Логоритмические упражнения для дошкольников. «В мире логоритмики

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим и логоритмическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения.

Из статьи вы узнаете, что такое логоритмика, какие упражнения она в себя включает, каково ее возрастное предназначение. Эта методика становится популярной, так как многим детям она помогает быстро освоить речь.

Что такое логоритмика?

Чтобы у ребёнка не было проблем с речью, педагоги применяют разные методики. Одна из них - логоритмика. Благодаря ей дети пополняют словарный запас, разрабатывают как мелкую моторику, так и крупную, учатся правильному произношению и многому другому.

Логоритмика - комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.

На самом деле эта методика называется "логопедическая ритмика". Педагоги занимаются ею с детьми, чтобы исправить речь с помощью движений и звукового сопровождения. Эти упражнения очень полезны для детей. Они развивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности.

Очень нужна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения предназначены для того, чтобы ребёнок быстрее справился с речевыми трудностями. В этом возрасте детей готовят к школе, потому им необходимо говорить правильно и чётко, так как от речевых навыков зависит в том числе и успеваемость.

Цель логоритмических упражнений для дошкольников

Чтобы преодолеть проблемы речевого развития, необходимо проводить ритмические занятия. Для каждого упражнения педагоги ставят определённую цель. Дети учатся разговаривать, совершенствуют свою речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку, развивают дыхание и многое другое.

Благодаря ритмическим упражнениям ребёнок начинает чувствовать темп музыки, двигаться в такт, петь и т. д. Полезна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения для них даются более сложные, так как перед школой необходимо знать намного больше, чем в возрасте 3-4 лет.

Логоритмические занятия нужны не только для развития речи. Благодаря им можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить спокойного. С помощью логоритмики дети учатся перевоплощаться и входить в образ театрального героя.

Актуальность

На сегодняшний день эта методика очень востребована. Упражнения можно выполнять не только в коллективе, но и дома. Взрослые помогают детям развиваться в соответствии с возрастом. Для каждого ребёнка очень полезны логоритмические занятия. Они всесторонне развивают детей и совершенствуют их речь.

Логоритмика учит детей досконально овладевать двигательными навыками, ориентироваться в пространстве. Чем старше ребёнок, тем больше он понимает смысл занятий, и может проявлять себя творчески.

Регулярные логоритмические занятия помогают оздоровиться. Лучше работает сердечно-сосудистая система, дыхательная, двигательная, познавательная и др. Благодаря таким занятиям у детей поднимается настроение на целый день.

Популярна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения для них созданы не только с музыкой и движениями, но и с более сложными словами для закрепления развития речи. Перед школой дети должны хорошо разговаривать и знать много слов. Тогда они легко научатся читать и писать.

Что включает в себя логоритмика?

Как говорилось ранее, музыкальные и двигательные упражнения необходимы каждому ребёнку. Логоритмика включает:

  • Ходьбу вперёд, назад, влево или вправо. Благодаря таким упражнениям ребёнок учится ориентироваться в пространстве.
  • Дыхание, голос, артикуляцию, интонацию. Это помогает детям правильно говорить, подбирать слова, чувствовать такт.
  • Регулирование мышечного тонуса и внимания.
  • как с музыкальным сопровождением, так и без него.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Развитие музыкального такта.

Принцип всех логоритмических упражнений заключается в использовании ритимики и музыки. Поэтому есть вероятность разнообразить движения. Соответственно, детям не надоедают логоритмические упражнения, ведь каждый ребёнок готов прыгать и бегать хоть целый день.

Иногда малышам предлагаются сложные задания. Особенно тяжела логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения им организуются с музыкальным сопровождением, движением и словами. Не каждый ребёнок легко обучится этому.

Занятия всегда начинаются с ходьбы или марширования. Благодаря этому координация рук и ног чёткая. Именно с ходьбы дети учатся управлять своим телом и становятся более устойчивыми.

Развитие внимания, памяти и музыкального чувства

Многие дети не умеют сконцентрироваться на одном. Они невнимательные, забывчивые, память неустойчивая, петь под музыку не могут, так как нет соответствующего слуха. Для таких малышей необходимы логоритмические упражнения, где требуются внимание, память и слух.

Для развития музыкального чувства детям сначала предлагаются задания с медленным ритмом. Малыши должны почувствовать в музыке каждый звук.

Темп - это скорость. В музыке его разделяют на медленный, умеренный и быстрый. Чтобы ребёнок смог почувствовать музыку, не стоит спешить. Сначала с детьми останавливаются на медленном темпе. Когда он будет освоен, можно переходить к более быстрой музыке.

Музыкальные инструменты - неотъемлемый атрибут в логоритмике

Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Поэтому немаловажное значение в логоритмике имеют музыкальные инструменты.

Благодаря им дети учатся у них появляются слух, внимание и память. Плюс ко всему, развивается мелкая моторика, с помощью которой улучшается речь.

Музыкальные инструменты развивают фантазию и творческие способности. Когда воспитатель или музыкальный руководитель начинает играть на пианино, дети должны повторить хотя бы темп. С первого раза редко получается. Однако если ребёнок стремится к улучшению, рано или поздно у него обязательно всё получится.

Логоритмика для детей 4-5 лет

Многие педагоги уделяют внимание ритмическому воспитанию. Очень интересна логоритмика для детей 4-5 лет. Упражнения проводятся максимум 30 минут. Это могут быть пальчиковые или подвижные игры. Благодаря им развивается речь ребёнка.

Пальчиковая игра

Воспитатель: дети, посмотрите на свои пальчики. Сколько их на правой руке? А на левой? Правильно, по 5 пальчиков. Давайте ими поиграем.

Мы делили мандарин (левый кулак держит правая рука ).
Много зверят, а он - один.
Эта долька - для котят (разгибаем первый большой пальчик ),
Эта долька - для утят (разгибаем указательный палец ),
Эта долька - для поросят (разгибаем средний палец ),
Эту - курочки съедят (разгибаем безымянный палец ),
Остальные дольки - для маленьких ребят (разгибаем мизинец ).

Подвижная игра

Мы бежали, мы бежали, пока ножки не устали.
Сейчас немножко отдохнём, и опять бежать начнём.
Ой! Дети, посмотрите в окошко, дождик пошёл.
Всем быстро пора бежать домой.
Наденем на ножки красивые резиновые сапожки,
Пойдём опять мы гулять, милый дождик догонять.

Эти развивают внимание. Такие игры необходимо проводить регулярно. Желательно с музыкальным сопровождением.

Логоритмика для детей 5-6 лет

В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.

Двигательное упражнение

Под бугром вырос гриб-мухомор,
Дети увидели его и решили копать.
Стали лопатой его сбивать.
Один день копали,
Второй день рубили,
Третий - пилили.
Ура! Гриб на землю свалили!

В этом упражнении дети должны сами догадаться, какие движения нужно делать. Однако, взрослые первый раз могут помочь. Когда дети выучат стихотворение, могут пересказывать его самостоятельно.

Еще одно упражнение

Дует ветерок, листья закружились,
Медленно, но верно на землю опустились.
Подул сильный ветер, снежинки прилетели,
Наверное, скоро начнутся метели.
Опять подул вдруг ветерок, на земле лежит снежок.
Снег находится везде, и на дереве, в дупле,
На земле и на асфальте,
Ведь зима пришла, представьте!

Логоритмика для детей 5 лет очень занимательная. Ребята с удовольствием будут придумывать движения и показывать их.

Логоритмика для детей 6-7 лет

Упражнения для этого возраста могут быть уже не по 30, а по 40 минут. Детям нужно выделять уже больше времени для занятий, так как их сложность увеличивается.

Двигательное упражнение

В лес с ребятами пойдём (марширование по кругу ),
И грибы мы соберём,
А пока мы песенку споём.
Я с друзьями в лес приду (ходьба ),
И грибы соберу (наклоны вперёд ).
Дождик как-кап-кап прошёл,
И грибы не обошёл,
Теперь выросли они,
Их насобираем мы.

Для этого стишка пусть дети самостоятельно придумают движения. Ведь у них развивается не только память, но и фантазия. Забавна и увлекательна логоритмика для детей 6-7 лет. Упражнения чаще всего предлагаются с музыкальным сопровождением. Как раз то, что нужно каждому ребёнку.

Занятия в домашних условиях

Чтобы преодолеть у ребёнка, не обязательно заниматься у логопеда. Можно и в домашних условиях проводить Многие дети говорят слишком быстро. Это негативно влияет на речь. Благодаря логоритмическим упражнениям вы научите своё чадо говорить понятно.

С ровесниками малышам заниматься легче и веселее. Однако не всегда есть возможность отвести своего кроху в коллектив. Поэтому проводите занятия в домашних условиях. Это не так сложно, как кажется.

Есть уникальная логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения построены только на сказках или песнях. Это весело, интересно и занимательно для каждого ребёнка. Многие дети просят родителей прочитать очередную сказку. Можно воспользоваться ситуацией. Когда рассказываете сказку, сопровождайте её движениями, интонацией, мимикой. Дети всегда копируют взрослых, поэтому после первого прочтения ребёнок вам покажет и расскажет уже другую сказку. Таким же образом пойте с ребёнком песни.

Заключение

Упражнения для детей по логоритмике могут быть разнообразными - как самыми лёгкими, так и сложными. В младшей группе подойдут стихотворения Агнии Барто. Для детей старшей или подготовительной групп можно рассказывать длинные сказки Корнея Чуковского или Сергея Михалкова.

Когда включается музыкальное произведение, дети должны не только петь, но и танцевать. Старайтесь не ругать малышей, если у них ничего не получается. Помните о том, что дети всё-таки маленькие, и многие движения им даются тяжело.

Чтобы детям нравилось выполнять упражнения, как можно чаще включайте «минусовки». Даже зарядку нужно делать с музыкой. Тогда дети с удовольствием выполняют упражнения.

Танцевальные движения помогают расслабиться, почувствовать ритм, паузу, тишину или окончание музыкального произведения. Добавляйте свою фантазию, любовь к малышам, и вы сможете преобразить занятия в насыщенные эффективные игры, и дети будут с удовольствием их ждать.

    Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.

    Тянуть любой гласный звук максимально долго.

У пражнение по развитию речевого дыхания (физкультминутка)

«Петушок – золотой гребешок»

Петушок, петушок – золотой гребешок.

На окошечке сидел, песни петь он не хотел.

Пришёл бычок – петушок молчок.

Прибежала овечка – петушок ни словечка.

Пришла курица – а петушок всё хмурится да хмурится.

Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка. Ку-ка-ре-ку.

Упражнения на развитие силы и длительности ротового выдоха.
-Сдувание воздушной струёй лёгких предметов, затем более тяжёлых;
-задувание свечи холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-приведение во вращение ветряной мельницы холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до бурления воды;
-надувание резиновых игрушек. При этом следует обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть игрушку: чем меньше, тем совершеннее выдох;
-игра на свистящих игрушках (свирели, дудочке, рожке и т.д.).

Упражнения на развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот .
-Поплёвывание с зажатыми крыльями носа;
-лёгкое дутьё холодной струёй на ватку, полоску бумаги;
-лёгкое поддувание холодной струёй плавающих в воде объёмных целлюлозных игрушек;
-лёгкое поддувание холодной струёй бумажных фигурок, прикреплённых к деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз, жучков, акробатов и т. д.);
-лёгкое направленное сдувание или поддувание предметов через соломинки или пластмассовые трубочки;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызгивания воды;
-пускание мыльных пузырей;
-вращение струёй выдыхаемого воздуха игрушечных ветряных мельниц, двигателей и т.п.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти.
-Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длительный выдох.

Упражнения и игры на силу и длительность выдоха.

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Отрабатотка произношения гласных звуков и слогов.

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох :

    Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;

    Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;

    Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи. Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу. Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Например:

“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.

Задача любого родителя – помочь малышу развиваться гармонично и всесторонне. На помощь придет логоритмика для детей, достигших 2-3 лет, которая в дальнейшем перерастет в усложненные занятия с 4–6-летними дошкольниками. Подобные тренировки проводятся в игровой форме, поэтому они интересны детям и помогают улучшать ключевые навыки.

Краткое знакомство с термином

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Роль и значения

Логоритмика включает три основных элемента:

  • слово (звук);
  • ритм;
  • движение.

Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект.

За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки:

  • использование артикуляционного аппарата;
  • мелкую моторику и способность совершать движения кистями и пальцами;
  • контроль над собственным телом;
  • координацию движений.

Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Конечно, не стоит забывать, что любой ребенок – индивидуальность. То, что один освоил в два годика без проблем, другому станет доступно лишь к 3,5 годам. Но есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи.

Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

Особенности и средства

К числу средств, которые можно использовать для логоритмики, относятся:

  • игры;
  • упражнения;
  • песенки;
  • стишки.

Сама тренировка проводится в увлекательной для малышей игровой форме, поэтому они не только проводят время с пользой для себя, но и получают удовольствие. Для того чтобы ребенку было интересно, следует включать в занятия логоритмикой кукол, игрушки. Для развития навыков работы рук потребуются деревянные ложки или палочки; кубики, кольца от пирамидок или аналогичные предметы. А взрослый может вооружиться куклами-рукавичками, которые придадут занятию особое настроение.

Занятия с детьми 2-3 лет

Познакомимся с несколькими вариантами проведения тренировки по логоритмике с самыми маленькими.

Музыкальная логоритмика

Чтобы сделать занятия более интересными для малышей, можно воспользоваться видео Железновой Екатерины, благодаря которому родители узнают, как развить у детей чувство музыкального ритма и улучшить речевые навыки. Каждое упражнение содержит возгласы для повторения, которые помогут ребенку научиться петь и говорить, а также определенную совокупность движений, направленных для развития мелкой и крупной моторики.

Приведем примеры упражнений.

  • «Наши ручки». Взрослый поет песенку, малыш вслед за родителем начинает тереть одну ладонь о другую, словно стараясь их вымыть. Потом руки поднимают вверх, пальцы разводят в стороны и совершают вращательные движения кистями. Далее – руки опускают, вновь вращают кистями. И, наконец, убирают руки за спину.
  • «Паровозик». Малыши 2-3 лет могут выполнять это упражнение при помощи родителей, которые будут «руководить» движениями согнутых в локтях рук, имитирующих движение колес паровоза. Чтобы ребенку было интереснее, можно включить в занятие игрушечный поезд. Обязательно поется песенка и повторяются слова «чух-чух-чух».
  • Занятия с кубиками. Песенка очень проста: «Кукла с кубиком идет, красный кубик нам несет. Уронила кубик, ой (взрослый роняет кубик). Принеси теперь другой». Задача ребенка – бросить кубик в тот момент, когда звучат соответствующие слова песенки.

В первое время родитель может помогать малышу, подсказывать ему, когда именно необходимо бросить кубик.

  • «Лошадка». Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади. Родители, придерживая руки ребенка, помогают ему при необходимости.
  • «Ножки». Малыши при помощи родителей совершают прыжки и приседания, напевая песенку про ножки.

Подобных упражнений много, поэтому периодически можно обновлять программу тренировок, но не стоит делать это слишком часто, иначе малыши не смогут запомнить сами песенки и упражнения.

Животные

Дети в 2-3 года любят животных и активно ими интересуются, поэтому для развития речи и координации движений можно этим воспользоваться.


Вариантов заданий, которые понятны и доступны самым маленьким, множество.

  • – малыш пробует повторить «мяу», а также вертит в руках игрушечную кошку, развивая кисть.
  • «Му» – подражание корове. Задача ребенка не только издать звук, но и повторять движения животного.
  • «Ослик» – дети подпевают возглас «и-а» и подражают движениями осла: топают ногами, размахивают руками, словно хвостом.

Малышам интересно повторять движения животных, при этом они развивают свои речевые навыки и моторику.

Занятия в 3-4 года

Логоритмические упражнения можно немного усложнить, включить стихи, которые ребенок будет повторять за взрослым.

Основными заданиями для этого возраста являются:

  • ходьба с различными формами усложнения – на месте, как медведь (косолапо), как лиса (на цыпочках), на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы;
  • артикуляционная и дыхательная гимнастика;
  • пение;
  • упражнения для развития внимательности;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Каждое из них выполняет сразу несколько функций и помогает развить ряд навыков.

Особенности проведения тренировки

Решив заняться логоритмикой с ребенком 3-4 лет, родителям важно учитывать следующие моменты.

  • Поскольку малыш повторяет за родителем все движения, взрослый должен быть уверен, что показывает их правильно, поэтому каждое упражнение следует делать перед зеркалом или отрепетировать.
  • Не нужно принуждать ребенка запоминать слова или движения. Регулярное повторение – и они запомнятся сами собой.
  • Частота тренировок – дважды в неделю. Однако если малыш отстает в развитии, заикается или невнятно произносит большинство звуков, количество тренировок возрастает на одну-две.

На первых этапах может потребоваться помощь родителя, поэтому нужно поддержать ручки малыша, помочь ему выполнить задание, направить. От мам и пап требуется терпение, поскольку очень многое может не получаться с первого раза. Ругать ребенка нельзя, иначе у него сформируется стойкое отвращение к тренировкам и полезные для дальнейшей жизни навыки останутся несформированными.

Положительное влияние

Через пару месяцев регулярных занятий можно заметить у дошкольника положительные изменения:

  • его движения станут более разнообразными, плавными и аккуратными;
  • речь – понятнее и выразительнее, произнесение многих звуков будет получаться лучше;
  • ребенок приобретет ловкость, улучшит крупную и мелкую моторику.

Поэтому родителям не стоит недооценивать важность таких занятий, особенно в период становления речи.

Упражнения довольно многочисленны, приведем несколько примеров.

Примеры упражнений

Тренировку лучше всего начинать с дыхательной гимнастики. Дети в 3-4 года хорошо справляются со следующими упражнениями:

  • подуть на ладонь, на которой лежит воображаемая снежинка;
  • сдуть бумажку с кончика носа;
  • подуть на воображаемый одуванчик.

В различных картотеках подобных упражнений представлено множество.

Улучшить общую координацию движений помогут следующие задания.

  • Имитация игры на музыкальных инструментах. Ребенок вслед за взрослым воспроизводит и само движение, и получающийся звук.
  • «Земля, воздух, вода». Родитель произносит слово «земля». Задача малыша – повторить его и потопать ногами – он ходит по земле. Далее взрослый говорит «воздух», ребенок повторяет слово и поднимает руки вверх – поднимается в воздух. Теперь звучит слово «вода», ребенок, повторив его, делает махи руками, имитируя движения пловца. Упражнение следует выполнить несколько раз, начать можно с 5-6 повторов, постепенно увеличивая их число. Движения малыш должен быстро запомнить.
  • Взрослый произносит знакомое малышу слово (например, из тематики овощей) по слогам: о-гу-рец. Ребенок повторяет и хлопает на каждом слоге: о (хлопок в ладоши) – гу (хлопок в ладоши) – рец (хлопок в ладоши). Затем аналогично «прохлапываются» другие овощи: капуста, морковь, перец. Чтобы ребенку было интересно, можно демонстрировать ему продукты, о которых идет речь.
  • Упражнение «Пятка и носок»: дети ставят руки на пояс (родителям важно помочь им в этом). Теперь одна нога выдвигается вперед, ставится на носок, возвращается обратно, затем повторяется с другой ногой. Следующий момент – по очереди поставить обе ноги на пятку. Потом родитель просит ребенка повернуться вокруг своей оси, сделать несколько хлопков.
  • Следует обязательно включать в тренировку ходьбу на месте, это поможет улучшить координацию движений в целом.

Если какое-либо упражнение не дается ребенку, не получается, то его временно можно вычеркнуть из структуры тренировки и вернуть не ранее чем через пару месяцев.


Очень хорошее упражнение на развитие общей моторики «Гуси». Выполняется оно так: взрослый читает текст и показывает движения. Задача ребенка – воспроизводить эти действия:

Гуси серые летели (малыши, размахивая руками, будто крыльями, встают на носочки и бегают).

На лужайке тихо сели (дети приседают).

Походили (встают, ходят на носочках по кругу).

Поклевали (стоя, наклоняют голову вниз).

Потом быстро побежали (малыши бегут, садятся на заранее подготовленный стульчик).

«Гуси» могут выполнятся как при групповых занятиях, так и дома с одним малышом. Если родитель будет артистичен, станет использовать игрушки, то ребенок не заскучает, а будет выполнять упражнение с удовольствием.

Не стоит ждать быстрых результатов, особенно если занятия проводятся с отстающими малышами. Нередки случаи, когда положительный эффект можно обнаружить лишь спустя год регулярных занятий. Чтобы ребенок не утратил интерес, важно не забывать подготавливать музыкальное сопровождение для каждого тренировки (это могут быть веселые детские песенки).

5-6 лет: продолжение работы

Когда малышу исполнилось 5-6 лет, занятия логоритмикой переходят на новый уровень. Теперь они выполняют следующие задачи:

  • помогают пополнить запас известных слов;
  • совершенствуют мелкую моторику;
  • стимулируют развитие творческих способностей;
  • улучшают речь и позволяют скорректировать ошибки в произношении отдельных звуков;
  • помогают сформировать правильную осанку.

В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.

Овощи

Дошкольник 5-6 лет уже имеет представление об овощах, поэтому без проблем справится со следующими упражнениями.

  • «Мы капусточку порубили!» – говорит взрослый, показывает ребенку движение: согнуть руки в локтях, двигать ими верх и вниз попеременно, словно рубите капусту. Малыш повторяет.
  • «Мы капусточку посолили!» – движение: свести пальцы в горсть и имитировать движение соления, перебирая пальцами.
  • «Мы капусточку потерли!» – согнуть руки в локтях, прижать кулаки один к другому и потереть ими друг о друга.
  • «Мы капусточку отжали!» – согнув руки в локтях, малыш вслед за взрослым начинает поочередно сжимать и разжимать кулаки.
  • «Мы славно потрудились!» – похлопаем себе.

Чтобы ребенку было легче, можно предварительно показать ему на кухне, как проводится работа с шинкованием капусты.

Вместо капусты можно испечь оладушки: произнести веселое стихотворение, делая руками движения и хлопая в такт.

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух — тух! (задача малыша – разжимать и сжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (теперь совещаются круговые движения двумя руками: ладони движутся по кругу по 2-3 раза в каждом направлении) Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печь оладушки» надо так: хлопать в ладоши, держа их параллельно полу, каждый раз меняя «верхнюю» руку) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады — лады, ладушки, горячи оладушки! (ладони расположены перед лицом, необходимо «нарисовать» ими воображаемый полукруг влево и вправо, подуть на них).

Животные

Эти упражнения для дошкольников не только помогут улучшить координацию движений, мелкую моторику и речевые навыки, но и будут способствовать запоминанию названий представителей животного мира и особенностей их поведения.

Малыши вслед за взрослым повторяют простые стишки про жуков, зайку, мишку и делают необходимые движения.

«Как танцуют жуки?»

Топ-топ правой ножкой (дети дважды топают одной ногой).

Топ-топ левой ножкой (то же самое — другой).

Вверх, вверх наши лапки (дети поднимают руки вверх).

Кто же выше всех? (встают на носочки, стараются потянуться как можно выше, не теряя равновесие).


Малыши вслед за взрослым повторяют слова стишка и выполняют движения:

Крошка-зайка сидит (дети приседают),

Шевелит ушами (малыши прикладывают руки к голове и делают движение, имитирующее шевеление длинных ушек).

Хвостик беленький дрожит,

Сам стучит зубами.

Засиделся – и замерз (дети потирают себя ладонями по рукам, словно пытаясь согреться),

Надо бы согреться:

Лапками похлопаем (малыши хлопают в ладоши),

Ножками потопаем (топают на месте).

Вот и хорошо!

Можно воспользоваться и хорошо знакомым стишком про медведя «Мишка косолапый по лесу идет». Тогда малышам предстоит выполнить несколько упражнений:

  • имитировать походку медведя;
  • нагибаться, словно за шишкой;
  • захватить ладонью воображаемую шишку и поместить ее в карман.

Постепенно ребята выучат стишки и будут их рассказывать без помощи родителя.

Все звуки в стихотворении должны произноситься четко, чтобы у ребенка был положительный пример. Поэтому родителям следует потренироваться.

Продолжительность занятия – около 30 минут дважды в неделю. При наличии проблем по согласованию с логопедом число тренировок может быть увеличено.

Новые задания

Постепенно можно усложнить задания: прочесть детям стишок простого содержания (например, «Слон» или «Козленок» Агнии Барто) и предложить им самим придумать подходящие по смыслу движения. При возникновении трудностей родитель может подсказать, направить в нужное русло.

Занятия логоритмикой должны войти в полезную привычку, ведь, помимо своей очевидной полезности, они способны доставить ребенку подлинное удовольствие, помочь ему весело и с пользой провести время. Родителям следует помнить, что единой программы тренировок, которая подойдет каждому, нет – занятие выстраивается индивидуально, в зависимости от уровня развития малыша.

Нам всем давно известно, что движения могут частично заменить психотерапевтическое воздействие. Усталость, нервное напряжение, упадок сил можно и нужно «лечить» движениями. А если к движениям присоединяется музыка, пение и слово – целебное воздействие умножается. Логоритмика соединяет в себе и ритм, и звуки (слова), и движения.

Что значит логоритмика? Характеристика и особенности

У многих современных дошкольников диагностируется одновременное отставание и речи, и моторики, — двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Логоритмика, или логопедическая ритмика, – один из методов для устранения речевых нарушений, объединяющий в себе движения, слово и музыкальный ритм.

Ею можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, — не что иное, как логоритмика. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить.

Основная задача логоритмической гимнастики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.

Кому полезны логоритмические упражнения:

  • Детям с общим недоразвитием речи.
  • Детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года).
  • Ослабленным, часто болеющим детям.
  • При дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения).
  • Детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам.
  • При запинках в речи, а так же детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).

Логоритмика развивает не только речь, но и психические процессы, стимулирует физическое развитие. Развитию речи служат игры на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляции, ритма. Чаще всего, одни и те же упражнения достигают нескольких целей одновременно.

Основная черта логоритмических упражнений – почти все они сопровождаются музыкой или пением. Музыка оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на психику ребенка, привносит особый оттенок и помогает сделать упражнения разнообразнее.

Логопедическая ритмика – это:

  1. Различные виды ходьбы с усложнением.
  2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  3. Упражнения на развитие речи без музыки.
  4. Упражнения, развивающие точную моторику.
  5. Пение.
  6. Упражнения на внимание, на регулировку тонуса мышц.

Упражнения, требующие координации внимания, одновременно развивают все виды памяти: кинестетическую (двигательную), музыкальную, слуховую, речевую, зрительную.

Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?

Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.

Влияние занятий на развитие детей:

  • Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
  • Развивается музыкальный слух.
  • Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
  • Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
  • Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.

Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.

Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет?

Все логоритмические упражнения для детей 3-4 лет очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.

На видео презентации песенки — инсценировки известного педагога раннего развития Железновой Е.С.:

Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.

Перед проведением занятий требуется небольшая подготовка – для каждого этапа занятий требуется подобрать соответствующий саундтрек. Это может быть классика, детские песенки, музыка для релаксации, звуки природы.

Невозможно пользоваться жестко определенной программой занятий, все занятия подстраиваются под конкретного ребенка. Если проблемы с моторикой – увеличивается доля соответствующих упражнений, сильнее всего страдает звукопроизношение – следует больше времени уделить пальчиковой и артикуляционной гимнастике.

Ребенка ни в коем случае не следует ругать за неудачи, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Лучше на время отказаться от неосвоенного упражнения, но затем все равно нужно к нему вернуться.

Логоритмические игры и упражнения для детей 3-4 лет

Для индивидуальных занятий можно подобрать материал самостоятельно, или воспользоваться готовыми программами. Главное, чтобы структура занятия включала в себя требуемые компоненты, и при необходимости упражнения сопровождались музыкой.

Логоритмические игры:

  • Дыхательные упражнения

Сдуваем ватку с ладошки, дуем на бумажные снежинки, сдуваем бумажку, приклеенную на кончик носа, дуем на бумажные кораблики в тазу, пускаем мыльные пузыри.

  • Поем гласные

Тянем яркий цветной шнурок из кулачка и поем гласный звук до тех пор, пока он тянется.

  • Игра «Земля, вода, воздух»

На произнесенное взрослым слово «земля» топаем ногами, на слово «вода» имитируем плавание, на слово «воздух» машем руками над головой.

  • Игра «Мы руки поднимаем»

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, качаем головой.
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, их маме подаем,
И бегаем бегом!

  • «Веселые попугайчики»

Предложить детям отстукивать ребром ладошки ритм слогового ряда, предложенного взрослым: та-та-та, та-та, та-та, та-та-та, как попугайчики повторяют каждое слово.

  • Имитация игры на музыкальных инструментах

«Мы пришли и сели, играем на трубе – Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Далее имитируем игру на барабане, трещотках, балалайке и т.д. Можно воспользоваться детскими игрушечными инструментами.

Видео — сюжет занятия по логоритмике с детьми 4-5 лет:

Веселые и разнообразные занятия не наскучат малышу, и взрослым удастся в непринужденной форме достичь важной цели – развить правильную, богатую и красивую детскую речь.

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

АЛЬБОМ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Выполнил:

студент группы ЛП- 46

Антропов А.С.

Пенза 2008г.

Упражнение на развитие общих движений

1) Потягушки

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.

2) Бревнышко

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.

В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.

3) Лодочка (лежа на спине лицом вверх)

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.

4) Лодочка (лежа на животе лицом вниз)

Выполняется ребенком точно так же.

5) Поспешим к Айболиту

Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.

а) "Раненый зайчик"

Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

б) "Раненый медвежонок"

Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.

6) Четвереньки

Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.

7) Канатоходец

8) Перекрестные шаги

9) Перекрестные прыжки

10) Перекрестный шаг сидя

Ребенок представляет себя мотоциклистом.

Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.

11) Вращение шеи

12) кошка

Кошка мышку увидала, Дети становятся парами

Подошла и так сказала: протягивают друг другу руки

Одиноко у старушки Хлопки в ладоши

Жить одной мне без подружки.

Знаешь что? Давай дружить! Кружение парами

В гости будем мы ходить. Хлопки в ладоши

13) «самолет»- руки в сторону, бег по кругу.

14) «паровозик»- руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Ходьба между стульями, с круговыми движениями рук.

15) «кораблик» - руки в перед, ладони прижаты друг другу. Ходьба по кругу с покачиваниями вправо, влево.(раскачиваются на волнах).

Упражнения на развитие внимания и памяти.

Развитие слухового внимания


    отгадай, что звучит . Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

    Солнце или дождик . Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

    Разговор шепотом . Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

    Посмотрим, кто говорит . Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

    Слышим звон и знаем, где он . Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

    Логопед называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук С: А, У, И, Л", И, Т, К, С.

Игра с мячом.

СО, СУ, СЫ).

7. Логопед читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком Л", они звонят в колокольчики:

Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.

Упражнение на развитие речевого внимания

1)

2) Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите".

Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".

Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.

3) Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".

4) Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;

ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".

5) «Летает – не летает»

6) «Съедобное – несъедобное»

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

7) «Наблюдательность»

8) «Самый внимательный»

9) Где что было

10) Обезьянки

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Упражнения на развитие чувства ритма.

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа

    Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).

    ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети его повторяют.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Пассивная гимнастика (массаж)

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

    поглаживание: совершается в разных направлениях.

    растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

    вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)

    массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

    сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.


Пальчиковые игры

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:

Потешки для мелкой моторики

cорока

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

Ничего тебе нет!

(мизинец не загибается)

ладушки

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашку поели, бражку попили.

Шу-у-у…полетели!

Ку-ка-ре-ку!

Варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал".

Маша варежку сняла:

"Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь,

(сжать пальцы в кулачок)

Братцы

Замок

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.

(расцепить пальцы)


Упражнения на развитие речевого дыхания


Как выполнять упражнения

    воздух набирать через нос

    плечи не поднимать

    выдох должен быть длительным и плавным

    необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

    нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

    футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

    ветряная мельница . Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

    снегопад . Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

    листопад . Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

    бабочка . Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    кораблик

    одуванчик . Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

    шторм в стакан.

    «Подуем на плечо»

10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.


    Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.

    Тянуть любой гласный звук максимально долго.

Упражнение на развитие просодии

Произношение слов с утрированным выделением каждого звука.

Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро: Мммааалллииинннааа, ллииссаа.

Упражнения на координацию речи с движением

1. «Щетки»

Этой щеткой чищу зубы. (имитация чистки зубов)

Этой щеткой башмаки. (Наклоны вниз)

Этой щеткой чищу вещи, (Наклоны в стороны)

Все три щетки мне нужны. (2 приседания)

2. Плечо.

У меня болит плечо чо-чо-чо (Обхватывают себя руками)

Раз болит пойду к врачу чу-чу-чу

Нет к врачу я не хочу (Наклоны головы

Четко проговаривая, выделяют звук Ч.)

3. Яйцо.

Вот вам сказка о яйце-це-це-це: 2 хлопка под музыку

Курица сресла яйцо цо-цо-цо: поднимаем, опускаем руки

Киска тянется к яйцу цу-цу-цу, постукивание правой ногой об пол

Отогнали? Молодцы! –цы-цы-цы. 4 приседания

4. Душ.

Вот от ножек и до ушек Наклоны в низ руки к ушам.

Моет Женю жаркий душик. Круговые движения руками вокруг себя.

И макушку, и живот Руки на голову. На живот.

Жене душ водой польет. Наклоны в право в лево.

Моет шею, моет уши. Наклоны головы к плечам,

Как же хорошо под душем! 2 приседания.

Упражнение на развитие речевых и мимических движений

1) «Чья вода вкуснее?»

Я буду пить лимонную воду. Морщат нос

Я буду пить липовую воду,

Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие

2) Фрукты

3) Эмоции

Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

4) Застегивание и расстегивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

5) Большие пуговицы и маленькие пуговицы.

Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).

Обследование психомоторного состояния взрослого с речевыми нарушениями

Обследуемый: Ф.И.О.: ___________

Дата рождения: 09.04.1986г.

Диагноз: предположительно Дислалия (двугубный ламбдацизм)

Звукопроизношение: искажение твердого звука Л , по типу английского W .

Исследование двигательной памяти и переключаемости движений

1) Предлагается повторить 6 движений для рук: вверх, вперед, в сторону, пред грудью, на пояс, вниз.

2) Предлагается выполнить: руки в стороны, на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища.

3) Предлагается: пройти по кругу шагом, бегом, шагом.

Результат:

Исследование произвольного торможения

Предлагается одновременно выполнить 3 движения одной рукой и 2 другой. Для правой – вперёд, в сторону, вниз; для левой – вперёд вниз.

Результат: движения точны и одновременны, но не очень плавные.

Исследование статической координации

Предлагается поставить стопы ног на одну линию и стоять так с закрытыми глазами 16 сек., затем поменять ноги.

Результат: отмечается легко покачивание, нарастающее с каждым разом. Позу удерживает, легкое напряжение.

Исследование динамической координации

Предлагается выполнить 6 плавных приседаний только на носках.

Результат: движения выполнялись правильно, плавно, без напряжения.

Исследование внимания

    Предлагается повторить движения с отставанием на одно.

Результат: при первом выполнении сбился на третьем движении. При повторном выполнении не сбивался в ходе всего упражнения.

Исследование координации движений

Предлагается выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх. Левую ногу вперёд на носок, руки на пояс.

Результат: Выполнение задания не вызвало затруднений.

Исследование наличие или отсутствие движения

Предлагается выполнить движения: Поднять руки вверх, в стороны, на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуть туловище влево, вправо не отрывая ног от пола.

Результат: все движения выполнялись без ошибок с первого раза.

Исследование пространственной организации движения

Предлагается выполнить движения сначала по подражанию, а затем по инструкции:

    ходьба по кругу, в обратном направлении, через круг.

    Начать ходьбу от центра круга на право, пройти круг и вернуться в центр слева.

    Пройти из правого угла через центр по диагонали обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла.

    Повернуться на месте вокруг себя.

Результат: Выполнение заданий не вызвало затруднений.

Исследование произвольной моторики пальцев рук

Предлагается выполнить движения под счет:

    пальцы сжать в кулак и разжать. (5 – 6 раз)

    держа ладони на поверхности стола, разъединить и соединить пальцы. (5 – 6 раз)

    сложить пальцы в кольцо, разжать ладони. (5 – 6 раз)

    игра – здравствуй пальчик.

    Одновременно на обеих руках показать пальцы 2-е и 3-е; 2-е и 5-е.

    Одновременно на обеих руках положить 2-е пальцы на 3-е и наоборот.

Результат: Выполнение заданий не вызвало затруднений.

Исследование объёма и качества движения губ

Предлагается выполнить движения по словесной инструкции:

    вытянуть губы вперед удержать позу. (выполняет, но губы слегка дрожат).

    Растянуть губы в улыбке, удержать позу. (выполняет).

    Поднять верхнюю губу вверх. (не выполняет).

    Опустить нижнюю губу вниз. (выполняет).

    Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю. (не выполняет).

Результат: напряжение мышц при выполнении упражнений.

Исследование объёма и качества движения щёк.

    Надуть правую щёку. (выполняет)

    Надуть левую щеку. (выполняет, но хуже чем правую)

    Надуть обе щеки. (левая щека надувается плохо).

Результат: объём движений и подвижность левой щеки меньше, чем правой.

Исследование объёма и качества движения языка

Предлагается выполнить движения:

    Показать язык жалом, удержать на 3 счета. (движение выполняет плоха, позу не удерживает).

    Сделать язык лопаткой, удержать на 3 счета. (движение выполняет плоха позу не удерживает.

    «часики» (выполняет).

    Дотянутся кончиком языка до носа. (выполняет).

    Дотянутся языком до подбородка. (выполняет).

    Пощелкать языком. (выполняет плохо щелкает «горлом».

Результат: Движение выполняет не точно, отмечается напряжение мышц лица.

Исследование объёма и качества движения мышц глаз

Предлагается выполнить движения:

    легко сомкнуть веки.(выполняет).

    Плотно сомкнуть веки. (выполняет).

    Прищурить глаза. (выполняет).

    Закрыть поочерёдно левый и правый глаз.(выполняет).

Результат: При поочередном закрытии глаз наблюдается содружественное движение углов рта.

Исследование возможности произвольного формирования определённых мимических поз

Предлагается выразить мимикой лица: удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Результат: задание выполняет.

Исследование слухового внимания.

Предлагается узнать что слушается из-за ширмы: шуршание бумаги, спичек, пенопласта.

Результат: задание выполняет хорошо.

Все дальнейшие задания на следования музыкальных способностей Владимир выполнил хорошо, т.к. является музыкантом.

Заключение : по результатам обследования можно сделать вывод о том, что общее психомоторное состояние Владимира удовлетворительное. Но отмечается недостаточно хорошая подвижность мышц лица, языка и губ. Ему с трудом удается поставить и удержать артикуляционную позу.

Исходя из этого, Владимиру можно предложить мимические упражнения, а так же артикуляционную гимнастику, направленную на развитие подвижности языка, и особенно на способность поднимать кончик языка вверх.

Конспект логоритмического занятия для заикающихся детей 5-6 лет на первоначальном этап ограничении речи

Цель: научить детей слушать педагога и выполнять его указания.

Задачи:

    воспитания общей произвольно моторики и мышц лица.

    Развитие речевого дыхания.

    Развитие слухового внимания и памяти.

    Развитие зрительного внимания и памяти.

Ход работы:

    вводные упражнения на развитие общей произвольной моторики и мышц лица.

    «самолет»- руки в сторону, бег по кругу.

    «паровозик»- руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Ходьба между стульями, с круговыми движениями рук.

    «кораблик» - руки в перед, ладони прижаты друг другу. Ходьба по кругу с покачиваниями вправо, влево.(раскачиваются на волнах).

    «смотреть в даль» - прищуриваем глаза, всматриваемся в даль.

    «подзорная труба»- закрываем один глаз, делаем руки трубочкой и смотрим через нее. Потом смотрим другим глазом.

    развитие речевого дыхания:

    • шторм в стакан. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

      кораблик . Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

      «Подуем на плечо»

Подуем на плечо, подуем на другое.

Нам солнце горячо, пекло дневной порою.

Подуем мы на грудь и грудь свою остудим.

Подуем мы на облака и остановимся пока.

3) Развитие слухового внимания и памяти.

    отгадай, что звучит. Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

    Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

    Солнце или дождик. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

4) Развитие зрительного внимания и памяти.

    «Наблюдательность»

В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали;

    «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами;

    Где что было?

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

    Заключительное упражнение.

Релаксирующее упражнение.

Детям под спокойную музыку предлагается представить цветочное поле, вдохнуть полной грудью и почувствовать аромат.

Конспект логоритмического занятия при устранении дислалии на подготовительном этапе

Цель: научить детей слушать педагога и выполнять его задания. Учить управлять своим голосом и артикуляции.

Задачи:

1) Развитие общей моторики.

2) Развитие мелкой моторики.

3) Развитие артикуляции и мимики.

4) Развитие чувства ритма.

5) Развитие речевого слуха и речевого внимания.

1) Развитие общей моторики.

    Канатоходец

Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).

Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.

    Перекрестные шаги

Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.

Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.

Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.

Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.

    Перекрестные прыжки

Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.

    Перекрестный шаг сидя

Ребенок представляет себя мотоциклистом. Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.

    Вращение шеи

Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.

2) Развитие мелкой моторики

    cорока

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, детишек кормила.

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил –

Ничего тебе нет!

(мизинец не загибается)

    ладушки

Ладушки, ладушки! Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашку поели, бражку попили.

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!

На головку сели, петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

(поднимают руки вверх и опускают на голову)

    Варежка

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал".

(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:

"Поглядите-ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?"

(сжать пальцы в кулачок)

    Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.

Здравствуй, большак - говорят.

Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

    Развитие артикуляции и мимики

    Иголочка

    Часики

    Лопатка

    Почистим зубки

    Фрукты

Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

4) Развитие чувства ритма

    Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.

    Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.

    Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.

5) Развитие речевого слуха и речевого внимания

    Исправь слова

Мы играли в хоккей, поломали все плюшки,

Мама нам испекла очень вкусные клюшки.

Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали,

И вручили ему за победу педали.

    Летает – не летает

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет;

    «получи подарок»

Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).

    Слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.