Лирика Тютчева и Фета (Сравнительный анализ). Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. А.Фета. Поэзия «чистого искусства»

ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ЛИРИКИ Ф.ТЮТЧЕВА И А.ФЕТА

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА КЛАСС: 10

ЦЕЛИ: развивать умения учащихся сопоставлять разные художественные

произведения с точки зрения содержания и формы, находить в тексте

Ключевые слова, умение обосновывать свою точку зрения; развивать

Эстетическую культуру учащихся; воспитывать уважительное

Отношение к различным точкам зрения на анализируемые проблемы.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки с текстами стихотворений и

вопросами к ним

ХОД УРОКА

Вечная красота природы и бесконечная сила любви –

и составляют главное содержание чистой лирики.

В.С. Соловьёв

1. ОРГМОМЕНТ

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Позади уроки, посвящённые творчеству Тютчева и Фета в отдельности. Теперь вы знаете, что в творчестве обоих поэтов есть точки соприкосновения – это темы стихотворений. Сегодня на уроке путём сопоставления и сравнения мы попытаемся выяснить, в чём сходства и различия точек зрения поэтов на ту или иную тему.

Сначала вы будете работать в группах, отвечая на вопросы. Затем каждая группа представит итог своей работы.

3. РАБОТА В ГРУППАХ

1-ая группа анализирует стихотворения любовной темы.

2-ая группа – тема Родины.

3-я группа – тема поэта и поэзии.

4. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

1) Выразительное чтение стихотворений. Презентация.

2) Ответы на вопросы

5. ОБОЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Итак, подводя итог всему сказанному, сделаем следующие выводы:

А) любовь не обошла стороной ни Фета, ни Тютчева. Оба были счастливы, оба страдали. Для Тютчева характерно изображение любви как трагического чувства. Стихи Фета о любви наоборот наполнены радостью, счастьем (кроме стихотворений, посвящённых Марии Лазич).

Б) Оба поэта сходятся в своём отношении к Родине. Для обоих образ Родины неразрывно связан с образом русской патриархальной деревни, только у Тютчева это крестьянская деревня, а у Фета – помещичья. Однако любовь к России омрачнена необразованностью народа, его смиренностью и долготерпением.

В) И для Тютчева, и для Фета поэзия – это божественный дар, божественная сила, дарованная избранным. А задача поэзии не в том, чтобы решать политические и социальные проблемы времени, а в том, чтобы воспевать прекрасное: природу, любовь, жизнь. Лирика Тютчева и Фета – поэзия чистого искусства.

Есть ещё одна общая тема в творчестве поэтов – это тема природы. Безусловно, и Фет, и Тютчев являются непревзойдёнными мастерами пейзажной лирики.

Но есть и отличительные черты поэтики. Поэзия Фета импрессионистическая: предметы, явления, чувства он изображает обрывками, штрихами, мазками слов, фраз. Тютчеву же свойственна философичность, нежели изобразительность.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить любое стихотворение Тютчева или Фета (не менее 20 строк)

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

« SILENTIUM » * * *

Молчи, скрывайся и таи Как беден наш язык? – Хочу и не могу. -

И чувства и мечты свои – Не передать того ни другу, ни врагу,

Пускай в душевной глубине Что буйствует в груди прозрачною волною,

Встают и заходят оне Напрасно вечное томление сердец,

Безмолвно, как звёзды в ночи, - И клонит голову маститую мудрец

Любуйся ими - и молчи.Пред этой ложью роковой.

Как сердцу высказать себя? Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Другому как понять тебя? Хватает на лету и закрепляет вдруг

Поймёт ли он, чем ты живёшь? И тёмный бред души, и трав неясный запах;

Мысль изречённая есть ложь; Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Взрывая, возмутишь ключи, - Летит за облака Юпитера орёл,

Питайся ими – и молчи. Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Лишь жить в себе самом умей – 1887 г.

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

1830 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевое слово, на котором строится 1) На какие части можно разделить это стихотворение? всё стихотворение?

Какова основная мысль первой части?

2) Почему поэт призывает молчать, молча любоваться 2) В чём видит автор задачу поэта и

своими чувствами и мечтами? сущность поэзии?

3) Найдите созвучные строчки в этих стихотворениях. Какая мысль роднит эти два произведения?

ТЕМА ЛЮБВИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

«ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» * * *

Любовь, любовь – гласит преданье – Шёпот, робкое дыханье,

Союз души с душой родной – Трели соловья,

Их съединенье, сочетанье, Серебро и колыханье

И роковое их слиянье, Сонного ручья,

И… поединок роковой…

Свет ночной, ночные тени,

И чем одно из них нежнее Тени без конца,

В борьбе неравной двух сердец, Ряд волшебных изменений

Тем неизбежней и вернее, Милого лица,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец… В дымных тучках пурпур розы,

1851 г. Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

1850 г.

ВОПРОСЫ

  1. 1) Выделив ключевые слова, определите общую тональность стихотворений.
  2. 2) Как Тютчев отвечает на вопрос: 2) В стихотворении нет слова «любовь», но мы

что такое любовь? понимаем, что именно об этом чувстве идёт

  1. 3) Кто, по мысли Тютчева, страдает речь. Нет конкретных образов героев. Опишите

сильнее? их чувства и настроения.

  1. 4) Охарактеризуйте авторскую идею стиха.

ТЕМА РОДИНЫ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

* * * «ДЕРЕВНЯ»

Эти бедные селенья, Люблю я приют ваш печальный,

Эта скудная природа - И вечер деревни глухой,

Край родной долготерпенья, И за лесом благовест дальний,

Край ты русского народа! И кровлю, и крест золотой.

Не поймёт и не заметит Люблю я немятого луга

Гордый взор иноплеменный, К окну подползающий пар,

Что сквозит и тайно светит И тесного, тихого круга

В наготе твоей смиренной. Не раз долитой самовар.

Удручённый ношей крестной, Люблю я на тех посиделках

Всю тебя, земля родная, Старушки чепец и очки;

В рабском виде царь небесный Люблю на окне на тарелках

Исходил, благословляя. Овса золотые злачки;

1855 г.

На столике близко к окошку

Корзину с узорным чулком,

И по полу резвую кошку

В прыжках за проворным клубком;

И милой застенчивой внучки

Красивый девичий наряд,

Движение бледненькой ручки

И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек

И месяца бледный восход,

Дрожанье фарфоровых чашек

И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,

Прохлады вечерней струю

И вас, любопытные глазки,

Живую награду мою!

1842 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевые слова. Какова общая тональность стихотворений?

2) Как вы думаете, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной»?

3) Какой образ Родины предстаёт перед читателями в стихотворении Тютчева? Фета?

4) Что общего? В чём различие?

Афанасий Афанасьевич Фет

Федор Иванович Тютчев .


Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).


Тема природы - сквозная у Фета. О чем бы он ни писал - о любви к женщине или о тоске по родине, о назначении поэта или смысле человеческого бытия, природа присутствует в его произведениях. Она не фон, на котором разворачивается лирический сюжет, она смысл и содержание текста. Исследователи давно заметили, что Фет чаще всего пытается передать моменты, мгновения перехода природы из одного состояния в другое. Из его стихотворений можно составить композицию, рассказывающую о всех временах года, о всех временах суток, о звуках и запахах, которые живут в окружающем его мире...


  • Многие произведения Фета рисуют картины ночного пейзажа, точнее, передают чувства, мысли, пробуждаемые им в душе поэта. Сам он признается в своих стихах: «Ночью как-то вольнее дышать мне, как-то просторней». Или: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый образ пугливо-немой дольше трепещет во мгле». А в одном из стихотворений поэт признается в любви ночи:

Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь! Опять и опять я люблю тебя, Тихая, теплая, Серебром окаймленная !

  • Такие особенности лирики Фета, как сложность, многозначность, глубина чувства, которое трудно определить словом, а можно только, по выражению Б. Я. Бухштаба, «навеять на душу читателя», яркое выражение нашли в так называемой «ночной» поэзии.


Тема любви

Певцом русской женщины называл себя Фет. Тема любви в его творчестве - одна из главных. Долгое время говорили о единственной возлюбленной поэта - Марии Лазич. Действительно, эта женщина стала трагической героиней его поэзии на долгие годы. История их отношений имеет печальный конец, который романтическим ореолом овеял события реальной жизни. Однако у поэзии Фета есть и другие адресаты. Поэт утверждал, что это чувство любви «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить». Любовь - это тот волшебный кристалл, сквозь который поэт смотрит на мир. Этот божественный дар любить дан ему свыше, он делает его поэтом. Что такое любовь? Какой она может быть? Если вообще существуют ответы на эти вопросы, то Фет в своем творчестве ближе к истине, чем кто-либо другой.


Федор Иванович Тютчев

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу. Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...


  • Любовь в лирике Тютчева - это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл» Тютчева, который посвящен Е. А. Денисьевой, многолетней возлюбленной поэта, умершей от чахотки. Помимо этой потери, Тютчева подстерегало в жизни еще очень много утрат и потрясений. Поиски нравственной опоры в конце концов привели Тютчева к осмыслению жизни с христианской точки зрения.


Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт-философ благодаря космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна, Космос и Хаос. Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определенными состояниями человеческой души. Для Тютчева поэзия была прежде всего средством самовыражения, общение с читателем имело гораздо меньшее значение. У Тютчева поэзия выражает собой поиск истины в самых разных ее проявлениях.


  • Тютчева можно назвать «ночным поэтом», потому что именно ночью у поэта открывается внутреннее зрение, и он прозревает стихию хаоса, наполненного катастрофами. Голос ночного хаоса не совсем понятен человеку, но тем не менее глубоко родствен его смятенной душе .

  • Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы . Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
  • Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
  • Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)

Тютчев

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки


Домашнее задание

Сопоставительный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…»

Задания для сопоставительного анализа

  • Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
  • О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
  • Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
  • Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство поэта в создании фонетических

И живописных образов, сочетание звукописи

С неожиданной палитрой красок, цветных образов

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа

Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

Стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

6. В 1867-1877 годах. Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные

Записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма « »;

Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

Лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

Федор Тютчев был старше Афанасия Фета на семнадцать лет. Разница в возрасте, местах, которые они посещали и в которых жили, наложили отпечаток на произведения великих русский лириков, сумевших как никто выразить в поэтической форме свои мысли и переживания. Массовые читатели-современники достаточно холодно относились к их поэзии, и только время расставило все на свои места. Эти два гения близки трепетным отношением к и любви. Давайте проведем сравнение Тютчева и Фета.

Уникальность поэзии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович написал за свою жизнь немногим более четырехсот стихотворений. делит их на три периода. Мы ограничимся анализом произведений, где отражена жизнь природы с ее глубоким философским подтекстом, и любовной лирикой. Сравнение Тютчева и Фета в этих областях поэзии показывает разность пленительной грации «чистого искусства» А. Фета и наполненность мыслями и неподдельными, хотя скупыми, выражениями чувств у Ф. Тютчева.

Живя в Ницце после смерти Е. Денисьевой, которую он тяжело переживал, поэт пишет горчайшее стихотворение, в котором сравнивает свою жизнь с птицей, у которой обломаны крылья. Она, видя яркий блеск юга, его безмятежную жизнь, хочет и не может подняться. И вся она «дрожит от боли и бессилья». В восьми строках мы видим все: яркую природу Италии, блеск которой не радует, а тревожит, несчастную птицу, которой больше не суждено летать, и Человека, который переживает ее боль, как свою личную. Сравнение Тютчева и Фета, также пережившего личную драму, здесь просто невозможно. Они говорят по-русски, но на разных языках.

Стихотворение «Русской женщине», которое состоит из двух строф, актуально и сегодня.

Кратко обрисовано ее бесцветное и никому не нужное существование на бескрайних, безлюдных, безымянных просторах. Лирический герой сравнивает ее жизнь с облачком дыма, которое постепенно исчезает на тусклом туманном осеннем небе.

А что же любовь? Она только анализируется. Стихотворение «Лето 1854» в начале пронизано восторгом, колдовством любви, которая далась двоим «ни с того и ни с сего». Но на смотрит «тревожными глазами». За что и откуда такая радость? Не умеет рациональный ум просто ее принять. Надо добраться до истины. По мнению лирического героя это лишь бесовское прельщение...

Ф. Тютчев - тонкий психолог, и за какую бы тему он ни взялся, то обязательно предстанет перед нами во всем величии гения.

Музыкальный дар А. Фета

Сравнение Тютчева и Фета показывает, что за какую бы картину оба поэта ни брались, то в ней обязательно отразится лик природы или любви, зачастую переплетенные вместе. Только у А. Фета больше трепета жизни, переходов состояний. Поэт открывает перед нами мир и его красоту, очень точно их воспроизводя и совершенствуя натуру человека. «Майская ночь» - стихотворение, которое Л. Толстой сразу выучил наизусть.

Тут и картина ночного неба с тающими облаками, и обещание любви и счастья на земле, которое оказывается достижимо только в небесах. В целом при всей неоспоримой музыкальности Фет пришел к радостному, почти языческому восприятию бытия.

Взаимоотношения человека и природы у двух поэтов

При сравнении лирики Тютчева и Фета выясняется, что для Тютчева не существует гармонии между человеком и природой. Он упорно старается разгадать ее вечную загадку, которой у этого сфинкса, может быть, и нет. Фет же восхищается ее красотой помимо своей воли, она вливается в него и выплескивается в виде восторженных произведений на листы бумаги.

Что значит любовь для каждого из них

Тютчев считает, что любовь губит человека. Она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь. Она приносит только страдания. Сравнение поэзии Тютчева и Фета показывает, что у последнего и в зрелом возрасте находятся яркие и восторженные краски для описания вспыхнувшего чувства: «Счастию сердце легко предается».

Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма в Alter ego и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

Мир - это создание Творца. Оба поэта пытаются познать Создателя через природу. Но если Ф. Тютчев смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то А. Фет, как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Обзор материала

Обзор материала

Цель: произвести сопоставительный художественный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Задачи:

Выявление изобразительно-выразительных средств; повторение литературоведческой терминологии (тропы и сти­листические фигуры, литературные направления);

Развитие художественного вкуса;

Воспитание любви к художественному слову.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, текст стихотворений, музыкальное сопровождение.

Ход занятий.

I . Организационный момент.

II . Биография Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Сообщения студентов в сопровождении мультимедийной презентации.

1. Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873гг). Слово учителя о творчестве поэта.

П амяти Тютчева (1873)

Ни у домашнего простого камелька,

Ни в шуме светских фраз и суеты салонной

Нам не забыть его, седого старика,

С улыбкой едкою, с душою благосклонной!

Ленивой поступью прошел он жизни путь,

Но мыслью обнял все, что на пути заметил,

И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,

Он был как голубь чист и как младенец светел.

Искусства, знания, событья наших дней, -

Все отклик верный в нем будило неизбежно,

И словом, брошенным на факты и людей,

Он клейма вечные накладывал небрежно...

Вы помните его в кругу его друзей?

Как мысли сыпались нежданные, живые,

Как забывали мы под звук его речей

И вечер длившийся, и годы прожитые!

В нем злобы не было. Когда ж он говорил,

Язвительно смеясь над жизнью или веком,

То самый смех его нас с жизнию мирил,

А светлый лик его мирил нас с человеком!

А. Н. Апухтин

Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г<-н>. Ф. Т. написал очень не­много; но все написанное им носит на себе печать истинного и пре­красного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, испол­ненного мысли и неподдельного чувства...

Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в жи­вом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях...

Н. А. Некрасов. Русские второстепенные поэты. 1850

В наших глазах, как оно ни обидно для самолюбия современ­ников, г. Тютчев, принадлежавший к поколению предыдущему, сто­ит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. Легко ука­зать на те отдельные качества, которыми превосходят его более да­ровитые из теперешних наших поэтов: на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета, на энергическую часто су­хую и жесткую страстность Некрасова, на правильную, иногда хо­лодную живопись Майкова; но на одном г. Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит и которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине; в нем одном замечается та сораз­мерность таланта с самим собой, та соответственность его с жиз­нью автора, - словом, хоть часть того, что в полном развитии сво­ем составляет отличительные признаки великих дарований. <...>

Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою гиб- костию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной. <...> Г-н Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено уме­реть, а для истинного художника выше подобного сознания награ­ды нет.

И. С. Тургенев. Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева. 1854

Страстная любовь к жизни и постоянная тревога, в конечном счете обусловленная трагическим восприятием реальной действи­тельности, составляет основу мироощущения Тютчева...

Тютчев - поэт-мыслитель по преимуществу.

К. В. Пигарев. Ф. И. Тютчев и его время. 1978

Афанасий Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лири­ков, существовавших на земле», с замечательной точностью сказал о поражающем двуединстве, воплотившемся в тютчевском творчестве:

Да, каждого, кто войдет сердцем и разумом в лирический мир Тютчева, не может не поразить это почти сверхъестественное сли­яние поистине вселенской мощи духа и предельной утонченности души. Слияние этих, казалось бы, несоединимых свойств и опре­деляет, в частности, незаменимость и абсолютную ценность голоса Тютчева в мировой лирике.

В. В. Кожинов. Тютчев. 1988

Внимательно прочитайте приведенные выше высказывания из­вестных поэтов, критиков, литературоведов о Тютчеве-художнике и его поэзии.

Какое представление у вас складывается по прочтении этих от­зывов о личности самого поэта, его духовном мире?

2. Из биографии поэта.

После долгой-долгой зимы, когда в полях еще «белеет снег», а в небе уже запевают первые жаворонки, невольно вспоминаются знакомые с детства и такие милые сердцу строки:

Весна идет, весна идет –

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Эти стихи более ста лет назад написал поэт Федор Иванович Тютчев, а мы читаем их сейчас, и нам кажется, что только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о весне, о первых грозах, о прозрачных днях «осени первоначальной» - о родной русской природе.

Тютчев родился и вырос в деревне, в имении своего отца возле села Овстуг, Орловской губернии. Рано научился он любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позднее. Когда мальчику пошел десятый год, к нему пригласили учителя – Семена Егоровича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич - человек хорошо образованный, поэт, переводчик - первый пробудил в своем ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желания писать стихи.

В пятнадцать лет Тютчев уже был студентом Московского университета. На восемнадцатом году он прекрасно окончил университет и через несколько месяцев уехал на службу в русское посольство за границу.

Двадцать два года прожил он в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящать ей свои стихи. «Я более всего любил в мире отечество и поэзию», - писал Тютчев в одном из писем с чужбины.

Но стихов своих Тютчев почти не печатал, и очень долго имя его как поэта было неизвестно в России. Однажды один из друзей Тютчева передал Пушкину тетрадь его стихов. Пушкину стихи очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник», который тогда издавал.

Это было в 1836 году. С тех пор стихи Тютчева стали появляться в «Современнике», который тогда широко расходился по всей России. А отдельной книжкой они вышли только в 1854 году. Книжка была маленькая, скромная; в ней было всего сто стихотворений, но о ней сразу все заговорили - такие там были прекрасные стихи.

Тютчев оставил нам небольшое литературное наследство - немного больше трехсот стихотворений. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».

3. Творческий путь Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1892гг.).

Стихи пленительные Фета.

А. Жемчужников

Афанасий Афанасьевич Фет - вы­дающийся лирик XIX века, талантливый публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин; А.А. Блок считал Фета своим учителем. П.И. Чай­ковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы напи­сали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (А. Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Н. Римский- Корсаков), «В дымке-невидимке» (С. Танеев), «Я тебе ничего не скажу...» (П. Чайковский), «На заре ты ее не буди...» (А. Варламов) и другие.

Очень точно сказал о значении творчества А. А. Фета его со­временник - поэт А. Жемчужников:

Памяти Шеншина-Фета

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему его судь­бу называют одновременно и счастливой, и печальной?

Поэтический мир Фета

Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие... можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение ос­тавляет в душе читателя... И самое произведение, и содержание его давно уже забылись, но мелодия его таинственно слилась с общею жизнью души нашей, сплелась с нашим духовным организмом.

В. П. Боткин. Русская литература. А. А. Фет. 1857

В семье второстепенных русских поэтов г. Фету бесспорно при­надлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворе­ний дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия. <...> Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которой поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долей второстепенно­го поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Рецензия на собрание стихотворений Фета. 1863

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных по­эзии, и смело делает шаг в нашу область. <...> Это не просто поэт, но скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, ко­торые легко поддаются выражению словом.

П. И. Чайковский - Константину] Р[оманову].

Художественное творчество есть самая изумительная, самая не­постижимая, самая таинственная тайна... Вы жаждете проникнуть в тайну творчества <...> в таинственную лабораторию, в которой целое жизненное явление претворялось совершенно в чуждый ему звук, краску, камень. Торопитесь спросить художника, еще не ос­тывшего над своим вдохновенным трудом. Увы! ответа нет! тайна творчества для него самого осталась непроницаемой тайной.

А. А. Фет. Два письма о значении древних языков в нашем воспитании. 1867

В лирике Фета - притом именно в высших ее образцах - по­чти не воссоздаются какие-либо цельные «объекты» художествен­ного видения (а только «детали» этих объектов). В стихах Фета пе­ред нами не предстает определенный природный мир, рельефные человеческие характеры (в том числе даже и характер лирического героя, то есть в конечном счете самого поэта), весомые события. В лирике поэта воплощены, в сущности, только состояния и движения человеческого духа.

В. В. Кожинов. Поэзия и судьба Афанасия Фета. 1981

Как поэта-мыслителя Фета отличают лирическая нежность и лирическая смелость. Он нежен, как утреннее пробуждение отро­ка, и смел, как дума видавшая жизнь мудреца. Вступая в область самого тонкого и таинственного, в область человеческих пережи­ваний, Фет вскрывает их природу, дает последовательность моти­вировок, он чувствует, что важно для лирика-мыслителя, - пред­чувствует. <...>

В конечном счете главное в поэзии Фета - ее высокая человеч­ность. Современная русская лирика испытала на себе безусловное влияние Фета, о чем говорят, прежде всего, творчество разных на ших поэтов, а также их признания.

Л. А. Озеров. «То, что вечно, - человечно». 1995

Какие оценки ближе вашему впечатлению от знакомства с поэзией Фета? Мотивируйте свое мнение.

Начало жизненного пути. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.). Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. по­кинула Германию с русским дворянином Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий же отец будущего поэта - Иоганн Фёт - чи­новник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орлов­ская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была фамилия и дворянское звание. Короткая фамилия Фёт принесла ее в владельцу «жесточайшие нравственные пытки» (фамилия Фёт обрусела и стала звучать как Фет).

Поэт ставит цель - вернуться в дворянское лоно Шенши­ных - и с фантастическим упорством добивается ее. (С 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шен­шиным.)

Образование. Учился в немецком городе Верро в пансионе, начал сочинять стихи.

Осенью 1838 года Фет стал студентом словесного отделения Московского университета. Восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорье­вым, тоже студентом, горевшим страстью к стихотворству. Друзья вместе готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Фета, который вышел под инициалами «А. Ф.». Уже следующий сборник появился в журнале под именем «А. Фет».

Литературоведы считают, что буква «ё» превратилась в «е» в фамилии поэта по вине наборщика.

Университет Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увле­ченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

Творческий дебют - сборник «Лирический пантеон» (1840). Стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Поэт, по утверждению Фета, - есть сумасшедший и ни­куда не годный человек, лепечущий «божественный вздор». Но стихи Фета, этот «божественный вздор», произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского.

Военная служба. Фет вернуть дворянское звание и фа­милию. Военную службу в Херсонской губернии поэт использует для тренировки воли и выработки непоколебимого упорства к дос­тижению цели кратчайшим путем. Служит твердо и последова­тельно.

Цикл стихотворений о любви. Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с кото­рой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по служ­бе». Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет не­предвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в про­шлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка. Преобладающая тональность любовной лирики Фета - тра­гическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» - необычай­ный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений «о природе», «Весна», «Лето», «Осень», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таин­ственные его глубины, лирический герой Фета обретает способ­ность видеть прекрасную душу природы.

Фета влечет природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, и он радуется каждому малому, «сиюминутному» про­явлению жизни, которая через мгновение окажется уже иной. Его привлекает неповторимость и трепетность этих мгновений.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и других были опубликованы два самых крупных прозаических цик­ла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская проза»: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы - «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.

Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. По мне­нию Фета, проза - язык жизни обыденной, а поэзия - жизнь чело­веческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870-1892). Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успо­коение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части», потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

«В вечер такой золотистый и яс­ный» (1886), «Одним толчком согнуть ладью живую» (1887), «Ни­когда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...» (1892).

Переводческая деятельность. Фет переводит античных поэтов, а также произведения Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и других. В переводах стремится к точности. «Ко­нечно, перевожу буквально», - пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

А. А. Фет - поэт «чистого искусства». Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть свя­зана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих сти­хотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полон­ский, А. Н. Майков и другие). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию темами:

а) родина; б) природа; в) любовь; г) поэт и поэзия (искусство).

Темы родины и природы «нераздельны». Фет умел «очелове­чить» русскую природу, найти в ней отзвук своим настроениям.

Любовь в изображении Фета - олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается бо­гатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.

У Фета много стихотворений об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге се­на ночью южной...» и другие. Искусство, по мнению поэта, не должно быть связано с жизнью. Поэт писал:

Неизбежно,

В мир стремлений,

Страстно, нежно

Преклонений

Уповать,

И молитв;

Без усилий

Радость чуя,

С плеском крылий

Не хочу я

Залетать

Ваших битв.

Действительно, поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи - это лирические миниатюры, с помощью кото­рых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органи­чески связанного с природой».

Что поражало современников в поступках и характере Фета?

Двойственность: Фет - проникновенный лирик и поклон­ник красоты во всех ее проявлениях, и Фет - жестокий и расчет­ливый хозяин, яростный защитник помещичьих интересов.

III . Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Пейзажная лирика.

1.

Ф. Тютчев

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья. 1830

А. Фет

* * *

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать , что солнце встало ,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало ;

Рассказать , что лес проснулся ,

Весь проснулся , веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать , что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать , что отовсюду

На меня весельем веет ,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

1843

Что общего между этими стихотворениями (тема, главная мысль, пафос, ос­новной художественный прием)?

Эти стихотворения связывает общий художественный прием - психологический параллелизм. Оба произведения включают в себя пейзажные зарисовки, но очень разные, и не только потому, что Тютчев пишет об осени, а Фет о весне или лете.

В каждом из этих стихотворений одно предложение. У Тютчева это единая, целостная картина увядания природы. Описание природы обогащено множеством эпитетов. Именно эпитеты создают торжественный и трагичный образ осени. Лирический герой Тютчева, любуясь красотой осеннего увядания, уподобляет его человеческому страданию. В последней строке стыдливость страдания человека названа божественной. Страдание человека столь же величественно, как и печальные перемены в Божьем мире. Лирический герой смотрит на мир со стороны, он наблюдает, анализирует и сопоставляет явления жизни.

Одно стихотворение изобилует эпитетами (выделите их), другое - глаголами (что это за глаголы? Зачем один глагол несколько раз повторяется?). Какой эф­фект это создает?

Интересно, что в стихотворении Тютчева только два глагола, один из которых незаметный, незначительный - есть. Второй - зовем - подводит итог, называет, фиксирует смысл сказанного. Стихотворение написано в форме элегии - думать об осени и страдании всегда грустно, а для размышлений собеседник не нужен.

В каком стихотворении лирический герой участвует в общей жизни на земле, а в каком - словно смотрит со стороны?

Попробуйте раскрасить стихи, обращая внимание на слова, имеющий свой цвет. Какое из стихотворений более цветное и почему? Как это связано с содержанием текста?

Какое стихотворение написано в форме послания (обращения к другому чело­веку), а какое - в форме элегии (грустного размышления)? Почему избрана имен­но эта форма?

Сравнивая эти стихотворения, мы видим удивительное поэтическое мастерство двух русских поэтов. Используя как основной прием психологический параллелизм, обращаясь к картинам природы, Фет создает картину состояния лирического героя в единстве с состоянием природы. Его лирический герой - часть Божьего мира. Тютчев же использует картины природы для сравнения с состоянием человека вообще. Не случайно в стихотворении нет местоимения я. Есть мы, то есть люди вообще. Лирический герой Тютчева - наблюдатель, аналитик, мыслитель.

2. Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета. Любовная лирика.

Перед вами тексты двух стихотворений. Внимательно прочитайте их, сопоставьте, затем запишите ваши наблюдения.

Что объединяет эти стихотворения? Для ответа на этот вопрос обозначьте цве­том: слова, обозначающие время; описания (пейзаж, портрет); чувства, ощущения лирического героя, состояние, чувства девушки.

Какие образы и как созданы в стихотворении Тютчева (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

Какие отношения связывают лирического героя и девушку? Важно ли это?

С какой целью поэт настойчиво обращает внимание на приметы угасающего дня?

Сравните эпитеты, использованные в первых двух стро­ках третьей строфы.

Для чего использована эта антитеза?

В каких строчках сформу­лирована главная мысль стихотворения?

Каким настроением (пафосом) оно проник­нуто?

Что можно сказать о лирическом герое стихотворения?

Какой образ в стихот­ворении является доминирующим (важнейшим)?

Какие образы и как созданы Фетом (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

Какой из них является доминирующим (главенствующим)?

Каким пафосом проникнуто стихотворение?

Сравните результаты анализа стихотворений и сделайте вывод об особенностях лирики двух поэтов.

Ф. Тютчев

* * *

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое,

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И вечер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

1836

А. Фет

* * *

Когда мои мечты за гранью прошлых дней

Найдут тебя опять за дымкою туманной,

Я плачу сладостно, как иудей

На рубеже земли обетованной.

Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,

Тобой так сладостно и больно возмущенных

В те дни, как постигал я первую любовь

По бунту чувств неугомонных,

По сжатию руки, по отблеску очей,

Сопровождаемым то вздохами, то смехом,

По ропоту простых незначащих речей,

Лишь нам звучащих страсти эхом.

1844

Оба эти стихотворения - воспоминания о счастливом прошлом, связанные с образом девушки. И это, пожалуй, единственное, что их роднит.

В стихотворении Тютчева большое место (четыре с половиной из шести строф) уделено описанию: пейзажу и портрету. Место, время года и время суток точно обозначены. Картина живописна, но лирический герой как будто любуется ею со стороны, и мы не знаем, какие отношения связывают его с его юной спутницей, да это, видимо, и не важно: чувства героя не названы, а девушка беспечно весела не оттого, что влюблена или кокетничает с героем, - она просто очень молода.

Все стихотворение построено на антитезах: высокий берег - внизу река, вверху еще солнце - внизу уже померкли берега, вековая груда камней - мла­денческая нога девушки. Река, камни, небо - все это существует дол го. Человеческая жизнь коротка и быстротечна, ее радости уходят так же быстро, как уходит за горизонт солнце, как отцветают и осыпаются яблони.

В стихотворении три плана времени: неподвижное «золотое время» этой встречи на берегу Дуная, неподвижное нынешнее («я помню») - время воспо­минания и незаметно летящее время, быстротечность которого ощущает лирический герой.

Главная мысль стихотворения сформулирована в двух последних строчках. Вспоминая со­бытия далекого угасающего дня на берегу Дуная, лирический герой с грустью думает о быстротечности человеческой жизни. Образ времени доминирует в стихотворении. Мотивы любви, природы Тютчеву необходимы для философских размышлений о жизни вообще.

В первой строфе стихотворения Фета два плана времени: прошлое и настоящее. Разрыв между ними усилен библейским мотивом в сравнении. Все остальное - воспоминания о чувствах, подаренных лирическому герою первой любовью. Фет - импрессионист, поэт ощу­щения.

3. О собенности любов­ной лирики Некрасова, Пушкина, Тютчева, Фета.

«Клиповое сознание» - это бешеный темп, смена ярких кадров, фиксация от­дельных картинок для создания общего впечатления. Заставим «говорить» с помощью цвета сразу несколько стихотворений.

Сравните четыре стихотворения разных авторов.

Художественный анализ стихотворений

А. С. Пушкин

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди... 1825

1. Перескажите стихотворение. Какое событие передаёт автор?

2. Сколько в нем действующих лиц? Через какие слова и образы они передаются?

3. Какое настроение сопровождает стихотворение?

Ф.И. Тютчев

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени. 1858

Н.А. Некрасов

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей ее посланья