Начало правления Ивана IV Грозного. Какое значение имело венчание на царствование Ивана Грозного (IV)

Венчание на царствование Ивана IV митрополитом Макарием происходило по византийскому обряду имело огромное значение для укрепления международного авторитета России. Действовала концепция «Москва – Третий Рим». Под руководством высокообразованного для того времени митрополита Макария Иван 4-й получил хорошее образование. Он много читал, глубоко изучил историю Киевской Руси, Владимирского княжества и европейских государств. Иван 4-й рано понял,что многие княжата и бояре не заинтересованы в укреплении единства России, а хотят остаться самовластными правителями в своих вотчинах. Он поставил своей целью упрочить централизованное Российское государство. В период боярского правления жизнь крестьян и городских масс резко ухудшились. Боярские наместники беззастенчиво грабили население,взимали большие подати. В ряде мест вспыхнули народные восстания. Для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве. Сия столица ежегодно разрасталась своим пространством и числом жителей. Дворы более и более стеснялись, новые улицы примыкали к старым, дома строились лучше для глаз, но не безопаснее прежнего: тленные громады зданий ждали только искры огня, чтобы сделаться пеплом. Летописцы Москвы часто говорят о пожарах, называя иные великими; но никогда огонь не свирепствовал в ней так ужасно, как в 1547 году. Сгорели все дома от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской. Ни огороды, ни сады не уцелели: дерева обратились в уголь, трава - в золу. Сгорело 1700 человек, кроме младенцев. Нельзя, по сказанию современников, ни описать, ни вообразить сего бедствия. Обратились в пепел 25 тысяч дворов. Почти все московские жители остались без крова. Пожар нарушил снабжение столицы продовольствием. Начались эпидемия, голод. В народе поползли слухи, что Москву подожгли Глинские. Посадские люди восстали. Толпа ворвалась в Успенский собор и растерзала князя Юрия Глинского. Восставшие разгромили московские дома Глинских, затем пришли в село Воробьево, где находился Иван 4-й, и стали требовать выдачи бабки Анны и других Глинских. Царь с трудом убедил их, что Глинских он не прячет. Народные восстания произвели на Ивана 4-го сильное впечатление. Он писал: “От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои”. Царь отстранил от управления Глинских и других бояр, злоупотреблявших властью, и приблизил к себе родственников жены бояр Захарьиных-Романовых. Не доверяя княжеско-боярской аристократии, он стал больше опираться на служилых людей -дворян, получивших свое название от дворецкого, управляющего царским дворцом, в распоряжении которого они находились.

Великий князь Василий III умер, когда его сыну было 3 года. После смерти матери, великой княгини Елены, Иван, которому исполнилось тогда 8 лет, остался круглым сиротой. Страной управляла Боярская дума. Реальная власть переходила от одной боярской группировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной великой княгини - Глинские. Дядя юного великого князя, Михаил Глинский, и его бабка, княгиня Анна, сумели подготовить политический акт большой государственной важности.

16 января 1547 г. в соборе Успения Богородицы в Кремле венчался на царство Иван IV. Митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась "матерью" царской власти, царь должен был укрепить "суд и правду" внутри страны, вести борьбу за расширение государства.

По завершении чина венчания великий князь стал первым русским "боговенчанным царем".

Дополнение короткого слова "царь" и в без того уже пышном титуле великого князя - "Государь и великий князь Московский, Владимирский и прочих земель" - делало его носителя равным по чину императору "Священной Римской империи", ставило выше европейских королей - английского, французского и многих иных, в том числе и ближайших соседей и соперников - польского и шведского, уравнивало с восточными соседями - казанским, астраханским ханами - наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси Ланник Л.В. Царь Иван Грозный / Л.В. Ланник - М.: Третий Рим, 2012 - с. 102.

После венчания Ивана на царство Глинские захватили неограниченную власть в стране и тотчас же принялись беззастенчиво грабить государственную казну, облагать горожан и крестьян новыми непосильными налогами.

Появление на Руси царя опередило установление царского строя. Русскому централизованному государству еще только предстояло организоваться.

Акт венчания великого князя на царство не положил конца боярскому правлению. С ним покончило восстание 1547г., которое носило ярко выраженный антибоярский характер. Вслед за выступлением жителей столицы произошли крупные волнения в провинции. Небывалое по своему размаху и организованности восстание смертельно перепугало феодалов всех степеней, заставило их искать пути консолидации своих сил, пути дальнейшего укрепления централизованной власти.

Митрополит Макарий явился ключевой фигурой в формировании новой правящей группы, перенявшей руководство страны у Боярской думы. Мудрый и спокойный политик, находящийся в окружении царя до и после бурных событий 1547г., глава церкви - могущественного политического механизма, издавна поддерживающего объединение Руси вокруг Москвы, - Макарий был сторонником укрепления единодержавия. При этом консерватизм и церковный догматизм Макария постоянно оказывал сдерживающее, ограничивающее влияние на проведение реформ, вызванных к жизни самой социальной и политической обстановкой Фроянов И. Грозная опричнина / И. Фроянов - М.: Эксмо, 2009 - с. 66.

При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников и потомства символизировать правительство, так называемую Избранную раду. Это в первую очередь А.Ф. Адашев и Сильвестр.

Бесспорно, что своим высоким положением и авторитетом Адашев, Сильвестр и другие приближенные ко двору лица были отчасти обязаны доверию и поддержке со стороны царя, а также митрополита. Но нельзя упускать из вида, что авторитет царя еще только складывался. Даже сам царский титул должен был еще войти в сознание, стать привычным для современников. Что же касается авторитета личности молодого царя, то его, скорее всего, не было.

Эпоха, предшествующая правлению Ивана Четвёртого, по своему экономическому и политическому положению была довольно непростой. То и дело вспыхивали междоусобные войны между разрозненными княжествами, а соседние державы, такие как Литва, Польша и Германия только и ждали момент для овладения русскими землями. Татаро-монгольские набеги, а также вражда русских князей мешали Руси развиваться и спокойно существовать.

Венчание на царство Ивана Четвёртого было подготовлено и проведено в Успенском соборе кремля. Посмотреть на это собралось огромное количество народа. Всех интересовало не только, что это за человек, но и как он будет управлять в такое нелёгкое время княжеством.

Итак, сам обряд венчания прошёл шестнадцатого января 1547 года, согласно существующему на тот временной период византийскому сценарию. Поэтому в церемонии были использованы такие предметы как царский жезл, крест животворящего дерева, шапка Мономаха и другие аналогичные предметы. Современники отмечают, что обряд был величественным и пышным. На нём присутствовали не только бояре и знать, но и знатные церковные служители Руси, которые были одеты в самые дорогие убранства из парчи, расшитые драгоценными камнями и золотом.

Всеобщее ликование под громкий звон церковных колоколов – всё это дополняло величественность данного красочного праздника. Таким образом, венчание Ивана Четвёртого на царство не только определяло высокий титул русского правителя, но и приравнивало Русь к Римской империи. При этом, сама Москва отныне становилась царствующим градом над всем Русским царством. Новоявленный московский князь по всем канонам был помазан миррой, а это в свою очередь выделяло его как «избранника Бога».

Конечно же, церковь также имела при этом свой особый интерес. Например, добиться приоритета в управлении державой и народом, а также значительно укрепить на Руси православие.

Необходимо также отметить, что венчание нового правителя Руси полностью не одобрялось католическими монархами. Они заявляли о том, что Иван Четвёртый является самозванцем, а сам обряд – неслыханной для истории дерзостью. Спустя полгода после церемонии начались пожары, уничтожившие тысячи домов, а также продуктовые запасы и домашний скот. Более того, в пожарах погибло более тысячи людей. Постигшее народ горе привели людей к отчаянью и недовольству правительством.

Получил свое прозвище «Грозный» не со дня своего правления. Сначала когда он правил при регентстве матери, а затем и бояр никто не думал о том, что этот мальчик будет наводить ужас на многих. Отец умер, когда было всего три года.

При малолетнем государе стала управлять его мать - Елена Глинская. Но через пять лет она умерла, есть версия что ее отравили бояре. Так остался на попечении боярских кланов. Они вели постоянную борьбу за власть, поэтому маленькому государю приходилось видеть интриги и расправы. Когда юноше исполнилось 17 лет, то было принято решение провести венчание на царстве .

Жизнь Ивана 4 до венчания

До того как пережить процедуру венчания ему пришлось нелегко. Жизнь его в детстве не было уж такой радостной. Как было сказано выше, на его глазах происходили очень жестокие вещи. родился в 1530 г. Мальчик был здоров и хорош собою. Через три года не задолго до своей смерти Василий III назначил при мальчике специальный Опекунский Совет. Этот орган должен был управлять государством до совершеннолетия юноши. То есть когда исполнилось 17 лет и произошло венчание на царство, то юноша получил всю полноту власти.

До венчания мальчика особо не жаловали, он не раз потом писал в своей корреспонденции о своем детстве. говорил о плохом обращении бояр с ним и его братом Юрием. Человеческого тепла они не получали, их плохо кормили и одевали. А делать иногда заставляли вещи, не по годам взрослые. Таким образом усвоил жестокий урок. С детства он стал подозрительным, в дальнейшем это чувство с возрастом у него росло. А к последнему десятилетию жизни стало просто угрожающего размера. Царь подозревал в измене и неверности всех вокруг.

Все было иначе, когда проходили государственные приемы. Там перед маленьким государем все показывали свое уважение и смирение. А вот затем наступала опять холодность в отношении. не раз вспоминал об этом уже в своей взрослой жизни. Кроме этого в 1542 г. он испытал очень сильный испуг. Тогда боярский клан решил расправился с митрополитом Иосафом. Митрополит укрылся в дому маленького . Но бояре выбили там стекла ворвались в спальню государя, тем самым напугали . Это очень сильно подкосило его психологическое состояние.

Та жестокость, среди которой рос Иван 4, к моменту венчания породило в нем большое чувство страха. Уже с ранних лет он стал думать о том, что верить никому нельзя. Это заставляло его постоянно оглядываться и подозревать многих. Он постоянно ждал и пытался предотвратить нападение врагов. Это чувство вскоре стало для него обыденным делом. А к старости он стал и вовсе параноиком. Понятно, что постоянное чувство страха заставляло Ивана совершать жестокие поступки.

Процедура венчания Ивана Грозного 4

Итак, в 16 лет решил жениться. Ему подобрали невесту. Затем государь захотел принять новый титул, который ранее не носили правители Руси - царь. Здесь есть несколько точек зрения. Никто не может с полной достоверностью утверждать, от кого исходила инициатива венчания на царство. Одна точка зрения отдает пальму первенства . Якобы с детства терпя плохое отношение от бояр, он рьяно стремился к власти. Вторая точка зрения приписывает инициативу митрополиту Макарию. Говорят, что он, давая благословение на брак , посоветовал ему венчаться на царство.

Венчание на царство происходила в Успенском Соборе Москвы. Церемония произошла 16 января 1547 г. Для того чтобы принять титул царя митрополит должен был провести специальный отряд - миропомазание. То есть царь это помазанник Божий, его наместник на земле, наделенный властью. Во время венчания будущему царю были возложены специальные регалии - шапка Мономаха, крест животворящий и золотая цепь. Порядок венчания определял специальный документ - «Чин венчания на царство».

Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.

Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.

Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, — митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен — его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, — «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании — просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.

Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.

Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.

Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» — Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению. Они давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона — завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции — римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь — он сам.

В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..

И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.

14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Трон Ивана Грозного

Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом — в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий... И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».

Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.
________________________________________ _______________________
Вышла моя книга