Кто такие меоты на кубани. Меоты - древние предки адыгов. Религия и верования

И. Н. Анфимов

МЕОТСКИЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ

В VIII-VII в в. до н. э. на территории Северо–Западного Кавказа получает распространение производство орудий труда и оружия из железа. Железо сюда проникло, вероятно, из Малой Азии и Закавказья, где секрет его производства был открыт еще в середине II тысячелетия до н. э. Сравнительно позднее освоение человеком железа объясняется тем, что оно почти не встречается в природе в чистом виде, его трудно обрабатывать и, кроме того, до открытия техники науглероживания железо было слишком мягким материалом для изготовления орудий труда. Железо, в отличие от месторождений меди и олова, широко распространено в природе. В древности его добывали повсюду из бурых железняков, болотных и других руд. Но выплавка железа из руды для древних металлургов была недоступна из-за очень высокой температуры его плавления (1528°С). Единственной технологией получения железа в первобытном обществе был сыродутый способ: железо восстанавливалось из руды углекислым газом при сгорании древесного угля, слои которого чередовались с рудой в печи. Для лучшего сгорания угля древние металлурги поддували в печь атмосферный воздух без подогрева («сырой»), отсюда и название этого способа - сыродутый. Железо получали в тестообразном состоянии в виде крицы весом несколько килограммов при температуре 1110°-1350°. Полученную крицу многократно проковывали для уплотнения и удаления шлака. Уже в глубокой древности был открыт способ закалки (цементации) мягкого кричного железа путем его насыщения углеродом в кузнечном горне. Более высокие механические качества железа, общедоступность железных руд и дешевизна нового металла обеспечили быстрое вытеснение им бронзы и камня, который продолжал использоваться для изготовления некоторых видов орудий и оружия вплоть до конца эпохи бронзы.

Технический переворот, вызванный распространением железа, намного расширил власть человека над природой и изменил его жизнь. Ф. Энгельс, отмечая революционную роль перехода от бронзы к железу, писал: «Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов». В исторической периодизации выделяется ранний железный век, который охватывает время от начала широкого употребления железа до эпохи раннего средневековья, то есть до IV в. н. э. включительно. В эпоху раннего железного века в Прикубанье происходят крупные сдвиги в развитий хозяйства и общественных отношениях. Степные племена окончательно переходят от пастушеско–земледельческого хозяйства к интенсивному кочевому скотоводству. Развитие пашенного земледелия, животноводства, различных ремесел, в первую очередь, металлургическою производства, послужило основой расцвета культуры оседлых земледельческих племен Северо–Западного Кавказа. Развитие производительных сил во всех областях хозяйственной деятельности привело к социальному расслоению: в роде, племени появляются богатые семьи, образующие родовую аристократию, в зависимость от которых попадает рядовая масса общников. В условиях частых военных набегов с целью захвата пастбищ, скота, рабов создаются более или менее крупные союзы племен, постепенно складывается класс профессиональных воинов–дружинников во главе с вождями–военачальниками.

Племена Прикубанья, находившиеся на стадии разложения первббытно–общинного строя, не имели своей письменности, но уже с первой половины I тысячелетия до н. э., благодаря древнегреческим и отчасти древневосточным письменным источникам, становятся известны названия племен, населявших степи Северного Причерноморья и Северный Кавказ. Это степные ираноязычные кочевники - киммерийцы, позднее - скифы и их восточные соседи савроматы. Среднее и нижнее течение р. Кубань, Восточное Приазовье, Таманский полуостров и Закубанье занимали оседлые земледельческие племена, объединяемые названием «меоты». Впервые меоты и синды, одно из меотских племен, упоминаются у древнегреческих авторов VI- V вв. до н. э. Гекатея Милетского, Гелланика Митиленского, Геродота. Позже сведения о них встречаются у Псевдо–Скилака (IV в. до н. э.), Псевдо–Скимна (II в. до н. э.), Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) и у других авторов. Более подробно о них сообщает в своем труде древнегреческий географ и историк Страбон, живший на рубеже новой эры. Описывая восточное побережье Меотиды (Азовское море), Страбон отмечает множество пунктов ловли рыбы, а также «реку Малый Ромбит (возможно р. Кирпили) и мыс с рыбными ловлями, где работают сами меоты». На всем этом побережье, по словам Страбона, живут меоты, «занимающиеся земледелием, но воинственностью не уступающие номадам. Они разделяются на довольно многие племена, из которых ближайшие к Танаису (Дон И. А.) отличаются большей дикостью, а прилегающие к Боспору - более мягкими нравами». Названия меотских племен сохранили также посвятительные надписи IV-III вв. до н. э. на каменных плитах с территории Боспорского царства. Это синды, дандарии, тореты, псессы, фатеи, досхи. Они были в подчинении или зависимости от правителей Боспора. Таманский полуостров и прилегающие к нему территории к югу от Кубани занимали синды. По Черноморскому побережью античные авторы указывают керкетов, торетов, зихов и другие племена, часть из которых причисляют к меотам. Основной массив меотских племен - это коренное население Северо–Западного Кавказа, принадлежавшее к кавказской языковой семье. Так считает большинство ученых–кавказоведов. На основании анализа местных языков и по данным топонимики исследователи (И. А. Джавахишвили, Е. И. Крупнов и др.) доказали принадлежность меотов к одним из отдаленных предков адыгов. Целый ряд имен собственных, сохранившихся на боспорских каменных стелах, можно встретить у современных адыгов (например, Баго, Дзадзу, Блепс и др.). Следовательно, и наука об именах - ономастика - подтверждает кавказское происхождение этих племен. Раскопки меотских поселений на левом берегу Кубани (Тахтамукаевское первое и Новочепшиевское городища) показали непрерывность жизни на них с последних веков до н. э. до VII в. н. э. Таким образом, на основе позднемеотской культуры первых веков н. э. происходит формирование культуры раннеадыгских племен. Иной точки зрения на происхождение синдов и меотов придерживается лингвист О. Н. Трубачев, который, игнорируя данные кавказской археологии и лингвистики, относит эти племена к праиндийцам, сохранившимся на Северо–Западном Кавказе с эпохи бронзы.

Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более чем десяти веков, претерпевая значительные изменения и испытывая воздействие культур соседних народов и государств. Древнейшие памятники меотской культуры (протомеотский период) датируются VIII- VII вв. до н. э. и представлены преимущественно грунтовыми могильниками (Николаевский, Кубанский, Ясеновая Поляна, Псекупские и др.) на левобережье Кубани и в бассейне рек Белая и Фарс. В. настоящее время выявлено и одно поселение IX-VIII вв. до н. э. у села Красногвардейского. Захоронения в протомеотских могильниках представляли собой неглубокие грунтовые ямы. Умерших хоронили скорченно на боку или вытянуто на спине. Рядом с покойником в могиле помещался погребальный инвентарь. Обычно это чернолощеная глиняная посуда: черпак с высокими ручками, миски, кувшинчики, корчаги, разнообразные горшки; бронзовые украшения, а в погребениях воинов - бронзовые наконечники копий и стрел, бронзовая секира, каменные боевые молотки, а позднее - железные мечи и кинжалы с бронзовыми рукоятями, железные наконечники копий. Особенно разнообразны бронзовые детали конских уздечек - удила и псалии, бляхи - украшения ремней конской сбруи. Типы оружия и конской узды из протомеотских могильников Прикубанья сходны с изделиями так называемого киммерийского типа, распространенными на обширных территориях Северного Кавказа, Подонья, Украины и Поволжья, что отражает тесные связи населения Северо–Западного Кавказа в начале I тысячелетия до н. э. со степным миром Юго–Восточной Европы. Меоты на протяжении всей своей истории находились в тесных взаимоотношениях с кочевыми ираноязычными племенами: сначала с киммерийцами, затем со скифами и сарматами.

Киммерийцы являются первыми племенами Северного Причерноморья, известными нам по имени. Этот воинственный народ, знакомый грекам со времен Гомера, неоднократно упоминаемый в ассирийских клинописных текстах, обитал в степях Северного Причерноморья, до начала VII в. до н. э., когда он был отчасти вытеснен, отчасти ассимилирован скифами. Ранняя история скифов связана с военными походами в страны Передней Азии через Кавказ в VII-нач. VI в. до н. э., где они играли активную роль, успешно воюя на стороне то одних, то других древневосточных государств. Впервые скифы упоминаются в ассирийских документах в 70–х гг. VII в. до н.’э., когда они в союзе с Мидией и государством Манна выступили против Ассирии. Геродот (V в. до н. э.), описывая пребывания скифов в Передней Азии, отмечал, что «скифы владычествовали над ней в течение 28 лет и все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого дань, но, кроме дани, совершали набеги и грабили». В начале VI в. до н, э., потерпев поражение от мидян, скифы вернулись в Северное Причерноморье. В этот период (VII-VI вв. до н. э.) на всей территории Предкавказья обитали многочисленные скифские племена. Это был не только плацдарм, откуда скифы отправлялись в походы через перевалы Кавказа, но и постоянная зона их обитания. В конце XIX-нач. XX века на Кубани были раскопаны погребения родоплеменной знати времени завершения скифских переднеазиатских походов и возвращения их в Причерноморье. Это Келермесские, Костромской, Ульские курганы, расположенные на левобережье Кубани - в бассейне р. Лабы. Под огромными земляными насыпями были найдены богатейшие могилы вождей с многочисленным погребальным инвентарем, украшениями и парадной посудой из золота. Некоторые из них являлись военными трофеями из Передней Азии. Захоронения обычно сопровождались многочисленными конскими жертвоприношениями.

Культура скифов, господствовавших в тот исторический период на Северном Кавказе, наложила определенный отпечаток на культуру местного населения, в том числе и меотов Прикубанья. В первую очередь это нашло отражение в широком распространении на Северо–Западном Кавказе предметов, характерных для раннескифской культуры и бытовавших в основном в среде военной аристократии. Это скифские принадлежности вооружения (мечи–акинаки, бронзовые трехгранные наконечники стрел, шлемы), конское снаряжение и произведения декоративно–прикладного искусства в зверином стиле. Сюжеты скифского искусства связаны со стилизованными изображениями могучих животных (барс, олень), хищных птиц или их частей (когти, копыта, клюв, глаза и др.), которые украшали обычно парадное оружие, бронзовые ритуальные навершия, зеркала, предметы конского снаряжения, а также ритуальную посуду и костюм. Образы зверей имели не только декоративное значение, но, по представлениям древних, обладали магическими, сверхъестественными свойствами; они могли олицетворять и различных богов. Предметы кубанского варианта звериного стиля использовались в быту меотов до конца IV в. до н. э.

Основными источниками по истории, экономике, общественному строю и культуре меотов, как и других древних народов Северного Кавказа, являются памятники археологии: поселения, грунтовые могильники и курганы. Поселения на раннем этапе представляли собой небольшие родовые поселки, расположенные по берегам рек. С конца V в. до и. э. они расширяются, появляются земляные укрепления - валы и рвы. Укрепленные поселения - городища оседлого населения известны в Закубанье. Особенно часто они встречаются на правом берегу Кубани от станицы Прочноокопской до станицы Марьянской. Группы меотских городищ найдены на р. Кирпили в восточном Приазовье (III-I вв. до н. э.) и в низовьях Дона, где большинство из них возникло на рубеже новой эры. В настоящее время выделено более десяти групп меотских памятников, в первую очередь поселений и прилегающих к ним могильников, которые, возможно, соответствуют территории расселения отдельных племен. Дальнейшие исследования дадут возможность более точно представить историю расселения меотов и особенности развития каждой локальной группы.

Меотские городища располагались, как правило, по высоким террасам рек, часто занимая естественные отроги и мысы, дополнительно укрепляемые с напольной стороны. На городище обычно имелась холмообразная центральная часть, окруженная рвом. С увеличением населения поселки расширялись, строились внешние укрепления. Их площадь обычно равнялась 1,5- 3,5 га.

В нижнем течении Кубани, западнее станицы Марьянской, встречаются неукрепленные поселения, сохранившиеся в виде холмов «культурного слоя», состоящего из остатков жилищ, золы, бытового мусора. При раскопках городищ открыты остатки турлучных домов, погреба, керамические мастерские; слои насыщены огромным количеством обломков глиняной посуды и костями домашних животных, иногда встречаются обугленные зерна злаков, орудия труда, глиняные грузила от ткацких станков и рыболовных сетей, другие предметы. Меотские жилища, судя по сохранившимся строительным остаткам, были подпрямоугольной формы в плане, с глинобитным полом. Стены представляли собой каркас из прутьев или камыша, обмазанный толстым слоем глины. Куски таких стен, обожженные в огне пожаров, с характерными отпечатками каркасов часто находят при раскопках поселений. Для строительства использовали также сырцовые кирпичи - саман. Крыши делали из камыша или соломы. В центре жилища находился очаг; известны и специальные хлебопекарные печи.

За внешними укреплениями городищ располагались кладбища рядовых общинников - грунтовые могильники, не имеющие видимых наружных признаков; небольшие надмогильные холмики давно сравнялись с землей. Раскопки могильников (Усть–Лабинские, Воронежские, Старокорсунские, у хутора им. Ленина, Лебеди и др.) дают представление о погребальном обряде, в котором нашли отражение определенные религиозные представления, этнические изменения в составе населения, имущественное и социальное расслоение общества. Вместе с умершим в могилу помещали обычно его личные вещи (украшения, оружие, орудия труда), а также жертвенное мясо и набор керамической посуды с едой и питьем. Могилы обычно рыли в виде простых ям глубиной менее двух метров. В курганах, представляющих собой большие земляные насыпи округлой формы, иногда со сложным погребальным сооружением, хоронили представителей родовой аристократии; эти захоронения сопровождались богатым инвентарем, жертвоприношениями животных и, иногда, людей (например, Елизаветинские курганы IV в. до н. э.).

Природные богатства и ресурсы края способствовали развитию и процветанию у меотов пашенного земледелия и скотоводства, рыбного промысла и различных ремесел. Пахотным орудием был деревянный плуг (рало). Возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, чечевицу; из технических культур - лен. О развитии земледелия говорят находки небольших железных серпов в могилах и на поселениях, квадратных зернотерок и круглых жерновов, а также остатки зерновых ям конической формы. Скотоводство наравне с земледелием имело большое значение в хозяйстве. Оно давало тягловую силу, удобрения и, кроме того, шкуры, шерсть, молоко, мясо. В пищу употребляли мясо коров, свиней, овец, лошадей, коз. Коневодство поставляло боевых коней. Лошади были, главным образом, низкорослые, тонконогие. Присутствие в могилах на всем протяжении истории меотов взнузданных верховых коней указывает на то, что они в известной мере служили мерилом богатства.

Азовское море с его богатейшими запасами рыбы, а также реки Кубань и Дон создавали благоприятные условия для занятия рыболовством, особенно в восточном Приазовье, что было обусловлено обилием промысловой рыбы. Ловили судака, осетра, севрюгу, стерлядь, сазана и сома. Основным орудием лова служила сетевая снасть. На меотских городищах в большом количестве встречаются сетевые грузила, изготовленные из обожженной глины. На донских городищах находят грузила от неводов, сделанные из ручек греческих амфор. Изредка попадаются крупные рыболовные крючки из железа и бронзы.

Рыбу не толькб ели в свежем виде, но солили впрок. О масштабах рыболовства говорят довольно мощные прослойки рыбных костей в культурном слое поселений. Охота имела подсобное значение, добывали оленей, косуль, кабанов, зайцев, пушного зверя.

У оседлых племен получили развитие различные ремесла, среди которых наиболее важное место занимали металлургия и изготовление гончарной посуды. Именно эти ремесла раньше других выделились в специализированные производства. Из железа ковали практически все основные орудия труда - топоры, тесла, серпы, ножи, а также оружие - мечи и кинжалы, наконечники копий и стрел, части защитных доспехов."Железо, наряду с бронзой, шло на изготовление деталей конской сбруи, бытовых предметов, некоторых видов украшений. Бронза употреблялась для изготовления зеркал, украшений, доспехов. Среди ремесленников выделялись торевты - мастера по художественной обработке металла - золота, серебра, бронзы. Более всего нам известно керамическое производство у меотов. С V в. до н. э. для формовки сосудов начали применять гончарный круг, что привело к широкому распространению кружальной, преимущественно серолощеной, меотской керамики. Для обжига фабрикатов использовали специальные печи, остатки которых найдены на многих меотских поселениях. Например, при раскопках Старокорсунского городища № 2, на сравнительно небольшой территории у северной окраины поселения, были обнаружены 20 горнов, функционировавших в первые века н. э., размер которых колебался от 1 до 2,6 м в диаметре. Меотские печи, построенные из сырцового кирпича, были двухъярусные: внизу от топки проходили жаропроводные каналы, откуда раскаленные газы поступали в сводчатую обжигательную камеру, заполненную изделиями. Обжиг производили в восстановительном режиме: после получения в горне необходимой температуры топочное отверстие закрывали глиняной плитой, все щели тщательно замазывали: без доступа воздуха окислы железа в глине переходили в закись железа, что придавало готовым изделиям характерный серый цвет. Высококачественная меотская гончарная керамика пользовалась спросом и у соседних степных племен, о чем свидетельствуют находки в погребениях кочевников. Кроме посуды, в гончарных мастерских изготовляли и другую продукцию, например, рыболовные грузила. Так, обжигательная камера одной из старокорсунских печей была заполнена грузилами от сетей (по каким-то причинам печь не была разгружена и больше не использовалась). Находки керамических шлаков, деформированной и пережженной при обжиге посуды и специальных инструментов для лощения стенок Сосудов перед обжигом говорят о том, что керамическое производство было распространено практически на всех меотских поселениях.

Наряду с ремеслом важное значение в хозяйстве меотов имела торговля. На протяжении столетий важнейшим торговым партнером меотов и других племен Прикубанья являлось Боспорское царство - крупное рабовладельческое государство в восточной части Северного Причерноморья. В состав Боспора входили греческие города–колонии, а также населенные местными племенами районы Восточного Крыма, низовья Кубани и Дона, Восточное Приазовье. Во время расцвета Боспорского царства в IV в. до н. э. ряд меотских племен низовья Кубани находился в зависимости от боспорских правителей из династии Спартокидов. Раньше других вступили в тесный контакт с греками синды, создавшие в V в. до н. э. свое государство, присоединенное в середине IV в. до н. э. к Боспору (территория современного Анапского района - Восточная Синдика). Через города Боспора меоты втягивались в торговые и культурные контакты с античным миром. Уже в VI в. до н. э. на Кубань начинает проникать античный импорт, но своего расцвета взаимовыгодная торговля между боспорскими греками и соседними племенами достигает к IV в. до н. э. В обмен на хлеб, скот, рыбу, меха, рабов меоты получали вино и оливковое масло в амфорах, дорогие ткани и ювелирные изделия, парадное оружие, дорогую чернолаковую и бронзовую посуду, стекло (бусы, флаконы, чаши и др.). В это время Зерновой хлеб в большом количестве через Боспор поступал в Афины. Древнегреческий оратор Демосфен в одной из своих речей отметил, что ежегодно цари Боспора поставляли в Афины 400 тысяч медимнов зерна (т. е. более 16 тыс. тонн), что составляло половину ввозимого туда хлеба.

Развитие торговых и политических контактов с греками способствовало накоплению богатств в руках родовой аристократии, вождей племен, обуславливало быстрый распад родоплеменных отношений. Общественный строй меотов представлял собой военную демократию - финальный этап развития первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу. Этот процесс сопровождался изменением и усложнением социальных структур. В частности, на смену родовой общине пришла территориальная, хотя родовые связи продолжали играть определенную роль в обществе.

Северными соседями меотов в середине I тысячелетия до н. э, были кочевники - савроматы. В конце IV- I вв. до н. э. политическая и этническая обстановка на Кубани изменилась в связи с активизацией и передвижениями сарматских племен. В это время сираки, одно из сарматских племенных объединений, занимали северокавказские степи, вклиниваясь и на территории, заселенные меотами. Вероятно, некоторые меотские племена степного Прикубанья вошли в мощный племенной союз, возглавленный сираками. Часть кочевников на рубеже новой эры перешла к оседлому образу жизни, при этом население меотских городищ правобережья Кубани стало смешанным (меото–сарматским), а площадь самих поселений увеличилась.

С расселением сарматов в предкавказских степях в конце I тысячелетия до н. э. - I в. н. э. и ростом их политического влияния в регионе, у меотов появляются общесарматские элементы культуры: оружие, предметы туалета и украшения, художественный стиль, некоторые детали погребального обряда. В первые века новой эры в кубанских степях начинает господствовать новое сарматское племя, пришедшее с востока, - аланы. На рубеже II-III вв. н. э., вероятно, под давлением алан, часть оседлого меото–сарматского населения правобережья переселяется в Закубанье. Жизнь на небольших поселениях затухает и население сосредоточивается на крупных городищах с мощной оборонительной системой, но и они приходят в запустение через несколько десятилетий, к середине III в. н. э.

Переселившиеся в Закубанье меоты с частично ассимилированными и смешавшимися с ними сикарами, вместе с ранее жившими здесь родственными племенами и племенами зихского союза Черноморского побережья Кавказа заложили основы формирования адыго–кабардинских народов Северного Кавказа в эпоху средних веков.

Живя в каком-либо городе долгие годы, приобретаешь уверенность, что знаешь о нем все. Знакомые здания, улицы, заводы, магазины, кинотеатры, скверы... Ничего нового, все обычное, "серое", скучное. Но нередко эти же улицы скрывают под собой удивительные тайны жизни людей далекого прошлого. И вот ты уже несешься по "лабиринтам многотысячелетней истории", встречаясь с самыми разными ее персонажами. Когда-то здесь первобытные люди разделывали тушу убитого мамонта или бизона и трудились над очередным каменным орудием; создавали высококачественную керамику меотские гончары; останавливались на краткий отдых тюрко-язычные кочевники.

Все это мы знаем благодаря важнейшей в изучении "дописьменной" истории науке - археологии. Она делает достоянием современности вещи прошлого - от остатков строений до костей домашних животных, от орудий труда до боевого оружия… И вели раскопки археологи не где-то, а прямо на улицах Краснодара.

Например, на месте современного архитектурного комплекса "Аврора" (построенного в 1967 г.) еще полвека назад высился курган высотой около 4-х метров (топографическая высота - около 37 метров). Благодаря удобному расположению на местности и своей высоте, после переселения запорожцев на Кубань он использовался как наблюдательный пост. На вершине насыпи была построена деревянная вышка на 4-х столбах, где круглосуточно дежурили казаки.
В 1965 г. курган был исследован под руководством известного ученого-археолога, профессора Н.В. Анфимова. В результате выяснилось, что насыпан он был еще во II тыс. до н.э. (то есть около3,5 тыс. лет назад). В кургане прекрасно сохранилась погребальная камера-катакомба с предметами погребального ритуала (оружие, керамики и т.п.), а вот останков самого погребенного - не оказалось. Ученые пришли к выводу, что это - кенотаф (от греч. "пустая могила" или, иначе, символическое захоронение). Обряд сооружения кенотафов совершался в память человека, не вернувшегося домой, погибшего где-то на чужбине. Само собой разумеется, не всякий заслуживал подобной чести, т.к. встречаются такие памятники археологии не так уж часто.

Наиболее многочисленные памятники оставили нам в наследство - коренное населения Кубани. В современном Краснодаре известно несколько могильников и городищ, относящихся к тому времени. В литературе даже выделяется Краснодарская группа меотских памятников. Обнаруживались они совершенно случайно, чаще всего при строительстве жилых и хозяйственных объектов. Так, в 1927 г. Н.А. Захаров проводит работы на городище при строительстве КРЭС, а в 1929 г. М.В. Покровский исследует могильник, обнаруженный на улице Почтовой. В последующие годы раскопки ведет Н.В. Анфимов. На археологических картах появляются Краснодарские городища в горпарке, на Дубинке; Пашковское городище и его могильник; могильники за Кожевенными заводами и на территории учхоза. Однако, всемирную известность получило (Прикубанский район Краснодара), точнее его курганный некрополь, исследованный в начале века Н.И. Веселовским. Несмотря на то, что все курганы оказались ограбленными еще в древности, некоторые предметы, не представлявшие, видимо, ценности для грабителей, или просто не замеченные ими, теперь вызывают восхищение наших современников и украшают коллекцию Государственного Эрмитажа. Это великолепная, совершенно целая и бронзовый панциря с головой Медузы.

Есть на территории нашего города и курганы эпохи средневековья, которые дают представления о народах, проживавших на территории Кубани в то время. Так, на Пашковском городище №1 исследованы комплексы племен салтово-маятской культуры, появившихся в Прикубанье в VI-VII вв. н.э. Погребения VII-VIII вв. н.э. обнаружены на ул. Кубанской.

Конечно, не все археологические памятники, находившиеся на территории нынешнего Краснодара, дошли до нас. Но то, что нам известно на сегодняшний день, позволяет представить, что когда-то здесь возвышались цитадели, пестрели одежды иноземных купцов, наперебой предлагавших свой товар, пылали печи гончарных мастерских и время от времени проносились смертоносные стрелы грозных кочевников. Так на протяжении многих тысячелетий складывалась история будущей столицы Кубани.

Курганы Елизаветинского некрополя.

Елизаветинские курганы насчитывают около 30 насыпей. 5 наиболее крупных из них были раскопаны Н.И. Веселовским в 1912-!915 и 1917 гг. Насыпи курганов возвышались над землей более чем на 6 метров.
Обряд погребения был одинаков. В материке вырывалась глубокая, прямоугольной формы погребальная яма, где делался склеп для основного захоронения. Над ней сооружался бревенчатый навес, покоившийся на толстых столбах. В яму вел длинный коридор (дромос), также крытый бревнами и иногда обшитый изнутри деревом. Над всем этим возводилась большая насыпь. В одном из раскопанных курганов глубина погребальной ямы достигала 8,5 метров, при этом в ширину она достигала 9,65 метров, а в длину - 12,80.

Для кого же сооружались столь впечатляющие погребальные конструкции? Конечно, не каждый рядовой жидель меотского города мог рассчитывать, что ему создадут столь комфортабельные условия для его жизни в потустороннем мире. Конечно, здесь были погребены представители родовой аристократии, племенные вожди, отправлявшиеся в мир иной с преданными слугами и целыми табунами лошадей. Так, к примеру, в одной гробнице вдоль стен лежали 23 лошади, в большинстве своем с упряжью (уздечными наборами), а в самом крупном кургане их число достигло 200. Иногда встречались не просто конские скелеты, но лошади, запряженные в колесницу. В одном из курганов в дромосе, ведущем к склепу, были найдены две деревянные четырехколесные колесницы, запряженные шестью лошадьми (по три в ряд), между ними лежало дышло, обитое на конце железом. Кузов колесниц был раскрашен - сохранились следы голубой, белой и желтой краски, передняя стенка украшена костяными кружочками, пуговками. Колеса были обиты железом. В двух курганах находились погребения воинов в дорогостоящих панцирях, с длинными мечами, помещенные за пределами склепа, словно охранявшие своего господина в ином мире. Скорее всего, это дружинники или оруженосцы вождя. Встречались и захоронения женщин, с бронзовыми серьгами, бусами на шее и бронзовыми браслетами и кольцами на руках. Скорее всего, это были служанки, возможно, рабыни, использовавшиеся для домашних услуг, так как находились они были либо вне погребальной ямы наравне с лошадьми, либо в могиле вместе с конскими захоронениями.

К сожалению, все исследованные курганы были ограблены еще в древности, когда бревенчатые крыши погребальных камер не сгнили, и грабители могли свободно действовать под землей. Однако, то ли в спешке, то ли от недостатка света, то ли по какой другой причине, расхитители гробниц унесли с собой не все. Например, в одном кургане часть погребального инвентаря осталась нетронутой, и в руки археологов попали 2 серо-глиняных кувшина местного производства, 9 простых остродонных амфор, деревянная шкатулка, украшенная бронзовыми фигурками животных и столбиками, и великолепная, совершенно целая . Кое-где попадались золотые нашивные бляшки и пластинки, остатки ожерелья из полых трубочек, амфоровидных подвесок и золотых бус. А в грабительском ходе одного из курганов встречены 3 золотые нашивки с изображением древнегреческой богини победы Ники, золотая полоска с завитками и бронзовый панциря с головой Медузы. Все эти находки входят в мировую сокровищницу культуры, и многие из них теперь являются украшением Особой кладовой Государственного Эрмитажа.

Панафинейская амфора .

Такими амфорами, наполненными дорогим оливковым маслом, награждались победители на панафинейских состязаниях, устраивавшихся в Афинах в честь покровительницы города - богини Афины. Нет никаких оснований предполагать, что меотский вождь принимал участие в подобных мероприятиях, так как к ним допускались только греки. Вернее всего амфора явилась предметом торговли и была куплена у какого-нибудь боспорского купца.

Бронзовый нагрудник с головой Медузы.

Изображение выполнено в архаическом стиле. Широкое лицо с грозно раскрытыми глазами, приплюснутый нос, выразительный рот с высунутым языком и оскаленными зубами, волнистые волосы - змеи, орнаментально изгибающиеся и заполняющие верхнее поле нагрудника. Подобный образ имел целью производить устрашающее действие и, памятуя о свойстве головы Медузы Горгоны взглядом обращать человека в камень, возможно, служил чем-то вроде оберега, талисмана.

Меоты .

Племена, которые населяли бассейн среднего и нижнего течения реки Кубани и Восточное Приазовье, в эпоху раннего железного века античные авторы называют меотами. Говорили они на языках, относящихся к кавказской языковой семье и родственных современному адыгскому. Доказательства тому мы находим в названиях местностей, рек, в именах собственных, донесенных нам за две с лишним тысячи лет античными авторами. Например, такие названия местностей, как Псоа, Псехано, р. Псат (Псатий) содержат корень "пс" (вода) и находят объяснение в адыгейском языке. Правда, язык это был только разговорный, письменности у меотов не было.

Основу хозяйства этих племен составляло земледелие, скотоводство, рыболовство и ремесленное производство. Не гнушались древние и торговлей. Особо бойко она велась с переселенцами из древней Греции, основавшими города вдоль побережья Азовского и Черного морей и объединившимися в Боспорское государство. В V в. до н.э. на меотском городище у нынешней ст. Елизаветинской (Прикубанский район Краснодара) даже возникает торговая фактория Боспора. Здесь поселяются не только боспорские купцы, но и ремесленники, отсюда товары идут дальше вверх по Кубани и в глубь степей.

Чем же торговали в те далекие времена? Вывозили в основном зерно, продукты животноводства (кожу, шерсть), консервированную рыбу, меха и рабов. Взамен от греков получали вино и оливковое масло, благовония, ювелирные изделия, бусы, дорогое оружие, древнегреческую расписную и чернолаковую глиняную посуду и т.п., - одним словом, предметы роскоши. В результате столь тесного общения с греками, меоты заимствовали ряд достижений античной культуры, но и греки переняли много ценного: например тактику боя, некоторые виды вооружения, одежду, более удобную в местных условиях, чем исконно греческая и др. Приходилось сталкиваться и с кочевниками, которые не всегда были настроены миролюбиво. И со временем небольшие родовые поселки превратились в укрепленные городища.

Располагались городища, как правило, по высоким террасам рек, протоков и лиманов, часто занимая естественные отроги и мысы. Высокие берега, иногда почти отвесные, давали надежную защиту, а с другой стороны шли рвы и земляные валы. Городище обычно состояло из внутренней цитадели, окруженной глубоким внутренним рвом и валом, - и прилегающей к ней основной площади поселения, в свою очередь защищенной рвом и валом. Поселки эти были небольшие. За внешними укреплениями городищ, как правило, располагались древние кладбища рядового населения - грунтовые могильники, не имеющие видимых наружных признаков. Когда-то здесь были холмики, которые со временем сгладились.

В курганах (больших земляных насыпях, иногда со сложным погребальным сооружением) хоронили, как правило, представителей родовой аристократии. Жилища меотов были в основном турлучными, у некоторых имелись погреба для хранения продуктов. Если первоначально поселения представляли собой небольшие родовые поселки, где проживало от нескольких десятков до нескольких сотен человек, то со временем появляются города, население которых было по нескольку тысяч человек. И вся эта масса людей должна была управляться какой-то администрацией.

Постепенно выделяется знать младших рангов, помогавшая вождю в управлении, дружинники, профессиональные воины-всадники. Подобный общественный строй получил название "военной демократии". Свободные члены общины разделялись на рядовых общинников, в основной массе земледельцев, и военно-аристократическую часть, которая группировалась вокруг вождя и составляла военную дружину. В то же время вождь опирался на основную массу общинников, так как не было еще отделенной от народа власти и каждый общинник был вооруженным воином. Существовало и рабство. Часть военнопленных и захваченного населения обращали в рабов и использовали в хозяйстве на положении младших членов семьи, часть продавали в античные колонии.

Во второй половине I в.н.э. в Прикубанье появляются новые племена, пришедшие с северо-востока, - аланы. Меоты вынуждены были покинуть насиженные места и переселиться в Закубанье, где жили родственные им племена. К концу II в. н.э. во многих поселениях и городах жизнь прекратилась, и только крупные городища, с мощной оборонительной системой еще продолжали существовать до середины III в.н.э. С этого времени степи Кубани стали уделом кочевников.

Болгары .

Тюркоязычные племена, кочевавшие на территории северо-кавказских степей в первые века новой эры. Они входили в состав гуннской орды, нашествие которой вызвало грандиозное передвижение народов, справедливо названное "великим". Гуннско-болгарский массив к VI в. представлял народ, состоящий из ряда племен и разделенный на несколько военно-политических организаций. Причем, несмотря на то, что говорили они на одном языке, относящемся к западнотюркской группе, вели один образ жизни, носили сходную одежде, внешне очень отличались друг от друга. Каждое племя возглавлял свой правитель, объединение племен - вождь (хан).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Меоты и кочевники. 10 класс Презентацию разработала учитель кубановедения МБОУ СОШ №78 г.Краснодар Гондарь Наталья Сергеевна

Меоты объединяют ряд племён: Дандарии Досхи Синды Тарпеты и др. Меоты были оседлым народом. Жили главным образом на Восточном побережье Азовского моря, которое древние греки называли Меотидой.

Происхождение меотов: 1 ВЕРСИЯ: МЕОТЫ – ПРЕДКИ СОВРЕМЕННЫХ АДЫГОВ. Относятся к кавказской группе. 2 версия: меоты относятся к иранскому и индоарийскому происхождению.

Основная масса меотского поселения земледельцы, жившие в небольших посёлках. Они сеяли пшеницу, просо, ячмень. Зерно хранили в спец.ямах. Изготавливали муку.

Занятия меотов

Было развито ремесленное производство особенно керамическое. Обнаружено много гончарных печей на месте их поселений. Изготавливали из глины: кувшины, миски, бокалы, вазы, кружки, культовые статуэтки.

Скифы. Первые сведения о скифах мы находим у Геродота: 1 версия: скифы здесь жили с незапамятных времён, т.е. были местными племенами; 2 версия: они пришли из Азии. Скифы- многочисленная группа племён, обитавших от Кубани до Дуная. Они оставили след на кубанской земле и оказали влияние на культуру местных племён.

Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, а другие были скотоводами и кочевали. На Кубани сохранилось много скифских курганов. Одна из больших групп курганов- 25 км от Майкопа.

Визитная карточка этой эпохи известна на весь мир- золотая литая фигурка пантеры с эмалевыми вставками. Передана мощь и агрессивность пантеры, подчеркнута острота её слуха, зрения. Для усиления магическогй силы изображения на лапах и хвосте помещены еще 10 маленьких, свернувшихся клубком хищника - типичный мотив скифского искусства. Золото, длина 32.6

В IV в. д о н.э. в степях Прикубанья появились новые ираноязычные кочевники- САРМАТЫ. Прикубанских сарматов называли- СИРАКИ. В середине III в. д о н.э. в борьбе с греческими городами Таманского полуострова сложился военно - политический сирако - меотский союз.

Заполнить таблицу « Меоты и кочевые племена» Линии сравнения Меоты Скифы Сарматы 1.Происхождение 2. Места поселения 3. Образ жизни 4. Род занятий 5. Предметы обмена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наречий и прилагательных после глаголов чувства и восприятия (10 класс с углубленным изучением английского языка)Учебник О.В. Афанасьева, И.В.Михеева

Данный задание направлено на устранение у учащихся трудностей по выбору прилагательного или наречия после глаголов чувства и восприятия....

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...

Рабочие программы по истории (совмещенная история России и Всеобщая история) по учебникам Левандовского и Уколовой (10 класс - 3 часа в неделю, 11 класс - 2 часа и 3 часа в неделю)

Меотский этнос существовал на протяжении, по меньшей мере, 1200 лет. За время его существования в степи сменились две крупных кочевых культуры – скифская и сарматская. Военизированный характер меотской культуры был определен постоянной военной угрозой со стороны ираноязычных кочевников. Меотские поселения поэтапно занимают значительные территории на правом берегу Кубани, вдоль восточного побережья Азовского моря и даже перешагивают устье Дона в западном направлении. На протяжении многих столетий меотские городища существовали на открытых степных и лесостепных участках кубано-донской равнины.

Меотская страна представляла собой мощное в военно-политическом отношении этнотерриториальное объединение родственных племен. В этом плане «Меотия» напоминает нам позднейшую Черкесию: 1) единство этниче­ское и культурное при отсутствии единого государства; 2) «Меотия» предстает как союзническое объединение самостоятельных территорий-княжеств, каждое из которых вмещало в себя субэтническое подразделение: синды, тореты, досхи, дандарии, фатеи, псессы, обидиакены, ситтакены, конапсены и др. группы, можно полагать, осознающего свое единство меотского этноса; 3) как и Черкесия, «Меотия» – центр военной и всаднической культуры с высоким уровнем развития оружейного дела и коневодства; 4) как и Черкесия, «Меотия» – самая многочисленная страна Северного Кавказа, занимающая те же пределы, что и Черкесия в эпоху Интериано: от устья Дона до Абхазии (северной части Колхиды); 5) как и черкесы, меоты активно осваивают выгодные в геополитическом и ландшафтном плане соседние (а, иногда, удаленные) районы: Восточный Крым, Нижнее Подонье, Кабарда, Среднее Поднепровье, Колхида; 6) как и в Зихии-Черкесии XIII – XVIII вв. в стране меотов развивается производящее товарное сельское хозяйство; 8) характер взаимоотношений греков с меотами точь-в-точь такой же, как у генуэзцев с черкесами – сходство такое, что даже породило одинаковые историо­графические клише.

Формирование меотской культуры на пространстве бассейна реки Кубань. VIII – VII вв. до н. э.

Ранний железный век – VIII – VII вв. до н.э. – на территории Северо-Западного Кавказа совпадает с этапом сложения единой меотской культуры.

В. А. Трифонов, ав­тор одного из наиболее тщательных иссле­дований дольменной культуры Западного Кавказа, отмечает преемственность протомеотской культуры в отношении дольменной культуры1.

Исследования В. Р. Эрлиха со всей очевидностью демонстрируют нам ареал протомеотской культуры в Закубанье: могильники и поселения зафиксированы в предгорной и горной зонах, вдоль всего течения Лабы, Белой, Пшехи, Пшиша, Псекупса, Абина и вдоль побережья от Таманского полуострова до Туапсе. См. карту, составленную В.Р. Эрлихом.

Карта основных памятников протомеотской культуры Северо-Западного Кавказа VII–VI вв. до н. э. I – памятники приморско-абинского локального варианта; II – памятники центрального варианта; III – памятники предгорного варианта.
1 — Новониколаевский II, 2 — Брюховецкая, 3 — Батуринская, 4 — Анапский, 5 — Первомайский, 6 — Патрей, 7 — Шум-речка, 8 — Сукко, 9 — Семибратнее городище, 10 -Большие Хутора, 11 — Абрау-Дюрсо, 12 — Широкая Балка, 13 — Шесхарис, 14 — ст. Крымская (Крымск), 15 — Геленджик, 16 — Геленджиские дольмены, 17 — р. Адерби, 18 — Псыбе, 19-Грузинка VII, 20 — ст. Шапсугская, 21 — окрестности Абинска, 22 — Абинский, 23 — Ястребовский, 24 — Мингрельский, 25 — Цеплиевский Кут, 26 — Черноклен, 27- Холмский, 28 — Ахтырский Лиман, 29 — ст. Ильская, 30 — хут. Ленина, 31 — Казово III, 32 — Псекупский, 33 — Начерзий, 34 — Ленинохабль, 35 -пос. Тауйхабль, 36 — к.м. Чишхо, 37 — Беляевский, 38 — Пшиш I, 39 — Красногвардейское II, 40 — Николаевский мог., 41 -Усть-Лабинский курган, 42 — Кубанское пос, 43 — Кубанский мог., 44 — хут. Зубовский, 45 — Уляпское пос, 46 — аул Уляп, 47 — хут. Дукмасов, 48 — хут. Чернышов, 49 — Серегинское пос, 50 — Уашхиту I, 51 — Гуамский Грот, 52 — ст. Дагестанская, 53 — ст. Тверская, 54 — Курджипское пос, 55 — Кочипэ, 56 — Ханская, 57 — Майкоп, 58 — Абадзехская, 59 — Хаджох, 60 — Каменномостский, 61 — Махошевская, 62 — Фарс, 63 -Клады, 64 — Ясеновая Поляна, 65 — Элит, 66 — ст. Бесленеевская, 67 — Каладжинское пос, 68 — Ахметовское пос, 69 — оз. Марьинское, 70 — с. Благодарное, 71 — Туапсе, 72 — Некрасовская

Как видим, ареал протомеотской культуры в точности совпадает с ареалом, в котором изначально формировались и впоследствии расширялись далеко за его пределы такие культуры как майкопская, дольменная, а также уже исторически хорошо описанные этнокультурные и политические объединения – Зихия (VI – XII) и Черкесия (XIII – XVIII) века. Таким образом, ареал протомеотской культуры – типичный ареал автохтонной культуры Северо-Западного Кавказа, полностью включенный в 6-тысячелетний процесс этнической истории С.-З. Кавказа и, соответственно, в процесс, в первую очередь, адыгского этногенеза.

Нарративные источники о меотах

Письменные упоминания о меотах начинаются в VI в. до н.э., а последние сообщения о народе меотов относятся к VI в. н. э.

Страбон (63 г. до н. э. – 23 г. н. э.) отмечал, что к числу меотов относились и синды, а субэтнический состав меотов представлен у него следующим списком: «К числу меотов принадлежат сами синды и дандарии, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, доски и некоторые другие. К ним относятся аспургианы, живущие на пространстве в 500 стадий между Фанагорией и Горгиппией»2.

О воинственности меотов: «Ведь по всему этому побережью (восточному берегу Меотиды – Прим. С.Х.) меоты; хотя они и занимаются земледелием, но не менее воинственны, чем кочевники». Важным представляется замечание Страбона о том, что меоты «распадаются на несколько племен» и что те, которые живут у Танаиса «отличаются большей дикостью, а те, что граничат с Боспором, более цивилизованы»3.

Один из ведущих европейских картографов последней трети XVI в. Абрахам Ортелиус (1527 – 1598) создал несколько выдающихся реконструкций этнополитического состояния античного пространства.

Реконструкция Ортелиуса содержит все основные этнонимы, упоминавшиеся в античных источниках при описании бассейна Черного моря: между Кубанью и Доном отмечены меоты (maeotae), синды, ахеи, керкеты, саниги, епагериты, гениохи, конапсени (conapseni), арихи, аспургианы, боспораны и пр. С западной стороны Меотиды отмечены меоты (maeotae), язиги (Iazyges), вторая Синдика (Sendica).

Меоты и кочевники: характер политических и культурных отношений

В.Р. Эрлих отмечает очень давний характер культурного влияния меотов на кочевников – в первую очередь, в таких отраслях, как металлообработка, изготовление оружия и всаднической амуниции.

Еще в предскифское время протомеотское население Северо-Западного Кавказа «снабжало кочевников металлической уздой и оружием… Элитные комплексы с северокавказским, в том числе и протомеотскими всадническим и колесничными наборами, появляющиеся повсеместно в степи и лесостепи юга Восточной Европы… дают основание нам полагать, что в данном случае мы имеем дело с военной экспансией с территории Предкавказья, в том числе из ареала протомеотской группы памятников»4.

Известный специалист по раннему железному веку К. Метцнер-Небельсик предполагает, что за серией престижных меотских предметов в Центральной Европе скрывается постоянная потребность населения этого региона в лошадях, которые путем обмена доставлялись из ареала меотской культуры5.

Ортелиус Абрахам. Понт Эвксинский. 1590 г. Реконструкция этнической и политической карты бассейна Черного моря по античным источникам. Abrahami Ortelii. Pontvs Euxinvs. Van den Keere, Pieter (1571–1646). Graveur. Bibliothèque nationale de France. Collection d’Anville. 38 × 49 см.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6b/Abrahami_Ortelii._Pontvs_Euxinvs_%2817th_century%29.jpg?uselang=ru

Как отмечено выше, меотские поселения занимали все пространство интериановской Черкесии 1500 года – от устья Дона до Черного моря.

В.Р. Эрлих прослеживает типичные меотские ритуальные комплексы в западных районах Колхиды (на территории современной Абхазии) в IV в. до н.э.: «Чрезвычайно интересно открытие меотского святилища в Абхазии в г. Очамчира, на тер­ритории древнего Гюэноса. Возмож­но, это материальное свидетельство о неизвестном по письменным источникам проникновении во второй половине IV в. до н.э. населения из Закубанья в Закавказье. Восточный холм этого городища, нижние слои которого датируются VI–V вв. до н.э., в IV в. прекращает существовать. Позднейшими комплексами являются здесь погребения конских черепов с уздой кубанского облика… Узда, сопровождающая комплексы, находит близкие аналогии в Уляпских, Елизаветинских, Тенгинских и Воронежских курганах. А сам обряд, заключающийся в захоронении конских черепов с уздечкой, находит параллели в серии меотских святилищ IV в. до н.э. – Уляпских, Тенгин­ских, Воронежских, Говердовских… В данном случае интересен сам факт устройства меотского святилища в слое поселения, жизнь на котором уже в это время прекратилась. Не исключено, что и прекратилась она не без помощи появившихся здесь меотских всадников, совершивших жертвоприношение»6.

Меотский племенной союз сформировался на Северо-Западном Кавказе задолго до появления скифов в степях Северного Причерноморья, не просто пережил скифов, но территориально вырос на протяжении скифской эпохи. Затем, в таком преуспевающем состоянии, меоты встретили сарматское вторжение, сумели противостоять ему на обширном равнинном пространстве от Дона до Кубани и также пережили Сарматию.

Для самых первых коллективов савроматов уже важнейшее значение имели их контакты с меотскими племенами7. Восточные районы Верхней Меотии были заняты сарматским племенем сираков, археологические следы которых наглядно свидетельствуют о процессе меотизации кочевников8.

Мы можем предполагать, что меото-сарматские связи носили преимущественно мирный характер. Меоты могли вполне сознательно пойти на то, чтобы разрешить селиться поблизости от своих городищ кочевникам, которые становились своего рода буфером между ними и другими племенами сармат, кочевавших в Подонье и Поволжье. Существование такой адаптивной прослойки в виде сираков позволяло быстро реагировать на угрозы внезапных сарматских рейдов. В том случае, конечно же, если таковые имели место. В черкесскую эпоху, точно также ногайское расселение первым принимало на себя атаки из дальних районов степи. Калмыцкая угроза, обозначившаяся в середине XVII в., сподвигнула ногайцев, крымских татар и черкесов к созданию оборонительного союза, просуществовавшего больше столетия, пока хан Убаши в 1771 г. не увел большую часть своего народа в Китай.

В 49 году н.э. сираки получают сильнейший удар со стороны римлян и почти полностью исчезают из степей между Кубанью и Доном. И.И. Марченко зафиксировал всего 13 сиракских могил I–III вв. н.э.9.

Вполне вероятно, что откочевка сармат из меотского края повлияла негативно на систему безопасности оседлого населения. Стали возможны неожиданные нападения больших масс кочевников и не только из круга сармато-аланских племен. Нападения на зажиточных меотских земледельцев могли организовать древнегерманские племена готов, захвативших Северное Причерноморье (условно, Европейскую Сарматию) и оттуда угрожавших Боспорскому царству и населению Северо-Западного Кавказа.

Вопрос о том, кто выступил могильщиком меотского процветания на равнине между Кубанью и Доном, пока остается открытым. Но предположение о том, что это могли быть готы, аннексировавшие Крым, разграбившие Пантикапей и на боспорских кораблях устроивших настоящий террор не только в бассейне Черного моря, но и в Эгейском море, выглядит вполне реалистичным.

Район концентрации готских племен у Меотиды и их походы в III в.
Из книги: Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. С. 81.

В.П. Буданова замечает, что размещение готов в III в. в области Меотиды подтверждается современными римскими сообщениями. Так, «в биографии императора Аврелиана (270 – 275) мы читаем, что император Клавдий (268 – 270) поручил Аврелиану ведение «всей войны против меотийцев» (omne contra Maeotidas bellum). Известно, что Клавдий вел военные действия против коалиции племен, куда входили и готы. Название последних «меотами» означает, что эти племена выступили из Меотиды»11.

Исследователи ранней готской истории в Причерноморье достаточно единодушно локализуют район их первоначального расселения в Западном Приазовье. Таким образом, готы не могли не войти в тесное соприкосновение с меотами, а их взаимоотношения могли быть как враждебными, так и союзническими.

На протяжении веков, меотский край бурно развивается и достигает уровня появления городов. Так, на примере только Усть-Лабинской группы, в составе которой на 1989 г. было исследовано 30 городищ, И.С. Каменецкий убедительно показывает демографический рост на протяжении позднемеотского времени (вторая половина I в. до н.э. – III в. н.э.): «Первое, что бросается в глаза, – удивительная плотность застройки на правобережье Кубани. Городища идут одно за другим, отделенные небольшими промежутками. Это касается не только старых городищ, которые могли сблизиться в результате роста, особенно интенсивного в рассматриваемый период, но и вновь возникающих городищ… Некоторые ранее раздельные городища, по-видимому именно в это время сливаются, образуя огромные поселения с двумя «цитаделями»… Все городища правобережья прекращают существование, судя по подъемному материалу, на рубеже II и III вв. н.э. К этому времени их общая площадь достигает огромной цифры 1,237,797 кв. м. (без учета происшедших разрушений). Если исходить из плотности застройки, описанной выше для Подазовского городища, и взять за средний размер семьи пять человек, то получим число одновременно проживавших – около 62 тыс. человек. На левобережье, в треугольнике между Кубанью и Лабой, территория была ограниченна и это сказалось на размерах городищ: их сохранившаяся площадь 181,726 кв.м., что дает население около 10 тысяч человек. Приведенные данные минимальны, так как не учитывают не только разрушений, но и поселений по левому берегу Лабы, которые, возможно, входили в то же объединение, но пока о них нет точных данных»12.

«Золотое кладбище»

Курганные некрополи ближайшего Прикубанья на протяжении I в. до н. э. – II в. н. э. представляют собой аристократические погребения с весьма впечатляющим набором погребального инвентаря. В литературе эта совокупность памятников получила условное наименование «Золотое кладбище». В связи с общим настроем исследователей недооценивать уровень развития меотской культуры и склонности трактовать малейшую специфику как следствие кочевнического воздействия, ЗК стали приписывать сарматам.

В специальной литературе неоднократно высказывалась точка зрения о меотской принадлежности этой группы погребений. Данная точка зрения весьма обстоятельно изложена в посмертной монографии Маи Павловны Абрамовой, (1931–2003) одного из наиболее выдающихся российских археологов, который имел опыт осмысления этой проблемы на протяжении порядка 40 лет (диссертация на тему «Культура сарматских племен поволжско-днепровских степей II в. до н.э. – I в. н.э.» была защищена в 1962 г.)13.

С 1968 г. М.П. Абрамова находилась в состоянии дискуссии с К.Ф. Смирновым, В.Б. Виноградовым и другими убежденными сторонниками сарматского происхождения катакомбного обряда на Северном Кавказе14.

Точка зрения Абрамовой тем более важна, что она сформулирована, с формальной и сущностной стороны, профессиональным сарматологом, специалистом, который всю свою научную биографию посвятил развитию научных представлений о сарматах. Более того, Абрамова возглавляла сектор сарматской археологии в институте археологии Российской Академии наук. Тем не менее, Абрамова от публикации к публикации четко отстаивала свое мнение о меотской принадлежности курганных погребений Прикубанья.

Начало изучению курганов страны меотов в 1896 – 1903 гг. положил Н.И. Веселовский. На территории правобережья Средней Кубани он обследовал массу обширных курганных могильников. Курганные поля начинались на западе в районе станицы Воронежской и тянулись сплошной, но довольно узкой полосой вверх, по течению (т.е. на восток) более чем 70 верст до станицы Казанской. Курганы не удаляются от берега в сторону степи. Часть этой курганной группы была обнаружена Веселовским в Закубанье у станицы Некрасовской (правый берег Лабы в нижнем течении), где он зафиксировал около 10 курганов со следами древнего ограбления. Подавляющее большинство (87 из 103 раскопанных курганов) на дистанции от Воронежской до Казанской содержали захоронения в катакомбах. Важно отметить, что эти погребения в катакомбах носили характер основных погребений. Под основными имеются ввиду такие погребения, ради которых и насыпался курган. Является погребение основным либо оно впускное (т.е. совершено в насыпи уже существующего кургана) очень важно учитывать при анализе вопроса о происхождении культуры.

Эта территория курганов была названа Веселовским «Золотым кладбищем» (далее ЗК): в погребениях было обнаружено огромнейшее количество золотых вещей, что свидетельствовало о богатстве и особом статусе погребенных в катакомбах лиц.

ЗК – эталонный памятник С.-З.К., демонстрирующий уровень культуры его населения, а также его военную мощь. В катакомбах ЗК были захоронены тяжеловооруженные всадники – элита меотской кавалерии этого периода, вооружение которой по своим техническим характеристикам значительно превосходило не только воинские сообщества остального Кавказа, но и обширного сарматского мира.

Вторая группа курганов, находящаяся в Закубанье, после Веселовского стала рассматриваться отдельно от ЗК. Историк скифо-сарматской эпохи М.И. Ростовцев называл эту группу «зубовской» (по названию хутора Зубов на речке Зеленчук 2-й (или Терс), притоке Кубани (не путать с Большим и Малым Зеленчуками в крайнем, восточном секторе Закубанья), в районе которого находятся данные памятники), отнеся ее к I в. до н.э. – I в. н.э. Ростовцев считал, что курганы ЗК и зубовской группы оставлены сарматским населением.

К.Ф. Смирнов дал закубанским курганам название «зубовско-воздвиженская группа» (далее – ЗВГ), поскольку возле станицы Воздвиженской на нижней Лабе, напротив устья Фарса, также были зафиксированы аналогичные курганы. В современной российской археологической литературе это определение получило всеобщее признание. Как и Ростовцев, Смирнов отнес и ЗК, и ЗВГ к сарматским памятникам.

Выдающийся исследователь меотской культуры Н.В. Анфимов последовательно отстаивал точку зрения, согласно которой эти курганы являются частью меотской культуры. Такого же мнения придерживался И.С. Каменецкий, также крупный специалист в меотской археологии.

Погребения ЗВГ локализованы между Лабой и Кубанью и, если раньше считалось, что они носят единичный разбросанный характер, то по мере открытия и изучения выяснилось, что они также имеют характер групповых скоплений рядом с меотскими городищами. Форма погребения – прямоугольная яма. В ряде случаев отмечены следы деревянных перекрытий и столбов, т.е. речь идет об исконно меотской (со времен еще протомеотской культуры) традиции сооружать деревянные конструкции над захоронением. В исследовании Л.К. Галаниной, посвященном Келермесским курганам, многократно подчеркивается необходимость обнаружения надмогильных деревянных конструкций, как очевидного признака автохтонной культуры.

Устройство шатровых покрытий над могилами как устойчивая традиция меотов отмечается также выдающимся российским археологом Б.Н. Граковым. Для курганов ЗВГ характерна еще одна меотская черта – устройство ритуальных (жертвенно-поминальных) площадок в насыпи кургана. На этих площадках в значительном количестве обнаруживают ценные вещи, в числе которых специфически меотские предметы – культовые жезлы, воткнутые в землю вертикально.

М.П. Абрамова подчеркивает, что «наличие деревянных перекрытий и столбовых конструкций, несомненно, местная черта для памятников Прикубанья и Тамани, поскольку они были широко распространены в погребальном обряде синдов и меотов». Памятники ЗВГ, отмечает Абрамова, «имеют местные корни».

Нет никакого сомнения в том, что курганы ЗВГ принадлежали воинской знати: оружие представлено шлемами, панцирями, копьями, мечами и стрелами, а также великолепно представлены детали конского убора – удила, псалии, фалары и пр. Воинов в этих курганах хоронили прямо в панцире либо укладывали доспех рядом. Кроме того, обнаружены конские панцири.

Отличие от меотов состоит в отсутствии конских захоронений. Наличие таковых является устойчивым признаком меотской принадлежности погребения, тогда как для сарматов этот обычай был не характерен.

Это очень интересное отличие: получается, что оседлое земледельческое население хоронило с конями (еще со времен протомеотского периода, т.е. с VIII – VII вв. до н.э.), а кочевники, за очень редким исключением, не имели такого обряда. Сильно отставали в этом плане от меотов и предшественники сарматов – скифы.

Обильные конские жертвы у меотов свидетельствуют о развитом коневодстве, существовании мощного коннозаводческого хозяйства, многочисленности табунов. Кони были стратегическим ресурсом меотов и, по всей видимости, важной статьей экспортных доходов. Дарение коней было важным фактором в установлении добрососедских и союзнических отношений.

В числе массы ценных находок в составе могильного инвентаря ЗВГ есть серия престижных предметов, «которые характерны только для территории Прикубанья: фибулы-броши, стеклянные канфары, железные жезлы и треноги-светильники». Каждый из этих предметов говорит о связи с меотской культурой.

Среди нескольких сотен курганов ЗК Веселовским было раскопано 103. Из них, согласно Абрамовой, 18 были катакомбами Т-образного типа (тип I), когда сама камера расположена перпендикулярно входной яме; 69 курганов содержали катакомбы II типа, когда и камера и входная яма расположены на одной оси либо с некоторыми отклонениями.

Подавляющее большинство курганов ЗК расположены на правом берегу, но маленькая группа – около 10 объектов – в Закубанье (у ст. Некрасовской, на правом берегу Лабы, в нескольких километрах от устья). В 1977 – 1978 гг. краснодарский археолог А.М. Ждановский исследовал еще 17 курганов в основном скоплении ЗК и данные его исследований полностью идентичны данным Веселовского, но при современной тщательной методике раскопок предоставили в наше распоряжение массу ценных дополнительных сведений.

В катакомбах типа I (Т-образные) отсутствует напутственная пища, что является одним из важных отличий ЗК от сарматских погребений Поволжья. Но в катакомбах типа I не найдены также захоронения лошадей. К числу характерных черт следует отнести деревянные (доски или бревнышки) заклады камер и более редкие перегородки из сырцового кирпича. Эти катакомбы датируют второй половиной I – II в. н. э. Все объекты типа I – основные погребения.

Точно также 68 из 69 катакомб типа II – основные погребения. Как и в катакомбах типа I, здесь отсутствуют следы мясной напутственной пищи. Но зато в 5 катакомбах были обнаружены следы конских захоронений во входных ямах. Отмечены 4 захоронения в гробах. Заклады деревянные, из сырцового кирпича и в одном случае из круглой каменной плиты. Из 17 катакомб, раскопанных Ждановским, в 6 курганах (также во входных ямах) были зафиксированы конские захоронения. Вместе с 5 конскими захоронениями из раскопок Веселовского получается уже достаточно крупный показатель. Если доля погребений с захоронением коня у Веселовского 7,8%, то в материалах Ждановского 46,2% (6 из 13 катакомб). Абрамова склонна считать, что относительно низкий показатель Веселовского объясняется «полной ограбленностью многих катакомб и недостаточной фиксацией при раскопках Н.И. Веселовского».

С уверенностью можно предположить, что меотские грунтовые Т-образные склепы являются основой, на которой развился обряд захоронения в Т-образных склепах-катакомбах под курганами. Катакомба как тип погребального сооружения – это и есть склеп, и этими двумя терминами можно пользоваться как синонимами.

Дольмен и есть древнейший вид склепа. Вспомним здесь и новосвободненские подкурганные дольмены IV тыс. до н.э. На западно-кавказском побережье дольмены возводились еще в начале I тыс. до н.э. Каменные ящики – второй тип склепа – очень органично приходят на смену дольменной традиции.

Земляная подкурганная катакомба – не более, чем разновидность склепа, который, как более широкое понятие, может быть использован для наземных, подземных, каменных из плит, земляных или из сырцового кирпича сооружений. Все эти разновидности склепа представлены в меотской погребальной традиции.

У меотов традиция сооружать катакомбы утвердилась за 200 или даже 300 лет до появления в степях сарматских племен. М.П. Абрамова указывает на наиболее вероятный источник появления катакомб ЗВГ и ЗК – меотская погребальная традиция. В работе 1982 г. Абрамова приняла точку зрения Н.В. Анфимова о меотской принадлежности ЗК и последовательно развивала ее во всех последующих своих исследованиях15 .

В большинстве случаев, когда мы имеем дело со статистикой рядовых синдо-меотских могил – это обычные захоронения в ямах. Но уже в III в. до н.э. у синдов на Тамани появляются могилы с камерами-склепами.

В этот же период на меотском Усть-Лабинском могильнике, расположенном как раз на правобережье Средней Кубани – там, где спустя 150–200 лет возникнет ЗК – зафиксированы «случаи расположения более поздних могил под более ранними; наличие вертикально стоявших закладных плит; размещение скелетов лошадей рядом с человеческими, но отделенными от них ступенью высотой до 0,4 м – все это, по мнению Н.В. Анфимова, говорит о наличии здесь не только подобных могил, но и катакомб (склепов) (Анфимов, 1951, с. 169).

Примечания:

  1. Трифонов В.А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изуче­ния // Дольмены. Свидетели древних цивилиза­ций. Краснодар, 2001. С. 51 – 52.
  2. Страбон. География / Пер. с древнегреческого Г.А. Стратановского. М., 1994. Кн. XI. § 11. С. 470.
  3. Там же. § 4. С. 469.
  4. Эрлих В.Р. Северо-Западный Кавказ в начале железного века. Протомеотская группа памятников. М.: Наука, 2007. С. 189.
  5. Там же. С. 192.
  6. Эрлих В.Р. Святилища некрополя Тенгинского городища II– IV в. до н.э. М.: Наука, 2011. С. 91.
  7. Смирнов К.Ф. Савроматы: ранняя история и культура сарматов. М., 1964. С. 127.
  8. Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани. Краснодар, 1987. С. 214 – 222.
  9. Марченко И.И. Сираки Кубани. Краснодар, 1996. С. 90–91.
  10. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. «Getica». Вступительная статья, перевод, комментарий Е.Ч. Скржинской. СПб.: «Алетейя», 1997. С. 68.
  11. Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М.: «Наука», 1990. С. 76.
  12. Каменецкий И.С. Меоты и другие племена Северо-Западного Кавказа в VII веке до н. э. – III в. н.э. // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: «Наука», 1989. С. 244 – 245.
  13. Абрамова М.П. Курганные могильники Северного Кавказа первых веков нашей эры // Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке: сб. памяти М. П. Абрамовой. М.: Ин-т археологии РАН: ТАУС, 2007.
  14. Савенко С.Н. Роль М.П. Абрамовой в изучении проблем раннеаланской культуры Центрального Предкавказья // Северный Кавказ и мир кочевников. С. 543.
  15. Абрамова М.П. Курганные… С. 516.

Продолжение в следующем выпуске.

«Символика Кубани» - Герб гимн флаг. Элементы флага. Какие символы России Вы знаете? Что такое «символы» страны, региона? 1995 год – музыка В.Г. Захарченко. 1 июня 1995 года – День Кубанской символики. Герб краснодарского края. Гимн краснодарского края. 1915 год – Константин Образцов «Ты Кубань, ты наша Родина». Символика кубани.

«Почвы Кубани» - Заповедные тропы. Факторы. Уникальность Кубанской почвы. Истощение. Ущелье Руфабго. Почва. Меры сохранения почвенного плодородия. Земли особо охраняемых территорий. Эрозия почвы. Наиболее крупные ООПТ. Хаджохская теснина. Почвенные ресурсы. Факторы влияющие на плодородие почв. Исчерпаемый возобновимый ресурс.

«Уроки кубановедения» - Появление казаков на Кубани – 1 группа Занятия казаков - 2 группа Быт и традиции – 3 группа Наша станица - 4 группа. 1. Сарматы 2. Меоты 3. Греки 4. Адыги 5. Скифы. Лишь в конце XVIII века, после вхождения Правобережной Кубани в состав России и переселения сюда казаков, началось формирование современного населения края…

«Кубань» - Сколько полей возделано первыми землепашцами, причём земли плодородной. И мы являемся одними из творцов своей земли. Ты- не вечер вчерашний, не утро- я. Но до встречи - степные столбы. Одинокая степь растревожена- видит нежные, нежные сны. И у вас станет тепло на душе. И седая полынь придорожная. В шелестящие травы обутая, под ногами не чую тропы.

«Кубань многонациональная» - До переселения на Кубань казаков, самым многочисленным народом здесь были адыги. Многонациональный край. На Кубани самое большое количество наций… Кубань - многонациональный регион, в котором проживает более 100 национальностей. Вот несколько национальностей проживающих на Кубани. Немного фотографий Кубани.

«Край Кубань» - Цвети и пой, кубанская столица, Цвети и пой родной кубанский край. Внешние миграции привели к изменению национального состава населения края. Где так поют под южным небом птицы? После варёного мяса подавали бульон, после жареного - кислое молоко. Пшеницы необъятные поля А где еще такое небо синее? Со второй половины XVII века на Кубани появляются русские поселенцы.