Начался петров пост. Календарь питания по дням недели. Что можно есть во время Петрова поста

Реклама

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Петров пост в 2017 году начинается в понедельник, 12 июня. В чем его особенность? Какова продолжительность этого, одного из четырех основных в православной церкви, постов? В чем себя ограничить, а что дозволяется есть? Об этом рассказывает магистр богословия Карлового государственного университета в Праге Надежда СКВАРНИК.

Почему пост называется Петровым?

На самом деле, это народное название, на церковном языке он называется иначе - Апостольским. Его окончание приходится на праздник двух святых первоверховных христианских апостолов – Петра и Павла, отсюда и пошло название, которое со временем сократилось до просто «Петров пост».

Почему именно эти два апостола?

На самом деле, апостолов в христианской церкви было больше - 12 непосредственно учеников Христа, и еще 70 «отобранных».

Но именно апостолы Петр и Павел отличались друг от друга как небо и земля. Их жизненные пути были настолько несхожи, что кажется невероятным, как они вообще могли встретиться.

Апостол Петр - простой галилейский рыбак, ближайший ученик и сподвижник Христа, вспыльчивый и в какой-то момент отрекшийся от него, раскаявшийся и уверовавший так, что вера его стала скалой, на которой и было основана христианская церковь.

Апостол Павел (до своего обращения именовавшийся Савлом), еврей-фарисей, с хорошим образованием - он относился к интеллектуальной элите. Переломным моментом в его жизни стало явление ему Христа по дороге в Дамаск, куда убежденный фарисей направлялся преследовать христиан. И круто изменивший там всю свою жизнь.

Жизнь обоих апостолов оборвалась в Риме: Петра распяли на кресте вниз головой, Павлу отсекли мечом голову.

Этот пост считается нестрогим: мирянам предписывается воздерживаться от молочной и мясной пищи, однако можно есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Понедельник, среда и пятница (12 июня, 14 июня, 16 июня, 19 июня, 21 июня, 23 июня, 26 июня, 28 июня, 30 июня, 3 июля, 5 июля, 7 июля, 10 июля):

сухоедение – в рацион нельзя добавлять вареную пищу и растительное масло. При сухоедении разрешается употреблять хлеб, соль, свежие фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед. Чтобы не навредить здоровью, рекомендуется пить побольше воды;

есть можно один раз в день после 15:00.

Вторник, четверг (13 июня, 15 июня, 20 июня, 22 июня, 27 июня, 29 июня, 4 июля, 6 июля, 11 июля):

можно употреблять вареные блюда, но без масла;

есть можно дважды в день.

горячая пища с растительным маслом. Также можно приготовить рыбу;

есть можно дважды в день.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Петровский (Петров) пост — один из четырех постов, установленных православной церковью, начинается неизменно через неделю после дня Святой Троицы в понедельник - в 2018 году выпадает на 4 июня.

Петров пост, который также называют Апостольским, завершается всегда 12 июля — в день памяти Святых апостолов Петра и Павла, поэтому продолжительность поста зависит от даты празднования Пасхи и в разные годы длится от 8 до 42 дней.

Петров пост считается нестрогим — мирянам в этот период следует воздерживаться от молочной и мясной пищи, но можно вкушать рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Когда и зачем установили пост

Петровский пост, который раньше называли постом Пятидесятницы, установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви.

Но особенно он утвердился после того, как были построены в Риме и Константинополе храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение церквей свершилось 29 июня (по новому стилю — 12 июля) и с тех пор этот день стал особенно торжественным как на Востоке, так на Западе.

© photo: Sputnik / Владимир Федоренко

Именно в честь этого праздника пост называется Петропавловским (сокращенно Петровским) или апостольским - в православной церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает к этому посту по примеру Святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою готовили себя к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.

Петровский пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Евангелие гласит, что главным врагом является не тот, который убивает тело, а тот, который коренится внутри души.

Часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.

По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится как должно и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы почти всегда постились".

Два разных пути к Иисусу

Святые апостолы Петр и Павел были очень разными, как и пути, которые привели их к Иисусу. Симон, прозванный Петром, старший брат апостола Андрея Первозванного, простой, необразованный, бедный рыбак, был одним из любимых учеников Христа.

Верный ученик Христа, Петр с самого начала всюду следовал за своим Учителем. Он был свидетелем почти всех событий земной жизни Спасителя, а том числе Его Преображения на горе Фавор и молитвы в Гефсиманском саду. Петр проповедовал учение Христово в основном среди таких же простых иудеев, как он сам.

© photo: Sputnik / Рыбчинский

Савл, в последствии названный Павлом, сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, "книжник и фарисей". Он принадлежал к числу тех ревнителей Закона, которые стремились в точности исполнить все его требования.

Будущий апостол, который не знал Иисуса Христа в Его земной жизни, преследовал христиан как богохульников и отступников от иудейского закона. В своем рвении он даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными.

Но однажды ему явился Сам Христос. После этого видения страшный враг христиан раскаялся и стал трудиться на их благо. Он проповедовал Христа не только среди евреев, но и среди язычников — людей, которые не знали Единого Бога. Благодаря его усилиям христианство перестало быть чисто еврейским религиозным движением.

Пути Господни неисповедимы

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их теми, кем они стали. Савлу Воскресший Иисус Христос явился по дороге в Дамаск и спросил его: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?". С этого момента в его жизни изменилось все - он "прозрел", принял христианство и посвятил свою жизнь проповеди Того, Кого он прежде гнал.

Для Петра таким переломным моментом стало отречение — накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, на что Христос ответил: "…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". Пророчество сбылось — до первого крика петуха Петр трижды отрекся от Иисуса Христа.

Только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: "…Паси овец Моих". Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: "Любишь ли ты Меня?" Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но трижды отрекшийся — трижды исповедал свою любовь.

Петр и Павел — вдохновенный простец и неистовый оратор, олицетворяют собой духовную твердость и разум - два столь необходимых миссионерских качества.

По преданию, оба великих апостола были казнены за веру в один день. Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел как римский гражданин был приговорен к более почетной казни — ему отрубили голову.

Когда завершается пост

Несмотря на то, что Петровский пост не имеет конкретной даты начала - завершается он всегда 12 июля. В этот день православная церковь поминает первоверховных апостолов Петра и Павла.

Это древний праздник, который называют по-разному — "Петров день" или "Петровки" и так далее, а полное название звучит так - День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

История данного праздника уходит своими корнями в глубокую древность, когда еще в 258 году в этот день в Рим были перенесены мощи этих апостолов. Однако содержание данного события утратилось в веках, и теперь этот праздник воспринимается как поминание мученичества обоих апостолов.

Церковь призывает в этот день задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии - одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять - высший духовный подвиг.

В этот день служится божественная литургия в память о первоверховных апостолах. Если праздник приходится на среду или пятницу, он включается в Петров пост и является постным, а если на остальные будние дни недели, тоже входит в Петров пост, но в меню допускается некоторое послабление: к примеру, допускается растительное масло, яйца, молочные продукты.

Ну а если праздник выпадает на выходные, то поста в этот день нет, соответственно можно вкушать все, что душа пожелает.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Русская Православная Церковь предписывает четыре «длинных», то есть многодневных поста в году: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост – фактически по одному на каждое время года. Наша статья посвящена летнему посту – Петрову или Апостольскому. Хотите узнать, когда Петров пост в 2018 году, почему он так назван, какие предписания существуют для этого поста? Обо всем этом – ниже.

Петров пост напрямую зависит от даты Пасхи – как и многие двунадесятые праздники и постные дни. Потому-то мы и задаемся каждый год одним и тем же вопросом – какого числа Петров пост в 2018 году. Однако от всех прочих постов он отличается «плавающей» датой начала и фиксированной датой окончания. Начинается он с первого дня недели всех Святых, то есть дата начала поста каждый раз разная. Но заканчивается каждый год в один и тот же день – 12 июля.

Какого числа Петровский пост в 2018 году? Так как Пасха в 2018 году приходится на 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после Светлого дня, то Петров пост начнется 4 июня. Ну а окончание его, как уже говорилось, всегда приходится на один и тот же день.

Стоит заметить, что 12 июля уже можно разговляться, то есть фактически последний постный день – среда 11 июля. Несложно посчитать и продолжительность поста – в 2018 году он будет длиться 38 дней.

Стоит заметить, что каждый год длительность Петровского поста разная – его протяженность зависит от того, насколько ранней будет Пасха. Кстати, самый длинный Петров пост составляет 42 дня (полные шесть недель), а самый короткий – восемь дней (неделя плюс один день).

Апостольский пост

Петров пост 2018 не зря носит второе название Апостольского – он создан в память о двух апостолах, учениках Христа, Петра и Павла. В основу поста легло предание, что апостолы, готовясь к проповедям, готовясь рассказывать язычникам Слово Божье, ограничивали себя в пище, стремясь к чистоте духовной и плотской. Этим же святым посвящен и день окончания поста – 12 июня, День Петра и Павла. В этот день славится твердость Петра и разумность Павла.

Изначально, в период с III по XI вв. Петровский и Успенский посты составляли единое целое. Столь длительное время ограничения в пище призвано было служить компенсацией для тех, кто по каким-либо причинам не смог поститься в Великий пост. То есть у верующих фактически был выбор – держать длительный пост перед Пасхой или после нее.

Примерно в XI веке единый долгий пост окончательно разделился на две части, слегка сместившись в датах. Первая получила название Апостольского поста или поста в честь Петра и Павла, вторая стала Успенским постом. Роль апостолов в христианстве росла из века в век, и к XV в. пост стал одним из четырех важнейших периодов в православном календаре.

Предписания поста

Пост – это не просто ограничение в еде. Воспринимать постные дни как некую диету, позволяющую поправить здоровье и привести в порядок фигуру – значит, нарушать саму идею поста в христианстве.

Пост – это не только отказ от скоромной (мясной) пищи. В первую очередь это время молитв, милостыни, сотворения добрых дел, время обращения мыслями к Богу. И только выполнение всех предписаний будет означать соблюдение поста, только это даст полное очищение души и тела.

Петров пост 2018 не столь строгий и суровый как Великий. Даже церковные предписания говорят о возможных послаблениях в дни Петровского поста – и такое отклонение не будет считаться нарушением.


В первую очередь послабления касаются меню поста. Так, разрешено употребления в пищу рыбы по субботам и воскресеньям; в эти же дни можно пить вино – но как дополнение к трапезе, а не с целью алкогольного опьянения. По понедельникам, средам и пятницам после вечерни запрещено употребление рыбы, масла, рекомендовано сухоядение. Вторник и четверг – время, когда в пищу разрешены горячие блюда с растительным маслом, под запретом лишь мясные и рыбные блюда. Особо оговариваются дни памяти святых или храмовые праздники – в эти дни предписания Петровского поста 2018 разрешают и рыбные блюда, и масло, и вино.

Петров пост (Апостольский пост, Петровка ) - это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день , 12 июля (29 июня ст. ст.).

Петров пост в 2018 году: 4 июня - 11 июля

«В царствование того Нерона пришел некто, Симон по имени, египтянин, волхв, творя видения многие, и назывался Христом. Слышал же Петр апостол о нем, и пришел в Рим. Когда он шел в Рим через Антиохию Великую, прилучилось умереть Евводу, епископу и патриарху Антиохийского града. И принял чин епископский Игнатий, и святой Петр повиновался. Случилось умереть в те годы Марку апостолу в Великой Александрии, епископу бывшему там и патриархом. И принял от него епископство Аниан, ученик его, как Феофил написал. Поспешил же апостол Петр в Рим. И узнал, где пребывает Симон волхв, и пошел к нему; и обрел пса великого у врат его, цепями привязанного. Симон его из-за прихода Петра привязал, и приказал, чтобы не входили к нему, если только не повелит Симон. И сей обнюхивал хотящих войти к Симону. Петр же увидел пса, такого великого и страшного, и узнал от стоящих пред вратами, что, если не повелит Симон псу, то не даст войти сей пес никому; но, наскочив, пес умерщвляет всякого входящего. Петр же взял пса за цепь, отвязал его и сказал ему: «Иди к Симону и скажи ему человеческим голосом: Петр, раб Бога Вышнего, войти хочет». Пес же пошел; и прибежал, когда тот учил некоего волшебным прелестям, и, став посредине, человеческим голосом глаголал к Симону: «Петр, раб Бога Вышнего, прийти хочет к тебе». Они же, слыша пса, глаголющего человеческим голосом, удивились, глаголя: «Что есть этот Петр, или какова сила его, о котором глаголет пес? Как (он) сделал пса человеческим голосом (говорящим), сотворив его послом?» И сказал Симон к стоящим и дивящимся Петру: «Человек сей пусть вас не устрашает. Ибо, вот и я велю ему тем же человеческим голосом ответ творить». И сказал Симон псу: «Велю тебе, иди и скажи Петру человеческим голосом: Симон тебе говорит, приди и войди». И пришел к Симону Петр. И боролся с Симоном Египетским Петр, когда творил он чудеса. И одолел Петр Симона волхва, и творил исцеления, и веровали Петру многие и крестились. И поэтому в Риме мятеж великий восстал и буря из-за Симона; и творили чудеса (оба).

И услышав о мятеже, Агриппа-епарх поведал царю Нерону, говоря: «Есть некие в сем городе, чудеса творящие друг против друга. Один нарицает себя самим Христом, а другой глаголет, что (тот) не Христос, но волхв, ибо я - Христов ученик». И тогда царь Нерон повелел привести пред собой Симона волхва и Петра, и Пилата привести из темницы. И введены были к царю, и вопросил Симона Нерон: «Ты ли Христос?» Он же сказал: «Я». И сказал Петр: «Это не Христос. Ибо я - Его ученик и при мне на небеса взошел». И после этого призвал Пилата и спросил его о Симоне: «Сей ли Тот, Кого предал ты на распятие?» И, приступив, Пилат сказал: «Это не Христос». Также и о Петре вопросил его: «А сего знаешь ли, ученик ли Его есть»? Он же сказал: «Истинно. И ввели его ко мне иудеи как ученика Его, и отвергся (он), говоря – я не ученик Его. И отпустил (я) его». И тогда Нерон и Симона, как солгавшего, нарекшись Христом, которым он не был, а также и Петра, обличенного Пилатом, как отвергшегося от Христа, повелел изгнать. И изгнаны были из дворца. И пребывали в Риме, творя чудеса друг против друга.

Симон же повелел привести быка великого и сказал (нечто) в ухо быку, и тотчас умер бык. И чудно было (это). Петр же, молитву сотворив, пред всеми сделал ожившим быка, что было большим чудом. Симон же, понимая, что Петр препирает его Писанием и Божьим словом, испытанию быть (другому) захотел. Ушел со многим срамом, побежденный, ибо был скверный многоумелец диявольским деяниям, неумелец же духовному учению. Ибо был научен волхованию и козням сатанинским, как никто иной до него. Не сомневался, так как (был) диавольским зломышлением и злодеяниями славен, ибо кумиров творил, и в огне валяясь, не обжигался, по воздуху летал из каменья хлебы творил, змеем бывал и в золото превращался, двери затворенные и запертые отворял, и железные узы сокрушал; на вечерях идолов, всякие страсти представляющих, творил, и сосудам, сущим в доме, самим носиться на службу творил, как бы кому-то носящему их, невидимому; тени многие пред собою устраивал, глаголя, что это души умерших. Многие же как отравителя и прелестника его обличить пытались, но изменяли (это мнение) после празднеств, когда, волов заклав и напитав их различно, так, что невозможно (было) исцелиться, в (то же) беснование прелагались. И иное множайшее творил при помощи служащих ему бесов, и с их помощью не только себя в иные образы человеческие и скотские преображал, (но) что хотел, то и творил.

И некогда искал его кесарь, (чтобы схватить) как волшебника; и чтобы избежать этого, облик свой переложил на Фафста (Фавста) ученика Петрова. И в таком образе (тот) пришел к Петру, гоним будучи всеми, из-за такого непреподобного вида, в который был обличен. Воззрел же Петр на него и увидел его в печали и слезами одержимого, и сказал: «Симоном волхвом, Фавст, изменение твое было (сделано), ибо кесарь его ищет; (он же) убоялся и убежал, свой образ на тебя возложив, чтобы тебе быть пойманному и убитому, и скорбь великую нам, и печаль сотворить. Но Бог (этого) людей соблазнителя и врага истине изменит; и изменит тебя от Симонова образа, и первый (образ) тебе подаст вскоре». И вдруг со словами (этими) так и стало, всем нам видящим (это). Такое и тому подобное насылать, (как) говорит Климент, (был) обучен и творил в Сирии. И в Риме же, по изгнании от лица Неронова, как и прежде речено было и написано в Деяниях святых апостолов.

Петр апостол молитвою своею уморил Симона волхва, хотящего вознестись. Ибо сказал Симон Петру: «Ты глаголешь, что Христос, Бог твой, вознесся на небеса. И вот, я возношусь». И увидел Петр его, возвышающегося в воздух (действием) волхования своего, посреди града Рима. И помолился Петр, и тотчас упал Симон волхв на землю посреди дороги, и разбился, и умер. И кости его лежат и до ныне там, где он пал. Место же, принявшее мерзкое и скверное тело, существует с тех пор, и окрест его ограждение каменное, и слывет как «место Симона». Об этом в Апостольский постановлениях великий Петр так глаголет: «Начало же новых еретиков было от Симона волхва. Тот в Сирии многое сотворил недостойное, и, в Рим придя, во многом церковь извратил волшебством и дьявольскою хитростью, и деяниями. Ибо в Кесарии Стратонской со мной, Петром, беседовал, желая развратить Слово Божие, и с бывшими со мною святыми чадами, Закхеем, когда-то бывшим мытарем, и Варнавой, и Акилой, братом Климента, римлянина, учившегося у Павла, соапостольника нашего и содетельника, о Евангелии, то есть о Благовестии. Трижды с ним о пророческих словесах о нем с ним прелся, и о Божием единоначалии; и победил его силою Господа нашего Исуса Христа, и в безгласие ввел, и бежать его в Италию заставил. Бывшему же ему, как сказано, в Риме, во многом церковь возмутил и многих обратил, к себе привлекая. Язычники же дивились волхованию, и козням, и бесовским деяниям. Тогда некогда в полдень, войдя в театр, Симон сказал: «На воздух поднимусь», перед всеми, дивящимися о сем. Я, Петр, про себя молился; когда он поднимался, бесами летящими несомый по воздуху, и говорил: «На небеса должен я взойти, оттуда же людям благо подать», народ же восхвалял его как бога, простер и я руки на высоту, и помолился Богу: «Да низринется губитель, и сила его да разрушится». И тогда (я) сказал Симону: «Если я - апостол Исуса Христа, а не льстец, как ты, Симон, повелеваю неприязненным силам, да перестанут тебя держать!» И когда я сказал это, и тотчас низпал (он) с шумом великим и разбился. И возопил народ: «Един Бог, коего Петр проповедует»! Так разрушилась впервые Симонова ересь в Риме и большую угасила. Того ради тот день субботний особым именуют римляне, ибо это была та суббота, в которую и молитва, и пост верным. Обычай есть, что молится церковь о своем дидаскале (учителе), трудящимся и печалующемся; так в Деяниях святых апостолов написано, что молитва бывает прилежная в церкви Петра ради, так как в тот день субботний свершилась Христова победа и низпал антихрист Симон».

Услышал же Нерон-царь, что умер Симон из-за Петра; и взят был Петр тогда. И передал, и поставил в епископство Римское Аина (Лина) по имени, из учеников его. И последовал ему, когда его взяли. Петр же сам был телом среднего роста, с короткими волосами, весь седой, и с главою, и с бородою белою, бледный, с припухшими очами, с красивой бородой, долгоносый, бровистый, невысокий, мудрый, вспыльчив, но скоро отходчив, ясен, беседу вел (как бы) Святым Духом и чудеса творил.

И повелел Нерон распять Петра. Петр же умолил епарха, чтобы не прямо во весь рост распятому ему быть, как и Господу, но стремглав (вниз головой). Сего ради распялся Петр так, как изволил, и это было от многого (его) смирения. И был после Петра епископом в Риме Лин, как Евсевий Памфил пишет. Петр же апостол муки принял, будучи распят стремглав, ибо сам апостол заклинал епарха: «Да не как Господь мой распят буду». И скончался святой Петр в консульство Прониана».

Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас.

Русская Православная Церковь предписывает четыре «длинных», то есть многодневных поста в году: , Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост – фактически по одному на каждое время года. Наша статья посвящена летнему посту – Петрову или Апостольскому. Хотите узнать, когда Петров пост в 2018 году, почему он так назван, какие предписания существуют для этого поста? Обо всем этом – ниже…

Ежегодно выпадающий на начало лета Петров пост имеет свои традиции и особенности. Главная из них - протяженность, которая варьируется от недели до месяца.

В 2018 году Петров, или, по-другому, Апостольский пост продлится четыре недели. Этот пост напрямую зависит от даты – как и многие двунадесятые праздники и постные дни. Потому-то мы и задаемся каждый год одним и тем же вопросом – какого числа Петров пост в 2018 году. Однако от всех прочих постов он отличается «плавающей» датой начала и фиксированной датой окончания. Начинается он с первого дня недели всех Святых, то есть дата начала поста каждый раз разная. Но заканчивается каждый год в один и тот же день – 11 июля.

Так как Пасха в 2018 году приходится на 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после Светлого дня, то Петров пост начнется 4 июня. Ну а окончание его, как уже говорилось, всегда приходится на один и тот же день. В 2018 году Петров пост начнется 4 июня и закончится 11 июля. Стоит заметить, что 12 июля уже можно разговляться. Несложно посчитать и продолжительность поста – в 2018 году он будет длиться 38 дней. Стоит заметить, что каждый год длительность Петровского поста разная – его протяженность зависит от того, насколько ранней будет Пасха. Кстати, самый длинный Петров пост составляет 42 дня (полные шесть недель), а самый короткий – восемь дней (неделя плюс один день)…

Спустя неделю после Троицы, в понедельник, наступит период отказа от излишеств в еде и мирских удовольствий. Период с 04 июня по 11 июля - время для покаяния, очищения души и тела. Рекомендуется уделять время чтению молитв, чаще посещать церковь и помогать ближним.

История возникновения Петрова поста

К сожалению, до нашего времени не дошло достоверных сведений о причинах установления поста. Однако существует несколько наиболее распространенных версий.

1 версия. Церковнослужители призывают полагаться именно на это объяснение, так как ему присуще библейское начало. Люди должны следовать примеру воздержания апостолов Павла и Петра. Они несли слово Божие и основательно готовились к этому, очищаясь физически и духовно через пост. Перед проповедью ученики Христа длительное время воздерживались от пищи и мирских дел. Этим же святым посвящен и день после окончания поста – 12 июля, День Петра и Павла. В этот день славится твердость Петра и разумность Павла.

Согласно 2 версии , пост берет свое начало с голодного времени, когда запасов катастрофически не хватало. Властями было решено установить всеобщее воздержание от излишеств в пище и поделить еду, невзирая на социальный статус. Поэтому обеспеченные семьи помогали государству прокормить всех людей. В первую очередь - пожилых, немощных, детей и женщин.

3 версия гласит, что Петрову посту изначально была отведена компенсирующая функция: людям, которые по каким-то причинам не смогли очиститься во время Великого поста, предоставлялся второй шанс. Со временем Петров пост начали соблюдать даже те, кто придерживался аскезы и перед Пасхой.

Изначально, в период с III по XI вв. Петровский и Успенский посты составляли единое целое. Примерно в XI веке единый долгий пост разделился на две части, слегка сместившись в датах. Первая получила название Апостольского поста или поста в честь Петра и Павла, вторая стала Успенским постом. Роль апостолов в христианстве росла из века в век, и к XV в. пост стал одним из четырех важнейших периодов в православном календаре.

Петровский пост и праздники

На Петровский пост всегда приходится праздник Рождество Иоанна Предтечи , который отмечается 7 июля . В этот день можно есть рыбу и морепродукты, вне зависимости от того, на какой день недели выпадает праздник.

День апостолов Петра и Павла, который наступает после окончания поста 12 июля, также является постным, если приходится на среду или пятницу. В этом случае верующим разрешены рыба и морепродукты, горячая пища с растительным маслом и вино, а вот мясное и молочное все еще под запретом. В 2018 году Петров день приходится на четверг, поэтому все эти ограничения не действуют.

Предписания поста

Пост – это не просто ограничение в еде. Воспринимать постные дни как некую диету, позволяющую поправить здоровье и привести в порядок фигуру – значит, нарушать саму идею поста в христианстве.

Пост – это не только отказ от скоромной (мясной) пищи. В первую очередь это время молитв, милостыни, сотворения добрых дел, время обращения мыслями к Богу. И только выполнение всех предписаний будет означать соблюдение поста, только это даст полное очищение души и тела.

Петров пост 2018 не столь строгий и суровый как Великий. Даже церковные предписания говорят о возможных послаблениях в дни Петровского поста – и такое отклонение не будет считаться нарушением.

В первую очередь послабления касаются меню поста. Так, разрешено употребления в пищу рыбы по субботам и воскресеньям; в эти же дни можно пить вино – но как дополнение к трапезе, а не с целью алкогольного опьянения. По понедельникам, средам и пятницам после вечерни запрещено употребление рыбы, масла, рекомендовано сухоядение. Вторник и четверг – время, когда в пищу разрешены горячие блюда с растительным маслом, под запретом лишь мясные и рыбные блюда. Особо оговариваются дни памяти святых или храмовые праздники – в эти дни предписания Петровского поста 2018 разрешают и рыбные блюда, и масло, и вино.

Календарь питания по дням недели

В отличие от Великого поста, который считается самым строгим, Петров пост более легкий, но все же есть значительные ограничения в еде. В народе такое голодание прозвали «скудный пост», поскольку все запасы, заготовленные на зиму, как правило, закончились, а новый урожай созреет нескоро. Отказаться следует от продуктов животного происхождения, однако церковь допускает употребление рыбы в некоторые дни.

По понедельникам православным людям разрешается употреблять в пищу сушеные фрукты, вареные растительные продукты (злаковые культуры, овощи, грибы), неограниченное количество воды. Один раз в день можно вкусить хлеб и мучные изделия грубого помола.

По вторникам можно приготовить рыбные блюда, выпить бокал вина. Разрешено масло, различные крупы, бобовые. Также можно добавить в рацион питания мед и орехи.

По средам фрукты, ягоды и овощи можно употреблять в пищу только в сыром виде. Допустимо приправить салат с маслом и съесть один кусок хлеба.

По четвергам разрешается растительная пища, крупы, мучные изделия, грибы, овощи, приготовленные на пару или отварные, масло, рыбные блюда и небольшое количество вина. Можно побаловать себя кулебяками и другой постной выпечкой.

По пятницам необходимо вкушать только овощи, желательно сырые. Фрукты допускаются только в сухом виде, один раз в день. Можно побаловать себя орехами.

По выходным принято готовить традиционное блюдо, которое посвящается памяти апостолов Павла и Петра - рыбные пирожки. Также разрешаются овощи, постные блины, каши с маслом и вино.

Что недопустимо делать в Петров пост

Во время поста важен не только отказ от определенной пищи, но и духовное очищение. Необходимо:

  • забыть о гневе, лжи, зависти;
  • не участвовать в развлекательных мероприятиях;
  • отказаться от негативных мыслей, слов, поступков;
  • жить согласно Божьим заповедям.

Народные приметы утверждают, что во время поста нежелательно стричься, давать деньги в долг, венчаться, заниматься рукоделием и работать по выходным.

Петров пост - особое время, которое поможет людям очиститься как физически, так и духовно. Глубоко верующие люди уважают данное воздержание и стараются придерживаться всех установленных канонов.