Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). «русские женщины» николай алексеевич некрасов поэма

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками - самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Рис. 2. Жены декабристов ()

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

По отзывам современников, Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лавль, не была красавицей — невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая, с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и через год вышла за него замуж.

Трубецкой был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его шла в гору, и Екатерина имела шансы стать генеральшей.

Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Путь был очень долгим. Власти чинили препятствия. Например, в Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, т.к. губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.

Рис. 3. Княгиня Трубецкая ()

Образ княгини Трубецкой в поэме.

В поэме Н. А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.

Рассказ ведется от 3 лица . Таким образом, основная задача автора - не только рассказать о событиях, но и дать оценку поступкам героини, ее женскому подвигу.

Начинается поэма со сцены прощания с отцом:

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...

Куда-то едет в эту ночь...

Некрасов подчеркивает, как отец и дочь любят друг друга. Но, выйдя замуж, дав обет верности перед Богом быть с супругом и в горе и в радости, Трубецкая принимает решение:

О, видит бог!... Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

Таким образом, с первых строк поэмы Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа .

Екатерина прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом:

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих,

Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых,

Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине,

И эту площадь перед ней

С героем на коне...

Мы видим, что Екатерина с детства была очень жизнерадостна .

В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:

А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала... Та рука

Досель мне руку жжет...

Ликуй. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .?

О чьей руке идет речь? Кого проклинает героиня?

Екатерина Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала свой самый первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.

Рис. 4. Российский император Николай І (1796-1855) ()

Воспоминания детства

Богатство, блеск! Высокий дом

На берегу Невы,

Обита лестница ковром,

Перед подъездом львы,

Изящно убран пышный зал,

Огнями весь горит.

О радость! нынче детский бал,

Чу! музыка гремит!

Воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним

Другое время, бал другой

Ей снится: перед ней

Стоит красавец молодой,

Он что-то шепчет ей...

Потом опять балы, балы...

Она - хозяйка их,

У них сановники, послы,

Весь модный свет у них...

Воспоминания о путешествии с мужем в Италию

И вот уехала она

С избранником своим.

Пред нею чудная страна,

Пред нею - вечный Рим...

Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. При пробуждении реальность поражает ее трагизмом и горечью:

Чу, слышен впереди

Печальный звон - кандальный звон!

Эй, кучер, погоди!

То ссыльных партия идет,

Больней заныла грудь,

Княгиня деньги им дает,

Спасибо, добрый путь!

Ей долго, долго лица их

Мерещатся потом,

И не прогнать ей дум своих,

Не позабыться сном!

Здесь к качествам главной героини мы, конечно, должны добавить такие черты как милосердие, доброта.

Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.

Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу. Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она показана Некрасовым не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией:

Пред нею ряд картин

Забитой, загнанной страны:

Суровый господин

И жалкий труженик-мужик

С понурой головой...

Как первый властвовать привык,

Как рабствует второй!

Екатерина обращается к мужу с вопросом:

Скажи, ужель весь край таков?

Довольства тени нет?..

Ты в царстве нищих и рабов! -

Короткий был ответ...

Здесь к характеристике героини мы должны добавить следующие черты: самостоятельность; наблюдательность; пытливый ум; свободолюбие.

Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Её решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стал эпизод «Встреча Трубецкой с иркутским губернатором».

Почти пять тысяч вёрст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны - княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой стороны - иркутский губернатор, представитель государственной власти («Княгиня, здесь я - царь »), умудрённый житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

И в этом поединке побеждает княгиня Трубецкая. Эта храбрая, молодая, беззащитная, бесправная женщина. Сколько в ней решительности! Какое мужество! Какой характер!

Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается её мужеством:

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Скатилася слеза).

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жён декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.

Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.

В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Н. А. Некрасов. Русские женщины ().
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество ().
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии ().
  6. История Российской империи. Жены декабристов ().
  7. Толковый словарь русского языка ().
  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Разговор Трубецкой с иркутским губернатором»
  2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками - самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Рис. 2. Жены декабристов ()

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня Трубецкая.
  2. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

Рис. 3. Мария Николаевна Волко́нская ()

Мария Николаевна Волко́нская — дочь героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, с 1825 года жена декабриста С. Г. Волконского, несмотря на сопротивление родных, поехавшая за ним в Сибирь.

Её муж, князь Серге́й Григо́рьевич Волко́нский — герой Отечественной войны 1812 года. Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов.

Они поженились в январе 1825 г. Счастье супругов было недолгим. В конце 1825 года, ожидая ребёнка, Мария Николаевна жила в имении родителей. О событиях 14 декабря не знала. 2 января Мария родила сына Николая. Родные скрывали от неё судьбу мужа. Оправившись от последствий родов, взяв с собой сына, Волконская отправилась в Петербург. Чтобы добиться свидания с мужем, ей пришлось обратиться лично к императору. После оглашения приговора она приняла решение следовать за мужем. Своего первенца - сына Николая - Мария Николаевна, уезжая в Сибирь, была вынуждена оставить у сестры мужа.

Мария Волконская оставила после себя воспоминания. Записи хранились у её сына Михаила Сергеевича Волконского. Когда Некрасов попросил разрешения ознакомиться с ними, Волконский сначала наотрез отказался, но после настойчивых просьб поэта все-таки согласился. По словам Волконского, слушая их, «Николай Алексеевич по нескольку раз за вечер вскакивал и со словами: «Довольно, не могу» - бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребёнок».

Именно эти воспоминания легли в основу второй части поэмы «Русские женщины». В отличие от первой части, которая написана от 3 лица, вторая часть написана в форме воспоминаний, от первого лица. Это придает повествованию больше искренности, душевности и эмоциональности:

И вот, не желая остаться в долгу

У внуков, пишу я записки;

Для них я портреты людей берегу,

Которые были мне близки,

Я им завещаю альбом - и цветы

С могилы сестры - Муравьевой,

Коллекцию бабочек, флору Читы

И виды страны той суровой;

Я им завещаю железный браслет...

Пускай берегут его свято:

В подарок жене его выковал дед

Из собственной цепи когда-то...

Свои воспоминания Мария Волконская начинает с детства, семьи, отца. С удовольствием вспоминает Мария Николаевна свою беззаботную, счастливую юность. У неё было все: красота, богатство, происхождение. А ведь чем больше человек имеет, тем тяжелее от этого отказаться. Для этого надо обладать необыкновенной силой характера. Откуда же в этой хрупкой девочке такая сила? Безусловно, Мария - истинная дочь своего отца, который был для нее кумиром. С неожиданной для всех отвагой Мария Волконская принимает весть об аресте мужа.

Так думала я. - Пусть беда велика,

Не все потеряла я в мире.

Сибирь так ужасна, Сибирь далека,

Но люди живут и в Сибири!..?

Если образ Екатерины Трубецкой уже с самого начала поэмы дан цельным, сложившимся, то во второй части поэмы Мария Николаевна Волконская показана в своем развитии. Путь Марии Николаевны в Сибирь - это путь становления ее личности. Трагические события стали толчком к ее нравственному росту.

Я думать училась: отец приказал

Подумать... нелегкое дело!

Давно ли он думал за нас - и решал,

И жизнь наша мирно летела?

Училась я много; на трех языках

Читала. Заметна была я

В парадных гостиных, на светских балах,

Искусно танцуя, играя;

Могла говорить я почти обо всем,

Я музыку знала, я пела,

Я даже отлично скакала верхом,

Но думать совсем не умела.

Из хрупкой барышни Мария Волконская превращается в жену-героиню, способную на полное самоотречение, готовая разделить с мужем все несчастья и лишения.

Пожалуй, самым трогательным эпизодом поэмы стал момент прощания Волконской с малюткой-сыном, которого она должна была оставить по приказу царя.

Рис. 4. Мария Волконская с сыном 1825 г. Худ. П.Ф.Соколов ()

Последнюю ночь провела я

С ребенком. Нагнувшись над сыном моим,

Улыбку малютки родного.

Запомнить старалась;

Сложно даже представить, что пережила Мария в эти минуты. Как тяжело было расставание с сыном. Отец сначала не принял решение дочери, но смирился с ним. Но в глубине души очень высоко его оценил. Известно, что перед смертью он, показывая на портрет дочери, воскликнул: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал».

Путь Марии Волконской лежал через Москву, где она остановилась у своей кузины. Именно в этом эпизоде Некрасов вновь подчеркивает, что многие дворяне сочувствовали декабристам, а подавление восстания стало национальной трагедией:

В то время несчастные наши мужья

Вниманье Москвы занимали:

Едва огласилось решенье суда,

Всем было неловко и жутко…

Рис. 5. Портрет княгини Волконской с сыном Николаем ()

В Москве Волконская в последний раз повидалась с другом семьи, некогда влюбленным в юную Марию, великим русским поэтом А. С. Пушкиным. Так она передает его напутственные слова:

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!

Эта встреча потрясла поэта. На следующий день вслед за Марией Волконской из Москвы в Сибирь выезжала жена декабриста Муравьева Александра Григорьевна. С ней Пушкин передал своим товарищам стихотворение «Во глубине сибирских руд».

Мужество и душевную щедрость проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути в Сибирь. Перед ней в дороге проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа. Она слышит и «горькие стоны» матерей и жен, провожающих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, «подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь» и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатления наполняют Волконскую еще большим негодованием против деспотической власти. Княгиня Волконская постепенно понимает правоту мужа и осознает благородство его поступка. Встретившись с ним, она преклоняется перед его гражданским подвигом:

Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моем,

Вполне поняла его муки,

И силу его... и готовность страдать!..

Невольно пред ним я склонила

Колени - и, прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..

Образ Марии Волконской стал символом любви, верности, самопожертвования.

Создание поэмы «Русские женщины» для Н. А. Некрасова стало способом выразить свое восхищение подвигом жен-декабристов:

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год).
  5. Толковый словарь русского языка ().
  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Встреча Марии Волконской с мужем на каторге».
  2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».

Большинство своих произведений Н. Некрасов посвящал участи русского народа и как правило тяжелой. Если посмотреть все варианты ответов на этот вопрос, то единственным верным будет буквой А) — «Русские женщины». Он посвящен мужеству, отваге и любви женщин, которые поехали за своими мужьями декабристами в Сибирь. Напомню, что она тогда была вообще не освоена почти, это сейчас там хорошо и сибиряки не хотят со своих городов в другие части РФ перебираться. Там люди и особенно ссыльные умирали от голода, холода, болезней и непосильной работы.

Надо полагать, что поэма под названием «Мать» могла быть посвященной именно матери, а не женам, также как и поэма «Родина» тоже посвящается «Родине».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» и вовсе рассказывается о путешествии семерых мужиков, а они точно не могли быть женами декабристов.

остается вариант «Русские женщины» и действительно, в этой поэме мы следим за судьбами Екатерины Трубецкой и Марии Волконской, русскими женщинами, которые вслед за своими мужьями отправились в Сибирь, проявив огромное мужество и любовь.

Эта поэма Н. А. Некрасова посвящена женщинам декабристов…?

А. Русские женщины.

В. Кому на руси жить хорошо.

D. Родина.

Эта поэма Некрасова разбита на две большие части, каждая из которых посвящена конкретной женщине: первая часть — княгине Трубецкой, вторая — княгине Волконской.

Автор показывает смелость, честность, открытость и мужество этих ярких представительниц русского аристократического общества перед жизненными невзгодами, их непреклонность в своем решении разделить судьбу своих супругов.

Это произведение Николая Алексеевича Некрасова посвящено героическим женщинам — женам декабристов, которые последовали за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь.

Состоит это произведение из двух совершенно самостоятельных частей. Первая посвящена Екатерине Трубецкой, а вторая включает в себя воспоминания Марии Волконской.

Все знают поэму под буквой В, она точно не про жен-декабристов. Поэмы «Мать» и Родина» Николая Некрасова я не читала, но уверена, что они настолько же проникнуты любовью и жалостью к своей стране и своему народу, как и другие. А про мужественных и прекрасных жен декабристов Некрасовым была написана поэма «Русские женщины».

Н. А. Некрасов посвятил женщинам декабристов поэму, воспел в ней, не побоюсь этого слова подвиг жен декабристов. Оставить обеспеченную, не обремененную заботу жизнь и поехать в ссылку за мужем в Сибирь, чтобы поддержать его дорогого стоит. А поэма называется «Русские женщины».

Естественно, что тема декабристов занимает значительное место в творчестве известного русского поэта Николая Некрасова. И касательно жён декабристов тоже написано им немало.

Правильный ответ на этот вопрос, это вариант А) Поэма Русские женщины.

Вопрос на самом деле не сложный если быть знакомым с творчеством этого известного писателя. А мы знаем его произведения ещё со школьной скамьи.

Правильный вариант ответа находится под буквой А, это Русские женщины.

Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова имела первоначальное название "Декабристки". Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, - он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня Волконская", в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком "Бабушкины записки" написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой - более задушевный, доверительный.

  • Роль диалога в поэме Некрасова «Русские женщины»

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины».

  • Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема произведения Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос" - это нелегкая.

  • Пожалуйста. нужно сочинение образ княгини трубецкой в поэме «русские женщины»

    Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей.

  • Сочинение. образ русской женщины в лирике н. а. некрасова

    "Есть женщины в русских селеньях. "(По произведениям Н. А. Некрасова)Я.

  • Образ русской женщины в творчестве Некрасова

    (По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")«Величавая славянка".

  • Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Анализ поэмы Некрасова «Саша»

    Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта.

    Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

    Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки». Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

    Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

    Поэма состоит из 2 частей «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская», в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

    Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

    Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

    Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

    Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

    «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова

    «Русские женщины» - сочинение

    Поэма Некрасова "Русские женщины" рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение - "Декабристки", но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины - они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение - это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

    Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, - это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

    Поэма "Русские женщины" представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ "русской женщины" - это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова - это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам - вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались - Русскими Женщинами с большой буквы!

    Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:

    Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

    Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

    Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана автором для того, чтобы показать дух русского человека, особенно женщины. По основному содержанию произведение можно было назвать «Жены декабристов», но Некрасов хотел показать больший масштаб женской решимости, несломленности в разных обстоятельствах.

    Поэт не раз в своих произведениях описывает образ женщины. В «Русских женщинах» взор обращен к представительницам дворянства, которых должна была устраивать их жизнь.

    Но все меняется после того, как мужья героинь были задержаны и приговорены к каторжным работам в Сибире. Хоть Некрасов не был свидетелем происходящих событий, но, основываясь на документах, мемуарах, записках очевидцев, автор воссоздает образы героинь, объединяя в них мужество, выносливость, преданность многих женщин.

    Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей, в которых описываются истории двух разных княгинь. Женщины решились на непредвиденный поступок — последовать в Сибирь, чтобы быть рядом со своими любимыми, оказать моральную поддержку. Такое событие не должно быть забыто потомками, поэтому Некрасов рисует все в реалистичных тонах.

    Для Трубецкой и Волконской решение покинуть родной дом далось нелегко. Они понимали, что будут лишены всего, не смогут увидеть своих родных. Марии приходится пожертвовать даже родным сыном, который совсем мал и нуждается в маминой любви больше всех. Но мысль о том, что когда сын подрастет, он осудит ее за предательство отца, совершившего поступок, попытавшегося свергнуть режим, улучшить жизнь народу, придает ей решимости.

    Повествуя в поэме о трудностях, которые возникли на пути следования героинь в Сибирь, автор противопоставляет два временных отрезка. Первый — это жизнь до ареста мужей, которая была наполнена спокойствием, яркими красками, приятными событиями. Второй — это реальная жизнь простого народа, измученного бедностью, серостью.

    Несмотря на то что Трубецкую и Волконскую пытаются остановить не только родственники, но и высокопоставленные персоны (губернатор, царь) своими угрозами, все восхищены поступком русских жен, которые чтят брачные обязательства.

    Создавая поэму, Некрасов хотел подчеркнуть, что русские женщины, независимо от сословной принадлежности, имеют сильный дух, твердый характер, не страшатся проблем, достигая поставленной цели. Только поддержка таких женщин дает силу мужчинам не сдаваться в любых обстоятельствах.

    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.» / Январь 2016
    источник

    Послушайте стихотворение Некрасова Русские женщины

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Русские женщины

  • ПРИМЕЧАНИЕ

    «Декабристы» - тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики “Душа поэта” на одесском радио “Гармония мира”, плавно выросших из другого радиоцикла - «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

    Здесь:
    1. Декабристы в поэзии Пушкина
    2. Жены декабристов в русской литературе
    3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
    4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
    5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
    6. Просветитель Владимир Раевский
    7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
    8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
    9. Павел Катенин - рыцарь классицизма

    Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

    ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Размышляя над этой темой, хотелось бы избежать и восторженного пафоса, и сентиментализма - тех эмоций, которые одновременно рождаются даже при самом беглом знакомстве с историей жен декабристов, последовавших за своими мужьями в неизвестность и лишения. Но, боюсь, избежать мне этого не удастся: чем глубже погружаешься в обширный материал о декабристах и их женах, тем больше поражаешься невероятной силе духа и мужеству их всех, а женщин - в особенности.

    Мне вообще кажется, что именно они, а не их мужья, свершили настоящую революцию в сознании гражданского общества. Власть в лице императора Николая I, лишая участников заговора дворянского звания, имущества, всех привилегий и прав, разжаловав офицеров в солдаты, лишив их права переписки и сослав на край земли - в Сибирь, которая в начале девятнадцатого века была краем неведомым, - преследовала цель не только изолировать бунтовщиков, унизить их, но главное - стереть о них и об их идеях какое бы то ни было напоминание в настоящем и будущем.

    И каково же было потрясение и царя, и светского общества, когда женщины, которые не то что не имели к делам мужей никакого отношения - они зачастую о них даже не подозревали, женщины, которых бы понял и не осудил бы никто - отрекись они от мужей-преступников, женщины беззаботные, знатные, богатые - напротив, отрекаются от своей благополучной жизни и добровольно следуют за мужьями - в никуда. Что ими руководило?

    <…>Теперь расскажу вам подробно, друзья,
    Мою роковую победу.
    Вся дружно и грозно восстала семья,
    Когда я сказала: «Я еду!».
    Не знаю, как мне удалось устоять,
    Чего натерпелась я… Боже!
    Была из-под Киева вызвана мать,
    И братья приехали тоже:
    Отец «образумить» меня приказал.
    Они убеждали, просили,
    Но волю мою сам господь подкреплял,
    Их речи ее не сломили!

    <…> «Посмотрим!..». И вдруг распрямился старик,
    Глаза его гневом сверкали.
    «Одно повторяет твой глупый язык:
    Поеду! Сказать не пора ли,
    Куда и зачем? Ты подумай сперва!
    Не знаешь сама, что болтаешь!
    Умеет ли думать твоя голова?
    Врагами ты, что ли, считаешь
    И мать и отца? Или глупы они…
    Что споришь ты с ними, как с ровней?
    Поглубже ты в сердце свое загляни,
    Вперед посмотри хладнокровней,
    Подумай!.. Я завтра увижусь с тобой…».

    Ушел он, грозящий и гневный,
    А я, чуть жива, пред иконой святой
    Упала - в истоме душевной…

    «Подумай!..». Я целую ночь не спала,
    Молилась и плакала много.
    Я божию матерь на помощь звала,
    Совета просила у бога,
    Я думать училась: отец приказал
    Подумать… нелегкое дело!
    Давно ли он думал за нас - и решал,
    И жизнь наша мирно летела?

    Училась я много; на трех языках
    Читала. Заметна была я
    В парадных гостиных, на светских балах,
    Искусно танцуя, играя;
    Могла говорить я почти обо всем,
    Я музыку знала, я пела,
    Я даже отлично скакала верхом,
    Но думать совсем не умела.
    <…>
    Простите, родные! Мне сердце давно
    Мое подсказало решенье.
    И верю я твердо: от бога оно!
    А в вас говорит - сожаленье.
    Да, ежели выбор решить я должна
    Меж мужем и сыном - не боле,
    Иду я туда, где я больше нужна,
    Иду я к тому, кто в неволе!

    Это - отрывок из поэмы Николая Некрасова «Русские женщины» 1871-72 годов, из второй ее части «Княгиня М.Н. Волконская». Некрасов основывался на записках Марии Николаевны Волконской, которые она писала для своих детей и внуков на французском языке уже после тридцатилетнего изгнания: в 1856 году царь Александр II разрешил ссыльным вернуться, а впоследствии вернул звания, титулы и дворянские привилегии декабристам и их потомкам.

    Мария Николаевна не хотела обнародования своих воспоминаний, и Некрасов стал одним из немногих, кого сын ее, Михаил Сергеевич, познакомил с мемуарами матери. Сын опубликовал их на двух языках, во французском оригинале и в русском переводе, только в 1904 году, и книга эта сразу стала библиографической редкостью.

    Первая часть поэмы Некрасова «Русские женщины» посвящена княгине Екатерине Ивановне Трубецкой - ведь именно она первая, буквально на следующий день после того, как муж отправился по этапу, последовала вслед за ним.

    Уже два месяца почти
    Бессменно день и ночь в пути.

    На диво слаженный возок,
    А все конец пути далек!

    Княгини спутник так устал,
    Что под Иркутском захворал,

    Ее в Иркутске встретил сам
    Начальник городской;
    Как мощи сух, как палка прям,
    Высокий и седой…

    Как важно было властям остановить эту женщину! Это пытался с самого начала сделать император Николай I, и, возможно, разрешил ей следовать за мужем в надежде, что она, не выдержав испытаний в пути, - вернется, и тем самым даст пример невозможности осуществления подобных отчаянных шагов. Когда же этого не случилось, ее пытались остановить уже в дороге - в частности, всем известна история ее психологического противостояния с иркутским губернатором, из которого Екатерина Трубецкая вышла победительницей:

    КНЯГИНЯ
    Нет! я не жалкая раба,
    Я женщина, жена!
    Пускай горька моя судьба -
    Я буду ей верна!
    О, если бы он меня забыл
    Для женщины другой,
    В моей душе достало б сил
    Не быть его рабой!
    Но знаю: к родине любовь
    Соперница моя,
    И если б можно было, вновь
    Ему простила б я!..

    ГУБЕРНАТОР
    Как я вас мучил… Боже мой!..
    (Из-под руки на ус седой
    Скатилася слеза).
    Простите! Да, я мучил вас,
    Но мучился и сам,
    Но строгий я имел приказ
    Преграды ставить вам!
    И разве их не ставил я?
    Я делал все, что мог,
    Перед царем душа моя
    Чиста, свидетель бог!
    Острожным жестким сухарем
    И жизнью взаперти,
    Позором, ужасом, трудом
    Этапного пути
    Я вас старался напугать.
    Не испугались вы!
    И хоть бы мне не удержать
    На плечах головы,
    Я не могу, я не хочу
    Тиранить больше вас…
    Я вас в три дня туда домчу…
    Эй! Запрягать, сейчас!..

    «Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гёбль. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская - принадлежали к знати», - писал историк Павлюченко.

    Эти женщины не только учились выживать в суровых условиях - главной их миссией было поддержание духа каторжан, борьба за улучшение условий их существования, налаживание связи с внешним миром: на имена женщин приходили книги и журналы, которые они получали для декабристов, и от имени ссыльных они писали письма их родным и друзьям.

    Значение присутствия верных подруг, их поддержки засвидетельствовал декабрист Александр Одоевский в поэтическом посвящении княгине Волконской. Об этом стихотворении она сама впоследствии заметила, что написано оно «в воспоминание того, как мы, дамы, приходили к ограде Читинского острога и приносили заключенным письма и известия»:

    Был край, слезам и скорби посвященный,
    Восточный край, где розовых зарей
    Луч радостный, на небе том рожденный,
    Не услаждал страдальческих очей;
    Где душен был и воздух вечно ясный,
    И узникам кров светлый докучал,
    И весь обзор, обширный и прекрасный,
    Мучительно на волю вызывал.

    Вдруг ангелы с лазури возлетели
    С отрадою к страдальцам той страны,
    Но прежде свой небесный дух одели
    В прозрачные земные пелены.
    И вестники благие провиденья
    Явилися, как дочери земли,
    И узникам, с улыбкой утешенья,
    Любовь и мир душевный принесли.

    И каждый день садились у ограды,
    И сквозь нее небесные уста
    По капле им точили мед отрады…
    С тех пор лились в темнице дни, лета;
    В затворниках печали все уснули,
    И лишь они страшились одного,
    Чтоб ангелы на небо не вспорхнули,
    Не сбросили покрова своего.
    25 декабря 1829 г., Чита

    Позже, когда каторжане и их жены получили разрешение жить на поселении, дома декабристов в суровом сибирском краю стали настоящими культурными центрами, куда душой стремились все изгнанники. Вот, к примеру, посвящение Волконской другого ссыльного - Вильгельма Кюхельбекера, который в 1845 году проездом из Акши в Курган побывал в Красноярске в доме Сергея и Марии Волконских:

    Но я минутный гость в дому моих друзей,
    А в глубине души моей
    Одно живет прекрасное желанье:
    Оставить я хочу друзьям воспоминанье,
    Залог, что тот же я,
    Что вас достоин я, друзья…
    Клянуся ангелом, который
    Святая, путеводная звезда
    Всей вашей жизни: на восток, сюда,
    К ней стану обращать трепещущие взоры
    Среди житейских и сердечных бурь, -
    И прояснится вдруг моя лазурь,
    И дивное сойдет мне в перси утешенье,
    И силу мне подаст, и гордое терпенье.

    Не все женщины после помилования декабристов Александром II вернулись из Сибири: трое навечно остались там. Первой не выдержала испытаний и умерла в возрасте 28 лет, в 1832 году Александра Муравьева - любимица всех ссыльных и подруг по несчастью: «Святая женщина. Она умерла на своем посту» - вспоминали о ней Волконская и Полина Гёбль.

    История французской модистки Полины Гёбль (впоследствии Прасковьи Анненковой), последовавшей за своим женихом Иваном Анненковым и обвенчавшейся с ним в остроге, вошла в роман о декабристах 1840 года Александра Дюма-отца «Учитель фехтования», который в России был запрещен Николаем I. Прасковья Анненкова также оставила свои воспоминания - «Записки жены декабриста».

    Все эти, и другие документы стали основой для научных исследований и художественных произведений. Одной из моих любимых книг в детстве был объемный роман Марии Марич «Северное сияние», а исследования Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд» легли в основу фильма 1975 года о декабристах «Звезда пленительного счастья». Да и сегодня на уроках, или в новой форме - на форумах в интернете - изучаются и обсуждаются судьбы жен декабристов.

    В их поступке не было ни политической подоплеки, ни корысти - они, как поистине духовные существа, руководствовались высшими ценностями, и, отказавшись от материальных привилегий суетного света, воплощали эти ценности в самых невероятных условиях жизни. Одной из таких безусловных ценностей была - любовь:

    «Несчастье лишь усиливает, если такое вообще возможно, все мои чувства к тебе… Я смогу все вынести, пока ты жив, и всю жизнь буду благодарить небо за то, что оно связало мою судьбу с твоей. Если б я только могла бы разделить с тобой твой горестный кров, если б только могла! — ты не увидел бы на моем лице ни единого следа печали…» - писала мужу Александра Муравьева, и это же внушали изгнанникам своим повседневным подвигом все женщины-декабристки…
    Как многому мы можем у них научиться…

    Виктория ФРОЛОВА