "Если так трудно войти в Царство, то кто же может спастись?" И Христос дал благословенный ответ: "Невозможное человекам возможно Богу".
В этом отрывке мы видим две мысли. Первая заключается в том, что в вопросах веры, спасения и следования за Христом, в святости нет ничего возможного для человека. И рядом стоит следующая мысль: невозможное человекам возможно Богу.
В этих двух мыслях содержится два важных урока, которые должны быть усвоены каждым христианином. Иногда требуется довольно много времени, чтоб усвоить первый урок, что в вере человек ничего не может сделать, что спасение невозможно человеку. Часто человек понимает это, но усвоить второй урок (невозможное человекам возможно Богу) он не может. Блажен человек, понявший оба урока! Усваивая эти уроки, человек проходит разные стадии христианской жизни.

Человек не может

Первая ступень - это, когда человек пытается изо всех сил и падает, когда человек старается делать лучше и снова падает, когда человек снова и снова пытается, но снова и снова падает. И очень часто, даже после этого, он не усваивает этот урок: невозможно для человека служить Богу и Христу. Петр провел три года в школе Христа и не научился тому, что это невозможно, пока сам не отрекся от Господа и, горько заплакав, вышел. Тогда он все понял.
Просто посмотрите на человека, который пытается усвоить этот урок. Сначала он с этим борется, затем покоряется этому, но неохотно и в отчаянии; в конце концов, он принимает это с готовностью и радостью. В начале христианской жизни новообращенный не имеет представления об этой истине. Он обратился, имеет радость Господа в сердце, он начинает бежать поприще и сражаться, он уверен в победе, так как он искренен и честен, и Бог помогает ему. Однако очень скоро он падает, когда совсем этого не ожидает, и грех начинает одолевать его. Он расстроен; но он думает: "Я был недостаточно осторожен, я был недостаточно решителен". И снова он дает обещания и молится и опять падает. Он думает: "Ведь я возрожденный человек, не так ли? Разве Бог не живет во мне?". И он снова размышляет: "Да, у меня есть Христос, Который мне помогает, я могу жить святой жизнью".
Позже он начинает видеть все это по-другому. Он начинает понимать, что такая жизнь невозможна, но он не принимает этого. Множество христиан подходят к этому моменту: "Я не могу"; и они думают, что Бог не ожидает от них того, что они не могут. Если вы им скажете, что в действительности Бог ждет от них этого, они очень удивятся. Многие христиане живут жизнью, наполненной падениями и грехом, вместо отдыха и победы, потому что они видят: "Я не могу, это невозможно". Они не могут этого полностью понять и, поддаваясь влиянию "не могу", впадают в отчаяние. Они стараются изо всех сил, но не могут продвинуться очень далеко.
Но Бог ведет Своих детей на третью ступень, когда человек полностью осознает, что это невозможно, и в тоже время говорит: "Я должен это сделать, и я это сделаю, это невозможно для человека, но я все-таки должен это сделать". Тогда обновленная воля начинает проявлять всю свою силу и с большим желанием и в усиленной молитве начинает взывать к Богу: "Господь, что все это значит? Как я могу быть освобожден от власти греха?"
В "Послании к римлянам" 7 главе описывается возрожденный человек. Там вы найдете человека, всеми силами пытающегося жить святой жизнью. Божий закон проник глубоко в его сердце, и человек может сказать: "Я наслаждаюсь Словом Божьим всем своим существом. Я желаю только доброго. Мое сердце любит закон Божий, и моя воля в Его законе".
Может такой человек упасть, человек, чье сердце восхищается Словом Божьим и чье единственное стремление - делать то, что правильно? Да. Это то, чему учит "Послание к Римлянам" в 7 главе. Нужно что-то еще. Не только наслаждаться Словом Божьим, не только, чтоб Его воля была моей волей, но во мне должно работать Божественное могущество. И именно этому учит Павел в "Послании к Филиппийцам" (2:13): "Бог производит в вас и хотение и действие".
Обратите внимание на это. В "Послании к Римлянам" в 7 главе обновленный человек говорит: "Желать - это то, что я могу, но делать - это то, что я не могу. Я хочу, но не могу совершать это". Но во 2 главе "Послания к Филиппийцам" мы находим человека, который идет дальше человека, который понимает, что, когда Бог дает обновленную волю, Он даст и силу, чтоб совершить то, что Он желает. Давайте примем это как первый великий урок духовной жизни: "Для меня это невозможно, Боже; пусть на этом закончатся попытки плоти, и вся ее сила, и все мое "Я", и пусть моей славой будет моя беспомощность".
Слава Богу за Божественное учение, которое делает нас беспомощным!
Когда вы думали о полной отдаче, разве ваше "Я" не было полностью сокрушено и разве вы не хотели видеть, как вы будете жить жизнью полной отдачи Богу каждый день: за столом, дома, на работе, среди испытаний и искушений? Я молюсь, чтоб вы сейчас усвоили этот урок. Если вы чувствуете, что вы не можете сделать что-то, то вы на верном пути, если позволите быть водимым. Примите эту позицию и принесите это пред Богом: "Боже, желание моего сердца - полная отдача, но я не могу сам. Для меня невозможно жить такой жизнью. Это выше моих сил". Смиритесь и научитесь тому, что, когда вы полностью беспомощны, Бог будет совершать в вас не только желание, но и действие.

Бог может

Теперь второй урок. "То, что невозможно для человека, возможно для Бога".
Немного раньше я говорил, что есть много людей, которые усвоили урок "невозможно для человека", но они быстро сдаются в беспомощном отчаянии и продолжают жить разбитой христианской жизнью без радости, силы и победы. И почему? Потому что они не смирились, чтоб усвоить этот урок: с Богом все возможно.
Ваша религиозная жизнь ежедневно должна быть доказательством того, что Бог делает невозможное; ваша религиозная жизнь должна быть серией невозможностей, ставших возможными и действенными, благодаря могущественной силе Бога. Это то, в чем нуждается христианин. У него есть всемогущий Бог, Которому он поклоняется, но он должен понять, что ему не нужно немного Божьего могущества, ему нужно - да будет сказано это с почтением - все Божье могущество, чтоб поддерживать его и помогать жить христианской жизнью.
Вся жизнь христианства - это работа Божьего могущества. Посмотрите на рождение Христа. Это чудо Божественной силы, и Марии было сказано: "Нет ничего невозможного для Бога". Это было всемогущество Бога. Посмотрите на воскресение Христа. Мы научены тому, что Бог воскресил Христа из мертвых чрезвычайным величием Его могущественной силы.
Дерево растет от корня, от которого оно проросло. Трехсотлетний дуб все это время растет от корня, от которого он пророс. Христианство взяло начало в Божьем всемогуществе, и продолжение этого могущества должно быть в каждой душе. Все возможности высшей христианской жизни начинаются с осознания того, что сила Христа должна производить в нас Божью волю.
Я хочу призвать вас сейчас прийти и поклониться всемогущему Богу. Научились ли вы этому? Научились ли вы так близко общаться с всемогущим Богом, что вы можете осознать могущество, работающее в вас? Внешне очень мало что заметно. Апостол Павел говорит: "И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете… и проповедь моя… в явлении духа и силы". C человеческой стороны, это слабость, с божественной стороны, это божественное могущество. И это истинно по отношению к каждой богобоязненной жизни; и если б мы усвоили этот урок лучше и отдали б все сердце, полностью покорились бы этому, мы б познали, что пребывание с всемогущим Богом каждый час и каждое мгновение - это блаженство. Изучали ли вы в Библии свойства Божьего могущества? Вы знаете, что именно Божье могущество сотворило мир, сотворило свет из тьмы, сотворило человека. Но изучали ли вы Божье могущество в вопросе искупления?
Посмотрите на Авраама. Когда Бог призвал его быть отцом того народа, от которого родился Христос, Бог сказал ему: "Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен". И Бог учил Авраама доверять Ему как Богу всемогущему. Был ли это выход в землю, которую он не знал, или встреча тысячи хананеев, - его вера говорила: это моя земля. Или, может быть, вера была в ожидании сына в старости в течение двадцати пяти лет, когда он надеялся, несмотря ни на что, или воскресение Исаака из мертвых на горе Мориа, когда он собирался принести сына в жертву, - Авраам верил Богу. Он был тверд в вере, прославляя Бога, потому что он встретил Того, Кто мог исполнить обещанное.
Причина слабости вашей христианской жизни в том, что вы хотите сами сделать что-то частично и затем позволить Богу помочь вам. А это невозможно. Вы должны быть совершенно беспомощны, должны позволить Богу работать полностью, и Бог совершит славную работу. Это именно то, в чем мы нуждаемся, если мы действительно хотим быть Божьими работниками. Я могу доказать вам из Писания, как Моисей, когда вел Израиль из Египта, как Иисус Навин, когда ввел евреев в землю Ханаанскую, как все Божьи слуги в Ветхом Завете полагались на то, что Божье всемогущество сделает невозможное. И этот Бог жив и сегодня, и этот Бог - Бог всех Своих детей. Но все-таки есть среди нас те, кто хочет, чтоб Бог помог нам немного, а мы старались бы изо всех сил вместо того, чтоб понять то, что Бог хочет, а Он хочет, чтобы мы сказали: "Я не могу ничего. Бог должен и сделает все Сам". Сказали ли вы: "В поклонении, в работе, в освящении, в послушании Богу я ничего не могу сам сделать, и поэтому мое дело - поклоняться всемогуществу Бога и верить, что Он будет совершать во мне Свой труд каждое мгновение"? Да научит нас этому Господь! Этот Бог по Своей милости покажет вам, что за Бога вы имеете и какому Богу вы доверились - всемогущему Богу, готовому всем Своим могуществом отдаться в полное распоряжение Его детей! Разве не нужно нам принять урок Иисуса Христа и сказать: "Аминь, невозможное человекам возможно Богу"?
Помните то, что мы говорили о Петре, о его самоуверенности, своеволии и силе и о том, как он отрекся от Господа. Вы чувствуете: "А! Во мне управляют мое "Я", моя плотская жизнь!" И теперь верите ли вы, что есть освобождение от этого? Верите ли вы, что всемогущий Бог может настолько проявить Христа в вашем сердце, настолько позволить Духу Святому управлять вами, что ваше "Я" не будет иметь никакой власти и господства над вами? Соединили ли вы эти две вещи вместе и со слезами раскаяния, в глубоком смирении и в полной беспомощности воззвали ли: "Боже, для меня это невозможно"; человек не может этого, но слава Твоему имени, это возможно для Бога? Провозглашали ли вы освобождение? Сделайте это сейчас. Обновите себя в полной отдаче в руки Бога для бесконечной любви; и так же, как бесконечна Его любовь, так же бесконечна Его сила, чтоб совершить это.

Бог работает в человеке

И снова мы подошли к вопросу полной отдачи и чувствуем, что в этом самая большая необходимость в Церкви Христовой, и именно поэтому Дух Святой не может наполнить нас, и именно поэтому мы не можем жить, как люди, полностью отделенные для Духа Святого, и именно поэтому плоть и наше "Я" не могут быть побеждены. Мы никогда не понимали что это: быть полностью отделенным для Бога, как Иисус был отделен. Я знаю, что многие искренне и открыто говорят: "Аминь, я принимаю послание о полной отдаче Богу, - но продолжают думать, - будет ли это когда-либо моим? Могу ли я положиться на то, что Бог сделает меня тем, о ком будет сказано на Небесах, на земле и в аду, что он живет жизнью полной отдачи?" Братья, сестры, "невозможное человекам возможно Богу". Верьте, что когда Он берет вас под Свою ответственность во Христе, для Бога возможно сделать из вас человека полной отдачи. И Бог в силах совершить это. Он способен сделать так, чтоб вы каждое утро просыпались с благословенной мыслью, сказанной вслух или про себя: "Я под Божьим попечением. Бог работает в моей жизни".
Многие утомляются думать об освящении. Вы молились, жаждали этого, взывали к Богу об этом, но все равно оно кажется таким далеким! Святость и смирение Иисуса… Вы уверены, что это так далеко… Возлюбленные друзья, единственная доктрина об освящении, которая согласуется с Писанием, которая реальна и эффективна, заключается в следующем: "Невозможное человекам возможно Богу". Бог может освятить людей, и Своей могущественной и освящающей силой Он может поддержать их каждое мгновение. Если бы мы сейчас приблизились к Богу, хотя бы на один шаг! Если бы Божий свет засиял, и если б мы познали Бога больше!
Я могу продолжать говорить о нашей жизни во Христе, о том, что нужно жить, как Христос, принять Христа как Спасителя от наших грехов и как нашу силу и жизнь. Но только Бог, Который на Небесах, может открыть вам это. То, о чем говорит апостол Павел в молитве: "Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко укрепиться Духом Его во внутреннем человеке", - должно быть это действительно что-то очень замечательное, если это по богатству Его славы?! Разве вы не видите, что это всемогущий Бог работает могущественно в сердцах Его верующих детей так, чтоб Христос стал живым Спасителем? Вы пытались охватить все это и понять, вы пытались поверить в это, но у вас не получилось. Это потому что вы не пришли к полному осознанию, что "невозможное человекам возможно Богу".
И поэтому, я надеюсь, что слово, сказанное о любви, поможет многим увидеть, что мы должны позволить любви изливаться по-новому. Наши сердца должны быть заполнены жизнью свыше, из фонтана вечной любви, чтоб она могла изливаться весь день; и тогда для нас будет естественно любить своих ближних, как естественно для ягненка быть кротким и для волка быть жестоким. До тех пор, пока я не окажусь в таком состоянии, когда я смогу любить больше всего того человека, который больше всего ненавидит меня и больше всего говорит зла обо мне, человека, которого не возможно любить; до тех пор, пока я не окажусь в таком состоянии, когда, чем больше препятствий, ненависти и неблагодарности, тем больше сила любви торжествует во мне; до тех пор, пока я не увижу все это, я не смогу сказать: "Это невозможно для человека". Но если вы можете сказать: "Здесь говорится о любви, которая превыше моих сил; это совершенно невозможно". Тогда мы можем прийти к Богу и сказать: "Для Тебя это возможно".
Некоторые взывают к Богу о великом пробуждении. Я могу сказать, что это постоянная молитва моего сердца. Если бы только Бог пробудил Своих верующих детей! Я не могу думать в первую очередь о необращенных формалистах Церкви, или неверных и скептиках, или обо всех несчастных и погибших вокруг меня и не молиться сразу же: "Боже, пробуди Свою Церковь и Свой народ". Не зря тысячи сердец жаждут святости и освящения: это предвестник Божьей силы. Бог дает желание и затем помогает совершить действие. Эта жажда - свидетельство и доказательство того, что Бог дал это желание. Давайте также верить, что могущество Божье совершит и само действие среди Своего народа даже больше, чем мы просим. "А Тому, - говорит Павел, - Кто действующей в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляете, Тому слава". Пусть наши сердца скажут это. Слава Богу всемогущему, Который может сделать намного больше, чем мы осмеливаемся просить!
"Невозможное человекам возможно Богу". Вокруг нас мир греха и печали, и там работает сатана. Но помните, Христос на троне, Христос сильнее, Христос победил и будет продолжать побеждать. Но ожидайте Бога. Читая отрывок, мы падаем: "невозможное человекам, - но затем сразу же поднимаемся, - возможно Богу". Присоединитесь к Богу. Любите Его и доверяйте Ему как всемогущему Богу, не только ради себя, но и ради всех душ, которые доверены вам. Никогда не молитесь, не восхищаясь Его всемогуществом, говорите: "Могущественный Бог, я жажду Твоего всемогущества". И ответ на молитву будет получен, и, как Авраам, вы укрепитесь в вере, прославите Бога, потому что вы рассчитываете на Того, Кто силен исполнить обещанное.

(продолжение следует)

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 16-26).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: «Учителю благий». И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: „Добрый наставник, что мне делать?”

А Христос ему отвечает: Никто не благ, кроме как един Бог… И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Он должен услышать эти слова, признав безусловность права Христова возвещать эти слова.

И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог: и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию…

Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди, – ведь заповеди тоже даны от Бога: что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить, нужно сделать что-то такое, о чем он до тех пор ни от кого не слыхал. И действительно, тут он слушает Того, Кто может ему сказать последнее совершенное слово. И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония. Ни одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: „Я верю в Бога! Я люблю Бога!” – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку…

Казалось бы, каждый из нас может сказать от сердца, что он в Бога верит и Бога любит – но это не так. Если мы верили бы в Бога, мы не ставили бы под вопрос обстоятельства нашей жизни, мы не упрекали бы Его в том, что все, что с нами случается горького, мучительного – Его ответственность.

Мы не всегда говорим, что Он виноват непосредственно, но что Он нас не сохранил, не оградил, не защитил – мы говорим постоянно. Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы все воспринимали бы от Его рук, как дар любви.

Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью. Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!..

Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога, – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?..

Вот почему Христос говорит юноше: Соблюди заповеди .

Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ.

Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен? Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы?
Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?..

Вот о чем спрашивает Судья, – о том, какими мы были по отношению к человеку. Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека, – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.

И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божий, он все сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя.

Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета (Лев. 19, 18) и слышим ее повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя! Пусть все твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!..

И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности. А Христос ему говорит: Отдай все: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно, и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел…

И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.

Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, высокомерными – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя, и обратить внимание на ближнего. И тогда мы ощутим, услышим от Христа слово утешения, слово утверждения.

Да, – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу — сила Его в немощи совершается. Мы можем действовать силой Божией; и как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно . И опять-таки словами апостола Павла: Все мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.