Конспект занятия "Автоматизация звука в словах". Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука "Лесные игры"

ТАЯ РУПЫШЕВА
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш] в старшей группе

Цель : формирование правильного произношения звука [ш] и автоматизация звука [ш] в словах , слогах, предложениях.

Коррекционно-образовательные :

1. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в слогах , в словах, в предложениях

3. Развитие фонематических процессов

4. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Коррекционно-воспитательные :

1. Привитие навыков самоконтроля за речь

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Оборудование : предметные картинки, ИКТ, мышонок, мяч, паровозик,

Ход занятия

1. Сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними. А чтобы продолжить наше занятие надо потренировать язычок – сделать зарядку.

(звучит музыка, выполняем артикуляционную гимнастику)

Кто-то к нам собирался в гости, если ты отгадаешь загадку, то он обязательно придет.

Кто шуршит за шкафом нашим?

По ночам пугает Машу.

Прячется в углу шуршонок.

Крошка серенький. (мышонок) .

2. Где-то он шуршит. Скорее всего, спрятался в шкафу. Как может шуршать мышонок? Шур-шур-шур, ши-шо-шу, аШта-аШна-аШка, анШа-амШа-акШа, шта-што-шту-шты (ребенок повторяет слоговые ряды, сжимая и перекладывая колючий мячик с левой руки в правую и наоборот).

А вот и он. Где спрятался мышонок? Как мы узнали, что мышонок спрятался в шкафу?

Мышонок хочет познакомиться. Его зовут Мыша.

Расскажи Мыше, что ты уже знаешь о звуке [ш] . Давай вспомним, как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш] .

3. Характеристика звука [ш] : согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы : губы «трубочкой» , зубки заборчиком, язык чашечкой.

Чтобы прийти к нам в гости, Мышонок одевался, наряжался

(подходим к ноутбуку)

4. Он надел только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук [ш] . Что одел Мыша? Футболку, рубаШечку, колготки, брючки, Шортики, кофточку, сандалики, баШмачки, тапочки.

5. Мышонок любит, чтобы его называли ласково. Давай сделаем ему приятное, назовем его ласково :

Мыша, Мышуля, Мышаня, Мышутка, Мышулечка, Мышик

6. Мыша маленький и все предметы у него маленькие.

У Мыши не большая рубаха, а маленькая… .

У Мыши не большая шапка, а маленькая… .

У Мыши не большие шорты, а маленькие… .

У Мыши не большой шар, а маленький… .

У Мыши не большие уши, а маленькие… .

У Мыши не большая машина, а маленькая..

Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.

А теперь давай поиграем с мячиком. Я кидаю тебе мячик, называю слово, а ты его превращаешь в маленькое словечко – для нашего мышонка.

Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, шишка - шишечка, шапка - шапочка, катушка - катушечка, подушка-, лягушка-…

7. Мышонок Мыша – растеряша. Он так спешил к тебе, что по пути растерял и перемешал картинки. Предлагаются картинки : ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, апельсин, банан, корова. Помоги Мыше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш] .

Слайд 3 – работа с предметными картинками.

Устали, давай немного отдохнем.

Физминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем)

Пролетел веселый жук (Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают,

Ш-ш-ш! (Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют.

Ш-ш-ш! (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал.

Ш-ш-ш! (Качаем поднятыми вверх руками)

Мыша тоже зашуршал : шур-шур-шур.

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш,

Ыш-ыш-ыш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь,

Ишь-ишь-ишь… (Присели)

Вот и отдохнули.

8. А Мышонок Мыша приготовил для тебя еще задание : нужно расселить по вагончикам картинки :

В первый вагончик разместить картинки, где звук Ш в начале слова , во второй вагончик – картинки, где звук Ш в середине слова , а в третий вагончик – картинки, где звук Ш стоит в конце слова.

9. Закончи предложение, используя слово мыШонок.

Под шкафом шуршит … (мыШонок)

Чуткие ушки у … (мыШонка)

Пушистая кошка подкралась к … (мыШонку)

Не поймать кошке … (мыШонка)

Мы наблюдаем за … (мыШонком) .

Итог занятия

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие . А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Ребенок. Ш-ш-ш.

Мышонку очень понравилось, как ты занимался и он дарит тебе воздушный шарик.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, .

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л» «Поможем ласточке». Цель: Закреплять правильное произношение звука «Л».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.

Конспект

логопедического занятия

по автоматизации звука [ Ш ]

Тема:

Автоматизация звука [ Ш ] .

Цель:

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

1 . Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].

2. Коррекционные:

    закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях и текстах;

    развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    развивать фонематический слух;

    развивать речевое дыхание;

    развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

    закрепить умение определять место звука в слове;

    развивать умение соединять звуки в слова;

    развивать внимание, память, мышление;

    упражнять в согласовании существительных с числительными;

    упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

    формировать положительную мотивацию на занятии;

    воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.

Оборудование:

предметные картинки, игрушки главных героев.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Орг. момент

В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.

Логопед показывает детям приглашение, читает его:

«Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».

Отправимся в гости?

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Да.

Дети садятся на стулья.

2. Развитие фонематического слуха

Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

Логопед достаёт игрушки

(Мишку и Машу).

В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша?

Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.

Звук [ Ш ] .

3. Объявление темы занятия

Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).

4.Артикуляционная гимнастика

Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:

В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).

Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).

Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).

- Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).

Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15 - 20 раз.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10 -15 раз.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

5. Произношение изолированного звука

Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят

(Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук [Ш].

6. Анализ артикуляции

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?

- Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».

7. Характеристика звука

Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:

    Звук (Ш) - согласный или гласный?

    Какая преграда у звука [Ш]?

    Звонкий или глухой?

    Твёрдый или мягкий?

    Каким цветом обозначаем?

Найдите на доске символ звука [Ш].

    Согласный;

    Зубки, язык;

    Глухой;

    Твёрдый ;

    Синим.

Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].

8.Связь звука с буквой

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Вот домик, где живёт наш звук [Ш].


Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш , ш . Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш)


9. Закрепление звука в слогах

(Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.)

В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы?

Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается

(опора на мнемотаблицу № 1):

ша – шо - ша – ша

аш – уш – уш – уш

Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши

шта – шту – шты – што

Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.

ша – аша – ша – аша

уш – ушу - уш - ушу

Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.

ша – шо – шу - ши

аш – ош – уш - иш

Листопад.

- Шо.

Аш.

Ша, ши.

Шта, што.

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:

ша – аша – ша – аша

уш – ушу - уш – ушу

Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу - ши

аш – ош – уш - иш

10. Закрепление звука в словах

Ребята, посмотрите наша знакомая змейка ползёт… И по - моему ей нужна наша помощь…

Поможем ей доползти до её домика?

Надо назвать картинки чётко проговаривая звук [Ш].

11. Звуковой анализ и синтез слов

В благодарность наша змейка предлагает поиграть с ней в игру. Готовы?

Игра называется «Найди слово». Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем змейке определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

12. Физминутка

Упражнение на внимание

«Тик-так, Маша, проснись».

Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.

Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.

13. Закрепление звука в предложении

- Наша Маша идёт по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у неё получается:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Аш-аш-аш- дайте срочно карандаш.

Уш-уш-уш- я приму теплый душ.

Иш-иш-иш- у меня малыш.

Ошка-ошка- на окошке кошка.
- Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки?

Дети чётко проговаривают рифмы - предложения со звуком [Ш].

13. Закрепление звука в тексте

Маша, молодец. Но Мишка тоже умница. Посмотрите ребята, он нам приготовил текст с картинками. Нам надо повторить предложения, заменяя картинки словами. А потом пересказать его с самого начала. Справитесь?

Дети повторяют предложения, заменяя картинки словами.

14.Домашнее задание

Выполнить упражнение «Раскрась звуковую схему»

15. Итог занятия

Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для вас?

Дети отвечают на вопросы.

16. Оценка работы детей

Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).

Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком [Ш].

Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка.

Ш, а, р, ы (шары).

Детям дарят воздушные шары.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Провела:

учитель–логопед Чудакова Е. А.

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия : закрепление изученного материала.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навык правильного произношения звука [ш],

Учить четко, произносить звук [ш] в слогах, словах,

Развивать речевое дыхание,

Развивать фонематическое восприятие,

Учить сопоставлять звук [ш] с буквой,

Упражнять в определении на слух звука [ш] с другими звуками в словах,

Упражнять в согласовании существительного с числительным,

Обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

Развивать дикцию, интонационную выразительность,

Продолжать развивать память, мышление, внимание,

Формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: Картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), игрушка - смешарик «Крош», презентация с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, речевые игры на логопедическом тренажере, компьютеры, колонки, тетради, индивидуальные карточки - задания.

Ход занятия

I Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.

Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете?

(Учащиеся отвечают на заданные вопросы).

Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».

(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).

Живут в стране Смешариков

Шарики – смешарики.

Это баран, зовут его (Бараш),

Умный лось, зовут его (Лосяш),

Шустрый кролик, зовут (Крош),

До чего же он хорош!

Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).

(Учащиеся сами называют имена героев).

II . Развитие фонематического слуха.

Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?

Какой общий звук вы услышали?

Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помошником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает учащимся игрушку героя). Он будет нашим путеводителем.

Ребята, а может быть, кто нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?

(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение).

III . Артикуляционная гимнастика.

Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться (проводится артикуляционная гимнастика). Учащиеся выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.

IV . Автоматизация изолированного звука [ш]

По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).

V . Акустика – артикуляционная характеристика звука.

А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).

Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (учащиеся отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (учащиеся отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).

Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).

Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)

Работа на логопедическом тренажере. Задание: Найди 4 буквы «Ш» среди остальных букв. (Учащиеся работают за компьютером).

VI . Автоматизация звука[ш] в слогах.

Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).

ША – ША – ША АШ – АШ - АШ

ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ - ОШ

ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ - УШ

ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ - ИШ

ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ

VII . Автоматизация звука [ш] в словах.

- Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).

- А давайте выполним задания на логопедическом тренажере.

Работа на логопедическом тренажере. Задание 1. Найди 4 слова, начинающихся на буку «Ш». Задание 2. Найди 4 слова в которых есть звук [ш].(учащиеся работают у компьютеров с логопедическим тренажером).

VIII . Физ. минутка

IX . Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.

Работа на логопедическом тренажере. Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Учащиеся вместе с логопедом выполняют задание).

Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять….., много……)

X . Итог занятия. Домашнее задание.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Ребята, а что нового у нас сегодня было на занятии? Скажите, а чем наше сегодняшнее занятие отличалось от тех, которые мы с вами проводили? (Учащиеся отвечают на вопросы)

Ребята, у вас в тетрадях лежат карточки с заданием. (Логопед раздает тетради с домашнем заданием). Дома поработайте с этими карточками. Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс Конспект индивидуального занятия тема: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах» Провела: учитель логопед МДОУ 9 Рубцова Любовь Викторовна

2 Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах». Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах. Задачи: Образовательные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш]. -Учить чѐтко произносить звук [Ш] в слогах, словах. -Развивать фонематическое восприятие. -Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -Упражнять в образовании родственных слов. -Упражнять в образовании притяжательных прилагательных. -Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов. Коррекционно-развивающие: -Продолжать развивать память, мышление, внимание. Коррекционно- воспитательные: - воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка. Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек. I.Ход занятия. Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лѐг в кровать, как услышал ещѐ один звук кап кап кап. Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало еѐ жалко. Мишутка спросил змейку: «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» спросил Мишутка змейку. «Шуша» ответила змейка. «А меня Мишутка» сказал медвежонок. «А почему ты всѐ время шипишь?» спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» ответила Шуша. «А ты умеешь шипеть?» спросила Шуша. «Нет» ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» сказала змейка. II.Артикуляционная гимнастика. - Ш-ш-ш Шипенье, шум, шептанье, Шорох, шелест, шин шуршанье - Ш! Чтоб звук красивым вышел, Шире язычок и выше! Сделаем из язычка

3 Чашечку, подняв бока. Эту чашку по бокам К верхним мы прижмѐм зубам. Вот теперь над чашкой можно Дуть красиво, осторожно. Чтобы ветерок бежал, Чтобы Ш, как шѐлк, шуршал! - Ш-ш-ш Шипенье, шум, шептанье, Шорох, шелест, шин шуршанье Упражнения для губ. «Улыбка» Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И нисколько не устану. «Трубочка» Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Упражнения для языка. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлѐпывая его губами, произносить пяпя-пя О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении. «Лопаточка» Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Язык лопаткой положи И под счѐт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! «Чашечка» Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть еѐ вниз рукой). «Лошадка» Присасывать язык к нѐбу, растягивая подъязычную связку. Щѐлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать еѐ рукой)!

4 Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас ждала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. «Грибок» Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нѐбу и открыть рот. Я стою на ножке тонкой. Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шляпой С бархатной подкладкой. «Гармошка» Рот приоткрыть. Язык присосать к нѐбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нѐбу язычком прижму, Ниже челюсть отведу. III. Упражнения для выработки воздушной струи. «Бабочка» К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребѐнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела. Бабочка коробочка, Полети на облачко, Там твои детки На берѐзовой ветке! «Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку). «Смотри как у нас здорово, получается» воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещѐ умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споѐм вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» сказал медвежонок. (логопед предлагает ребѐнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги) IV. Слоговые ряды: А) проговаривание слогов прямых и обратных. Ша ша ша Аш аш аш Шо шо шо Ош ош ош Шу шу шу Уш уш уш Ши ши ши Иш иш иш Ша ша шо Аш ош аш Ши шу шу Уш аш уш Шо ши шо Ош иш ош Шу ша ша Аш иш иш

5 Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно) Ша-ша ша-ша-ша Шо-шо шо-шо-шо Шу-шу шу-шу-шу Ши-ши ши-ши-ши В) с изменением ударения Ша-ша-ша Шо-шо-шо Ша-ша-ша Шо-шо-шо Ша-ша-ша Шо-шо-шо Шу-шу-шу Ши-ши-ши Шу-шу-шу Ши-ши-ши Шу-шу-шу Ши-ши-ши «Мишутка ты очень хорошо поѐшь, а теперь повторяй за мной слова» предложила Шуша. V. Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК). Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф. «Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка. «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещѐ поиграем» попросил медвежонок. «С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов» Игра «Запомни и повтори» Уши-мыши-лапша-каша Шуба-шило-афиша-шипы Игра «Рифмы» «Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его» Ши-ши-ши вот играют..(малыши) Уш-уш-уш я приму горячий..(душ) Аш-аш-аш это синий..(карандаш) Шок-шок-шок разбудил нас..(петушок) VI. Физкультминутка. Шуршат на дереве листы Шуршат на дереве листы, (Руки верх, потянулись) Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели) Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево вправо) И дождь шуршит (шаги на месте) А ты садись и не шурши, (Сели на места) И всѐ красиво говори. «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещѐ поиграем» попросил медвежонок. «С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов» Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки. Письмо пишет дедушку.

6 Наша мышка поймала кошку. Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашѐл Пашу. На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок. IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему. Карандаш, мешок, шапка. «Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещѐ поиграем!» сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещѐ поиграть, но уже поздно, мне пора домой» ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал еѐ. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке. X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчѐтливо звук Ш- ш-ш (Картинка на ПК) -Какой мы сегодня звук учились произносить?


Артикуляционная гимнастика (комплексы упражнений для отдельных звуков с опорными картинками и стихотворениями)

Артикуляционная гимнастика для коррекции звукопроизношения. Упражнения для формирования общей артикуляционной моторики. Упражнения для лицевых мышц «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно

ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Рекомендации к проведению упражнений: Артикуляционную гимнастки выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области. Мастер- класс по артикуляционной гимнастике для родителей Логопед: Горланова

Подготовила: Учитель-логопед Бунина Ольга Владимировна МАДОУ г. Нижневартовска ДС 90 «Айболит» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сказка о Веселом Язычке для мам и пап» Цель: - Познакомить родителей с артикуляционной

Учимся артикуляционной гимнастике вместе Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает

Для свистящих звуков \с, з, ц\ Загнать мяч в ворота Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед

Артикуляционная гимнастика учитель логопед Крапоткина Н.В. Формирование артикуляционной моторики Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных

Советы логопеда родителям: «Как делать с ребёнком артикуляционную гимнастику дома?» Для достижения необходимых ожидаемых положительных результатов от логопедических занятий ребёнка с логопедом требуется

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики для всех возрастных групп. Подготовила: учитель-логопед Скрынникова Олеся Александровна г.сургут, 2015 Комплекс артикуляционной гимнастики (младшая группа)

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению» Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое

«ЛЯГУШКИ УЛЫБАЮТСЯ» «УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК») «СЛОН» «ХОБОТОК», «ТРУБОЧКА» Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо

Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Артикуляционная гимнастика Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей

Методы и приѐмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку) Подъязычная связка В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге

Содержание Речевая гимнастика................................ 8 Развитие фонематического слуха.................... 16 Закрепление и автоматизация звука [с].............. 20 Закрепление и автоматизация

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. "Улыбка" ("заборчк") Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь. 2. «Трубочка» («хоботок»)

Подготовка к правильному произношению звука «Р» Звук «Р» считается самым сложным по своему формированию в возрастном развитии звукопроизношения у детей. В норме он должен сформироваться к 5 5,5 годам.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Звук [Ш], буква Ш Разработала и провела в старшей логопедической группе МДОБУ «Детский сад 2» учитель-логопед Вальковская Н.А. Коррекционно-развивающие

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению артикуляционной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА 9 354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 247-21-85 e-mail: [email protected] Конспект непосредственно

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц 1. Наказать непослушный язык Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. при открытом рте под счет от

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился

КАРТОЧКА Ш 1 (прямые слоги) 2. «Песенка змейки». 3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка. ША, ША ША, ША, ША ШО, ШО ШО, ШО, ШО ШУ, ШУ ШУ, ШУ, ШУ ШИ, ШИ ШИ, ШИ, ШИ 4. Запомни и произнеси слоговые

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков С, З, Ц. Бегемотик. Методические указания.1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами.2. Загонять шарик

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям

Тема НОД «Поиграем с Лунтиком» Задачи Автоматизации звука «Л» Индивидуальная работа Коррекционные: - закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в слогах, словах и предложениях; - развитие фонематического

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад 247 комбинированного вида» Номинация: лучшая методическая разработка индивидуального занятия для детей с ОВЗ Тема: Как Крош и Лосяш

Артикуляционная гимнастика в детском саду Педагог: Кавун Елена Валерьевна воспитатель I квалификационной категории Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: Улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет 1-3-5-10 Цель: Выработать движения губ вперед. Выполнение:

Консультация для родителей. Арикуляционная гимнастика обязательный элемент в системе работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения обязательно делать перед зеркалом, 2-3 раза в день. Продолжительность

Открытое занятие по развитию речи в средней группе. «СТРАНА ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ» Гречишкина Людмила Михайловна Воспитатель МБДОУ 5 «Улыбка» 2013год Образовательные задачи: Обогащать речь детей существительными,

Логопед советует: «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Все мы хотим, чтобы речь ребёнка была красивой, чёткой и грамотной. Но это невоз можно, если артикуляционный аппарат недостаточно развит.

УВАЖАЕМЫЕ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ РЕБЁНКА! Будьте терпеливы в общении с ним. В преодолении речевых нарушений многое зависит от Вас самих, Вашей воли, упорства. Знайте состояние произношения своего ребёнка. Не

Артикуляционная гимнастика Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык основная мышца органов речи,

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих

Учитель-логопед ГБОУ «Школа 1179» Бандурина Елена Николаевна Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности

Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы? Для того, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать,

Артикуляционная гимнастика для язычка 1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное

Артикуляционная гимнастика «Послушный язычок» L/O/G/O Листать слайды кнопка Посмотреть содержание кнопка Выбрать упражнение кнопка «Забор» Начать выполнение упражнения кнопка Выполнять упражнения пока

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлок Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края Конспект коррекционного занятия по автоматизации

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 26 «РЕЧЕНЬКА» Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «В гостях у весёлого язычка» Подготовила и провела воспитатель: Трофимова Ольга Васильевна

Артикуляционная гимнастика «Часики» Тик так, тик так Ходят часики вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Смыкать и размыкать губы. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10). Артикуляционная гимнастика

Рот пошире Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот. (О. Перова) Бегемотики. Давай покажем, как бегемотики рот широко

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если

Весёлая артикуляционная гимнастика «Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота Подшутить над ним охота. «Бегемотик» Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

Коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

1.Ход занятия.

2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).

3.Дыхательная гимнастика.

4.Произношение звука [Ш] в слогах.

5.Автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра «Запомни и повтори»

Игра «Рифмы» (чистоговорки)

Игра «Назови ласково»

Игра «Новые слова»

6.Физ.минутка.

Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).

7.Деление слов на слоги.

8.Звуковой анализ слов.

9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)

I.Ход занятия.

Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку: «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.

II.Артикуляционная гимнастика.

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя … О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

«Бабочка»

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

«Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку).

«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

IV.Слоговые ряды:

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша Аш – аш –аш

Шо – шо – шо Ош – ош – ош

Шу – шу – шу Уш – уш – уш

Ши – ши – ши Иш – иш – иш

Ша – ша – шо Аш –ош – аш

Ши – шу –шу Уш –аш – уш

Шо –ши – шо Ош – иш –ош

Шу – ша – ша Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

В) с изменением ударения

Ша-ша- ша Шо-шо- шо

Ша- ша -ша Шо- шо -шо

Ша -ша-ша Шо -шо-шо

Шу -шу-шу Ши -ши-ши

Шу- шу -шу Ши- ши -ши

Шу-шу- шу Ши-ши- ши

«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.

«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.

Игра «Запомни и повтори»

Уши-мыши-лапша-каша

Шуба-шило-афиша-шипы

Игра «Рифмы»

«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»

Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)

Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)

Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

Игра «Назови ласково»

Лошадь –

Корова –

Кошка –

Петух –

Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.

Пар –

Тапка –

Губы –

Топот –

Мыло –

Споры –

VI.Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения:

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.

Карандаш, мешок, шапка.

«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.

X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)

Какой мы сегодня звук учились произносить?