Мона лиза ее истинный размер и масштаб. Человек, который украл мону лизу. От короля к королю, из королевства в королевство

Французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк на днях объявил о том, что смог повторить уникальную технику великого мастера , благодаря которой Джоконда кажется живой.

"С точки зрения техники исполнения, Мона Лиза всегда считалась чем-то необъяснимым. Теперь, думаю, у меня есть ответ на этот вопрос", - говорит Франк.

Справка: техника сфумато - изобретенная Леонардо да Винчи техника живописи. Заключается в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ. Все должно быть как в жизни: размыто, проникать одно в другое, дышать. Да Винчи практиковался в этой технике, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.

По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо.

Известно, что композиция «Моны Лизы» построена на «золотых треугольниках». Эти треугольники в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника. Но исследователи не видят в этом никаких тайных смыслов, они скорее склонны объяснять выразительность Джоконды техникой пространственной перспективы.

Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Разгадки Джоконды

Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Ученым удалось разгадать эту загадку. Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% - испытывающая чувство отвращения, на 6% - полная страха и на 2% - злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.

Очень много создано великих произведений художниками в разные эпохи. Госпожа Лиза дель Джокондо, изображенная более пятисот лет назад, окружена такой известностью, что это, пожалуй, самое прославленное произведение в абсолютном смысле этого слова. Здесь нет никакого преувеличения. Но что мы знаем о жизни, которую вела Лиза дель Джокондо? Биография ее будет представлена вашему вниманию.

Семья

Антонмария ди Нолдо Герардини - отец Лизы, дважды овдовел. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором - на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние. Оно было достаточно обеспеченным и пользовалось доходами ферм в Кьянти, на которых производилось оливковое масло, вино, выращивались пшеница и скот.

Лиза Герардини была самым старшим ребенком и родилась 15 июня 1479 года на Виа Маджио. Ее назвали в честь бабушки по отцовской линии. Кроме нее, в семье было три сестры и три брата.

Семья, живя во Флоренции, несколько раз переезжала и, наконец, поселилась по соседству с Пьеро да Винчи, отцом Леонардо.

Замужество Лизы

5 марта 1495 года, когда девушке исполнилось 15 лет, Лиза обвенчалась с Франческо ди Бартоломео дель Джокондо.

Она стала его третьей женой. Ее приданое было скромным и состояло из 170 флоринов и фермы Сан-Сильвестро, которая находилась неподалеку от загородного дома семьи Джокондо. Можно думать, что жених не гнался за богатством, а просто полюбил скромную девицу из семьи, не обладавшей значительным состоянием. К тому же он был намного старше своей молоденькой жены - на момент брака ему исполнилось 30 лет.

Чем занималась семья Джокондо?

Это были торговцы шелком и одеждой. Кроме того, Франческо дель Джокондо обладал фермами, которые были расположены в Кастеллина-ин-Кьянти и Сан-Донато в Поджио рядом с двумя хозяйствами, ставшими позже собственностью Микеланджело Буонарроти.

Франческо стал подниматься выше по социальной лестнице и в 1512 году был избран в состав Синьории Флоренции.

Вероятно, он имел связи с политическими и коммерческими интересами мощной семьи Медичи, потому что, когда правительство Флоренции боялось их возвращения из изгнания, то Франческо был оштрафован на 1000 флоринов и заключен в тюрьму. Однако был выпущен, когда была восстановлена власть Медичи.

Семейная жизнь

Госпожа Лиза дель Джокондо прожила свою жизнь в мире и согласии со своим супругом. Она воспитывала его сына от первой жены Камиллы Ручелаи. Мачеха Лизы, Катерина и Камилла были родными сестрами.

Лиза дель Джокондо своим браком подняла собственный социальный статус, поскольку семья, в которую она вошла, была значительно более состоятельной, чем ее собственная. Через восемь лет, в 1503 году, Франческо купил для своей семьи новый дом на Виа делла Стафа, рядом с его старым домом.

На карте исторического центра Флоренции красным отмечен дом, где жили Франческо и Лиза, фиолетовым - дома родителей Лизы. Первоначально они находились на северном берегу, ближе к реке Арно, а затем на юге на другом побережье.

У супругов родилось пять детей: Пьеро, Камилла, Андреа, Джокондо и Мариетта. Впоследствии Камилла и Мариетта будут пострижены в монахини. Камилла, принявшая при пострижении имя Беатриче, умерла в 18 лет и похоронена в Санта-Мария-Новелла. Мариетта приняла имя Людовика и стала уважаемым членом монастыря Сант-Орсола.

Болезни и смерти

В 1538 году Франческо скончался, когда в город пришла эпидемия чумы. Перед смертью он распорядился вернуть любимой жене ее приданое, одежду и драгоценности: Лиза дель Джокондо как верная и примерная супруга должна быть всем обеспечена.

Точная дата смерти госпожи Лизы не установлена. Есть предположения, что она скончалось в 1542 году в возрасте 63 лет. Другая дата ее смерти - это приблизительно 1551 год, когда ей исполнилось 71-72 года. Она похоронена в монастыре Святой Урсулы во Флоренции.

Заказ портрета

Как и большинство флорентийцев, которые жили во времена итальянского Возрождения, семья Франческо Джокондо была увлечена искусством. Мессир Франческо был дружен с Пьеро да Винчи. Его сын Леонардо, прежде чем вернуться в 1503 году в родную Флоренцию, долго скитался по итальянским городам.

Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. «Мона» переводится как «госпожа». Леонардо работал над ним не один год. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу»? Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. К сожалению, большинство россиян не имеют возможности посетить Лувр, где находится всемирно известный портрет. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.

Гениальное произведение

В чем, собственно, заключено его магическое воздействие и ни с чем несравнимая популярность? Кажется, что картина чрезвычайно проста. Она удивляет отсутствием ярких красок, роскошной одежды, а также неброским видом самой модели. Все внимание зрителя сосредоточено на пристальном, приковывающем к себе взгляде молодой женщины, который составляет интригу и главную привлекательность этого изображения.

Чем больше мы смотрит на Лизу, тем больше появляется желание проникнуть в глубины ее сознания. Но это чрезвычайно трудная задача. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Это и есть одна из главных тайн изображения. Улыбка и взгляд, то есть лицо - это главное в портрете. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое - это детали, которые подчинены лицу. В этом состоит волшебное математическое мастерство Леонардо: модель находится с нами в определенных отношениях. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Это одно из чудес этого портрета.

Лиза дель Джокондо: интересные факты

  • Фамилия Джокондо переводится как "веселый" или "радостный".
  • Картина не может называться холстом, поскольку написана на деревянной доске, сделанной из тополя.
  • Фигуру и ландшафт мы видим с разных точек зрения. Модель - прямо, фон - сверху.
  • По поводу пейзажа нет единой точки зрения. Кто-то считает, что это Тоскана, долина реки Арно; кто-то убежден, что это северный, таинственный миланский пейзаж.
  • За много веков изменился колорит картины. Сейчас он однородный, коричневатый. Пожелтевший со временем лак, взаимодействуя с синим пигментом, изменил цвет пейзажа.
  • Многократно возвращаясь к работе над портретом, художник все больше отдалялся от реальной модели. Все свои представления о мире творец вложил в обобщенный образ. Перед нами - символическое представление о человеке в гармонии его психических и душевных свойств.
  • Портрет, как и все произведения Леонардо, не подписан.
  • Картина не имеет точной стоимости. Все попытки оценить ее не привели к единому результату.
  • В 1911 году произведение было похищено. Полиция не нашла ни картину, ни вора. Но в 1914 году он добровольно вернул назад произведение.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза или Джоконда

1503—1505. Музей Лувр, Париж. Ренессанс.

Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. Произведение это, известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Ей посвящена огромная литература, большая часть которой далека от объективной оценки леонардовского создания. Нельзя не признать, что это произведение, как одно из немногих памятников мирового искусства, действительно обладает огромной притягательной силой. Но эта особенность картины связана не с воплощением некоего таинственного начала или с другими подобными же измышлениями, а рождена ее поразительной художественной глубиной. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» - это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах - в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Собственно портретные работы 15 века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались еще внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев 15 века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года; Краков, Национальный музей), изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро, и портрет музыканта (около 1485 года; Милан, Амброзианская библиотека). В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров. Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы - ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд, излучающий ум и волю, и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, - эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы - это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало - образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Но значение его гораздо шире: великий живописец Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах - в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» - едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени, и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.

На картине: люди, портрет, женщина, ренессанс, марочный, вид сбоку, носить, девушка, обнаженный, художник, профиль, платье, античный.


Собрать пазл


Комментарий


Похожие


Избранное

«Мона Лиза», «Джоконда» или «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) – самая известная картина Леонардо да Винчи и, возможно, самая известная картина в мире. Больше пяти столетий Мона Лиза гипнотизирует мир своей улыбкой, природу которой пытаются объяснить многие учёные и историки. По последним данным, портрет был написан между 1503 и 1519 годами. Существует две версии картины кисти Леонардо, более ранняя находится в частной коллекции, написанная позднее - в экспозиции Лувра.

КОММЕНТАРИИ: 47 Написать Ответы

«Мона Лиза», «Джоконда» или «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) – самая известная картина Леонардо да Винчи и, возможно, самая известная картина в мире. Больше пяти столетий Мона Лиза гипнотизирует мир своей улыбкой, природу которой пытаются объяснить многие учёные и историки. По последним данным, портрет был написан между 1503 и 1519 годами.

Существует две версии картины кисти Леонардо, более ранняя находится в частной коллекции, написанная позднее - в экспозиции Лувра. По одной из версий, моделью Леонардо была не Лиза Герардини, а ученик художника Салай, образ которого можно встретить на многих картинах Леонардо, но большинство историков всё-таки сходятся во мнении, что это портрет Лизы Герардини (Лизы дель Джокондо), жены флорентийского торговца Франческо дель Джокондо.

«Мона Лиза» входила в число избранных работ, с которыми сам живописец не расставался. Некоторые специалисты считают «Джоконду» квинтэссенцией не только творчества да Винчи, но и его мировоззрения и философии.

Другие версии

Загадка «Моны Лизы»

Сегодня любой человек может заказать для себя портрет за приемлемую для него цену. Однако, ещё несколько десятилетий назад, такую роскошь могли позволить себе лишь достаточно состоятельные люди.

В период эпохи Возрождения считалось престижным, когда человек мог заказать у художника свой портрет. Такая услуга стоила довольно дорого, и поэтому его наличие в интерьере подчеркивало высокий социальный статус человека, и убедительно свидетельствовало о его материальном достатке.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, также известная как «Джоконда», по праву считается самым узнаваемым портретом во всём мире. Ежегодно тысячи людей из разных стран приезжают в Париж и посещают Лувр, чтобы самим увидеть этот шедевр. Леонардо Да Винчи оставил миру не просто портрет женщины, а загадку. Гений не оставил никаких записей о своём произведении, но многие искусствоведы единодушно сходятся во мнении, что художник начал работу над созданием портрета в 1503 году. Существует гипотеза, что картина была заказана богатым флорентийским купцом, торговавшим шелковыми тканями, Франческо дель Джокондо и его супругой Лизой. Однако, по неизвестным причинам, портрет не был доставлен заказчику.

Исследователи предполагают, что портрет был создан в честь какого-то события. Возможно, он был заказан Франческо дель Джокондо, чтобы украсить новый дом, который был им приобретён в 1503 году. А может быть, картина была написана в честь рождения второго ребёнка в семье Джокондо – Андреа, который появился на свет в декабре 1502 года, спустя три года после смерти дочери в 1499 году.

История создания портрета до сих пор остаётся загадкой. До сих пор нет достаточно аргументированной версии, что за женщина изображена на полотне и существовала ли она в действительности. По словам современников, Да Винчи никогда не расставался с ним и даже увёз его с собой во Францию к королевскому двору. Лишь находясь при смерти, художник вынужден был расстаться с портретом, подарив его своему другу и покровителю, королю Франциску I, который впоследствии добавил полотно в свою личную коллекцию.

Таинственная улыбка «Моны Лизы» стала предметом вдохновения многих творческих натур. При первом взгляде на портрет, кажется, что его героиня кокетливо улыбается, но если присмотреться внимательней – можно увидеть, что на лице женщины нет даже тени улыбки.

Улыбается «Мона Лиза» или нет? Отчасти. Именно такой ответ на этот вопрос даёт большинство известных исследователей-искусствоведов, изучающих картину на протяжении многих лет. Они предполагают, что когда зритель смотрит на портрет, то, в первую очередь, обращает внимание на глаза «Моны Лизы», а все остальное, в том числе и её рот, находятся в области периферийного зрения. Видя периферийным зрением, человек неясно различает детали, но может увидеть чёрный и белый цвета, а также тени и движение. Поэтому из-за теней на щеках «Моны Лизы» и уголках рта создается впечатление, что её губы приподняты в полу-улыбке.

Конечно, восприятие тех или иных эмоций, как и красоты, зависит зрителя, поэтому никто с точностью не может сказать, улыбается Джоконда на картине или наоборот, пребывает в меланхолии.

Тайна этой картины до сих пор остается загадкой, которую, возможно и не стоит разгадывать. Просто внимательно посмотрите на этот шедевр эпохи и подивитесь мастерству великого Да Винчи.

Картина «Мона Лиза» в Новостях:
Лувр скорректировал дату создания «Моны Лизы»
Сильвано Винчети: для «Моны Лизы» позировал ученик Леонардо да Винчи
В Швейцарии представлена ранняя версия «Моны Лизы» Леонардо
Похищали ли нацисты «Мону Лизу»?

Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде» .

Сообщение Вазари

«Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыканты

Возможно, этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да Винчи и является предварительным эскизом портрета Моны Лизы. В этом случае любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.

Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа , а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет» . Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета - «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо» .

Интересен факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году , взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I , однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Прочее

Возможно, художник действительно не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 году и наложил последний мазок в отсутствие свидетелей, которые могли бы рассказать об этом Вазари. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 году. (Во Франции он жил в Кло-Люсе неподалёку от королевского замка Амбуаз).

Хотя сведения о личности женщины даёт Вазари, по поводу неё до сих пор долгое время оставалась неопределённость и высказывалось множество версий:

Пометка на полях доказала правильность идентификации личности модели Моны Лизы

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника

Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых - портрет Лизы Герардини» . Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо - Лизой Герардини . Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа .

Картина

Описание

Копия «Моны Лизы» из коллекции Уоллас (Балтимор) была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям - атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута .

Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии , линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.

Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками» .

Композиция

Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса .

Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля» . Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего „Благовещения“. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии» .

Современное состояние

«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря » вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени - но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными - как это видно из копии картины из Прадо.

Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы».

Анализ

Техника

Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato , дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека» .

Пейзаж позади Моны Лизы

Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно - это чудесное леонардовское сфумато . Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка - душа живописи“. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук» . Сфумато - это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».

Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах - в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук» .

Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. (…) Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам» .

Пейзаж

Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и насколько сильно это увеличило достоинства портрета.

Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо демонстрирует, как много теряет портретный образ, помещённый на тёмный нейтральный фон

В 2012 году копия «Моны Лизы» из Прадо была расчищена, и под поздними записями оказался пейзажный фон - ощущение от полотна сразу меняется.

Виппер считает пейзаж вторым средством, которое создаёт одухотворённость картины: «Второе средство - это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы - реальность жизни, у пейзажа - реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты» .

Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ : «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского „сфумато“ до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. (…) „Джоконда“ - не портрет. Это - зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы» . Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени, и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа .

Место картины в развитии портретного жанра

«Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета , повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них - на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к „Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательному» .

Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Ротенберг пишет: «хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах - в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой „иконографии“ портретных изображений. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. (…) В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров» .

«Донна Нуда» (то есть «Обнажённая донна»). Неизвестный художник, конец XVI века, Эрмитаж

В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. А самым важным в образном строе портрета является - это подчинение всех частностей руководящей идее. «Голова и руки - вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Его главная цель - не отвлечь внимания зрителя от лица. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу» .

Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США; из коллекции Уолтер, Балтимор, США; а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре - копией. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером.

Репутация картины

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея

Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности , которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».

Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет.

Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «…музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то получеловеческого, полузмеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной» .

«Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение.

Все знают, какую неразрешимую загадку вот уже скоро четыреста лет загадывает Мона Лиза поклонникам, толпящимся перед образом ее. Никогда дотоле художник не выразил сущность женственности (я привожу строки, записанные утонченным писателем, скрывающимся за псевдонимом Пьера Корле): «Нежность и скотство, стыдливость и затаенное сладострастие, великая тайна сердца, обуздывающего себя, ума рассуждающего, личность, замкнутая в себе, оставляющая другим созерцать лишь блеск её» . (Эжен Мюнтц).

Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Эта версия считается просто домыслом . Дживелегов считает, эта привязанность связана с тем, что он нашёл в ней точку приложения многих из своих творческих исканий (см. раздел Техника).

Улыбка Джоконды

Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков , но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.

Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности (Мутер).

Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека» .

Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных „Моне Лизе“ по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы - это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания» .

Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила „Моны Лизы“, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один - в её одухотворенности. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Во-вторых, - и это, пожалуй, ещё важнее - одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа» .

Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила её очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью» .

Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется „леонардовской“. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет. (…) Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. (…) Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы» .

Копия XVI века, находящаяся в Эрмитаже, Санкт-Петербург

Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности (Мутер) .

История картины в Новое время

Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata ), которая была завещана ему учителем. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию . Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо - «Портрета Джиневры Бенчи », нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи .

Толпа в Лувре у картины, наши дни

Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV . Последний перевёз её в Версальский дворец, а после Французской революции она оказалась в Лувре. Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей.

Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё, и наконец в музей Энгра в Монтобане , откуда после победы благополучно вернулась на место.

Вандализм

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой . 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.

В искусстве

Казимир Малевич. «Композиция с Моной Лизой».

живопись:
  • Казимир Малевич в 1914 году сделал «Композицию с Моной Лизой».
  • Дадаист Марсель Дюшан в 1919 году создал знаковое для последующих произведений художников произведение «L.H.O.O.Q.» , которое представляло собой репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами.
  • Фернан Леже в 1930 написал «Мону Лизу с ключами ».
  • Рене Магритт в 1960 году создал картину «La Gioconda» , где нет Моны Лизы, а есть окно.
  • Энди Уорхол в 1963 и 1978 сделал композицию «Четыре Моны Лизы» и «Thirty Are Better Than One Andy Warhol» (1963), «Mona Lisa (Two Times)» ().
  • Сальвадор Дали в 1964 году написал «Автопортрет в образе Моны Лизы» .
  • Представитель фигуративного искусства