Кто я и какая 20 определений. Кто я? (Тарантинки)

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер

После фильма, вышедшего в 2009 году, все стали придумывать способы сыграть в таинственную игру с карточками на лбу, искать, как она называется, и где её купить. Потому что объяснять «ну та игра из Бесславных, когда на лоб приклеивают бумажки и угадывают персонажей» каждый раз довольно утомительно. Компания Мосигра и телеканал Пятница сделали удобную версию этой игры, она называется «Пятница» :

А вот её правила:

Есть народные названия игры и правила вроде «Кто я такой» или «Угадай, кто ты»

В целом, смысл игры остаётся тот же. Игроки одним из способов получают себе на лоб карточки, бумажки, наклейки или стикеры с именами популярных героев, реальных или выдуманных персонажей, даже просто с названиями предметов. Способы такие:

  • можно попросить одного написать записки на лоб для всех, а ему придумает кто-то из команды;
  • кто-то предпочитает положиться на коллективный разум, чтобы каждый писал на бумажке своего персонажа, а потом просто все по кругу передавали записки соседям;
  • можно писать прямо у человека на лбу, то есть, сначала клеим стикер на лоб, потом пишем.

Главное, не подглядывать, приклеить бумажку на лоб и начать игру.

Часто начинают с фразы «Я настоящий?»

— Нет.

А вот тут придётся передать ход соседу, потому что продолжать спрашивать можно только после положительных ответов.

— А я человек?
— Да.
— Уже умер?
— Да.
— Я русский?
— Да.
— Ленин?
— Нееет!

Получается всегда очень смешно, потому что все видят, что написано на твоём стикере, а ты — нет. И вот они хором отвечают, задумываются, животное или человек Муми-тролль, спорят, насколько Верка Сердючка женщина — в общем, вечер пролетает незаметно.

Кстати, любителям пользы в играх будет интересно узнать, что игра с табличками на лбу отлично развивает логическое мышление. Например, после пары раз вопрос «я известный?» задавать уже не будут — был бы персонаж неизвестным, вспомнил бы его кто-то? Иногда догадки приходят методом исключения. Например, вам кажется, что описание похоже на вашего любимого актёра корейского артхауса, но вы, например, сомневаетесь, что кто-то из присутствующих его знает, так что отбрасываете лишнее.

Угадай, Кто ты? Ответ на лбу — поистине, универсальная игра

  • Она простая — правила объясняются парой фраз,
  • Для неё почти ничего не нужно: немного бумаги и ручка,
  • Играть могут дети лет с семи, да и бабушки с дедушками охотно присоединяются,
  • Самые убеждённые играют даже вдвоём, загадывая друг другу что-нибудь особенно сложное,
  • Она может сплотить даже компанию незнакомцев,
  • Она может расслабить всех, сделать атмосферу дружественной: очень полезно для тимбилдинга и сплочения коллектива .

В фильме карточки наподобие игральных карт просто слюнявили, чтобы приклеить на лоб

Так можно делать с любой бумагой, какое-то время она продержится, но лучше проверять. Кто-то клеит бумажки скотчем (главное, не забыть запасти его заранее), в офисах удобнее всего использовать клейкие стикеры. В целом, для игры подойдут любые наклейки на лоб, на которых можно писать.

Но кое-кто взломал систему, а то девушки жаловались, что с приклеиванием бумажек штукатурка обваливается

И появилась готовая настольная игра с табличками на лбу, которая называется «У тебя на лбу написано» или «Пятница». Да-да, неспроста: её упаковали в коробку с удобными креплениями для карточек именно ребята с одноимённого телеканала. Они очень любили в неё играть, но всё время теряли бумажки со лба, а потом уставали придумывать новые предметы для отгадывания.

Кстати, именно благодаря тому, что карточки там встречаются вроде «Я кошка», «Я кактус» и «Я газонокосилка», этот вариант игры в слова на лбу отлично подходит для детей. Чтобы не морочить им голову Чингисханом и Стивеном Хоукингом, но включать всё воображение и ассоциативное мышление.


Введение

Глава 1. Использование психологического теста "Кто Я" в социологии

Глава 2. Экспериментальное исследование образа «Я» при помощи теста М. Куна и Т. Макпартлэнда «кто Я?»

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность работы. Социологическое исследование - это сбор новых фактов и их интерпретация в терминах выбранной или построенной в соответствии с поставленной задачей теоретической моделью с помощью методов, адекватных операциональным определениям свойств конструктов, лежащих в основании этой модели. Социология не может существовать, не добывая информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.

Работа социолога начинается с формулировки темы (проблемы), целей и задач исследования, определения и уточнения основных понятий - теоретических концептов, установления связей между ними и определения содержания этих связей (логических, семантических, функциональных и т. п.). Эта интеллектуальная, творческая работа, требующая достаточно широкой эрудиции, хорошего знания теоретических оснований социологии. Социологическое исследование начинается с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели, выборке методик исследования. Основой всех социологических исследований являются различные методики, без использования которых исследования не возможны.

Изучая разные сферы общества или разные качества личности и т.д. социолог использует в своей работе разные методики. Одной из методик в социологии, позволяющей всесторонне исследовать «Я-концепцию» личности является тест «Кто Я?», авторами которого являются известные социологи М. Кун и Т. Макпартленд. Данный тест позволяет всесторонне изучить восприятие личностью самого себя. Тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» часто используется в социологии в исследованиях личности испытуемого и является методикой дающей достоверные результаты.

Цель работы - исследовать использование психологического теста "Кто Я" в социологии.

Задачи работы:

) Изучить особенности использования теста «Кто Я?» в социологии.

) Экспериментально исследовать образ «Я» при помощи теста М. Куна и Т. Макпартлэнда «кто Я?».

Объект работы - методика М. Куна и Т. Макпартлэнда «кто Я?».

Предмет работы - особенности использования психологического теста "Кто Я" в социологии.

Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, статистический метод обработки данных, наблюдение, социологическое исследование.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА "КТО Я" В СОЦИОЛОГИИ


Социологическое исследование - это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных. Социологические исследования играют значимую роль в социологии по двум причинам. Во-первых, социологические исследования обеспечивают возможность адекватной самооценки в своем предназначении и границах воздействия на общество и личность. Во-вторых, теоретические концепции и специальные исследовательские методики помогают привлечь общественное внимание к значимым переменам, реально оценивать и прогнозировать развитие социальных проблем и конфликтов, воздействующих на конкретные жизненные ситуации клиентов, анализировать инфраструктуру социальной сферы, изучать ожидания и настроения различных категорий населения, без чего абсолютно невозможно осуществление функции социальной работы - способствовать положительным изменениям и в социуме, и в положении личности.

Какие же категории социологии являются основой концепций, методов, практики исследований в социологии? К ним относятся: общество, личность, социальные процессы, социальные проблемы, социальные группы, социальная адаптация, гендер, социальные страхи, ресурсность, социальные конфликты, социальные девиации, социальная субъектность, социальная роль, социальная мобильность, аномия, социальное действие и др. Как видим, список (его можно продолжить) весьма внушительный. Социальные исследования в разных обществах могут иметь различную ориентированность, отражающуюся на моделях социальной инфраструктуры, кадровой подготовке, государственных образовательных стандартах, правовом и финансовом обеспечении и др. Основой всех социологических исследований являются различные методики, без использования которых исследования не возможны. Изучая разные сферы общества или разные качества личности и т.д. социолог использует в своей работе разные методики. Одной из методик в социологии, позволяющей всесторонне исследовать «Я-концепцию» личности является тест «Кто Я?», авторами которого являются известные социологи М. Кун и Т. Макпартленд.

Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека. Самоотношение играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования стратегий поведения, разрешения кризисных ситуаций, а также в профессиональном и личностном становлении. Проблема самоотношения является одной из острых на сегодняшний день. Положительное самоотношение обеспечивает личности стабильное развитие. Для того чтобы сложилось определенное отношение к самому себе необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение - это далеко не полный перечень черт, используемых для обозначения целостного самоотношения или отдельных его аспектов. Такое большое разнообразие понятий было отмечено при анализе различных взглядов на строение самоотношения. Иногда за этими терминами стоят различия теоретических ориентаций исследователей, иногда - различные представления о феноменологическом содержании самоотношения, но чаще - просто различия в словоупотреблении, в основе которых лежат плохо отрефлексированные предпочтения. Это приводит к тому, что некоторые авторы считают симпатию основой самоотношения, другие настаивают на том, что самоотношение - это, в первую очередь, переживания собственной ценности, выражающиеся в чувстве самоуважения, третьи пытаются согласовать эти представления путем выделения в самоотношении того или иного фиксированного набора аспектов или структурных элементов, но эти наборы тоже часто оказываются различными и трудно сопоставимыми. В целом ряде исследований показано, что индивидуальные параметры оценок и самооценок у разных людей могут быть настолько различны, что возникает проблема обоснования универсальных фиксированных измерений, полученных на разнородных выборках испытуемых, не являются ли они следствием усреднения индивидуальных данных. При этом каждая точка зрения имеет вполне обоснованную аргументацию. В конечном же итоге дискуссии о сути взаимоотношения превращаются в споры о словах.

Понятие самоотношения в контексте о смысле «Я» позволяет в определенной степени снять эти проблемы, т. к. смысл «Я» предполагает определенный язык его выражения, а этот «язык» может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, т. к. в связи с противоречивостью бытия, перечислением деятельностей и «противоборством мотивов», субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес. Из отечественных попыток реконструировать эмоциональную систему самоотношения широко известно пока единственное исследование В.В. Столина, в котором выделены три измерения самоотношения: симпатия, уважение, близость. Сходные результаты были получены и другими исследователями: Л.Я. Гозман, А.С. Кондратьевой, А.Г. Шмелевым, но они лишь косвенно связаны с самоотношением, так как получены при исследовании эмоциональных, межличностных описательных черт. На самоописание или выражение отношения к себе действует ряд иррелевантных факторов, таких как: социальная желательность, тактика самоподачи (самопрезентация), область самораскрытия и др. Это дает основание некоторым авторам считать, что такого рода вынужденные самоописания Я-концепции на самом деле есть самоотчеты, а это не одно и то же. Содержание этих терминов является близким, но не совпадает. По их мнению, Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия и самооценивания. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое для другого. Это высказывание о себе. Конечно, Я-концепция влияет на эти высказывания. Однако, между ними не может быть полного тождества. Самоотчет, по их мнению, являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменологической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.

Другие исследователи считают, что ситуация самоотчета инициирует особое поведение испытуемого - «вызванную вербальную самопрезентацию», которая не является прямым эквивалентом самоотношения, но связана с ним и эта связь должна быть понятийно и операционально оформлена. Сформулированное понимание самоотношения как выражение смысла «Я» для субъекта как раз и позволяет понятийно оформить эту связь и исследовать самоотношение средствами экспериментальной психосемантики, которая располагает эффективным и обоснованным аппаратом реконструкции и анализа групповых и индивидуальных субъективных систем значений.

Специфика пространства самоотношения, по-видимому, должна обладать и еще одной особенностью, отмеченной В.Ф. Петренко при работе с такого рода пространствами: «Особенностью субъектного кода описания личности другого или самого себя является его целостный интегративный характер, где единицами его «алфавита» выступают не отдельные признаки, а целостные категориальные схемы, эталоны, обобщенные образы. Содержание такого фактора является целостным конструктом, понять который можно только представив целостные образы людей, контрастирующих по этим качествам».

Тест М. Куна и Т. Макпартленда представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Испытуемый также инструктируется давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботится о последовательности, грамматике и логике. В течение 12 минут испытуемому необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Каждый новый ответ необходимо начинать с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Испытуемый может отвечать так, как ему хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к нему в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Также испытуемому важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у него в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко ему было отвечать на данный вопрос». Когда испытуемый заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов - количественный: Испытуемый должен пронумеровать все сделанные им отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа испытуемый должен поставить его порядковый номер. Каждую свою отдельную характеристику оценить по четырехзначной системе:

«+» - знак «плюс» ставится, если в целом испытуемому лично данная характеристика нравится;

«-»- знак «минус»- если в целом испытуемому лично данная характеристика не нравится;

«±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика испытуемому и нравится, и не нравится одновременно;

«?» - знак «вопроса» - если испытуемый не знает на данный момент времени, как он точно относится к характеристике, у него нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У испытуемого могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех. После того как испытуемым будут оценены все характеристики, подводится итог:

сколько всего получилось ответов;

сколько ответов каждого знака.

Модификация теста предполагает 10 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Регистрируемыми показателями являются совокупность ответов испытуемого, их количественная характеристика, а также число всех слов в ответе. Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик? Если испытуемый использует знак «плюс-минус» («±»), то это свидетельствует говорит о способностях испытуемого к рассмотрению того либо иного явления с 2-х противоположных сторон, характеризует степень уравновешенности испытуемого, «взвешенность» его позиций в отношении эмоционально значимого явления. Условным образом выделяют испытуемых, относящихся к эмоционально-полярному, уравновешенному и сомневающемуся типа. К человеку эмоционально-полярной типологии относят тех, кто совокупность всех собственных идентификационных характеристик оценивает лишь как нравящиеся либо не нравящиеся ему, он вовсе не использует в оценивании знак «плюс-минус». Для такого человека характерным является наличие максимализма в оценке, перепадов в эмоциональных состояниях, в отношении такого человека говорят «от любви до ненависти один шаг». Это эмоционально-выразительный человек, у которого отношение с другим человеком сильным образом зависит от того, насколько ему человек будет нравиться либо не нравиться.

Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такой человек относится к уравновешенной типологии. Для него, в сравнении с человеком эмоционально-полярной типологии, характерно наличие большой стрессоустойчивости, он быстрее разрешает конфликтную ситуацию, умеет поддержать конструктивное отношение с разными людьми: и с теми, кто нравится, и с теми, кто не вызывает симпатии; терпимее относится к недостаткам другого человека. Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такой человек относится к сомневающейся типологии. Такая количественная характеристика знаков «±» бывает у людей, переживающих ситуацию кризиса собственной жизни, и свидетельствует о наличии у такого человека такой особенности характера как нерешительность (человек тяжко принимает решение, сомневается, рассматривает разные варианты).

Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик? Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых. Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний. В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса. Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Как в методике «Кто Я?» проявляются особенности половой идентичности? Половая (или гендерная) идентичность - это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства. Особенности половой идентичности проявляются:

во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;

во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может быть сделано:

напрямую;

косвенно;

отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола - человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола:

нейтральное;

отчужденное;

эмоционально-положительное;

эмоционально-отрицательное.

Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания. Косвенное обозначение пола - человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов. Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:

широким (если включает в себя несколько половых ролей);

узким (если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми. Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек, который…». Причины этого могут быть следующими:

Отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);

Избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);

Несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом:

в самом начале списка;

в середине;

Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности). Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто Я?»? Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»). Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста. Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей. Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья. О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности). О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

Как анализировать временной аспект идентичности? Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм). Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности. Особую роль следует отдавать присутствию и выраженности в процессе самоописания показателей перспективной «Я-концепции», т. е. идентификационным характеристикам, связанным с перспективой, пожеланием, намерением, мечтой, которые относятся к разным жизненным областям.

Если в процессе самоописания у испытуемого доминируют глагольные формы в будущем времени, то такого испытуемого можно охарактеризовать как неуверенного в собственной личности, стремящегося уходить от трудности жизни на данное время из-за того, что испытуемый человек недостаточно реализован в настоящее время. Наличие преобладания в процессе самоописания глагольных форм в настоящем времени свидетельствует о том, что испытуемый характеризуется активностью, а также сознательностью собственного действия. Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности? Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним. Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей. Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности. За соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я - другие» и низким уровнем определенности схемы «мы - другие». Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики.

Что дает анализ представленных в идентичности сфер жизни? Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

Семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);

Работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);

Учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);

Досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);

Сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);

Отдых (ресурсы, здоровье).

Все идентификационные характеристики можно распределить по предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать вывод относительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики. Что дает анализ физической идентичности? Физическая идентичность включает в себя описание своих физических данных, в том числе описание внешности, болезненных проявлений, пристрастий в еде, вредных привычек. Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека. Что дает анализ деятельной идентичности? Деятельная идентичность также дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

Что дает анализ психолингвистического аспекта идентичности?

Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.

Существительные:

Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;

Недостаток или отсутствие существительных - о недостаточной ответственности человека.

Прилагательные:

Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека;

Недостаток или отсутствие прилагательных - о слабой дифференцированности идентичности человека.

Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов - о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности. Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные.

Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов. Разность общего знака эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:

негативная - преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»);

нейтральная - наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.);

позитивная - положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»);

завышенная - проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладают характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т. д.).

Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания испытуемого. Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности, которое говорит о том, что выполняющий методику «Кто Я?» человек, использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество «добрый» оценивается как «+»). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей.

Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми. В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации. Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14. Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля. Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.

Шкала анализа идентификационных характеристик

включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности: . «Социальное Я» включает 7 показателей:

Прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

Сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

Учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

Семейная принадлежность;

Этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство и локальную, местную идентичность;

Мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

Групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества). . «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

Дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

Общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей); . «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам

(бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду). . «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

пристрастия в еде, вредные привычки. . «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

Занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

Самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский). . «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

Профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

Семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

Групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

Коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

Материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

Физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

Деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

Персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

Оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

Персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

Глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

Проблемная идентичность (я ничто, не знаю - кто я, не могу ответить на этот вопрос);

Ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

Анализ данных исследований позволил выделить ряд категорий, которые впоследствии используются в контент-анализе: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия); идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания); интересы и увлечения; стремления и цели; самооценки.

Оценивая нестандартизованные самоотчеты с применением контент-анализа в целом, надо отметить, что основное их достоинство по сравнению со стандартизированными самоотчетами состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования. Это, однако, является одним из недостатков этого метода - субъект с низкими лингвистическими способностями и навыками самоописания оказывается в худшем положении по сравнению с человеком, обладающим богатой лексикой и навыками самоописания для передачи своих переживаний. Эти различия могут затушевать различия в самоотношении и "Я-концепции" в целом.

С другой стороны, любой контент-анализ ограничивает возможность учета индивидуального своеобразия испытуемого путем наложения готовой системы категорий, тем самым приближая результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с помощью стандартизованных самоотчетов. На нестандартизированные самоотчеты также влияет стратегия самопрезентации, которая должна учитываться при интерпретации результатов.

Возможные направления интерпретации данной методики:

определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого;

анализ проблемных сфер; среднее количество ответов, которое дают испытуемые;

количество всех слов в самоописаниях;

оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или определений "вне времени";

оценка сложности самоописания, а также, какие части речи используются в самоописаниях (прилагательные, существительные, глаголы, местоимения и т. д.), кластерный анализ всех самоописаний как критерий богатства, широты спектра представлений о себе.

Данная методика широко используется в индивидуальном консультировании. После заполнения методики с обследуемым ведется беседа, анализируется число ответов, их содержание (формальные -неформальные, выраженность одной или нескольких тем, временная принадлежность ответов). Может проводится дополнительная работа со списком ответов: выбор наиболее важных черт и их описание, разделение на категории (зависит от меня, зависит от других, ни от чего не зависит, от судьбы, от рока) - каких ответов больше?

социологический тест кун макпартлэнд

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА «Я» ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТА М. КУНА И Т. МАКПАРТЛЭНДА «КТО Я?»


Исследование проводилось на базе Университета дружбы народов города Москвы. Выборка социолого-психологического исследования составила 40 студентов медицинского факультета, из них 25 юношей и 15 девушек; средний возраст на момент исследования составил (20,13±1,3) года. Цель данного исследования - провести психосемантический анализ важного компонента образа мира - «образа я» студентов как представителей современной молодежи по тесту «20 высказываний» М.Куна и Т. Макпартлэнда («Кто я?»).

Молодежь - это относительное понятие, в эту категорию входят старшеклассники, стоящие перед выбором своей будущей профессиональной деятельности, студенты, определившиеся в данном выборе, и работающая молодежь, в основном студенты заочного обучения. Именно в эти возрастные периоды социализации происходит устойчивое становление личности как носителя определенных норм и ценностей общества, развивается самосознание личности, осознанное представление своего места в жизни и в мире в целом. Человек самостоятельно начинает решать жизненно важные вопросы. В связи с изменением ценностей молодежи, их образа жизни, в отличие от прошлых поколений, можно предположить, что современная молодежь по-иному смотрит на мир, на свое место в нем и их отношение к жизни отличается своим новым, свежим взглядом.

Направления в изучении образа мира определяются исследованием его структурных элементов: когнитивного (содержательного), эмоционально-аффективного и поведенческого. Тест «Кто я?» Куна и Макпартлэнда относится к группе психодиагностических методов исследования когнитивного компонента образа мира. Методика позволяет выявить этноним (самоназвание) как показатель этнической идентичности в ряду других идентичностей: половой, семейной, профессиональной, личностной и т.д., а тем самым выявить степень актуальности этнического знания о себе.

Изучение образа Я проводилось по методике «Кто Я?». Студентам предлагалась следующая инструкция. «Дайте, пожалуйста, 20 различных ответов на вопрос «Кто Я», обращенный к самому себе. Пишите первое, что придет в голову в ответ на данный вопрос, не заботясь о логике, грамматике или последовательности ответов. Работайте достаточно быстро, время работы ограничено». Время работы 12 минут, однако о нем студентам не сообщалось.

Исследование модальностей Я-концепции проводилось по методике «Тест различий между идеальным и реальным «Я» Батлера-Хейга. Тест включает в себя 50 утверждений-характеристик образа Я. В определенной последовательности студенты должны оценить в баллах от 1 до 5 предлагаемые характеристики.

На первом этапе оценивание происходит с учетом того, какими студенты видят себя; на втором - какими они хотели бы видеть себя. На третьем этапе студенты определяют степень различия между своим реальным и идеальным Я.

При исследовании особенностей Я-образа были изучены различные аспекты самопредставлений: степень рефлексивности (склонности к самопознанию), категории, индекс самоприятия (ИС).

Степень рефлексивности определяется количеством ответов, данных на вопрос «Кто Я?» за 12 минут. Средний показатель рефлексивности у юношей составляет 19,46, а у девушек - 19,76. Категориальный анализ показывает, что наиболее общей формой ответов было «Я -...». Часто «Я -...» было опущено и ответы представляли собой просто одно или несколько слов («девушка», «студент», «человек» и т.д.).

Обработка ответов осуществлялась методом контент-анализа. Все ответы были отнесены к одной из двух категорий: объективное или субъективное упоминание.

Эти содержательные категории различали, с одной стороны, отнесение себя к группе или классу, чьи границы и условия членства знают все, т.е. конвенциональное, объективное упоминание, а с другой стороны - характеристики себя, которые связаны с группами, классами, чертами, состояниями или любыми другими моментами, которые для их выяснения либо требуют указания самого студента, либо для этого необходимо соотнесение его с другими людьми, т.е. субъективное упоминание.

Примерами первой категории являются такие характеристики себя, как «студент», «девушка», «муж», «дочь», «воин», «спортсмен», т.е. утверждения, относящиеся к объективно определенным статусам и классам.

Примерами субъективных категорий являются такие, как «счастливый», «очень хороший студент», «ответственная», «хорошая жена», «интересный», «неуверенный в себе», «ласковая» и т.д.

Соотношение объективных и субъективных характеристик отражает индивидуальный «локусный балл» - количество объективных характеристик, указанных данным респондентом при работе с тестом «Кто Я?». Локусный балл юношей и девушек составляет соответственно (7,4 ± 5,0) и (7,2 ± 5,6).

Индекс самоприятия (ИС) равен отношению всех положительных оценочных (субъективных) ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу «золотого сечения»: 66% -положительных ответов, 34 % - отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

ИС у юношей составляет (77,4 ± 19,5), у девушек - (80,8 ± 22,1). Более высокие значения этого показателя у девушек находит свое подтверждение в относительном преобладании его позитивного уровня (р>0,05). К особенностям самоприятия девушек можно отнести и более высокие значения его негативного уровня.

При анализе расхождений «Я-реального» и «Я-идеального» мы использовали следующие аспекты различий: общий показатель расхождения (среднее значение в баллах и отсутствие разницы в %) и оценки отдельного утверждения (максимальное расхождение и «конфликтное» расхождение - в %).

Общий показатель расхождения (ОПР) равен суммарной разнице оценки Я-реального и Я-идеального по 50 утверждениям. При отсутствии разницы общий показатель расхождения равен 0. Максимальное расхождение при оценке отдельного утверждения равно 4 баллам. «Конфликтное» расхождение - наличие у одного студента вышеназванного показателя как при оценке Я-реального, так и Я-идеального, т.е. структура обеих модальностей в таком случае состоит из противоположных качеств (конструктов).

Анализ общего показателя расхождения указывает, прежде всего, на невысокие средние его значения, если учесть, что максимальное расхождение может достигать у каждого студента 200 баллов. При этом диапазон различий у юношей составляет от 0 до 88 баллов, у девушек - от 0 до 77 баллов.

Гендерный анализ указывает на более низкое среднее значение ОПР у юношей (р>0,05). При этом у них более чем в три раза реже встречается отсутствие разницы (р<0,01).

Анализ оценок отдельных утверждений показывает, что у юношей в 2,4 раза чаще определяется максимальное расхождение в 4 балла (р<0,05) и чаще встречается «конфликтное» расхождение (р>0,05).

Данные исследования самопредставлений и расхождения между Я-реальным м Я-идеальным представлены в таблице 1 и 2.


Таблица 1

Показатели ПолСтепень рефлексивностиЛокусный баллИндекс самоприятияУровни самоприятия % (чел)НегативныйДостаточныйПозитивныйЮноши19,467,4 ± 5,077,4 ± 19,52,7 (1)16,3 (6)81,0 (30)Девушки19,767,2 ±5,680,8 ±22,14,5 (6)9,8 (13)85,7 (114)

Таблица 2

Аспекты расхождения Пол Общий показатель расхожденияОценка отдельного утвержденияСреднее значение (баллы)Отсутствие разницы % (чел.)Максимальное расхождение (%)«Конфликтное» расхождение (%)Юноши35,7 ±24,17,3 (4)1,353,6Девушки36,7 ± 16,62.4 (4)0,563,0

Анализ различных аспектов самопредставлений студентов-медиков, прежде всего, указывает на высокие значения их рефлексивности - самопознавательной активности. Это подтверждает идеи Э. Эриксона о кризисе идентичности (чувства стабильного владения собственным Я) в юношеском возрасте.

На успешное прохождение этого периода указывают невысокие локусные баллы (большая часть ответов студентов носит субъективный - оценочный - характер).

Согласно социальной науке, люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективно определяемыми личностными качествами, а не ролевыми характеристиками занимаемых ими объективных социальных статусов. Высокие значения позитивного уровня самоприятия (р<0,05) в сочетании с преобладающим субъективным характером самопредставлений указывают на успешный характер психосоциальной адаптации студентов в период возрастного кризиса.

Результаты исследования представим в виде диаграмм.


Диаграмма 1

Аспекты самопредставлений студентов-медиков


Анализ гендерных различий Я-образа выявил более высокую рефлексивность у девушек. Это подтверждается не только показателем степени рефлексивности, но и уровнем самоприятия. Гипотетически это может свидетельствовать о менее успешном преодолении кризиса идентичности юношами.

Результаты исследования Я-образа согласуется с полученными нами ранее данными изучения копинг-поведения студентов. В качестве факторов, способствующих выбору наиболее конструктивных базисных стратегий совладания и индивидуальных копинг-стилей, можно рассматривать высокую самопознавательную активностью студентов и позитивный уровень самоприятия.


Диаграмма 2

Расхождения между «Я-реальным» и «Я-идеальным»


При анализе расхождения между Я-реальным и Я-идеальным необходимо учитывать современные научные взгляды на эту проблему.

В западноевропейской литературе проблема расхождения (disparity) Я-реального и Я-идеального исследуется в русле психоаналитической теории, когнитивной и гуманистической психологии. В каждой из них суть и значение этого расхождения понимается по-разному.

В психоаналитических теориях говорится о развитии сверх-Я - высшей инстанции в структуре душевной жизни, выполняющей роль внутреннего цензора. 3. Фрейд и А. Фрейд считали, что сверх-Я и Я-идеал - это одно и то же явление. Его формирование - необходимый этап развития личности. При этом излишне сильное расхождение Я и сверх-Я становится причиной личностных конфликтов.

Развитие Я-реального и Я-идеального рассматривается и в современной психоаналитической теории. Согласно этой точки зрения, развитие Я-идеального представляет собой интериоризацию внешних, в первую очередь родительских, идеалов. Представители когнитивной психологии высказывают мнение, что обязательное расхождение Я-реального и Я-идеального сопровождает нормальное развитие человека. По мере взросления к человеку предъявляется все больше требований. У высокоразвитой личности данные требования становятся внутренними, а это приводит к тому, что она будет видеть больше различий между Я-идеальным и Я-реальным.

Кроме того, высокоразвитая личность подразумевает и высокую степень когнитивной дифференциации, т.е. такая личность склонна отыскивать в своей Я-концепции множество тонких нюансов. Высокая дифференцированность приводит к возникновению существенного расхождения между Я-реальным и Я-идеальным. Проведенные представителями этого направления исследования показывают, что люди, имеющие более высокие показатели социальной зрелости, имеют и более значительные коэффициенты расхождения между Я-реальным и Я-идеальным.

В противовес психоаналитическому и когнитивному подходам, в которых расхождение между Я-реальным и Я-идеальным рассматривается как нормальное явление, представители гуманистической психологии подчеркивали его негативный характер. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность этих структур соотносится с положительной Я-концепцией, что усиливает возможность социальной адаптации человека, и наоборот.

Таким образом, существуют различные подходы к пониманию роли данного аспекта Я-концепции в социальной адаптации индивида.

В.В. Столин утверждает, что отношение человека к себе неоднородно. В нем выделяются как минимум принятие себя (аутосимпатию) и самоуважение. Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, видимо, составляет основу для развития самоуважения человека, являющегося одним из элементов отношения человека к себе.

Уважение или неуважение к себе - это, скорее всего, более позднее образование отношения к себе. Видимо, у ребенка в первые годы развивается принятие себя, являющееся интериоризацией родительского отношения. Этот аспект отношения к себе носит безусловный характер.

Расхождение же между Я-реальным и Я-идеальным подчеркивает, насколько близко или далеко человек подошел к своему идеалу. Так обнаруживается условный характер этого аспекта отношения к себе. Он отражает степень критического отношения человека к себе.

Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным как бы задает направление самосовершенствования человека. Но это расхождение не должно быть слишком большим: идеалы должны быть достижимыми, реальными, но и человеку не следует недооценивать свои возможности.

Судя по всему, есть некоторая норма расхождений Я-реального и Я-идеального, иными словами, норма в степени критичности к себе:

) излишне малое расхождение между этими структурами свидетельствует о несформированности критического отношения к себе, что говорит о незрелости Я-концепции человека;

) очень большое расхождение, видимо, свидетельствует об излишней самокритичности, что может приводить к затруднениям в социальной адаптации человека.

Данный анализ находит своё подтверждение в полученных нами результатах исследования Я-образа и самоуважения студентов МГУ. Доминирование позитивного уровня самоприятия и высокого уровня самоуважения соответствует невысоким средним значениям ОПР. Возможно, данное расхождение между Я-реальным и Я-идеальным и является «оптимальным», при котором идеалы должны быть достижимыми, реальными, но и человеку не следует недооценивать свои возможности.

Отсутствие разницы означает практически полное отождествление Я-реального с Я-идеальным. Данная конгруэнтность этих структур может быть выражением положительной Я-концепции, что усиливает возможность социальной адаптации человека, и наоборот. С другой стороны, отсутствие расхождения может отражать низкую степень критического отношения человека к себе.

Наличие у студентов максимального и «конфликтного» расхождения может быть показателем повышенной проблемной нагруженности и признаком недостаточной психосоциальной адаптации. Гендерные различия между юношами и девушками по «отсутствию разницы», максимальному и «конфликтному» расхождению также согласуются с результатами исследования Я-образа и самоуважения. У девушек выявлены: более высокая рефлексивность (стремление к самопознанию), оценочный характер самоописания, более высокие индекс самоприятия и средний балл самоуважения.

Высокие значения позитивного уровня самоприятия (р<0,05) в сочетании с преобладающим субъективным характером самопредставлений указывают на успешный характер психосоциальной адаптации студентов в период возрастного кризиса. Анализ гендерных различий Я-образа выявил более высокую рефлексивность у девушек, что подтверждается не только показателем степени рефлексивности, но и уровнем самоприятия. Это может свидетельствовать о менее успешном преодолении кризиса идентичности юношами.

Выявленное нами расхождение между Я-реальным и Я-идеальным студентов, возможно, является «оптимальным», при котором реально достижимые идеалы сочетаются с адекватной оценкой своих возможностей. Данная закономерность более характерна для девушек. Студенты с максимальным и «конфликтным» расхождением между Я-реальным и Я-идеальным нуждаются в психологическом консультировании.

Результаты проведенного социологического исследования можно будет использовать в работе психологической и социальной служб, при разработке программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации, а также в содержании психолого-педагогической подготовки студентов данного Вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Одной из методик, использующихся в социологическом исследовании, позволяющей эффективно исследовать личностную «Я-концепцию» человека является тест М.Куна и Т. Теоретической основой создания данного теста является разработанное Т. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос "Кто Я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица "Кто Вы такой?").

Важнейшим этапом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом принятия ответственных решений, этапом человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными, является юношеский возраст. Становление самосознания в юношеском возрасте осуществляется через формирование устойчивого образа своей личности, своего «Я». Самосознание как система целостных представлений о самом себе, сопряжённая с их оценкой, формирует Я-концепцию.

Я-концепция рассматривается как набор всех знаний и представлений о себе (self-conceptions). Каждый из нас имеет широкий спектр самопредставлений, то есть то, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в прошлом. Этот спектр самопредставлений включает в себя «хорошие» Я, «плохие» Я, надежды на обретение определенных Я. В этот спектр входят также Я, которых мы боимся и Я, какими мы должны быть. Подобные представления о себе, установки личности на себя постоянно доступны для осознания. Важными структурными элементами (модальностями) Я-концепции являются Я-реальное и Я-идеальное. Я-реальное включает в себя установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть, с его представлениями о том, каков он на самом деле. Я-идеальное - это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Расхождения (disparity) этих модальностей между собой может являться показателем саморазвития человека. С целью исследования Я-концепции студентов нами были изучены особенности Я-образа, а также расхождения между двумя основными её модальностями - Я-реальным и Я-идеальным.

Диагностическое использование теста «Кто Я?» затрудняется отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов. В сравнении со стандартизированным самоотчетом, можно описать достоинства и недостатки данной методики. Достоинства методики: менее подвержена влиянию стратегий самопрезентации, не ограничивает испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Недостатки: более трудоемка, более трудна для количественной обработки, более подвержена факторам влияния лингвистических способностей испытуемых.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Астрель, 2000. - 264 с.

.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Академия, 1996. - 376 с.

.Архиреева Т. В. Становление критического отношения к себе / Т. В. Архиреева // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 29-37.

.Безрукова О.Н. Социология молодёжи. - СПб.: Лань, 2004. - 275 с.

.Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.

.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

7.Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии - 1993.- № 5. - С. 99-105.

8.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. - М.: Гардарики, 2006. - 213 с.

.Волков Ю.Г. Социология молодежи. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. - 576 с.

.Гидденс Э. Социология. - М.: Издательство Едиториал УРСС, 2006. - 150 с.

.Демидов Д. Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное. - СПб. ГУПМ. - 2000. - 200 с.

.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 406 с.

.Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г. М. Андреевой. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 180-187.

14.Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 115 с.

.Осипов Г.В. Социология. - М.: Наука, 2002. - 527 с.

.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Изд. группа «Прогресс»; Универс, 1994. - 480 с.

.Ромашов О.В. Социология труда. - М.: Гардарики, 2001. - 134 с.

18.Социология. Основы общей теории. Отв. ред.: Осипов Г.В.; Москвичёв Л.Н. - М., 2002. - 300 с.

.Столин В. В. Самосознание личности /В. В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

.Татидинова Т.Г. Социология. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.- 205 с.

.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М., 1996. - 203 с.

.Фролов С. С. Социология. - М.: Гардарики, 2007. - 343 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вы любите играть в конкурс на своём юбилеи? Тогда позвольте предложить вам конкурс, в который вы и ваши гости будут играть с большим удовольствием. Конкурс называется – угадай, кто ты? Мы приготовили для вас смешные примеры персонажей для данного конкурса. Посмотрите, вам обязательно понравится, и вы будете с удовольствием играть в него.

Данный конкурс можно проводить в два этапа.

Первый.
Это самый простой, но всё равно интересный вариант. Вам надо приготовить таблички, которые вы повесите гостям на лоб. У каждого гостя будет на лбу табличка, но они не будут видеть, какая, но при этом будут видеть таблички других. Каждый гость по очереди задаёт один любой вопрос про себя. И другие гости отвечают ему. Таким не хитрым, но интересным способом они должны угадать – кто они. Кто первый сможет отгадать – кто он, тот и победитель. А примеры персонажей могут быть такими:
- Кот Леопольд.
- Тыква.
- Мушкетер.
- Памела Андерсон.
- Сергей Зверев.
- Енот.
- Снегурочка.
- Чебурашка.
- Щавель.
- Редис.
- Ди Джей.
- Агент 007.
- Вол из «ну, погоди».
- Помидор.

А второй вариант немножко отличается тем, что вместо табличек надо сделать маски. В них будут просовывать головы гости. И опять же они сами не смогут увидеть себя в маски, а другие смогут их видеть. Такой вариант смешнее и интереснее. Вот примеры масок, которые можно сделать:











Уважаемый посетитель!Рекомендуем вам зарегистрироваться на сайте , чтобы иметь возможность скачивать бесплатно скрытый материал. Регистрация простая и не займёт у вас больше минуты. После регистрации на сайте вам откроются совершенно все разделы, и вы сможете скачивать материал, который не доступен незарегистрированным пользователям!

Игры, придуманные нашими отцами и дедушками, возвращаются и увлекают за собой все больше школьников, студентов и даже тех, кто намного старше.

1. Угадай кто

Фрау Рифеншталь, немецкая шпионка, встречается с отрядом ублюдков в случайно забитой в этот вечер немцами таверне. Штурмбанфюрер СС после подозрений в странном для немца акценте Гауптштурмфюрера-ублюдка предлагает сыграть в игру: «Идея игры в том, что на карте пишется имя знаменитого персонажа, можно и вымышленного, не играет роли. Напишите Конфуций, например, или доктор Фу Манчи. Эрик, перья сюда! Но только знаменитость, а не тетушка Фрида. Напишите и кладите карту надписью вниз. Затем подвиньте к сидящему справа. Сидящий слева двигает карту к вам. Берете карту со стола, не глядя на нее, облизываете рубашку и прилепляете ко лбу. Пишите, пишите». В прошлом году эта сцена из Inglorious Bastards Тарантино спровоцировала всплеск интереса к игре по всему миру.

Правила

Кроме вышеперечисленных: когда стикеры уже находятся на лбах играющих, начинается следствие. Все по очереди задают вопросы другим игрокам о себе, на которые можно односложно отвечать - да или нет. Догадаться о том кто вы нужно за пятнадцать вопросов, или как договоритесь с командой.

2. Twister

В подвижную игру, в которой можно показать всем, как изменилось ваше тело за два года занятий йогой, не переставали играть никогда. Хит среди пикников, пьяных домашних вечеринок и милых семейных вечеров придумали в шестидесятых и тогда же начали обвинять в пропаганде секса, за ее явный эротизм. По-настоящему известной игра стала после показа ее в популярной вечерней передаче по американскому телевидению. С тех пор Твистер все ближе к официальному признанию его народным спортом.

Правила

Чтобы начать играть нужны минимальные затраты, при условии, что саму игру вы купили - расстелить поле для игры, можно несколько (если играющих много) и договориться кто будет крутить рулетку. Дальше все играющие по очереди ставят руку или ногу на один из кругов цветных кругов, в зависимости от того что выпадет в рулетке.

Скрэббл - это скорее интеллектуальная, чем развлекательная настольная игра. Как принято считать, мягко, в игровой форме, она пополняет словарный запас игроков. Это сочетание кроссворда и анаграмм в одной игре. Первую версию бестселлера придумал архитектор Альфред Баттс в 1931 году, и с тех пор у нее появилось больше десяти разных названий и модификаций, одно из которых - «Эрудит», советский аналог Scrabble. Привычное название игры появилось уже в 1948 году, когда Джеймс Брюнот купил права на нее у Баттса и немного видоизменил поле, упростив правила.

Правила

Есть игровое поле из 225 квадратов, на которые нужно выкладывать буквы, которых 104, составляя слова. Первым выкладывается слово посередине поля и уже от него слева направо или сверху вниз следующие. Буквы выдаются в случайном порядке. Составляя слова, можно использовать любые падежи, склонения и времена. При подсчете баллов используется система бонусов за «сложные» буквы и цвет квадратов.

В первый же год после выпуска Monopoly стала самой продаваемой игрой в Америке. Сегодня, когда «Монополии» уже перевалило за семьдесят, в ее классическую версию с разными тематиками поиграло полмиллиарда человек, не считая игр в монополию на турнирах, в клубах, компьютерную и телефонную версии игры. Игра подходит, и взрослым, и подросткам, и даже детям.


Правила

Поле для игры в монополию состоит из квадратов, соответствующих событиям и активам, которые можно купить. Вы кидаете кубик и продвигаетесь на то количество клеток, которое выпало. Попадая на свободную улицу, можно ее купить, а если она куплена, то придется платить. Еще вам придется участвовать в аукционах, платить налоги и, возможно, закладывать недвижимость, Монополия - экономическая стратегия. Выигрывает единственный монополист, обанкротивший всех остальных.

6. Мафия

По теории игр, Мафия - кооперативная игра, в которой коммуникация разрешена, но игроки преследуют личные цели. Кроме интеграции в мир математики, она занимает не малое место в психологии. Несмотря на аналог игры «Убийца», создателем «Мафии» считается студент факультета психологии МГУ Дмитрий Давыдов. Игра интересовала его всего лишь в качестве новой методологии практического исследования для курсовой работы. Но студентов, участвующих в исследовании и всех остальных, кому передалось знание о ней, нечто другое. Наблюдая за этой психологической игрой можно изучать и тренироваться в определении личностных качеств участников и приемов и методов невербального языка телодвижений. Сейчас в Мафию играют в специальных клубах, в том числе закрытых, в интернете, в телепередачах, на чемпионатах и по домам.

Правила

Сюжет игры прост, правила гораздо сложнее «Твистера». По легенде, жители города, уставшие от терроризирующей их мафии, решают всех ее членов отправить за решетку. В свою очередь мафия объявляет войну горожанам, до полного их уничтожения. За какую сторону вы будете играть, выясняется после раздачи карт или вытягивания скажем спичек, если карт нет. Так же определяется ведущий игры. Дальше предусмотрена смена условных дня и ночи, объявляемых ведущим. Ночью все закрывают глаза, и открывать их могут только мафиози. Получается что участники мафии знают друг друга, а мирные жители нет. Тот, кому попалась карта комиссара от горожан тоже не должен никому открывать своего статуса. Когда наступает день, все жители путем голосования выбирают отправляющегося в тюрьму или подлежащего убийству, как вам больше нравится. Мафия должна действовать сообща, запутывая мирных жителей и выдавая себя за простых горожан. Во вторую ночь мафия убивает первого горожанина, показывая на него пальцем ведущему, а комиссар проверяет любого из игроков на принадлежность к мафии. Простые жители при этом «спят». Днем объявляется убитый (он выходит из игры и раскрывает свой статус) и продолжается расследование. Дальше игра идет по такому же сценарию дня и ночи до полного уничтожения одной из каст. Это классическая «Мафия», есть и другие ее варианты, отличающиеся и названием, и правилами.

Кто-то играл в эту карточную игру в далеком детстве и успел забыть о ее существовании, кто-то в первый раз услышал о ней совсем недавно. На самом деле Uno уже сорок лет, и она очень похожа на другую карточную игру известную в России как «101». Сейчас права на «Уно» принадлежат копании Mattel, той самой, что популяризировала самый неестественный оттенок розового цвета в природе выпуском Barbie.

В колоде Uno сто восемь карт, красного, зеленого, желтого и синего цветов в равном количестве. На картах обозначены цифры от нуля до девяти и специальные действия: пропуск хода, взять несколько карт, изменения направления хода. Кто-то начинает выкладывая любую карту. Следующий игрок должен положить сверху нее карту того же цвета или значения или «черную» карту. Выигрывает тот, кто быстрее всего избавится от всех карт. Можно играть в несколько раундов, подсчитывая баллы. Есть усложненные варианты правил игры, которые имеют свои названия, например: Uno с накоплением, Uno «семь-ноль», Uno Silent Two’s, Uno «обмен карты».

Игра под названием Alias, придуманная в Финляндии, достаточно популярна. Но ее аналог, который проще всего назвать «Скажи иначе», популярнее в домашнем использовании в разы. Чтобы играть в классическую Alias нужно, во-первых, купить игру, во-вторых - иметь ее при себе, когда захотите поиграть. В состав игры входит доска, карточки и фигурки, так что большой изобретательности не понадобилось, чтобы придумать упрощенный вариант. Для домашней игры «Скажи иначе» нужны всего лишь ручки, стикеры и часы.

Правила

Участники игры пишут на стикерах по 7-10 слов (одно слово - один стикер). Вся компания делится на команды. Как и в Alias, имеющей несколько разновидностей по тематикам (для детей, для вечеринки и классическая), в «самодельной» игре можно договорится о тематике указываемых на стикерах слов. Это может быть кино, музыка, выдающиеся личности в истории или более узкая тематика. Дальше все «слова» помещаются в одно место (шапка, банка из под печенья). Игра движется по кругу. Игрок вытаскивает одно слово и объясняет его любому человеку из своей команды не называя само слово и однокоренные слова. Задача отгадать за двадцать секунд как можно больше слов. Дальше ход переходит к другой команде. Играют до последнего слова, выигрывает команда, отгадавшая больше.

Играть в «Скажи иначе» веселее, чем, на пример, в Скрэббл. Когда есть лимит по времени, мозг активизируются и, порой, играющие выдают очень нетривиальные и парадоксальные объяснения загаданного слова.

9. Крокодил

Пантомима появилась как вид сценического искусства очень давно, позднее стала одной из дисциплин в театральном образовании. Суть ее заключается в создании образа с помощью тела, без использования слов.

Правила

Вариантов игры сейчас много. Можно изображать известных исторических или выдуманных героев, чтобы отгадывали все. Можно чтобы на одну тему пантомиму показывали сразу два человека, не видя друг друга. Здесь выигрывает тот, кто лучше справится с задачей. Еще один вариант, когда один человек загадывает слово другому, а показывающий изображает его. Затем изображающий загадывает слово тому, кто угадал его слово и так дальше. Счет здесь вести вообще не обязательно, игра просто очень смешная.

Есть ряд игр для вечеринок, играя в которые у людей дрожат колени и сбивается сердцебиение. Бутылочка, ассоциации, верю - не верю - они помогают людям узнать друг друга лучше, при этом не выдавая своей потаенной симпатии. Их правила известны всем с детства, а результаты непредсказуемы всегда.