М.Ю Лермантов анализ стихотворения " Нет, не тебя так пылко я люблю". Анализ любовного стихотворения лермонтова " нет, не тебя так пылко я люблю"

Сочинение

В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: «я люблю». Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что лирический герой стихотворения го­ворит о любви к конкретной женщине, но видит её в двух ипо­стасях: молодую девушку с чистой душой, которую он любил в прошлом, в молодости, и женщину, которая блещет красой в светском обществе - юная девушка превратилась в опытную женщину.

Лирический герой стихотворения испытывает чувство люб­ви к женщине, облик которой словно бы раздваивается в его сознании: ту, молодую, он продолжает любить, потому что мысль о ней связана для него с воспоминанием о его собствен­ной молодости и душевной чистоте, о сердце, способном стра­дать. Подруга молодости, ставшая взрослой, служит для него только символом, мостом к чистоте и силе чувств, испытанных когда-то.

В произведениях Пушкина мы встречаем цельное принятие женщины - такой, какая она есть в настоящий момент. Чувство трагического раздвоения, может быть, впервые пережито и опи­сано Лермонтовым.

Поэтическая мысль в стихотворении

«Согласны ли вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от любви, погруже­ние в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами - трагическая судьба лирического «я»?»

Этот вопрос представляет из себя краткий пересказ последне­го абзаца аналитической статьи учебника, посвящённой этому стихотворению (стр. 282). Содержание этого абзаца - вывод из предыдущих логических построений автора статьи. Исходный посыл этой статьи таков: «В этом стихотворении живого любов­ного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей воз­любленной…».

В этом отрывке автор показывает глубинное непонимание смысла стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Со­ответственно, все последующие построения, основанные на лож­ном тезисе, а также вывод, оказываются несостоятельными.

Судьбу же лирического героя, безусловно, можно назвать трагической, но на иных основаниях, нежели предлагает автор статьи.

С помощью какой лексики реализована идея трагиче­ской судьбы в стихотворении

Идея трагической судьбы лирического героя реализована с помощью высокой романтической лексики: пылко… люблю, кра­сы твоей блистанье, прошлое страданье, молодость погибшую, долгим взором, таинственным… разговором, в устах, огонь угас­нувших очей.


1.Реально-биографический комментарий к стихотворению, его место в творчестве поэта. «Нет, не тебя так пылко я люблю» – одно из поздних стихотворений М.Ю.Лермонтова. Оно датируется летом 1841года. Впервые стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках» (1843, т. 28, 6).


Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твое блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.












6.Изобразительно-выразительные средства. Выразительные эпитеты (прошлое страдание, погибшая молодость). Метафора: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Антитеза: В твоих чертах ищу черты другие. В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей. В поэтической лексике используются архаизмы: красы - красоты; уста - губы; очи - глаза.



Анализ лирического произведения 1.Реально-биографический комментарий к стихотворению, его место в творчестве поэта. 2.Жанр поэтического произведения. 3.Ведущая тема. 4.Главная мысль произведения. 5.Основные образы. 6.Изобразительно-выразительные средства. 7.Система стихосложения, размер, рифма.

М.Ю.Лермонтов не был, как известно, напрямую связан с Калужской землей, зато здесь жили его родственники, друзья, знакомые…
Начнем издалека.

Возьмем, к примеру, княжеский и дворянский род Лопухиных, ведущий свое начало от легендарного касожского князя Редеди, которого сразил в старобылинные времена перед его полками храбрый Мстислав. Потомок Редеди, Лопуха (Василий Глебов), стал родоначальником Лопухиных. Никита Васильевич, умерший в 1615 году, был воеводой в Боровске. Его младший сын Авраам оставил после себя несколько детей – бояр. Федор Авраамович (Ларион) стал отцом Прасковьи (впоследствии Евдокии) Лопухиной, первой жены царя Петра Великого. Он жил в Мещовске и умер в 1713 году.

М.Ю. Лермонтов был связан с родом Лопухиных. Во-первых, через его близкого друга Алексея Александровича Лопухина, на стене комнаты которого поэт нарисовал своего легендарного предка, испанского герцога Лерму (Михаил Юрьевич в конце писем нередко так и называл себя – «Лерма»). Во-вторых, через Варвару Александровну Лопухину (в замужестве Бахметеву). Лермонтов относился к ее мужу с неприязнью, за что тот велел своей жене уничтожить все письма поэта к ней, а также стихотворения и рисунки. К счастью, сохранились три портрета возлюбленной поэта.

В.А.Лопухина (1815-1851 гг.) была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Ее профиль мелькает на страницах юнкерских тетрадей поэта. «Звезде любви» своей он посвятил около десятка стихотворений, поэму «Демон», «Измаил-Бей», «Сашка», драму «Два брата», неоконченный роман «Княгиня Лиговская». Ее «симпатичный характер» представлен двумя образами (Мери и Веры) в романе «Герой нашего времени» и т.д. Но особенно важно для нас пленительное и печальное стихотворение поэта «Нет, не тебя так пылко я люблюф…», созданное им накануне гибели.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Долгое время гадали: кому посвящено прощальное создание лермонтовского гения? И наконец выяснили, что настоящим адресатом его следует признать Екатерину Григорьевну Быховец (1820-1880 гг.), которую на Кавказе знали, по ее словам, под именем «charmante cousine Лермонтова».
На дуэль Лермонтов ехал из Пятигорска в Железноводск в коляске кузины. Его сопровождал (какова судьба!) вместе с другими Лев Пушкин, брат великого поэта. Петр Полеводин вспоминал, что Л.Пушкин был «весьма убит смертию Лермонтова». О негодяе «Мартышке» он отозвался так: «…это чистейший сколок с Дантеса», убийцы Пушкина.

В экспромте 1841 года Лермонтов шутя писал о Льве Пушкине:

В игре как лев силен
Наш Пушкин Лев…
Досталось и Мартынову:
Скинь бешмет свой, друг Мартыш,
Распояшься, сбрось кинжалы…

Если уж говорить о Лермонтове и Пушкиных, то следует вспомнить о Наталье Николаевне, жене великого поэта, нашей калужской красавице.
Находясь под влиянием сплетен, Лермонтов долгое время чуждался ее, хотя служил в гусарском полку вместе с братом Гончаровой, был знаком с Данзасом, другом семьи Пушкиных.

Тем не менее во время последней встречи в Петербурге, в салоне Карамзиных, Лермонтов подошел к ней первым и покаялся в том, что малодушно поддавался светским сплетням, видел в ней лишь гордую красавицу, виновную в гибели гения, но теперь почувствовал за внешней оболочкой ее искренность и внутреннее обаяние. «Надеюсь, - сказал он, - что, когда вернусь с Кавказа, сумею заслужить ваше прощение…»

Вспоминая встречи с Лермонтовым, Наталья Николаевна впоследствии писала: «Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз была победа сердца. И вот чем была она мне дорога. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение унес с собой в могилу…»

…За несколько часов до дуэли Лермонтов беседовал с кузиной, со своею «ла бель нуарой» (то есть с «прекрасной чернушкой»). Им было о чем переговорить, поскольку нередко встречались друг с другом в Пятигорске и в Железноводске на балах, вечеринках, на прогулках… Как писал Л.Прокопенко в статье «Калужская кузина Лермонтова» («Октябрь» - Таруса – 1973, 3 февраля), в 1891 году в Самаре в книге, купленной у букиниста, было случайно обнаружено «Письмо Катеньки Быховец, ныне г-жи Ивановской», как было указано на бумажке, в которой хранилось это письмо, отправленное 5 августа 1841 года.

В нем Быховец поведала сестре Лизе о пятигорской трагедии и о последнем свидании с поэтом. Она с гневом обрушивалась на «глупого и самолюбивого Мартынку», этого «убийцу» и «изверга». Затем писала нежно о поэте: «Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил... Я знала причину его грусти…» - она имела в виду именно Варвару Лопухину, вышедшую к тому времени замуж за Бахметева по настоянию родителей. Поэт находил в Катеньке сходство с Варенькой. Перед гибелью Лермонтов «с полными глазами слез», целуя руки кузины, уговаривал ее («умаливал», по ее словам), чтобы она заехала «к нему на квартиру закусить», но она не согласилась. Тогда он взял у нее на память ленту, которая «по горькой случайности» была «обагрена его кровью».

Так что же мы знаем о Е.Быховец, «живые уста» которой напоминали поэту «подругу юных дней»?

Катенька Быховец была старшей дочерью в многодетной семье капитана артиллерии Григория Андреевича Быховца. Он владел в Тарусском уезде несколькими селениями: Суриково, Крутицы, Поляна… Обедневшая семья Быховцев получала поддержку тетки Мавры Егоровны. Через нее Лермонтов и приходился Катеньке правнучатым кузеном. С 1837 по 1841 год М.Е.Быховец жила в Москве, в доме генерала Павленкова. Здесь бывал Лермонтов и здесь, вероятно, он встречал Катю…

Побывав в Калуге и встретившись с великим актером Щепкиным, В.Г. Белинский писал жене, что он без ума от этой женщины.

М.Ю.Лермонтов. Незаконченная повесть «Штосс»: «Он бывал часто у Минской: ее красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением. Но любви между ними не было и в помине».

И далее: «На ней было черное платье… На плече, пришпиленный к голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель; она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; черные, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли…»

А теперь стихотворение Лермонтова:
…Без вас – хочу сказать вам много,
При вас – я слушать вас хочу:
Но молча вы глядите строго,
И я, в смущении, молчу!
Что делать? Речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Читатель, надеюсь, догадался, что имя адресата этих и многих других строк – Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809-1882), жена калужского губернатора (с 1845 по 1851 год) Н.М.Смирнова. «Черноокая Россети» в «самовластительной красе» пленила не только Пушкина и Гоголя, но «была вдохновением» и для Лермонтова. Она не раз (как фрейлина императрицы Марии Федоровны) защищала Лермонтова от гнева государя, но в конечном счете защитить не смогла… и в литературных салонах. Лермонтовым были слишком недовольны царские опричники. Они же и довели его до могилы…

Лермонтовский род к настоящему времени набрал свыше 250 человек. Среди них – пятиюродный брат великого поэта Николай Юрьевич Лермонтов. Он родился в 1867 году в Костромской губернии. Там, где жил его предок, шотландец Юрья Лермонт, основатель рода Лермонтовых в России. Н.Ю. Лермонтов был знаменитым русским архитектором. И не только. Сегодня, когда идут грандиозные работы по благоустройству Калуги, нам грех не вспомнить того, кто стоял у истоков градостроительства в нашем любимом городе. Он ошеломляет масштабами своей деятельности.

В 1892 году, после окончания Петербургского строительного института, брат поэта был определен в Калугу, в земскую управу, на должность гражданского инженера строительного управления. Молодой специалист проявил себя на своем месте настолько хорошо, что через 2 года калужский губернатор направляет в Петербург представление на назначение Н.Ю. Лермонтова губернским архитектором. Здесь он развил бурную деятельность: ведет осмотр зданий в Калуге, составляет сметы на их ремонт, наблюдает за возведением новых построек и т.д. В 1896 году в должности гражданского инженера губернской земской управы он занимается переустройством знаменитых Хлюстинских богоугодных заведений. В следующем году, по свидетельству Зеленова, он составляет проект здания хирургического отделения, перестройки инфекционного отделения, кухни, прачечной, бани, дома для рабочих и других служб. В то же время он предлагает проект переустройства здания земской управы, чтобы оборудовать помещения под архив, статистическое отделение, типографию… В 1899 году ведет надзор за ходом возведения пристройки к зданию реального училища (ныне здание Калужского пед-университета по ул. Каракозова).

Вот таким был этот инженер-градостроитель. Но этого мало! Лермонтов занимается исследованием дорожной сети губернии, составляет сметы на содержание дорог. Ему было поручено «заведование ремонтом и постройкой сооружений» на Московско-Варшавском шоссе в Калужской и Смоленской губерниях на протяжении около 250 верст. Кроме того, он построил шоссе от Калуги до Перемышля, а также от Калуги до Никольской переправы (Тимофеевское шоссе).

Губернское начальство высоко оценивало энергичную деятельность талантливого инженера.

В 1899 году Н.Лермонтов, его жена и трое детей, родившихся в Калуге, покидают нашу губернию.

Умер Н.Ю.Лермонтов в 1949 году и похоронен в Уфе.

Наконец, еще несколько сведений о так называемых «калужских Лермонтовых». Как сообщает В.Зеленов (см. «Хоть в Калуге и не был», газета «Знамя», 1984, 14 октября), в Калуге работал дальний родственник поэта – адвокат Николай Николаевич Лермонтов (1867-1942 гг.). В 1920 году он был выдвинут на должность защитника при губернском отделе юстиции от рабоче-крестьянской инспекции Сызрано-Вяземской железной дороги. В родословной Лермонтовых он значился под № 175 и назван юристом.

А теперь, пожалуй, последнее.

В апреле 1964 года в поселке Еленский Хвастовичского района побывал калужский писатель Владимир Кобликов. Там он неожиданно познакомился с родственником Лермонтова по линии бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая принимала участие в воспитании будущего поэта. Кобликов поведал о своей встрече писателю Михаилу Лохвицкому, который был знаком с легендарным лермонтоведом Ираклием Андрониковым. Андроников прибыл в Калугу, а затем отправился с Лохвицким в Хвастовичский район. Об этой интересной поездке калужский писатель рассказал в очерке «Лермонтов, Андроников и… поселок Еленский» (см. «Знамя», Калуга, 13 сентября 1964 г.). В этом очерке приводится пространное письмо Андроникова о Петре Соколове. Не имея возможности повторять его, отсылаем читателя к материалам Лохвицкого.

Таковы, надеемся, пока неполные сведения о связи великого русского поэта М.Ю.Лермонтова с Калужской землей.

Алексей ПЕХТЕРЕВ,
кандидат филологических наук, Почетный доцент Пражского государственного университета.

Музыка А. Шишкина
Слова М. Лермонтова



Не для меня красы твоей блистанье:

И молодость погибшую мою.


В твои глаза вникая долгим взором:






В глазах огонь угаснувших очей.



Поет Борис Штоколов

Стихотворение написано летом 1841 года.

В.А.Лопухина (1815-1851 гг.) была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Ее профиль мелькает на страницах юнкерских тетрадей поэта. «Звезде любви» своей он посвятил около десятка стихотворений, поэму «Демон», «Измаил-Бей», «Сашка», драму «Два брата», неоконченный роман «Княгиня Лиговская». Ее «симпатичный характер» представлен двумя образами (Мери и Веры) в романе «Герой нашего времени» и т.д. Но особенно важно для нас пленительное и печальное стихотворение поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю…», созданное им накануне гибели.

Поет Дмитрий Хворостовский

Долгое время гадали: кому посвящено прощальное создание лермонтовского гения? И наконец выяснили, что настоящим адресатом его следует признать Екатерину Григорьевну Быховец (1820-1880 гг.), которую на Кавказе знали, по ее словам, под именем «charmante cousine Лермонтова».

На дуэль Лермонтов ехал из Пятигорска в Железноводск в коляске кузины. Его сопровождал (какова судьба!) вместе с другими Лев Пушкин, брат великого поэта. Петр Полеводин вспоминал, что Л.Пушкин был «весьма убит смертию Лермонтова». О негодяе «Мартышке» он отозвался так: «…это чистейший сколок с Дантеса», убийцы Пушкина.

Если уж говорить о Лермонтове и Пушкиных, то следует вспомнить о Наталье Николаевне, жене великого поэта.

Находясь под влиянием сплетен, Лермонтов долгое время чуждался ее, хотя служил в гусарском полку вместе с братом Гончаровой, был знаком с Данзасом, другом семьи Пушкиных.

Тем не менее во время последней встречи в Петербурге, в салоне Карамзиных, Лермонтов подошел к ней первым и покаялся в том, что малодушно поддавался светским сплетням, видел в ней лишь гордую красавицу, виновную в гибели гения, но теперь почувствовал за внешней оболочкой ее искренность и внутреннее обаяние. «Надеюсь, - сказал он, - что, когда вернусь с Кавказа, сумею заслужить ваше прощение…»

Вспоминая встречи с Лермонтовым, Наталья Николаевна впоследствии писала: «Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз была победа сердца. И вот чем была она мне дорога. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение унес с собой в могилу…»

…За несколько часов до дуэли Лермонтов беседовал с кузиной, со своею «ла бель нуарой» (то есть с «прекрасной чернушкой»). Им было о чем переговорить, поскольку нередко встречались друг с другом в Пятигорске и в Железноводске на балах, вечеринках, на прогулках… В 1891 году в Самаре в книге, купленной у букиниста, было случайно обнаружено «Письмо Катеньки Быховец, ныне г-жи Ивановской», как было указано на бумажке, в которой хранилось это письмо, отправленное 5 августа 1841 года.

Поет Ирина Архипова

В нем Быховец поведала сестре Лизе о пятигорской трагедии и о последнем свидании с поэтом. Она с гневом обрушивалась на «глупого и самолюбивого Мартынку», этого «убийцу» и «изверга». Затем писала нежно о поэте: «Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил... Я знала причину его грусти…» - она имела в виду именно Варвару Лопухину, вышедшую к тому времени замуж за Бахметева по настоянию родителей. Поэт находил в Катеньке сходство с Варенькой. Перед гибелью Лермонтов «с полными глазами слез», целуя руки кузины, уговаривал ее («умаливал», по ее словам), чтобы она заехала «к нему на квартиру закусить», но она не согласилась. Тогда он взял у нее на память ленту, которая «по горькой случайности» была «обагрена его кровью».

Романсы на него создали более 80 композиторов: Николай Сергеевич Титов, Сергей Голицын, Алексей Львов (1848), Александр Гурилев (1850), А. Дерфельдтт (1856), Софья Зыбина (1862), А. В. Толстая (1864), Петр Булахов (1869), Елизавета Шашина (1871), Г. Катуар (1888) и другие.




Нет, не тебя так пылко я люблю,

Люблю в тебе я прошлое страданье


Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей,
В глазах огонь угаснувших очей.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Валеева Ф.Р.

МАОУ «МСОШ№16»

Урок-практикум

Лингвистический анализ стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю..."

М.Ю. Лермонтова, (10 класс)

Цели:

Образовательные:

Учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

Готовить к успешной сдаче ЕГЭ;

Развивающие:

Развивать умение анализировать;

Развивать мышление;

Развивать речь и воображение;

Развивать творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать нравственность;

Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

Проектор

Текст стихотворения на слайде

Текст стихотворения на столах учащихся

Раздаточный материал (тест)

Ход урока.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, попробуем сделать лингвистический анализ его стихотворения « Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы научиться делать лингвистический анализ стихотворения, но и в том, чтобы увидеть, что благодаря такому анализу поэтический текст становится более понятным, перед нами открывается его красота и гармония.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с текстом.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение наизусть.

2. Историческая справка.

Это стихотворение - одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 года. Возможный адресат стихотворения - Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 года. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.

III. Познавательный этап. Практикум. Лингвистический анализ стихотворения.

Работа в группах.

1 группа. Определите ключевые образы стихотворения.

( Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание -- "зеркальные" образы. В ее чертах Он любит "прошлое страданье" и "молодость погибшую". Он "говорит сердцем" не с ней, а с той, другой, которая была "подругой юных дней")

2 группа. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страданье и ушедшую молодость?

( По Лермонтову, даже страданье -- это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение -- это "эпитафия" лирического "я" своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С "подругой юных дней" -- бывшей возлюбленной или любовью вообще -- теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении "Поцелуями прежде считал..." поэт заявлял: "Я теперь никого не люблю")

3 группа.

Как понять две последние строки стихотворения?

( Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасных женщины -- это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического "я" также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит "прошлое страданье" больше, чем "красы блистанье", но и тот, кто когда-то тоже имел "уста живые" и "в глазах огонь". А сегодня эти уста -- "немые", очи -- "угаснувшие", потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического "я" еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена)

4 группа . Проанализируйте глагольную лексику текста.

(В тексте очень мало глаголов (люблю -- люблю -- смотрю -- говорю -- говорю -- ищу), что подчеркивает его статичность, "мгновенность". Время в тексте как бы остановилось)

5 группа. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение.

( При исследовании прилагательных и причастий (прошлое -- ушедшую -- долгим -- таинственным -- юных -- немые -- угаснувших) можно заметить их "кольцевую композицию". Если вначале признаки предметов имеют значение времени -- "прошлое, ушедшую", то во второй строфе лирическое "я" жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с "подругой юных лет" поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск "других черт" ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического "я" и уста давно "немые", и на лице -- "огонь угаснувших очей")

Группы работают самостоятельно, а затем один ученик из группы озвучивает ответы.

IV .Вывод по работе групп.

Слово учителя

Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического "я" - это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.

Лирическое "я" зрелой лирики существенно иное. Герой отказывается от гиперболизации и напряженности романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.

Трагизм мироощущения теперь связан не только с одиночеством и непониманием толпой душевных порывов лирического "я", но и с осознанием несправедливости общественного устройства. В противоречии находятся безграничность мира и замкнутость пространства, в котором живет герой. Отсюда его стремление к космическому, вселенскому мироощущению.

В поздней лирике герой приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.

Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве наблюдается скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

V. Индивидуальная работа. Тест в формате ЕГЭ.

Прочитайте стихотворение и выполните задания 1-7 .

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза, вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

К какому жанру относится данное стихотворение? (элегия)

К какому роду оно относится? (лирика)

Как называются образные определения, приведенные в тексте (прошлое страдание, погибшая молодость) ( эпитет)

Как называется понятие, где одно противопоставляется другому:

«В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей» . (антитеза)

«Люблю в тебе я прошлое страданье…». Как называется прием обратного порядка слов?

( инверсия)

Автор использует слова: красы, уста, очи. Как называются такие слова?(архаизмы)

Каким размером написано стихотворение? (ямб )

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание .

Напишите развернутый ответ на вопрос «В каких еще стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически? Что их сближает с лермонтовским?