Местоимения 2-го и 1-го лица (ед. или мн. числа) могут указывать на определённые лица, на идущего мимо человека, на собеседника (я, ты, вы, мы).
Местоимения 3-го лица (ед. или мн. числа) указывают на тех или того, кто не участвует в диалоге, или на предмет (он, она, оно, они). Личные местоимения могут употребляться с предлогами : у него, к нему, за ним, с ними, с ним, благодаря ему, ей, им.
Формы личных местоимений в русском языке
Местоимения 3-го лица имеют разные формы при наличии и отсутствии предлога: её - у неё, ими - с ними (после предлога добавляется «н-»).
Некоторые местоимения в творительном падеже имеют дополнительные «удлинённые» формы: мной - мною, тобой - тобою, ей - ею, ней - нею.
У всех личных местоимений формы родительного и винительного падежа совпадают.
Определения и приложения , относящиеся к личным местоимениям, всегда выделяются запятыми.
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 л. | 2 л. | 3 л. | 1 л. | 2 л. | 3 л. | ||||
простая форма | вежливая форма | м. р. | ж. р. | ср. р. | |||||
И | я | ты | Вы | он | она́ | оно́ | мы | вы | они́ |
Р | меня́ | тебя́ | Вас | его́ | её | его́ | нас | вас | их |
Рп | него́ | неё | него́ | них | |||||
Д | мне | тебе́ | Вам | ему́ | ей | ему́ | нам | вам | им |
Дп | нему́ | ней | нему́ | ним | |||||
В | меня́ | тебя́ | Вас | его́ | её | его́ | нас | вас | их |
Вп | него́ | неё | него́ | них | |||||
Т | мной, мно́ю |
тобой, тобо́ю |
Ва́ми | им | ей, е́ю | им | на́ми | ва́ми | и́ми |
Тп | ним | ней, не́ю | ним | ни́ми | |||||
П | мне | тебе́ | Вас | нём | ней | нём | нас | вас | них |
Обозначение падежей в таблице: И - именительный, Р - родительный, Рп - родительный с предлогом, Д - дательный, Дп - дательный с предлогом, В - винительный, Вп - винительный с предлогом, Т - творительный, Тп - творительный с предлогом, П - предложный (всегда с предлогом).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Личные местоимения" в других словарях:
Личные местоимения - ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. Существительные, обозначающие 1 е или 2 е лицо речи (см. Лицо). В русском яз. сюда принадлежат Л. М. 1 го и 2 го лица обоих чисел (я, меня и пр.; ты, тебя и пр.; мы, нас и пр.; вы, вас и пр.). В именит. пад. Л. М. могут… … Словарь литературных терминов
ЛИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Разряд местоимений, указывающих на участников речи – автора (я, мы), адресата (ты, вы) и всех неучастников (он, они), а также притяжательные местоимения. Правила употребления личных местоимений (ты и вы) определяются речевым этикетом. Литература… … Литературная энциклопедия
Личные местоимения
Личные местоимения - 1. Местоимение 3 го лица (он, она, оно, они) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Однако эта связь местоимения с существительным определяется иногда смыслом, а не порядком слов,… … Справочник по правописанию и стилистике
См. местоимения личные (в статье местоимение) … Словарь лингвистических терминов
личные местоимения - Существительные, обозначающие 1 е или 2 е лицо речи (см. лицо). В русском яз. сюда принадлежат Л. М. 1 го и 2 го лица обоих чисел (я, меня и пр.; ты, тебя и пр.; мы, нас и пр.; вы, вас и пр.). В именит. пад. Л. М. могут употребляться, м. пр.,… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
В этой статье рассматриваются формы личных местоимений каталанского языка. Ударная форма Каталанский язык Русский язык jo я tu ты ell он ella она vostè вы (вежливая форма, ед. ч.) nosaltres мы vosaltres вы ells они (м. р.) elles они (ж. р.)… … Википедия
Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник
личные местоимения в грамматике - Слова, выражающие грамматические значения, но не являющиеся при этом модификаторами, так как являются автономными полностью грамматикализованными корнями, обозначающими объекты, хотя и не содержащими при этом никаких лексических сем. Например:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Книги
- Нигеро-Конголезский праязык. Личные местоимения , Бабаев Кирилл Владимирович. Книга посвящена сравнительному анализу систем личного маркирования в языках нигеро-конголезской…
Несмотря на то, что в испанском языке нет такого понятия, как падежи, когда мы рассматриваем тему «Личные местоимения», можно сказать, что формы этих местоимений в испанском соответствуют нашим русским падежным формам.
Более четко просматривается аналогия с нашим Дательным и Винительным падежами.
Сегодня мы рассмотрим аналог нашего Дательного падежа.
Предложная и беспредложная формы дательного падежа
Здесь выделяют две формы: предложную (употребляется без предлога) и беспредложную (употребляется с предлогом А ).
= Именительный падеж кто? ¿quién? |
= Дательный падеж кому? ¿a quién? |
||
беспредложная форма | предложная форма | перевод | |
yo | me | a mí | мне |
tú | te | a ti | тебе |
él | le | a él | ему |
ella | a ella | ей | |
Usted | a Usted | Вам | |
nosotros, nosotras | nos | a nosotros, a nosotras | нам |
vosotros, vosotras | os | a vosotros, a vosotras | вам |
ellos, ellas | les | a ellos, a ellas | им |
ustedes | a ustedes | вам |
- Беспредложная форма употребляется обязательно.
- Предложная форма нужна для уточнения, когда из фразы непонятно, о ком именно идет речь.
- Еще одна ситуация, в которой следует употреблять предложную форму – это противопоставление:
Le abro la puerta. – Я открываю дверь. Кому именно? Ему? Ей? Вам?
Чтобы не задавать эти вопросы, лучше уточнить:
Le abro la puerta a él. – Я открываю дверь ему.
Le abro la puerta a ella. – Я открываю дверь ей.
Le abro la puerta a Usted. – Я открываю дверь Вам.
A mí me gusta el fútbol. ¿Y a ti? A mí – no. – Мне нравится футбол. А тебе? А мне – нет.
Употребление местоимений в форме дательного падежа
- Перед глаголом . Если в предложении есть только один глагол:
- После второго глагола
, слитно с ним. Если в предложении есть две глагольные формы:
Quiero llamarte. – Я хочу позвонить тебе.
Estoy diciéndote la verdad. – Я говорю тебе правду.
- Перед обоими глагольными формами
, раздельно с ними:
- спрягаемая форма глагола + инфинитив;
- спрягаемая форма глагола + деепричастие (gerundio):
Te quiero llamar. – Я хочу позвонить тебе.
Te estoy diciendo la verdad. – Я говорю тебе правду.
Te
llamo. – Я тебе позвоню.
¿Cuándo me
llamas? – Когда ты мне позвонишь?
No te
llamo nunca. – Я никогда тебе не позвоню.
Типично употребление этих местоименных форм с глаголом GUSTAR и с другими глаголами, подобными ему:
gustar нравиться
agradar нравиться, быть приятным
apetecer хотеться
doler болеть
encantar очень нравиться
importar быть важным
interesar интересовать
molestar беспокоить, мешать, раздражать
Все эти глаголы в испанском, как и в русском, употребляются в безличных предложениях. То есть подлежащее в них не человек, а то, что ему нравится, раздражает, интересует и т.д.
(A mí) me gusta la música rock
. – Мне нравится рок-музыка.
(A ti) te encantan los gatos.
– Тебе очень нравятся кошки.
A él le importan las notas de su hijo.
– Ему важны оценки своего сына.
A ella le apetece comer un helado.
– Ей хотелось бы съесть мороженое.
A Usted le molesta el ruido
. – Вас раздражает шум.
Задания к уроку
Задание 1. Замените выделенные слова на местоимение. Если в предложении есть два глагола, напишите обе возможные формы замены. Не забывайте про место местоимения в предложении.
- He comprado varios juguetes a mis hijos .
- El abuelo ha regalado a tu hermano y a ti mil rublos.
- Voy a leer a Ustedes el verso de Borges Si pudiera vivir nuevamente .
- Tengo que comprar algunos remedios a mi abuela , porque está enferma.
- ¿Por qué no crees a este hombre ? – Porque nunca dice la verdad a mí .
- ¿A vosotros han dado los resultados de los exámenes? – Todavía no han dado nada a nosotros .
- Mis padres viven lejos, yo llamo a menudo a ellos .
- a mí ?
- Quiero regalar a ti un gatito.
- ¿Por qué envías tantas fotos a tus amigos ?
- ¿Qué vas a regalar a tus hijos para la Navidad?
- ¿Vas a decir la verdad a tu esposa?
- ¿Por qué no nos crees a nosotros?
- ¿Quieres hacer una sorpresa a tus padres?
- ¿Vas a regalar estas flores a los artistas?
- ¿Les gustó la exposición a los turistas?
- ¿Qué te gusta más – té o café?
- ¿Le ha gustado mi regalo a tu hija?
- ¿A quién escribes tantas cartas?
- ¿A quién ya has contado esa noticia?
Задание 3. Переведите.
- Он ничего мне не сказал.
- Я хочу подарить ему книгу.
- Он сказал Педро, что занят.
- Мама купила своим сыновьям несколько компьютерных программ.
- Я хочу дать вам один журнал.
- Вы звоните своим родителям? – Да, я звоню им каждую неделю.
- Моему сыну нравится пляж, а мне больше нравится бассейн.
- Я хочу сделать тебе подарок.
- Виктор купил эти цветы своей невесте.
- Мама помогает сыну с домашней работой.
Задание 1. Замените выделенные слова на местоимение. Если в предложении есть два глагола, напишите обе возможные формы замены.
- Les he comprado varios juguetes.
- El abuelo os / les ha regalado mil rublos.
- Voy a leerles el verso de Borges Si pudiera vivir nuevamente . / Les voy a leer el verso de Borges Si pudiera vivir nuevamente .
- Tengo que comprarle algunos remedios, porque está enferma. / Le tengo que comprar algunos remedios, porque está enferma.
- ¿Por qué no le crees? – Porque nunca me dice la verdad.
- ¿Os han dado los resultados de los exámenes? – Todavía no nos han dado nada.
- Mis padres viven lejos, yo les llamo a menudo.
- ¿Por qué haces tantas preguntas a mí ?
- Quiero regalarte un gatito. / Te quiero regalar un gatito.
- ¿Por qué les envías tantas fotos?
Задание 2. Ответьте на вопросы, употребляя в ответе личные местоимения в дательном падеже.
- Les voy a regalar bicicletas.
- Sí, le voy a decir la verdad a mi esposa.
- No os creo porque son mentirosos.
- Sí, les quiero decir la verdad a mis padres.
- Sí, les voy a regalar las flores a los artistas.
- Sí, les gustó la exposición a los turistas.
- A mí me gusta más el café.
- Sí, le ha gustado tu regalo a mi hija.
- Les escribo cartas a mis amigos.
- Les he contado esa noticia a mis padres.
Задание 3. Переведите.
- No me ha dicho nada.
- Quiero regalarle un libro a él. = Le quiero regalar un libro a él.
- Él ha dicho a Pedro que está ocupado.
- La madre les ha comprado a sus hijos varios programas de computadora.
- Quiero darle a Usted una revista. = Le quiero dar a Usted una revista.
- ¿Llama Usted a sus padres? – Sí, les llamo cada semana.
- A mí hijo le gusta la playa, y a mí más me gusta la piscina.
- Quiero hacerte un regalo. = Te quiero hacer un regalo.
- Víctor le ha comprado esas flores a su novia.
- La mamá le ayuda a su hijo con su tarea de casa.
единственное число | множественное число | ||
---|---|---|---|
русский | испанский | русский | испанский |
я | yo [йо] | мы | nosotro s [носотрос] (м.р.) |
nosotras [носотрас] (ж.р.) | |||
ты | tú [ту] | вы | vosotros [босотрос] (м.р.) |
vosotras [босотрас] (ж.р.) | |||
он | él [эль] | они | ellos [эйос] (м.р.) |
она | ella [эйа] | ellas [эйас] (ж.р.) | |
Вы (вежливая форма) | usted [устэд] | Вы (вежливая форма) | ustedes [устэдэс] |
В испанском языке обычно личные местоимения в именительном падеже опускаются, так как они чаще всего сопровождают глагол и по форме глагола можно увидеть какое личное местоимение имеется ввиду, например вместо yo soy ruso [йо сой русо] (я есть русский) по-испански говорят просто soy ruso. Однако если мы хотим сделать ударение на местоимении или в каком-либо противопоставлении например tú eres española y yo soy ruso [ту эрэс эспаньола и йо сой русо] (ты испанка, а я русский) местоимения не опускаются. Также не опускаются вежливые формы, такие как usted и ustedes . Вежливые формы употребляются также в сокращённом виде: Ud. , Uds. или Vd., Vds.
Особенностью испанских личных местоимений множественного числа является то, что эти местоимения зависят от рода. Если среди «мы», «вы» или «они» есть хоть кто-то один мужского рода, то они все заканчиваются на -os , если там одни девочки (женщины, бабушки и т.д.), то они заканчиваются на -as
nosotros somos maestros [носотрос сомос маэстрос] — мы учителя
nosotras somos maestras [ носотрас сомос маэстрас] — мы учительницы
ellos son camareros [эйос сон камарэрос] — они официанты
ellas son camareras [эйас сон камарэрас] — они официантки
Естественно в этих примерах местоимения можно было бы опустить, но тогда мы бы не увидели разницу в единственном и множественном числе. Как вы видите окончания существительных во множественном числе имеют такие же окончания, если существительное заканчивается на -o или -a.
В данном случае мы рассмотрели местоимения в именительном падеже или местоимения — подлежащие, которые отвечают на вопрос «кто?» или «что?»
Личные местоимения в испанском языке в дательном и винительном падеже
В испанском языке личные местоимения изменяются по падежам:
Именительный падеж (кто? что?) | Дательный падеж (кому? чему?) | Винительный падеж (кого? что?) |
---|---|---|
yo | me (мне) | me (меня) |
tú | te (тебе) | te (тебя) |
él | le (ему) | lo/le (его) |
ella | le (ей) | la (её) |
usted | le (Вам) (вежливая форма) | lo/le (Вас — м.р.) la (Вас — ж.р.) |
nosotros/as | nos (нам) | nos (вас) |
vosotros/as | os (вам) | os (нас) |
ellos | les (им) — м.р. | los/les (их) — м.р. |
ellas | les (им) — ж.р. | las (их) — ж.р. |
ustedes | les (Вам) | los/les (Вас) — м.р. las (Вас) — ж.р. |
В принципе отличие винительного и дательного падежа есть только в третьем лице, в первом и втором всё одинаково, то есть в испанском «me » будет обозначать и «мне» и «меня», «te » — тебе, тебя, «nos » — нас, нам, «os » — вам, вас.
Вообще-то как таковых падежей в испанском языке нет. Что касается местоимений, то местоимения в винительном падеже называются по-испански прямым дополнением complemento directo , а в дательном падеже косвенным дополнением complemento indirecto . Также рассмотренные выше местоимения называются безударными.
Местоимения в винительном и дательном падеже почти всегда стоят перед глаголом.
Tú me das unos libros para leer. [ту мэ дас унос ливрос пара леэр] — Ты мне даешь книги почитать
Yo te escucho. [йо тэ эскучо] — Я тебя слушаю
Os espero [ос эспэро] . — Я вас жду.
Частичка no (не) ставится всегда перед безударным местоимением:
Ana no me qiuere. [Ана но мэ кьерэ] — Анна меня не любит
Местоимения le (его) и les (их) в винительном падеже относятся только к одушевленным лицам мужского рода и используются в разговорной речи:
¿Dónde están mis amigos? [дондэстан мис амигос]
Yo
no les
veo.
[йо но лэс вео]
— Где мои друзья? Я их не вижу.
В примере выше можно было вместо les сказать los.
Формы lo, los, la, las могут относиться как к одушевленным, так и к неодушевленным существительным:
Me gustan las gafas. Yo las compro. [ме густан лас гафас. Йо лас компро] — Мне нравятся очки. Я их покупаю.
Tú las has visitado esta semana. [ту лас э виситадо эста сэмана] — Ты их навестил на этой неделе
Местоимение lo может обозначать слово «это» и относиться к каким-либо фразам, идеям, суждениям:
Yo no te amo. Lo dudo. [йо но тэ амо. ло дудо] — Я тебя не люблю. Сомневаюсь в этом
No lo sé [но ло сэ] — Я это не знаю.
Иногда использование того или иного падежа в русском и испанском языке не совпадает, например после глагола preguntar в испанском используется местоимение дательного падежа:
Yo le pregunto. [йо лэ прэгунто] — Я его (её) спрашиваю.
В повелительном наклонении местоимения пишутся слитно с глаголом:
Díme lo [димело] — Скажи мне это (Dí + me + lo)
Dame lo [дамело] — Дай мне это
Besame mucho [бэсамэ мучо] — Целуй меня горячо
Если местоимение в дательном или винительном падеже сопровождает неопределенная форма глагола или форма причастия (герундия), то местоимение может стоять как перед глаголом, так и стать частью глагола:
Quiero visitarte [кьеро виситартэ] — хочу тебя посетить
Te quiero visitar [тэ кьеро виситар] — хочу тебя посетить
Если в предложении есть местоимение и в дательном и в винительном падеже, то сначала ставим дательный, а потом винительный падеж:
¿Dónde compras libros? [дондэ компрас ливрос] — Где ты покупаешь книги?
Mis padres me los regalan. [мис падрэс мэ лос рэгалан] — Мои родители мне их дарят
А можно ли сказать наоборот Mis padres los me regalan ? Нельзя, порядок слов (местоимений) в испанском именно такой, поэтому эту фразу перечеркнем.
Еще есть один очень важный нюанс: если мы имеем оба местоимения в третьем лице, то вместо le (ему, ей, вам) и les (им, Вам) используем местоимение se
¿Prestas el dinero a Ana? [прэсти эль динэро а ана] — Займешь деньги Анне?
Sí, siempre le se lo presto. [си, сьемпрэ сэ ло прэсто] — Да я всегда ей их занимаю.
Это только для того, чтобы звучало приятнее на слух. Испанцу не очень приятно слышать le lo или les la , гораздо лучше звучит se lo , se la
Иногда в предложении можно встретить и местоимение и существительное, относящееся к нему:
Le regalo a Ana flores. [лэ рэгало а ана флорэс]
можно сказать просто:
Regalo a Ana flores. — Я дарю Анне цветы.
Можно сказать и так, когда мы уже упомянули Анну в разговоре:
Le regalo flores. — Ей дарю цветы
Ну и конечно, когда мы уже говорили и об Анне и о цветах, то le превращаем в se
Se las regalo. — Ей их дарю
Ударные местоимения в испанском языке
Ударные местоимения используются после предлогов или когда мы хотим выделить местоимение по смыслу. Ударные местоимения совпадают с личными в именительном падеже кроме mí (мне, меня) tí (тебе, тебя):
Ударная форма в дательном и винительном падеже звучит одинаково
Yo lo hago para tí . [йо ло аго пара ты] — Я это делаю для тебя
Pienso en él . [пьенсо эн эль] — Думаю о нем
Este regalo es para ella . [эстэ рэгало эс пара эйа] — Это подарок для неё
A mí me gusta esta chica. [а ми мэ густа эста чика] — Мне нравится эта девочка (именно мне)
No voy con ella . [но бой кон эйа] — Не пойду с ней
Voy sin ella . [бой син эйа] — Пойду без неё
Voy con vosotros . [бой кон носотрос] — Пойду с вами
Un día sin tí es una eternidad [ун диа син ты эс уна этернидад] — День без тебя — вечность
С предлогом con (с) местоимение в первом и втором лице единственного числа имеют особую форму:
¿Vas conmi go ? [бас конмиго] — Пойдешь со мной?
Voy conti go . [бой контиго] — Пойду с тобой
Quiero hablar conti go . [кьеро авлар контиго] — Хочу поговорить с тобой
Вот и именно оно. “Мне” на Q звучит как nin. Мы же, помня, что -n- является местоименной согласной I лица единственного числа, выводим из этого легко и незатейливо, как мы это уже привыкли делать, следующую таблицу (в которой, к сожалению, никак не обойтись без оговоренных нами знаков, предупреждающих о степени гипотетичности выведенных форм):
То есть, основной принцип высвечивается следующий: местоименная согласная + -i- + -n как падежная согласная дательного падежа.
Что касается местоимения множественного числа второго лица, которое, если вы помните, придумал я сам несколько уроков назад, а значит, должен отвечать теперь за то, чтобы оно было полноценным местоимением, а не так, что “мы его нарисовали, только и всего”; так вот, вариант &nin представляется мне наиболее правдоподобным, так как не начинаются квенийские слова ни на d-, ни на -nd.
Порядок слов в предложении, имеющем в себе подобное местоимение, нам неясен. Возможно, в вопросах оно стоит перед глаголом, может быть, стоит оно перед ним и в утверждениях. Дело в том, что примеров мы имеем только четыре, и в двух примерах из трех в S стоит оно перед ним, а в Q-ском примере (LR72) -- один раз, но после. И во всех случаях это была поэтическая речь, для которой, как мы знаем, верно лишь одно правило -- что никаким правилам она не подчиняется. Так что, скорее всего выглядело это как-то так:
I aivë | lirë | tin | linduva |
Птица | песню | им | споет |
Вот таким вот образом.
Урок 16.
Еще масса полезных сведений о местоимениях
Притяжательные местоимения.
Притяжательные местоимения в Q, как и во многих языках -- в иврите, в финском, во многих, короче -- существуют в виде суффикса, присоединяющегося к существительному перед суффиксом падежа согласно правила склонения серии отношений -- правила последнего склоняемого. Выглядят же они так:
Из того, что мы не знаем у неодушевленных личных местоимений полной формы, делается (мною) несколько неожиданный вывод: у неодушевленных объектов, по-видимому, не существовало притяжательного местоимения -- им отказывалось в праве на какую-либо собственность. Вывод этот не менее логичен, чем многие тут у меня, хотя чрезвычайно низкий уровень логичности в этом учебнике уже был, наверное, с прискорбием отмечен читателем. Но дело в том, что притяжательное местоимение, как нетрудно заметить, выглядит почти так же, как и личное, только гласная меняется с -e на -a. Если не было того, то, наверно, нет и другого. Неоткуда ему взяться. Да и по смыслу это можно объяснить, если чуть напрячься. Наверно, отношение к неодушевленному предмету задается через родительный падеж или через прилагательное: “мой сын” -- говорится через местоимение, выглядит “сын-мой”, что по-эльфийски звучало как *yendenya, onya (UT ("Aldarion and Erendis")), senya (UT (ibid)), а вот, к примеру, муж стрекозы по отношению к стрекозе так и не станет никогда “мужем-ее”, а останется “мужем стрекозы” либо “стрекозиным мужем”, безо всякого местоимения, если только не было в Q какого-нибудь специального термина типа “стрекозел”. Неодушевленным существительным иметь притяжательное местоимение не положено: как не могут предметы чувствовать и думать, так не могут они и обладать чем-либо.
Если основа слова заканчивается на согласную, что, в общем-то, нередко, то между этой согласной и притяжательным местоимением вставляется -i-. Пример -- Atarinya, “отец-мой” (UT186).
Склонялись эти штуки так, как и подобает словам, заканчивающимся на -a и имеющим суффикс множественного числа -ar, то есть совершенно аналогично существительным первого склонения. Рассмотрим склонение притяжательного местоимения от личного местоимения I лица ед. ч. м.р. -- попросту "я":
Еще один момент, забыть о котором нельзя: сдвоенный согласный в суффиксе сдвигает ударение на cлог, стоящий перед ним. Я уже устал об этом напоминать и надеюсь, что это давно уже не нужно делать.
Самостоятельные личные притяжательные местоимения, обычные и эмфатические.
Как нетрудно понять из названия, это -- аналоги русских слов “мой", "твой", "ихний” и т.п. Создаются они у нас так же, как в уроке Девятом мы уже умудрили себя создать самостоятельные личные местоимения.
Соответственно, в Q существует еще и эмфатическая , подчеркнутая форма этих местоимений. В сущности, это -- то же самое, но с восклицательным знаком. Все, что мы говорили в Девятом уроке относительно того, как переводить эмфатическую форму личного местоимения (“именно...”, “как раз...”, “...-то и”), справедливо и относительно местоимений притяжательных. Надо сказать, что свидетельств наличия такой формы в Книгах нет. Это тоже такая бяка-закаляка кусачая, и мы тоже сами из головы ее выдумали. Однако выдумали по всем правилам: поскольку -e- -- гласная, образующая самостоятельное эмфатическое личное назывное местоимение типа elyë, "even thou", “даже ты; и ты!..; именно ты”, то почему бы, заменив окончание с -ë на -a, дающее притяжательность, не получить elya, "even thy" -- “даже твой; и твой; именно твой”? В свою очередь, выбор гласной -i- для неэмфатической формы диктуется тем, что для присобачивания суффикса притяжательного местоимения к основе, оканчивающейся на согласную, вставлялась между ними -i-; так вот, поэтому мы и ставим i во главу этого угла. Таким образом, мы поимеваем следующую таблицу:
Вы уж извините, что пользуюсь такой грубой разговорной нелитературной формой типа “евонное” или “ихнее” -- но эта форма является прямым аналогом того, что мне нужно было выразить. Так что, это я чтобы в заблуждение не вводить, а вообще я знаю, как правильно и грамотно.
Самостоятельного притяжательного местоимения от местоименного суффикса неодушевленного, по моему глубокому убеждению, не существует, так же как не существует и самого притяжательного местоимения от неодушевленного. Надобно здесь будет пользоваться родительным падежом: “кого?”, но -- чей?”
Все эти слова, полученные нами выше, склоняются, как и положено, по первому склонению. Кстати, это касается и образования от них множественного числа -- вдруг вы не поняли?
Указательные местоимения.
В плаче слезоохотливой Галадриэли знаем мы такую строчку "...yassen tintillar i eleni", что означает “там, где трепещут звезды”. Вот оно -- это yassen, “там, где”. На английский язык это слово переводится как "wherein". Построение этого слова таково: yassen = ya- + -sse + -n. -sse -- как мы знаем, суффикс падежа локатива, отвечающего на вопрос “где? в чем?”. -n добавило нам множественное число существительного в этом падеже. Осталось необъясненным ya-. Предполагаем, что *ya- -- это такая частица указательного местоимения, образующая таковое с падежными окончаниями соответствующих падежей; переводить же ее конкретно можно приблизительно как “что/кто, который”. Это предположение частично подтверждается и словцом yar из “yar i vilya anto miqilis” (Nieninquë, “A Secret Vice”, M215-6), обозначающим “(та,) кому, которой”. Мне думается, что -r, присоединенное к ya- здесь, происходит от местоимения "она/&он". А есть еще другое указание: ya = "there, of time, ago", то есть “там, тогда”, а yassë = "once upon a time", “однажды” -- это в LR399, хотя неоднократно говорится, и всем в общем-то известно, что это ранние, не пересмотренные работы, и пользоваться ими нужно крайне осторожно.
В общем, постановим, что *ya -- такая особая частица, которая обозначает “кое-кто, кое-что”, и в сочетании с падежами образует указательное местоимение, отвечающее на вопрос падежа. Иллюстрируем в ноль минут:
Nom., Acc. | *ya | who/which тот, &(тот, кто/то, что) |
Dat. | *yan | ?whoto тому, кто/что |
Gen. | ?yo | ?whereof того, кто/что |
All. | *yanna | whereto к тому, кто/что; в того, кто/в то, что |
Loc. | yassë | wherein в том, кто/что |
Abl. | *yallo | wherefrom из того, кто/что; от того, кто/что |
Но это, представляется мне, только первый смысловой пласт этих местоимений -- ответ на прямой вопрос падежа. Имеются же и другие пласты -- на их наличие нам очень явно намекается. И вот что думаю по этому поводу ваш я.
Второй пласт -- это пласт пространственный -- географический смысл местных падежей. В нем мы получаем еще такие варианты:
Вы уж меня извините, но представить себе и найти более точный аналог причинно-следственному аспекту локатива я не смог. Может быть, ваше филологическое воображение окажется более мощным.
И, что самое интересное и маловообразимое, не исключено, что что-то аналогичное существовало и по отношению к другим, не только этим трем местным, падежам! Но тут уж, вспомнив Пушкина: “Воображайте, воля ваша, я не намерен вам помочь”. То есть, не способен, если честно. Дивный Народ, что поделаешь!
И четвертый пласт, на который указывают нам вышеприведенные примеры -- пласт отношения ко времени. Здесь налицо тоже аналогия с финским языком, который JRRT весьма уважал и любил, и после знакомства с которым, собственно, и начал выдавать Q. В этом и ему подобных языках вопрос “откуда?” идентичен по форме вопросу “с какого времени?”, а вопрос “докуда?” и вопрос “доколе?”, выражаются одним и тем же падежом. Так вот, попробуем представить себе нечто подобное и в Q.
All. | *yanna | until до тех пор, пока |
Loc. | yassë | during в то время, как |
Abl. | *yallo | since с тех пор, как |
В общем, здесь мне трудно еще что-нибудь добавить, кроме повторения того, что, как мы уже договорились в самом начале, каждый волен вводить в свою квенью любые элементы, которые он в состоянии понять и объяснить потенциальному собеседнику. Если, конечно, они не противоречат тому, что писал сам Профессор. Мы можем добавить к его пониманию его мира все, что угодно, но не можем же мы что-то из него изъять? По-моему, так, как говорил Винни-Пух.
Вот таким вот образом.
Шаг 8 – в этом шаге мы разберем такие слова как мне, тебе, ей, ему — местоимения в дательном падеже. А также рассмотрим самые распространенные глаголы, которые употребляются в дательном падеже.
Часть 1: местоимения в дательном падеже
Рассмотрим следующие слова:
ich | mir | мне | wir | uns | нам |
du | dir | тебе | ihr | euch | вам |
er
sie es |
ihm ihr ihm | ему ей ему/этому |
Sie/sie | Ihnen/ihnen | Вам/им |
Многие глаголы употребляются вместе с этими словами – мне, тебе, ему и т.д. В грамматике они называются личными местоимениями в дательном падеже (Dativ) . Например:
Viktor hat Probleme. Ich helfe ihm. — У Виктора проблемы. Я ему помогаю.
Du antwortest mir. — Ты отвечаешь мне.
Kannst du mir antworten? — Ты можешь ответить мне?
Ich möchte euch etwas sagen. — Я хотел бы вам кое-что сказать.
Das Auto gehört uns. — Машина принадлежит нам.
Das Essen schmeckt mir nicht. — Еда мне невкусная (дословно)
Das Kleid passt mir gut. — Платье хорошо мне подходит.
Примеры вопросов:
Wie kann ich dir helfen? — Чем я могу тебе помочь?
Passt Ihnen diese Bluse? — Вам подходит блузка? (Имеется в виду по размеру)
Schmeckt es dir? — Вкусно?
Часть 2: глаголы с дательным падежом
В этой части мы рассмотрим глаголы, которые часто употребляются вместе с местоимениями в дательном падеже.
Самые распространенные глаголы — machen и tun . С глаголом machen мы уже познакомились . Однако в немецком языке есть ещё один глагол, обозначающий делать — tun .
Machen и tun синонимы – их значение одинаково. Однако глагол tun спрягается немного иначе, так как не заканчивается на привычное -en .
tun
ich | tue | wir | tun |
du | tust | ihr | tut |
er /sie/ es | tut | Sie/sie | tun |
Глагол tun часто встречается в устойчивых фразах, поэтому важно его знать. Например:
Es tut mir leid. — Мне очень жаль.
Es geht mir schlecht. — Мне плохо.
Es tut mir hier weh. — Мне больно здесь (У меня болит здесь).
Was kann ich für Sie tun? — Дословно: Что я могу для Вас сделать? (Чем я могу Вам помочь?)
Самые распространенные глаголы, после которых нужно употреблять эти слова:
gefallen | нравится | Die Stadt gefällt mir ganz gut. |
schmecken | быть вкусным | Das Essen schmeckt ihr gut. |
passen | подходить | Das passt mir gut. |
gehören | принадлежать | Dieses Auto gehört ihm . |
gut/nicht gut stehen | идти/не идти | Die Brille steht dir gut. |
leid tun | сочувствовать | Es tut mir leid. |
gut/schlecht gehen | хорошо/плохо идти (о делах) | Wie geht es dir ? — Mir geht’s gut! |
antworten | отвечать | Warum antwortest du mir nicht? |
helfen | помогать | Kannst du mir bitte helfen? |
schenken | дарить | Was können wir ihm schenken? |
schicken | посылать | Ich schicken dir eine E-Mail. |
geben | давать | Gibst du mir etwas Geld? |
empfehlen | рекомендовать | Ich empfehle dir dieses Buch. |
sagen | сказать | Ich muss dir etwas sagen. |
glauben | верить | Glaubst du mir nicht? |
gut tun | пойти на пользу | Dir Reise kann mir sehr gut tun. |
nützen | приносить пользу | Das nützt mir nichts. |
Один момент
Однако есть один нюанс. Не всегда там, где мы по-русски говорим тебе , по-немецки тоже будет тебе . В некоторых фразах мы говорим тебе , а немцы говорят тебя . Поэтому важно запомнить самые распространенные фразы, которые отличаются в русском и немецком языках. Например:
Ich gratuliere dir. — Я поздравляю тебя.
Ich danke dir . — Дословно: Я благодарен тебе (Спасибо тебе).
Wir danken Ihnen. — Мы благодарим Вас.
Mir tut der Bauch weh. — У меня болит живот.
Самые употребляемые глаголы, после которых в немецком всегда идет mir, dir, ihm и т.д.
gratulieren | поздравлять | Wir gratulieren Ihnen zum Geburtstag! |
danken | благодарить | Ich danke dir ! |
wehtun | болеть | Mir tut mein Bein weh. |
begegnen | случайно встретить | Einmal möchte ich ihr begegnen. |
drohen | угрожать | Drohst du mir ? |
folgen | следовать за кем–то | Folgen Sie mir bitte. |
passieren | происходить | Mir ist etwas Schlimmes passiert. |
verzeihen | прощать | Bitte verzeihen Sie mir . |
zuhören | слушать кого–то | Hören Sie mir bitte zu. |
zustimmen | согласиться с кем–то | Ich stimme ihm zu. |
Упражнение к теме:
Есть какие-то вопросы по этой теме? Пиши в комментариях.
Урок 8: Местоимения в дательном падеже was last modified: Ноябрь 1st, 2018 by Екатерина