«лузитания. Гибель «Лузитании»: трагедия и тайна

7 мая 1915 года огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль ЛУЗИТАНИЯ , который совершал обычный по расписанию рейс Нью-Йорк - Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой U-20 недалеко от южного берега Ирландии. Через восемнадцать минут после взрыва ЛУЗИТАНИЯ полностью погрузилась в воду. Из 1959 человек, находившихся на борту , погибло 1198. По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Гибель ЛУЗИТАНИИ назвали одним из самых трагических событий первой мировой войны.



В конце 19-го века в Германии был принят закон Бисмарка, согласно которому судоходные компании, обслуживающие колониальные линии, стали получать большие государственные субсидии.Пользуясь благоприятной ситуацией и имея огромную поддержку со стороны правительства, германские монополисты спустили на воду скоростные лайнеры, которые один за другим становились обладателями Голубой ленты Атлантики: ДОЙЧЛАНД , КРОНПРИНЦ ВИЛЬГЕЛЬМ , КАЙЗЕР ВИЛЬГЕЛЬМ ВТОРОЙ.

___

Голубая лента Атлантики — переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики. До 1934 года приз являлся условным, и представлял собой вымпел в виде голубой ленты (откуда - название), который имело право поднимать на мачте судно-рекордсмен. В том же году был создан международный комитет для определения первого места по скорости пересечения Атлантики До этого года материального приза Голубая лента Атлантики не существовало. Со времён Самуэля Кунарда он являлся условным символом превосходства судна в скорости. В год образования международного комитета Голубой ленты англичанин Гарольд Хейз заказал за свой счёт модельщику-ювелиру серебряную фигуру, которая должна была символизировать приз Голубая лента Атлантики .

Кубок был изготовлен в следующем году.

Англия не могла оставить без внимания успехи конкурентов. Когда наступление германских трансатлантических компаний стало особенно явным, английское правительство приняло решение о создании новых лайнеров-гигантов, которые бы отобрали у немцев Голубую ленту Атлантики.

Особые надежды правительством Англии возлагались на то, что новые корабли могли быть военными. Оно брало на себя обязательства оплатить фирме Cunard Line постройку двух судов на следующих условиях:
-строительная стоимость двух судов, названные впоследствии
МАВРИТАНИЯ и ЛУЗИТАНИЯ не должна была превышать 2 600 тысяч фунтов стерлингов;

Суда должны были быть быстроходны (скорость не менее 24,5 узла);
-на лайнерах, в случае необходимости, должны быть установлено двенадцать 6-дюймовых скорострельных пушек;


Машинное отделение должно быть расположено ниже ватерлинии и защищено по бортам угольными бункерами.
-ни один из руководящих постов компании Cunard Line не могли занимать иностранные подданные.

Наиболее значительным новшеством, внедренным на ЛУЗИТАНИИ , была замена обычных поршневых машин паровыми турбинами.

Лайнер имел шесть турбин и четыре гребных винта.

Крайние винты приводились во вращение двумя турбинами высокого давления, средние - двумя турбинами низкого давления. Благодаря этим гигантским турбинам общей мощностью 70 тысяч лошадиных сил ЛУЗИТАНИЯ развивала скорость в 25 узлов. Трансатлантический лайнер ЛУЗИТАНИЯ ,получил в 1907 году право называться самым быстрым пароходом в мире. Корабль пересек Атлантический океан за 4 дня 19 часов и 52 минуты, получив приз скорости - Голубую ленту Атлантики .


Хорошо известен следующий случай из истории корабля. В начале Первой мировой войны ЛУЗИТАНИЮ п ытался захватить германский крейсер, он уже и приказ по радио передал: «Корабль захвачен, следуйте за мной». На эту команду капитан ЛУЗИТАНИИ ответил очень простым действием — он развил максимальную скорость (27 узлов), ушел от крейсера, и тот вскоре потерял трансатлантический лайнер из виду.


Лузитания могла принять на борт 2600 пассажиров, каждую прихоть которых выполняла команда из 700 человек. Каюты люкс могли похвастать гостиной, столовой, двумя спальнями и ванной комнатой, отделанной ценными породами дерева.

Салоны кают класса люкс также отличались убранством и дорогой отделкой. Тяжелые вельветовые занавеси обрамляли окна. Стены,колонны , проемы между помещениями и в залах были отделаны деревом, на полах -ковры.



Арочные дверные проемы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные кресла, висячие зимние сады и пальмы в кадках

Все это создавало элегантную и близкую к домашней атмосферу.

С свода обеденного слона 1-го класса украшенном в стиле Людовика 16-го улыбались девять нарисованных муз.

К услугам пассажиров были детская комната, диетическая кухня для младенцев, лазарет с доктором и нянечками, а также лифты, помещения для собак и других домашних животных, телефоны и электрические сигнальные лампочки, а также помещения для горничных и слуг.


Салоны для кают классом ниже, как и сами каюты, были выполнены в более скромно..




Но не теряли от этого в удобстве и комфорте.


Салоны столовые для кают 3-го класса и персонала



ЛУЗИТАНИЯ могла похвастать и другими новшествами, например, электрическим управлением рулевого устройства, дистанционным закрытием


водонепроницаемых дверей, автоматической пожарной сигнализацией и электроприводом шлюпбалок для быстрого спуска спасательных шлюпок.


ЛУЗИТАНИЯ , имея двойное дно и надежные водонепроницаемые отсеки, считалась непотопляемой... Она была гордостью английской пароходной компании Cunard Line . Спущенная на воду в 1907 году, когда германские трансатлантические компании были особенно активны и вели борьбу за место под солнцем , она должна была напомнить всем, что Великобритания по-прежнему остается владычицей морей. Не без основания немецкие трансатлантические компании видели в ЛУЗИТАНИИ мощного соперника. Кроме этого, не раз германские власти обвиняли британское правительство в использовании лайнера для перевозки через Атлантику оружия и другой конрабанды. Здесь ясно видно- экономические и политические интересы германской верхушки совпадали и не удивительно, что на ЛУЗИТАНИЮ была устроена настоящая охота. Об опасности знали многие, но мало кто верил, что цивилизованная страна сможет без предупреждения напастьна пассажиский пароход.

17 апреля 1915 года ЛУЗИТАНИЯ покинула Ливерпуль и отправилась в свое 201-е транатлантическое путешествие, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля.

Нельзя утвержать, что те, кто собирался отправиться в обратный путь на ЛУЗИТАНИИ, не знал и не подозревал об опасности, которая подстерегала лайнер у родных берегов. Посольство Германии решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на ЛУЗИТАНИИ. Предупреждение было напечатано в 50 американских газетах, в том числе и Нью-Йоркских. Предостережения не возымели должного действия. Владельцы Cunard Line и капитан Уильям Тернер, один из самых знаменитых капитанов в Северной Атлантике, были спокойны и уверены в своем корабле.

1 мая 1915 года на пирсе № 54 в Нью-Йорке было оживленно и достаточно многолюдно.

Изестный меценат и филантроп Альфред Вандербильт прибыл сюда же на своем автомобиле...Он, в числе других пассажиров, готов отправиться в последний рейс ЛУЗИТАНИИ- Нью-Йорк-Ливерпуль...

В полдень на сигнальных фалах с мостика был поднят лоцманский флаг, а над узким кормовым мостиком-американский флаг. В трюме взревели 4 паровые турбины. В 12-30 ЛУЗИТАНИЯ была отведена от причала.


Три буксира тянули трансатлантический лайнер, пока не развернули его в нужном направлении. Отплытие ЛУЗИТАНИИ всегда было великолепным зрелищем

и проходило при большом скоплении народа на причaле. Так началось последнее плавание этого гигантского, длиной 240 метров, лайнера.

Итак, ЛУЗИТАНИЯ отправилась в рейс 1 мая, а накануне в предрассветный час покинула свой причал в Эмдене немецкая лодка U-20 . Перед тридцатидвухлетним командиром лодки Швигером была поставлена конкретная задача: топить любое транспортное судно неприятеля.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: Подводные лодки активны у южного берега Ирландии .
Капитер Тернер дважды получил это сообщение и принял меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, "зашторены" все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были насчехлены и "вывалены" за борт, для ускорения эвакуации в случае опасности. 7 мая был скорректирован курс. Ожидалось что подлодки будут в открытом море и не подойдут со стороны берега.

ЛУЗИТАНИЯ была приблизительно в 30 милях от Ирландии, когда она столкнулась с туманоми уменьшила скорость до 18 узлов. Для командира подводной лодки U-20 это было настоящим подарком. Впередсмотрящий на баке ЛУЗИТАНИЯ матрос Лесли Мортон заметил с правого борта предательскую белую полоску в воде, устремленную к судну. Он крикнул на мостик в мегафон: Торпеды с правого борта! Капитан Тернер успел сделать только один шаг к середине мостика, где стоял рулевой, как корабль потряс взрыв. Судно сразу же стало крениться на правый борт и одновременно погружаться носом.


Палуба, казалось, приподнялась под ногами и снова осела. Наружу с шумом вырвался столб воды и пара вместе с кусками угля, обломками дерева и стальными осколками. Взметнувшись вверх выше радиорубки на 160 футов, они затем лавиной обрушились на верхнюю палубу.
Королева скорости как бы споткнулась и накренилась. Но за счет колоссальной инерции она еще продолжала двигаться вперед, однако мерцание ламп уже указывало, что ее генераторы грозят остановиться. Капитан Тернэр рассчитывал выбросить судно на отмель близ мыса Кинсэйл. Он очень полагался на отменные мореходные качества ЛУЗИТАНИИ и надеялся продержаться на плаву не менее часа. Однако в действительности дело обстояло намного хуже: взрыв разрушил паровую турбину и перебил главную паровую магистраль. Когда пароход стал валиться на правый бок, то его 20-метровые трубы обрушились на палубу и в воду, убивая людей, соскальзывающих с парохода в море.
Судовой радист Роберт Лейт успел подать в эфир сигнал бедствия, но SOS прозвучал только четыре раза, так как с остановкой динамо-машины подача электроэнергии в радиорубку прекратилась.

Несколько мгновений после взрыва в машинном отделении ЛУЗИТАНИИ стоял неимоверный грохот: получившая сильные разрушения паровая турбина не была вовремя остановлена. Эти звуки заглушались свистом и шипением вырвавшегося на волю пара (главная паровая магистраль была перебита).

Никто на ЛУЗИТАНИИ не мог с уверенностью сказать, какие разрушения причинила торпеда. Пассажиров оглушил взрыв, за ним последовал второй — еще более страшный. Об этом втором взрыве историки спорят до сих пор. Капитан-лейтенант Швингер, который командовал немецкой подводной лодкой, категорически отрицал запуск второй торпеды. Поэтому немцы объясняют второй взрыв детонацией взрывчатых веществ и утверждают, что взрывчатка была тайно погружена на борт пассажирского парохода, чтобы доставить ее в воюющую с Германией Англию. А комфортабельный лайнер был только прикрытием в целях такой маскировки.

Все шлюпки спустить на воду! Сначала женщины и дети! - раздалась команда. В суматохе при спуске двух шлюпок офицеры допустили непоправимую ошибку. Они не учли, что судно еще продолжает двигаться вперед по инерции, и, как только шлюпки коснулись воды, их развернуло, с силой ударило о стальной борт лайнера и опрокинуло. Большинство людей, находившихся в них, оказалось в воде...Крен быстро увеличивался. Через семь минут после попадания торпеды он достиг 30 градусов. Из-за этого шлюпки левого борта завалились на палубу, и их невозможно было передвинуть и опустить на шлюпбалках на воду. Посадка с нижних палуб в шлюпки с правого борта практически была исключена: шлюпки висели на талях отвесно, а с увеличивающимся креном борт у ватерлинии уходил от них все дальше и дальше...

Прошло 18 минут. LUSITANIA стала быстро крениться на правый борт. Сотни людей, как горох, посыпались с палуб в воду. Сверху на них одна за другой стали рушиться двадцатиметровые трубы. Носовая часть корпуса наполовину скрылась под водой. Гигантское судно вздрогнуло последний раз, перевернулось блестящим черным килем, задрало на 70 метров вверх корму и через несколько секунд скрылось в свинцовых водах Атлантики. На поверхности океана осталось несколько переполненных людьми шлюпок, деревянные обломки и те, кто умел плавать или кому достался спасательный нагрудник... Большинство пассажиров 3-го класса было заживо погребено в своих каютах.

Из 1959 находившихся на борту ЛУЗИТИНИИ погибли 1198, включая 785 пассажиров. Из 159 американских граждан погибли 124. Из 129 детей погибли 94, в их число входит 35 младенцев, которые почти все (кроме четырех) погибли.

Погибли известный американский писатель Форман, английский режиссер Фрохман, драматург Клейн, английский океанограф Стэкхауз, американский миллиардер Альфред Вандербильт...


Консул Фрост, потрясенный произошедшим и увиденным в Квинстауне, докладывал: «Этой ночью при свете газовых фонарей мы увидели жуткую череду спасательных судов, выгружающих живых и мертвых. Суда начали подходить около 8 часов и продолжали прибывать с небольшими интервалами почти до 11 часов ночи. Судно за судном появлялось из темноты, и временами можно было различить два или три из них, ожидающих своей очереди в облачной ночи, чтобы выгрузить покрытых синяками содрогающихся женщин, искалеченных и полуодетых мужчин, маленьких детей с широко открытыми глазами, число которых было незначительным...»

Но вскоре восторги официальных кругов Германии сменились неудовольствием. По Англии прокатилась волна недовольства.

Иногда с виду мирные митинги превращались в настоящие погромы лавок и магазинов, владельцами которых были немцы.


Бывший президент США Теодор Рузвельт расценил эту атаку как «пиратство, превосходящее по масштабам любое убийство, когда-либо совершавшееся в старые пиратские времена». Британское правосудие возложило всю вину за трагедию на командира субмарины.

Однако германское правительство обвиняло британских чиновников в использовании лайнера в незаконных военных целях - что, тем не менее, им никогда не удалось доказать.Позже некоторые аналитики обвинили в разработке этого плана Уинстона Черчилля....

Версий, предположений много. История гибели великолепного лайнера, обладателя Голубой Ленты Атлантики, полна загадок и неясностей, многие ее подробности неизвестны и сегодня, и, можно предположить, так и не станут известны никогда...

Сегодня напоминанием о той трагедии служит только фарфоровый чайник, поднятый с затопленной ЛУЗИТАНИИ одной из нескольких исследовательских экспедиций снаряженных для выявления причин второго взрыва

Да мемориал всем погибшим в этой трагедии начала 20-го века...

P.S.

Странные происходят иногда случаи. В 1927 году во время сильного шторма в Атлантике затонул лайнер «Келтик». Среди спасенных оказалась пожилая англичанка миссис Муррей. Журналисты, писавшие об этой катастрофе, с удивлением узнали, что в 1915 году миссис Муррей была в числе пассажиров, спасенных с парохода «Лузитания». Еще больше изумились газетчики, когда узнали, что миссис Муррей была и в списке пассажиров, благополучно переживших гибель «Титаника». Хрупкая леди трижды попадала в самые крупные катастрофы XX века и вышла из них, как говорится, «сухой из воды». И каждый раз в Атлантике!

Составлено по материалам www.infoflotforum.ru и различным статьям из сети

фотоматериалы утройства ЛУЗИТАНИИ также из сети, a по жертвам и событиям после трагедии - по материалам humus

В 1897 году во время правления немецкого императора Вильгельма Кайзера его трофеями стали пассажирские лайнеры компании «Cunard » «Campania » и «Lucania », которые были лидерами в скорости пересечения Атлантического океана и владели «Blue Riband » («Голубой лентой»). Но в 1902 году между британским правительством и руководителями фирмы «Cunard Line » начались переговоры о строительстве двух океанских лайнеров «Lusitania » и «Mauretania », которые должны были побить рекорд и отобрать лидерство для Англии.

океанский лайнер «Лузитания» жизненный путь

В 1903 году договоренность была достигнута, и правительство выделило 2600000 фунтов стерлингов на постройку двух кораблей способных развивать скорость до 25 узлов. Кроме того, эти могли быть переоборудованы для вооружения на случай введения чрезвычайного положения. Для обеспечения океанским лайнерам необходимой мощности собрался комитет компании «Cunard », состоящий из опытных инженеров на котором уже в марте 1904 года принял решение использовать паровые турбины. Также конструкторам удалось разработать оригинальный дизайн корпуса корабля, обеспечивающий лучшую скорость.

Контракт на строительство океанского лайнера «Lusitania » получила судостроительная вервь «John Brown & Company » расположенная в городе Глазго, и в мае 1905 года был заложен киль корабля. Через год 7 июня 1906 года был спущен на воду самый большой лайнер в мире. имело 7 палуб и роскошные каюты для гостей первого и второго класса. Пассажиры третьего класса располагались на четвертой, пятой и шестой палубах в каютах по 6 человек, но это было новшеством в английском судостроении. Четыре трехлопастных винта, каждый из которых вращался со скоростью 180 оборотов в минуту, приводил в движение прямой привод от четырех паровых турбин, которые вырабатывали мощность 68000 л. с., что развивало скорость до 26 узлов.

В роли военного крейсера мог быть вооружен шестидюймовым орудием обеспечивающие скорострельность 12 выстрелов в минуту.

В свой первый рейс океанский лайнер «Лузитания » отправился 7 сентября 1907 года из порта Квинстаун, Англия в Нью-Йорк, а чтобы засвидельствовать это событие на причале собралось около 200000 человек. Но забрать пальму первенства у немецкого пассажирского лайнеру «Deutschland » «Лузитания » лишь удалось 5-го октября 1907 года во время совершения второго перехода через Атлантику. Океанский лайнер «Лузитания » совершил переход за 4 суток, 19 часов и 52 минуты. В ноябре 1907 года после спуска на воду не менее роскошного пассажирского судна «Mauretania » показатель был не намного улучшен, поэтому ее «старшая сестра» все равно оставалась лидером в скорости в мире.

В июне 1908 года судовые двигатели были заменены улучшенной версией, а также капитаном судна стал новый и очень опытный William Turner, который первый раз вышел в море, когда ему было 13 лет. Океанский лайнер «Лузитания » без особых проблем совершал рейсы из порта Нью-Йорк в Ливерпуль до 1914 года.

океанский лайнер «Lusitania» фото

спуск на воду

первый рейс океанского лайнера «Lusitania»

океанский лайнер «Lusitania» 1907 год

океанский лайнер «Lusitania» в порту New York

океанский лайнер «Lusitania», швартовка 1908 год

океанский лайнер «Lusitania» в порту Liverpool

океанский лайнер «Lusitania» в иллюстрациях

пассажирский лайнер «Lusitania»

идет торпеда

попадание торпеды

океанский лайнер тонет

под водой

Вспышка первой мировой войны означала, что роль пассажирского судна изменится. Вскоре океанский лайнер « » стал в порту Ливерпуль на переоборудование в транспортный вооруженный крейсер.

Пожалуй, самым скандальным рейсом океанского лайнера «Lusitania » стало событие, произошедшее 16 января 1915 года после которого в международной прессе очень долго писали и обсуждали действие капитана, а присутствие лайнера в Северной Атлантике наводило «шорох». Выйдя из порта Ливерпуль, пассажирское судно направилось в порт Квинстаун. Опасаясь возможных торпедных атак , капитан корабля William Turner распорядился поднять американский государственный флаг. Дело в том что сохраненный нейтралитет между США и Германией гарантировал кораблям безопасный переход через океан. Прикрывшись государственным флагом США океанский лайнер благополучно прибыло в назначенный порт. Использование американского флага не по назначению стало известно газетчикам и посольство Германии в США направило предупреждение руководству компании «Cunard Line » о том, что поступая таким образом американских граждан подвергали огромному риску и впредь попросили так не делать.

океанский лайнер «Лузитания»

роковой рейс

Роковым рейсом для океанского лайнера «Lusitania » стал очередной переход, начавшийся 1 мая 1915 года. Пассажирский лайнер, взяв на борт 1959 человек и разместив их в своих каютах, вышел из порта Нью-Йорк в направлении порта Ливерпуль. Кроме пассажиров, грузом корабля были ящики с боеприпасами, продукты питания и прочие принадлежности.

Уже 7 мая у берегов Исландии океанский лайнер вошел в так называемую «опасную зону», в котором предположительно могло находиться большое скопление немецких подводных лодок. Капитан Тернер предпринял всевозможные меры предосторожности - по его команде задраили все люки и приготовили все спасательные шлюпки. Средняя скорость судна составляла 18 узлов. В 14:00 когда пассажиры заканчивали свои обеды, а море было спокойным, вдруг помощник капитана закричал: «К нам приближается торпеда !». Через несколько секунд раздался взрыв, затем - второй, но уже в другом месте, который предположительно мог произойти из-за детонации боеприпасов. Содрогнувшись, пассажирское судно начало стремительно набирать воду и уже через 20 минут оно разломилось. Накренившись на правый борт, первой под толщей воды скрылась носовая часть, а затем корма, забрав с собой 1198 жизней невинных людей. Некоторым, а это 761 человек, в том числе и капитану Тернеру удалось спастись, удерживаясь в спасательных шлюпках и жилетах.

История [ | ]

Проект, конструкция, и испытания [ | ]

Спуск на воду

Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход . В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания » для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в под номером 367 16 июня 1904 года . Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года .

В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики », отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) - на восток.

С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в период с 8 по 12 августа в 1909 году . В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году .

Война [ | ]

Декларированная Германией зона подводной войны, февраль 1915. Корабли в этой зоне могли быть обысканы или атакованы.

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания » была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик » компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

  • имя судна было закрашено,
  • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
  • трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
  • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
  • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
  • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.

В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тёрнер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.

В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру , что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. К тому моменту U-20 истратила значительную часть топлива, на борту оставалось две торпеды, и командир имел решение отказаться от продвижения в сторону Ливерпуля. Швигер намеревался задержаться в северной части Кельтского моря и атаковать суда, направляющиеся в сторону Бристольского залива , затем, когда останется 3/5 запаса топлива, возвращаться на базу, обойдя Ирландию с восточной стороны

Кто стоял за потоплением самого быстрого парохода в мире?

В результате торпедирования немецкой военной субмариной пассажирского трансатлантического лайнера 7 мая 1915 года погибли 1198 человек из 1959 находившихся на его борту. Среди погибших - 785 пассажиров, в том числе 94 ребенка, среди которых 35 младенцев.

Война за Атлантику

Четырехтрубное судно «Лузитания» - британский ответ доминировавшим в трансатлантических перевозках конкурентам из Германии. По принятому в конце XIX века закону Бисмарка судоходные компании на колониальных линиях щедро субсидировались государством, вследствие чего немцы стали монополистами. На воду были спущены мощные скоростные лайнеры «Дойчланд», «Кайзер Вильгельм Второй», «Кронпринц Вильгельм» и «Кронпринцесса Сесилия», считавшиеся самыми быстроходными на момент строительства.
Британия не могла смириться с утратой позиций и вскоре отобрала у Германии международный приз скорости - «Голубую ленту Атлантики». Построенные в 1907 году «Лузитания» и «Мавритания» стали самыми скоростными лайнерами-гигантами с потенциалом военных кораблей. По условиям контракта Адмиралтейства с судостроительной компанией «Кунард лайн», ни один из ее руководящих постов не мог занимать иностранный подданный. Что же касалось технических характеристик самих лайнеров, то помимо минимальной скорости в 24,5 узла они должны были при необходимости комплектоваться двенадцатью 6-дюймовыми скорострельными пушками.

Нас не догонят

Самым весомым новшеством «Лузитании» были паровые турбины. В отличие от традиционных поршневых машин, новый лайнер располагал четырьмя гребными винтами, приводившимися в движение гигантскими турбинами высокого и низкого давления суммарной мощностью 70 тысяч лошадиных сил. Благодаря такой «энергетической станции», «Лузитания» развивала рекордную скорость в 25-27 узлов. Атлантический океан 240-метровый корабль водоизмещением 38 тысяч тонн пересекал за четыре с половиной дня, за что заслуженно снискал славу самого быстрого парохода на планете. За восемь лет его услугами воспользовались четверть миллиона восхищенных пассажиров. Их поток не остановила и начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Люди не боялись боевых эксцессов, поскольку догнать «Лузитанию» однажды не смог даже военный крейсер.

Упущенное спасение

1 мая 1915 года на борт «Лузитании» у причала английской пароходной компании в Нью-Йорке поднялся Альфред Вандербильт - один из самых богатых людей в мире был большим любителем конного спорта и собрался на смотр скаковых лошадей в Лондон. Едва он взобрался по трапу, как получил анонимную депешу: «Отложите плавание и немедленно покиньте пароход. Из достоверных источников известно, что он будет торпедирован». Находившийся под прицелами репортерских камер ВИП-пассажир поделился обеспокоившим его предупреждением с прессой, и наутро текст странной телеграммы опубликовали американские газеты. «Лузитания» к тому времени уже была в водах Атлантики, держа курс на Ливерпуль.

Владельцы «Кунард лайн» проигнорировали угрозы, считая судно с двойным дном и водонепроницаемыми отсеками непотопляемым. Корабль с дистанционным закрытием водонепроницаемых дверей и противопожарной автоматикой, электрическим управлением рулевым устройством и электроприводным спуском спасательных шлюпок казался верхом надежности. И Вандербильт быстро расслабился за бокалом элитного шампанского в роскошном салоне первого класса…

А состоятельного обувного торговца Эдварда Б. Бовена, который тоже должен был плыть с женой этим рейсом, на борту не оказалось. За день до отправления парохода он сообщил из Бостона по телефону транспортному агенту, что решил отменить поездку из-за тревожного предчувствия: «Мне кажется, с «Лузитанией» что-то случится. Несмотря на важные дела в Лондоне, мы с супругой завтра не поедем».


С детьми и боеприпасами

Надо заметить, что на тот момент в Атлантике еще не было немецких подводных лодок. Германии был на руку подрыв военной мощи противников, но чем рисковало мирное пассажирское судно с гражданами нейтральных государств на борту? «Лузитания» перевозила механизмы из Бостона и продукты питания, тюки с кожами и медь. Правда, впоследствии ходили слухи, что среди ее груза, скромно оцененного в 750 тысяч долларов, была не только листовая бронза, но и не указанные в судовом манифесте золотые слитки на 6 миллионов долларов. А еще - 4200 ящиков с боеприпасами для винтовок, более сотни ящиков с пустыми шрапнельными стаканами и дистанционными трубками без заряда. Но даже несмотря на вспомогательный груз военного назначения, корабль с американским флагом на кормовом мостике оставался пассажирским судном с детской комнатой и лазаретом, диетической кухней для младенцев и нянечками.

Вел «Лузитанию» опытный 50-летний капитан компании «Кунард» Уильям Тернер. Именно ему принадлежали оба рекорда скорости в английском флоте - и на «Лузитании», и на «Мавритании». И это обстоятельство вселяло в пассажиров уверенность, что путешествие из Америки в Европу будет быстрым и благополучным.

Немцы открыли охоту

Тем временем 32-летний командир немецкой военной субмарины U-20 Швигер получил указание топить все встреченные неприятельские суда. Отшвартовавшись от причала в Эмдене перед отправлением «Лузитании», 5 мая восемью снарядами он отправил на дно у мыса Олд-Хед-оф-Кинсейл следовавшую в Ливерпуль торговую шхуну «Эрл оф Латам» с грузом картошки, яиц и бекона, а днем позже торпедировал лайнеры «Центурион» и «Кандидат».

К этому моменту «Лузитания» находилась в 500 милях от военной зоны. Получив от Британского адмиралтейства предупреждающую радиограмму о вражеской активизации у ирландского берега, капитан Тернер приказал матросам расчехлить спасательные шлюпки и вывалить их за борт на случай срочной эвакуации пассажиров при внезапной атаке. Спасательных средств хватило бы с запасом: мест в шлюпках было на 600 с лишним больше, чем людей на борту. Кроме того, были еще спасательные жилеты и круги.
Когда 22 шлюпки уже висели на талях, капитан получил новое предупреждение: немецкие подводные лодки поджидают жертв у скал Фастнет. Капитаном были предприняты все необходимые меры предосторожности: задраены двери, удвоен персонал на наблюдательных постах и разогнан пар для предельной скорости в машинном отделении.

Легкая мишень

Но выйти на высокую скорость у ирландского мыса Кейп-Клир с утра 7 мая не позволил густой туман. В плотной белой завесе нельзя было разглядеть даже ближние объекты, поэтому удвоенный караул на наблюдательном посту оказался бессильным. Капитан распорядился сбавить ход, и судно пошло со скоростью 15-18 узлов. После сообщения Адмиралтейства о подводных лодках между проливом Святого Георга и Уотерфордом капитан был вынужден отклониться от заданного курса на 20 градусов на север, и в 13.40 перед «Лузитанией» уже показался ирландский берег. Мимо портов мыса Олд-Хед-оф-Кинсейл следовало пройти на полном ходу. Но увеличив скорость, корабль прибыл бы в Ливерпуль до наступления полной воды. В этом случае пришлось бы нескольких часов маневрировать перед устьем реки Мерси.
Тернер принял решение вновь изменить курс и следовать строго на восток, хотя в опасных водах кораблям предписывалось соблюдать зигзагообразный курс. Капитан оправдывал себя тем, что основанием для противолодочного зигзага должна быть обнаруженная субмарина. Пока такой опасности не было, и судно в 10 милях от берега шло с постоянной скоростью 18 узлов. Сорок минут неизменной скорости при постоянном курсе нужны были для определения точного местонахождения борта. Большего подарка вражеской субмарине сделать было нельзя.

Для подводной лодки U-20 «Лузитания» стала легкой добычей. В 14.10 7 мая матрос «Лузитании» Лесли Мортон прокричал в мегафон о торпедах с правого борта. Спустя мгновенье корабль сотряс взрыв…

Драматичнее инструкций

Согласно записи капитана U-20 Швигера, удар позади мостика в правый борт сопровождался мощной детонацией с объемным взрывным облаком над первой дымовой трубой. За первым взрывом последовал второй: детонировал уголь, котел или порох. Разрушились два угольных бункера, котельные отделения оказались затопленными. Мостик охватило пламя, корабль остановился и стал заваливаться на правый борт. В борту под ватерлинией возникла пробоина, в которую прошел бы паровоз. Судно стало быстро наполняться водой, и капитан понял, что 10 миль до береговой мели дотянуть не удастся. Но при этом погибающий суперлайнер даже при одновременном затоплении двух отсеков должен был не меньше часа продержаться на плаву. За это время капитан надеялся спасти людей, спустив
шлюпки на воду.

Увы, всё оказалось драматичнее, чем обещали инструкции. По дошедшим сведениям, из 48 спасательных шлюпок спустить на воду удалось лишь шесть. Да и те спасением стали не для всех. Часть коснувшихся воды шлюпок развернуло и ударило о борт лайнера. Люди оказались в воде. Плавать умели не все. Первыми с тонущего корабля спасали женщин и детей…

Ужасный конец

На седьмой минуте после атаки торпеды угол крена был уже 30 градусов. Как ни парадоксально, причиной этого стала хваленая водонепроницаемость судна. Конечно, 175 герметических отсеков свое дело делали. Но из-за этого вода по левой и правой сторонам борта поступала неравномерно, что стало причиной потери многих спасательных шлюпок. При стремительном погружении «Лузитании» носом в воду с левого борта шлюпки свалились на палубу, и их уже нельзя было спустить на воду на шлюпбалках. А в отвесно висевших на талях шлюпках с правого борта невозможно было эвакуировать людей с нижних палуб: с увеличением крена борт у ватерлинии отодвигался от них все дальше. «Дедовских» же деревянных плотов, которые бы можно было просто сбросить с борта, на «модерновой» «Лузитании» не было. В суете катастрофы команда сумела выдать пассажирам лишь пятую часть имевшихся на борту спасательных нагрудников. Между тем, их было зарезервировано 2400, тогда как на борту находилось менее 2000 человек.
«На корабле, должно быть, переполох, - записал в своем журнале капитан немецкой субмарины. - Шлюпки в спешке спущены кормой и носом вниз, отчего сразу наполнились водой и пошли ко дну. Кажется, там все потеряли рассудок. Я не решился добить этих обреченных людей второй торпедой».

Через 18 минут гигантский лайнер скрылся в водах Атлантики. В каютах 3-го класса большинство пассажиров были погребены заживо. В океане барахтались те, кому посчастливилось выбраться: кто-то ждал приговора судьбы в переполненной шлюпке, кто-то пытался удержаться на деревянном обломке, а хорошо плававший капитан судна Тернер уцепился за весло.

Герои и трусы

Тревожные позывные бортовой радист Роберт Лейт отправлял в эфир один за другим. Сигнал бедствия приняли многие радиостанции. И терпящему крушение судну помогли: греки и местные рыбаки, а не земляки моливших о помощи пассажиров - британцы и американцы. Выдвинувшиеся было в район бедствия английский крейсер «Джуно» под командованием адмирала Худа, английские пароходы «Сити оф Эксетер» и «Этониан», а также американский танкер «Наррагансет» предпочли ретироваться, как только узнали о появившихся немецких субмаринах. Более отважными оказались капитаны греческого грузового судна «Катарина», ирландских буксиров «Стормкок» и «Флайинг», траулеров «Колк» и «Индиана эмпайр», а также мотобота «Элизабет» и других рыболовных ботов. Именно они стали спасателями жертв катастрофы с «Лузитании».

Доставленных в Куинстаун спасенных оказалось в полтора раза меньше, чем утонувших. Неопознанные тела со временем были захоронены в трех общих могилах. Среди погибших оказались английский режиссер Фрохман, английский океанограф Стэкхауз, драматург Клейн, известный американский писатель Форман и не прислушавшийся к роковому предупреждению американский миллиардер Альфред Вандербильт.

Теория заговора

В Новом Свете негодовали по поводу трагедии, унесшей жизни 124 американских граждан из 159 находившихся на борту. Американская пресса назвала подрыв мирного пассажирского судна «преднамеренным убийством», а будущий президент Рузвельт потребовал ответных мер в отношении Германии.

Британская же Фемида обвинила в случившемся лично командира субмарины, что дало повод подозревать Британское адмиралтейство в том, что оно умышленно подставило «Лузитанию» под атаку, чтобы втянуть в войну США. Ряд аналитиков обвинил в раскладе такого пасьянса тогдашнего первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля, аргументируя свои догадки цитатой из его письма, написанного до катастрофы. В частности, Черчилль указывал на важность привлечения к британским берегам судов нейтральных государств, и особенно Соединенных Штатов, с целью поссорить их с Германией.
Кто стоял за гибелью «Лузитании» на самом деле, - вопрос открытый. Не менее интересен и автор предупреждения о планирующейся торпедной атаке, оставшийся неизвестным…

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход . В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания » для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

    Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года . Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года .

    В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики », отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) - на восток.

    С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году . В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году .

    Война

    Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

    Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания » была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик » компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

    • имя судна было закрашено,
    • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
    • трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
    • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
    • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
    • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

    «Лузитания» в ряду крупнейших морских катастроф

    Шаблон:Крупнейшие морские катастрофы