Лучшие офисные интерьеры мира. Интерьер офиса: идеи оформления. Комфортный офис DTAC, Бангкок, Таиланд

Обустраивать интерьер офиса, как и любого другого помещения, нужно начинать с составления дизайн-проекта. В проектировании офиса мелочей не бывает: здесь крайне важны все нюансы, вплоть до расположения электропроводки и сетевых коммуникаций. Одной из важнейших составляющих будет схема расположения осветительных приборов. Это объясняется тем, что правильное освещение – залог эффективной работы сотрудников. Оно создает рабочую обстановку.

Типы планировки офиса

Стоит отметить, что оформление интерьера офиса может производиться двумя путями:

  • Закрытая концепция
  • Открытая концепция

К первому виду можно отнести офисы, которые есть на фото советских времен: длинные коридоры, множество дверей с табличками, каждый работает за закрытой дверью. Такое оформление предполагают офисы линейно-функциональной структуры организации.

Открытая концепция обустройства – это сосредоточение работников в одном пространстве без ограничений, таких как стены и двери. Называется такое помещение «студия» или опен-спейс. Она дает больший контакт между людьми.

Смешанный тип, бывший популярным на протяжении нескольких десятилетий, но сейчас уже менее актуальный, известен под названием кубикл. Это открытое пространство, разделенное на ячейки-рабочие места с помощью тонких перегородок в человеческий рост высотой.

Правильное освещение в интерьере офиса

Как отмечалось выше, освещение при создании дизайна оформления офисного помещения играет одну из главных ролей. Все кабинеты или рабочие места, если это студия, должны быть оформлены в едином стиле. То же относится и к освещению. Во-первых, нужно четко рассчитать количество сотрудников, которые будут одновременно находиться в помещении. Стильные решения интерьера создаются благодаря правильному задействованию света и цвета. Стоит посмотреть, как обыгрываются различные зоны в комнате на фото, которых сейчас представлено огромное количество, и становится понятно, что один и тот же интерьер с различным световым решением будет приобретать различные звучания.

Если офис оформлен теплой гаммой оттенков, то присутствие здесь холодного освещения – это огромная ошибка. Использование того или иного вида освещения напрямую зависит от вида деятельности фирмы. Так, для заводского офиса лучшим решением будет голубоватое освещение в сочетании с холодным оттенком стен. Это подчеркнет строгость обстановки и выработает дисциплину. Творческая атмосфера достигается использованием теплых тонов в освещении и интерьере.

Точечные светильники помогут сделать помещение шире и визуально поднять потолки. Массивные световые конструкции, даже самые современные, этого сделать не в силах.

Совет! Интерьер маленького офиса оформляется при помощи светлых оттенков стен и теплого освещения, так можно создать эффект большего свободного пространства.

Мебель – важное звено в интерьере офиса

Офисное пространство не стоит загромождать огромным количеством стеллажей и шкафов, такое оформление, в первую очередь, будет не лучшим образом сказываться на самом работнике. Здесь стоит вспомнить фото архивных помещений – вот где это уместно. Дизайн мебели зависит от стиля офиса, а вариантов их расстановки великое множество. Самым известным и часто использующимся можно считать линейный вариант. Отличный вариант расстановки – угловой. Также часто с помощью мебели производят зонирование, отделяя тем самым одних сотрудников от других.

Цвет мебели в офисе подбирают согласно общему цветовому решению дизайна интерьера. Сейчас популярны серый, цвет вишни и натуральные цвета древесины, хотя совсем недавно в тренде был черный.

Сейчас производители предлагают огромный ассортимент, среди которого можно выбрать то, что удачно впишется в любой стиль. Офисная мебель создается простой, но в то же время функциональной.

Кабинет руководителя

Кабинет директора сочетает в себе функции рабочего места руководителя и помещения, где проводятся переговоры. Здесь не должно быть оформления, которое нравится только ему, а вот решение создания обстановки в общем стиле компании весьма удачно. Не нужно украшать кабинет своими личными вещами: огромным количеством фото семьи и друзей­, достаточно будет одной на письменном столе. Обилие картин, охотничьих трофеев, оружия и прочих элементов хобби начальника делает его кабинет похожим на музей и отвлекает от работы.

Выгоднее всего будет смотреться строгий дизайн с небольшими акцентами, указывающими на принадлежность помещения. Вместо картин на стенах лучше разместить грамоты и награды, можно лишь самые важные, если их много. Мебель также не должна напоминать о домашней обстановке, пусть это и очень удобно. При желании можно поставить диван: вариант по умолчанию - это однотонный кожаный, но никак не пестрая расцветка. Помимо рабочего стола должен быть предусмотрен стол для совещаний и переговоров, умещающий большее число людей.

Кабинеты сотрудников

Помещения, в которых работают сотрудники, должны совпадать по дизайну с интерьером кабинета руководителя. Обстановка, даже строгая, должна создавать ощущение комфорта. Рабочие места нужно сделать удобными как для сотрудника, так и для клиентов. Они не должны быть захламлены.

Совет! Достаточно иметь на столе компьютер, телефон, ежедневник и письменные принадлежности. Такой порядок наводит на мысль об эффективности работы сотрудника.

Стилистика мебели тоже должна походить на ту, которой придерживается директор, не копируя ее. Достаточно некоторых базовых элементов. В большинстве случаев приветствуются картины, но не в слишком большом количестве. Они оказывают сильное влияние на всех, кто находится в офисе. Морские пейзажи и картины в спокойных тонах настроят на рабочий лад и дадут заряд сил, а вот изображение цветов и натюрморты привнесут спокойствие, поэтому больше подойдут для комнаты отдыха.

Если в преддверии праздников, например новогодних, начальник дает указание украсить интерьер, то делается это в меру, чтобы мишура и прочие атрибуты не мешали работать и не были слишком навязчивыми. Не нужно украшать каждую стену новогодними поздравлениями, достаточно нескольких акцентов, чтобы привнести атмосферу праздника. Идеи оформления можно почерпнуть из тематических фото, а некоторые компании вообще приглашают дизайнера для создания новогоднего настроения.

Основные стили офисного интерьера

В распределении стилей есть тенденция отличаться согласно территориальной принадлежности:

Американский - офис-студия с передвигающимися стеллажами, отличающаяся большой площадью и множеством рабочих мест. Здесь каждый квадратный метр функционален.

Коворкинг со множеством рабочих пространств разного назначения в бизнес-секции жилого комплекса, Пекин, Китай

Автор проекта – Яна Попова. Идея в том, чтобы рабочее пространство быстро превращалось в клуб, потому что агентство часто устраивает вечеринки. Из деревянных столов составляют сцену. На крыше можно работать и танцевать. Граффити на стене сделал Степан Краснов.

BTL-агентство ACTION! Фотография Оля Эйхенбаум

ОФИС КАК ВИТРИНА

Адрес: Москва, дизайн-завод «Флакон»

Завидное расположение, свободный, открытый план, индустриальный стиль, высокая технологичность, мягкий и дорогой свет, экологичные бесшумные покрытия из модных каталогов, кондиционированный воздух, сексапильные секретарши, утробно булькающие кулеры с «живой» водой, отличный кофе из суперкофемашин и ССTV по периметру с датчиками на движение. Владельцам такого офиса нужен утомленный советской жизнью клиент, который будет счастлив оказаться в их крепких премиум-объятиях. Это бутик-офис. С понтами, но без пафоса. Владелец бизнеса свои первые деньги пустил на роскошный Сadillac. На нем и ездил по клиентам. Они и не догадывались, что это и есть его кабинет. Сейчас у хозяина бизнеса целый парк машин, а офис – его собственная витрина и шоу-рум.

Офис и учебные пространства медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Адрес:Москва, фабрика «Красный октябрь» Институт основан в 2009 году. Проект разработан архитектурным бюро Wowhaus. Три студии, зал для занятий с медиатекой, офис – для студентов и сотрудников. Летом на улице проходят лекции и семинары, показывают кино и дают концерты.

Фабрика «Красный октябрь» Фотография Оля Эйхенбаум

Art Trading Group

Адрес: Москва, Саввинская набережная, 5 Находится в здании текстильной фабрики 19 века. Проект офиса сделала итальянский архитектор Паола Навоне. Ее попросили, чтобы все было очень современно и были видны лучшие тенденции итальянского ди­зайна. У каждого помещения свой цвет. Все отделано керамикой, мозаикой и плиткой.

Art Trading Group Фотография Оля Эйхенбаум

Архитектурная мастерская «Студия 44»

Адрес: Санкт-Петербург, Манежный переулок, 3 Находится в доходном доме 1911 года. В кабинете руководителя Никиты Явейна специально прорублены окна, чтобы было два разных красивых вида. Два уровня мансарды соединяет чугунная лестница 19 века. На всех 1186 кв. м мастерской нельзя курить.

Архитектурная мастерская «Студия 44» Фотография Оля Эйхенбаум

Архитектурная студия pole Design в доме-коммуне

Адрес: Москва, улица Орджоникидзе, 8/9 Офис «Поле-Дизайн» находится в Доме-коммуне, памятнике конструктивизма, который когда-то был общежитием студентов Московского института стали и сплавов. Современным архитекторам, которые в нем работают, очень важно, что вокруг них конструктивизм (это стиль, который прославил русское искусство на весь мир), – они сохранили оригинальные элементы, разбавив их линолеумом и металлическими антресолями.

Архитектурная студия Pole Design Фотография Оля Эйхенбаум

ОФИС КАК ИГРА

Работа для сотрудников таких организаций – как спорт, как игра на деньги, которые они получают на зарплатные карточки. Интерьер там стимулирует креатив сотрудников, смелость решений, их вариантность, динамику и молодость духа всех присутствующих. И это не инфантилизм, а хитрый расчет. Их игра заразительна – именно интерьером офиса они ясно дают понять клиенту, что играют с ним в одной команде и на одном поле. Выигрывает заказчик – и бизнес тоже в выигрыше. Всем весело, а если у кого плохо с креативом – его увольняют.

Адрес: Московская область, Одинцовский р-н, улица Новая, 100. Проект Московской школы управления – от британского архитектора Дэвида Аджайе (мастерская Adjaye/Associates). Учтя то, что в России зимой холодно, Аджайе спланировал все так, чтобы в любое здание общежития-кампуса можно было попасть, не выходя на улицу. Диск – основание кампуса, откуда можно пройти в любую точку комплекса.

Фотография Оля Эйхенбаум

Адрес: Москва, улица Садово-Самотечная, 24/27 Большая детская площадка. Повсюду человечки, ежи, обезьяны, цветы, на входе встречает швейцар – в человеческий рост из кубиков (датчане, как и все современные скандинавы, нанимают минимум обслуживающего персонала – полагая такой труд унизительным для личности).

Офис Lego Фотография Оля Эйхенбаум

Адрес: Москва, завод «Красная роза 1875» Интерьер офиса сделала архитектурная мастерская «Атриум». Кроме рабочих openspace в офисе есть библиотека, музыкальная комната, комнаты с тренажерами, бильярдом и настольным теннисом.

Фотография Оля Эйхенбаум

Unilever

Адрес: Москва, Балакиревский переулок, 1 Проект офиса делала компания Tp Bennett. Следуя корпоративной этике, все 800 сотрудников компании используют переработанные материалы, разделяют мусор, экономят воду и электричество. Унитазы в переговорной – чтобы демонстрировать бытовую химию, профильный продукт компании.

Компания Unilever Фотография Оля Эйхенбаум

ОФИС КАК ДОМ

Удаленный доступ – это идеальная форма работы для сотрудников офиса, а еще больше –для их начальника. Благодаря сегодняшним технологиям это не проблема. Будь это возможно, начальник вообще бы не выходил из дома. Но есть еще сотрудники (и их слишком много, чтобы пускать их к себе в квартиру). Одно время директор мечтал иметь дом, как штаб-квартира Bottega Veneta в Венеции или Diana von Furstenberg в Нью-Йорке (магазин на первом этаже, жилое пространство и офис наверху). Ездить никуда не надо, тратить время не обязательно. Но что делать с сотрудниками? Их стало слишком много. Результат мытарств – такие вот офисы. Они – стилистическое продолжение дома начальника. Да и атмосфера здесь такая же. Даже его пес не замечает разницы.

Коммуникационное агентство Production Ru и digital-агентство Egonomics

Адрес: Москва, Лужнецкая набережная, 2/4, стр. 6 Офис сделан под впечатлением от проектов Нормана Фостера: вид на воду, панорамные окна, огромный openspace, второй уровень. Есть терраса, где летом показывают кино.

Коммуникационное агентство Production Ru и digital-агентство Egonomics Фотография Оля Эйхенбаум

Адрес: Москва, Казарменный переулок, 10 стр. 5 «Агентство гаремного типа» –называет его владелец. Там есть кальян, коньяк, казан, камин и террариум. Ящер Гринч гуляет по офису, в том числе по столам сотрудников. Любит, когда его гладят, и не кусается.

Рекламное агентство «Маньяко» Фотография Оля Эйхенбаум

Арт-бюро «Один к одному»

Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 68 стр. 16 В помещении бывшего Музея авиации им. А.С. Яковлева семиметровые потолки. Есть библиотека с альбомами по искусству, дизайну и архитектуре.

Арт-бюро «Один к одному» Фотография Оля Эйхенбаум

Компания «Дымов»

Адрес: Москва, улица Крылатская, 37 «Охотничий домик» – так прозвали жители Крылатского строение на территории завода, похожее на дачу в скандинавском стиле. Архитектор – это владелец, Вадим Дымов. Деревянный дом он собрал из четырех грузовых морских контейнеров и проводит в нем неформальные встречи, воркшопы и дегустации колбасы.

Компания «Дымов» Фотография Оля Эйхенбаум

ОФИС КАК СКЛАД

Тут очень много всего. Зашедший сюда клиент может подумать, что плоды деятельности сотрудников компании скоро вытеснят сотрудников с их рабочих мест. Но не выкидывать же все эти милые поделки, в них было вложено столько труда и таланта! А сколько юмора! У них очень дружный коллектив. Практически семья! Здесь все единомышленники. Видели бы вы их празднования дней рождений! Слышали бы вы, как они поют караоке! А сколько судеб связалось благодаря этому офису! Сколько новых жизней он подарил миру! Все эти тотемные вещички в состоянии наполнить теплом пространство, где люди проводят больше времени, чем у себя дома, – в какой-то степени на это и делался расчет.

Офисы Zoran Design и Transparent House

Адрес: Москва, завод «Арма» Друг Дениса Симачева и основатель студии Зоран Репац был одним из первых арендаторов на «Арме». Двухэтажный лофт делят две компании, но объединяет их крыша – раньше там устраивали вечеринки, но из-за жалоб соседей дизайнеры-полиграфисты просто выходят туда курить.

Офисы Zoran Design и Transparent House Фотография Оля Эйхенбаум

Радиостанция «Серебряный дождь»

Адрес: Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12а Дизайн сделал Евгений Бакаев – архитектор и диджей радиостанции. Раньше здесь был слесарный цех. Здесь снимали фильм «День радио». Регулярно проходят бесплатные экскурсии для слушателей. На стене в студии приколоты фотографии всех друзей и знакомых, во дворе стоит «запорожец» с разно­цветной иллюминацией.

Радиостанция «Серебряный дождь» Фотография Оля Эйхенбаум

Офис епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона

Адрес: Москва, Ленинский проспект, 8 Находится при 1-й Градской больнице. В офисе проходят исповеди. Здесь же находится редакция православного журнала «Нескучный сад», мастерская иконописцев и группа помощи бездомным.

Офис епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона Фотография Оля Эйхенбаум

Первая патентная компания

Адрес: Москва, Новая площадь, 3/4 Посетители проходят обязательную экскурсию. Клиента усаживают в массажное кресло. Рядом с директором стоит советская раскладушка. Все сотрудницы-блондинки сидят в розовом антураже – даже компьютер, скрепки, стикеры...

Первая патентная компания Фотография Оля Эйхенбаум

Заказчик: «Рабочая станция»

Исполнитель: Komnata Design Studio

Где: Ленинский просп, 30, корп. А

Михаил Комаров

Владелец коворкинга «Рабочая станция» и студии Komnata design studio

«На этом месте в саду раньше были развалины сгоревшей балетной школы — парк Горького их убрал, все почистил и поставил типовой деревянный павильон. Коворкинг ориентирован на то, чтобы люди общались между собой, поэтому мы совсем не стали делить его на части (отделена только переговорная комната), поставили столы длиной два метра, чтобы за ними могли сидеть сразу четыре человека, ну и огромные окна — за окном же лес, красивый вид, естественное освещение. Вся мебель деревянная — столы, например, мы сколотили сами. Мы хотели, чтобы коворкинг был максимально непохож на офисное здание — поэтому, например, у нас и кресла не офисные, а плетеные, садовые. Больше всего денег у нас ушло на оборудование, вентиляцию и стекла — за них мы заплатили порядка двух миллионов рублей. Коворкинг одинаково хорошо работает и зимой, и летом — есть и отопление, и вентиляция, — просто в теплое время года работает еще лекторий на улице — с розетками, вайфаем».

The Cube


Исполнитель: архитектурное бюро «Практика»

Где: Новодмитровская, 36, к. 12

Григорий Гурьянов

Партнер и основатель архитектурного бюро «Практика»

«Ставилась задача сделать выставочное пространство, но с самого начала предполагалось, что оно должно быть гибким. В результате мы придумали такую матрешку: внутрь большого пространства вставили черный ящик на ножках и получились сразу три площадки — основная на нижем уровне, камерный зальчик внутри ящика, который впоследствии стал называться кубом, и терраса на крыше. Идея в том, что в этой трехуровневой структуре можно проводить разные мероприятия одновременно: например, выставка внизу, лекция на втором уровне и фуршет на террасе. Это открывает необычные возможности перед теми, кто будет устраивать там мероприятия. Материалы мы использовали исключительно дешевые: листы из металлической сетки, которые стоят копейки, но благодаря которым получается интересный эффект, за этой сеткой спрятали светильники — тоже самые дешевые, впервые попробовали применить цементно-стружечную плиту как отделочный материал. Трудности, с которыми мы столкнулись, обычны при работе с ветхой конструкцией: цех в руинированном состоянии, щели в стенах. Но работать с промышленными зданиями — драйвово и интересно, они обладают характерной романтикой и провоцируют на смелые решения. Уверен, за ними будущее».

MLP/PGP Development


Заказчик: партнерские компанииMLP (занимается индустриально-складской недвижимостью) и PGP Development (реализует проекты торговой недвижимости)

Исполнитель: Line Architects

Где: Селезневская, 19/2

Арсений Горяев

Генеральный директор архитектурного бюро Line Architects

«В этом офисе сидят две партнерские компании — PGP, которая занимается торговой недвижимостью и ретейлом, и MLP, занимающая лидирующие позиции на рынке складской недвижимости. Несмотря на то, что их деятельность может звучать скучно, внутри компании есть свой дух и микроклимат, который мы почувствовали с самого начала. Здание уникальное, историческое, и мы хотели подчеркнуть это в интерьере: например, там, где нам не хватало существующего кирпича, мы его добавили — разобрали старый дом в Смоленской области, привезли оттуда аутентичный кирпич со штампами XIX века и сделали дополнительные перегородки. Мы полностью сохранили структуру деревянных балок и даже усилили — отреставрировали и покрасили в серый цвет. Еще есть интересные флористические решения, которые пока не воплощены, потому что мы только-только сдали офис: зелень нужна для того, чтобы смягчить брутальность пространства — партнерами компании являются мужчины, и интерьер получился мужской и аскетичный. В этом здании до того, как мы им занялись, довольно долгое время находился известный в Москве ресторан «Белый квадрат». Некоторые вещи от него — например бар в репрезентативной части — мы решили оставить. Из бара есть выход во внутренний дворик — уникальная вещь для офиса в центре Москвы. Вообще, мы с трепетом относимся к этому проекту, потому что проектировать офис в историческом здании, конечно, намного интереснее, чем в новом».

K.S.Büro и Т+Т Architects


Заказчик: K.S.Büro и Т+Т Architects

Исполнитель: Т+Т Architects

Где: Лужнецкая набережная, 2/4

Сергей Труханов

Генеральный директор бюро T+T Architects

«Мы с K.S.Büro формально никак не связаны, просто у нас очень хорошие личные взаимоотношения, и когда нам понадобился офис, а им шоу-рум, мы решили сократить друг другу расходы: мы не тратились на мебель (они ее поставили), а они не тратились на архитекторов и лишнее помещение — и показывают свою мебель клиентам прямо в офисе: смотрите, сидят же люди за ней, работают. Офис получился светлым, большим (несмотря на то, что занимает всего 500 метров), там много воздуха, и не только потому, что это мансарда, но и из-за удачной планировки. Помещение прямоугольной формы, все переговорные и общественные зоны мы разместили посередине, сразу разделив все оставшееся пространство на два больших опенспейса — зона K.S.Büro и зона T+T Architect. Кабинетов как таковых очень мало, в основном это открытые пространства, а разделения, если и есть, то стеклянные — вроде не глухие, но психологический барьер уже есть. Стекло нужно было как-то закрыть, но при этом чтобы это не было унылым матированием: мы взяли сказочные рисунки финского художника Клауса Хаапаниеми и задекорировали ими стеклянные плоскости. Главная наша гордость — медийная площадка в конце офиса с подиумным зрительным залом, большим окном, зоной бара, где можно пообщаться и выпить чего-нибудь крепкого. Мы вообще хотели сделать так, чтобы люди не убегали с работы по звонку в семь часов, а чтобы им хотелось оставаться, общаться с коллегами, чтобы офис стал частью быта. Еще сейчас мы открываем сезон: часть рабочих мест перенесли на крышу».

DK Project


Заказчик: DK Project, компания, занимающаяся проектированием и дизайном интерьеров, официальный дилер мебельной компании Vitra в России

Исполнитель: архитектурное бюро Megabudka

Где: Ниж.Сыромятническая, 10, стр. 2, центр дизайна Artplay

Артем Укропов

Архитектор бюро Megabudka

«Компания является основным дилером скандинавских предметов интерьера — мебели, света и т.д. Сложность заключалась в том, что мы были должны сделать одновременно офис и шоу-рум: то есть что-то яркое, что бы привлекало внимание и в то же время чтобы людям там было удобно работать. Мы решили задачу так: внесли в центр пространства объемную арт-инсталляцию из кубиков, каждый из которых является отдельным пространством: кабинет директора, кабинет администратора, переговорная, витрина. Люди могут видеть, как мебель, которую продает DK Project, можно использовать в реальном времени. Получилось очень интересно: пространство затягивает, когда в него попадаешь. Другая трудность была связана с инженерией: нет такого, что где-то сверху нависают кондиционеры, все встроено и ничего не выпирает. Материалы экономичные: металлокаркас, обшитый сверху деревом, внутри утеплитель — ничего сврехнавороченного. Со светом все интересно — он управляется с айпэда, хотя, конечно, есть и обычные выключатели. У каждого кубика есть два фасада: один смотрит на улицу, другой — в интерьер. Первый — белого цвета, второй — цветной. Сначала мы хотели обшить кубики старым деревом, чтобы было ощущение, что они стоят давно-давно, но оказалось, что найти целенаправленно старые доски — целая история, поэтому мы придумали, как покрасить их так, чтобы они выглядели состаренными. Вообще, этот проект похож на наши другие: например у нас есть проект детской площадки, где ребенок может бесконечно бегать и все все время путаться. Здесь нам тоже хотелось сделать интересную лазалку, чтобы было запутанно и здорово».

Forum Design


Заказчик: коворкинг Forum Design

Исполнитель: основатели коворкинга Forum Design

Где: Бережковская наб., 20, стр. 6

Наталья Анахина

Архитектор и совладелец коворкинга Forum Design

«Мы искали промышленное здание, выбирали между «Красным Октябрем», Artplay, «Флаконом», но в итоге выбрали завод «Пластик» на Бережковской набережной. Он находится в удобном месте, там довольно тихо — все идеально подходит для свободных творческих людей. Архитектура помещения показалась нам настолько красивой, что мы решили не делать никакие перегородки и сохранить атмосферу лофтового пространства. В помещении много дневного света, воздуха, яркие детали на фоне светлых стен: ресепшен из цветных сантехнических трубок, бетонные раковины, разноцветная лестница из ОСП, винтажный свет. Найти нашу площадку на территории завода непросто (лифт туда не идет — только до пятого этажа, а потом пешком), но мы считаем, что это компенсируется прекрасной творческой атмосферой. Вообще, по сравнению с другими коворкингами наш ближе к клубному: так вышло, что к нам приходят в основном выпускники той же школы декора, где учились мы сами».

Align Technology


Заказчик: Align Technology — компания, разработавшая элайнеры — зубные накладки, корректирующие прикус.

Исполнитель: компания Pridex

Где: Варшавское шоссе, 9, стр. 1Б, «Даниловская мануфактура»

Сергей Кудрявцев

Управляющий партнер строительной компании Pridex

«Офисы компании раскиданы по всему миру: клиентский центр, например, расположен в Коста-Рике, а IT-офис, занимающийся разработкой корпоративного программного обеспечения, находится в Москве. Офис занимает отдельный трехэтажный корпус на «Даниловской мануфактуре», он, согласно концепции, должен был подходить для требующей сосредоточенности работы. В то же время заказчик хотел, чтобы значительная часть офиса была предназначена для общественных нужд, что мы и сделали: на двух верхних этажах есть большие кофе-поинты метров 45-50, на каждом этаже — около пяти так называемых think-tank, то есть помещений для индивидуальной работы, есть комната отдыха с настоящим дровяным камином, переговорные для обучения сотрудников иностранным языкам. На первом этаже — большой конференц-зал с панорамным остеклением в переходе из одного корпуса в другой (его используют, например, как музыкальную студию и проводят корпоративы), столовая, из которой есть выход на открытую террасу, а там — барбекюшница, мангал и заодно курилка — редкая вещь в бизнес-центре. Здесь же есть чилл-аут, где можно поваляться на подушках и спортзал с тренажерами, столом для пинг-понга и сауной. Мы подчеркнули элементы старого здания: частично восстанавливали оригинальную кирпичную кладку (проводили тендер по отбору аналогичного по структуре кирпича и нашли очень похожий у регионального производителя), на чугунные колонны наварили дополнительные декоративные элементы, акцентирующие внимание на исторической составляющей здания».

Smart Food


Заказчик: Tactics Group, запустившая сеть столовых Smart Food в Москве

Исполнитель: Frontarchitecture

Где: Летниковская, 2

Хорен Морозов

Партнер и архитектор бюро Frontarchitecture

«Большую часть офисных помещений Vivaldi Plaza занимает корпорация «Открытие», и мы примерно понимали уровень сотрудников, хотя сами заказчики тоже проводили исследования. Заказчик сам выбрал скандинавское направление, потому что интерьеры этих стран не вызывают ни у кого раздражения. Материалы в целом достаточно экономичные — например недорогой керамогранит на полу. Единственное, во что мы серьезно вложились, это мебель — знаковые стулья швейцарской компании Vitra, которые стоят во многих столовых и ресторанах по всей Европе. Основные оттенки — природные: дерево, белые стены, серые полы, единственный яркий акцент — те самые красные стулья. От этого не замыливается глаз: сразу видишь, где сидит твой коллега, который раньше пришел и занял место. В час пик в столовой могут пройти до 2000 человек — во многом потому, что там не официант кладет еду, а люди сами берут уже разложенные по тарелкам блюда. Мы пять лет проектировали рестораны Correa’s и их столовые бизнес-класса Cantina, и хочу сказать, что люди только года два-три назад начали понимать, что такое бизнес-питание: когда ты можешь поесть и поработать в столовой, никакие запахи не будут тебе мешать, а еще сделают пиццу и пасту за семь минут. Ведь в общем представлении столовая — это что: зашел, пропах, ушел, отравился, а может, и нет. А хорошая столовая — это как прийти в «Республику» и быстро купить себе правильный молескин, а не искать его по стеллажам магазина «Москва».

UNKproject


Заказчик:

Исполнитель: архитектурное бюро UNKproject

Где: Лужнецкая наб., 2/4, стр. 45

Юлий Борисов

Главный архитектор и руководитель бюро UNKproject

«Раньше у нас был шикарный офис на улице 1905 года, но мы выросли из него по размерам и к тому же мечтали о пространстве с высокими потолками — чтобы был простор для творчества. Как парикмахеров сложно удивить новой стрижкой, так и нас — дизайном. Поэтому сразу для себя решили делать акцент на комфорте, а не на внешней атрибутике. Изначально это был цех по металлообработке. Когда мы пришли, то увидели полуразрушенное помещение без окон, полов, с потрескавшимся фундаментом и протекающей кровлей. У нас сразу возникла идея сохранить индустриальный дух. Для этого мы оставили металлические конструкции, покрасили стены белой краской и на полах применили бетонное покрытие. В итоге получилась игра контрастов: нарочито грубые металлоконструкции вместе с легкой современной мебелью и дизайнерским светом. На стенах мы использовали виниловое магнитное покрытие, на которое хорошо крепятся чертежи, а на потолках кабинетов и переговорных — экологически чистую прессованную солому, которая хорошо впитывает в себя звук и не дает ему распространяться. Для фасада мы использовали полимерное покрытие на металлокаркасе со специальным рисунком, элементы которого соответствуют количеству проектов, созданных бюро к настоящему времени. Плюс — фасад выполняет функцию штор и не мешает работе людей за компьютерами — солнце не бликует. Когда станет тепло, откроем летнюю веранду, где планируем разместить кинотеатр и бар».

Bureau Brochet


Заказчик: дизайнерскою бюро Bureau Brochet

Исполнитель: дизайнеры Анастасия Щукина и Михаил Данилевский (Bureau Brochet)

Где: Пятницкая, 9/28, к.2

Михаил Данилевский

Креативный директор Bureau Brochet

«Наш проект можно назвать «Французская мансарда в русских реалиях». Использовать помещения под покатой крышей для бытовых целей начал еще Франсуа Мансар 400 лет назад, следующий эволюционный шаг мансарды — лофт, а лофт — это всегда арт. Когда мы обустраивали наше лофтовое пространство, мы вывели для себя такой метод, как «умеренная эстетизация утилитарного»: брали простые вещи, всячески их преобразовывали и получали арт-объекты. Например, пиктограмма с ботинками и протертыми на полу дырками вместо коврика «Вытирайте ноги», спинки от стульев — вместо обычных вешалок, ведь когда мы вешаем пиджак на спинку стула, сиденье действительно оказывается не нужно. Пользовались мебелью из «Икеи», но при этом старались ее изменить: совместить с чем-то, перекрасить, трансформировать. Огромные лампы — промышленные, мы привезли их из Австрии. Еще мы специально открыли кирпичную стену, убрав гипсокартон — мы сидим в историческом здании, хоть и перестроенном, и это тот самый случай, когда экстерьер определяет интерьер. Все, кто приходят к нам, говорят, что офис наш больше похож на квартиру, и понятно почему: пространство, в котором работает компания, является отображением ее деятельности. Архитектура банка должна быть тектонична, говорить о стабильности, а дизайнеры в своем офисе должны показать все идеи, на которые они способны. Честно скажу, в этом проекте нам себя даже не за что покритиковать».

«Афиша–Рамблер»


Заказчик: «Афиша-Рамблер»

Исполнитель: Nefaresearch

Где: Варшавское ш., 9, стр. 1Б, «Даниловская мануфактура»

Дмитрий Овчаров

Ведущий архитектор Nefaresearch

«Поскольку в этом офисе должны были объединиться несколько компаний, основной идеологической задачей было сделать так, чтобы все они подружились. Поэтому, к примеру, этаж в маленьком корпусе, куда все ходят есть, мы сделали так, чтобы добраться туда можно было не самым коротким путем, а только как-то перемешиваясь в другими людьми. Место, где все общаются, где проходят лекции, мы сделали не на каком-нибудь среднем этаже, а на крыше — дизайнеры, например, ходят туда через галерею и через редакцию. Поскольку компаний несколько и занимаются они разным бизнесом, надо было максимально приблизить их к условиям, в которых им удобно работать. Например, редакция сидит в опенспейсе с большими окнами, потому что, на наш взгляд, журналистам лучше пишется, когда они смотрят в окно, а программисты, наоборот, смотрят в мониторы, поэтому сидят в помещении, где окна есть только на крыше. Если говорить об интерьере, то хотелось сделать такую чудесную страну, может, немного оторванную от жизни, немного гипертрофированную и разную: редакция сидит в коммунальной квартире и ходит на коммунальную кухню, дизайнеры — в музее, а офис — просто в офисе. Яркие цвета, цветные окна, все это перемешивается и сверкает. Этаж «Рамблера» мы изначально хотели сделать более абстрактным: там работают математики, и мы предлагали поставить в центре холодные белые кубы, но руководству так нравились все остальные теплые и радостные этажи, что в итоге мы создали там атмосферу палубы и моря. Материалы — самые дешевые: бетонный пол, стекло, на которое наклеена самая недорогая цветная пленка, русский паркет елочкой. Честно говоря, мы привыкли делать такие интерьеры: даже рекламные агентства, ведущие крупные бренды вроде Marlboro и Wrigley’s, имеют маленькие бюджеты».

Оформление офисного помещения – показатель презентабельности и успешного бизнеса. Обязательно нужно грамотно выбрать стилевое решение, а не только развесить по стенам логотипы компании, и выкрасить стены в корпоративные расцветки.

Помещение сразу должно располагать будущих клиентов, партнеров к благоприятному результату. Место работы должно быть удобным не только для сотрудников, а в большей части для приема важных посетителей.

Рассмотрим идеи различных дизайнов современного офиса.

Ошибки при выборе дизайна

При выборе легкого интерьера помещения, например, с мягкими пуфиками или нереальными абстракциями фотообоев на стенах в юридической фирме потенциальный клиент может воспринимать, что фирма несерьезно подходит к работе.




Для IT-компании, наоборот, слишком консервативный дизайн будет диссонировать с новейшими технологиями и прогрессом.

Современный интерьер офисных помещений

Чтобы грамотно обустроить стильный дизайн, соответствующий профилю работы, и вызывать максимум доверия у посетителей, лучше обратиться к профессиональным дизайнерам. Только специалист выберет нужный стиль, посоветует модные детали интерьера для создания единого образа эффективной компании. Интерьер должен вызывать полное доверие и производить позитивное впечатление на посетителей.

Сейчас очень модны «прозрачные» офисы. Пользуются популярностью панорамное остекление в помещениях современных офисов, мобильные перегородки совершенно прозрачные, стеклянная мебель и пр. Такие облегченные интерьеры помогают расширить пространство, они легки и воздушны.

Оформить красиво и стильно помещение, где будет комфортно работать и принимать клиентов – не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Грамотно выразить имидж фирмы, рассчитать бюджет дизайна, создать комфортные рабочие места – вопросов сразу возникает немало.

Главное правило в обустройстве офисных помещений – это учесть все вышеперечисленные нюансы, независимо от сферы деятельности любой компании. Поэтому нужно знать правила оформления с учетом модных тенденций.




Как создать необычный интерьер в офисе?

Классика и ампир

Крупным компаниям, стремящихся подчеркнуть свой высокий профессиональный уровень, стабильность и отличное качество работ (услуг), лучше выбирать классические дизайны или роскошный ампир. Это наиболее популярные стили в презентабельных банках, а также в юридических компаниях, в агентствах по продаже элитной недвижимости и др.

При желании подчеркнуть строгий консерватизм и стабильность фирмы это лучшие решения. Примеры шикарных офисов в современном стиле можно увидеть ниже в нашей галерее.

Для создания нужной атмосферы в этих престижных стилях необходимы дорогостоящие материалы и соответствующая роскошная меблировка. Поэтому ремонт и полное перевоплощение обычной комнаты в потрясающий офис – удовольствие не из дешевых.

Но именно отличное качество новых материалов, идеальный порядок и строгие линии создадут необходимый облик благородства и безупречного вкуса. Каждый элемент должен громко заявлять о престиже и стабильном успехе организации.

Работа в современном офисе должна быть на высшем уровне, тогда и сотрудники будут невольно «тянуться» быть лучше, стремиться к новым знаниям. Большой коллектив труднее сплотить, чтоб работать, как один слаженный механизм, где каждый сотрудник – квалифицированный специалист и четко взаимодействует с другими.

Подойдет и «облегченный» английский дизайн, он прекрасно отражает всю серьезность и презентабельность крупной организации.

Нестареющая классика в дизайне – это несколько тяжелая, но престижная дорогая мебель, кожаные кресла, большие шкафы. Это удобно в просторных помещениях. Никогда не теряет актуальности классическое оформление помещений, это всегда в тренде, идеи можно увидеть на следующих фото:

Надо учесть, что не всегда уместно создавать классические интерьеры. Например, для IT-компании консервативность в оформлении не подходит.

Модерн

При необходимости подобрать вариант, поражающий своей новизной и оригинальностью, то лучше рассмотреть модерн. Сейчас он используется не так часто, но его эстетика и необычность форм всегда его выделяет.





Основные его характеристики – необычные формы, плавные линии, преобладание глянца на всех поверхностях, потрясающая игра контрастов в цветовых гаммах и фактурах. Огромный выбор мебели этого направления всегда легко найти.

Можно использовать сочные стильные тона. Модерн смотрится намного «легче» классики, их рекомендуют применять в небольших помещениях.

Нестандартные решения сегодня ценятся, как никогда. В них нет скуки, они поражают динамикой и яркими красками. Опытные дизайнеры легко адаптируют модерн именно для вашей сферы деятельности.

Например, здесь возможны прозрачные перегородки, которые отлично сочетаются с новой техникой, домашним кинотеатром и пр.

В классических вариантах сложно поделить помещение на небольшие кабинеты. Современная оргтехника: ноутбуки, компьютеры, факсы не так органично вписываются в классику, а в модерне они станут продолжением интерьера. Мебель: легкие столы и стулья часто ярких цветных оттенков.

Прекрасное решение – модерн идеален для организаций, связанных с творчеством, туризмом и др.

Хай-тек

Для фирм, которые занимаются аутсорсингом, IT-технологиями больше подходит хай-тек. Это сверхсовременный дизайн идеально сочетается в любыми техническими новинками. Оригинальность, неординарные комбинации элементов в интерьере будут демонстрировать клиентам способность сотрудников к нестандартному мышлению.




Здесь также органично впишутся мобильные перегородки, разделение на множество небольших кабинетов. Для офисов Open space отлично подходит.

Важно! Обязательно нужно уделить внимание грамотной организации свободного пространства, четкому зонированию.

Для этого нужна многофункциональная мебель, особенно трансформеры. Хорошо смотрятся доски для рисунков графиков и напоминаний. В таких офисах легко все изменить, даже декор не потребуется для украшения. Оригинальность меблировки, светильников, организация пространства становятся эффектными декорациями для работы с посетителями.

Надеемся, что советы опытных специалистов помогут разобраться в новых направлениях офисных стилей. Предлагаем вашему вниманию разнообразные фото современных офисов на любой вкус.

Фото современных офисов

Движение вперед и к лучшему не оставляет без изменений и преобразование офисных пространств, подход к проектировке которых за последние годы существенно изменился. Сегодняшний дизайн современного офиса – это применение новых форм обустройства помещений с целью создания максимально благоприятной рабочей среды для персонала и сотрудничества с партнерами и клиентами, что в свою очередь, является залогом положительного имиджа компании, успешного ее процветания и приумножения капитала.

На то, каким вы хотите видеть свое «детище», влияет много факторов. Среди них – планировка помещения и его стилистический образ, цветовое решение рабочих зон, наличие подсобных помещений, удобство мебели, расположение оборудования, освещение, температурный режим, качество воздуха. Скажем, сколько предприятий, столько может быть и решений в оформлении офисов, но существуют и некоторые границы, далеко за которые выходить не следует.

О том, как правильно и грамотно спланировать офисное пространство и организовать рабочие места так, чтобы человеку с радостью хотелось идти на работу, предлагаем рассмотреть в текущей публикации «Дом Мечты».

Планировка интерьера современного офиса

Создание любого интерьера, в том числе офисного, начинается с планировки, которая имеет весомое значение для работоспособности всего предприятия. Составляя проект будущего офиса, необходимо руководствоваться тем, какой вид деятельности ведет фирма, и какова численность ее сотрудников. Для внутренней планировки офисного пространства применяется несколько способов:

  • по принципу кабинетной системы;
  • открытый (Open Space);
  • с помощью модульных перегородок;
  • смешанный.

Сегодня офисы с огромными вестибюлями, длинными коридорами и многочисленными кабинетами можно встретить преимущественно в огромных корпорациях, где область деятельности охватывает многие отрасли и требует индивидуального подхода во многих вопросах. Огромные офисы включают подвесные стеклянные потолки, шикарные вестибюли с лестницами, парапетами и колоннами, которые выполнены из гранита или мрамора. В дизайне вестибюлей, а также кабинетов и приемных, используют также стеновые панели из древесины, которая по-прежнему востребована.

В средних и малых компаниях приветствуется организация пространства по типу опенспейс или модульного офиса, которые сочетают в себе , эргономичность, свободу и визуальную красоту, что соответствует стилям хай-тек и . Главные плюсы таких планировок – рациональное использование площади, возможность тесного взаимодействия между коллегами и открытые отношения с клиентом.

Но иногда даже сфера деятельности небольшой фирмы требует тишины и концентрации. В этом случае, если позволяют квадратные метры, предпочтение отдается планировке офиса по смешанному типу.

Если же площадь приходится экономить, применяется такой ход, как создание одного закрытого помещения для переговоров и решения вопросов, требующих уединения.

Многие офисы располагают reception, приемной для клиентов и партнеров, конференц-залом и отдельными кабинетами для руководящего состава. Их дизайн может несколько отличаться от общего интерьера офиса и рабочих зон. Допустим, стойка администратора может иметь более яркую отделку, а комната начальника – дорогую и солидную.

Частью прогрессивных офисов, помимо раздевалки и туалетной комнаты, является присутствие и других служебных помещений, наличие которых докажет заботу начальства о подчиненных. Так, при ненормированном рабочем дне моральное удовлетворение коллективу принесет комната отдыха, которая, кроме удобных кресел или диванчика, может включать место для перекусов, бильярдный стол, небольшой тренажерный зал и душевую.

Дизайн идущего в ногу со временем офиса: цветовое и стилевое оформление

Сегодняшние офисы – это стильность, комфорт, практичность и позитив. Предпочтение отдается интерьерам, в которых отделка стен, потолка и пола, дизайн мебели и оборудования представляют единый ансамбль. Понятно, что вариантов стилизации множество, и каждый конкретный офис – это индивидуальное решение, и оно должно быть таким, чтобы желание работать не оставляло.

На первом месте находится работа над цветовым окружением. Предпочтительные цвета для современного офиса:

  • пастельные – голубой, зеленый, бежевый, желтый, кремовый;
  • нейтральные – темно-серый, металлик и белый.

Пастельные холодные оттенки, применяемые для дизайна интерьера современного офиса, подходят для структур, деятельность которых требует сосредоточенности и логического мышления, теплые – уместны там, где работа творческая.

Деловым и строгим офисам в стилях хай-тек и манхэттен импонируют огромные окна, меблировка из полированного металла, стеклянные перегородки, гладкие поверхности, легкие , строгие аксессуары, хромированная и серебристая фурнитура, светильники на кронштейнах, вмонтированные в мебель.

Отдельно стоит выделить оформление офиса в классическом стиле, который всегда остается передовым. Ему присущи шкафы, столы и стулья, выполненные из темной древесины, с благородной обивкой и массивными ножками. Украшение таких интерьеров – богатые библиотеки, дорогие картины и различные предметы под старину. В качестве источников света здесь используются массивные люстры и .

Актуальным в организации офисного пространства является , который направлен на дисциплинированность и коллективизм. Его отличительные черты – утонченная гармония красок, аксессуаров и мебели. Простая мебель, светлые краски, много света, легкость, асимметричное повторение элементов – принципы дизайна в духе Японии.

Для офисов, где работа связана с художественной или творческой деятельностью, подходит интерьер в стилях и , которые представляют собой изящность линий, ажурные перегородки, ширмы, драпированную мебель, расписные стены. Для них характерны необычные вещи, яркие аксессуары, кованые изделия, в общем, все, что помогает погрузиться в мир искусства.

Обустройство рабочей зоны современного офиса

Кроме создания красивого и стильного офисного пространства, обеспечение персонала комфортными рабочими местами – не менее важный момент. Обстановка, в которой человек находится длительное время, влияет на его эмоциональное состояние, что, в свою очередь, сказывается на отношении к своим обязанностям и, в целом, на производительности труда.

Важные правила:

  1. Меблировка каждого рабочего места должна не только отвечать стилю компании, но быть качественной и удобной. Как минимум, это стол, площади которого будет достаточно для выполнения задач, а также или стул с правильным положением спинки.
  2. Для оформления пола помещения, где люди проводят минимум по 8 часов, применяется , или , в отличие от плитки, эти материалы не такие холодные, а также, ввиду своей многоликости, красиво дополняют любой интерьер.
  3. Если рабочая зона представляет собой открытое пространство или сгруппированное блоками, необходимо позаботиться о звукоизоляции помещения. С этой задачей отлично справляются