Лучшие женские романы рейтинг. Лучшие современные любовные романы

Мы хотим представить вашему вниманию подборку из 10 лучших книг про любовь всех времен. Истории, написанные в далеком 19 веке, до сих трогают сердца самых прихотливых читателей. Они поражают своей откровенностью, трогательными чувствами и порой даже иронией.

10. Любовник леди Чаттерлей (Дэвид Лоуренс)

В 1928 году Дэвид Лоуренс выпустил в свет первый вариант своего произведения «Любовник леди Чаттерлей». Из-за своей откровенности и множества интимных подробностей этот любовный роман вызвал бурю негодования у людей той эпохи, поэтому книга была запрещена во многих странах мира. Роман переписывался трижды потому, что современники автора изымали и уничтожали его. Главная героиня — юная Констанция связала свою жизнь с баронетом Клиффордом, который спустя некоторое время становится инвалидом. Супруг девушки не может обрекать свою возлюбленную на жизнь без ласки и сам разрешает завести ей любовника.

9. Чувство и чувствительность (Джейн Остин)

Автором знаменитой книги про любовь «Чувство и чувствительность» является Джейн Остин, которая написала не мало историй, трогающих сердца. Среди прочих это произведение выделяется тем, что оно было написано под псевдонимом Леди и выпущено в 1811 году. На протяжении всего романа читатель пытается понять что приведет к счастью: чувство или чувствительность. Две сестры Марианна и Элинор выбрали разные способы. Марианна предпочла чувствительность и смелые поступки, а Элинор более рассудительна в выборе избранника. История показывает, что нет правильного рецепта для достижения счастья, главное вложить в это душу.

8. Джейн Эйр (Шарлотта Бронте)

Из-под пера Шарлотты Бронте вышло немало хороших произведений, но одним из самых известных стал роман «Джейн Эйр». Книга рассказывает историю юной осиротевшей девушки, которая помимо хрупкости наделена целеустремленностью, твердостью и сдержанностью. Она окунает читателя в проблематику главной героини, прекрасно передавая все её эмоции. Книга рассказывает о любви, которая проявляется не только во внешности, здесь автор делает на внутренней красоте, манерах, образованности. Он преподносит любовь как всепоглощающее чувство, которое стоит того, чтобы ради него прикладывать все свои силы. Этот роман учит читателей тому как, несмотря на преграды, нужно бороться, чтобы в итоге получить желанное.

7. История любви (Эрик Сигал)

Знаменитый роман «История любви» Эрика Сигала появился в продаже в день всех влюбленных 1970 года. Эта книга о любви стала настоящим бестселлером. За первый год было продано свыше 20 млн экземпляров. Один из самых успешных учеников Гарварда, во время очередного посещения библиотеки знакомится с девушкой, которая в социальном плане «полный ноль». При этом главный герой родом из богатой семьи и готов пожертвовать своим положением ради жизни с избранницей. Он ссориться с друзьями и родными, а она отказывается от своей мечты. Эта книга, которая заставляет увидеть любовь в мельчайших деталях и понять, что лучший мир — мир на двоих.

6. Дневник памяти (Николас Спаркс)

«Дневник памяти» является одной из лучших книг о любовных отношениях, в основании которой лежит реальная история. Впервые читатели познакомились с произведением Николаса Спаркса в 1996 году, а уже в 2004 на большие экраны вышел одноименный фильм. Роман является подтверждением того, что в любом возрасте можно сходить с ума друг по другу. Сюжет развивается от лица мужчины, который находится в доме престарелых. История, которую он читает, повествует о нежных чувствах молодой пары Ноя и Элли. Им не суждено быть вместе из-за разницы в социальном положении. Из-за непонимания со стороны близких пара расстаётся. На пути пары становится еще одна преграда — начинается Вторая Мировая война, в ходе которой все планы юных влюбленных рушатся.

5. Ребекка (Дафна дю Морье)

Продолжает список лучших книг про любовь «Ребекка» — бестселлер 20 века, который впервые увидел мир в далёком 1938 году. В основе сюжетной линии лежит история о девушке, которая ищет своё счастье. Она работает гувернанткой у богатой американки. В поисках счастья главная героиня знакомится с мужчиной Максимилианом, который имеет собственное поместье и вскоре выходит замуж за него. Слуги в доме постоянно сравнивают девушку с бывшей женой Максимилиана — Ребеккой. Многие из них рассказывают о том, что бывшая жена была очень привлекательна, образована, имела хорошие манеры и ходила под парусом. Девушка ощущает, что она не ровня бывшей супруге и ей кажется, что мужчина пытается избавится от одиночества, которое терзает его после того как Ребекка утонула. Книга рассказывает о сложной истории любви, которая основывается на домыслах главной героини. Он учит нас тому, что наши размышления иногда ведут нас в ложном направлении.

4. Поющие в терновнике (Колин Маккалоу)

Знаменитый роман Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» является популярнейшим бестселлером, одной из наиболее продаваемых книг уже практически пол века. Это сильное произведение рассказывающие о том, как слабы люди. «Поющие в терновнике» является сагой, состоящей из семи книг, повествующих о любви, церкви, семье. Произведение показывает ради чего готовы люди пойти во благо любви и чем они готовы ради неё пожертвовать. Не напрасно название произошло от легенды, гласящей о том, что всё окупается ценой огромных утрат и страданий. Семейная сага способна затронуть струны души и несет в себе те самые ответы ко многим вопросам судьбы, с которыми хотя бы однажды приходилось сталкиваться каждому на своем жизненном пути.

3. Унесенные ветром (Маргарет Митчелл)

Открывает тройку самых лучших книг про любовь роман Маргарет Митчел «Унесенные ветром». Произведение 1936 года является бестселлером среди американской литературы и принесло своему автору всемирную известность. В истории повествуется о невероятно сложной любви, ради которой порой можно слепо закрыть глаза на многое. Главная героиня романа — Скарлет О’Хара всю свою юную жизнь не была обижена мужским вниманием и привыкла достигать желанного. До определенного момента девушке это удавалось, пока на её пути не встретился Эшли — молодой человек, не проявляющий к главной героине никакого интереса. Ради совместного будущего с Эшли девушка совершила многое и лишь со временем осознала одну простую истину…

2. Гордость и предубеждение (Джейн Остин)

1813 год принес миру новое произведение, ведь именно тогда вышел в свет знаменитый роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Книга сразу же вызвала восторг читателей и пленила их своей иронией и откровением. История повествует о семье Беннетов, имеющей пять дочерей и мечтающих выдать их удачно замуж. И в этот момент как раз происходит знакомство семьи с обеспеченным и молодым человеком мистером Бингли, который проявляет интерес к старшей дочери — Джейн Беннет. При этом между другом молодого человека мистером Дарси и Элизабет Беннет возникает откровенная неприязнь, основанная на мужской гордости и дамском предубеждении. Этот роман о любви десятилетиями завоевывал поклонников и в наше время остается популярным среди любителей жанра.

1. Грозовой перевал (Эмили Бронте)

0

Хорошая книга – это гораздо большее, нежели способ «убить время». Желая познакомиться с необычными мирами, таинственными и сильными персонажами и невероятными приключениями, читателю стоит поближе познакомиться с творчеством популярнейших современных писателей. Ниже представлены наиболее яркие и прославленные произведения последних десятилетий – топ 10 лучшие современные книги !

1. 11/22/63 (Стивен Кинг)

Возглавляет наш список лучших современных книг научно-фантастический роман Стивена Кинга 11/22/63. Первая публикация произведения состоялась в 2011 году.

Убийство Дж. Ф. Кеннеди стало одной из сильнейших трагедий американского общества. Популярного политика застрелили прямо во время огромного парада на глазах у тысяч американцев. Можно ли было спасти президента? Удивительно, но ответ на данный вопрос предстоит узнать простому учителю! Джейк Эппинг – обычный житель маленького городка, который работает в школе и мало чем отличается от тысяч своих сограждан. Однако волей судьбы именно ему выпадает шанс пройти через временной портал, который находится в подсобке кафе у его давнего приятеля Эла. Хозяин устройства уже давно хотел отыскать убийцу Кеннеди, но болезнь расстроила все планы, поэтому Джейк должен заменить его! Отправиться назад, прямиком в 60-е, прожить там несколько лет, вычислить будущего палача и остановить его в день ужасной трагедии! Сможет ли он изменить ход истории и вообще вернуться назад?

2. Американские боги (Нил Гейман)

«Американские боги» — одна из лучших современных фэнтезийных книг, которая была написана английским писателем Нилом Гейманом в 2001 году.

Америка. Пристанище огромного числа мигрантов со всех уголков света. В поисках лучшей доли люди отправлялись на неизвестный континент, надеясь устроиться там и обрести долгожданное счастье. Однако они путешествовали не одни: каждый приезжий гость вёз с собой частичку родной культуры. Боги, верования, обряды, обычаи — вот истинный багаж переселенцев! Смогут ли разные божества ужиться вместе и что сулит подобное соседство? Выяснить это придётся Тени, главному герою, недавно вышедшему на свободу из тюрьмы. Оказавшись на свободе, он попадает прямиком в череду странных событий и загадочных преступлений, которые нужно распутать.

3. Бегущий за ветром (Халед Хоссейни)

Замыкает тройку лучших книга современного американского писателя Халеда Хоссейни. На свет произведение появилось в 2003 году.

Что такое настоящая дружба? Подчас взрослым оказывается очень трудно ответить на этот вопрос. Гораздо проще детям. Амир и Хасан – два абсолютно разных мальчика, которых связывает настоящая дружба. Вот только один из них аристократ, а второй – бедный слуга! Выходцы из разных социальных слоёв они не обращают внимания на различия, которые так важны для взрослых. Играя, шутя, делясь секретами и впечатлениями, переживая неудачи и познавая скорбь мальчишки постепенно взрослеют, а их дружба лишь становится крепче. Однажды в стране грядут серьёзные перемены, которые проверят их на прочность и разбросают друзей по разным сторонам. Сможет ли уцелеть детская дружба?

4. Песнь Льда и Огня (Джордж Мартин)

Песнь Льда и Огня – одна из самых известных и лучших современных книг в жанре фэнтези. Это целая серия произведений, состоящая из пяти уже опубликованных томов. Еще две книги в проекте. Первая публикация состоялась в 1996 году. Особенную популярность книга получила после выхода сериала «Игра престолов», снятого телеканалом HBO по ее мотивам.

Уникальный фентезийный мир населяют далеко не добрые феи и весёлые гномы. Это мир нескольких мощных держав, которые отчаянно борются за всласть. Их цель - престол Вестероса. Их средства – оружие, козни, убийства и мятежи. Дворец Вертероса наполнен подлыми и алчными людьми, которые жаждут захватить престол любой ценой. Здесь больше нет места честности и благородству. Устраивая нешуточные интриги и организовывая перевороты, заговорщики сделают всё, что расшатать обстановку в королевстве. Однако опасаться стоит не только их, ведь хитрые правители соседних государств тоже не прочь отхватить «лакомый кусок» во время жестокой и слепой смуты! Грядёт настоящая война за власть, готовая навсегда похоронить старый порядок.

5. Дом, в котором… (Мариам Петросян)

«Дом, в котором…» – интересный современный фантастический роман армянской писательницы Мариам Петросян, опубликованный в 2009 году.

На краю города находится дом-интернат для брошенных детей. Это старое и серое место кажется очень неприветливым и угрюмым, но всё не так просто… Попав внутрь, человек может открыть для себя новый, необычный мир в котором больше доброты и света, чем на ярких городских улицах. Воспитанники дома разделены на группы, в каждой из которых есть свой лидер. Здесь нет имён и фамилий – лишь яркие клички. Здесь много непознанного и очень мало привычного. Это миниатюрные общества с их пороками и достоинствами. Дети познают мир, взрослея, меняясь и стараясь отыскать в нём своё место.

6. Книжный вор (Маркус Зузак)

«Книжный вор» — увлекательный современный роман австралийского писателя, написанный в 2006 году.

Лизель Мемингер – маленькая немецкая девочка, детство которой выпало на поистине чудовищное время. В 1939 году нацистский режим достиг своего расцвета, уничтожая непокорных и готовясь поработить мир. Ужас, убийства, грабежи и террор стали ежедневными спутниками жизни тех, кто не устраивал новую власть. После смерти мужа, фрау Мемингер переезжает, стараясь найти для дочери более спокойный уголок. Но тщетно… Оглядываясь по сторонам, Лизель видит творящийся хаос глазами невинного ребёнка, не понимающего этот жестокий и странный мир взрослых. Быстро взрослея ей приходится многое узнать и переосмыслить.

7. Исчезнувшая (Гиллиан Флинн)

«Исчезнувшая» — одна из лучших современных книг в жанре триллер. Произведение было опубликовано в 2012 году и стало основой одноименного фильма.

Как тяжело бывает узнать человека, даже если ты прожил с ним долгие годы! Необычное происшествие переворачивает судьбу главного героя, когда его супруга внезапно исчезает. Во время бурного празднования годовщины их свадьбы, женщина таинственным образом пропадает. Прибывшая полиция обнаруживает кровь и следы борьбы, решая, что мужчина убил супругу и спрятал её тело. Теперь растерянному мужчине остаётся самому разгадать эту невероятную головоломку. Кто знает, может разгадка окажется ещё более чудовищной, чем само исчезновение…

8. Облачный атлас (Дэвид Митчелл)

Роман «Облачный атлас» был написан в 2004 году английским писателем. Его сюжет — это сложное переплетение историй и судеб, которые на первый взгляд ничего не связывает. Американский юрист застрявший на тропическом острове на время ремонта корабля; молодой английский музыкант, вынужденный торговать музыкой и телом, чтобы заработать на кусок хлеба; отважная калифорнийская журналистка, борющаяся против могущественной корпорации; лондонский издатель, сталкивающийся с преступниками после выхода очередного бестселлера; клон из корейской анти-утопии и гавайский старик, наблюдающий закат человеческой цивилизации. Все события и персонажи проходят сложный путь в разных временах постепенно переплетаясь вместе.

9. Когда я был настоящим (Том МакКарти)

Роман Тома МакКарти «Когда я был настоящим» продолжает наш топ 10 лучших современных книг.

Внезапная катастрофа изменила жизнь молодого человека, перечеркнув его прошлое. Он оказывается в длительной коме, из которой ему, к счастью, удаётся выбраться. Но столь долгий процесс не прошёл бесследно: теперь ему нужно учиться жить заново. Ходить, двигаться, работать руками и говорить. Вся прошлая жизнь приходит в виде расплывчатых воспоминаний, а герой бесконечно желает вернуть себя прежнего. Более того, некая крупная корпорация готова платить ему огромные деньги, чтобы оставить в тайне причину случившегося происшествия. Как они связаны? Что случилось в тот день? И как стать полностью прежним?

10. Анафем (Нил Стивенсон)

И завершает десятку лучших современная научно-фантастическая книга «Анафем», написанная американским писателем Нилом Стивенсоном в 2008 году.

Арб – далёкая и загадочная планета, походящая на Землю. Здесь живут люди, поклоняющиеся науке. Науке, которая полностью заменила религию и сумела расколоть общество на два непримиримых лагеря. Хранители науки – монахи, которые некогда были учёными. Они когда-то работали и творили на благо прогресса, но их труд привёл к чему-то ужасному. Теперь монахи живут в обители, закрывшись от внешнего, светского мира. Их жизнь проста, спокойна и размерена, но раз в десять лет наступает особая дата – день, когда две стороны могут поменяться местами. Монахи увидят внешний мир, а светские люди смогут приобщиться к монашескому быту и мировоззрению. Однажды такая перемена привела к ужасающим последствиям, и теперь двум сторонам нужно объединиться, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу!

В "НГ - ExLibris" в номере от 31.01.2008 под заголовком «От Божественной Бутылки мэтра Франсуа Рабле до скандального «Голубого сала» Владимира Сорокина» опубликован весьма любопытный и небесспорный список «100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ-Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру».


«Тысячелетие только началось, можно подводить итоги. В том числе и литературные. Год тоже в самом начале, мы предлагаем вашему вниманию список из 100 лучших, на взгляд редакции «НГ-EL», романов всех времен и народов.
В конце-то концов, а чем мы хуже? Англичане/американцы составляют свои списки великих романов, включая туда или скучную современную англоязычную беллетристику, или еще более скучную, но давным-давно забытую англоязычную беллетристику. Добавив «для объективности» несколько русских романов, несколько вещей из мировой литературы. Мы тоже тенденциозны, мы тоже включаем только то, что знаем, то, в чем уверены, – ведь это именно наш выбор. Мы очень хотим быть объективны, но абсолютная объективность в подобных списках невозможна. Хотя у нас, конечно, намного больше англоязычных романов, нежели у англичан – русских. Мы не обидчивы. И если что нравится, так и говорим – нравится.
Разумеется, романы ныне живущих (или недавно умерших) авторов нам ближе, понятнее, поэтому их больше, чем надо бы. Писали бы мы свой список 100 лет назад, наверняка включили бы Арцыбашева, Вельтмана, Чернышевского, Писемского, Крестовского, Лескова и Мережковского (их и сейчас стоило бы включить, да рассказы и повести у них, как и у многих других невключенных, пожалуй, все-таки лучше) и пр. Разумеется, многие не вошли. Те, без которых литература немыслима. Иван Бунин, например. Или Эдгар По. Или Антон Чехов. Или Кнут Гамсун, автор множества великолепных романов. Но лучшая-то его вещь – «Голод» – повесть! Аналогичная история, кстати, и с Юзом Алешковским. Есть у него романы, но «визитные карточки» – «Маскировка» и «Николай Николаевич» – повести, будь они трижды неладны!
Другие, напротив, вошли «по блату». Вот, скажем, «Евгений Онегин» Пушкина – поэма же, но автор назвал свое произведение «роман в стихах». Значит, роман. С другой стороны, и «Мертвые души» Гоголя, и «Москва–Петушки» Ерофеева, по мнению авторов, – поэмы. Да, поэмы. Но если это не романы, то что тогда романы? То, что пишут Сергей Минаев и Оксана Робски? Так что наша позиция – это не противоречие, это диалектика, наш редакционный произвол.
Несмотря на исключительную распространенность жанра романа, его границы до сих пор недостаточно ясно определены. Большинство литературоведов считают, что жанр крупных повествовательных произведений, именуемых романом, возник в западноевропейской литературе XII–XIII веков, когда стало складываться литературное творчество третьего сословия с торговой буржуазией во главе. Вследствие этого на смену героической эпопее и сказанию-легенде, господствовавшим в античной и феодально-рыцарской литературах, пришел жанр романа. Неспроста Гегель назвал роман «буржуазной эпопеей». Потому не найдете вы в нашем списке ни «Золотого осла» Апулея, ни «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. Исключение сделано лишь для творений Рабле и Сервантеса, которые можно считать романами-эмбрионами, или протороманами.
Повторим: это исключительно наш выбор, субъективный и пристрастный. Мы, как это принято, одних включили зря, других же, напротив, несправедливо игнорировали. Составляйте свой вариант. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Сам список вы можете увидеть в сегодняшнем номере «НГ-EL». С краткими комментариями. Романы мы расположили в хронологическом порядке (или по времени написания, или по дате первой публикации).

«100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ - Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру»

1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
Феерия душевного здоровья, грубых и добрых шуток, пародия пародий, каталог всего. Сколько столетий прошло, а ничего не изменилось.

2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).
Пародия, пережившая на много веков пародируемые произведения. Комический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.

3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719).
Предельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи Возрождения. Беллетризованное доказательство того, что отдельно взятая личность имеет самостоятельную ценность.

4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
Жизнеописание человека, столкнувшегося с невероятными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними язык, но и много общих черт со своими соплеменниками.

5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).
На самом деле «Манон...» – это повесть, вставная глава в многотомный роман «Записки знатного человека, удалившегося от света». Но именно эта вставная глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное Прево.

6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774).
Говорят, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочтя этот роман. И сегодня история ранимого человека, не способного отстоять свое «я» пред лицом враждебной действительности, никого не оставляет равнодушным.

7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759-1767).
Обаятельная игра в ничто и в никогда. Тонкий постмодернизм, веселая и легкая борьба остроумного и рискованного. Весь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Шенди, возник не только Саша Соколов, не только Битов, но даже и Сигизмунд Кржижановский, увы, рассказчик, а не романист.

8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
Нравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. Порок плетет хитроумные интриги, заставляя восклицать: «О времена! О нравы!» Однако добродетель все-таки торжествует.

9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).
Первая в истории мировой литературы компьютерная игра с отрезанными частями тел и душ кукольных персонажей, многоуровневая резалка-душилка-сжигалка. Плюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. Страшно, аж жуть.

10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).
Лабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. Читатель попадает из одной истории в другую, не успевая перевести дух, а их всего 66. Удивительные приключения, драматические события и мистика высшей пробы.

11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
Готическая история, выпустившая на волю целый «выводок» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. Среди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.

12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).
Настоящий готический роман, полный тайн и ужасов. Парафраз на тему Вечного Жида Агасфера и Севильского Обольстителя Дон-Жуана. А также роман искушений, разнообразных и неодолимых.

13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
Самый страшный роман Бальзака, первого и лучшего на сегодняшний день автора сериалов. «Шагреневая кожа» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочется, но влечет в пропасть уже неудержимо.

14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).
Апология романтики и социальной справедливости на материале французского Средневековья, до сих пор имеющая массу поклонников – хотя бы в виде одноименного мюзикла.

15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
Достоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. У Стендаля вышла любовная история, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!

16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).
Роман в стихах. История любви и жизни «лишнего человека» и энциклопедия русской жизни, о чем благодаря критику Белинскому нам известно со школы.

17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
«Герой нашего времени», написанный Эдуардом Лимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Любвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отчаяния и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. Сволочь я последняя, говорит лирический герой. И он безусловно прав.

18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
На удивление смешное и позитивное произведение английского классика. Вся старая Англия, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера Пиквика.

19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).
История «лишнего человека», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером для подражания многих поколений юношей бледных.

20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
Трудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. Да еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. В ее героях видят и точные портреты, написанные с натуры, и изображения злых духов, отягощающих нацию.

21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
Один из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопедия французской жизни эпохи Людовика XIII. Герои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэлянты – до сих пор остаются кумирами юношей младшего школьного возраста.

22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
Сатира, только сатира, никакого юмора. Все против всех, снобы сидят на снобах и обвиняют друг друга в снобизме. Некоторые современники смеялись, потому что не знали, что над собой смеялись. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди.

23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
Роман-притча об американских китобоях и последствиях одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.

24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
Роман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. Героиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и тянет назвать французской Карениной, но «Мадам» опередила «Анну» на двадцать с лишним лет.

25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).
Самый русский герой самого русского романа о русской жизни. Нет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.

26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).
Антинигилистическая сатира, ставшая революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро опять будет руководством. И так без конца. Потому что Енюша Базаров вечен.

27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).
Самый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. Потому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в Техас. Он нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.

28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
Роман контрастов. Наполеоновские планы Роди Раскольникова приводят его к вульгарнейшему преступлению. Ни размаха, ни величия – только мерзость, грязь и неприятный привкус во рту. Даже краденым он не может воспользоваться .

29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
Война, мир и обитаемая вселенная человеческого духа. Эпопея о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.

30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
Попытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейся. А что князь Мышкин – идиот, так это как раз нормально. Как и то, что все кончается крахом.

31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
Работу по эротизации страдания, начатую Тургеневым, продолжил его австрийский почитатель. В России, где страдание относится к «самым главным, самым коренным духовным потребностям» (если верить Федору Достоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.

32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (1876) / «Приключения Гекльберри Финна» (1884).
Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек).

34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).
Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.

35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880).
Отцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновья Федора Карамазова. Фрейд прочитал и придумал Эдипов комплекс. Для русских же главное: есть ли Бог и бессмертие души? Если есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.

36. Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883).
Вершина литературной деятельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Необычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.

37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891).
Волшебная, сказочная, чудесная, трогательная и воздушная история стремительного превращения молодого негодяя в старую сволочь.

38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).
Один из столпов современной социальной фантастики. Первым продемонстрировал то, что по времени можно передвигаться взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.

39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
Мостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ХХ века. Произведение, сначала превратившее мелкого православного князька, балансировавшего между исламской Турцией и католической Германией, в воплощение абсолютного Зла, а потом сделавшее его кинозвездой.

40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904).
Морская романтика – только фон для портрета капитана Ларсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. Позже такие люди становились героями песен Владимира Высоцкого.

41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
Самая реалистическая вещь из всей декадентской литературы. История о том, до чего доводят зависть, злость и предельный эгоизм.

42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
Роман в стихах, написанный прозой. К тому же про террористов и российскую государственность.

43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
Завораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани яви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознания.

44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).
Идеальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Литературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.

45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).
Роман-лабиринт, из которого на сегодняшний день еще никто не сумел выбраться живым. Ни один литературный Тесей, ни один литературный Минотавр, ни один литературный Дедал.

46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
Сатира, в которой в качестве главного героя Хулио Хуренито выведен XX век. Книга, некоторые страницы которой оказались пророческими.

47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923).
Здравый смысл во время чумы. Герой, которого объявляют идиотом за то, что он – единственный нормальный. Самая смешная книга про войну.

48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).
Тонущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. Тем заманчивее игрушечный домик, где будут по-настоящему убиты настоящие солдаты, проигравшие войну против своего народа.

49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
Завтра была война. Только Первая мировая. А так и впрямь – Волшебная гора. Там, наверху, где горы, хочется отсидеться, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельзя. Волшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.

50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).
Один из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидения до аллегории метафизического поиска Бога.

51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
Роман эпохи американского «Джазового века». Литературоведы до сих пор спорят: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего.

52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
Прекраснодушная романтическая феерия, помогающая вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в Добро и Свет и в собственное высшее предназначение.

53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
Плутовской роман эпохи построения социализма с главным героем-авантюристом Остапом Бендером. Сатира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.

54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
История построения коммунизма в отдельно взятом селе. Может быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.

55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).
Скромное обаяние волшебного американского Юга. Легенды, сказки, мифы. Они не отпускают, они до сих пор аукаются американцам, потому что надо бояться прошлого. Фолкнер придумывает американский Зурбаган, только там и можно спастись.

56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929).
Военная проза, заокеанская военная проза. Война без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. Стаканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пьянеют.

57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
Стильная и утонченная чернуха. Без надежды. Трущобы, нищета, война, грязь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. Даже трупов не видно. Но они есть, путешествие должно продолжаться, пока Харону весело. Специально для толерантных оптимистов.

58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
Интерпретаторы спорят: утопия это или антиутопия? Как бы то ни было, Хаксли удалось предвосхитить блага и язвы современного «общества потребления».

59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
Кошки тут ни при чем. Даже лисы, традиционные для китайцев, тоже ни при чем. Это власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Начинается весело и аллегорично, кончается китайской камерой пыток. Очень красиво, очень экзотично, только хочется выть и рычать, а не мяукать.

60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.

62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).
Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.

63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).
Один из самых известных романов на тему «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.

64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).
Пронзительная тема изгнания: русский эмигрант живет в Берлине, пишет стихи и любит Зину, а Зина любит его. Знаменитая IV глава – жизнеописание Чернышевского, лучшее из всех существующих. Сам автор говорил: «Дар» не о Зине, а о русской литературе.

65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
Уникальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. Гимн свободному творчеству, за которое обязательно воздастся – пусть даже после смерти.

66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
Казачья «Война и мир». Война во времена Гражданской войны и мир, который до основанья мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. Роман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.

67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
Много лет Музиль подгонял одну к другой до предела отшлифованные строки. Неудивительно, что филигранный роман так и остался недописанным.

68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).
Философская утопия, написанная в разгар самой страшной войны XX века. Предвосхитила все основные черты и теоретические построения эпохи постмодернизма.

69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).
Книга, призывавшая советскую молодежь «бороться и искать, найти и не сдаваться». Однако романтика дальних странствий и научного поиска пленяет и притягивает до сих пор.

70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
Изящный французский Хармс, иронист и постмодернист, вывалял всю современную ему культуру в перьях и алмазах. Культура не может отмыться до сих пор.

71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
Композитор Адриан Леверкюн продал душу дьяволу. И стал сочинять великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. В его судьбе отражается судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.

72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
Роман-метафора о «чуме XX века» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.

73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).
Антиутопия, проникнутая затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противостоять социальному злу.

74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
Трогательный подросток Холден Колфилд, который не хочет (и не может) быть как все. Именно за это его все сразу и полюбили. Как в Америке, так и в России.

75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
Антиутопия, которая давно сбылась. Книги сейчас не сжигают, их просто не читают. Перешли на другие носители информации. Бредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно яростен. И абсолютно прав в своей ярости.

76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).
Трехтомная сага-сказка о борьбе Добра и Зла в вымышленном мире, предельно точно отразившая чаяния людей ХХ века. Заставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. Сформировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.

77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия).
Шокирующая, но литературно изощренная история о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. Однако похоть здесь странным образом оборачивается любовью и нежностью. Много трогательного и забавного.

78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).
Роман гениального поэта, роман, получивший Нобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.

79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
Одно из культовых сочинений культуры битников. Поэтика американской автострады во всем ее грубом обаянии. Погоня за хипстером, которая оканчивается ничем. Но гнаться интересно.

80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).
Еще одно культовое сочинение культуры битников. Гомосексуальность, извращения, глюки и прочие ужасы. Интерзона, населенная тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. А в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.

81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
Несмотря на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не остался разочарованным.

82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).
Русская тоска без русских просторов. Побег по вертикали. Из небоскребов в песочную яму. Побег без права вернуться, без права остановиться, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. Женщина может только укрыть песком, только засыпать. Что она и делает. Побег считается удачным: беглец не найден.

83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).
Роман, сотканный из романов. Интерактивные игры, позвоните, господин читатель, в прямой эфир, я сделаю, как вы скажете. Латиноамериканцы любят играть, они очень азартны. Этот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Некоторые выигрывают.

84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
Роман-сказка. Только здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. Самая точная, самая сбывшаяся антиутопия ХХ века. И сейчас еще эта книга все сбывается и сбывается.

85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.

86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967).
Полная драматизма история вымышленного города Макондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимся мистическими тайнами Вселенной. Зеркало, в котором отразилась реальная история Колумбии.

87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
Произведение, задавшееся вопросом «А те ли мы, за кого себя принимаем, и такова ли реальность, какой ее видят наши глаза?». Заставило обратиться к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.

88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
Метафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаются вырваться из обыденного мира в запредельное.

89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).
Роман о «хорошем» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. В полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда «можно жить» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. Роман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Не забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.

90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
Смешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланетяне, уволакивающие Билли Пилигрима на планету Тральфамадор. И «такие дела», произносимые всякий раз, когда кто-нибудь умирает.

91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
Подпольная энциклопедия русской духовной жизни второй половины ХХ века. Смешная и трагическая Библия дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.

92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
Один из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. Главный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а язык – сложный, метафоричный, музыкальный.

93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
Об обаятельном конформисте, филологе Леве Одоевцеве, который уходит из гнусных «совковых» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замараться. Воистину энциклопедия советской жизни, органичная часть которой – великая русская литература.

94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
Роман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодаря предельной авторской откровенности.

95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
Тайваньский вариант российской истории: Крым в Гражданскую не достался большевикам. Сюжет фантастический, но чувства и поступки героев – настоящие. И благородные. За что им и приходится заплатить очень дорого.

96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).
Интимная жизнь на фоне политических катаклизмов. А вывод – любой выбор неважен, «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить».

97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
Самое изощренное сочинение писателя. Четыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. Трюки с хронотопом и прочие забавы. А также – самые эксцентричные проявления российского менталитета во всей красе.

98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
Книга прежде всего для писателей. Роман, герой «Романа», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.

99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е). Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.

100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).
Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.

Женщина соткана из противоречий. Каждая из нас - возвышенно-приземленное создание, то задумчивое, то воинственное. Мы влюбляемся и парим над облаками так же часто, как спорим и воюем. Неприхотливо-наивные, в миг можем стать враждебно-строгими. Десятки мыслей ежеминутно посещают ясные женские головки, но, бытует мнение, что женщины никогда, ни о чем не думают...Мы загадочные, страстные, умные и красивые. Наши приоритеты меняются чаще, чем модные тенденции. У нас сотни предпочтений и тысячи желаний. И уж конечно, мы любим читать. Но не только чужие письма, любовные романы, автобиографические книги известных леди и загадочную фантастику. У нас свои, чисто женские интересы: разносторонние, всеобъемлющие, увлекающие. Отсюда и подборка милых сердцу книг. Они такие разные,…но все издания объединяет одно – повышенный интерес женской половины человечества к любовным интригам и литературе.

1. Унесенные ветром. Маргарет Митчелл (Gone with the Wind by Margaret Mitchell)

Роман о прекрасной Скарлетт и гражданской войне в США. Интриги, политика, экономика, и, безусловно, любовный треугольник.

2. Поющие в терновнике. Колин Маккалоу (The Thorn Birds by Colleen McCullough)

Шикарный бестселлер, одна из самых продаваемых в мире книг. Речь идет о жизни семи основных персонажей. Серьезные чувства, испытания, религия и жизненные перипетии искусно описаны в произведении. Пользуется популярностью и экранизация романа.

3. Гордость и гордыня (Гордость и предубеждение). Джейн Остин (Pride and Prejudice by Jane Austen)

Это самый популярный роман автора. В произведении описано противостояние гордого аристократа и высокообразованной небогатой девушки. Параллельные линии сюжета прекрасно раскрывают особенности жизни описанных мест и социальные условности.


Другие, всемирно известные произведения автора:
Нортенгерское аббатство
Чувства и чувствительность
Доводы рассудка
Эмма
Мэнсфилд-парк

4. Анна Каренина. Лев Толстой

Прекрасно передан быт, нравы и психология дворян. Весь сюжет строится на страстной любви замужней дамы к офицеру. Любовный треугольник, осуждения, немыслимые поступки и философия взаимоотношений ждет вас на страницах великого произведения. Очень рекомендую перечитать тем, кто вскользь ознакомился с романом по школьной программе.

8. Анжелика. Анн и Серж Голон (Angélique. Anne et Serge Golon)

Героиня серии романов – Анжелика, дочь обнищавшего французского дворянина. Вначале жизнь свела ее с чрезвычайно умными, учеными, обаятельными и остроумными людьми. Любовь, трагедии, рождение детей, изнанка жизни дворян, бесконечные интриги и подкупы научили героиню противостоять подлости и коварству окружающих, закаляя ее характер и силу воли. Невероятные приключения Анжелики увлекают читателей не первый десяток лет.

9. Романы Джоди Пиколт

Почти все романы американки описывают гражданские либо уголовные процессы, раскрывая чувства героев, взаимоотношения, взгляды на жизнь, нюансы воспитания и религиозные темы. Уникальные, редкие заболевания, страшнейшие трагедии, ужасные испытания и искренние чувства – вот неполный список сюжетных направленностей, характерных произведениям автора.
Plain Truth - Святая правда
Salem Falls - Грехопадение в Салеме (Жестокие игры)
My Sister"s Keeper - Ангел для сестры
Vanishing Acts - Похищение
Nineteen Minutes - Девятнадцать минут
Change of Heart - Чужое сердце
Handle With Care - Хрупкая душа
Sing You Home - Особые отношения
Lone Wolf - Одинокий волк

10. Романы Сандры Браун

Создатель более полусотни бестселлеров, признанная романистка, описывающая чувства. Страсти, любовные треугольники, яркие личности и сложные отношения. Интересные сюжетные линии, разнообразные приключения, глубокие чувства героев не перестают привлекать аудиторию к произведениям автора.
Беззвучный крик

Зависть
Жар небес

Завтрак в постели
Нет дыма без огня
Не присылай цветов
Прозрение
По своей воле

11. Романы Даниэлы Стил

Полное имя автора Danielle Fernande Dominique Muriel Emily Schuelein-Steel. Ее библиография насчитывает более 70 произведений. Это книги о любви, мужчинах и женщинах, счастье, радости, горестях и печалях, обычных жизненных событиях и необычных, зачастую скрываемых, проблемах. Сюжеты настоящие, понятные, интересные. Сопереживание героям гарантировано.
Книги, наиболее популярные на территории пост советского пространства:
Серия «Изгнанная из рая»
Серия «Призрак тайны»
Жажда странствий

Вернись, любовь


12. Одиночество в сети, Януш Вишневский

Роман о взаимоотношениях, зародившихся в интернете. Основное общение героев происходит в переписке. Параллельно описаны их собственные жизни, работа, отношения с окружающими. Актуальное произведение в свете возрастания популярности виртуального общения.

13. Джейн Эйр, Шарлотта Бронте (Jane Eyre. Charlotte Brontë)

Произведение об осиротевшей девочке, прошедшей ряд жизненных испытаний. Трудности в общении с опекунами, обучение в интернате, скитания в поисках себя и призвания.

14. Новеллы и романы Франсуазы Саган

Сочинения автора пронизаны чувствами – любовь и ненависть, радость и грусть, меланхолия и всплески счастья. Романы, новеллы, пьесы, пусть и разные, но объединены единым стремлением показать женщину и ее грани, настроения, желания.

Лучшими произведениями признаны:
Бархатные глаза / Des yeux de soie
Синие фужеры / Les fougères bleues
Дом Ракель Вега / La maison de Raquel Vega
Ангел-хранитель / Le Garde du cœur, Éditions Julliard
Немного солнца в холодной воде / Un peu de soleil dans l’eau froide
Синяки на душе / Des bleus à l"âme
Неясный профиль / Un Profil perdu
Смятая постель / Le Lit défait
Женщина в гриме / La Femme fardée
Недвижимая гроза (Когда приближается гроза / Un Orage immobile
И переполнилась чаша / De guerre lasse
Окольные пути / Les Faux-Fuyants


15. Секс и Город, Кэндес Бушнэлл (Sex & The City by Candace Bushnell)

Книга состоит из собрания материалов журналистки, которые издавались в ее авторской колонке. Эпатажное, откровенное, яркое произведение, повествующее о жизни в большом городе с мельчайшими интимными подробностями и рассуждениями на всевозможные темы. Статьи автор писала в издание The New York Observer еще с 1994 года.

14 правил, которые помогут Вам быть собойПравила, которые помогут Вам быть собой в лучшей своей версии из возможных, не на чужих условиях, а на своих.Будьте собой. Пытаясь быть кем-то ещё, Вы попросту теряете самих себя. Сохраняйте свою индивидуальность – свои идеи, убеждения, красоту. Больше этого нет ни у кого, так зачем терять их? Будьте такими, каким Вы знаете себя – лучшей своей версией из всех возможных, причём не на чужих условиях, а на своих. И прежде всего, будьте верны себе.Начните прямо сегодня…1. Расставляйте приоритеты правильно.На самом деле, через двадцать лет Вам будет совершенно неважно, какую обувь Вы носили, как выглядели Ваши волосы или какой марки джинсы Вы покупали. Что действительно будет иметь значение, так это то, как Вы любили, что узнали и как применили эти знания.2. Несите ответственность за свои цели.Если Вы хотите, чтобы в Вашей жизни происходили хорошие вещи, Вы должны сами содействовать их свершению. Нельзя сидеть на месте и надеяться на чью-то помощь. Не думайте, что Ваша судьба зависит от деятельности других людей. Бесспорно, связь есть, но своё будущее вершим только мы сами.3. Знайте себе цену.Некоторые люди могут относиться к другим, как к орудию решения своих проблем. Под просьбой оказать помощь кроется желание снять с себя задания или обязательства. Именно поэтому нужно присматриваться к людям, чтобы понять, значишь ли ты для человека столько, сколько значит для тебя он. Не позволяйте никому пользоваться собой. Не бойтесь отказывать – это не гордость, а самоуважение. Если Вы окружите себя корыстными, негативными людьми – не ждите положительных изменений в жизни. Знайте цену себе и тому, что Вы предлагаете людям. Никогда не соглашайтесь на меньшее, чем заслуживаете.4. Выбирайте правильные перспективы.Перспектива есть во всём. Наглядный пример: мы часто сталкиваемся с длинными очередями и долгими пробками. Ожидая всё это время, человек может пойти двумя путями. Первый вариант – расстроится, разочаруется или даже впадёт в ярость. Второй вариант – воспримет эту ситуацию как повод обдумать свою жизнь, помечтать или просто сконцентрироваться на созерцании окружающего мира, ведь в ежедневной суете не так часто получается полюбоваться теми же облаками. Как результат, в первом случае у человека поднимется давление от негативных эмоций, а во втором – настроение, заодно и сознание расширится.5. Не давайте старым проблемам мешать Вашим мечтам.Научитесь отказываться от того, что Вы не можете контролировать. Не допускайте вспышек гнева – опрометчивые спонтанные поступки могут навсегда перечеркнуть мечты. Каждый раз, когда Вам захочется поразмышлять о несправедливой ситуации, старайтесь перенаправить свои мысли в другое русло. Не позволяйте проблемам захлестнуть Вас, и Вы встанете на прямой путь в светлое будущее.6. Останавливайте выбор на том, что действительно важно.Некоторые вещи на самом деле не обладают той значимостью, которую мы можем им приписывать. К примеру, содержимое автомобиля, который мы водим. Разве оно играет какую-то роль в Вашем жизненном плане? Вовсе нет. А содержимое Вашего сердца? Играет. И так во всём. Проблема большинства людей в том, что они, понимая, что в жизни действительно важно, не придают этому никакого значения. Вместо того, они концентрируют внимание на мелочах, отвлекаются от настоящей жизни.7. Любите себя.Пусть Вас любят такими, какие Вы есть. Люди часто ошибочно считают себя непривлекательными, чувствуют, что недостойны чьего-либо внимания. Какими бы недостатками Вы не обладали, помните – Вы достойны любви. Пусть кто-то подарит Вам её. Сначала этим кем-то будете Вы сами, потом круг поклонников расширится 8. Примите свои сильные и слабые стороны как есть.Не бойтесь быть собой. Мы часто тратим время, анализируя других людей и сравнивая себя с ними, хотим стать кем-то, кем мы не являемся. У каждого человека есть как достоинства, и недостатки, поэтому не нужно искать идеал в ком-то. Вы сами должны стать идеалом, но удастся это только после того, как Вы примете себя такими, каковыми являетесь.9. Поднимайтесь ради себя.Вы появились на свет, чтобы быть настоящими, а не совершенными. Каждый из нас здесь, чтобы быть собой, а не тем, кем нас хотят видеть другие. Не позволяйте другим изменить эту установку. Не бойтесь подняться и дать отпор. Смело смотрите в глаза своим недругам и говорите: «Не судите меня, пока не знакомы со мной. Не недооценивайте меня, пока не бросите мне вызов. Не говорите обо мне, пока не поговорите со мной».10. Учитесь у других и двигайтесь дальше, когда это необходимо.Никогда не рассчитывайте, что люди изменятся. Вы либо принимаете их такими, либо начинаете свою жизнь без них. Не бойтесь прекращать отношения. Если в жизни что-то заканчивается, значит так и должно быть. Не грустите из-за этого – лучше воспринимайте как ценный опыт. Любое событие и хорошее, и не очень обогащает Вас опытом и делает мудрее. Также и с людьми: кто-то приходить в Вашу жизнь, что благословить, а кто-то – преподать урок.11. Будьте честны в своих отношениях.Не обманывайте. Когда ты по-настоящему влюблён, верность это не жертва, а удовольствие. Если Вы недовольны, имейте мужество сказать об этом прямо – это единственный верный путь.12. Учитесь находить выход из не комфортных ситуаций.Всем известно, что жизнь вещь непредсказуемая и может измениться кардинально в самый неожиданный момент. Общение, не предзнаменующее тёплых отношений, может перерасти в крепкую дружбу, карьера, занимающее самое важное место в жизни, может быть потеряна вместе с надеждой на реабилитацию. Некоторые ситуации могут заставить Вас чувствовать себя неуютно, нести разочарование и опустошение, но помните – это временно. Вы не всегда будете чувствовать себя «не в своей тарелке», но чтобы избавиться от этого, нужны усилия. Не бойтесь перемен, избавляйтесь о того, что причиняет Вам дискомфорт и Ваша жизнь преобразится.13. Будьте теми, кем рождены были быть.Важно как можно раньше понять, что жизненный путь имеет не только длину, а и ширину. Сколько бы мы не прожили лет, долгая жизнь не будет иметь смысла, если она окажется пустой. Чтобы не сожалеть потом о потраченных впустую годах, не отказывайте себе в своих желаниях. Живите так, как хочется Вам. Ведь лучше прожить короткую жизнь по своим правилам, нежели долгую по чужим. Следуйте своему сердцу, но и не забывайте о разуме.14. Никогда не сдавайтесь.Это Ваша жизнь и прожить её можно лишь раз. Так зачем же позволять кому-то решать за Вас? Будьте сильными и отстаивайте свои интересы. Сила заключается не только в том, чтобы держаться за свои мечты и цели. Сила также и в способности начать всё сначала, если предыдущие попытки провалились. Очень важно найти в себе силы и взять реванш, так как всё, о чём мы мечтаем достижимо. Реализация мечты – это лишь вопрос времени, так что не вздумайте опускать руки, ссылаясь на неудачи, невезение или «немолодой» возраст.Помните: никогда не поздно стать тем, кем Вы могли бы быть. Продолжайте учиться, работать, бороться каждый день, каждую минуту. Может, Вы не сразу окажетесь у цели, но зато будете к ней ближе, чем были вчера.